ВВЕДЕНИЕ
аудит кассовая операция
Аудит как форма государственного финансового контроля существует много сотен лет. Возникновение аудита связано с появлением акционерных обществ, когда произошло разделение интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономическим субъектом (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы) которые в свою очередь не желали полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтера.
Такую объективную информацию мог дать только не зависимый от проверяемого экономического субъекта специалист. Для получения такой уверенности приглашались специалисты для подтверждения достоверности финансовой отчетности — аудиторы .
Современное развитие аудит получил в 19 веке. Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным развитием рыночных отношений в 1844 г. вышла серия законов о компаниях, согласно которым их Правления были обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Вопрос о необходимости аудита в современной России возник с начала рыночных преобразований. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую формируясь с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость их появления была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений.
В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:
- государственные контрольно-бюджетные органы;
- ведомственные контрольно-ревизионные службы;
- внутрихозяйственные контрольные службы;
- аудиторские организации и аудиторы.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов и методики аудиторской проверки кассовых операций на предприятии.
Для достижения основной цели курсового проекта, а именно закрепить сформированные общие и профессиональные компетенций и представления об аудиторской деятельности, необходимо решить следующие вопросы:
- изучить и обобщить теоретические аспекты аудита кассовых операций;
- рассмотреть методику проведения аудита кассовых операций;
- провести организационно — экономическую характеристику аудируемого лица;
- разработать план, программу проведения аудита и тесты внутреннего контроля.
Объект исследования — аудит кассовых операций.
Аудит кассовых операций на примере предприятия
... предприятия ЗАО «Оренбургбурнефть» раскрыть существенные аспекты аудита расчетов по кассе и раскрыть проблемы и перспективы аудита кассовых операций, что ... информацию можно получить из журналов «Главный бухгалтер», «Бухгалтерский учет», «Советник бухгалтера», где также раскрыты некоторые аспекты проведения аудита. Цель курсовой работы – на примере ...
Предмет исследования — методика проведения аудита кассовых операций.
Объект наблюдения ОАО «Мосэнергосбыт».
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Денежные средства организации: понятия, характеристика, функции
В силу физических и экономических свойств деньги (наличные и безналичные) существуют как универсальное средство платежа. Будучи движимой вещью, деньги, характеризуются такими свойствами, как заменимость и делимость. И здесь не имеет принципиального значения форма денег.
Денежные средства представляют собой аккумулированные в денежной форме активы организации, находящиеся в ее кассе в виде наличных денег и денежных документов, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и пр. Объемом имеющихся у организации денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется платежеспособность организации — одна из важнейших характеристик ее финансового положения.
К кассовым операциям относятся хранение и транспортировка наличных денег, их прием и выдача организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
На самом деле спектр кассовых операций достаточно широк. Понятие «касса» обозначает и собственно помещение для хранения и выдачи денег, и бухгалтерские операции по их учету, и применение контрольно-кассовой техники. Кроме того, к числу кассовых операций относятся безналичные расчеты пластиковыми карточками, учет и хранение бланков строгой отчетности, а также иных документов, движение которых производится через кассу предприятия.
Однако для большинства организаций основным предназначением кассы является все-таки прием и выдача наличных денежных средств. И наиболее важно при этом правильно оформить документы. Ведь первичные документы по кассовым операциям — всегда объект пристального внимания контролирующих органов.
Денежные средства находятся в постоянном движении. Ими рассчитываются с поставщиками и подрядчиками, с покупателями, с заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с банками, с работниками, с различными юридическими и физическими лицами. Платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, а в условиях инфляции — и к прямым потерям за счет их обесценивания. Поэтому, эффективное управление денежными потоками имеет важное значение, для предпринимательской деятельности организации.
Для работы с наличными деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные «Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Все придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности организации.
Учет и анализ движения денежных средств в организациях (на материалах ...
... наличии и движении денежных средств организации. Все это придает особое значение учету и анализу денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности предприятия. Целью бухгалтерского учета операций с денежными средствами является ...
Основными функциями бухгалтерского аппарата по учету денежных средств будут обеспечение контроля, за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины, эффективностью использования собственных и заемных денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. Поэтому основными задачами бухгалтерского учета денежных средств будут:
- § контроль правильности документального оформления, законности и целесообразности операций с наличными и безналичными денежными средствами, полное и своевременное отражение их в учете;
- § обеспечение сохранности денежных средств и документов в кассе, регулярное проведение инвентаризаций, выявление их результатов и организация своевременного взыскания с виновников недостач;
- § обеспечение своевременности, полноты и достоверности расчетов по всем видам платежей и поступлений, взыскание дебиторской и погашения кредиторской задолженностей;
- § выявление возможностей более рационального использования и вложения свободных денежных средств.
В процессе предпринимательской деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Стоит сказать — Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации и др. Этот нормативный документ предусматривает несколько основных элементов контроля со стороны государства за движением наличных денежных средств.
Национальный банк осуществляет централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, кассовое исполнение бюджета и участвует в формировании сводного валютного плана. Он производит эмиссию денег, кредитование, финансирование и расчетное обслуживание организаций и учреждений.
Деньги — всеобщий эквивалент, особый товар, в котором выражается стоимость всех других товаров и при посредстве которого непрерывно совершается обмен продуктами труда между товаропроизводителями.
Роль всеобщего эквивалента исторически закреплена за золотом. Свойство золота выражать стоимость всех других товаров не является естественным, природным свойством. Природа, как указывал К. Маркс, не создает денег.
Таким образом, можно сказать, что сумма денежных средств предприятия формирует общую платежеспособность организации.
1.2 Нормативное регулирование аудита кассовых операций
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности предоставленной на проверку бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица.
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой принятия пользователем бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется. Система нормативного регулирования аудита в Российской Федерации представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
Уровни регулирования |
Виды и наименования нормативных документов |
Область регулирования |
|
Первый |
Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, а также законами «Об аудиторской деятельности», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. |
Определяют место, цель и задачи аудита в финансово — экономической системе, субъекты обязательного аудита, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, виды и меры ответственности |
|
Второй |
Международные стандарты аудита |
Призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового |
|
Третий |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлениями Правительства, а также Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказами МФ РФ. |
Определяют единые требования к порядку проведения аудита, устанавливают нормы аудита, однозначно интерпретируемые всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом, содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения, а также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки |
|
Четвертый |
Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов |
Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. |
|
Пятый |
Рекомендации в области аудиторской деятельности |
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций Минфина РФ;
|
|
Шестой |
Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (внутрифирменные стандарты).
|
Документы, необходимые для реализации стандартов Должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя как основополагающие, так и конкретные процедуры проведения аудита. |
|
Регулирование аудиторской деятельности осуществляет специально созданная система, в которую входят:
Уполномоченный федеральный орган создается в целях государственного регулирования аудиторской деятельности.
Совет по аудиторской деятельности создается при уполномоченном федеральном органе в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.
Состав совета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, нормы профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.
Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC).
В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:
1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в между- народном масштабе.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности — определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, устанавливают нормы аудита.
Методические рекомендации Минфина РФ разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и федеральными стандартами аудиторской деятельности и могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.
Саморегулируемая организация аудиторов — это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты аудиторских организаций — регламентируют деятельность аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между:
- § сотрудниками и администрацией аудиторской организации;
- § аудиторской организацией и контролирующими органами;
- § аудиторской организацией и экономическим субъектом;
- § аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы;
- § самими аудиторами.
Внутренние стандарты аудиторских организаций — регламентируют деятельность аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов.
Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности не могут противоречить федеральным правилам (стандартам), и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.
Контроль качества аудиторской деятельности направлен на:
- предупреждение неправильной оценки аудиторского риска;
- достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;
- обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторские проверки по договорам заключенным в 2016 году должны проводиться по стандартам Российской Федерации, а по договорам заключенным в 2017 году — используя международные стандарты проведения аудиторских проверок.
Контроль качества аудиторской деятельности направлен на предупреждение неправильной оценки аудиторского риска; достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора; обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Контроль качества аудиторской деятельности организуется на внешнем уровне (федеральном и уровне саморегулируемых аудиторских организаций) и на внутреннем уровне (внутри аудиторских организаций).
На современном этапе развития ИПБ России и Аудиторская палата России являются несомненными лидерами в становлении системы аудита и общественном регулировании норм данной деятельности.
Основные нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет денежных средств в РФ приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Основные нормативные документы регулирования бухгалтерского учета денежных средств в Российской Федерации
Название нормативного документа |
Краткое содержание |
|
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791) |
Определяет понятие доходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания дохода в отчетности |
|
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) |
Определяет понятие расходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания расхода в отчетности |
|
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» |
Порядок проверки фактического наличия денежных средств. |
|
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению №94н. |
Определяет понятие расходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания расхода в отчетности |
|
Таким образом, можно сделать вывод, что при проведении аудиторской проверки аудиторы используют внутренние стандарты аудиторской организации, разработанные на основе государственных нормативных документов, международных стандартов и стандартов СРО, не противоречащие их требованиям и рекомендациям.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Этапы проведения аудита кассовых операций
Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:
- определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;
- составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;
- проверка организации материальной ответственности кассира;
- документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;
- документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;
- информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:
1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
4) оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);
5) классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);
6) разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);
7) аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);
8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).
Смысл целей аудита заключается в создании структуры, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств. Последовательность работ при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита денежных средств.
На ознакомительном этапе изучаются открытые организацией расчетные и специальные счета.
Основной этап заключается в проведении анализа операций, совершенных в отчетном периоде и осуществленных на основании выписок банка с расчетных счетов за проверяемые месяцы, предоставляемых к проверке в полном объеме.
Заключительный этап аудита кассовых операций заключается в формировании полного пакета всех рабочих документов и оформлении заключительного акта по результатам аудиторской проверки.
Акт аудиторской проверки кассовых операций содержит итоги работы аудитора, оно может быть:
1) однозначное положительное заключение, которое означает, что кассовые операции на предприятии ведутся в соответствии соответственно с действующими нормами законодательства. Ошибок нет, и документы отвечают необходимым принципам и методам;
2) заключение с оговоркой предполагает, что недочеты есть, но их наличие составляет незначительную часть, и они легко исправляются. Такой итог может быть, если объем аудита не дает оснований сделать однозначно положительный вывод;
3) отрицательное заключение информирует, что отображение и проведение кассовых операций, законодательству не соответствует. Значит, есть грубые ошибки или во время инвентаризации в кассе обнаружена либо недостача, либо множество исправлений в документах.
Изучение этапов проведения аудита кассовых операций показало для чего нужна данная проверка и в какой последовательности должна проводиться.
2.2 Методика проведения аудита кассовых операций
Предварительное знакомство с системой внутреннего контроля на предприятии позволяет аудитору оценить, как обеспечивается сохранность и целевое использование наличных денежных средств. При возникновении подозрений в возможных хищениях средств из кассы, других злоупотреблениях аудитору следует рекомендовать руководству провести инвентаризацию кассовой наличности. По предварительной договоренности с руководством предприятия внезапная проверка кассы может быть проведена с участием аудитора и сразу же после начала аудиторской проверки.
Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:
- § проверка правильности документального оформления операций по кассе;
- § оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
- § анализ правильности списания денежных средств в расход;
- § проверка соблюдения кассовой дисциплины;
- § выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.
Далее аудитор устанавливает законность совершения кассовых операций, их соответствие Письму Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ». В зависимости от объема кассовых операций и степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля на предприятии может быть осуществлена сплошная или выборочная проверка кассовых документов.
Приступая к проверке кассовых операций, аудитор выясняет правильность их документального оформления (полнота заполнения реквизитов приходных и расходных документов; обязательная регистрация приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.; наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств; отсутствие исправлений, подчисток и т.п.).
Для этого изучаются отчеты кассира с приложенными первичными документами и кассовая книга. Последняя должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и вестись в одном экземпляре. Записи в кассовой книге должны быть идентичны записям в отчете кассира и подтверждаться первичными документами.
Если на предприятии учет кассовых операций компьютеризирован, то допускается ведение кассовой книги в электронном виде, листы которой распечатываются на принтере в двух экземплярах (первые экземпляры периодически сброшюровываются в виде книги, второй экземпляр служит отчетом кассира).
В этом случае аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечением эксперта в защищенности программы от несанкционированного доступа кассира и других лиц с целью изменения нумерации документов (программа должна генерировать следующий номер приходных и расходных документов автоматически при их подготовке и распечатке бланка).
В выборку, как правило, включаются кассовые документы за один или два квартала или за один месяц в каждом квартале отчетного периода. Если количество ошибок и неправильно оформленных документов превысит запланированное аудитором допустимое количество ошибок, целесообразно проверить и остальные кассовые документы.
При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выявлению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности (поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других доходов).
Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах фактурах, лентах кассового аппарата и др. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам.
Проверяя расходование наличных денег из кассы, аудитор должен обратить внимание на документальную обоснованность выдачи денег (наличие приказов на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы, доверенностей от сторонних организаций, исполнительных листов).
Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку (на заработную плату, на выплату различных пособий, на командировочные, хозяйственные, представительские расходы, на выдачу ссуд сотрудникам и т. д.), соблюдение лимита кассы.
Выясняется соблюдение установленного лимита расчета наличными деньгами между юридическими лицами.
Устанавливаются факты оплаты сотрудникам произведенных хозяйственных расходов без оформления авансовых отчетов, повторной оплаты по ранее оформленным документам, присвоения денежных сумм по подложным документам и др.
В заключение исследуется правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов, подсчета оборотов, наличных средств и их остатков.
Для этого сверяются данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц периода по датам. Выявленные расхождения между сравниваемыми показателями означают наличие ошибок, которые могут быть как непреднамеренными, вызванными невнимательностью бухгалтера при подсчете, так и преднамеренными. Последние требуют получения письменных объяснений и оперативного информирования руководителя предприятия. В любом случае обнаруженные аудитором ошибки и недостоверные данные обязательно регистрируются в его рабочих документах.
По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.
В описательной части аудиторского отчета (письма руководству) должны быть изложены результаты проверки по следующим основным направлениям:
1) состояние системы внутреннего контроля;
2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;
3) соблюдение законодательства при совершении аудируемым лицом
хозяйственных операций;
4) выявленные нарушения и рекомендации по их исправлению.
В ходе аудиторской проверки кассовых операций аудитору приходится решать вопрос о необходимости проведения инвентаризации кассы. Действующие нормативно законодательные акты не дают однозначного ответа о необходимости такой инвентаризации. Поэтому аудитору целесообразно действовать следующим образом.
Если инвентаризация предусмотрена в договоре на аудиторскую проверку или если осуществляется обязательная аудиторская проверка за текущий отчетный период, инвентаризацию кассы проводить необходимо, так как в соответствии с отечественными стандартами аудитор несет ответственность за проверку правильности отражения в финансовой отчетности событий, произошедших после даты составления баланса до даты составления аудиторского заключения.
Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Порядок проведения инвентаризации кассы может быть следующим: при наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа к ним после начала аудиторской проверки. Кассир должен составить кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки.
Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы не оприходованных и не списанных в расход денег не имеется. После этого осуществляется пересчет наличных денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.
Результаты проверки оформляются составлением акта, который подписывают аудитор, главный бухгалтер экономического субъекта и кассир.
В случае выявления излишков или недостачи денежных средств или денежных документов и других ценностей аудитору необходимо взять письменное объяснение у кассира о причинах их возникновения. При выявлении крупной недостачи денежных средств аудитор обязан сообщить о выявленных фактах руководителю предприятия и поставить вопрос об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки.
При инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ руководителя о назначении кассира; заключены ли с кассиром и другими сотрудниками бухгалтерии договоры о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы; соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации. Аудитор обязан также получить ответы на следующие вопросы: проводятся ли периодические и внезапные ревизии кассы; не превышают ли наличные денежные средства, находящиеся в кассе, установленный лимит.
При аудите также проводится инвентаризация денежных документов, находящихся в кассе, и иностранной валюты.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности аудируемой организации.
Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
Планирование аудита — самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.
Планирование позволяет обеспечить эффективную и экономически оправданную аудиторскую проверку. Общий план аудита кассовых операций заполняется в форму следующего вида таблица 3.
Таблица 3 — Общий план аудита кассовых операций
Проверяемая организация |
|
Период аудита |
|
Руководитель аудиторской группы |
|
Состав аудиторской группы |
|
Общий уровень существенности, тыс.р. |
|
Аудиторский риск, % |
|
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование аудита регулируется ФПСАД 3 «Планирование аудита» и проводится с целью:
- § получения необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности функционирования системы внутрифирменного контроля;
- § определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
- а) комплексности планирования;
- б) непрерывности планирования;
- в) оптимальности планирования.
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:
- § это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;
- § поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
- § позволит избежать недоразумений с клиентом.
Задачами планирования аудита являются:
- § установление этапов и сроков работы с клиентом;
- § определение затрат;
- § рациональное использование рабочего времени специалиста;
- § подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
- § определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
- § распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
- § создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;
- § обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.
Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что оно:
- § способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
- § позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
- § позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- деятельность аудируемого лица;
- характер системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- предполагаемые уровень риска и существенность;
- характер, временные рамки и объем процедур;
- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
- прочие аспекты.
Программа аудита — набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Программа аудита кассовых операций заполняется в форму следующего вида таблица 4.
Таблица 4 Программа аудита кассовых операций
Проверяемая организация |
|
Период аудита |
|
Руководитель аудиторской группы |
|
Состав аудиторской группы |
|
Общий уровень существенности, тыс. руб. |
|
Аудиторский риск, % |
|
Получение информации о деятельности аудируемого лица — важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
В соответствии с рекомендациями, изложенными в общероссийском стандарте «Существенность и аудиторский риск» аудитор может установить уровень существенности для каждого из базовых показателей либо вычислить единый уровень существенности для всех показателей, выбранных в качестве базовых.
Уровень существенности — под существенностью понимают свойства информации бухгалтерской отчетности влиять на экономические решения квалифицированного пользователя такой информации.
Для расчета существенности базовых показателей составляется таблица 5 вида:
Таблица 5 — Уровень существенности базовых показателей
Наименование аудируемого лица |
Шрифт |
|||
Проверяемый период |
||||
Дата и номер договора |
||||
Ф.И.О. лица, составившего документ |
||||
Дата составления документа |
||||
Ф.И.О. лица проверившего документ |
||||
Дата проверки документа |
||||
Наименование рабочего документа |
||||
Базовые показатели |
Значение базового показателя, тыс. р. |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. р. |
|
Аудиторский риск заключается в вероятности того, что по итогам аудиторской проверки бухгалтерской и финансовой отчетности может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что аудиторская проверка проводится согласно разработанным плану, программе проведения аудита, с учетом существенности и аудиторских рисков.
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Организационно — экономическая характеристика аудируемого лица
Открытое акционерное общество (ОАО) «Мосэнергосбыт » создано решением Общего собрания акционеров ОАО «Мосэнерго» (Протокол от 02 марта 2005 г №1).
Сокращенное наименование: ОАО «Мосэнергосбыт».
Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией ФНС № 46 по г. Москве за номером 77 № 005900308 от 01 апреля 2005 года.
ОГРН 1057746557329
Фактическая дата начала деятельности Общества — 01.04.2005 г.
Местонахождение: 117312, Москва, ул. Вавилова, д. 9.
Телефон: +7(499) 132-98-23Факс: +7(499) 132-98-23
Общество является крупнейшей энергосбытовой компанией в России (реализует 8% вырабатываемой в России электрической энергии, что составляет 65,3 млрд. кВт/ч в год) и имеет статус гарантирующего поставщика Москвы и Московской области.
ОАО «Мосэнергосбыт» имеет 12 отделений в г. Москве, 14 территориальных отделений в Московской области, 2 филиала.
Число работников списочного состава Общества по состоянию на 31 декабря 2014 г. Составило 4443 человека, на 2013 г. — 4366 человек.
Основное направление деятельности Общества поставка — электрической энергии потребителям Московского региона.
Также в число главных направлений деятельности «Мосэнергосбыт» входят:
- покупка электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);
- реализация (продажа) электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам);
- оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги;
- диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии;
- оказание услуг по организации коммерческого учета;
- предоставление коммунальных услуг населению;
- разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий;
- выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов;
- инвестиционная деятельность;
- оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам.
Структура и динамика имущества и источников его формирования представлена в таблице 6.
Таблица 6 — Анализ структуры и динамики имущества ОАО «Мосэнергосбыт» за 2015-2016 гг., млн. руб.
Показатели |
Абсолютная величина, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Изменение (2016 г. к 2015 г.) |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
абсолютное |
относительное |
||
Внеоборотные активы |
6,468 |
6,957 |
18,83 |
17,98 |
0,489 |
— 0,85 |
|
Оборотные активы |
27,892 |
31,748 |
81,17 |
82,02 |
3,857 |
0,85 |
|
БАЛАНС |
34,360 |
38,706 |
100 |
100 |
4,346 |
0 |
|
По результатам проведенного в таблице 4 анализа, можно сделать следующие выводы, что за анализируемый период произошло:
1. Увеличение внеоборотных активов на сумму 0,489 млн. руб., их удельный вес в структуре баланса уменьшился на 0,85 % и составил 17,98 %.
2. Увеличение оборотных активов на сумму 3,857 млн. руб., их удельный вес в структуре баланса также увеличился на 0,85 % и составил 82,02 %.
Таблица 7 — Анализ структуры капитала ОАО «Мосэнергосбыт» за 2015-2016 гг., млн. руб.
Показатель |
Абсолютная величина, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Изменение, +. — |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
1. Капитал и резервы, в том числе: |
7,234 |
7,814 |
21,05 |
20,19 |
+0,58 |
|
Уставный капитал |
0,282 |
0,282 |
0,82 |
0,73 |
0 |
|
Нераспределенная прибыль |
4,640 |
5,226 |
13,5 |
13,5 |
+0,586 |
|
2. Долгосрочные обязательства, в том числе |
0,667 |
0,457 |
1,94 |
1,18 |
-0,21 |
|
Заемные средства |
— |
— |
— |
— |
— |
|
3. Краткосрочные обязательства, в том числе |
26,459 |
30,435 |
77 |
78,63 |
+3,976 |
|
Заемные средства |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Кредиторская задолженность |
24,656 |
28,562 |
71,76 |
73,79 |
+3,906 |
|
БАЛАНС |
34,360 |
38,706 |
+4,346 |
|||
В результате проведенного в таблице 7 анализа можно сделать выводы, что за анализируемый период произошло:
- увеличение капитала и резервов на сумму 0,58 млн. руб. за счет нераспределенной прибыли, удельный вес которой составляет 13,5 % в структуре капитала;
- уменьшение долгосрочных обязательств на сумму 0,21 млн.
руб. удельный вес также уменьшился на 0,76% и составил 1,18 % в структуре капитала;
- увеличение краткосрочных обязательств на сумму 3,976 млн. руб. удельный вес также увеличился на 1,63 % и составил 78,63 % в структуре капитала.
Ликвидность организации — это наличие на ее балансе оборотных средств в таком размере, чтобы оно было достаточным для погашения краткосрочных обязательств этого предприятия. Ликвидность — это основа платежеспособности каждого предприятия, то есть его способность и возможность полностью и своевременно выполнять собственные платежные обязательства. Важной характеристикой, влияющей на условия и формы сделок. Баланс считается ликвидным, если выполняются следующие соотношения: А1 > = П1, А2 > = П2, А3 > = П3, А4 < = П4. Определим по структуре активов и пассивов баланса степень ликвидности таблица 8.
Таблица 8 — Структура активов и пассивов баланса ОАО «Мосэнергосбыт» по степени ликвидности и срочности за 2015-2016 гг., млн. руб.
Показатели |
Условные обозначения |
Порядок расчета |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение (+; _) |
|
Наиболее ликвидные активы |
А1 |
9,88 |
14,928 |
+5,048 |
||
Быстро реализуемые активы |
А2 |
17,539 |
16,408 |
-1,130 |
||
Медленно реализуемые активы |
А3 |
Стр.1210 + 1220 + 1260 |
0,538 |
0,347 |
-0,191 |
|
Труднореализуемые активы |
А4 |
6,468 |
6,956 |
+0,489 |
||
Наиболее срочные обязательства |
П1 |
24,656 |
28,562 |
+3,905 |
||
Пассивы средней срочности |
П2 |
Стр. 1510 +1540 + 1550 |
1,803 |
1,874 |
+0,071 |
|
Долгосрочные пассивы |
П3 |
0,667 |
0,457 |
-0,210 |
||
Постоянные пассивы (стр. 1300) |
П4 |
7,234 |
7,814 |
+0,580 |
||
Баланс |
34,36 |
38,706 |
+4,35 |
|||
Условие ликвидности |
||||||
А1>=П1 |
Условие не выполняет |
Условие не выполняет |
||||
А2>=П2 |
Условие выполняет |
Условие выполняет |
||||
А3>=П3 |
Условие не выполняет |
Условие не выполняет |
||||
А4<=П4 |
Условие выполняет |
Условие выполняет |
||||
По результатам проведенного в таблице 8 анализа можно сделать вывод, о том, что условие ликвидности баланса не выполняется, поэтому баланс считается не ликвидным. Изменение показателя текущей ликвидности в основном обусловлено снижением балансовой дебиторской задолженности.
В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют уровень рентабельности. Данный показатель объединяет целый ряд частных показателей эффективности. Поэтому изменение уровня рентабельности отражает динамику эффективности всех сторон деятельности организации.
Таблица 9 — Анализ финансовых результатов ОАО «Мосэнергосбыт» за 2015-2016 гг.
Показатель |
Абсолютная величина, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Изменение (2016 г. к 2015 г.) млн. руб. |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
1. Выручка |
241,564 |
254,41 |
166,16 |
165,78 |
12,846 |
|
2. Себестоимость продаж |
83,683 |
89,41 |
34,64 |
35,14 |
5,727 |
|
3. Валовая прибыль (убыток) |
157,882 |
165,003 |
65,36 |
64,86 |
7,121 |
|
4. Коммерческие расходы |
153,354 |
159,714 |
63,48 |
62,78 |
6,36 |
|
5. Управленческие расходы |
1,742 |
1,727 |
0,72 |
0,68 |
— 0,015 |
|
6. Прибыль (убыток) от продаж |
2,785 |
3,562 |
1,15 |
1,4 |
0,777 |
|
7. Прибыль (убыток) до налогооблажения |
1,121 |
1,487 |
0,46 |
0,58 |
0,366 |
|
8. Чистая прибыль (убыток) |
0,839 |
0,855 |
0,35 |
0,34 |
0,016 |
|
Рентабельность предприятия — это показатель эффективности, с которой используются основные фонды, рассчитываемый как отношение прибыли к усредненной стоимости основных, а также оборотных активов. Прибыль и рентабельность предприятия напрямую взаимосвязаны между собой.
Таблица 10 — Оценка рентабельности ОАО «Мосэнергосбыт» за 2015-2016 гг.
Показатель |
Формула расчета |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение (+; _) |
|
Рентабельность активов, % |
(Прибыль до налогообложения / Активы средние)
|
5,794 |
8,655 |
+2,861 |
|
Собственный капитал, средний, млн. руб. |
(С. 1300 н.г. + С. 1300 к.г.)/2 |
7,064 |
7,524 |
+0,46 |
|
Рентабельность собственного капитала, % |
(Чистая прибыль / Собственный капитал, средний)
|
11,88 |
11,36 |
-0,52 |
|
Рентабельность хозяйственной деятельности, % |
(Чистая прибыль / Себестоимость продаж)·100 = (с.2400 / с.2120)
|
1 |
0,96 |
-0,04 |
|
В результате анализа в таблице 10 можно сделать вывод, что незначительное изменение показателя обусловлено превышением величины прироста собственного капитала над величиной чистой прибыли по итогам 2016 года.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что за отчетный 2016 год в ОАО «Мосэнергосбыт» произошли изменения финансовых показателей: увеличились оборотные и внеоборотные активы, произошло увеличение капитала и резервов, увеличились краткосрочные обязательства и уменьшились долгосрочные обязательства, что повлияло на ликвидность организации.
3.2 Разработка плана, программа проведения аудита и тестов внутреннего контроля.
Уровень существенности — это предельно допустимая ошибка в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность, скорее, определяет пороговое значение или точку отсчета и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной. В этом заключается основной признак существенности информации.
Определение уровня существенности отражено в таблице 11.
Таблица 11 — Показатели для расчета единого уровня существенности ОАО «Мосэнергосбыт» за 2016 г.
Наименование аудируемого лица |
ОАО «Мосэнергосбыт» |
РД Зп |
||
Проверяемый период |
2016 год |
|||
Дата и номер договора |
13.02.2017 г. № 00023 |
|||
Ф.И.О. лица, составившего документ |
Никулина Н.Г. |
|||
Дата составления документа |
28.02.2017 г. |
|||
Ф.И.О. лица проверившего документ |
Рудлицкая Н.В. |
|||
Дата проверки документа |
02.03.2017 г. |
|||
Наименование рабочего документа |
||||
Базовые показатели |
Значение базового показателя, тыс.р. |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс.р. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Валовая прибыль |
165003 |
5 |
8250,15 |
|
Выручка от реализации без НДС |
254409 |
2 |
5088,18 |
|
Валюта баланса |
14928 |
2 |
298,56 |
|
Капитал и резервы |
7814 |
10 |
781,4 |
|
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
89406 |
2 |
1788,12 |
|
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(8250,15+5088,2+298,56+781,4+1788,12)/5=3241,29 тыс. р.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(3241,29 — 298,56) / 3241,29
- 100% = 90,79%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(8250,15 — 3241,29) / 3241,29
- 100% = 154,53%.
Поскольку и в том и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 298,56 тыс. руб., 8250,15 тыс. руб. и 781,4 тыс. р. не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим новую среднюю величину:
(5088,2 + 1788,12) / 2 = 3438,16 тыс. р.
Полученную величину допустимо округлить до 4000 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различия между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(4000 — 3438,16) / 4000 100% = 14,05%, что находится в пределах 20%.
Уровень точности (4000
- 75%) = 3000 тыс. р.
Составили и документально оформили общий план аудита, описали в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки в виде таблицы 12.
Таблица 12 — Общий план аудита кассовых операций
Проверяемая организация |
ОАО «Мосэнергосбыт» |
||
Период аудита |
2016 год |
||
Руководитель аудиторской группы |
Никулина Т.Г. |
||
Состав аудиторской группы |
Иванова Т.А., Сизов О.Е., Титова Е.П. |
||
Общий уровень существенности, тыс.р. |
4000 |
||
Аудиторский риск, % |
|||
Планируемые виды работ |
Исполнители |
Дата |
|
1. Распределение бюджета проверки по стадиям проведения аудита (стадия планирования, стадия проведения аудита, стадия оформления результатов аудита и составления аудиторского заключения) и исполнителям. |
Никулина Т.Г. |
13.02.2017 |
|
2. Составление и направление запроса о предоставлении необходимой информации. |
Иванова Т.А. |
15.02.2017 |
|
3. Изучение аудиторского заключения и других материалов предыдущего аудитора. |
Сизов О.Е. |
15.02.2017 |
|
4. Изучение бизнеса аудируемого лица: — виды деятельности; — анализ организационно-управленческой структуры; — анализ ситуации на рынке сбыта продукции (услуг); — анализ зависимости от крупных поставщиков сырья и потребителей; — наличие дочерних и зависимых организаций, филиалов. |
Титова Е.П. |
15.02.2017 |
|
5. Изучение учредительных документов |
Титова Е.П. |
15.02.2017 |
|
6. Анализ учета кассовых операций — проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета; — проверка оформления первичной учетной документации; — полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным учетных регистров; — соблюдение Обществом размеров лимита остатка денежных средств в кассе; — правомерность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и налогообложения выплат, производимых через кассу Общества; |