Денежная масса и ее агрегаты

денежный агрегат кредитный политика

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных, платежных средств и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

Центральный банк, обладая государственной монополией на эмиссию наличных денег, регулирует размеры денежной массы в обращении.

Неграмотная денежно-кредитная политика монетаристского типа приводит к выпуску в обращение избыточной денежной массы и росту инфляции. Кроме того, при проведении денежно-кредитной политики центральный банк может испытывать давление исполнительной власти. Многие политические деятели считают, что можно легко преодолеть любые экономические трудности, стоит только подключить к их решению печатный станок Центрального банка. К тому же «приспособить» количество денег к количеству товаров довольно сложно и трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом количестве не столь сложно. Экономически необоснованная денежно-кредитная экспансия является трудным искушением для правительства и очень многое здесь зависит от твердости позиции, занимаемой Центральным банком.

Банк России тщательно следит за объемами денег, которые эмитируются в экономику, и их соответствием спросу на деньги. Кроме того, деньги в рыночной экономике всегда должны быть в дефиците, так как их получение является одной из главных целей предпринимательской деятельности, составляет основу мотивационного механизма. Они становятся доступными нефинансовым экономическим агентам только после того, как их продукт нашел конечного потребителя и определил свою долю в структуре платежеспособного спроса.

Большой вклад в изучение денежной массы и ее агрегатов внесли такие ученные как Лаврушин О.И., Борискин А.В., и многие другие.

Актуальность темы состоит в том, что контроль над денежной массой является важнейшей составной частью экономической политики страны, поскольку в современном обществе деньги играют существенную роль, они напрямую воздействуют на уровень экономической активности в стране.

Цель курсовой работы состоит в исследовании денежной массы и её агрегатов, а так же проведение анализа изменения денежной массы и ее агрегатов в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучение структуры денежной массы в РФ;
  • Рассмотреть денежную массу и её характеристику;
  • Изучить содержание денежных агрегатов;
  • Проанализировать состояние денежной массы за период;
  • Проанализировать динамику денежных агрегатов;
  • Выявить проблемы денежной массы и решения, а также перспективы развития.

Объект исследования — денежная масса и ее агрегаты.

16 стр., 7998 слов

Инструменты регулирования объёма денежной массы

... самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения денежной массы. К инструментам государственного регулирования денежного обращения ...

Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования денежной массы и её агрегатов.

1. Теоретические основы денежной массы

1.1 Основные понятия денежной массы и её характеристика

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных, платежных средств и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

В денежной массе можно условно выделить две части:

  • Активные деньги — средства, которые постоянно находятся в обращении, обслуживают сделки и розничный товарооборот.
  • Пассивные деньги — средства, находящиеся в накоплениях, сбережениях, а также в остатках на расчетных счетах банковских клиентов.

Активные деньги еще называют деньгами для сделок. Это наличные и безналичные денежные средства, выполняющие функции средств обращения и платежа в процессе совершения сделок купли-продажи.

В пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя прямо использовать в качестве средства обращения и платежного средства. К ним можно отнести денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладов в банках, краткосрочные государственные облигации, депозитные сертификаты и т.д.

Структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства — бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе составляет в среднем 25-30 %, а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов, т. е. безналичными деньгами.

В структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”, которые представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Для анализа изменений количественных изменений денежного обращения на определённую дату и за определённый период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объёма денежной массы используются различные показатели, так называемые денежные агрегаты или параметры, группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий. То есть деньги образованы несколькими составляющими — денежными агрегатами, сумма которых составляет совокупную денежную массу.

3 стр., 1208 слов

Деньги и денежное обращение в Киевской Руси

... выбранной темы заключается в изучении истории денег и денежного обращения в Киевской Руси. Предметом исследования выступает история обращения денег в Киевской Руси. Цель данной работы заключается в изучении основных ... реферат [28,6 K], добавлен 12.05.2010 Происхождение денег. Причины возникновения денег. Первые монеты и их облик. От монеты к ассигнациям. Виды денег и их функции. Полноценные деньги. ...

1.2 Сущность денежных агрегатов

К основным денежным агрегатам, применяемым в финансовой статистике промышленно развитых стран относятся:

Агрегат М1 — это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок”. Они включают в себя наличные деньги (банкноты и монеты в обращении и в кассах предприятий и организаций, казначейские билеты в отдельных странах), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда — кредитные карточки. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

Агрегат М2 — это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1 + срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках (как правило небольших размеров и до 4-х лет), т.е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако, могут превратиться в наличные деньги. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность.

Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока, т.е. срочные вклады обладают меньшей ликвидностью. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов.

Агрегат М3 — включает в себя М2 + крупные срочные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в т.ч. коммерческие векселя, выписываемыми предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создаётся не банковской системой, но находится под её контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат М4 — включает в себя М3 + различные формы депозитов в крупных кредитных учреждениях.

Как видим, наиболее ликвидные средства представлены агрегатом М1, наименее — агрегатом М4.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1, оно укрепляется при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

В экономической статистике РФ используются следующие агрегаты:

  • М0 — наличные деньги, находящиеся в обороте;
  • М1 = М0 + средства на расчетных, текущих счетах и специальных счетах предприятий + депозиты (вклады населения) до востребования;
  • М2 = М1 + срочные вклады;
  • М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственного займа.

Для простоты изложения можно оперировать только двумя основными агрегатами — М0 и М2 (при этом представим М2 = М0 + безналичные средства).

7 стр., 3257 слов

Актуальна на сегодняшний день, так как денежная масса является ...

... за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для из­менения денежной массы. Тема актуальна на сегодняшний день, так как денежная масса является одним ... коммерческие банки и сберегательные учреждения, которые принимают вклады у населения, то есть используют такой финансовый инструмент как открытие счетов. Трансакционные депозиты делятся на: вклады ...

Денежная масса М2 зависит от движения наличных денег и безналичных средств, на которые, в свою очередь, влияют сбережения населения и остатки средств на счетах предприятий, организаций.

Если население доверяет банкам и хранит у них свои сбережения, то государство имеет больше возможностей увеличить денежную массу.

1.3 Факторы, влияющие на величину денежной массы

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов. При обесценении денег потребители увеличивают покупки товаров для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции. Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег. Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках).

Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Все денежные средства — наличные и безналичные — должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

На уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования

(кредитный потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств коммерческого банка на межбанковском рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана — направление (размещение) ресурсов.

Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию — денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда ссуды возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке ( т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) ) при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию ( что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах).

Вместе с тем экономика нуждается в необходимом но не в чрезмерном поступлении денег «основной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

Косвенные факторы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование валютного курса.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений — кредитной рестрикации — особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка — выступает как плата, взимаемая

Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России.

Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

2. Оценка денежной массы и её агрегатов на Российском опыте

2.1 Динамика денежной массы и её агрегатов

Соответствие денежной массы потребностям экономики характеризуется показателем коэффициента монетизации. Коэффициент монетизации, который представляет собой отношение денежной массы к ВВП, увеличивался, но уровень его очень низок по сравнению с другими странами. Считается, что для развитой страны монетизация должна составлять не менее 70-80 %, а чем ниже монетизация экономики, тем выше инфляция. В 2015 году он составил 40 %, но при этом наблюдается тренд к увеличению. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика РФ недостаточно обеспечена деньгами и уровень инфляции в стране высокий. Что касается показателя, обратному коэффициенту монетизации, а именно скорости обращения денег, в 2015 году она составила 2,52 оборота в год, при этом с 2007 наблюдается тенденция к сокращению показателя. Снижение количества обращения денежной массы свидетельствует о снижении оборачиваемости денежных агрегатов, т. е. их ликвидности. Причинами такой тенденции могут быть инфляция, неразвитость производства, несовершенство безналичных платежей, высокая процентная ставка на денежном рынке, низкая предельная склонность населения к потреблению, а также большая доля наличных в денежной массе (Рисунок 1).

Рис. 1. Динамика показателей денежного рынка за 2007-2015 гг.

В структуре денежной массы России за рассматриваемый период доля наличных средств уменьшалась, что характерно практически для всех стран мира, так как повсеместно происходит развитие безналичных расчетов и электронных денег. На 1 янв. 2015 г. доля наличных составила 22,3 %, снизившись за семь лет на 10 процентных пунктов. Но удельный вес наличных денег в денежной массе России еще достаточно велик по сравнению с развитыми странами. Так, наименьшее ее значение в Великобритании, где она чуть более 3 %, что свидетельствует о развитости в стране системы безналичных расчетов и хорошей обеспеченности предприятий финансовыми ресурсами (Таблица 1).

Таблица 1 — Динамика денежной массы России в 2007-2015гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Агрегат М2, в млрд руб.

8971

12869

12976

15268

20012

24483

27405

31405

32111

Темп прироста М2, %

43,5

0,8

17,7

31,1

22,3

11,9

14,6

2,2

Доля М0 в М2, %

31

29

29

26

25

24

23,5

22,2

22,3

Высокая доля наличных денег в России свидетельствует о том, что в стране уровень теневой экономики, а также инфляция и неопределенность относительно ее динамики высоки. Существует так же недоверие населения к банковской системе так, что определённая часть сбережений аккумулируются не в банках.

2.2 Проблемы развития денежной массы и её агрегатов

Основная проблема российской экономики — до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результат — значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема — недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования — меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников — высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

Проблемы развития денежной массы России и способы их решения

Таблица 2

Проблема

Содержание проблемы

Проявление проблемы

Способы решения

Неразвитость банковской системы

Монопольное установление курсов иностранной валюты Центральным Банком РФ

Банк России настаивает на необходимости сохранения валютных ограничений тем, что они позволяют ему бороться с вывозом капитала из страны, валютными спекуляциями и необходимы для поддержания курса рубля, противодействия инфляции

Совершенствование законодательной базы. Устранение валютных ограничений и, исходя из сложившегося реального курса иностранных валют, определение необходимой эмиссии денежной массы — как способ борьбы с инфляцией. Что так же даст возможность бороться с другими проблемами: девальвацией и неконвертируемостью рубля

Монопольное право ЦБ РФ на денежную эмиссию- увеличение денежной массы

Фактические размеры денежной массы определяются исключительно объемами денежной эмиссии (денежных обязательств) Банка России. Поступающая в качестве доходов экспортеров или средств инвесторов иностранная валюта заменяться на какое-то количество рублей, курс обмена директивно устанавливает ЦБ РФ. Увеличиваются издержки российских предпринимателей

Не отработан механизм защиты системы электронных платежей

Громкие скандалы, связанные с неправомерным списанием денежных средств со счетов клиентов и взломом банковских систем

Неконвертируемость рубля

Зависимость рубля от мировых валют

Оплата многих товаров и услуг в России производится в рублях, но цены приравниваются к курсу долларов США (или евро).

Зависимость рубля от мировых валют

Снятие ограничений на обмен, ввоз, вывоз и оплату как рублями, так и иностранной валютой

Инфляция

Процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Люди начинают меньше сберегать и больше тратить: наблюдается тенденция снижения объема денежных вкладов населения в банках.

Стимулирование граждан делать сбережения. Ситуация может переломиться, только если ставки по вкладам будут превышать инфляцию. Развитие потребительского кредитования

Девальвация

Понижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам. Причиной девальвация может быть инфляция, а может и принудительное снижение курса валюты Центробанком страны. Девальвация и инфляция, схожие по смыслу понятия. Отличие между ними следующее: инфляция — это обесценивание денег внутри страны, а девальвация обесценивание валюты по отношению иностранным валютам.

Повышение цен на импортные товары и товары, производимые в России с использованием импортного сырья и материалов

Стимулирование развития собственного производства товаров, сырья и материалов с учетом использования кредитов, выгодных производителю

Рецессия

Рецессия является одной из фаз экономического цикла, в экономике термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) или его падением на протяжении более полугода.

Рецессия чаще всего ведёт к массивным падениям индексов на бирже. Как правило, экономика одной страны зависит от экономики других стран, поэтому экономический спад в той или другой стране может привести к спаду экономик в других странах и даже к краху на мировых биржах.

2.3 Перспективы развития денежной массы России

Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Банк РФ в предстоящий 3-х летний период сбережет последовательность реализуемых основ денежно-кредитной политики и задумывает к 2015 году окончить переход к режиму таргетирования стагнации экономики.

В рамках предоставленного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики считается обеспечение расценочный устойчивости, то имеется поддержание прочно невысоких темпов подъема расценок. Денежно-кредитная политика, нацеленная на контроль над стагнацией экономики, станет содействовать достижению наиболее единых финансовых целей, таких как обеспечение условий для стабильного и сбалансированного финансового подъема и поддержание денежной устойчивости.

Осуществление денежно-кредитной политики Банка РФ подразумевает введение целевого значения конфигурации индекса потребительских расценок. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банка РФ ставится задача понижения темпов прироста потребительских расценок в 2013 году до 5 — 6%, в 2014 и 2015 годах — до 4 — 5%.

В целях предстоящего увеличения действенности процентной политики Банк РФ в грядущий 3-х летний период продолжит равномерно усиливать упругость приспособления курсообразования и к 2015 году подразумевает выполнить переход к плавающему денежному курсу, отказавшись от применения связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Поэтому, в рамках предоставленного режима прочерчивание постоянных денежных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля станет прекращено. Одной из главных задач Банка РФ в среднесрочной возможности будет оставаться обеспечение денежной устойчивости. Банковская система считается главным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таковым образом, экономическая устойчивость выступает нужным условием обычного функционирования трансмиссионного приспособления денежно-кредитной политики.

В согласовании с бюджетными проектировками в грядущий 3-х летний период ожидается, что федерационный бюджет будет сформирован с неким недостатком. Намечается, что в среднесрочной перспективе его финансирование станет исполняться в большей степени за счет муниципальных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить останки средств Резервного фонда в 2013 — 2015 годах. В главном варианте валютной программы ожидается подъем чистого кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов — его понижение, обусловленное в основном намечаемым скоплением средств на счетах суверенных фондов.

Рис. 2. Прогноз показателей денежной программы на 2013-2015 годы (млр. руб.)

Отмеченные условия будут предопределять воздействие экономного канала на создание валютного предписания. При этом предполагается подъем валового кредита банкам в 2013 году сообразно первому и второму вариантам, в 2014 — 2015 годах — сообразно всем вариантам. В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значимого понижения средних глобальных расценок на нефть в 2013 году предполагается уменьшение ЧМР сообразно сопоставлению с предшествующим годом на 0,7 трлн. руб., в 2014 году — на 0,2 трлн. руб., в 2015 году — на 0,7 трлн. руб. Для обеспечения подъема денежной базы, соответствующего характеристикам предоставленного варианта программы, необходимо повышение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году. Понижение расценок на нефть ниже значения, закладываемого в плане бюджета на 2013 — 2015 годы, объясняет поднятие уязвимости бюджета к разным шокам. Недостаток федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году имеет возможность собрать 3 — 4% ВВП. Но в 2014 — 2015 годах может быть уменьшение затрат федерального бюджета на величину условно одобренных затрат, что имеет возможность привести к понижению бюджетного дефицита. В случае становления кризисных тенденций в массовой экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках имеют все шансы существенно усугубиться, что никак не дозволит притянуть средства в нужных размерах на применимых критериях. В согласовании с планом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых заработков в случае, если прогнозная стоимость станет ниже базисной, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно станет применять средства Резервного фонда. В первом варианте программы ожидается повышение размера чистого кредита расширенному правительству в 2013 — 2014 годах на 0,5 трлн. руб. раз в год, в 2015 году — на 0,4 трлн. руб. Сообразно расчетам по программе, при реализации предоставленного сценария в 2013 — 2015 годах прирост чистого кредита банкам может собрать 0,8 — 1,3 трлн. руб. в год за счет активизации операций Банка РФ сообразно предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих критериях к концу 2015 года размер валового кредита банкам может собрать порядка 60% от размера денежной базы. Во втором варианте денежной программы ожидается небольшая динамика глобальных расценок на нефть в рамках прогнозного периода. Соответственный показателям мониторинга платежного равновесия прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. руб., в 2014 году — 0,7 трлн. руб., а в 2015 году — 0,4 трлн. руб. Сообразно расчетам, в 2013 — 2015 годах подтвержденный прирост ЧМР необходимо будет увеличить повышением ЧВА с учетом динамики валютной базы. Исходя из предусматриваемого в согласовании с планом федерального бюджета уменьшения недостатка федерального бюджета в осматриваемый период и воплощения его финансирования в главном за счет немонетарных источников размер чистого кредита расширенному правительству в 2013 — 2014 годах, сообразно оценке, понизится на 0,6 трлн. руб. ежегодно, в 2015 году — на 0,8 трлн. руб. При этом главным каналом роста ЧВА в 2013 — 2015 годах, как и в главном варианте, станет прирост чистого кредита банкам (на 0,6 — 1,4 трлн. руб. в год), который будет обеспечен в значимой мере за счет увеличения валового кредита банкам. В согласовании с 3 вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии больших расценок на нефть, прогнозируемое повышение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. руб., в 2014 году — 3,0 трлн. руб., в 2015 году — 2,5 трлн. руб. При этом в согласовании с расцениваемой динамикой денежной базы в отмеченные годы прогнозируется понижение ЧВА. С учетом допускаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и наиболее значимого подъема ВВП сообразно этому варианту разрешено ждать наиболее существенное, нежели сообразно второму варианту, повышение остатков средств на экономных счетах в Банке РФ, что соответствует понижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 — 2015 годах на 1,5 — 1,6 трлн. руб. в год. Размеры муниципальных заимствований в данном случае могут быть ниже заложенных в экономных проектировках. При этом в 2015 году величина Резервного фонда имеет возможность перевалить нормативное значение 7% ВВП. С учетом допускаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и наиболее значимого подъема ВВП сообразно этому варианту можно ждать наиболее существенное, чем сообразно второму варианту, повышение остатков средств на бюджетных счетах в Банке РФ, что соответствует понижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 — 2015 годах на 1,5 — 1,6 трлн. руб. в год. Размеры муниципальных заимствований в данном случае могут быть ниже заложенных в экономных проектировках. При этом в 2015 году величина Резервного фонда может перевалить нормативное значение 7% ВВП. Главными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014 — 2015 годов станут предстоящие ограничение прямого вмешательства Банка РФ в устройство курсообразования и создание критерий для перехода к режиму плавающего денежного курса к 2015 году. В 2013 и 2014 годах Банк РФ продолжит исполнять курсовую политику, не мешая формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных деянием базовых макроэкономических причин, и не ставя каких-либо зафиксированных ограничений на уровень курса государственной валюты. При этом в движение предоставленного периода Банк РФ будет исполнять поднятие эластичности курсообразования равномерно, амортизируя процесс привыкания соучастников рынка к колебаниям денежного курса, вызванным наружными шоками.

3. Денежная масса и её роль в денежно-кредитной политике

3.1 Основные понятия денежно-кредитной политике

Денежно-кредитная политика является основной составляющей экономической политики страны. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных целей и задач, механизмов и инструментов, которые влияют на экономические процессы путем изменения структуры и объема денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика — это комплекс мер стабилизации денежного обращения и кредита, для обеспечения высокого экономического развития воздействием на динамику и уровень инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Базовой целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении единого уровня производства, отличающегося полной занятостью и постоянством цен. В целях стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости, денежно-кредитная политика изменяет предложение денег. Сутью денежно-кредитной политики является достижение предельно допустимого равновесия монетарного рынка, т.е. сохранение баланса между объемом денежной массы в обращении и потребностью в деньгах.

Многие экономисты и представители центральных банков разных стран выделяют шесть основных целей направления денежно-кредитной политики:

1) Низкий уровень безработицы;

2) Экономический рост;

3) Стабильность цен;

4) Устойчивость ставки процента;

5) Постоянство на финансовых рынках;

6) Прочность валютного рынка.

Раскрою каждую цель более обширно.

Низкий уровень безработицы

Необходимость высокого уровня занятости, т.е. низкого уровня безработицы конечно бесспорна. Высокий уровень безработицы увеличивает уровень несостоятельности людей: они могут потерять чувство собственного достоинства, если испытывают финансовые затруднения, может увеличиться уровень преступности (однако этот вопрос еще остается спорным).

При высокой безработице не только много людей остается без рабочих мест, но и остаются незадействованными ресурсы (неэксплуатируемое оборудование, закрытые фабрики), конечным итогом чего является недопроизводство (снижение ВВП).

Многие думают, что полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного неработающего человека, т.е. фактически, когда безработица равна нулю. В таком случае не воспринимается тот факт, например что, фрикционная безработица полезна экономике. Например, рабочий, ищущий лучшую работу, может считаться безработным на период ее поиска.

Чтобы достичь низкого уровня безработицы, нужно пытаться прийти не к нулевому уровню безработицы, а к некому положению выше нуля, которое бы отвечало полной занятости и гарантировало бы соответствие предложения и спроса на труд. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы.

Экономический рост

Направленность на неизменный экономический рост тесно сплетена с целью поддержания высокого уровня занятости, потому как при низком уровне безработицы предприятия, по всей видимости, будут реализовывать инвестиции в оборудование, с целью повышения производительности труда и обеспечения экономического роста. И наоборот, производителям не выгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование, если уровень безработицы высокий и фабрики не заняты. Эти две цели взаимосвязаны, однако, государственная политика специально направлена на поддержание экономического роста стимулированием инвестиционной активности предприятий или процесс формирования сбережений населения, которые предоставляют фирмам средства для инвестирования.

Стабильность цен

В последнее время стало больше внимания уделяться социальным и экономическим издержкам инфляции и проблемам стабильности уровня цен. Она, стабильность цен, полезна тем, что повышение уровня цен (инфляция) вызывает неопределенность в экономике.

Устойчивость ставки процента

Так как колебания процентных ставок также могут вызывать неопределенность в экономике и затруднять планирование будущего, поэтому необходимо поддержание устойчивости ставки процента.

Постоянство на финансовых рынках

Помощь в предупреждении финансовой паники — это один из методов обеспечения постоянства. Поскольку колебания ставки процента формируют неопределенность для финансовых организаций, то и постоянство на финансовых рынках обеспечивается устойчивостью процентной ставки.

Прочность валютного рынка

Проанализируем этот пункт на примере США. В то время как увеличивалась значимость международной деятельности для экономики США, Федерация Резервной системы стала больше уделять внимания курсу доллара, в отношении к другим валютам. Чем больше рост курса доллара, тем менее конкурентоспособной является американская продукция за границей, и наоборот, снижение курса стимулирует инфляцию. Предотвращение значительных колебаний курса доллара облегчает людям и предприятиям планирование будущих приобретений и сбыт за границей. Поэтому регулирование резких колебаний курса на валютных рынках — это важная задача денежно-кредитной политики.

На основе приведенных данных можно сделать вывод, что все цели связаны и зависимы друг от друга и выполняются только при работе каждой из них.

Государство стремится умерить экономические кризисы, удержать рост инфляции путем денежно-кредитного регулирования. Государство, использует кредит для экономического побуждения к капиталовложениям во всевозможные отрасли экономики страны.

Особым учреждением, продвигающим денежную массу, является банк. Руководит банковской системой Центральный банк (ЦБ).

Он стабилизирует деятельность коммерческих банков и специальных финансово-кредитных организаций, таких как: страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения и т.д. Первоначально основной функцией центральных банков была реализация эмиссии наличных денег. В настоящий момент к этой функции были добавлены еще две: контролирование денежного обращения в стране и деятельности коммерческих банков, в то время как первоначальная функция постепенно отошла на второй план. Однако это не значит, что деятельность центральных банков по эмиссии наличных денег не должна быть менее продуманной, чем остальные, так как наличные деньги все еще являются основанием, удерживающим оставшуюся денежную массу.

Проводя денежно-кредитную политику, Центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, усиления денежного обращения, равновесия внутренних экономических процессов, путем воздействия на кредитную активность коммерческих банков и направляя и стабилизации расширения или сокращения кредитования экономики. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика реализуется двумя методами воздействия: косвенным (экономическим) и прямым (административным).

Разница между ними заключается в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

3.2 Денежно-кредитная политика государства в Российской Федерации

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объём денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов).

Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней).

При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

В России в настоящее время существуют три основные формы управления государственным долгом:

1. Добровольный рыночный кредит — размещение государственных ценных бумаг на рынке. К ценным бумагам, размещённым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

2. Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

3. Кредит Центробанка Министерству финансов, который в профессиональной литературе называют дружеским.

Главные задачи денежно-кредитной политики России определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ «Основных направлениях денежно-кредитной политики» и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

Согласно «Основным направлениям единой государственной денежно­кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», главной целью денежно­кредитной политики являлось снижение инфляции. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России предполагали снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%.

Реализация денежно­кредитной политики в 2010 году происходила в условиях, когда негативные последствия наиболее острой фазы мирового финансово­экономического кризиса были в основном преодолены. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, способствовали стабилизации функционирования финансового рынка и банковской системы и восстановлению экономической активности. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному свертыванию мер, введенных им в острую фазу кризиса. В то же время неустойчивый характер восстановительных процессов в реальном секторе экономики и медленный рост банковского кредитования предопределяли принятие Банком России решений, направленных на сохранение стимулирующей денежно­кредитной политики в течение большей части 2010 года.

По итогам года цель по инфляции была достигнута. Однако динамика инфляции в течение отчетного года не была равномерной.

3.3 Проблемы и перспективы Денежно-кредитной политика государства в РФ

В своем известном труде «Теория экономического развития» Й. Шумпетер отмечает, что финансовый посредник (коммерческий банк) — это «движущая сила институциональных изменений в финансовой структуре экономики» . Данное утверждение, в котором акцентируется внимание именно на совершенствовании кредитной системы как основы формирования финансовой структуры в соответствии с потребностями модернизации экономики любой страны, выводит на необходимость рассмотрения данного вопроса относительно России.

Фундаментом модернизации является реструктуризация реального сектора, содержащая два взаимосвязанных направления: обновление производственно-технической базы экономики и трансформация структуры производства, включая диверсификацию экспорта.

Центральный вопрос в осуществлении данной стратегии — финансовые ресурсы, способные обеспечить реализацию модернизации экономики. Замедление темпов корпоративного кредитования, наблюдавшееся в посткризисный период (2009?2013 гг.), более рельефно просматривается, если сопоставить рост корпоративного кредитного портфеля с ростом денежной массы М2: 15,8% роста М2 на 1 ноября 2012 г. в годовом исчислении против 17,1% роста корпоративного кредита.

Снижение темпов корпоративного кредитования было обусловлено влиянием следующих факторов:

  • ? замедление экономического роста России;
  • ?перераспределение ресурсов многих банков на рынок потребительского кредитования, и в первую очередь высокодоходного необеспеченного;
  • ?снижение уровня достаточности капитала у большинства банков;
  • ?проблемы привлечения большинством банков относительно дешевых и долгосрочных ресурсов;
  • ?существенный разрыв между ценой кредита, приемлемой для заемщика, и ценой кредитора.

В сентябре 2014 г. корпоративные кредиты российских банков выросли на 2,3% (с исключением влияния изменения валютного курса на 0,6%), кредиты физическим лицам — на 1,3% (1,1% соответственно) . Совокупный объем корпоративных и розничных кредитов за месяц вырос на 2,0% (0,8%), по информации Банка России. Динамика предоставления кредитов корпоративному сектору представлена ниже (рис. 1).