Типовая форма отчета конкурсного управляющего содержит обязательный для заполнения раздел «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника». Этот раздел включает таблицу, которая предлагает разделить все выявленное имущество должника на два вида: имущество, включаемое в конкурсную массу, и имущество, которое из нее исключается. Каждый вид имущества содержит две характеристики этого имущества: балансовую стоимость и рыночную стоимость.
Графа «Имущество» представляет собой упрощенный актив баланса организации. В таблицу типовой формы не входят активы, реализация которых практически невозможна:
- доходные вложения в материальные ценности,
- отложенные налоговые активы,
- НДС по приобретенным ценностям,
- прочие внеоборотные активы.
В таблице отдельной строкой выделяется незавершенное производство (затраты в незавершенном производстве в балансе находятся внутри раздела «Запасы»).
Как было отмечено, таблица типовой формы заполняется после проведения инвентаризации. Далее эта таблица в составе отчета представляется на рассмотрение собрания или комитета кредиторов. Как правило, кредиторы тщательно следят за тем, чтобы данные таблицы соотносились с данными последнего сданного бухгалтерского баланса.Именно на основании этой таблицы, а также оценки собрание (или комитет) кредиторов принимает решение об утверждении начальной цены реализации имущества.
Процедура обеспечения сохранности производственной базы должника напрямую зависит от того, осуществляет ли должник хозяйственную производственную деятельность в ходе конкурсного производства. Если такая деятельность им как юридическим лицом не ведется, то имущество охраняется штатными сторожами или третьим лицом.Это лицо может выполнять только функции охраны имущества, а может, будучи арендатором, проводить производственную деятельность на базе имущества должника. Некоторые виды имущества (например, скот, посевы) сохранить иным образом, чем в процессе хозяйственной деятельности, практически невозможно. Если недвижимость не отапливается в зимний период, то ее состояние может значительно ухудшиться. Отопление неработающих помещений вызовет немалые текущие расходы.В связи с этим вопрос о возможности функционирования предприятия должника в конкурсном производстве стоит достаточно остро. Закон о банкротстве эту проблему не решает.
Проблемы банкротства ликвидируемого должника
... Особенности банкротства ликвидируемого должника далее - ГК РФ Банкротство ликвидируемого должника ... деятельность. В общей процедуре банкротства наблюдение применяется для того, чтобы собрать информацию о должнике, сформировать финансовую отчетность, разыскать имущество должника, провести инвентаризацию имущества, оценку объектов имущества, выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, ...
Существует мнение, что отсутствие в ст. 129 закона №127-ФЗ прав и обязанностей конкурсного управляющего по руководству текущей хозяйственной деятельностью должника является основанием признать действия конкурсного управляющего по осуществлению этой деятельности совершенными вне своих полномочий. Осуществление хозяйственной деятельности должником неизбежно порождает налоговые обязательства, однако в соответствии с п. 4 ст. 142 закона №127-ФЗ данные обязательства будут удовлетворяться после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. Не получающий налоговых поступлений уполномоченный орган делает вывод, что конкурсный управляющий своими действиями уклоняется от уплаты налогов.
Вместе с тем функционирующий бизнес имеет более высокую стоимость, чем остановленный, так как на его запуск необходимы дополнительные инвестиции.
Нередко конкурсные управляющие склонны расширять перечень случаев, когда необходимо вести хозяйственную деятельность, видя своей целью передачу имущества должника в рабочем состоянии. Конечно, прежде чем принять решение о необходимости ведения хозяйственной деятельности, конкурсный управляющий должен взвесить эффективность такой деятельности.
Однако, рассматривая вопросы, связанные с сохранностью имущества должника, нельзя не отметить, что часто возникают ситуации, когда не третьи лица пытаются уменьшить конкурсную массу, а кредиторы должника, которые получают внеочередное удовлетворение.
Одним из самых распространенных способов незаконного выбытия конкурсной массы является неправомерное списание денежных средств со счета должника на основании инкассовых поручений, выставляемых налоговыми органами. Такие случаи участились после выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», где указано, что осуществление принудительного исполнения текущих требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства.
Несмотря на то, что в названном Постановлении ВАС РФ указано, что в инкассовом поручении необходимо указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога), в ряде случаев налоговые органы, воодушевившись возможностью списания денежных средств должника, выставляют на инкассо не только текущие налоги, но и те, которые образовались в стадии конкурсного производства. Банк, руководствуясь внутренними инструкциями, списывает денежные средства.
Конкурсный управляющий в таких случаях обязан предпринимать меры для возврата незаконно списанных денежных средств, так как в случае его бездействия нарушится очередность удовлетворения требований кредиторов.
Договор финансирования под уступку денежного требования
... 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления ...
Таким образом, решение указанных проблем будет способствовать достижению цели конкурсного производства и сокращению его сроков.
2.3. Арбитражная практика: банкротство торговой компании по упрощенной процедуре (с активами)
Ликвидируемый должник – Д. обратился в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Представитель должника просил признать ликвидируемого должника банкротом, утвердить конкурсным управляющим должника А.
Судом было установлено что Решением единственного учредителя было принято решение о ликвидации Д., в ходе проведения которой ликвидатором было выявлено, что у должника имеется задолженность свыше 18 млн.руб., в том числе задолженность перед физическими лицами и задолженность перед уполномоченным органом – ИФНС.
Также, один из кредиторов имел вступившее в законную силу решение о взыскании с Должника значительной суммы долга. По данным бухгалтерского баланса у должника имеются основные средства. Согласно ответам из регистрирующих органов, у должника отсутствовало какое-либо имущество. Дебиторская задолженность у должника отсутствовала.
Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, статьями 20, 45, 52, 53, 124, 127 п. 1 ст. 225 закона №127-ФЗ в действующей редакции, арбитражный суд решил:
- признать должника Д. несостоятельным (банкротом) и открыть в отношении него процедуру конкурсного производства с применением особенностей банкротства ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев.
- утвердить конкурсным управляющим должника А., кандидатура которого была указана в заявлении ликвидатора с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб.
за счет денежных средств и иного имущества должника.
Конкурный управляющий, в ходе процесса обнаружения имущество или денежных средств, выявил движимое имущество – имущество составляющие основные средства. Согласно оценке независимого эксперта, стоимость имущества составило 92 тыс.руб. Данное имущество было реализовано посредством публичного предложения, средства полученные от продажи пошли на возмещение оплаты расходов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Также было установлено, что до банкротства, за обществом числилось недвижимое имущества, которое было продано.
Так, один из кредиторов, К., являясь «недружественным» кредитором общества, величина задолженности которого составляла более 90% от всей суммы кредиторов, но еще не включенный в реестр требований кредиторов, был против банкротства должника, и считал банкротство общества преднамеренным, а сделку по купле-продаже недвижимого имущества – оспоримой сделкой.
Так, после неудачных попыток взыскать сумму долга, кредитор «К» обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании договора купли-продажи недействительным, а именно купли-продажи недвижимого имущества о которой говорилось выше. На что конкурсный управляющий А., руководствуясь ст. 148, 149, 150 АПК РФ, написал грамотно составленное ходатайство, где просит исковое заявление оставить без рассмотрения.
Рассмотрев заявление кредитора К, арбитражный суд пришел к выводу, что данные требования при наличии возбужденного дела о банкротстве не могут быть предметом самостоятельного имущественного спора и должны рассматриваться в деле о банкротстве, а указанное обстоятельство является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Вследствие чего, арбитражный суд оставил без рассмотрения исковое заявление кредитора.
Конкурсное производство как процедура банкротства
... Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложения. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, ... общественных отношений, складывающихся при проведении процедуры конкурсном производстве. Предмет исследования составляют ...
По мнению арбитражного управляющего, основания для оспаривания сделки купли-продажи отсутствовали.
Таким образом, кредитору не удалось оспорить сделку в судебном порядке. Конкурсным управляющим были выполнены все обязательства, предусмотренные законом №127-ФЗ. Благодаря чему, процедура «конкурсное производство» была завершена, должник Д. был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заключение
Данная работа была посвящена теме «Особенности ликвидации корпорации в процессе банкротства», вследствие этого целью данной работы являлось закрепление знаний в области нормативно-правового регулирования деятельности таможенных сотрудников, в частности таможенного декларанта.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута посредством решения следующих задач:
- рассмотрена несостоятельность (банкротство): сущность, характеристика и нормативно-правовое регулирование;
- изучены правила проведения процедуры банкротства и действующие лица;
- исследован порядок проведения процедуры ликвидации предприятия;
- проанализирована конкурсная масса: ее формирование, проблемы при формировании и механизм реализации;
- рассмотрена судебная практика и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса работы.
Основываясь на нормативно-правовых актах РФ, а также на трудах специалистов по праву, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Порой в жизни организации наступает момент, когда вести дальнейшую деятельность не представляется возможным. Предпосылками этого могут быть как низкие показатели рентабельности, так и прочие факторы (например, невозможность продолжать деятельность в связи с переездом).
В процессе деятельности, у организации могут возникнуть долги перед кредитными организациями или же государственными органами (к примеру, налоговая).
Неспособность погасить задолженность вынуждает учредителя прекратить деятельность компании. На такой случай законом РФ предусматривается процедура добровольной ликвидации фирмы или же на основе судебного решения — принудительной. Согласно Федеральному Закону РФ, единственный возможный способ – процедура упрощенного банкротства. В результате данной процедуры долговые обязательства перед кредиторами, а также задолженность перед государственными органами считаются погашенными. Данное решение закреплено нормами ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » №127-ФЗ и выносится арбитражным судом.
Процедура банкротства состоит из нескольких этапов:
Подготовка и направление заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Проведение судебное заседание о признании должника банкротом.
Утверждение кандидатуры арбитражного управляющего и т.д.
В соответствии с российским законодательством юридическое лицо можно считать неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в том случае, когда соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Ликвидация кредитных организаций
... банкротом” Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации). 1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса ... директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие ...
Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Коммерческая организация, а также потребительский кооператив либо благотворительный или иной фонд могут совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Порядок ликвидации юридического лица, признанного банкротом, регламентируется соответствующим федеральным законом.
В случае наступления негативного последствия для организации, такого как банкротство, прежде чем, начать заниматься необходимыми процедурами следует иметь ввиду следующее:
- Во-первых, ввиду количества экспертов, которых придется нанимать, банкротство может оказаться исключительно дорогим мероприятием.
— Во-вторых, из-за огромного количества действий и сторонних лиц, вовлеченных в банкротство, успешное завершение этого процесса может занять немало времени. По этим двум причинам чрезвычайно важно начинать процесс банкротства только тогда, когда кредитная организация (банк) располагает денежными средствами, достаточными для его завершения. Это значит, что банкротство следует планировать задолго до его начала, возможно, в качестве одной из множества стратегических альтернатив, и объявлять о нем, как только оно станет наиболее целесообразным способом решения проблем. И наоборот, хуже всего объявлять о банкротстве, когда испробованы и провалились все остальные варианты, израсходованы все денежные средства, получены (и исчерпаны) все возможные формы кредита. Такой подход всегда приводит, в конечном счете, к ликвидации организации (банка), а не к успешному выходу из банкротства в какой-то момент в будущем.
Основная задача — рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы. В принципе, банкротство можно и заранее спрогнозировать и принять необходимые меры для его предотвращения. В случае же наступления негативного последствия для банка, такого как банкротство, прежде чем, начать заниматься необходимыми процедурами следует иметь в виду следующее:
Во-первых, ввиду количества экспертов, которых придется нанимать, банкротство может оказаться исключительно дорогим мероприятием. Во-вторых, из-за огромного количества действий и сторонних лиц, вовлеченных в банкротство, успешное завершение этого процесса может занять немало времени. По этим двум причинам чрезвычайно важно начинать процесс банкротства только тогда, когда компания располагает денежными средствами, достаточными для его завершения. Это значит, что банкротство следует планировать задолго до его начала, возможно, в качестве одной из множества стратегических альтернатив, и объявлять о нем, как только оно станет наиболее целесообразным способом решения проблем компании. И наоборот, хуже всего объявлять о банкротстве, когда испробованы и провалились все остальные варианты, израсходованы все денежные средства, получены (и исчерпаны) все возможные формы кредита. Такой подход всегда приводит, в конечном счете, к ликвидации компании, а не к успешному выходу ее из банкротства в какой-то момент в будущем.
Банкротство и ликвидация предприятия
... предприятия-должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд. Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, ...
Список литературы
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ.
Налоговый кодекс РФ.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральный закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №25.
Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – М.: Ника-центр, 2012.
Брег С. Настольная книга финансового директора. – М.: Альпина бизнес букс, 2011.
Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Магистр, 2011.
Телюкина Т.В., Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в России. – М.: Городец, 2012.
Экономика /Под ред. Ю.Ф. Симионова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее – закон №127-ФЗ)
Телюкина Т.В., Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в России. – М.: Городец, 2012. – С.29.
АПК РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – М.: Ника-центр, 2012. — С.102.
Брег С. Настольная книга финансового директора. – М.: Альпина бизнес букс, 2011. – С.84..
ст. 126 закона №127-ФЗ.
п. 2 ст. 225 в совокупности с п. 1 ст. 142 закона №127-ФЗ).
ст. 552 ГК РФ, ст. 35 Земельного кодекса РФ.
ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
П. 2 ст. 266 ч.2 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000г. №117-ФЗ (далее – НК РФ).
2