Налоговая система Франции

Франция — одна из наиболее развитых индустриально-аграрных стран мира.

Франция располагает многоотраслевым высокотехнологичным сельским хозяйством. По объему сельскохозяйственной продукции Франция занимает третье место в мире (после США и Канады) и первое в Западной Европе, полностью обеспечивая себя основными ее видами.

Основные отрасли: машиностроительная, химическая, сталелитейная, авиакосмическая, автомобилестроение, электроника, судостроение, горнорудная, металлургия, текстильная, атомная энергетика, радиоэлектроника, пищевая, фармацевтическая.

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики. На нее приходится более половины ВНП и свыше 64% всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. Франция на втором месте в мире по экспорту услуг.

Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Актуальность темы исследования состоит в том, что налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов. Кроме того, налоговая система Франции отличается максимальной ставкой подоходного налогообложения физических лиц (75%) среди европейских

Объектом исследования является налоговая система Франции.

Цель курсовой работы: определение тенденций и перспектив развития налоговой системы Франции.

Исходя из поставленной цели, определен круг следующих задач:

  • изучить общую характеристику налоговой системы;
  • рассмотреть законодательную базу Франции;
  • изучить организацию и особенности налогового контроля;
  • проанализировать практику косвенного и прямого налогообложения;
  • определить основные перспективы развития налоговой системы.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные и научно-прикладные работы в области налогообложения следующих авторов: Тютюрюкова Н.Н., Евтстигнеева Е.Н., Мамуркова О.И., Водопьяновой В.А., Бирюковой Н.Е., Черник Д.Г.

4 стр., 1931 слов

Система налоговых органов Республики Беларусь

... политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики ...

1 Теоретические аспекты функционирования налоговой системы Франции

1.1 Общая характеристика налоговой системы и её функционирование

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части [1, 123].

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

  • системность, обеспеченная ценностью налоговой системы на базе жесткой централизации управления налогами со стороны парламента, соответственно, широкой законодательной основе, взаимоувязанностью налогов между собой, исключающее двойное налогообложение;
  • гибкость, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых парламентом законов при голосовании по вопросам государственного бюджета;

— социальная направленность, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание экономического развития регионов. Этот принцип тесно связан с принципом социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению [2, 256].

Характерными чертами налоговой системы Франции являются:

  • социальная направленность;
  • стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;
  • преобладание косвенных налогов;
  • открытость для международных налоговых соглашений;
  • учет территориальных аспектов.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея).

Там ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В его подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты.

3 стр., 1046 слов

Налоговое право в системе Российского права

... политики. Работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы., Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система. 1.1. Понятие налогового права России. Налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов ...

Налогообложение опирается на государственную систему бухгалтерского учета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система.

Отличительной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. Косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45 %).

Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20 % налоговых поступлений [3, 215].

Во Франции существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).

Основные федеральные налоги:

1) НДС;

2) подоходный налог с физических лиц;

3) налог на прибыль предприятий;

4) пошлины на нефтепродукты;

5) акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят: спички, минеральная вода, услуги авиатранспорта);

6) налог на собственность;

7) таможенные пошлины;

8) налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

1) туристский сбор;

2) налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);

3) налог на профессию;

4) налог на уборку территории;

5) налог на использование коммуникаций;

6) налог на продажу зданий.

Еще одна отличительная черта налоговой системы Франции — высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).

Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3%, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии — 37,4%, Великобритании — 18,5%, США — 29,7% [4, 112].

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что Франция имеет хорошо развитую налоговую систему, которая играет важную роль в обеспечении экономической стабильности и пополнении доходной части бюджета, и дает ряд преимуществ перед другими странами.

1.2 Организация деятельности налоговых органов

Говоря о налоговой системе нельзя забывать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета.

Во Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. Выделены определённые направления: банки, страховые компании, самолётостроение, пищевая промышленность, которыми занимаются соответствующие службы. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

44 стр., 21509 слов

Основные направления разрешения налоговых споров на примере ИФНС ...

... уплачивать налоги и другие обязательные платежи в строгом соответствии с нормами права. Предметом исследования дипломной работы являются основные направления разрешения налоговых споров на ... налоговом управлении Франции действуют соответствующие службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ попытка досудебного урегулирования спора ...

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур. Работники управления имеют право на обыск. При проведении обыска присутствуют сотрудники налоговой полиции под контролем налогового судьи.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых центров входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных сборов. Работники центров ведут дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно контактируют с налогоплательщиками. Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого имущества, управление государственным имуществом и контроль операций с недвижимостью общественных организаций.

Служба взимания налогов обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений по каждому налогу.

Главные налоговые инспекции административно- территориальных единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб.

Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции – подробный кодифицированный акт, с помощью которого регулируются налоговые отношения. Он является сводом неуголовных законов, куда помещено несколько положений, которыми устанавливается ответственность лица, совершившего уклонение от налогов. Кодекс ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К нему также прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев) [5, 132].

1.3 Налоговый контроль и налоговое администрирование: организация и особенности