Данная работа посвящена Казахстану, его экономической характеристике. Сложившиеся экономической ситуации, проблемы и трудности экономики, основные экономические показатели их динамика и влияние на экономическую ситуацию в стране. Характер и уровень государственного регулирования экономики. Национальная валюта и степень ее конвертируемости.
Природно-ресурсный потенциал.
Отраслевая структура хозяйства. Основные отрасли экономики и соотношения между ними. Наиболее развитые отрасли экономики. Оценка влияния различных факторов на отраслевую структуру.
Основные формы бизнеса. Малый, средний и крупный бизнес. Уровень монополизации экономики страны в целом и по отраслям. Организационно-правовые формы бизнеса в стране. Формы собственности и соотношения между ними. Основные фирмы страны и сфера их деятельности.
Товарно-сырьевые биржи.
Финансово-кредитная система страны. Банки и банковское дело. Система банков и кредитных институтов. Основные полномочия и функции центрального банка. Основные функции и сферы деятельности остальных банков. Устойчивость банковской системы страны. Влияние банковской системы на экономику страны. Интеграция банковской системы страны в банковскую систему мирового хозяйства.
Налогообложение. Закон »О налогах». Территориальном и функциональном принципах налогообложения в стране. Налоговой системы страны и ее элементах.
Бюджетная практика в стране. Бюджетное устройство страны и бюджетное законодательство. Органы контролирующие исполнение бюджета. Формирование доходной части бюджета. Распределение расходуемых из бюджета средств. Дефицит бюджета и источники его покрытия.
Финансовые группы и центры. Особенностям формирования финансовых групп и центров. Основным финансовым группам и центрам их деятельности и влияния. Роли финансовых групп и центров на мировом рынке.
Фондовые биржи, рынок ценных бумаг. Основные фондовые биржи и их функции. Роль фондовых бирж и функционирование рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Тенденции развития рынка ценных бумаг.
Внешнеэкономическая деятельность. Организации, регулирование внешнеэкономическую деятельность.
Экспортно-импортное регулирование.
Финансирование, кредитование и страхование внешнеэкономической деятельности.
Иностранная предпринимательская деятельность в стране. Инвестиционный климат в стране с точки зрения привлекательности иностранных предпринимателей. Структуру иностранных инвестиций в стране и их распространение по отраслям. Характеристику совместного предпринимательства в стране.
Основные отличия институциональной экономики
... и социолог Т. Веблен (1857 -- 1929), изложивший основные идеи школы в своей книге «Теория праздного класса». Институциональная экономика зародилась в конце XIX в., когда в передовых странах ... Средство Социальное Товарное Межличностное Экономика, как любая наука, использует два типа методов исследования: частный и общий. Частные методы используются только в экономике, а общие -- и в других науках. ...
Таможенная система страны. Системе органов таможенного регулирования. Таможенном законодательстве страны. Таможенных тарифах страны и принципах их формирования.
Установление связей с фирмами страны. Сбор информации о рынке и возможных партнерах. От организаций предоставляющих информацию. Через печатные источники информации. С использованием других способов получения информации.
2. Характеристика Казахстана
2.1 Общая характеристика страны
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. “Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы” (Конституция Республики Казахстан, 1995г.).
В Казахстане на начало 1999 года, по данным переписи, население составило около 15 млн. человек, средняя плотность- около 5,5 человек на 1 кв.м, а в пустынных и горных районах- не более 1 человека на 1 кв.м. Городское население составило около 55%.
По административно- территориальному делению на начало 1999 г. в республике было 14 областей, 220 районов, 2496 аульных округов. На их территории расположены 83 города, 200 посёлков, 8188 сельских населенных пунктов. Наиболее крупные города- это административные центры областей ( Алматы, Караганда, Усть- Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Костанай, Актобе, Кокшетау и др.).
В крупных областных городах проживает 34% всего населения Казахстана.
С октября 1998 года столицей Республики Казахстан стал г. Астана.
История Казахстана- это часть истории мировой цивилизации. В 1465 году было создано отдельное Казахское ханство, которое пережило различные этапы своего становления и развития. Социально- экономическое развитие казахского общества в ХШ- середине Х!Х вв. привело к присоединению Казахстана к России. Нарождались капиталистические производственные отношения со всеми вытекающими последствиями. Во второй половине ХІХв. завершилось присоединение Казахстана к России. Этот исторический факт имеет основные этапы, итоги и проблемы. Установился колониальный режим. Богатый природными ресурсами, животноводческим сырьём край привлекал российских предпринимателей. Наметилась тенденция роста городов. Получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Рождался рабочий класс, который затем принял участие в революциях 1905- 1907, 1917 гг. В 1918 году была установлена Советская власть в Республике. Начался период развития Казахстана в условиях тоталитарной системы. Конец 80-х гг. знаменовал начало распада Советского государства. Развитие демократических преобразований и процессов национального возрождения характерно для республике того времени.
Важную роль в демократизации общества играла в тот период законотворческая деятельность Советов народных депутатов. Ведущее место в этой области занимал Верховный Совет Казахской ССР двенадцатого созыва (с апреля 1990г.).
В законах, принятых в период с 1990-1991гг., обеспечены необходимые условия для проявления свободы и достоинства каждого человека. В условиях стремительного развала системы государственной власти и экономики страны закономерным стало введение президентского правления в Казахстане, способствующего стабилизации политической и экономической жизни. 24 апреля 1990 года Верховным Советом был учреждён пост Президента Республики Казахстан, в результате тайного голосования им был избран Н.А.Назарбаев. 25 октября 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.
Казахстан в годы НЭПа
... детально разработана новая экономическая политика (НЭП). Двумя основными причинами перехода к НЭПу стали: 1. Политический кризис в стране, о чем свидетельствует “Кронштадский мятеж” в марте 1921 года и, ... 8] Приток голодающего населения приволжских территорий через западные губернии Казахстана в среднеазиатские республики и голодающих казахов в Сибирь и другие регионы Союза привел к резкому снижению ...
Распад КПСС и как её части КП Казахстана ускорили распад СССР. 16 декабря 1991г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость Республики Казахстан- демократического государства, обладающего всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяющего и проводящего внутреннюю и внешнюю политику. Начался новый этап в истории республики. С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства. В марте 1992г. республика вступила в Организацию Объединенных Наций, стала членом Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и т.д. Свыше ста стран признали наше государство. Возрождаются культура и традиции народа, растет национальное самосознание.
Опорной точкой в развитии и становлении независимого и суверенного государства является Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Она послужила базой к укреплению правовой основы государственного строя и его общественно- политических институтов. “Государство является официальным представителем народа и через свои органы и институты выражает и реализует его волю” (Конституция Республики Казахстан, 1995г.):
Президент-, Парламент-, Правительство-, Конституционный совет-, Суды и Прокуратура-, Местное государственное управление
Казахстан, получив независимость, поставил перед собой достижение следующих целей: переход к многоотраслевой рыночной экономике, основанной на конкуренции; завоевание достойного места на мировом товарном рынке; предоставление каждой личности экономической свободы; равноправие перед законом и достижение социальной справедливости.
2.2 Краткая экономическая характеристика
Казахстаном взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и переход к рынку, исходя из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования нескольких форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научно- технического и производственного потенциала. Активно развивается внегосударственный сектор экономики республики- акционерные общества, межотраслевые и внешнеэкономические ассоциации, концерны и консорциумы. В республике функционирует более ста коммерческих банков, 50 бирж, 6- страховых и лизинговых компаний. Широкое поле деятельности появилось у промышленных предприятий, малых предприятий различной ориентации.
Рыночные реформы проходят болезненно, в условиях обостренной социально- экономической обстановки. 1999 г. социально — экономическое положение оставалось сложным. Наметилась тенденция спада промышленного производства. В I квартале промышленными предприятиями Казахстана произведено продукции, включая сектор домашних хозяйств, в действующих ценах на 189 миллиардов тенге, что составило 95,5% к уровню соответствующего периода 1998 года. Обеспечение потребности экономики Казахстана в сырьевых и в топливно-энергетических ресурсах в значительной степени зависело от устойчивой работы нефтяной промышленности. За три месяца 1999 года по сравнению с 1998 годом в горнодобывающей промышленности возросла добыча полезных ископаемых, сырой нефти и попутного газа на 1,9%. Доля экспорта нефти и газового конденсата в 1998 г. составила 686.9 млн. долл., или 12,9 % в объеме внешнеторгового оборота. В последнее время произошло падение уровня добычи угля и лигнита до 22, 2%.Основными причинами снижения добычи угля остаются отставания вводопроизводственных мощностей, выпуска технологического оборудования, а также за счёт неплатежей потребителей за отгруженный уголь. В начале 1999 года наблюдался спад производства электроэнергии — на 6%.
Общеэкономическое положение Северного Казахстана
... птиц. Экономика Северного Казахстана В состав этого региона входят Костанайская и Североказахстанская области. Общая площадь территории ... этого региона. Астана – столица Республики Казахстан. С 10 декабря 1997 года город назывался Акмола, а ... осадков составляет 320 мм. На побережье озера Жасыбай расположена зона отдыха. Северо-Казахстанская область по праву считается северными воротами Казахстана. ...
2.3 Природно-ресурсный потенциал
Казахстан занимает площадь около 2725 тыс. км или 2,7% суши Земли, граничит с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Республиками Узбекистан и Туркменистан. Для Казахстана характерно широкое разнообразие природных ландшафтов: высокие с оледенением горы, низменности и равнины, степи, пустыни, оазисы, лесные массивы, крупные и малые водоёмы, в том числе Каспийское и Аральское моря.
В Казахстане сочетаются разнообразные типы и формы рельефа. На западе огромные территории заняты низменностями, поверхность которых расположена на уровне моря, а местами- ниже, на юге и востоке- высокие горы с вечными снегами и ледниками. Наивысшая вершина Казахстана- пик Хан- Тенгри (Северный Тянь-Шань)- 6995 м над уровнем моря. Большую часть территории Казахстана занимают равнины, низкие горы и мелкосопочник (Сарыарка).
На территории Казахстана находятся свыше 57 тысяч озер, не менее 4 тысяч искусственных водоёмов. Общая площадь водной поверхности всех озёр около 45 тыс. км. Уровень воды определяется сезонной динамикой поверхностного притока воды и испарением с водной поверхности.
Климат резкоконтинентальный, засушливый со скудным, неравномерным распределением водных ресурсов. Удаленность от океанов и незащищённость территории с севера и юго-запада делает её доступной для вторжения как холодных, так и теплых воздушных масс, что приводит к резким колебаниям температуры воздуха. В термическом режиме Астана продолжительная и холодная. В отдельные сутки температура может опускаться до минус 45-50 С, обусловленные выносом теплых масс воздуха из районов Передней Азии. Лето в северных областях умеренно жаркое, но сравнительно непродолжительное с возможным понижением температуры воздуха до 36-41 С. Средняя месячная температура воздуха колеблется от 19 до 24 С.
Зима на юге Республики неустойчивая и мягкая. Нередко отмечаются оттепели, с температурами до + 15,+20 С. Однако могут наблюдаться и достаточно холодные зимы с морозами, в отдельные сутки до — 30,-35 С. Весенние заморозки на крайнем юге отмечаются в конце апреля, а иногда- даже во второй декаде мая. Лето на большей части территории, за исключением гор, жаркое и продолжительное. Максимальные температуры воздуха отмечаются до +45,+48 С, а почва нагревается до +70 С и выше. В засушливые годы бывают дни с относительной влажностью до 10-15%.
В степной зоне Республики в среднем за год выпадает 250-300 мм осадков. К югу их количество постепенно уменьшается. Для пустынь и полупустынь характерно в среднем 125- 240 мм осадков в год. Наименьшее количество осадков выпадает в юго-западных районах Прибалхашья и на юго-западе Приаральских Кызылкумов, а также на юге Устюрта, где в среднем за год выпадает от 50 до 100 мм осадков. Предгорные и горные районы по режиму температуры и увлажнения существенно отличаются от прилегающих к ним равнин. Количество осадков с высотой резко возрастает. В зависимости от высоты, формы рельефа и экспозиции склонов в восточных и юго-восточных горных системах Казахстана в среднем за год выпадает от 500 до 1100 мм, а на западных склонах Алтая- до 1500 мм осадков. Здесь создаются особые условия для формирования местных климатов.
Особенности природных условий Казахстана предопределяют значительную потенциальную подверженность природным катастрофам, таким как: землетрясения, селевые потоки, снежные лавины, оползни и обвалы, наводнения на реках, засухи, резкие понижения температуры воздуха, метели и бураны, затопления и подтопления в прибрежной зоне Каспийского и обмеление Аральского морей, лесные и степные пожары, эпидемии особо опасных инфекций и др.
Ежегодно в Казахстане отмечается сотни стихийных природных бедствий. При этом число пострадавших составляет до нескольких тысяч человек, число погибших нередко превышает 100 человек, а прямые ущербы от стихийных бедствий достигают 20 и более млн.долларов США. Эти данные учитываются при формировании Резервного фонда Правительства Республики Казахстан при вероятных катастрофах глобального масштаба.
После объявления ООН 1990-2000 гг. Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий во многих странах, в том числе в Казахстане, начали закладываться основы государственной политики в области чрезвычайных ситуаций. В соответствии с законодательством Республики Казахстан стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии отнесены к угрозам национальной безопасности. В Республике Казахстан государственное управление в области защиты населения и территорий от стихийных бедствий, в том числе от техногенных аварий и катастроф, вызванных ими чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем задействования всех уровней и ветвей государственной власти. В Законе Республики Казахстан “О Республиканском бюджете на 2000 год” утверждён резерв Правительства Республики Казахстан на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — 2 900 000 тыс. тенге (статья 18).
Казахстан- страна с солидными перспективами в сфере освоения и разработки значительных запасов природно-сырьевых ресурсов, поэтому представляет огромный инвестиционный интерес для промышленно развитых стран. В связи с этим наше государство одной из основных задач Программы углубления реформ считает создание всех условий для притока иностранных инвестиций. Основной отраслью экономики Казахстана, вызывающий интерес иностранных предпринимателей, является топливно-энергетический комплекс, базирующийся на богатых запасах (15- 30 млрд т углеводородов) энергоносителей, угля. Богатейшие месторождения золота, фосфорных удобрений и другого минерального сырья, огромные запасы черных, цветных и редких металлов, ежегодная добыча которых составляет по 20 млн т руды, наличие нефти- всё это сферы для привлечения инвестиций и развития многоотраслевой экономики.
2.4 Отраслевая структура хозяйства, Промышленность.
Снижение объема промышленного производства по отношению к январю-сентябрю 1998 года произошло в Павлодарской (на 10,8%), Северо-Казахстанской (на 8,2%), Акмолинской (на 5,8%) и Восточно-Казахстанской (на 4,8%) областях.
Сельское хозяйство.
В январе-сентябре 1999 года по сравнению с этим же периодом 1998 года отмечен наибольший рост производства всех основных видов животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий Жамбылской области, мяса, молока и яиц — Алматинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской; молока, яиц и шерсти — Карагандинской; мяса и молока — Костанайской и Мангистауской; молока и яиц — Актюбинской; яиц — Акмолинской и Южно-Казахстанской.
Инвестиции.
В сентябре текущего года, по сравнению с сентябрем прошлого, существенные объемы средств на создание и воспроизводство основных фондов освоены хозяйствующими субъектами на территории г. Астана (рост в 3,8 раза) и г. Алматы ( в 26 раз).
Недостающая инвестиционная активность наблюдается в Акмолинской (снижение на 76 %), Мангистауской (на 46 %), Карагандинской (на 32%), Кызылординской (32%) и Южно-Казахстанской (на31 %) областях.
Строительство, Индекс цен на потребительские товары и услуги., Денежные доходы и расходы населения.
В части денежных расходов также лидируют города Алматы и Астана (183,3% и 164,1% соответственно к среднереспубликанскому уровню).
В августе с.г. наименьшая доля расходов населения от среднереспубликанского уровня пришлась на Алматинскую (61,8%), Южно-Казахстанскую (65,7%) и Акмолинскую (72,0%) области.
Рынок труда.
2.5 Основные формы бизнеса
В решении одной из ключевых задач внешнеэкономической деятельности Казахстана является сотрудничество с мировым сообществом в расширении интеграции. Большая роль в этом вопросе отводится предпринимательской деятельности, бизнесу. Основным правовым документом в области создания и деятельности юридических лиц- бизнеса- является Гражданский кодекс Республики Казахстан, а также ряд законов, постановлений Президента и Правительства Республики Казахстан.
Бизнес по формам собственности и размеру может быть малый, средний и крупный. Каждый вид выступает766782545255875ятельный баланс или смету, печать со своим наименованием.
Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (некоммерческая организация).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива.
Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.
Организационно- правовые формы бизнеса:, Индивидуальный., Хозяйственное товарищество-
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, акционерного общества. Учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Хозяйственные товарищества, кроме акционерного общества, не вправе выпускать акции.
Полное товарищество- при котором участники несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества.
Коммандитное товарищество — товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество полного товарищества(вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Товарищество с ограниченной ответственностью- признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Акционерное общество — это товарищество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости. Акционерное общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих участников, несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества и не отвечает по обязательствам своих участников, может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения других акционеров, является открытым акционерным обществом. Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законодательством. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, является закрытым акционерным обществом. Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Объединение юридических лиц в форме ассоциации (союза ) — это коммерческие организации, создаваемые в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций (союзов).
Виды собственности, Частная собственность-, Государственная собственность
Республиканская собственность состоит из республиканской казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.
Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности (с участием государства или иностранных предприятий), его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.
Количество зарегистрированных юридических лиц по формам собственности и размеру по Республике Казахстан по состоянию на 1 сентября 1999 года:
Всего |
в т.ч. по формам и видам собственности |
||||||
из них |
|||||||
государ ственная |
частная |
с участием государства (без иностранного участия) |
совместных предприятий (с иностранным участием) |
иностранная |
|||
По республике |
114889 |
21400 |
91299 |
1769 |
2567 |
2190 |
|
Малые |
101058 |
14784 |
84154 |
820 |
2342 |
2120 |
|
Средние |
11255 |
5744 |
5467 |
646 |
159 |
44 |
|
Крупные |
2576 |
872 |
1678 |
303 |
66 |
26 |
|
Количество зарегистрированных юридических лиц по формам собственности, размеру и видам деятельности
Всего |
в т.ч. по формам и видам собственности |
||||||
из них |
|||||||
государ ственная |
частная |
с участием государства (без иностранного участия) |
совместных предприятий (с иностранным участием) |
иностранная |
|||
Сельское хозяйство |
9592 |
379 |
9197 |
170 |
39 |
16 |
|
малые |
6855 |
229 |
6612 |
57 |
38 |
14 |
|
средние |
1876 |
119 |
1756 |
66 |
1 |
1 |
|
крупные |
861 |
31 |
829 |
47 |
— |
1 |
|
Горнодобывющая промышленность |
724 |
14 |
685 |
55 |
80 |
25 |
|
малые |
550 |
6 |
524 |
11 |
48 |
20 |
|
средние |
98 |
4 |
94 |
19 |
20 |
— |
|
Крупные |
76 |
4 |
67 |
25 |
12 |
5 |
|
Всего |
в т.ч. по формам и видам собственности |
||||||
из них |
|||||||
государ ственная |
частная |
с участием государства (без иностранного участия) |
совместных предприятий (с иностранным участием) |
иностранная |
|||
Обрабатывающая промышленность |
10609 |
427 |
9915 |
399 |
487 |
267 |
|
малые |
9319 |
333 |
8742 |
131 |
404 |
24 |
|
средние |
956 |
66 |
875 |
180 |
49 |
15 |
|
крупные |
334 |
28 |
298 |
88 |
34 |
8 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды |
1285 |
329 |
944 |
96 |
24 |
12 |
|
малые |
893 |
165 |
721 |
31 |
14 |
7 |
|
средние |
244 |
144 |
130 |
30 |
3 |
— |
|
крупные |
148 |
50 |
93 |
35 |
7 |
5 |
|
Строительство |
8193 |
175 |
7896 |
209 |
192 |
122 |
|
малые |
7415 |
113 |
7187 |
95 |
179 |
115 |
|
средние |
648 |
49 |
594 |
81 |
13 |
5 |
|
крупные |
130 |
13 |
115 |
33 |
— |
2 |
|
Торговля, ремонт автомобилей изделии домаш. пользования |
32208 |
213 |
30749 |
293 |
984 |
1246 |
|
малые |
31483 |
184 |
30057 |
214 |
959 |
1242 |
|
средние |
665 |
24 |
638 |
72 |
23 |
3 |
|
крупные |
60 |
5 |
54 |
7 |
2 |
1 |
|
Гостиницы и рестораны |
1623 |
49 |
1518 |
20 |
72 |
56 |
|
малые |
1518 |
31 |
1437 |
17 |
63 |
50 |
|
средние |
93 |
15 |
72 |
3 |
6 |
6 |
|
крупные |
12 |
3 |
9 |
— |
3 |
— |
|
Всего |
в т.ч. по формам и видам собственности |
||||||
из них |
|||||||
государ ственная |
частная |
с участием государства (без иностранного участия) |
совместных предприятий (с иностранным участием) |
иностранная |
|||
Транспорт и связь |
4665 |
291 |
4245 |
269 |
186 |
129 |
|
малые |
3874 |
120 |
3531 |
93 |
171 |
123 |
|
средние |
658 |
132 |
523 |
127 |
12 |
3 |
|
крупные |
133 |
39 |
91 |
49 |
3 |
3 |
|
Финансовая деятельность |
3077 |
105 |
2899 |
32 |
68 |
73 |
|
малые |
3006 |
92 |
2846 |
22 |
59 |
68 |
|
крупные |
12 |
2 |
10 |
1 |
— |
— |
|
Правительством Республики Казахстан уделяется большое внимание развитию бизнеса в различных его формах, особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу. Так для кредитования развития малого и среднего бизнеса, фермерских и крестьянских хозяйств, создания рабочих мест принято решение о направлении закрытому акционерному обществу «Фонд развития малого предпринимательства» средств кредитных линий Европейского Банка Реконструкции и Развития в сумме 50 млн. долларов США и Второго транша Программного займа Азиатского Банка Развития в сумме 50 млн. долларов США ( постановление Правительства “О кредитовании развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создания рабочих мест” от 12 февраля 1998г. № 104).
2.6 Товарно-сырьевые биржи, Товарно-сырьевая биржа-, Товарно-сырьевая биржа —
Биржа реализует единую стратегию хозяйственного развития, совместно выработанную с ее учредителями и членами, предоставляет им, а также прочим предприятиям и организациям консультационные, посреднические и прочие услуги, связанные с куплей-продажей и обменом товаров, сырья.
Товарно-сырьевая биржа (далее- биржа) создаётся путем объединения на добровольных началах посреднических и торговых организаций, промышленных предприятий и объединений, совместных предприятий, зарубежных фирм и других государственных, кооперативных и общественных организаций, а также частных лиц, готовых своими материальными, трудовыми, финансовыми и сырьевыми ресурсами участвовать в выполнении задач, стоящих перед биржей.
Биржа является организованным рынком товаров и сырья и создается для оказания услуг покупателям и продавцам в осуществлении купли-продажи (обмена) биржевых товаров, при этом биржа стороной в сделках купли-продажи не выступает.
Биржа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, собственный товарный знак, эмблему и другие реквизиты, имеет право открывать расчетные и иные счета в банковских учреждениях страны и зарубежных странах.
Биржа владеет имуществом на правах собственности, аренды и на других предусмотренных законом основаниях.
Биржа может реализовывать любые другие направления деятельности, соответствующие целям ее создания и не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Биржа считается созданной с момента ее регистрации в установленном порядке.
В своей деятельности биржа руководствуется действующим законодательством, настоящим Уставом и разработанными на их основе нормативными актами.
Основным содержанием деятельности биржи является создание благоприятных условий для заключения торговых сделок по определенным (биржевым) правилам.
На бирже заключаются следующие сделки с расчетами в рублях и валюте:
1) с реальным товаром, сырьём;
- а) с наличным товаром;
- б) на срок;
2) с контрактами (фьючерсами), в основе которых лежит стандартизованная биржевая единица.
На бирже также совершаются сделки по правилам осуществления товарообменных операций, аукционно-ярмарочной торговли.
Задачи биржи:
- организация постоянно действующего товарного рынка (торга);
- оказание членам и посетителям биржи организационно-посреднических, информационных и других коммерческих услуг в осуществлении сделок купли-продажи;
- осуществление котировки цен на реализуемые через биржу товары, сырьё;
- сбор, обработка, анализ, распространение информации о конъюнктуре биржевой торговли.
Биржа организуется как открытая, так и закрытая организация. Число ее членов определяется общим собранием, строго им фиксируется и изменению без его решения не подлежит. Учредители биржи одновременно являются ее членами. В случае принятия нового члена биржи на освободившееся или в порядке исключения на дополнительно выделенное место он приобретает права и обязанности учредителя.
Операции на бирже осуществляются только членами биржи (их представителями) или биржевыми брокерами по поручению членов биржи. Члены биржи могут создавать свои брокерские конторы ( не более одной конторы каждый).
Клиенты биржи (покупатели и продавцы) могут осуществлять операции на бирже только через посредничество членов биржи, ее брокеров и брокерских контор.
Деятельность биржи строится на принципах полной хозяйственной самостоятельности.
3. Финансово-кредитная система страны
3.1 Банки и банковское дело
Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут проводиться как в тенге, так и в иностранной валюте. В то же время закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями. Банковская система Казахстана за последние годы в процессе реформирования постепенно переходит к международным стандартам банковского обслуживания. В настоящее время казахстанские банки осуществляют для своих клиентов расчётно-кассовое обслуживание, кредитование, различные международные операции, сделки с ценными бумагами, размещение депозитов, сейфовое хранение документов, наличных денег и ценностей и другие услуги.
Как и в других странах, банки в Казахстане не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность.
До середины 1997 года инвестиционные банки не получили в Казахстане какого- либо видимого развития. 11 июля 1997г. был принят Закон Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности”, который устранил понятие инвестиционного банка, как банка, который в отличие от депозитного, не осуществляет приём депозитов (за исключением срочных депозитов иных банков) и специализируется на осуществлении прямых и портфельных инвестиций. Внесенные изменения, отменили деление банков на депозитные и инвестиционные, в результате чего принята так называемая “германская модель” организации банков, когда они стали универсальными учреждениями.
Банковская система состоит их двух блоков. Первый — Национальный Банк Республики Казахстан. Второй блок — коммерческие банки, которые в период становления рыночных инфраструктур получили приоритетное развитие.
Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком страны. Он подотчетен Президенту Республики Казахстан и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.
Основные задачи Нацбанка:
- обеспечение устойчивости денежной единицы;
- проведение денежного обращения, расчетов и валютных отношений;
- защита интересов кредиторов и вкладчиков на основе определения правил регулирования деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением;
- содействие развитию экономики, созданию единого рынка Республики Казахстан и его интеграции в мировую экономику;
- новая функция Нацбанка- надзор за деятельностью страховых компаний.
В рамках резервной системы он выполняет эмиссионные, кредитные, расчетные, управленческие функции. На Нацбанк возложено регулирование деятельности коммерческих банков в целях создания общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. При этом в текущую деятельность коммерческих банков Нацбанк РК не вмешивается. Его регулирующие и контрольные функции направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Он выдаёт в порядке, предусмотренном Законом “ О банках”, лицензии на совершение банковских операций, в том числе в иностранной валюте. В целях обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов, Нацбанк определяет порядок формирования из прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, устанавливает для этих банков следующие экономические нормативы:
- минимальный размер уставного капитала;
- предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;
- показатели ликвидности баланса;
- размер обязательных резервов, размещаемых в Нацбанке РК;
- максимальный риск на одного заемщика;
- максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков.
При этом Нацбанк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
Коммерческий банк
Коммерческие банки различаются:
1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования и могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.
2. По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные и региональные банки.
3. У многих коммерческих банков ярко выражена отраслевая ориентация.
Инвестиционные банки — разновидность специальных кредитных институтов, мобилизирующих долгосрочный ссудный капитал и предоставляющий его заёмщикам посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заёмных обязательств.
Ипотечные банки — кредитные учреждения, выдающие долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускающие закладные листы, обеспеченные заложенной недвижимостью.
Создание коммерческих, сберегательных банков и других кредитных учреждений на паевых или акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их рационального использования на нужды развития отрасли, подотрасли народного хозяйства, группы предприятий или региона. Все банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от Центрбанка РК. Он может предоставлять краткосрочные кредиты за счет имеющихся в его распоряжении кредитных ресурсов в пределах установленного лимита кредитования. Решение вопроса о предоставлении кредита принимается на основе анализа финансового состояния коммерческого банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования собственных ресурсов и привлечения банком средств на расчетные, текущие, депозитные и другие счета предприятий, организаций и кооперативов и размещения ресурсов.
Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой, кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры. В настоящее время уже более 200 банков проводят такие операции.
Банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы начат выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан было принято решение о переходе к режиму свободно плавающего обменного курса как наиболее приемлемому режиму в условиях интеграции Казахстана в мировую экономику и неустойчивого состояния международных финансовых и товарных рынков. Новая политика позволит повысить конкурентоспособность товаров отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что в свою очередь, улучшит их финансовое положение и будет способствовать росту ВВП и сокращению дефицита платежного баланса. Несмотря на некоторое сокращение объёмов внешнего финансирования, приток иностранного капитала будет достаточным для покрытия потребностей текущего счёта платёжного баланса страны “Будет продолжаться укрепление и консолидация банковской системы, повышение уровня капитализации банков, повышение качества банковских услуг, что будет способствовать росту кредитования банками экономики и привлечению инвестиций в страну”. ( Из отчёта председателя Нацбанка К. Дамитова Президенту страны в апреле 1999г.).
3.2 Налогообложение
Налогообложение регулируется законодательством Республики Казахстан, в которое входит Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 24 апреля 1995 года N 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”. В нём устанавливаются обязательные платежи налогового характера в республиканский и местные бюджеты и регулируются налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых таможенным законодательством Республики Казахстан, а также обязательных взносов и отчислений в Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный центр по выплате пенсий, накопительные пенсионные фонды, Дорожный фонд, актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также актов Государственного налогового комитета, согласованных с Министерством финансов).
Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию. Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к налоговым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта.
В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.
Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, под-
разделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.