Введение
В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.
Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, целей деятельности, основных механизмов кредитования и роль в международных валютно-кредитных отношениях важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.
Цель курсовой работы: изучение Международного валютного фонда, его принципов функционирования и основных целей создания.
Задачи курсовой работы: изучение истории возникновения МВФ и его организационной структуры; рассмотрение целей и основных задач деятельности МВФ; отдельное изучение условий членства в МВФ и основных механизмов кредитования; рассмотрение специфики Группы Всемирного банка, выявление общих черт и различий МВФ и МБРР, а также отдельного рассмотрения уделялось взаимоотношениям МВФ с Россией.
Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования — роль МВФ в международно-кредитных и финансовых отношениях. Из авторов литературы, в которой рассматривается деятельность МВФ и его основные принципы функционирования, следует отметить Моисеева С.Г., Хасбулатова Р.И. и Красавину Л.Н., а также документы МВФ, материалы официального сайта МВФ и других специализированных электронных ресурсов.
Глава 1. МВФ. Его история и структура
1.1 История возникновения МВФ
МВФ было решено создать в июле 1944 г. на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, в американском штате Нью-Хемпшир. На ней делегаты от 44 государств договорились об основах сотрудничества, призванного не допустить повторения экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. В тот период в целях сохранения золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для резидентов возможность покупать товары за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако принятые решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться из ловушки кризиса. Экономическая политика в стиле «разори соседа», популярная в 1930-х гг., подорвала международную экономику: объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни. С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях. В результате на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов. Главными архитекторами послевоенной международной экономической системы стали специалист Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт и известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс.
Балансовый метод в статистическом изучении основных фондов
... балансы (МОБ). Расчетная часть работы проводилась в программе Microsoft Excel. В курсовой работе будет рассмотрен именно балансовый метод в статистическом изучении основных фондов. ... основных производственных фондов выполняют не одинаковую роль в производственном процессе, то их делят на активные и пассивные. Активная часть основных фондов - это совокупность основных производственных фондов, ...
Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.; в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, как они были сформулированы в 1944 г. С тех пор в мире произошел значительный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве государств уровень благосостояния резко возрос по сравнению с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл подъемов и спадов.
В течение десятилетий, прошедших со Второй мировой войны, в глобальной экономике помимо роста благосостояния произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации к изменившимся условиям и реформ. Быстрый прогресс в области технологий и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию тесных связей между экономиками стран.
Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ — СССР (затем — России и странам СНГ).
1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьисоглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией.
На сегодняшний день в состав МВФ входят 186 стран, почти все страны — члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.
1.2 Организационная структура МВФ
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе
... комитет (24 члена, обычно два заседания в год) консультирует Совет Управляющих по вопросам, связанным с текущим контролем за мировой ... в Вашингтоне. Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, ... всех вопросов, касающихся деятельности Фонда, внесения изменений в его ... банком. Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов ...
Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США).
Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, ее число голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).
Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %).
Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (англ. International Monetary and Financial Committee, IMFC).
Выравнивание бюджетной обеспеченности, формирование и распределение ...
... От успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики. Выравнивание бюджетной обеспеченности, формирование и распределение районного фонда финансовой поддержки поселений Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в ...
C 1974 г. до сентября 1999 г. Его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Россию представляют Можин А.В. и Лушин А. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF — World Bank Development Committee).
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. — около 2700 человек из более чем 140 стран).
Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).
Глава постоянного представительства МВФ в России — Невен Матес.
Организационная структура МВФ приведена в приложении 1.
Глава 2. Сущность, цели деятельности и механизмы кредитования
2.1 Сущность МВФ и цели деятельности
МВФ как организация представляет интересы 186 стран (по состоянию на июнь 2008 г.).
Целями его работы являются укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечение финансовой стабильности, развитие международной торговли, содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращение бедности.
Международный валютный фонд (МВФ)- это межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:
Во-первых, усилением интернационализации хозяйственной жизни, образованием ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы. Во-вторых, развитием межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. В-третьих, необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
МВФ — это институт сотрудничества, который стремиться установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами.
Статьи Соглашения об учреждении МВФ обязывают страны-члены позволять обмены национальных валют на иностранные свободно и без ограничений, информировать Фонд о предполагаемых изменениях в финансовой и валютной политике страны, которые могут влиять на экономику других стран-членов, и по возможности модифицировать свою политику в соответствии с рекомендациями МВФ (с целью согласования с нуждами всех членов содружества).
Международные финансовые фонды
... международных финансовых фондов Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами ... списка использованных источников. 1 Финансы в международном экономическом процессе 1. 1 Сущность международных экономических отношений ...
Фонд стремится предотвращать кризисы в международной системе, поощряя проведение государствами обоснованной экономической политики. В то же время — как следует из его названия — фонд также представляет собой пул финансовых средств, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансировании для решения проблем платежного баланса.
Основные функции МВФ:
- содействие международному сотрудничеству в денежной политике
- расширение мировой торговли
- кредитование
- стабилизация денежных обменных курсов
- консультирование стран дебиторов
- разработка стандартов международной финансовой статистики
- сбор и публикация международной финансовой статистики
Среди целей деятельности МВФ, согласно его уставу, значится несколько пунктов:
1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
2.Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
4.Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
5.За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
6.В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
Для реализации перечисленных целей МВФ осуществляет следующую деятельность:
¦ Проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне, а также дает государствам-членам конкретные рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт. Например, в своем годовом обзоре японской экономики за 2003 г. Исполнительный совет МВФ призвал власти Японии принять комплексный подход для активизации своего корпоративного и финансового секторов, преодоления дефляции и устранения несбалансированности бюджета. Органы финансового регулирования Японии во многом воспользовались рекомендациями МВФ. В течение 2004 г. наблюдение осуществлялось за 115 странами, из которых 92 дали согласие на публикацию оценки фонда.
Классификация стран по уровню социально-экономического развития
... экономического роста. 2. Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны В основу классификация стран по уровню экономического развития ... 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов. Основные ... фонд (МВФ) и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран ...
¦ Предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение экономических проблем. Например, во время Азиатского финансового кризиса в 1997—1998 гг. МВФ принял меры, призванные помочь Южной Корее укрепить валютные резервы. Он обязался предоставить ей $21 млрд для оказания помощи в реформировании экономики, реструктуризации финансового и корпоративного секторов и преодолении экономического спада. За четыре года Южная Корея добилась достаточного подъема в экономике, чтобы возвратить полученные кредиты и одновременно восстановить свои резервы. На начало 2005 г. среди заемщиков фонда числилось 82 страны, которые получили кредитов на общую сумму $90 млрд.
¦ Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции. Например, после распада Советского Союза МВФ проявил инициативу в оказании помощи России, странам Балтии и другим государствам бывшего СССР по созданию казначейских систем центральных банков в рамках перехода от централизованного планирования к рыночным экономическим системам. В 2004 г. в программе технической помощи было занято 367 специалистов МВФ.
Выступает форумом международного обсуждения экономических проблем. Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения не только экономической политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы. К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка стандартов и кодексов для проведения политики и деятельности институтов в соответствующих областях.
При осуществлении надзора за экономической политикой государств-членов МВФ в основном рассматривает результаты экономики в целом, т.е. макроэкономические показатели. К ним относятся общий объем расходов (и их основные компоненты, такие как потребительские расходы и инвестиции), выпуск продукции, занятость и инфляция, а также платежный баланс. В центре внимания МВФ находится макроэкономическая политика страны — политика, связанная с государственным бюджетом, регулированием процентных ставок, денежно-кредитной сферы и обменного курса, а также политика в отношении финансового сектора, включая регулирование банков и других финансовых институтов.
МВФ также уделяет внимание структурной политике, влияющей на макроэкономические показатели, включая политику в отношении рынка труда, определяющую занятость и динамику заработной платы. МВФ консультирует каждое государство-член относительно возможных путей совершенствования его политики в перечисленных областях для более эффективного достижения таких целей, как высокая занятость, низкая инфляция и устойчивый экономический рост — т.е. рост, который можно поддерживать, не создавая таких трудностей, как инфляция и проблемы платежного баланса.
Международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятельности
... данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно- ... особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции. Возможность получения кредита в МВФ ограничена следующими условиями: лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты; фонд ...
2.2 Условия членства в МВФ и механизмы кредитования
При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская йена, фунт стерлингов).
В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.
Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его право голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшими квотами в МВФ располагают США — 17,14% голосов, Япония — 6,15%, ФРГ — 6,01%, Великобритания и Франция по — 4,96%. Квота России составляет 2,75 % голосов. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7-1,8% и перевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда и Аргентины. В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения.
Основные механизмы кредитования и условия кредитования представлены в приложении 2. Вот характеристика основных из них:
1.Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche).
Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке).
Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Международный валютный фонд (МВФ) и его функции
... Основные задачи и направления деятельности. Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами- ... вия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и ...
3.Договоренностио резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria).
Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.
Экономические связи России со странами СНГ
... стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран. Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Несмотря на определенные трудности экономического ... кризисным явлениям, которые уже оказывают своё негативное влияние на экономики стран Содружества. Речь не идёт только о совместных ...
В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.
При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны — заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ходвыполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны — заемщиц.
Глава 3. Деятельность МВФ в странах Восточной Европы
международный валютный фонд кредитование
3.1 Кредитование экономики стран Восточной Европы
Принципы кредитования:
При вступлении в МВФ каждая страна вносит определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте, который является своеобразным членским взносом.
Квоты используются для различных целей. Во-первых, они образуют денежный фонд, которым МВФ может пользоваться для кредитования государств-членов, испытывающих финансовые трудности. Во-вторых, квота служит основой определения суммы средств, которую может заимствовать государство-член, оплатившее свой взнос, или которую государство-член может получить при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос страны, тем больший кредит она может при необходимости получить. В-третьих, квота определяет количество голосов государства-члена. МВФ самостоятельно устанавливает размер взноса по квоте на основе анализа богатства и экономических показателей страны. Чем богаче страна, тем больше ее квота. Размер квоты пересматривается каждые пять лет и может быть увеличен или уменьшен, в зависимости от потребностей МВФ и экономического процветания государства-члена. В 1945 году 35 стран-членов МВФ внесли 7,6 млрд СДР; по состоянию на 30 июня1992 года членами МВФ было выплачено свыше 145,3 млрд СДР. Соединенные Штаты, являясь крупнейшей экономической державой, имеют наибольший взнос в МВФ, составляющий около 18 процентов от общей суммы квот (26 526,8 млн СДР); Республика Палау — островное государство в Тихом океане, имеет наименьшую квоту и внесла 2.2 млн СДР IMF « International Financial Statistics». Yearbook, 1998
Удельный вес стран Восточной Европы в МВФ составляет 29%. 3.3. Финансовая помощь России.
Главный принцип МВФ заключается в том, чтобы помогать странам, испытывающим временные трудности в уравновешивании платежного баланса. Россия же с самого начала (она стала членом Фонда в 1992 г.), по существу, рассматривала его кредиты как средство спасения режима от хронического финансового кризиса. В настоящее время Россия является крупнейшим должником Фонда. По состоянию на конец августа 1998 г. ее долг составлял около 19 млрд. долл. (более 22% мирового итога).
Следом идут Южная Корея (свыше 17 млрд.) и Мексика (8,7 млрд.).
Однако есть большая разница: основная часть долга Кореи представлена так называемым кредитом «стэнд-бай», то есть суммой иностранной свободной валюты, которая еще не взята ею, но может быть использована в любой момент.
Фонд практикует в последние годы формирование крупных кредитных пакетов, включающих деньги других международных организаций, правительств развитых стран и коммерческих банков. Это помогает Фонду экономить свои большие, но все же жестко ограниченные ресурсы, главным источником которых являются взносы развитых стран во главе с Соединенными Штатами. Конгресс США все неохотнее идет на очередное увеличение квот, величина которых определяет размеры взносов, а для стран-должников служит мерой использования кредитов МВФ. В настоящее время Россия получила кредитов на сумму, почти в 4 раза превышающую ее квоту, что представляет собой особую льготу.
Дискуссия о благотворности или злокозненности МВФ идет чуть ли не со времен его основания в 40-х годах. В Советском Союзе было принято относиться к нему резко отрицательно и изображать орудием закабаления американскими империалистами ослабленных войной европейских стран, а затем на протяжении десятилетий — развивающихся. Во многих развивающихся странах также существует сильная оппозиция Фонду и его политике. Дело в том, что он оказывает помощь только при условии жесткой экономии бюджетных средств, соблюдения принципов рыночной экономики, налоговой и кредитной дисциплины. По многим причинам нравится это далеко не всем. Суровую антиинфляционную политику, на которой настаивает Фонд, во многих случаях, прежде всего, обвиняют в том, что она тормозит экономический рост, а то и прямо вызывает спад в экономике. Как известно, подобные обвинения стали постоянными на российской политической сцене. Политика, которую рекомендует своим «клиентам» МВФ, не с руки популистским режимам и политикам: она мешает им проводить социальное расточительство, за что населению потом приходится тяжело расплачиваться. Чиновники, живущие за счет всевозможных ограничений, льгот, квот, разрешений и запрещении, против которых принципиально выступает Фонд, тоже часто не в восторге от его деятельности. МВФ настаивает на необходимости до последнего защищать стабильный курс национальной валюты. Это противоречит интересам хозяев экспортных отраслей экономики, которые предпочитают наживаться за счет очередной девальвации вместо того, чтобы сокращать издержки.
То, что Фонд «увяз» в России, усиливает в последнее время его критику и на Западе. Противники нынешней кредитной активности, развернутой Фондом, указывают на то, что его ресурсы недостаточны, чтобы спасти все неэффективные и расточительные режимы. Уверенность, что в крайнем случае Фонд так или иначе на помощь придет, толкает правительства многих стран к популистской экономической политике, к утрате финансовой дисциплины. Таким образом, МВФ сам косвенно готовит почву для финансового кризиса.
Единодушное мнение западных экспертов вне МВФ заключается в том, что его политика в России провалилась. Но часто пишут и о том, что он в немалой степени несет ответственность и за кризис в Азии и что его помощь Бразилии может не столько выручить ее, сколько углубить кризис.
Российский финансовый кризис требует особого обсуждения, в котором роль МВФ все же должна быть подчиненной. Нельзя не признать, что взаимодействие с МВФ сыграло определенную роль в том, что впервые с начала реформирования российской экономики инфляция была существенно снижена и направлена в контролируемое русло. Была остановлена бесконтрольная эмиссия денег, раздувание дефицита бюджета, обвальное падение курса рубля. Россия присоединилась к восьмой статье Устава МВФ, сделав тем самым значительный шаг на пути достижения внешней конвертируемости рубля. Эти успехи позволили России вступить в 1997 г. в новый, низко инфляционный и в целом более управляемый этап экономического развития, благодаря чему на повестку дня можно поставить новые задачи выхода из кризиса.
Какие же направления решения экономических проблем в России предлагаются Фондом и адекватны ли они российским условиям?
Контроль уровня бюджетного дефицита.
По-прежнему требование регулирования уровня бюджетного дефицита выступает приоритетным направлением политики Фонда в отношении России. Это требование основано на убежденности в том, что финансовая стабилизация, достигаемая, прежде всего путем снижения уровня бюджетного дефицита, выступает важнейшей предпосылкой экономического роста в реформируемой стране. А именно возобновление экономического роста (рост реального ВВП) служило бы важнейшим показателем выхода России из кризиса и появления условий для повышения народного благосостояния.
Проблема достижения экономического роста или увеличения его темпов стоит перед всеми странами с переходной экономикой. Многие из них уже имеют успешный опыт в решении данной проблемы. В связи с этим представляется целесообразным обратить внимание на то, как при этом изменяется дефицит бюджета таких стран.
Недавние эконометрические исследования, проведенные экспертами МВФ, показывают, что существует сильная положительная корреляция между снижением дефицита бюджета и снижением инфляции, а также между снижением инфляции и ростом реального ВВП. Для 26 стран с переходной экономикой, включающих страны бывшего СССР, Восточную Европу и Монголию, статистически подтверждено существование такой корреляции.
Существует много крупных предприятий промышленности (вокруг них возникли целые города), продукция которых чрезмерно дорога, низкокачественна и на нее зачастую нет спроса. Сохранение таких предприятий в их нынешнем виде требует огромных средств из госбюджета Russia Commited to Reform. Sturs Memorial Lecture. IMF Survey, London.16 December.1996.. Необходимо подчеркнуть, что МВФ вовсе не требует их закрытия, однако если снижать уровень дефицита госбюджета, то такие предприятия нужно санировать, перепрофилировать, принимать другие меры для ликвидации их убыточности, но в России пока делать это не торопятся. Конечно, трудности России на этом пути велики: отсутствие средств для модернизации, низкая мобильность рабочей силы и т.д. и т.п., однако необходимо находить выход из таких ситуаций.
МВФ имеет опыт содействия реформированию таких «утяжеленных» отраслей в странах Восточной Европы и Балтии. Этот опыт ценен, но не всегда применим к России. В данных странах доля таких отраслей в общей структуре экономики ниже, чем в России, при единичных случаях закрытия предприятий рабочая сила имела возможность мигрировать на другие рабочие места без значительных трудностей, в том числе в другие населенные пункты при характерной для этих стран небольшой удаленности населенных пунктов друг от друга. Зачастую решение проблемы облегчалось созданием новых рабочих мест в традиционно высоко развитой легкой промышленности, которая уже перестроилась и функционирует в полную силу.
Итак, не вызывает сомнения, что сокращать бюджетный дефицит необходимо. В пользу этого свидетельствуют как теоретический анализ, так и практический опыт. Однако в России решение данной задачи предполагает активное участие государства в создании новых рабочих мест, стимулировании структурной перестройки промышленности, осуществляемой в соответствии не только с экономическими, но и социальными требованиями, другие меры, уменьшающие, если не исключающие, социальные осложнения оздоровления государственного бюджета. Действенность таких мер зависит не от МВФ, а от самой России.
Налоговая реформа.
Острый бюджетный кризис в России обусловлен в первую очередь неполным сбором налогов, что, в свою очередь, не позволяет правительству выполнять свои обязательства по расходной части, приводя к огромной социальной напряженности.
Неприятие значительной частью общества текущей политики правительства (главным образом из-за невыплаты пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы), подогреваемое политикой прокоммунистических партий и объединений, имеет своей первопричиной прежде всего ситуацию со сбором налогов. Это неприятие привело к формированию негативного отношения широких слоев населения к МВФ. Однако МВФ, естественно, не имеет никакого отношения к невыплатам пенсий и зарплат: напротив, требуя соблюдения взаимного соответствия доходов и расходов, МВФ исходит, в частности, из того, что это необходимо для выполнения финансовых обязательств государства перед населением. Именно неспособность российского правительства достичь предусмотренного бюджетом уровня доходов побудило МВФ включить осенью 1996 г. в список своих требований новое требование — по уровню собираемости налогов.
В 1997 г. в фокусе политики Фонда оказалась проблема налоговой реформы в целом. В обращении директора-распорядителя МВФ Мишеля Камдессю к студентам и сотрудникам МГИМО МИД РФ проблема налоговой реформы была названа в числе трех основных проблем России, наряду с достижением экономического роста и борьбой с коррупцией. М. Камдессю подчеркивает, что налоговый кризис близок по своей сущности к кризису демократии как основы современного российского государства: «Кризис неплатежей налогов все еще является серьезной проблемой. Он близок к кризису демократии, поскольку демократия по своему происхождению есть свободное согласие граждан платить налоги и признавать роль государства в их сборе. Когда государство оказывается неспособным к этому, оно порождает огромный риск установления анархии или диктатуры» Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит. 1998. № 6, р. 92.. По мнению М. Камдессю, причины налогового кризиса кроются не в отсутствии средств у пред-приятий-налогоплательщиков, как утверждают многие представители директорского корпуса, а в простом уклонении от уплаты налогов.
По мнению экспертов Фонда, одной из основных причин такой ситуации является тесная связь правительственных чиновников и ряда крупных предприятий, что позволяет последним извлекать выгоду из получаемых налоговых освобождений либо просто уклоняться от уплаты официально начисляемых налогов. Проблема сбора налогов, таким образом, тесно связана с проблемой борьбы с коррупцией. Экспертами Фонда предлагаются различные пути решения проблемы сбора налогов. Они сводятся к упрощению налоговой системы и минимизации исключений из нее, что, в свою очередь, должно сформировать новую культуру платежей налогов. Так, экономист Эндерс Эсланд в своем выступлении перед Университетом Джонса Хопкинса, Вашингтон, отметил, что «единственное долгосрочное решение [проблемы сбора налогов] — снизить налоговые ставки, расширить их базу, устранить исключения и заставить платить всех, кто должен платить». Стратегия упрощения налоговой системы с одновременным снижением налоговых ставок и сведением к минимуму исключений с одновременным повышением эффективности и «прозрачности» государственных расходов представляется нам целесообразной и единственно верной для долгосрочного решения данной проблемы.
Список использованной литературы
1.Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник. М.: Финансы и статистика,2007
2.Лужкова О.М. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие. М.: изд-во МГОУ,2008
3.Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. Учебное пособие. М.: ДиС,2007
4.Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов. Изд-во Питер, 2007
5.Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. М.: Гардарики, 2006
6.Международный Валютный Фонд. МВФ и Россия: [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.cig-bc.ru/library/74190/104568/
7.МВФ. Капитал и резервы: [Электронный ресурс]- режим доступа: www.un.org/russian/ecosoc/imf/whatr.pdf
8.Схема организационной структуры МВФ: [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/orgchartr.htm
9.МВФ и его роль в мировой экономике: [Электронный ресурс]- режим доступа: www.refinances.ru/money/imf/m/…/1.2.html
10.Международный Валютный Фонд: [Электронный ресурс]- режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_валютный_фонд