Логистический подход к управлению потоковыми процессами

Содержание скрыть

транспортный грузооборот логистический рентабельность

Транспортная логистика, Задача 1. Выбор вида транспорта, Общие условие задачи.

Транспортный комплекс (ТК) осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс. т. в том числе:

  • железнодорожным транспортом (Ж/Д) — 2800 тыс. т.;
  • автомобильным транспортом (А/Т)- 2000 тыс. т.;
  • воздушным транспортом (В/Т) — 200 тыс. т.

Требуется выбрать более эффективный вид транспорта для освоения растущих объемов работ на основе определения изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:

  • грузооборот;
  • доход;
  • фондоотдачу;
  • рентабельность;
  • прибыль;
  • производительность труда;
  • численность работников;
  • себестоимость перевозок.

Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования — за плановый.

Исходные данные показателей предприятия по видам транспорта представлены в вариантах 1 — 6 индивидуальных заданий.

Алгоритм решения задачи.

№ п/п

Показатель

Ж/Д

А/Т

В/Т

ТК

1

Средняя дальность перевозок, км

330

360

520

350

2

Основные производственные фонды, усл. млн. тнг.

250

700

2300

3250

3

Оборотные средства, усл. млн. тнг.

120

75

230

425

4

Численность работников

1250

710

420

2380

5

Эксплуатационные расходы,

16000

21500

7000

44500

в том числе накладные, усл. млн. тнг.

3200

8500

2000

13700

6

Удельный вес условно — постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов

40

30

20

25

7

Доля работников, зависящих от объема работ, %

60

70

80

75

8

Доходная ставка, усл. тиын на 1 ткм

14

21

42

16

9

Финансовые инвестиции, усл. млн. тнг.

в основные производственные фонды

80

в оборотные средства

10,5

10

Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т.

450

660

660

Шаг 1. Расчет грузооборота.

Грузооборот — это произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования, выражается в тонно-километрах, исходя, из которого в дальнейшем определяется общий доход от перевозок, так как доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов.

Грузооборот рассчитывается по формуле 1.

Г р = W пер * (1)

Где W пер — общий объем перевозок;

  • = средняя дальность перевозок.

Под средней дальностью перевозок, подразумевается перевозка грузов с учетом возвращения транспорта в исходное место назначения. А в случае если дана дальность перевозок только в одно направление, то этот показатель дальности надо умножить на два.

Ж/Д: =2,8330=924 млн. ткм

=(2,8+0,45)330=1072,5 млн. ткм

А/Т: =2360=720 млн. ткм

=(2+0,66)360=957,6 млн. ткм

В/Т: =0,2520=104 млн. ткм

=(0,2+0,66)520=447,2 млн. ткм

ТК: =5350=1750 млн. ткм

Ж/Д в ТК: =(5+0,45)350=1907,5 млн. ткм

А/Т и В/Т в ТК: =(5+0,66)350=1981 млн. ткм

Шаг 2. Расчет доходов по видам транспортных средств

Теперь определим, какой доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов, применив ранее рассчитанный показатель грузооборота.

Где Д — доход предприятия;

  • доходная ставка, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр;

Г р — грузооборот предприятия.

Определить, какой доход наблюдается в транспортном комплексе по всему транспортному пути перевозки грузов исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота:

  • по железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

Ж/Д: =0,14924=129,36 млн. тг.

=0,141072,5=150,15 млн. тг.

А/Т: =0,21720=151,2 млн. тг.

=0,21957,6=201,09 млн. тг.

В/Т: =0,42104=43,68 млн. тг.

=0,42520=218,4 млн. тг.

ТК: =0,161750=280 млн. тг.

Ж/Д в ТК: =0,161907,5=305,2 млн. тг.

А/Т и В/Т в ТК: =0,161981=316,96 млн. тг.

Шаг 3. Определение фондоотдачи.

Фондоотдача — это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений.

Итак, фондоотдача — это отношение дохода к стоимости основных фондов или средств (формулы 3,4).

(3)

(4)

где Д — годовой доход;

С осн.фондов, Сосн. средств = стоимость основных фондов (средств).

Ж/Д: =129,36:250=0,52 млн тг.

=150,15:250=0,6 млн тг.

А/Т: =151,2:700=0,22 млн тг.

=201,09:700=0,29 млн тг.

В/Т: =43,68:2300=0,02 млн тг.

=218,4:2300=0,09 млн тг.

ТК: =280:3250=0,09 млн тг.

Ж/Д в ТК: =305,2:(3250+80)=0,09 млн тг.

А/Т и В/Т в ТК: =316,96:(3250+80)=0,1 млн тг.

Шаг 4. Расчет прибыли транспортной компании

Прибыль — это остаток средств, который получается разностью полученных доходов фирмы, предприятия или любой другой действующей хозяйственной структуры от общей суммы произведенных затрат.

П баз = Дбаз — Эбаз (5)

где П — прибыль хозяйствующей структуры;

  • Д — ее же доходы.

Аналогичным образом считается прибыль плановая. Плановые показатели расходов рассчитываются по формулам 6,7,8,9.

(6)

(7)

(8)

(9)

где — эксплуатационные расходы базовые (общие);

  • расходы плановые (общие);

Р пост — расходы постоянные;

К роста показатель (коэффициент) роста продукции (в данном случае грузооборота) в плановом периоде по отношению к базовому;

  • коэффициент постоянных расходов от общей суммы расходов предприятия.

Расчет прибыли транспортной компании

Ж/Д: К роста =1072,5:924=1,16%

А/Т: К роста =957,6:720=1,33%

В/Т: К роста =447,2:104=4,3%

Ж/Д в ТК: К роста =1907,5:1750=1,09%

А/Т и В/Т в ТК: К роста =1981:1750=1,13%

Определение расходы

Ж/Д: Р пост. =16(40:100%)=6,4 млн. тг.

А/Т: Р пост. =21,5(30:100%)=6,45 млн. тг.

В/Т: Р пост. =7(20:100%)=1,4 млн. тг.

ТК: Р пост. =44,5(25:100%)=11,125 млн. тг.

Расходы инв.

Ж/Д: Э пл. =6,4+(16-6,4)1,16=17,54 млн. тг.

А/Т: Э пл. =6,45+(21,5-6,45)1,33=26,47 млн. тг.

В/Т: Э пл. =1,4+(7-1,4)4,3=25,48 млн. тг.

Ж/Д в ТК: Э пл. =11,125+(44,5-11,125)1,09=47,5 млн. тг.

А/Т и В/Т в ТК: Э пл. =11,125+(44,5-11,125)1,13=48,84 млн. тг.

Прибыль

Ж/Д: П баз. =129,36-16=113,36 млн. тг.

П инв. =150,15-17,54=132,61 млн. тг.

А/Т: П баз. =151,2-21,5=129,7 млн. тг.

П инв. =201,09-26,47=174,62 млн. тг.

В/Т: П баз. =43,68-7=36,68 млн. тг.

П инв. =218,4-25,48=192,92 млн. тг.

ТК: П баз. =280-44,5=235,5 млн. тг.

Ж/Д в ТК: П инв. =305,2-47,5=257,7 млн. тг.

А/Т и В/Т в ТК: П инв. =316,96-48,84=268,12 млн. тг.

Шаг 5. Определение рентабельности

Рентабельность — это относительная величина, выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективном использовании вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота реализованной продукции, инвестиций, текущих издержек производства.

Рассчитать рентабельность активов, которая является показателем, отражающим способность предприятия использовать оборотный и необоротный капиталы и свидетельствующим о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли.

(10)

где r — рентабельность активов.

Ж/Д: r баз. ==0,306

r инв. ==0,288

А/Т: r баз. ==0,167

r инв. ==0,202

В/Т: r баз. ==0,014

r инв. ==0,074

ТК: r баз. ==0,064

Ж/Д в ТК: r инв. ==0,068

А/Т и В/Т в ТК: r инв. ==0,071

Шаг 6. Расчет численности работников в планируемом периоде

В данном случае рассматривается численность работников транспортного комплекса после инвестирования капитала в данный комплекс.

(11)

где Д р %- доля работников, зависящих от объема работ, %;

К роста — коэффициент роста W грузооборота.

(12)

Ж/Д: ч пл. =1250()1,16+1250=1370 человек

А/Т: ч пл. =710()1,33+710=874 человек

В/Т: ч пл. =420()4,3+420=1528 человек

Ж/Д в ТК: ч пл. =2380()1,09+2380=2540 человек

А/Т и В/Т в ТК: ч пл. =2380()1,33+2380=2612 человек

Шаг 7. Изменение уровня производительности труда

Производительность — это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов.

В свою очередь производительность труда — это общий объем продукции, деленный на количество затраченного, на его производство трудовых ресурсов.

Производительность труда может выражаться:

  • в стоимостном выражении:

А = Доход / численность рабочих (тнг./чел.) (13)

  • в натуральном выражении:

А = Грузооборот / численность рабочих (ткм/чел.) (14)

В стоимостном выражении:

Ж/Д: А баз. =129,36:1250= 0,103 млн. т/чел.

А инв. =150,15:1370=0,109 млн. т/чел.

А/Т: А баз. =151,2:710=0,213 млн. т/чел.

А инв. =201,09:874=0,23 млн. т/чел.

В/Т: А баз. =43,68:420=0,104 млн. т/чел.

А инв. =218,4:1528=0,143 млн. т/чел.

ТК: А баз. =280:2380=0,118 млн. т/чел.

Ж/Д в ТК: А инв. =305,2:2540=0,12 млн. т/чел.

А/Т и В/Т в ТК: А инв. =316,96:2612=0,121 млн. т/чел.

В натуральном выражении:

Ж/Д: А баз. =924:1250=0,739 млн. ткм/чел.

А инв. =1072,5:1370=0,783 млн. ткм/чел.

А/Т: А баз. =720:710=1,014 млн. ткм/чел.

А инв. =957,6:874=1,096 млн. ткм/чел.

В/Т: А баз. =104:420=0,248 млн. ткм/чел.

А инв. =447,2:1528=0,293 млн. ткм/чел.

ТК: А баз. =1750:2380=0,735 млн. ткм/чел.

Ж/Д в ТК: А инв. =1907,5:2540=0,751 млн. ткм/чел.

А/Т и В/Т в ТК: А инв. =1981:2612=0,758 млн. ткм/чел.

Шаг 8. Расчет себестоимости перевозок:

Себестоимость перевозок — это те расходы, которые затрачивает ТК на каждую тонну за километр.

(15)

(16)

Для того, чтобы найти себестоимость перевозок в планируемом периоде, нужны расходы в планируемом периоде, их уже рассчитывали раньше по формуле 6 (Э пл ).

(15)

Ж/Д: Sбаз.=16:924=0,0173 млн. тг/т•км

А/Т: Sбаз.=21,5:720=0,0299 млн. тг/т•км

В/Т: Sбаз.=7:104=0,0673 млн. тг/т•км

ТК: Sбаз.=44,5:1750=0,0254 млн. тг/т•км

(16)

Ж/Д: Sинв.=17,54:1072,5=0,0164 млн. тг/т•км

А/Т: Sинв.=26,47:957,6=0,0276 млн. тг/т•км

В/Т:Sинв.=25,48:447,2=0,0569 млн. тг/т•км

Ж/Д в ТК: Sинв.=47,5:1907,5=0,0249 млн. тг/т•км

А/Т и В/Т в ТК: Sинв.=48,84:1981=0,0247 млн. тг/т•км

Все изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений по каждому транспорту и по всему транспортному комплексу были рассчитаны, теперь все их для наглядности необходимо внести в таблицу 2.

Таблица 2. Показатели работы различных видов транспорта

п/п

Наименование показателя

Ж/Д б

Ж/Д пл

А/Т б

А/Т пл

В/Т б

В/Т пл

1

Грузооборот, млн. ткм.

924

1072,5

720

957,6

104

447,2

2

Доходы, млн. тнг.

129,36

150,15

151,2

201,09

43,68

218,4

3

Расходы, млн. тнг.

16

17,54

21,5

26,47

7,0

25,480

4

Фондоотдача

0,52

0,6

0,22

0,29

0,02

0,082

5

Рентабельность

0,306

0,288

0,167

0,202

0,014

0,0620

6

Прибыль, млн. тнг.

113,36

132,61

129,7

174,63

36,68

162,34

7

Производительность труда, тнг./чел.

0,103

0,11

0,213

0,230

0,104

0,123

8

Производительность труда, млн. ткм./чел.

0,74

0,8

1,01

1,10

0,25

0,29

9

Численность работников, чел.

1250

1371

710

874

420

1529

10

Себестоимость, тнг./ткм.

0,017

0,016

0,030

0,028

0,07

0,06

11

К роста , %

16,07

33

330

Таблица 3.

п/п

Наименование показателя

ТК

ТК пл

в Ж/Д

ТК пл

в А/Т

ТК пл

в В/Т

1

Грузооборот, млн. ткм.

1750

1907,5

1981

1981

2

Доходы, млн. тнг.

280

305,2

316,96

316,96

3

Расходы, млн. тнг.

44,5

47,10

48,32

48,36

4

Фондоотдача

0,086

0,091

0,095

0,095

5

Рентабельность

0,064

0,069

0,071

0,071

6

Прибыль, млн. тнг.

235,5

258,1

269

269

7

Производительность труда, тнг./чел.

0,118

0,120

0,121

0,121

8

Производительность труда, млн. ткм./чел.

0,735

0,751

0,757

0,757

9

Численность работников, чел.

2380

2541

2616

2616

10

Себестоимость, тнг./ткм.

0,0254

0,0247

0,0244

0,0244

11

К роста , %

9,0

3,4

3

Вывод: В задаче №1 нам требовалось определить вид транспорта для освоения растущих объемов работ на основе определения изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений.

В ходе расчетов мы в конечном итоге сравнили себестоимости перевозок по каждому виду транспорта и выяснили, что более выгодным является А/Т и В/Т.

Задача 2.Выбор поставщика товара

Общие условия задачи

Один из филиалов казахстанской компании, размещающийся на территории Российской Федерации специализируется на производстве бытовых электроприборов и регулярно сталкивается с вопросом, где закупать комплектующие изделия — в России или Юго-Восточной Азии? Так, в случае отгрузки из Юго-Восточной Азии необходимо преодолеть большие расстояния, чем при отгрузках из России. Транспортные затраты будут значительно выше, а более длительные сроки перевозки потребуют дополнительных запасов в сети снабжения и дополнительных страховых запасов, гарантирующих бесперебойное производство. Более того, продукция из региона Юго-Восточной Азии подлежит обложению импортными пошлинами. В таблице 4 перечислены дополнительные факторы, возникающие при отгрузке из Юго-Восточной Азии.

Таблица 4. Дополнительные факторы, возникающие в случае отгрузки продукции из региона Юго-Восточной Азии

Наименование фактора

Значения

вариант

1

2

3

4

5

6

Тариф на транспортировку грузов морем

150 у.е. за 1 м 3

155 у.е. за 1 м 3

160 у.е. за 1 м 3

165 у.е. за 1 м 3

170 у.е. за 1 м 3

175 у.е. за 1 м 3

Импортная пошлина за ввоз товаров

12%

11%

13%

9%

8%

10%

Процентная ставка на запасы:

а) в пути

б) страховые

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

10%

Продолжительность транспортировки

25 дн.

20 дн.

15 дн.

17 дн.

22 дн.

19 дн.

Дополнительные страховые запасы комплектующих у получателя

7 дн.

5 дн.

6 дн.

7 дн.

5 дн.

6 дн.

Удельная стоимость (цена) товара составляет 4000 у.е., 6000 у.е., 8000 у.е., 10000 у.е., 12000 у.е. за 1 м 3. Цена комплектующих изделий в России на 20% выше, чем в регионе Юго-Восточной Азии, их качество одинаковое.

На основании указанных факторов и удельной стоимости товара определить дополнительные затраты, возникающие при отгрузках из Юго-Восточной Азии. Сравнивая затраты при закупке комплектующих в России и в Юго-Восточной Азии, выбрать поставщика товара.

Решение:

Дополнительные затраты, возникающие в случае отгрузки продукции из региона Юго-Восточной Азии, состоят из расходов на транспортировку морем, импортной пошлины на ввоз товара, расходов на запасы в пути и страховые запасы.

Расходы на транспортировку морем составляют 160 у.е. за 1 м 3 . импортная пошлина на ввоз товаров составляет 13% от удельной стоимости товара.

Расходы на запасы в пути определяются в зависимости от удельной стоимости и времени нахождения товаров в пути:

Результаты расчетов необходимо внести в таблицу 5.

3 . (4000*13%)/100%=520 у.е.

(6000*13%)/100%=780 у.е.

(8000*13%)/100%=1040 у.е.

(10000*13%)/100%=1300 у.е.

(12000*13%)/100%=1560 у.е.

4 .

= 4000*

= 6000* у.е.

= 8000* у.е.

= 10000* у.е.

= 12000* у.е.

5.

= 4000* у.е.

= 6000* у.е.

= 8000* у.е.

= 10000* у.е.

= 12000* у.е.

6. 160+520+16,44+6,58=703,02 у.е.

160+780+24,66+9,86=974,52 у.е.

160+1040+32,88+13,15=1246,03 у.е.

160+1300+41,10+16,44=1517,54 у.е.

160+1516+49,32+19,73=1745,05 у.е.

7. *100%=17,58%

*100%=16,24%

*100%=15,58%

*100%=15,18%

*100%=14,54%

Таблица 5. Дополнительные затраты, возникающие в случае отгрузки продукции из региона Юго-Восточной Азии

Удельная стоимость товара,

у.е. за 1 м 3

Затраты на 1 м3 , у.е.

Доля расходов в удельной стоимости, %

Тариф на перевозку

Расходы на импортные пошлины

Расходы на запасы в пути

Расходы на страховые запасы

Всего

4000

160

520

16,44

6,58

703,02

17,58

6000

160

780

24,66

9,86

974,52

16,24

8000

160

1040

32,88

13,15

1246,03

15,58

10000

160

1300

41,10

16,44

1517,54

15,18

12000

160

1516

49,32

19,73

1745,05

14,54

Вывод: Нам в этой задаче надо было выбрать поставщика товара, сравнивая затраты при закупке комплектующих в России и в Юго-Восточной Азии, и мы определили дополнительные затраты отгрузки продукции из региона Юго-Восточной Азии, у нас доля расходов в удельной стоимости вышло меньше 20%, смотря на эти результаты мы выбираем поставщика товара из региона Юго-Восточной Азии.

Задача 3 .

Общие условия задачи

Продукция транспортируется в стандартных контейнерах в ящиках или поддонах. Если используются поддоны, то в контейнер вмещается 300 изделий (25 поддонов в одном контейнере, 12 изделий на одном поддоне).

Если штабелируются ящики, то в контейнере вмещается 480 изделий (40 ящиков в одном контейнере, 12 изделий в одном ящике).

Транспортные расходы в расчете на один контейнер:

вариант

1

2

3

4

5

6

Расстояние перевозки, км

Стоимость транспортировки контейнера, у.е.

100 — 249

500

550

600

650

700

750

250 — 499

800

850

750

525

625

725

500 — 999

1200

1250

1170

1150

1300

1100

1000 — 1999

2000

2550

2300

2050

2200

2100

2000 и более

3000

3050

3500

3300

3100

3400

Почасовая ставка погрузочно-разгрузочных работ:

  • вручную — 36 у.е.,
  • вилочным погрузчиком — 54 у.е.

Затраты рабочего времени на погрузку:

  • одного поддона: вручную — 4,8 мин., вилочным погрузчиком — 2,4 мин.;
  • одного ящика: вручную — 1,8 мин., вилочным погрузчиком — 0,9 мин.

Необходимо определить затраты на один поддон и один ящик при транспортировке продукции на каждое из указанных расстояний, на основе расчетов выбрать наиболее рациональный вид тары.

Стоимость транспортировки одного поддона или ящика определяется в зависимости от стоимости транспортировки контейнера и количества поддонов или ящиков в одном контейнере, а также в зависимости от расстояния перевозки. Результаты расчетов стоимости транспортировки одного поддона и одного ящика необходимо внести в таблицу 6.

Таблица 6. Стоимость транспортировки одного поддона и одного ящика

Расстояние перевозки, км

Стоимость транспортировки контейнера, у.е.

Количество в одном контейнере

Стоимость транспортировки, у.е.

поддонов

ящиков

одного поддона

одного ящика

100 — 249

600

25

40

24

15

250 — 499

750

25

40

30

18,75

500 — 999

1170

25

40

46,8

29,25

1000 — 1999

2300

25

40

92

57,5

2000 и более

3500

25

40

140

87,5

600/25=24 у.е.

600/40=15 у.е.

750/25=30 у.е.

750/40=18,75у.е.

1170/25=46,8 у.е.

1170/40=29,25 у.е.

2300/25=92 у.е.

2300/40=57,5 у.е.

3500/25=140 у.е.

3500/40=87,5 у.е.

Стоимость погрузки одного поддона и одного ящика определяется в зависимости от затрат времени на погрузку и почасовой ставки погрузочно-разгрузочных работ (ПРР).

Результаты расчетов стоимости транспортировки одного поддона и одного ящика необходимо внести в таблицу 7.

Таблица 7. Стоимость погрузки одного поддона и одного ящика

Вид тары

Почасовая ставка ПРР, у.е.

Поминутная ставка ПРР, у.е.

Время погрузки, мин.

Стоимость погрузки, у.е.

вручную

погрузчиком

вручную

погрузчиком

вручную

погрузчиком

вручную

погрузчиком

поддон

36

54

0,6

0,9

4,8

2,4

2,88

2,16

ящик

36

54

0,6

0,9

1,8

0,9

1,08

0,81

0,6*2,4=2,88 у.е. 0,6*1,8=1,08 у.е. 36/60=0,6 у.е.

0,9*2,4=2,16 у.е. 0,9*0,9=0,8 у.е. 54/60=0,9 у.е.

Общие затраты на транспортировку одного поддона и одного ящика включают затраты на перевозку и затраты на погрузку одного поддона и одного ящика.

Результаты расчетов необходимо внести в таблицу 8.

Таблица 8. Общие затраты на транспортировку одного поддона и одного ящика

Расстояние перевозки, км.

Стоимость перевозки, у.е.

Стоимость погрузки, у.е.

Общие затраты на транспортировку, у.е.

одного поддона

одного ящика

одного

поддона

Одного поддона

одного ящика

одного ящика

Одного поддона

Одного ящика

вручную

погрузчиком

вручную

погрузчиком

вручную

погрузчиком

вручную

погрузчиком

100 — 249

24

15

2,88

2,16

1,08

0,81

26,88

26,16

16,08

15,81

250 — 499

30

18,75

2,88

2,16

1,08

0,81

32,88

32,16

19,83

19,56

500 — 999

46,8

29,25

2,88

2,16

1,08

0,81

49,68

48,96

30,33

30,06

1000 — 1999

92

57,5

2,88

2,16

1,08

0,81

94,88

94,16

58,58

58,31

2000 и более

140

87,5

2,88

2,16

1,08

0,81

142,88

142,16

88,58

88,31

24+2,88=26,88у.е. 15+1,08=16,08 у.е.

24+2,16=26,16у.е. 15+0,81=15,81 у.е.

30+2,88=32,88 у.е. 18,75+1,08=19,83 у.е.

30+2,16=32,16 у.е. 18,75+0,81=19,56 у.е.

46,8+2,88=49,68 у.е. 29,25+1,08=30,33 у.е.

46,8+2,16=48,96 у.е. 29,25+0,81=30,06 у.е.

92+2,88=94,88 у.е. 57,5+1,08=58,58 у.е.

92+2,16=94,16 у.е. 57,5+0,81=58,31 у.е.

140+2,88=142,88 у.е. 87,5+1,08=88,58 у.е.

140+2,16=142,16 у.е. 87,5+0,81=88,31 у.е.

Вывод: В этой задаче нам нужно было выбрать вид тары для транспортировки продукции, склоняясь на минимальные затраты на транспортировку, мы выбираем вид тары для транспортирования- ящик погрузчиком.

Задача 4.

Условие задачи.

Объем спроса на товар достаточно стабильный и носит регулярный характер., Объем продаж составляет:

  • 40 млн. у.е. или 80 тыс. единиц товара в год;
  • 30 млн.

у.е. или 60 тыс. единиц товара в год;

  • 25 млн. у.е. или 50 тыс. единиц товара в год;
  • 12,5 млн.

у.е. или 25 тыс. единиц товара в год;

  • Продажа товара осуществляется равномерно день ото дня.

Альтернативные схемы доставки товаров:

а) транспортировка самолетом в малых контейнерах до места розничной торговли;

  • б) перевозка автомобильным транспортом в малых контейнерах до места розничной торговли;
  • в) перевозка автомобильным транспортом в больших контейнерах до места розничной торговли;
  • г) транспортировка по железной дороге в больших контейнерах до склада и от него малыми партиями до места розничной торговли.

4. Затраты времени при транспортировке самолетом:

  • время обработки заявки — 5 дней;
  • время в пути — 1 день;
  • время нахождения в месте розничной торговли — 2 дня.

5. Затраты времени при транспортировке автомобильным транспортом в малых контейнерах:

  • время обработки заявки — 5 дней;
  • время в пути — 2 дня;
  • время нахождения в месте розничной торговли — 2 дня.

6 . Затраты времени при транспортировке автомобильным транспортом в больших контейнерах:

  • время обработки заявки — 5 дней;
  • время в пути — 2 дня;
  • время нахождения в месте розничной торговли — 8 дней.

7.Затраты времени при перевозке железнодорожным транспортом в больших контейнерах до склада и от него малыми партиями до места розничной торговли:

  • время обработки заявки — 5 дней;
  • время в пути — 4 дня;
  • время нахождения в месте розничной торговли — 5 дней.
  • время на складе — 10 дней.

8. Удельные транспортные расходы:

а) при объеме продаж 40 млн. у.е. или 80 тыс. единиц:

  • при транспортировке самолетом — 3,33 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями малыми контейнерами — 2,70 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями большими контейнерами — 1,58 у.е.;
  • при транспортировке железнодорожным транспортом — 0,19 у.е.

б) при объеме продаж 30 млн. у.е. или 60 тыс. единиц:

  • при транспортировке самолетом — 4,10 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями малыми контейнерами — 3,31 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями большими контейнерами — 2,34 у.е.;
  • при транспортировке железнодорожным транспортом — 1,14 у.е.

в) при объеме продаж 25 млн. у.е. или 50 тыс. единиц:

  • при транспортировке самолетом — 4,54 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями малыми контейнерами — 3,65 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями большими контейнерами — 2,83 у.е.;
  • при транспортировке железнодорожным транспортом — 1,74 у.е.

г) при объеме продаж 12,5 млн. у.е. или 25 тыс. единиц:

  • при транспортировке самолетом — 5,65 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями малыми контейнерами — 5,37 у.е.;
  • при транспортировке автомобилями большими контейнерами — 5,13 у.е.;
  • при транспортировке железнодорожным транспортом — 4,09 у.е.

Процентная ставка на стоимость запасов равна 10% годовых. Стоимость 1 единицы товара составляет 500 у.е.

Определить:

годовую оборачиваемость или количество рейсов для каждой схемы доставки и каждого объема продаж;

  • объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс;
  • издержки на перевозку за рейс каждым видом транспорта для каждого объема продаж;
  • общие издержки за рейс при доставке товаров для каждой из альтернативных схем доставки, включая издержки на товарные запасы;
  • рациональные схемы доставки товаров для каждого объема продаж.

Таблица 9. Годовая оборачиваемость или количества рейсов для каждой из альтернативных схем доставки:

Альтернативные схемы доставки

Время обработки заявки, дн.

Время транспортировки товара, дн.

Время нахождения товара на складе, дн.

Время нахождения товара в месте розничной торговли, дн.

Общее время оборота, дн.

Годовая оборачиваемость

а

5

1

2

8

45,6

б

5

2

2

9

40,5

в

5

2

8

15

24,3

г

5

4

10

5

24

15,2

Объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс, V тз для каждого альтернативного варианта доставки определяется по формуле:

Где V п объем продаж, млн. у.е., или ед. товара.

Результаты расчета объема товарных запасов, или среднего размера поставки за рейс, рассчитать и внести в таблицу 10:

Таблица 10. Объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс

Объем продаж, млн. у.е.

Объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс, при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. у.е.

а

б

в

г

40

877

987

1646

2631

30

657

740

1234

1973

25

548

617

1028

1644

12,5

274

308

514

822

Издержки на перевозку за рейс S каждым видом транспорта для каждого объема продаж определяются следующим образом:

где S уд — удельные транспортные расходы, у.е.

Результаты расчета издержек на перевозку за рейс каждым видом транспорта, рассчитать и внести в таблицу 11.

Таблица 11. Издержки на перевозку за рейс каждым видом транспорта

Объем продаж, тыс. ед. товара

Издержки на перевозку за рейс, при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. у.е.

а

б

в

г

80

5,84

5,33

5,20

1

60

5,39

4,90

5,77

4,5

50

4,97

4,50

5,82

5,72

25

3,09

3,31

5,27

6,72

Общие издержки за рейс при доставке товаров для каждой из альтернативных схем доставки включают издержки на перевозку и издержки на товарные запасы.

Издержки на товарные запасы S зап определяются в зависимости от времени транспортировки t тр и времени нахождения товара на складе t скл :

где с — процентная ставка на стоимость запасов, %.

Результаты расчета издержек на товарные запасы за рейс каждым видом транспорта, рассчитать и внести в таблицу 12.

Таблица 12. Издержки на товарные запасы за рейс каждым видом транспорта

Объем продаж, млн. у.е.

Издержки на товарные запасы за рейс, при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. у.е.

а

б

в

г

40

0,24

0,54

0,90

10,10

30

0,18

0,40

0,67

7,57

25

0,15

0,33

0,56

6,31

12,5

0,07

0,16

0,28

3,15

Объем продаж, млн. у.е.

Общие за рейс, при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. у.е.

а

б

в

г

40

6,08

5,87

6,10

11,10

30

5,57

5,3

6,44

12,07

25

5,12

4,83

6,38

12,03

12,5

3,16

3,47

5,55

9,88

Вывод: При объеме продаж 40-25 млн. у.е. наиболее выгодная альтернативная схема доставки товаров является транспортировка автомобильном транспортом в малых контейнерах, а 12,5 млн.у.е. выгодным является транспортировка самолета в малых контейнерах, исходя из минимальных общих издержек.