- В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится всё более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнёрами, т.к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчётливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.
- В настоящее время участниками международной торговли лицензиями являются практически все страны мира. Степень этого участия определяется в первую очередь экономическим развитием и научно-техническим потенциалом этих государств. Не случайно на долю ведущих промышленно развитых стран Запада приходится более 90 процентов мировой торговли лицензиями. Сейчас в приоритетных наукоемких отраслях производства невозможно найти известных в мире производителей конкурентоспособной продукции, не использующих иностранные или не предлагающих на рынке собственные новейшие разработки в качестве лицензий.
Совершенно очевидно, что задачу развития ведущих отраслей производства и подъема экономики России невозможно осуществить без активного выхода широкого круга российских предпринимателей на мировой рынок лицензий.
- Глава 1. Основные понятия и принципы лицензионной торговли
Лицензия — разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак, “ноу-хау”), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения. Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.: ВНИИПИ, 1997. — с. 44.
Лицензиар, Лицензиат
По характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и полные лицензии.
Современная рыночная экономика (на примере отдельных стран)
... развития человечества, определяющий особенности современного состояния общества в различных странах. Рыночная экономика ... - 4,7%, для развитых стран - 3,7%, для ... финансы, торговля, ... рыночной экономики 1.1 Понятие рыночной экономики Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой воспроизводственная деятельность хозяйствующих субъектов основывается на свободном предпринимательстве с ...
Неисключительная лицензия дает лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам.
Исключительная лицензия предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи.
Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения.
Объектом лицензии могут быть любая разработка конструктивного, технологического характера, состав материала или сплава, вещество, способ лечения, методы поиска или Добычи полезных ископаемых, методики расчетов (включая средства математического обеспечения ЭВМ), сведения организационного, финансового, управленческого характера и т. д., как содержащие изобретения, так и не содержащие таковых, а также товарные знаки и промышленные образцы. Объект должен обладать патентной чистотой.
Патентная чистота
Объект должен обладать достаточными технико-экономическими преимуществами по отношению к имеющимся на данное время на рынках. Он должен быть освоен в отечественной промышленности до стадии, позволяющей гарантировать покупателю достижение определенных технико-экономических показателей. Практика показывает, что потенциальные покупатели зачастую отказываются от приобретения технологий, не доведенных до промышленного использования. В ряде случаев продажа технологии оказывается невозможной в результате отсутствия патента (или другого охранного документа).
Лицензионная торговля
Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т.д.
Ноу-хау (англ. “know-how”) — знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве. Чернышев В. И. Международная торговля лицензиями // Патентное дело. — 1995. — № 3. — с. 49.
Передача на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.
Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
В современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без соответствующего “ноу-хау”, играют относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.
Международная торговля лицензиями
... технологии на основе лицензионных соглашений способствует и строительство за рубежом комплексных предприятий. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является существенное повышение ее доходности. Расширилась практика продажи лицензий на ... право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения. Патент ...
Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними “ноу-хау”.
Лицензионное соглашение
Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними “ноу-хау”; растет также число лицензионных соглашений на использование “ноу-хау” без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.
Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того: Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.: ВНИИПИ, 1997. — с. 64.
разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;
- наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;
— по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).
Ежегодная стоимость продукции, производимой в мире на основе лицензионных соглашений, составляет в среднем 330-350 млрд. долларов. Крупнейший в мире экспортер лицензий — США, на долю которых приходится две трети от всех продаж лицензий. К экспортерам относятся Великобритания, Япония, Аргентина, Бразилия, Россия Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. Пособие. — М.:ИВЦ “Маркетинг”, 2001. — 208 с. .
Например, доля ФРГ в мировом экспорте лицензий составляет 14%, Великобритании — 7%. Япония пока остается нетто-импортером лицензий и патентов, но ее доля в мировом экспорте достаточно большая — 19% и имеет тенденцию росту. Международные экономические отношения. Под ред. Жукова.М. — 2002. 485 с.
В практике сложились три основных вида лицензионных соглашений: Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.: ВНИИПИ, 1997. — с. 56.
По договору простой лицензии лицензиар разрешает на определенных условиях использовать изобретение или “ноу-хау”, оставляя при этом за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям лицензий другим заинтересованным лицам. На практике заключение договоров простой лицензии получило распространение в тех областях, где предметы лицензий относятся к сфере массового производства и широкого потребления. Большей частью это имеет место при производстве медикаментов, пищевых продуктов и т. д.
Дневник практики по управлению. Система управления персоналом ...
... для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики; Разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации; Сбор и ... Устав, который утверждается учредителями. 3. Управление. Высшим органом управления является общее собрание участников. управления является Директор. 4 . Право выхода из товарищества . ...
По договору исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения или секрета производства в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может предоставлять аналогичные по условиям лицензии другим лицам (фирмам).
Исключительная лицензия является наиболее часто используемым видом лицензионного соглашения в мировой практике.
Смысл договора полной лицензии заключается в том, что лицензиар уступает лицензиату полностью все права на использование изобретения (секретов производства) в течение всего срока действия договора. При этом сам лицензиар в течение этого срока лишается права использования предмета лицензии.
Лицензионный договор
Объектом лицензионного договора являются технические решения, признаваемые изобретениями по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства, “ноу-хау” и т.п.
Условия лицензионного договора могут устанавливать: В. М. Ушаков, Е. М. Шайдеров. В рамках международных соглашений // Патенты и лицензии. — 1994. — № 1-2. — с. 3.
территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств),
форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа, применение технологии и т.д.),
его объем в количественном отношении,
срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.
В лицензионный договор включаются также условия для передачи приобретателю лицензии технической документации, оказания ему технической помощи путем посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимной информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях, об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному договору и др. В лицензионном договоре устанавливается также размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты.
Лицензионное вознаграждение
На практике используют несколько видов расчетов за лицензии: Золотых Н. И. Сколько стоит технология? // Патенты и лицензии. — 1994. — № 7-8. — с. 5.
одноразовые вознаграждения (“паушальные платежи”)
периодические процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции;
- передача ценных бумаг и технической документации в виде взаимного обмена лицензиями.
Паушальный платеж
Паушальный платеж может производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого либо риска в виде взаимного обмена лицензиями или путем передачи ценных бумаг и технической документации.
В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.
Международная торговля технологиями в Российской Федерации
... в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау". По характеру и объему прав на использование технологии, ... используются два основных метода расчета цены лицензии: на основе размера прибыли лицензиата; на базе роялти. При расчете цены лицензии на основе размера прибыли лицензиата исходят ...
Роялти (royalty) — периодические отчисления в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются организацией-лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения.
В практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно определяют не расчетным путем, а эмпирически — путем установленных в мировой практике для различных отраслей промышленности усредненных размеров роялти — так называемых “стандартных” роялти. Размер известных из литературных источников “стандартных” ставок роялти чаще всего составляет от 0,5 до 14%. Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.: ВНИИПИ, 1997. — с. 285
В отечественной практике достоверной статистики на этот счет не существует, и поэтому используют зарубежные ставки роялти. В связи с этим возникает, например, проблема обоснования отдельных экономических показателей при расчете цены лицензии применительно к нашим рыночным условиям.
Важность и актуальность решения практических проблем ценообразования при реализации научно-технических разработок и коммерциализации интеллектуальной собственности и судебной защите их прав обусловлена неоднозначностью позиций специалистов по вопросам определения обоснованного размера упущенной выгоды или ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности, а также и обоснования “справедливых” размеров лицензионных выплат.
В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.
В международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии в пользу продавца лицензии. Наиболее широко используются два основных метода расчета цены лицензии: на основе размера прибыли лицензиата; на базе роялти.
При расчете цены лицензии на основе размера прибыли лицензиата исходят из того, что размер выплат лицензиару определяется как часть (доля) прибыли, получаемой лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии. При этом доля лицензиара колеблется в довольно широких пределах от 10 до 50% прибыли лицензиата и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, основными из которых являются объем передаваемых прав, наличие и действительность патентной охраны и размер прибыли.
лицензионная торговля международная лицензия
Глава 2. Государственное регулирование международной торговли
Государственное регулирование международной торговли в капиталистических странах имеет цели:
1) создать оптимальные условия для прибыльного использования за рубежом находящихся во владении национальных фирм объектов промышленной собственности;
2) обеспечить доступ в страну передовой зарубежной технологии и одновременно защитить национальных предпринимателей от зарубежных монополий.
Важнейшими звеньями государственного механизма регулирования лицензионной торговли в странах с рыночной экономикой являются: национальное правовое законодательство, финансирование и государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.
Международное регулирование внешней торговли
... регулирования международной торговли представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю ... них: минимальные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны обеспечиваться национальным законодательством, правоприменительная ...
В сфере международных отношений регулятором выступает международное право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом международных конвенциях, договорах и соглашениях.
Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче технологии законы, постановления, правила, административные решения, которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать, дополнять и изменять.
2.1 Национальное правовое законодательство
Национальное правовое законодательство, регулирующее передачу технологии в большинстве стран, как правило, включает законы о патентах, товарных знаках и авторском праве, антитрестовское законодательство, законы о контроле над экспортом, налоговое законодательство, законы, предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологии, законы об арбитраже, охране труда, об окружающей среде, о продовольствии, лекарствах и косметических средствах, требования по стандартизации и сертификации новой продукции и др. Государственное регулирование технологического обмена идёт как по пути создания новых законодательных актов, так и внесения дополнений и поправок к действующему законодательству. В США, странах Западной Европы и Японии широко используется судебная и административная практика в решении конкретных дел в области торговли лицензиями и других форм передачи технологии. Принятые судебные и административные решения становятся составной частью правовой системы в этой области и рассматриваются как юридическая база для принятия решений по аналогичным делам.
Национальные меры по регулированию потока технологии и последствия её передачи включают следующие аспекты:
- ь финансовые (валютное регулирование платежей и переводов в иностранной валюте, условия внутреннего кредитования и финансирования, налоговый режим, политика в области цен);
- ь технические (спецификации и стандарты, использование местных и импортируемых ресурсов, охрана окружающей среды, нормы санитарии и гигиены);
— ь организационные (анализ, оценка и регистрация сделок по передаче технологии, их условий и сроков, регулирование соглашений о сотрудничестве с иностранными фирмами, выбор каналов, механизмов и организационных форм передачи технологии, утверждение сделок, определение их правовых последствий, распространение информации и обмен опытом).
В большинстве капиталистических стран национальное правовое регулирование базируется на положениях антитрестовского законодательства, зародившегося в начале XX века в США. Процесс распространения антитрестовских законов на лицензионную торговлю начался для США с конца 30-х, стран Западной Европы — с середины 60-х годов. Сейчас практически все капиталистические страны используют действующие в них антитрестовские или картельные нормы в сфере лицензионной торговли. Профессор Токийского университета М. Сайто утверждает, что если бы предприятие или государство следовали политике монополизации технологии, это привело бы к общему застою в технологическом развитии и препятствовало прогрессу соответствующей отрасли и национальной экономики.
Международня деятельность российских коммерческих банков
... с налогообложением облигаций сберегательного займа Российской Федерации”. Глава 3. Перспективы и тенденции развития международной деятельности российских коммерческих банков Перспективы кредитных операций коммерческих банков и их ... и трейдинговые системы и т.д.). При этом в документе не упоминается о намерении Банка России осуществлять собственный мониторинг небанковских финансовых институтов, ...
К наиболее характерным положениям антитрестовских норм относятся:
- ь запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей применения;
- ь установление количественных ограничений в производстве запатентованной продукции или использование процесса;
- ь навязывание закупки продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии;
- перекрёстное лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства;
- ь сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора;
- ь запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;
- ь обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;
- ь запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар не владеет патентами в странах Общего рынка;
- ь предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции;
- ь уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.
Антитрестовское законодательство каждой отдельной капиталистической страны в основном служит протекционистским целям национальных предпринимателей при импорте лицензий, однако и экспортёрам лицензий этих стран приходится считаться с нормами антитрестовского законодательства других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение в применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных договоров, в которых учитываются ограничительные меры, предусмотренные в антитрестовских законах.
В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения, касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и покупателей лицензии.
Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона положение о государственном стимулировании создания и использования объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии. Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.
Анализируя законодательство и практику лицензионной деятельности в России, можно сделать вывод об отсутствии в стране цельной системы государственного регулирования обмена наукоёмкой технологией на внутреннем и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его государственное регулирование и развитие.
Многие законодательные и нормативные акты, регулирующие важнейшие направления лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя такое положение, нередко ссылаются на опыт США и Германии, законодательство которых не предусматривает процедуры одобрения и регистрации лицензионных договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих странах обеспечивается не только системой других законодательных актов, но и большим опытом, традициями, профессионализмом и деловой культурой многих поколений предпринимателей.
Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
... уровне российских регионов проблема развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности, ее эффективное вписывание в систему внешнеэкономических связей России является недостаточно исследованной. Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности, 1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность ...
Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не имеет необходимых профессиональных знаний, опыта, деловой культуры в области международной торговли лицензиями. Отсутствие в сфере лицензионной деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного порядка передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения и контроля за закупаемой технологией за рубежом порождают формирование и развитие в России нерегулируемого «дикого» рынка лицензий, который наносит ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок лицензий обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы государственного регулирования лицензионного обмена в стране, принятие соответствующих нормативных актов которые бы регулировали оборот и продажу лицензий.
Глава 3. Организация международной торговли в РФ
3.1 Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами
Переход России к рыночной экономике и проведение в связи с этим радикальных преобразований в области внешнеэкономической и патентно-лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия отечественных предприятий и организаций в международной торговле лицензиями.
Распад СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также кризиса в управлении, разрушение хозяйственных связей, кредитно-денежной системы, падение производства и объёмов внешнеэкономической деятельности, возросшая невосприимчивость предпринимательских структур к использованию нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на рынке не могли не отразиться на резком сокращении объёмов лицензионной торговли Российской Федерации с зарубежными странами.
Действовавший плановый, строго регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой области законодательные акты. Уникальный опыт, знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника» оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.
Государственные и приватизированные предприятия Российской Федерации оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы, определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм собственности в международной торговле лицензиями.
Денежное обращение в Российской Федерации
... регламентирующие деятельность Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков. Работа состоит из вводной части, двух разделов, заключения: в первом разделе раскрывается понятие, формы и нормативно-правовое регулирование денежного обращения в РФ, ...
3.2 Участие российских предприятий в международной торговле лицензиями
Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в 10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.: ВНИИПИ, 1999. — 104 с.:
- ь Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
- ь Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
- ь Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
- ь Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
- ь Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов;
- ь Договор о патентной кооперации;
- ь Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;
- ь Договор о регистрации товарных знаков;
— Российской Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС, являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.
В соответствии с Указом президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября 1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что юридические лица, зарегистрированные в качестве участников предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС[2] Евдокимова В.Н. Российский рынок лицензий : проблемы становления // Патенты и лицензии. — 2000. — № 5. — С.1-4.России прекратило выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.
Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности, а следовательно, и получение права на участие в международной торговле лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:
1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса (помещения).
Визирование учредительных документов у юрисконсульта и заверение нотариусом.
2. Сдача документов в регистрационную палату района или города. Получение временного свидетельства о регистрации.
3. Открытие временного счёта в банке. Внесение уставного фонда.
4. Изготовление печати.
5. Открытие постоянного счёта в банке.
6. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.
7. Регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде.
8. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих выполнение действий по пунктам 3-7, и получение постоянного свидетельства о регистрации.
При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима дополнительная регистрация в Министерстве финансов РФ, а для концернов и крупных межрегиональных объединений — в Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно-лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника», независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле лицензиями.
Однако преобладающая часть российских предприятий и организаций, получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта, квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и патентно-лицензионных служб.
Существенные изменения произошли и в сфере государственного регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации. Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров, исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет Министров, ГКНТ, Госкомизобретений).
Вместе с тем в Приложении №2 к данному постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений, ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики и финансов РФ.
Претерпел изменения и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы.
Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г. Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.
Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.
В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора).
Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике, свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями.
Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными. Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения или промышленного образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений.
Практически во всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя (международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах, национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли в стране.
Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в значительной мере могут быть использованы применяемые в международной практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы отечественных продавцов и покупателей лицензий.
Заключение
В заключение, хотелось бы подвести итоги. Итак, мы рассмотрели одну из наиболее быстро развивающихся областей международной торговли — торговлю нематериальными активами, т.е. лицензиями и ноу-хау.
В настоящее время можно говорить об экспоненциальном развитии высоких технологий, больших затратах на научно-исследовательскую работу в целом в мире и постоянно увеличивающемся обороте нематериальных активов предприятий, т.е. знаний и ноу-хау, права на которые закрепляются патентами и распространяться при помощи торговли лицензиями. В настоящий момент в каждой экономически развитой стране оборот торговли лицензиями увеличивается, т.к. все понимают, что от этого зависит благосостояние страны в будущем.
Россия оказалась в неблагоприятных условиях в плане внешней торговли лицензиями, т.к. законодательство, регулирующее торговлю интеллектуальной собственностью отечественных предприятий с зарубежными партнерами было принято сравнительно недавно, и разумный подход к продаже и покупке лицензий еще не до конца «впитался» в деловую культуру российского предпринимательства. Но в целом, при условии проведения правильной политики со стороны государства и соблюдении отечественными фирмами определенных разумных принципов, есть неплохая перспектива для развития данной отрасли экономических отношений в России. Вероятно, по прошествии некоторого времени всё встанет на свои места, когда компании начнут задумываться о долгосрочной стратегии своей деятельности. Впрочем, и в настоящее время начинают появляться некоторые примеры здоровых рыночных отношений, правда которые несколько сглаживаются на фоне общей картины упадка экономики.
Список литературы
Международная торговля лицензиями: Учеб. пособие / Мухопад В. И. — М.: ВНИИПИ, 1997.
Евдокимова В. Н. Российский рынок лицензий: проблемы становления // Патенты и лицензии. — 2000. — № 5. — с. 1-4.
Евдокимова В. Н. Экспорт лицензий: проблемы государственного регулирования // Патенты и лицензии. — 1996. — № 3. — с. 1-5.
Мухопад В. И. Становление российского рынка лицензий // Патенты и лицензии. — 1994. — № 12. — с. 1-5.
Мухопад В. И., Попов Ю. И. Лицензионные стратегии на российском рынке // Патенты и лицензии. — 1995. — № 10. — с. 1-3.
Чернышев В. И. Международная торговля лицензиями // Патентное дело. — 2001. — № 3. — с. 49-51.
Золотых Н. И. Сколько стоит технология? // Патенты и лицензии. — 1994. — № 7-8. — с. 4-7.
В. М. Ушаков, Е. М. Шайдеров. В рамках международных соглашений // Патенты и лицензии. — 1994. — № 1-2. — с. 1-5.
Косякова Н. И. Предпринимательское право. — М.: Приор, 2000.
Мартемьянов В.С., Долгова С.И. Предпринимательское право. — М.: Изд-во БЕК, 1997.
Мозговой И. Порядок приостановления и аннулирования лицензий. // Российская юстиция. — 1999. — №6. — с. 12-16