Вступление, Актуальность исследования, Либерализм — это
Либеральная теория получила первоначально свое развитие на Западе, причем она исходно не составляла единой, одной школы общественной мысли: существовали множественные различия между американской английской, и французской традициями либерализма. Но складывались они примерно в одно и тоже время. Постепенно либерализм получил развитие и в других странах, в том числе и в Украине.
Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на уровне отношений между странами. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.
Объектом исследования выступает, Предметом исследования являются, Целью данной работы, Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
¾провести анализ методологических основ, представленных в либеральной традиции, провести анализ основных концепций либерализма, ведущих направлений;
¾определить сущность либерализма как социокультурного феномена;
¾обосновать специфику либерализма как политической и экономической идеологии;
¾выявить основные черты, присущие либеральному образу социальной действительности;
¾определить значение либерализма в современности;
Финансовая деятельность государства, финансовое право Республики ...
... организации денежной системы страны в целом, системы финансовых учреждений государства, обеспечение их деятельности. Определяя предмет финансового права как отношения возникающие в процессе финансовой деятельности государства, финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные ...
¾исследование либеральной мысли в Украине.
В данной работе использовались труды зарубежных и отечественных ученых. К ним относятся:Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Руссо, А. Смит, Т. Гоббс, Р. Спенсер, М.Грушевский, М, Драгоманови др. Также были использованы различные статьи, касающиеся раскрывающие данную тему.
Методологическая база, Структура курсовойработы., Раздел 1. Истоки и основные положения либеральной идеологии, .1 Понятие и сущность идеологии либерализма
либерализм социальный философский идеология
Либерали́зм (фр. libéralisme ) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка[9,343].
Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на уровне отношений между странами. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.[3,253-254].
Очевидно, что либерализм — это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм — это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче, либеральная концепция — метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика[15, 48-49].
Либеральный (полудемократический) режим был характерен для развитых стран в XIX в. В XX в. он сложился в ряде развивающихся стран, приблизившихся к развитым (Южная Корея, Тайвань, Таиланд), а также в результате ликвидации командно-административной системы в постсоциалистических странах Восточной Европы (Россия, Болгария, Румыния).
Либерализм как социально-политическое течение
... государства. ''В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют свобода от групповых, классовых, националистических и прочих предрассудков, космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчёркивание самоценности личности''. ... к власти после антифеодальных революций. Появившийся класс торговцев и промышленников нуждался в экономической свободе, в социальных институтах, в ...
Либеральный режим — способ осуществления государственной власти, основанный на признании прав и свобод граждан и отсутствии прямого вооруженного насилия. Переход от диктатуры к либеральному режиму называют либерализацией. Этот процесс характеризуется снижением уровня государственного принуждения, некоторым расширением политических свобод. Однако либерализацию нельзя отождествлять с демократией. Либерализация может происходить и в тоталитарной системе, как это было, например, во время хрущевской «оттепели» либо эволюции франкистского режима в Испании[3,262]. Однако при этом сущностные принципы системы власти оставались неизменными. Демократическому типу власти присущ либерально-плюралистический режим. Данный режим основывается на оптимальной децентрализации методов политического управления, на принципах политического соревнования и компромисса. Либерально-плюралистический режим признает право каждого человека придерживаться любых взглядов и проповедовать их, ему присуще уважение к инакомыслию. Политическая практика при этом режиме осуществляется в результате постоянного соревнования, конкурентной борьбы различных социальных и политических сил, ни одна из которых не может обладать монопольным правом на власть или идеологию. В то же время при либерально — плюралистическом режиме государственная власть сохраняет сильные репрессивные функции для защиты прав и свобод каждого индивида и государственности.
В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п[25,159].
Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике[13,199].
Таким образом, экономическую основу либерализма оставляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же вступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обуславливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мирном разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д.[26,160].
Белорусская экономическая модель — компонент идеологии ...
... экономической политики. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией белорусская экономическая модель Основой развития любого государства, ... и направлений вмешательства государства в экономические процессы. Либерализм, который как самостоятельное ... Представляя собой политическую самоорганизацию людей, государство выступает как единая, целостная система, ...
Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Плюрализм, и прежде всего, многопартийность, необходимые атрибуты либерального общество. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, общественных организаций, корпораций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями[26,171-172].
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть[29,153].
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них — социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Идеологию либерального государства можно коротко изложить в двух известных выражениях. Одно не имеет точного перевода с французского на русский язык — laissezfaire, что примерно значит: не мешать индивиду заниматься своими делами. Второе совсем короткое: «Государство — ночной сторож»[2,97].
Теоретическое ядро либерализма составляют:
) доктрина «естественного состояния»; 2) теория «общественного договора»; 3) теория «суверенитета народа»; 4) неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).
Либерализм и неолиберализм
... свободу и собственность''. Теория Локка о ''естественных правах'' напрямую связана с идеей ''общественного договора'' в соответствии с которой государство возникло в результате договора между людьми, и основная цель деятельности государства - защита естественных прав граждан. Либерализм ...
Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода является -ценностью во всех, идеологических доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается.
Свобода в либерализме — это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В; политике требование свободы означало право поступать по собственной воле, и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченное лишь свободой других людей. Раз в фокус зрения, либералов попал такой ограничитель свободы, как другие люди с равными правами, то отсюда следовало, что идея свободы дополнилась требованием равенства (равенство как требование, но не эмпирический факт)[4].
Развитие либеральных принципов находит свое отражение в многообразных теориях, создаваемых убежденными сторонниками: либерализма. Так, например, принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды нашел отражение в теориях свободного рынка, религиозной терпимости и др. Названные выше либеральные принципы трактовки закона получили свое выражения в теориях конституционного закона, правового государства и др. А принцип приоритета прав человека над правами государства получил развитие в теории «государства ночного сторожа», в соответствии с которой необходимо ограничить объем и сферы; деятельности государства защитой прав человека, его жизни, собственности, бездействия; негативная свобода («свобода от» — от угнетения, эксплуатации и т.д.); абстрактная свобода — как свобода человека вообще любого человека; индивидуальная свобода: наиболее важный вид, свободы — свобода предпринимательства[11,265].
1.2 Предпосылки и история формирования идеологии либерализма
Истоки либеральной идеологии относятся к XVII-XVIII вв. В трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, А. Смита, И. Канта закрепилось представление о приоритете прав и свобод человека, народном суверенитете и гражданском обществе. Первое упоминание самого термина либерализм (от лат. «liberalis» — «свободный») относится к 1811-1812 гг., когда в Испании группа политиков и публицистов определила разработанную конституцию как «либеральную». Ранние либеральные концепции (вигская традиция в Англии с начала XVIII в., идеология «отцов-основателей» американского конституционализма, орлеанизм во Франции начала XIX в.) носили элитарный характер. Их умеренность, настороженность по отношению к идеям широкой демократизации общественной жизни была связана с убеждением, что лишь человек, сумевший доказать свою состоятельность, обладающий достаточным образовательным уровнем, независимым имущественным положением, может быть достойным гражданином, лично заинтересованным в сохранении принципов свободного общества. Элитарная трактовка либерализма нашла отражение в системе ограниченного, цензового избирательного права[11,230-231].
В политических трудах Томаса Гоббса (1588-1679) государство называется главным творением людей, а не бога (чем продолжает миссию Н. Макиавелли).
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
... отдельных граждан, так и их объединений, в отношении земли, как в сельской местности, так и в городах. 1.3 Трудовые права и свободы В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции РФ). ...
В его работах «Философские элементы учения о гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651) он излагает свою теорию государства, анализирует плюсы и минусы демократии, аристократии и монархии. Симпатии — на стороне монархии, поскольку отсутствие власти как таковой — еще хуже, чем ее избыточность. Что же касается обязанностей суверена, то он должен руководствоваться тезисом: «благо народа — высший закон».
В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку- волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны- значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого»[10,478].
Картину Гоббса «естественного состояния» можно рассматривать как одно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного общества с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, борьбой за существование. Самому же мыслителю казалось, что он распознал природу человека вообще, вывел естественную для всех времен и народов форму социального бытия. Это был далекий от историзма взгляд.
В природе людей заложены, по Т. Гоббсу, не только силы, ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех». Человеку исконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных инегативных последствиях своих действий. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного разума) суть естественные законы[10,263].
Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон).
Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.
Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.
Экономические принципы либерализма
... свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченная разумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством - вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантии свободы ... не может обеспечить себя сам, смягчать негативные проявления коммерции, культивировать в обществе дух взаимопомощи. По мысли А. Смита, преимущества свободного предпринимательства будут ...
В политических учениях Т. Гоббса и Монтескье поднимаются вопросы происхождения и характера государства, его права на принудительную реализацию власти.
Вообще политологи выделяют политические доктрины аристократического и демократического либерализма.
К теоретикам аристократического либерализма засчитывают Дж. Локка, Дж. Вико, Ш. Монтескье, Дидро, П. Гольбаха, И. Канта, Б. Констана, А. Токвилля.
Почти все они опирались на концепции естественного права и общественного договора, не выходили за пределы конституционного монархизма, парламентаризма, признания права и законности, права на частную собственность, ее неприкосновенность, настаивали на политических свободах и свободной конкуренции.
Политические доктрины демократического либерализма основываются прежде всего на идеях К. Гельвеция и Руссо[10,471].
Выдающееся место среди французских энциклопедистов занимает Жан Жак Руссо (1712-1778), ставший известным, прежде всего благодаря книге «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).
Основной идеей «общественного договора» является идея народа как суверена — носителя верховной власти.
В частности, он провозглашал, что свобода людей является их естественным правом, а потому индивид не имеет права распоряжаться себе подобными. Только с согласия индивидов образуется коллективное целое, которое предстает как обобщенное «общественное лицо». Участники соглашения, по терминологии автора, является «народом», отдельные лица — «гражданами», которые подвластны государственным законам.
Поскольку народ является единственным сувереном, не стоит делить власть на исполнительную и законодательную. Вместо этого Руссо предлагал для учета и выполнения властью воли народа проводить всенародные плебисциты — опрос.
Концепция известного энциклопедиста предусматривала, что в случае нарушения правящей элитой общественного договора с народом, то последний в праве сбросить и построить власть на принципах гражданского республиканского строя. Идея «естественных прав», получившей дальнейшее развитие в концепции «общественного договора», подтолкнул к пониманию государственности как социального института. Согласно ей первоэлементом общества является автономно существующий индивид, а совокупность индивидов составляет «общество в естественном состоянии».
Во избежание возможных конфликтов люди решили перейти от «естественного» к «гражданскому» состоянию, заключили договор и таким образом создали государство, вобравшего в себя как индивида, так и общество[10,491].
Теорию утилитаризма проработал Иеремия Бентам (1748-1832), англичанин, который консультировал правительства многих стран и за свои заслуги получил французское гражданство решению по Национального собрания Франции 1792 г. В этой теории утверждается, что основным кредо пользы и счастья человека в зависимости от количества денег в ее распоряжении.
Экономические свободы и роль государства в их защите
... И только в условиях демократического общества государство приобретает возможность обеспечить основные ценности общественного развития – народовластие, экономическую свободу и свободу ... что необходимо рассматривать два значения термина «государство»: как страны и как организации политической власти. ... волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский ...
Важным шагом вперед было конституализация Огюстом Контом (1798-1857) новой науки — социологии. О. Конт не только ввел в научный оборот указанный срок, но и разработал достаточно полную систему социологического знания, определил предмет, структуру, инструментарий и возможности новой науки.
Социология О. Конта подразделяется на социальную статистику, которая рассматривает устойчивые («естественные») условия существования любого общественного построения, а также социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.
О. Конт считал, что господствовать в обществе имеет социократия, которой принадлежит опираться на утверждение: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Прогресс и порядок должны достигаться через реформы, на основе солидарности, консенсуса, единства политической ассоциации как целого (государства) и ее частей[10,495].
Джон Стюарт Милль (1806-1873), который начал как последователь И. Бентама, выступал за представительную демократию на основе консенсуса, всеобщего избирательного права (сохраняя высокий образовательный ценз).
Его либерализм имел морально-культурный характер[10,503].
Герберт Спенсер (1820-1903) создал систему эволюционной философии, опирающейся на три элемента: эволюционную теорию, органицизм, учение о социальных институтах. Г. Спенсер построил свою теорию на основе аналогий между человеческим обществом и биологическим организмом, отстаивая идею естественной взаимосвязи всех сторон общественной жизни, способности общества к саморегулированию, эволюционного характера его развития. Спенсер полагал, что в основе как биологической, так и социальной эволюции лежат законы естественного отбора, борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных.
Развивая мысль О. Конта об обществе как системе, основал теорию равновесия общественно-политических систем и системный анализ общества. Отрицал революции, критиковал парламентаризм, что означало кризис либерализма.
В первой половине XIX в. либерализм постепенно порывает с абстрактно-рационалистической традицией просветителей и переходит на позиции рационализма и утилитаризма. Символом такого подхода стала доктрина т.н. » манчестерского либерализма «. Ее основатели — лидеры Лиги манчестерских предпринимателей Р. Кобден и Д. Брайт — проповедовали принципы неограниченной экономической свободы, отрицания любой социальной ответственности государства и общества. Разумеется, представленными положениями либеральная доктрина не ограничивается. Но, во всяком случае, квинтэссенцией либерального мировоззрения выступает постулат о человеке как высшей ценности. При этом со всей очевидностью следует, что все остальное, включая и государство, — это лишь инструменты, средства охраны и защиты той самой высшей ценности. При этом либералы, как правило, не задаются вопросом, а о каком именно человеке, какой именно личности идет речь в том или ином конкретном случае. Для ортодоксального либерала самоценен человек как таковой, т.е. как абстракт, чьи права, свободы, интересы во всяком случае первичны по отношению к общественному, коллективному, государственному. Государство, с точки зрения правозащитников либерального толка, всегда стремиться ущемить, ограничить права и свободы человека, привести их в соответствие со своими собственными — государственными — интересами. В этом смысле человеку всегда нужно быть настороже по отношению к государству, государство для человека — враг, стремящийся его победить, подавить.
Роль государства в экономике
... классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США. Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы ...
Суть идеи государства-«ночного сторожа» состояла в оправдании так называемого минимального государству, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Дж. Локка, например, можно сделать следующий вывод: верховный государственный орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить. Иначе говоря, общество -постоянная величина, а государство — производное от него.
Либерализму были чужды радикализм и революционное миросозерцание. Как подчеркивал известный итальянский исследователь Дж. Руджиеро, «в крайнем своем выражении либерализм стал бы радикализмом, но он никогда не доходит до конца, удерживая равновесие с помощью интуиции исторической преемственности и постепенности». И действительно, либеральное мировоззрение в целом, явившееся одновременно и стимулом и результатом революций конца XVIII — первой половины XIX в., в конечном счете приобрело антиреволюционное содержание и направленность.
По-разному складывалась ситуация в разных странах. Наиболее выпукло либеральный идеал складывался в англосаксонских странах, особенно в США. Здесь, утвердившись в общественном сознании, индивидуализм стал восприниматься в качестве главного и даже единственного принципа американского общества. Индивидуалистическому идеалу была придана самодовлеющая значимость, рассматривающая его не просто как один из многих элементов системы ценностей и принципов функционирования буржуазного общества, а как главную цель всякого разумного общества вообще. Самостоятельность и опора на свои собственные силы, индивидуализм и свободная конкуренция были подняты до уровня стандарта образа жизни значительной части американского народа.
Что же касается Украины, нужно отметить, что наше государство переживает непростые времена формирования гражданского общества. Это предопределяет радикальные преобразования в политической, экономической и духовной сферах нашей жизни.
Возвращение Украины в русло общецивилизационного развития видится исключительно на пути рынка, демократии, широких личных прав и свобод граждан. Другого пути просто нет. Пришло время решительно и навсегда отказаться от утопических мифов о светлом социалистическом будущем. В этой ситуации неизбежно повышается интерес к идеологии и ценностей либерализма, равно как к деятельности либерально-демократических партий, существовавших в Украине. Это очевидно и вполне закономерно, ведь только объективный анализ прошлого дает возможность в определенной степени предвидеть будущее. Известно, что исторически для украинского народа было характерно стремление к индивидуальной свободе и равноправию в общественной жизни. Поэтому есть достаточно причин предполагать, что украинские национальные традиции выступали в качестве одного из условий возникновения либеральных идей в Украине, потому что они отразились на менталитете ее народа. С другой стороны, либеральные взгляды формировались и эволюционировали параллельно с сознательным либерализмом и демократизмом, которые развивались, по мнению Михаила Драгоманова, не столько на историко-национальном, сколько на общеевропейском почве. В Украине эти идеи переплетались, смешивались с местной традицией политических вольностей и государственной автономии. В работах историков 20-40-х гг. уже ясно проглядывают обще-либеральные идеи, распространявшиеся на Украину с Запада. Свидетельством этого выступают «размышления» А. Мартоса, содержащие высказывания о политических свободах, республику и конституцию. Историческая традиция, подогретая патриотическими чувствами и овеянная либерально-демократическими идеями своего времени, способствовали украинскому национальному возрождению. Важно отметить, что в 40-е годы XIX в. наряду с либеральной, сформировалась и революционная общественно-политическое течение. Наверное, именно с этого периода начались разногласия между представителями этих двух направлений, что в будущем привели к противостоянию либеральной и революционной течений Эволюции либерально-демократических идей. Просветительская деятельность либерально настроенной интеллигенции привела к созданию в январе 1846 года Кирилло-Мефодиевского общества. На примере деятельности этой организации можно проследить все развитие либерально-демократических идей в Украине.
После 1861 г. в Украине, вместе с развитием капиталистических отношений, усиливается и либеральное движение, которое получает организационное оформление в виде общин. Основными направлениями их деятельности стала организация кружков просвещения, изучение и популяризация истории, этнографии, фольклора украинского народа, издание и распространение литературы. Членами общин были в основном либерально настроенные интеллигенты. Мнения громадовцев нашли отражение в первом украинском общественно-политическом журнале «Основа» (Белозерский, Костомаров, Кулиш, Антонович).
Но в 1863 г., после Валуевского указа, общины в Украине было закрыто, а их просветительская деятельность запрещена. В украинском либеральном движении наступил период спада.
С начала 70-х годов проф. Владимир Антонович создает нелегальную «Старую общество», в которую вошли Драгоманов, Житецкий, Чубинский, Михальчук, Лысенко, Русов, Старицкий, Нечуй-Левицкий — целая плеяда выдающихся деятелей украинской культуры. Киевская община приобрела газету «Киевский телеграф», которая стала органом украинской мысли, а также создала научное общество под названием «Юго-Западный филиал русского географического товарищества». Деятельность этих институтов была прекращена Эмский указ 1876 г., который запретил печатание книг и постановку театральных пьес на украинском языке. Как писал Вернадский, «период интенсивной борьбы с украинским движением продолжался, с некоторыми колебаниями и перерывами, более 50 лет …» Однако либеральная украинская мысль продолжала развиваться и в Российской империи. Незаурядным представителем либерального движения был Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895).
Он считал, что задача каждого человека, как народа, в познании себя и в стремлении идти к цивилизации вместе с цивилизацией, т.е. подход Драгоманова заключался в необходимости увязать Украинское национальное движение и его программу с европейскими либерально-демократическими концепциями. Но познание себя требует высокого национального самосознания, а уровень цивилизованности народа настолько низок, что не позволяет ему подняться до самосознания, а, следовательно, к стремление возродить свободу. Он писал, что украинская много потеряли, потому что когда большая часть народов Европы создавал свои государства, нам это не удалось. Либерализм Драгоманова определяется как доктрина, в соответствии с которой человеческая индивидуальность является высшей ценностью. Политически это выражается, прежде всего, в расширении и укреплении индивидуальных прав. Драгоманов верит, что история свободы является историей ограничения государственное власти. Неприкосновенность личной сферы важнее участие в создание, формирование коллективной политической воли, а индивид с его волей является основой всех возможных социальных порядков.[7] В середине 90-х годов XIX в. Эти идеи в Украине получили дальнейшее распространение. В либерально-демократическом лагере зреет мысль о необходимости объединения своей деятельности, создания единой организации.
В сентябре 1897 г. усилиями Бориса Антоновича и Александра Конисского в Киеве создается Всеукраинская организация общин. Туда входили земские деятели, промышленники, представители творческой интеллигенции. Это стало началом перехода украинского либерального движения от преимущественно просветительской к политической деятельности. В 1903 г. на съезде Всеукраинское беспартийной организации было принято решение о ее преобразовании в партию либерального направления и начата разработка партийной программы. Проведение этой работы было поручено избранной рады в составе Б.Гринченко, Ефремова, М.Левицкого, И. Чехивського, Е. Чекаленка. А на съезде 1904 года было официально провозглашена в создание Украинской демократической партии (УДП) и принято ее программу, которая содержала основные требования либерализма в области прав человека и отстаивала принципы конституционализма. Но через год в УДП возник раскол, и образовалась еще одна партия либерального направления, с почти идентичной программе, но более радикальная в национальном вопросе — Украинская Радикальная партия.
Либеральные идеи получили новую жизнь в период теоретической дискуссии, связанной с выходом известного сборника «Вехи». Среди украинских общественных деятелей — теоретиков либерализма ключевое место занимает Богдан Кистяковский, сын профессора права Киевского университета Александра Кистяковского — активного деятеля «Старой громады» и журнала «Основы».
Б. Кистяковский, чувствуя заметное влияние идей Драгоманова, значительную часть своей научной деятельности посвятил редактированию его многотомного труда «Политические произведения». В творчестве Кистяковского, первого украинского специалиста в области философии права, долгое время определяющей была проблема соотношения социальной и либеральной идей. В 1902 году он печатает статью «Русская социологическая школа и категория возможности», которая ознаменовала его решительный переход на позиции либерализма. О необходимости воссоединения социальной идеи с либеральной говорится в работе «Государство правовое и социалистическое» (1906), где право рассматривается в контексте социальных науки обосновывается понимание философской принципов правового государства.
Свое истолкование либеральной концепции предлагали также Максим Славинский и Михаил Туган-Барановский.
Основатели Украинской Академии наук Владимир Вернадский, Агатангел Крымский и Михаил Туган-Барановский значительной степени способствовали распространению либеральной идеи в Украине. Из соображений Туган-Барановского следует особо отметить мысль о способности науки решать социальные проблемы (статья «Влияние идей политической экономии на естествознание и философию»).
Вместе с тем существенным было обоснование важной роли частной собственности в системе экономических отношений. Позиция Туган-Барановского в этом вопросе отличалась от различного вида социалистических подходов. «Современное человечество, — писал он, — не может обойтись без этого стимула хозяйственной энергии … Поэтому прекращение действия частно-хозяйственной системы было бы равнозначно экономическому, культурному и вообще социальному упадку».
Среди идеологов украинского либерально-демократического движения отличается выдающаяся фигура первого президента УНР Михаила Сергеевича Грушевского (1866-1934).
Личная свобода и личная ответственность были для него основой любой общественной деятельности. Высокие моральные требования и чувство долга не могут быть навязаны человеку извне ни классом, ни нацией. Работать ради общественного блага, или нет — каждый решает сам. «Царство свободы добывается также сильным принуждением над собой, как и царство Божие, обещанное когда-то верным христианам», — писал Грушевский.
Раздел 2. Либеральная мысль в современности
2.1 Критика классического либерализма
Проблема современного общества заключается в так званой политике идентичности, связанной с идеями достоинства, признания и аутентичности, которая заменила, или, по крайней мере, уменьшила значимость политических идеологий. Цели самовыражения и признания берут верх над более масштабными и более идеологическими вопросами. Это и есть причиной кризиса идеологий, в котором главные западные идеологии утратили свою способность мобилизовать [8,16].
В тоже время мы должны понимать, что найти достойные обоснование любой компании — борьбе за решение конкретной проблемы — можно только исходя из какой-то общей философии, которой является идеология[8,25]. Идеологии продолжают играть немаловажную роль в современной политике и даже представляют собой необходимое условие, при котором демократическое общество может оставаться «здоровым». Как бы то ни было, традиционная идеологическая перестала быть адекватной и нужно «нарисовать» новую[8,47]. Нужно отметить, что на сегодня важное место среди идеологий занимает либерализм. Либерализм, в его нынешней форме, не в полной мере способен справиться с проблемами и трудностями политической жизни и жизни общества, хотя, как доминирующая идеология, и ведет с ними активную борьбу[8,83-84].
В период становления капиталистического строя и утверждения господства буржуазии была выдвинута система взглядов, политических ориентаций, получившие название «классического либерализма». Она основывалась на политических идеях Дж. Локка, Ш. Монтескье, Канта, А. Смита, В. Гумбольта, А. Токвиля и других[12].
В процессе эволюции капитализма, утверждения господства монополий выяснилось, что эти идеи не обеспечивают гармоничного развития общества. В связи с этим были пересмотрены важные положения классического либерализма. Значительное внимание уделялось реформам с целью ограничить произвол монополий и облегчить положение самой обездоленной части населения. Были сформулированы новые принципы ШЖ. Гобсон, Т. Грин, Ф. Науманн, Дж. Джелиотти. Дж. Дьюи и др.)., Получивших название нового, демократического, или социального, либерализма.
Под названием кейнсианства утвердилась соответствующая система экономических взглядов. Она предусматривала усиление экономической и социальной роли государства. Архаические принципы свободного рынка и свободной конкуренции, по мнению сторонников этой системы, вращающиеся нищетой и бесправием одних ради процветания и господства других. Реализация кейнсианских принципов призвана смягчить, предупредить экономические кризисы или даже устранить их, а значит, укрепить капитализм. Был сделан вывод, что без государственного вмешательства вообще невозможно обеспечить минимум политических прав для граждан. Отсюда требование сохранения за государством значительных регулирующих функций. Признавалось закономерным существования профсоюзов. Формулировалась концепция «государства благосостояния». Обосновалась необходимость и возможность преодоления социальных конфликтов. В политической сфере провозглашалась идея «плюралистической демократии», согласно которой политическая система рассматривалась как механический процесс «уравновешивания» конкурирующих групповых интересов[20,210].
Считается, что принцип либерализма «каждый — за себя» может быть реализован в обществе, основанной на принципах обмена. Обмен рассматривается как наиболее действенный фактор «управление людьми и улучшения условий их жизни» (К. Полен).
Он возможен только среди равных и «приучает людей относиться друг к другу как к равным».
Современному либерализму свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью совершенствования существующей системы. В связи с этим значительное место занимает проблема соотношения свободы, равенства и справедливости[22,22].
Учитывая формальный характер политической свободы и ее подавление рыночными и денежными интересами, проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску. Она переводится в сферу морали и культуры. В связи с этим считается, что существует специфический культурный либерализм. Ему отводится первую решающую роль уже потому, что свобода — ЦС прежде всего духовное явление и существует она в культуре.
Неолиберализм довольно «пестрый» по своему направлению. Есть течения, которые смыкаются с консерватизмом, а есть и такие, которые приобрели социалистический оттенок, как, например, либерально-буржуазные реформистские концепции «нового общества».
Считая себя выразителями интересов широких слоев населения, авторы этих концепций сочетают резкую критику очевидных пороков современного им общества с весьма умеренными реформистскими проектами на будущее. Не случайно в центре их концепции находятся не проблемы собственности, а проблемы распределения и перераспределения национального дохода, структура социальных потребностей общества и способов их удовлетворения.
Неолиберализм (от лат.Lиber-свободный) — термин, обозначающий современные модификации связанного с именами Локка, Монтескье, Смита, Милля и др.. либерализма 17-19 вв., который обосновывал идею свободы и самодостаточности личности, свободы инициативы, конкуренции, торговли, свободы от вмешательства государства в экономическую, социальную и личную жизнь.
Либеральная идеология начинает меняться на рубеже веков (Дж. Хобсон, Т. Грин, Хобхаус, Ф. Науманн).
Наряду с традиционным индивидуализмом в ней появляются «коллективистские» акценты, которые усиливаются.Неолиберализм стремится обосновать и осуществить государственное регулирование экономической и социальной жизни (Дж. Кейнс, Гэлбрейта и др..).
С помощью налогов, социальных программ, пособий и др.. меры социального обеспечения неолибералы пытаются сгладить имущественное неравенство, создать «государство всеобщего благоденствия». Социально-политическийдирижизм, по их мнению, не ущемляет, а, напротив, укрепляет права и свободы граждан. По сравнению с либерализмом прошлого подвергаются инверсии не только отношения личности, общества и государства, но и соотношение свободы и равенства. Если прежде приоритет отдавался воле и существовал очевидный антагонизм между эгалитарными и либеральными принципами, то теперь существенную роль стали играть умеренно егалитаристськи устремления (Эгалитаризм).
Вместе с тем усиливается настороженность к массовой демократии, о которой либерализм всегда занимал двойственную позицию, признавая ее «необходимым злом», единственным орудием против абсолютистской тирании, грозящий в то же время «тиранией большинства». Основанный на технократическом оптимизме, вере во всемогущество научного регулирования и управления социально-экономическими процессами, неолиберализм потерпел ряд неудач в своих программах, и с середины 70-х г его начал теснить неоконсерватизм, который вернулся к идее минимизации вмешательства государства в социально-экономической жизни , которое, по мнению многих неоконсерваторов, нарушает ее «эволюционный» течение, а также в антиегалитаристських идей. Термин «неолиберализм» иногда употребляется для обозначения неоконсервативных теорий, поскольку те восприняли многие основных принципов классического либерализма[9]
В состав неолиберализма входит несколько школ: лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), чикагская (М. Фридмен).
Одним из «отцов» неолиберализма является австрийский экономист, представитель английской школы неолиберализма Ф. Хайек. Он является одним из главных идеологов английский школа неолиберализма.
Австрийский экономист Ф. Хайек (1899-1992) в 30-х переехал в Англию, в 1949 г. — в США, в 70-х вновь вернулся в Австрию. За свою долгую жизнь он написал много книг: «Цены и производство» (1929), «Денежная теория и экономический цикл» (1933), «Прибыль, процент и инвестиции», «Чистая теория капитала» (1941), «Дорога к рабству «(1944),» Индивидуализм и общественный строй «(1948),» Конституция свободы »(1960), трилогия» Закон, законодательство и свобода «(1973-1979),» Разгосударствление денег «(1976) и др.. В них он выступал как экономист и как философ.
Будучи воспитанником Визера и Бем-Баверка, Хайек до конца оставался верным идее высокой ценности принципов экономического либерализма.
Приоритет свободы человека Хайек провозглашает как главный принцип. Воля — это отсутствие какого-либо ограничения или принуждения со стороны государства. Воля предполагает развитие индивидуализма. Индивидуализм, который стал основой европейской цивилизации, говорит Хайек, — это не эгоизм и не самовлюбленность, это прежде уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет права каждого человека реализовать себя в мире[8,91].
Становление современной цивилизации Хайек связывает с развитием торговли, рынка, где действуют стихийные силы. Снятие ограничений сопровождалось взлетом науки, изобретательства, предприимчивости, богатства. Идея естественной свободы стала элементом сознания всех классов общества, а свободная деятельность — повседневной и общей практикой. Возникшие идеи социализма, по мнению Хайека, должны претворяться в жизнь только с помощью жестокой диктатуры. «Пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти», — говорит Хайек. В обществе, где осуществляется государственное планирование, господствует жесткое принуждение, исчезает воля.
По Хайеку, подлинная свобода — это право свободно распоряжаться своим капиталом и своими способностями, и такая свобода неизбежно связана с риском и ответственностью. Система частной собственности — важнейшая гарантия свободы не только для имеющих собственность, но и для тех, у кого ее нет.
Социализм разорвал связь с идеалами либерализма, социализм воспитал фашизм и расчистил ему дорогу к власти. Возникла тоталитарная система. В некоторых демократических странах формируется регулируемое общество. Чем больше общество регулируется, тем больше в нем прослойка людей, обладающих привилегией гарантированного дохода. «Репутация и социальный статус начинают определяться не независимостью, а застрахованистю», — говорит Хайек. Меняется система социальных ценностей, общество теряет условия для развития[8,95].
Существование в обществе социального неравенства, согласно мнению Хайека, закономерно. Форма распределения доходов возникает в итоге конкурентной борьбы. В обществе происходит своеобразная селекция, в конкурентной борьбе определяются ниша деятельности и доля каждого, утверждается правовой порядок, нормы морали.
Будучи сторонником либерально-демократического общества, Хайек приходит к мысли о том, что государственная монополия в выпуске денег вредна для общества и должна быть заменена свободной конкуренцией частных банков. Каждый эмиссионный банк должен выпускать свою валюту (со своим названием и внешним оформлением).
Это было бы выгодно населению, оно избавилось бы от злоупотреблений правительства при выпуске денег. Немецкий неолиберализм представляет собой своеобразный вариант теории государственного регулирования, но с большим, чем в кейнсианстве акцентом на поддержке конкурентного рыночного механизма.
Людвиг Эрхард (1897-1977) был крупным представителем немецкого неолиберализма. При непосредственном его участии Западная Германия в конце 40-х гг. была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены реформы.
Эрхард — «конструктор» нового хозяйственного порядка, осуществлявший в Германии экономическую реформу и структурную перестройку. Успехи преобразований определились результатом комбинаций двух компонентов — валютной реформы и политики рыночной экономики.
Денежная реформа была тщательно подготовлена, проводилась решительно и последовательно, так что рост цен был остановлен примерно через полгода. К началу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства. Главная причина успеха — осуществлен Эрхардомповорот курса экономической политики в сторону рыночного хозяйства, развитие конкуренции. Реформа, проведенная Эрхардом и его сподвижниками, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. Хотя обоснование реформы осуществлялось с позиции неолиберальной теории, на практике существенно усиливалась регулирующая роль государства[10,378].
Видными представителями неолиберальных идей во Франции были экономисты М.Алле Р.Арон и др.
Морис Алле — французский экономист, нобелевский лауреат 1988г. Его заслуга состоит в доказательстве двух теорем теории благосостояния. Суть их в том, что в рыночной экономике (далекой от конкуренции в «чистом» виде) никто не может стать богаче, не сделав при этом кого-то беднее.
Поэтому, если дифференциация доходов в обществе такова, что требуется перераспределение доходов, то это следует делать через систему налогообложения и ценовую политику. Для понимания процессов формирования доходов различных групп населения важен и следующий феномен экономического поведения человека, открыта Морисом Алле: поведение человека перед «лицом» экономического риска становится рациональным[27,132].
В качестве действительного научного «монстра» воспринимается М. Алле, что поразительным образом совмещал теоретическую и практическую деятельность, а также работу в различных сферах науки.
Профессор Р. Арон был знаменитым преподавателем и одним из лучших европейским публицистов, обличал тоталитаризм во всех его проявлениях.
Он явился автором ряда фундаментальных, «работающих» и сегодня концепций социально-политического развития, в т.ч. одним из создателей теории индустриального общества.
В США альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах Чикагского университета еще в 20-е гг. Однако самостоятельное, а тем более, лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм получил в конце 50-х — начале 60-х гг. с появлением ряда публикаций Фридмена (род. в 1912 г.), ставший в 1976 г. одним из нобелевских лауреатов по экономике.
Фридмен и его коллеги на основе исследований вокруг «конструкции» кривой Филлипса пришли к выводу, что эта кривая далеко не стабильна, особенно с учетом ситуации в экономике многих стран мира в конце 60-х _нт., Когда рост инфляции, вопреки «логике» этой кривой, сопровождался не снижением, а ростом безработицы, и затем — в начале 70-х _нт. — Наблюдался даже одновременный рост и инфляции, и безработицы.
Фридмен предпринял попытку возродить приоритетное значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах.
Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по Фридмену, заключается в том, что оно, в отличие от кейнсианской концепции, ограничивается жесткой денежной политикой. Последняя тесно связана с фридменивською «естественной нормой безработицы», достигаемой посредством постоянного и стабильного темпа роста количества денег в размере 3-4% в год независимо от состояния конъюнктуры (учитывая средние темпы роста валового национального продукта США за ряд лет, по которым устанавливается максимально возможный уровень национальной экономики).
Концепция Фридмена о «естественной норме безработицы» основывается как на институциональных, так и на законодательных детерминантах (имея в виду под первыми, например, профсоюзы, а под вторыми — возможность, например, принятие закона о минимальном уровне заработной платы).
Она позволяет обосновывать минимальный уровень безработицы, при котором в течение определенного периода времени инфляция будет невозможна. По мнению М.Блауга, «естественная норма безработицы, к которой постоянно возвращается экономика, — это современная монетарная версия старой классической доктрины строго пропорционального отношения между количеством денег и ценами в долгосрочной перспективе,» якорь «, который удерживает процентную ставку в устойчивом положении …».
2.2 Либеральная идея в Украине
Общественно-политические реалии свидетельствуют о необходимости пересмотра основных принципов, на которых современная политическая система общества[29].
С тех пор как Украина обрела независимость, и до сих пор среди ученых продолжаются дискуссии относительно того, на каких принципах должна развиваться украинская демократия и, соответственно, какие основы человеческого общежития должны быть заложены как для реализации интересов отдельного индивида, так и для достижения всеобщего благосостояния украинского общества[29].
Политические процессы в Украине, а также в некоторых государствах Центральной и Восточной Европы недавно проходили на основе положений либеральной доктрины, под влиянием западноевропейских политических институтов и ценностей. Сейчас очевидным является факт, что «западные идеи и институты функционируют не так, как планировалось в эйфории, наступившей сразу после разрушения социализма» [29].
Сегодня получила распространение сентенция, сформулированная Фрэнсисом Фукуямой: либерализм как мировоззренческая и политическая концепция обречен на победу. Учитывая значительное влияние либерализма в мире (особенно на Западе и в пределах непосредственного американского влияния), а также распространения и популяризации либеральных представлений в посткоммунистической Украине, упомянутое положение стало почти аксиомой для многих украинских политиков и ученых. Под либеральными идеями подразумевается стремление к свободе, демократии, гуманизма. Либерализм основывается на признании приоритетности прав человека, которая является высшей ценностью по сравнению с коллективом, нацией, обществом и государством. Это мировоззрение закрепляет признание святости и неприкосновенности частной собственности, гарантии прав и свобод личности. Либерализм как политико-экономическая концепция прибавляет к этому требование разделения властей, такой организации экономики, которая ставит на первое место свободу и естественные способности личности и т.п. Учитывая современное понимание либерализма и демократии, целесообразно установить соотношение между этими понятиями. Обычно сроки воспринимались как взаимосвязанные. Именно поэтому появилось словосочетание либеральная демократия. Сейчас, когда произошел процесс не только либеральной, но и консервативной, социал-демократической концепций, проблема их соотношения с понятием демократии вновь актуализируется и приобретает новые черты.
История свидетельствует, что либеральные идеи в Украине оставались вопреки сказать, скороспелому и автоматическому оптимизму Фукуямы, обречены на неудачу. Когда во второй половине XIX и начале ХХ века украинские общественно-политические деятели только начинали примерять либеральные идеи к украинским реалиям, либеральная мысль, как таковая уже объединяла ряд развитых концептуальных модификаций, теоретических школ и практикующих либеральную идеологию партии. В украинской политической мысли либеральная (демократическая) идея всегда была подчинена социальной и национальной идеям. Можно выделить две попытки рецепции либерализма в Украине: первая связана с попытками Михаила Драгоманова перенести западноевропейские либеральные представления на украинскую почву второй половине XIX века и объединить их с социальной и национальной идеями, вторая — с деятельностью представителей русского либерального направления в Украине в начала ХХ века. Первая попытка была неудачной прежде всего из-за отсутствия организационных основ для популяризации идеи. Что касается ХХ века, то причины гибели ростков либерализма общеизвестны: довольно сильная партия конституционных демократов исчезла с политической арены после победы большевиков. Носителями либеральных идей некоторое время оставались некоторые представители партии кадетов, работавшие в системе Украинской Академии наук. Но либеральная модель в Украине никогда не обретала законченную форму. Вхождение теоретических представлений либерализма в современную украинскую политическую мысль связано прежде всего с формированием партий, которые обозначают себя как партии либеральной ориентации. Либеральное направление в украинской общественной мысли фактически очертил Михайло Драгоманов. Находясь под влиянием декабристов и представителей английского либерализма, он отстаивал концепцию общества, основанного на идее объединения гармонически развитых личностей. Путь к этому идеалу — федерализм с максимальной децентрализацией и самоуправлением общин и областей.
Недостатком украинского либерализма прошедшей эпохи была недооценка национального в системе мировоззренческих основ общества и роли государства в соотношении с другими общественно-политическими институтами. Вместе, ключевое место отводилось концепции демократии, особенно принципам прямой демократии в организации государственной власти, регионального и местного самоуправления. Программные идеи либералов казались нереальными для украинских земель в составе имперских государств с тоталитарным политическим режимом. Эти идеи в Украине всегда утопические и никогда не имели широкой поддержки.
В современных условиях либерализм становится модной в Украине мировоззренческой и политико-экономической концепцией. Сейчас большинство украинских политических организаций, взявших на вооружение либеральные идеи. Но проблема современного украинского либерализма заключается в использовании морально и политически устаревших концепций классического либерализма. Для Украины, как и для ряда стран посткоммунистического мира, характерен «синдром имплантирования политической системы». Определенная часть демократических сил Украины, ориентированная на либеральные модели западного мира, или предлагает прививать эти мировоззренческие основы стран-доноров на постсоветское грунт. При этом литература, которая переиздается и пропагандируется в Украине, в основном энциклопедические пособия начала и середины ХХ века.
Всего либеральное мировоззрение признает идеал индивидуальной свободы как универсальную цель. Индивидуализм лежит в основе права каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность, подчеркивал классик либерализма Дж. Локк. Именно эти права являются важнейшими для человека, и существование такого института, как государство, оправдывается защитой этих прав, поскольку «первоочередной и главной целью объединения людей в спильнотворення и передачи себя под власть правительства является сохранение собственности» [15, с. 195]. Поэтому функции либерального государства исчерпываются только защитой собственности, в понятие которой, согласно Дж. Локком, входят три компонента: жизнь, свобода и владение.
Трудно не согласиться с такими выводами, тем более когда они касаются нашей Украины, где накопление «грехов прошлого» шло в геометрической прогрессии и этот процесс еще не остановлен. Развитие Украины как национального государства, призванной обеспечить формирование гражданского общества со всеми присущими такому обществу качественным признакам, невозможно без эффективной власти и системы государственного управления. На сегодня в общественном сознании еще не произошло переосмысление роли Украинского государства. И это — проблема. Подавляющее большинство населения не отождествляет себя с государством, аппарат которой всегда ассоциировался с репрессивными функциями относительно самих украинский. При формулировке проблем государственного управления и государственной политики необходимо акцентировать внимание на самом факте сложности этого процесса. Проблемы приобретают форму, что затрудняет их решения (недовольство, опасения, разочарования, беспокойства).
В отличие от задач по математике или физике политические проблемы являются неструктурированными, сложными и противоречивыми. Они носят комплексный характер и содержат ряд конфликтов, так: люди, которые хотят называться политиками, в своей деятельности руководствуются преимущественно личными интересами; консенсуса относительно целей нереально; трудно представить весь спектр альтернативных решений и их последствий.
Инерция исторического развития, когда любые проявления живого национального движения в экономике, культуре, духовной жизни воспринимались как враждебные для существующего строя, отложилась на идеологии и мышлении нынешнего украинского истеблишмента (господствующая верхушка, богатые люди)[31].
И это происходит в условиях торжества левых сил (КПУ, СПУ, «Регионы Украины», «Наша Украина», Батькивщина), которые получили большинство мандатов как в Верховную Раду Украины, так и органов местной власти[31].
Сравнивая системы государственного управления в странах Западной Европы, США, условно можно сделать вывод, что в Европе либерализм преобладает в политике и консерватизм — в экономике; в США наоборот: либерализм — в экономике и неоконсерватизм — в политике. Система таких противовесов позволяет избегать рисков, способных вызвать разрушительные процессы в системе государственного управления и общественного развития в целом[31].
Украина в таком сравнении представляет собой уникальный образец сползания в никуда, когда либерализм в политике дополняется либерализмом в экономике. Поэтому наблюдается тенденция самоликвидации Украины как государственного образования. Не мы управляем рисками, а риски господствуют над нами[31].
Дилемма, которую модель, идею положить в основу формирования украинского государства — либерально-демократическую или национально-демократическую, свелась к обсуждению собственно псевдодемократических, скалькированные из других обществ принципов. Считается хорошим тоном начинать развитие государства по обсуждению проблем формирования открытого гражданского общества и попытки интегрироваться в окружающий мир. Прилагаются к этому и общемировые процессы демократизации, а также процессы, связанные с регионализацией и глобализацией[30].
После обретения независимости, либеральные идеи все еще трудно прокладывают себе путь в Украину, а они нужны.
Ведь именно либеральная политическая парадигма отрицает любые тоталитарные формы правления, защищает свободу, утверждая незыблемость принципа частной собственности, защиты гражданских прав и свобод. Правда, тут есть и обратная сторона проблемы — злоупотребление политическими и экономическими свободами. Все это вместе, собственно, и составляет повестку дня современной политической жизни и обостряет проблему соответствия правящей элиты вызовам времени.
Процесс становления новой национальной политической элиты осложняется непростыми внутриполитическими и внешнеполитическими обстоятельствами, которые вызывают глобализационные тенденции. Однако несмотря на все трудности в Украине неуклонно утверждаются принципы либеральной демократии, всеобщего избирательного права и конкуренции за власть между политическими партиями[31].
Следует заметить, что все эти либеральные принципы нашли воплощение в Конституции Украины 1996 года. Так, в статье 27 говорится, что «каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства — защищать жизнь человека ». О защите свободы в статье 29 указывается: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Защиты права собственности посвящены статьи 13 и 41. «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности …» — находим в статье 13. А в статье 41 читаем: «Никто не может быть противоправно лишен права собственности»[30].
Итак, основные принципы либерализма отражены в украинской Конституции. Путь постсоветской Украины к либеральной демократии весьма непростой. Впрочем, учитывая христианские корни либерализма и глубоко индивидуалистическую ментальность украинская, эта идеология способна органично вписаться в украинскую политическую культуру[30].
Заключение
Изучив понятие, сущность, историю и рассмотрев перспективы развития либеральной мысли, были сделаны такие выводы.
Политику невозможно понять, не осознав идеи или целы конгломераты политических идей, которые мобилизуют людей на всех уровнях политической активности. И здесь мы говорим не о выдающихся лидерах, харизматических ораторах, основателях или лидерах политических партий, а о множестве людей, нашедших в политический идеалах стимул и вдохновение.
Одним из таки идеалов является идеология.
Проблема современного общества заключается в так званой политике идентичности, связанной с идеями достоинства, признания и аутентичности, которая заменила, или, по крайней мере, уменьшила значимость политических идеологий. Цели самовыражения и признания берут верх над более масштабными и более идеологическими вопросами. Это и есть причиной кризиса идеологий, в котором главные западные идеологии утратили свою способность мобилизовать.
Нужно отметить, что на сегодня важное место среди идеологий занимает либерализм. Либерализм, в его нынешней форме, не в полной мере способен справиться с проблемами и трудностями политической жизни и жизни общества, хотя, как доминирующая идеология, и ведет с ними активную борьбу.
Либерализм — социальная философия и политическая концепция (идеология), которая провозглашает, что инициативная (активная), свободная, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником продвижения в общественной жизни. Направленный на утверждение парламентского строя, свободного предпринимательства, демократических свобод, отстаивает абсолютную ценность человеческой личности и равенство всех людей относительно прав личности.
Современный либерализм представлен многими формами, их статус, содержание и влияние изменяющихся в разных условиях. Это — проявление того, что либерализм является категорией фундаментально релятивистской, которую можно определить только для определенного конкретного общества и его социокультурного контекста. Нет «идеально либерального» состояния. В то же время в любом обществе не существует такого института, которую нельзя было бы либерализовать еще большей степени.
Все этапы развития либерализма имеют своеобразие, но характеризуются внутренней связью.
После обретения независимости, либеральные идеи все еще трудно прокладывают себе путь в Украину, но тем неимение они необходимы.
Ведь именно либеральная политическая парадигма отрицает любые тоталитарные формы правления, защищает свободу, утверждая незыблемость принципа частной собственности, защиты гражданских прав и свобод. Однако, тут есть и обратная сторона проблемы — злоупотребление политическими и экономическими свободами. Все это вместе, собственно, и составляет повестку дня современной политической жизни и обостряет проблему соответствия правящей элиты вызовам времени.
Следует заметить, что все эти либеральные принципы нашли воплощение в Конституции Украины 1996 года. Так, в статье 27 говорится, что «каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства — защищать жизнь человека ». О защите свободы в статье 29 указывается: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Защиты права собственности посвящены статьи 13 и 41. «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности …» — находим в статье 13.
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них — социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.
Список использованной литературы
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. — 608 с.
. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. — 1993. — № 7. — С. 97.
. Гаджиев К.С. Политическая наука DJVU. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения. — 1995. — 400 с.
. Гелей С.Д., Рутар С.М. Политология. Учебный посибн. — М.: Знание, 1999. — 426 с.
. Горлов И. Начала политической экономии. — Т.И. — СПб., 1859. — С. 147.
. Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 34.
. Драгоманов М. Вольный Союз-Вільна Спілка//Слюсаренко А.Г., Томенко М.В.Історія української конституції. К., 1993.-С.53.
. Идеология и политика: Джон Шварцмантель — Москва, Гуманитарный центр, 2009 г.- 312 с.
. Ирхин Ю.В. Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. — М.: Юристъ, 2002. — 511 с.
. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: ИНФРА М, 1998 г. 603 с.
. Кириченко М.Г. Основы политологии. — М.: Просвещение,1995. — 332с.
. Кравченко И.И. Либерализм: политика и идеология / И.И. Кравченко // Вопросы философии. — 2006. — № 1. — С. 3-14.
. Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. — 2002. — № 1. — С. 199.
. Леонтьев К.Чем и как либерализм нам вреден?//Леонтьев К. Записки отшельника. М., 1992. С. 319-351.
. Либерализм. Опыт изложения принципов и программы современного либерализма: Г. Самуэль — Санкт-Петербург, Либроком, 2010 г.- 490 с.
. Либерализм. Эволюция идей: А. А. Раквиашвили — Санкт-Петербург, Ленанд, 2010 г.- 184 с.
. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. Издание второе.-М.: «Приор-издат», 2005. — 432 с.
. Плискевич Н.М. Право быть либералом // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С.81-87.
. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. — 588 с.
. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М.: 2000, с. 210.
. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию М 2000 — 386 с.
. Рейчел Тернер. Неолиберальная идеология. История, идеи и политика. 2008. С.22
. Симаков О.И.Политология. — М.: Мир, 1994. — 592 с.
. Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. — М.: Инфра-Н, 1999. — С. 159.
. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х. / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 613 с.
. Токвиль А. де. Демократия в Америке: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1992. 560 с.
. Французский либерализм в прошлом и настоящем: — Москва, Издательство МГУ, 2001 г.- 224 с.
. Цыганков А.П. Современные политические режимы. — М.: Фонд «Открытое общество», 1995. — С. 153.
29. Юлія Красноголова Дилема лібералізму та комунітаризму
/ Юлія Красноголова// Віче — [Електронний ресурс] — Режим доступу: http://www.viche.info/journal/814/
. Куц Г. М.Лібералізм і демократія: перипетії співіснування / КУЦ Г. М. // Віче — [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.viche.info/journal/600/
31. РозпутенкоІван Ілюзії чи реформи? співіснування / Розпутенко Іван // Віче — [Електронний ресурс] Режим доступу: <http://www.viche.info/journal/288/>
32. АфонінЕдуардПолітики-«лиси» дочекаються «левів»співіснування/ АфонінЕдуард//Віче [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.viche.info/journal/288/