КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Транскрипт

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бю джетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ Автор курсовой работы Направление подготовки Дисциплина Форма обучения Г руппа Научный руководитель Галина А лександровна Рейзлер Э коном ика «Ф инансы» очная КЭ-302 Палина Ю рьевна Симонян, преподаватель Оценка «{Ц» (Л Ш У Л / 201 г. Костанай, 2016 г

2 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра экономики Н аправление подготовки Э кономика Задание на выполнение курсовой работы по дисциплине «Ф инансы» Студенту Рейзлер Г.А. Группы КЭ-302 Руководитель работы Симонян П.Ю. Тема курсовой работы «Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ» Наименование элементов курсовой работы План вы полнения курсовой работы Сроки Примечание Отметки р выполнении 1 Выбор темы курсовой работы Составление плана курсовой работы и согласование с руководителем 3 Сбор материалов для курсовой работы 4 Оформление курсовой работы и подготовка к защ ите 5 Проверка и рецензирование курсовой работы 6 Защ ита курсовой работы Дата выдачи задания «08» февраля 2016 г. Руководитель курсовой работы ( /П.Ю. Симонян Студент /Г.А.Рейзлер

3 М ИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал К аф едра экономики РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу Студентки Рейзлер Г.А. 3 курса группы КЭ очной формы обучения по дисциплине «Ф инансы» на тему «Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ» Регистрационны й номер 174 Дата рецензирования «10» июня 2016 года Общая характеристика работы (соответствие содержания избранной теме, структура, актуальность темы, использование литературы и т.д.): Содержание работы соответствует теме исследования. Структура работы правильно оформлена и отражает последовательность изучения вопроса. Определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы. Актуальность темы достаточно обоснована во введении. Для раскрытия темы исследования использованы нормативно-правовые документы, труды отечественных экономистов, материалы периодической печати, данны е И нтернет-сайтов. Краткий анализ содержания работы, ее достоинства: В работе проведен анализ косвенного налогообложения в Российской Федерации. В первой главе определены теоретические аспекты косвенного налогообложения, его сущность, рассмотрена характеристика видов косвенных налогов, а именно акцизы и НДС. И сследованы отличительны е особенности прям ы х и косвенны х налогов. Во второй главе проводится сравнительный анализ поступлений основных прямых и косвенных налогов в бюджет, а так же анализируется структура задолженности по поступлениям косвенны х налогов в бюджет. В третьей главе обозначены проблемы и перспективы развития косвенного налогооблож ения в РФ. Недостатки работы: В работе не были допущ ены существенные ошибки. Отм :тка о допуске курсовой работы к защите: работа допущ ена к защите & Научный руководитель ЧГ» _ / преподаватель П.Ю.Симонян

15 стр., 7166 слов

Работа «Экономическая теория» №67: «Налоги, их классификация ...

... изучение экономического содержания налога; выявление функций налогов; распределение и изучение налогов по классификациям; рассмотрение проблемных аспектов понятия «налоговое бремя»; изучение проблемы распределения налогового бремени в обществе. Разработанность темы исследования обусловлена работами Барулина С.В, Ермаковой ...

4 Содержание В веден и е Теоретические аспекты косвенного налогооблож ения Сущность косвенных н алого в Характеристика видов косвенных налогов: НДС, акцизы Отличительные особенности прямых и косвенных н алого в Анализ косвенного налогообложения в Российской Ф едерации Сравнительный анализ поступлений прямых и косвенных налогов в б ю д ж ет Анализ налоговых поступлений в бю джет за годы Структура задолженности бюджету по косвенным налогам П роблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Ф едерации Проблемы взимания косвенных н алогов Пути решения проблем взимания косвенных н алогов Заклю чение Список используемой литературы П рилож ения

5 Введение Н алогообложение — это сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения. Российская система налогообложения в части соотнош ения косвенного и прямого налогообложения замыш лялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущ ественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Актуальность темы обоснована тем, что государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить «автоматически — принудительно». Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущ ества налогоплательщика, более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Под косвенными налогами понимаются налоги, которые включаются в цену того или иного товара (услуги), и, таким образом, их уплата перекладывается на конечного потребителя. Посредством косвенных налогов государство может воздействовать на структуру народного потребления, удорожая (удеш евляя) тот или иной продукт. Данный вид обложения имеет больш ое удобство для власти и в политиче 3

15 стр., 7045 слов

Классификация налогов. Методы налогообложения в современной Российской ...

... Цель курсовой работы - понять систему классификации налогов, рассмотреть методы налогообложения в Российской Федерации и зарубежных странах. Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи: изучить понятие и сущность налогов; изучить классификации налогов; изучить методы налогообложения России; ...

6 ском отношении, так как при этом присутствует скрытность величины налога и отсутствие сознания уплаты, а также невозможность проверки соразмерности обложения. Несмотря на то, что среди экономистов и юристов доминирует мнение о несправедливости системы косвенного налогообложения, в больш инстве развитых стран косвенные налоги широко используются при формировании налоговой системы государства. Объектом исследования является налоговая система Российской Ф едерации. П редметом исследования являю тся косвенные налоги. Целью курсовой работы является совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели будут реш ены следую щ ие задачи: 1) определить сущ ность косвенных налогов; 2) рассмотреть виды косвенных налогов: НДС, акцизы; 3) определить отличительные особенности прямого и косвенного налогообложения; 4) проанализировать налогообложение косвенными налогами в Российской Федерации; 5) выявить сущ ествующ ие проблемы косвенного налогообложения; 6) определить пути реш ения выявленных проблем. Научная новизна курсовой работы заключается в определении основных путей в решении проблем косвенного налогообложения в налоговой системе Российской Федерации. П рактическая значимость курсовой работы заклю чается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы косвенного налогообложения в Российской Федерации. 4

7 При написании курсовой работы использовались аналитический и статистический методы анализа данных, а также изучение литературы и законодательства, посвящ енное налогообложению в Российской Федерации. В качестве источников информации применялись Н алоговы й Кодекс Российской Ф едерации, труды ведущих специалистов в области налогов и налогообложения, в частности, Козаева О.Т., Сугарова И.В., Рубанов А. А., ж урнальны е статьи по дан н ой теме, учебны е пособия, данны е интернета. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заклю чения, списка использованной литературы, приложений. В ведении представлены цель и задачи курсовой работы, определены объект, предмет и актуальность темы в настоящ ее время. Первая глава посвящ ена теоретическим аспектам косвенного налогообложения. Вторая глава отражает анализ косвенного налогообложения в Российской Федерации. Третья глава посвящена проблемам и перспективам развития косвенных налогов в Российской Федерации. В заклю чении суммированы основные результаты и выводы. Приложения к курсовой работе выполнены в виде диаграмм. 5

8 1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения 1.1 Сущ ность косвенных налогов Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф услуги. Собственник товара или лицо, которое оказывает услугу, является, по сути, сборщиком косвенного налога. Конечным его плательщ иком является потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, которая превышает цену производства на величину налога. Взимается косвенный налог в момент соверш ения расхода покупателя. В отличие от прямых налогов, косвенные, непосредственно не связаны с получаемым доходом или имуществом, находящ имся в распоряжении налогоплательщика. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы [2, с.450]. Под косвенным налогом следует понимать налог, которому одновременно присущи следующие признаки [6, с. 16]: 1) налог устанавливается государством в отношении лиц, не являющихся конечным носителем налога, а выступаю щ их в роли посредника при перечислении налога в бюджет; 2) налог взимается на основе факторов потребления, его размер изначально не является фиксированным для плательщ ика на определенный срок и зависит от размеров потребления; 3) налог прямо не связан с доходом или имуществом налогоплательщика, направлен на обложение расходов; 4) уплата налога для конечного плательщ ика носит неявный характер в результате вклю чения налога в цену. П ри косвенном налогообложении субъектом денежных отнош ений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщ иком (потребителем товара или услуги).

29 стр., 14071 слов

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)

... задачи учета этих затрат; ь рассмотреть нормативно-правовую базу учета затрат на производство; ь изучить методику учета затрат на производство продукции (работ, услуг); ь выполнить практическое задание, закрепляющее знания бухгалтерского учета Цели и задачи работы обусловили ее логику и структуру. Курсовая работа ...

9 П реимущ ества косвенных налогов [10, с. 17]: 1) характеризую тся быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов; 2) так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсю да и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом; 3) снимаю т напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов; 4) имеют непосредственное влияние на само государство, используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, следовательно, и поступлений в бюджет; 5) государство посредством косвенных налогов может регулировать процесс потребления. Н едостатки косвенных налогов [12, с.225]: 1) обременительность для малоимущ их классов; 2) весьма трудно осущ ествить равномерность обложения; 3) при обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков. Таким образом, косвенные налоги оплачиваю тся, в конечном счете, потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены, поэтому их еще называю т налогами на потребление. Данный вид обложения имеет большое удобство для власти и в политическом отношении, так как при этом присутствует скрытность величины налога и отсутствие сознания уплаты, а также невозможность проверки соразмерности обложения [3, с.200]. С помощ ью косвенных налогов государство получает в свое распоряж е ние ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансирую тся также расходы по социальному обеспечению, которые

10 изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между лю дьми [5, с. 153]. 1.2 Характеристика видов косвенных налогов: НДС, акцизы В Российской Ф едерации большая часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечивается за счет двух косвенных налогов — налога на добавленную стоимость и акцизов, которые в совокупности образую т две составляющие доходов федерального бюджета — налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и налогов на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию РФ. Н алог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации [7, с.81]. НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая розничную торговлю. Сборщ иком НДС является каждый продавец на протяж е нии всей цепи движения товара до момента акта продажи конечному потребителю. Из выручки продавец вычитает НДС, который был уплачен при покупке исходных товаров. Разница между этими налогами уплачивается государству, смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом только вновь создаваемую (добавленную) стоимость. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в 8

29 стр., 14145 слов

Косвенные налоги

... Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог ...

11 бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях [4, с.74]. Налогоплательщ иками НДС признаются [9, с.42]: 1) все российские ю ридические лица; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщ иками НДС в связи с перемещ е нием товаров через таможенную границу РФ. В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: 1) 0% — экспортные товары; 2) 10% — по продовольственным товарам, товарам для детей, периодических печатных изданий, лекарственных средств и изделий м едицинского назначения согласно перечня, содержащ егося в гл. 21 НК РФ; 3) 18% — по остальным товарам (работам, услугам); 4) 9,09% (10/110) и 15,25% (18/118) — расчетные ставки. Н алоговый период по НДС, в том числе для налогоплательщ иков, исполняю щ их обязанности налоговых агентов, устанавливается как квартал. Налоговые агенты производят уплату НДС по месту своего нахождения. С 1 января 2001 г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями гл. 21 второй части Налогового кодекса. Порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливается таможенным законодательством [11, с.86]. А кцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателем. Как и все косвенные налоги, акцизы переложим — реальным плательщиком их является конечный потребитель подакцизной продукции. Акцизы возникают только в сфере производства, исключение составляют акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Ф едерации. П лательщ иками акцизов в данном случае выступают организации, закупивш ие подакцизные товары, в том числе для дальнейш ей перепродажи. 9

12 Н алогоплательщ иками акцизов признаю тся [8, с. 17]: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Существенной особенностью этого налога является его взимание только в сфере производства — акцизами не облагаю тся работы и услуги. В число объектов налогообложения включаются следующие операции [14, с.407]: 1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров; 2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или реш е ний судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращ ению в государственную и (или) муниципальную собственность; 3) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исклю чением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов); 4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства не подакцизных товаров, за исключением передачи денатурированного спирта в отдельных случаях; 10

35 стр., 17073 слов

Роль налогов в формировании бюджета Российской Федерации

... Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов: налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета; конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в ...

13 5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд; 6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищ ества (договору о совместной деятельности); 7) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исклю чением нефтепродуктов); 8) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; 9) получение денатурированного этилового спирта организацией, имею щей свидетельство на производство не спиртосодержащ ей продукции. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, перечитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на дату реализации подакцизных товаров. Налоговая база по ввозимым товарам устанавливается в зависимости от специфической, адвалорной или комбинированной применяемой налоговой ставки. Если в составе одной партии ввозимых товаров присутствую т подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы товаров. Если в отношении ввозимых товаров применяю тся твердые ставки, то налоговая база устанавливается в общем порядке как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. При применении адвалорных ставок налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров и таможенной пошлины [15, с.25]. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении 11

14 специфической ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной ставки. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые вычеты, которые позволяю т уменьш ить сумму акциза, перечисленную в бю д жет. Вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы акциза на основании расчетных документов, счетов — фактур и других документов. Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц [18, с.282]. Правила взимания акцизов устанавливаются гл. 22 НК РФ, доходы по этому налогу поступаю т в федеральный бю джет Российской Ф едерации и региональные бюджеты (распределение суммы акцизов между бю джетами устанавливается отдельно по каждому виду подакцизных товаров).

12 стр., 5830 слов

Международная валютная система и российский рубль

... международных расчетах; сохранение долларового монополизма; формирование бивалютной системы на основе доллара США и евро; возвращение к принципам «золотого стандарта». Из всего перечисленного наиболее вероятным сценарием реформирования мировой валютной системы ... валют в перспективе может стать российский рубль. Цены на большинство энергоносителей и сырьевых товаров формируются в долларах США. В ...

Таким образом, НДС — косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в бю джет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бю джет по мере реализации. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бю джет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях [13, с.21]. Акцизы также относятся к косвенным федеральным налогам, взимаемым с налогоплательщ иков, производящ их и реализую щ их подакцизную продукцию. Они увеличивают цену товара и оплачиваются конечным потребителем, взимаются в основном в сфере производства, в то время как НДС взимается не только в производственной сфере, но и в сфере обращения. А кцизами облагает 12

15 ся ограниченный перечень товаров, называемый подакцизными товарами [16, с.60]. 1.3 О тличительные особенности прямых и косвенных налогов Систему налогов, поступаю щ их в бю джеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различаю т прямые и косвенные налоги. Косвенные налоги — взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость. Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущ ество и другие [17, с.22]. Основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (таблица 1).

Таблица 1 — Различия между прямыми и косвенными налогами П рямы е налоги во взаимоотношения вступают два субъекта: органы государственной власти и налогоплательщ ик величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово — хозяйственной деятельности плательщ ика налоги подоходно — поимущественные Косвенны е налоги во взаимоотношения вступают три субъекта: органы государственной власти, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщ ика налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) 13

16 П ри косвенном налогообложении субъектом денеж ных отношений становится продавец товара или услуги, выступаю щ ий посредником между государством и плательщ иком (потребителем товара или услуги) [21].

76 стр., 37595 слов

Денежные затраты и поступления предприятия

... меньше сумма налога на прибыль и налога на имущество юридических лиц. Амортизационные отчисления не представляют собой денежные затраты. Это расчетная величина, позволяющая предприятию накапливать ... понятия, как «движение денежных средств» и «поток денежных средств». Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток денежных средств связан с ...

Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаю тся плательщиками. С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления — при косвенном. И звестно, что экономическое развитие всех без исклю чения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьш аю тся макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. И сследования экономистов свидетельствую т о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повыш ению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаю тся вводить только в период экономической стабильности. Таким образом, при некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагиваю т прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления [22].

14

17 2 Анализ косвенного налогообложения в Российской Ф едерации бю джет 2.1 Сравнительный анализ поступлений прямых и косвенных налогов в По данным Ф едеральной налоговой службы в консолидированный бю д жет Российской Ф едерации в 2015 году налоговые поступления составили 13788,3 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем в 2014 году. В федеральный бюджет Российской Федерации в 2015 году налоговые поступления составили 6880,5 млрд. рублей, прирост по отнош ению к 2014 году — 11,1%, в консолидированные бюджеты субъектов РФ ,8 млрд. руб., прирост к уровню 2014 года — 7%. Из них рассмотренных ниже прямых налогов поступления составили 8632,1 млрд. рублей или 62,6% от общей суммы налоговых поступлений, косвенных налогов: НДС и акцизы ,7 млрд. рублей или 25,1% от общей суммы налоговых поступлений. Сравнительный анализ поступлений основных прямых и косвенных налогов представлен в таблице 2. Таблица 2 — Сравнительный анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2015 год П рямые налоги Косвенны е налоги млрд. млрд. % рублей рублей % Всего поступлений 8632,1 62,6 3462,7 25,1 в том числе: ф едеральны й бю дж ет 3651,4 53,1 2976,2 43,3 консолидированны е бю дж еты субъектов РФ 4980,8 72,1 486,5 7,0 налог на прибыль организации в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъ — ектов РФ из них: ,8 491,4 2107,5 18,9 7,1 30,5

7 стр., 3101 слов

Понятие и роль налогов в Российской Федерации

... о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и ...

18 П родолжение таблицы налог на доходы ф изических лиц 2806,5 20,4 в федеральный бюджет — — в консолидированны е бю дж еты субъ ,5 40,6 ектов РФ налог на добычу полезны х ископаемых 3226,8 23,4 в федеральный бюджет 3160,0 45,9 в консолидированны е бю дж еты субъ — 66,8 1,0 ектов РФ налог на добавленную стоимость 2448,3 17,8 в федеральный бю дж ет 2448,3 35,6 в консолидированные бюджеты субъ ектов РФ Акцизы в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъ — ектов РФ 1014,4 527,9 486,5 7,4 7,8 7,0 Таким образом, наблюдается преобладание доли поступлений прямых налогов, а именно на 37,5% больше доли поступлений косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бю джет Российской Федерации. Доля поступлений прямых налогов преобладает и по уровням консолидированного бюджета над поступлениями косвенных налогов, если в налоговых поступлениях в федеральный бю джет разница поступлений прямых и косвенных налогов невелика и составляет примерно 675,2 млрд. рублей или 9,8%. То в налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации разница составляет 4494,3 млрд. рублей или 65,1% (Приложение А).

Основную часть поступлений налогов консолидированного бюджета за 2015год среди прямых налогов обеспечили поступления: налога на добычу полезных ископаемых — 23,4% и налога на доходы физических лиц — 20,4%, среди косвенных налогов поступления НДС — 17,8% (Приложение Б).

В структуре федерального бюджета большую долю среди всех налогов занимают НДС — 35,6% и НДПИ — 45,%. Что касается бюджетов субъектов РФ, 16

19 то около половины всех налогов приходится на НДФЛ, а именно 40,6%, и около трети — на налог на прибыль организаций, а точнее 30,5%. Таким образом, большая часть налоговых поступлений федерального бю джета обеспечивается за счет двух налогов — НДС и НДПИ. В составе косвенных налогов НДС выступает одним из регуляторов перераспределения общ ественных благ, основным и стабильным источником поступления доходов в федеральный бюджет. 2.2 Анализ налоговых поступлений в бю джет за годы Исследуем динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет таблица 3. Таблица 3 — Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за период годы, млрд. рублей 201 Зг 2014г 2015г Изменения млрд. тенге % к к к 2013 Всего 11327, , ,3 1108,1 1343,0 2451,1 8,8 11,9 21,6 из них: НДС 1868,2 2181,4 2448,3 266,9 313,2 580,1 12,2 16,8 31,1 акцизы 952,5 999,0 1014,4 15,4 46,5 61,9 1,5 4,9 6,5 Данные в таблице 3 свидетельствую т о тенденции роста налоговых поступлений за период годы: общие налоговые поступления увеличились на 2451,1 млрд. тенге или на 21,6%, поступления по налогу на добавленную стоимость выросли на 580,1 млрд. руб. или на 31,1%, поступления по акцизам увеличились на 61,9 млрд. рублей или на 6,5%. Динамика изменения поступлений НДС и акциз в консолидированный бю джет Российской Ф едерации выглядит следующ им образом (рисунок 3).

17

20 ^ » 2448,3 » «… ~ 2 Г» ,2 952, ,4 -НДС Акцизы г 2014г 2015г Рисунок 3 — Динамика поступлений косвенных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за период годы На рисунке 3 наблюдается устойчивая тенденция к росту поступлений и НДС, и акциз, это свидетельствует об общем росте экономической активности в стране, повышения уровня цен производителей и планомерного увеличения оснований для освобождения от уплаты налога. Структура поступлений косвенных налогов представлена в таблице 4. Таблица 4 — Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за период годы, % 2013г 2014г 2015г И зменения, % Всего 100,0 100,0 100, из них: НДС 16,5 17,2 17,8 0,6 0,7 1,3 акцизы 8,4 7,9 7,4-0,5-0,5-1,0 По данным таблицы 4 можно сказать, что в общей структуре налоговых поступлений в 2015 году по сравнению с 2013 годом удельный вес налога на 18

21 добавленную стоимость увеличился на 1,3%, а доля акцизов уменьшилась на 1,0% (Приложение В).

Поступления НДС и акциз в федеральный бюджет Российской Федерации представлены в таблице 5. Таблица 5 — Налоговые поступления в федеральный бю джет Российской Ф едерации за период годы 201 Зг 20 4г 20 15г млрд. млрд. млрд. % % рублей рублей рублей Всего 5368,0 100,0 6214,6 100,0 6880,5 100,0 из них: НДС 1868,2 34,8 2181,4 35,1 2448,3 35,6 акцизы 461,0 8,6 520,8 8,4 527,9 7,7 % Поступления НДС и акциз в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации представлены в таблице 6. Таблица 6 — Налоговые поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период годы 201 Зг 20 4г 20 5г млрд. млрд. млрд. % % % рублей рублей рублей Всего 5959,2 100,0 6455,6 100,0 6907,8 100,0 из них: акцизы 491,4 8,3 478,1 7,4 486,5 7,0 на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию акцизы на неф тепродукты из них: 0,2 0,04 0,2 0,04 0,3 0,06 295,4 60,1 266,1 55,7 292,8 60,2 акцизы на пиво 126,6 25,8 142,3 29,8 130,2 26,8 акцизы на алкогольную продукцию (за 59,0 12,0 62,4 13,1 53,9 11,1 исклю чением вин) 19

22 Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2015 году преобладает налог на добавленную стоимость — 35,6%. Удельный вес акцизов в 2015 году составил 7,7%, и по сравнению с 2013 годом снизился на 0,7%. Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации удельный вес акцизов составляет 7,0%, по сравнению с 2013 годом данный показатель уменьш ается на 1,3%. Таким образом, из рассмотренных выше таблиц видно, что НДС является основным бюджетообразующим налогом, так как его доля за 2015 год в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет около 18 %, а в доходах федерального бю джета — более 35%. Стоит отметить, что наблюдается уменьш ение удельного веса поступлений акцизов по уровням консолидированного бю джета Российской Федерации. Так в 2015 году доля поступлений акцизов в общем объёме составила 7,4%), тогда как в 2014 году и в 2013 году, соответственно 7,9% и 8,4%, это свидетельствует о том, что область акцизного налогообложения распространяется на определенные специфические виды товаров, что и ограничивает их рост в структуре налогов по уровням консолидированного бю джета Российской Ф е дерации. Значительная доля косвенных налогов в доходах федерального бюджета связана с увеличением импорта, с ростом цен, с резким ростом акцизов на многие подакцизные товары, в частности в 2013 году ставки акцизов увеличились и выросли на бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин в среднем на 6%. И зменились пропорции распределения акцизов по алкогольной продукции между уровнями бюджетной системы — с 1 января 2013 года 60% акцизов поступает в федеральный бюджет, а 40% — в бюджеты субъектов РФ (до года распределение составляло 50% на 50% соответственно).

В 2015 году ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров увеличились в среднем на 20%. На спиртосодержащ ую продукцию и этиловый 20

23 спирт, ввозимый на территорию Российской Федерации, акцизы возросли на 25%. И ндексация акцизов на вина и пиво предусматривается на уровне 10%. 2.3 Структура задолженности бю джету по косвенным налогам По данным Ф едеральной налоговой службы, задолженность по косвенным налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2015 год составила 802,7 млрд. рублей из них 45,8% составляет задолженность по налогу на добавленную стоимость, а 12,7% — задолженность по акцизам. Структура задолженности по НДС и акцизам в консолидированный бю д жет Р оссийской Ф едерации представлена в таблице 7. Таблица 7 — Структура задолженности по косвенным налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2015 год Всего в том числе: млрд. рублей Всего к итогу, % млрд. рублей недоимка Из неё урегулированная задолж енность к итогу, млрд. к итогу, % рублей % 802,7 100,0 430,3 100,0 363,3 100,0 НДС 368,0 45,8 181,1 42,1 182,3 50,2 акцизы 53,7 12,7 9,6 2,2 43,6 12,0 Н едоимка по налоговым платежам за 2015 год составила 430,3 млрд. рублей или 53,6% от общей задолженности, из неё недоимка по налогу на добавленную стоимость составила 42,1%, а 2,2% — недоимка по акцизам. По сравнению с 2014 годом общая недоимка увеличилась на 144, 3 млрд. рублей или на 50,5 %. У регулированная задолженность за 2015 год составила 363,3 млрд. рублей или 45,3% от общей задолженности, из неё задолженность по налогу на добавленную стоимость составила 50,2%, а 12,0% — задолженность по акцизам. 21

24 По сравнению с 2014 годом урегулированная задолженность увеличилась на 42,6 млрд. рублей или на 13,3%. Таким образом, следует отметить, что сущ ествует проблема недополучения налоговых поступлений в консолидированный бюджет, а именно недоимка по НДС составляет 181,1 млрд. рублей или 42,1 %, можно отметить ряд недостатков НДС, в том числе и сложности с администрированием, которые делают его неэффективным. При этом в Российской Федерации трудности с возмещением НДС и обоснованием налоговых вычетов в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок. Более того, структура налога, которая позволяет применять налоговые вычеты и возмещ ение налога по методу начислений, используется в следующих негативных целях: создание различных схем незаконной минимизации налога; уклонение от налогообложения; прямое незаконное субсидирование из бюджета, в том числе и незаконное возмещение НДС из бюджета. 22

25 3 П роблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации 3.1 П роблемы взимания косвенных налогов Одной из наиболее сложных и серьезных проблем является возмещение налога на добавленную стоимость. Согласно оценке Федеральной налоговой службы РФ лишь около 17 % налогоплательщиков регулярно и в должном объеме платят в бюджет налоги, около 40 % вообще не платят. В Российской Федерации зарегистрировано свыше 4 млн. организаций. Из них в налоговых органах не отчитываются более половины. В нашей стране распространена практика использования данных организаций для необоснованного возмещения НДС из бюджета. Также возникают трудности с подачей деклараций по НДС в электронном виде. С 1 января 2014 года вводится обязанность сдавать декларации по НДС в электронном виде почти для всех организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от численности их работников [13, с.29]. П редставлять электронные декларации по НДС, в том числе нулевые, будут: 1) все плательщ ики НДС; 2) организации, применяю щ ие специальные режимы 3) кто освобожден от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК, — если выставят покупателю счет — фактуру с выделенным НДС. Сдавать декларации по НДС на бумаге смогут только налоговые агенты по НДС со среднесписочной численностью не больше 100 человек, которые на момент подачи декларации не являю тся плательщ иками НДС, поскольку применяют специальные режимы или освобождены от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ. 23

26 Электронной декларацией считается декларация, сданная в электронном виде через спецоператора. При этом если организация выбирает второй вариант, декларация будет считаться сданной не в момент передачи ее посреднику, а в момент подтверждения ее приема спецоператором от посредника. Кроме того, роль таких посредников (в отличие от роли спецоператоров) в НК РФ не закреплена. Также важной проблемой является трудная методика исчисления НДС. П роцедура исчисления налога на добавленную стоимость различается в зависимости от отраслевой специфики хозяйствования, содержания финансовохозяйственных операций, цели коммерческих сделок [22].

Также возникаю т проблемы при исчислении НДС у контрагентов, не являю щ ихся налогоплательщ иками по НДС. Со времени своего появления налог на добавленную стоимость создает массу проблем организациям и контрольным органам. Если организации испы тывают трудности с зачетом НДС, то у налоговых органов возникают проблемы с администрированием данного налога. Поэтому депутаты Государственной Думы предлагали упростить процедуру взимания налога. А некоторые настаивают на его полной отмене и замене НДС налогом с продаж или оборота. Другая проблема связана с необходимостью восполнить возрастающую из года в год нехватку средств региональных и, особенно, местных бюджетов. Что касается предложения об укреплении финансовой базы региональных и местных бюджетов за счет введения налога с продаж, то этот вопрос можно реш ить только и исклю чительно при одновременном сохранении НДС. В противном случае потери федерального бю джета необходимо будет компенсировать за счет сокращ ения поступлений других налогов в региональные и местные бюджеты. Повышение акцизов не решает проблему дефицита бюджета. Более того, проблема может усугубиться, если не предпринять в ближайш ее время ряда со 24

27 пряженных мер: пересмотра шкалы подоходного налогообложения, решения «оффш орного вопроса», улучш ения инвестиционного климата в стране. П овыш ение акцизов приведет к отрицательному эффекту для всех: государства, общества, потребителя и бизнеса, поскольку рынок уйдет в тень. Так, по оценкам специалистов, производство легальной алкогольной продукции в настоящее время составляет около 35%, нелегальной — примерно 30%, суррогатов — 35%. В 2014 году доля легальной продукции может упасть до 25%. Сокращ е ние легального производства приведет к сокращ ению поступлений в бю джетную систему. В свою очередь, цены на алкоголь могут превысить уровень м и ровых в 7-8 раз, что приведет к перераспределению спроса: от качественного дорогого потребители перейдут к некачественному и дешевому продукту или к суррогатам, а это уже чревато серьезными общ ественными последствиями. Среди многих причин существования теневого сектора в данной отрасли наиболее сущ ественные две: рост налоговых ставок и усиление государственного регулирования и контроля над экономикой. При увеличении акцизов, если не повыш ать минимальную отпускную цену, у них расш иряю тся возможности по демпингованию и вытеснению легальных производителей с рынка. Поставщ иков, предлагаю щ их на ры нок подпольный алкоголь, нельзя рассматривать просто как конкурентов легальных предприятий, они являются первостепенно нелегальными производителями и не платят налоги в полном объеме. Таким образом, устранение данных недостатков и улучшение системы администрирования налогов позволит в значительной степени устранить сущ е ствующие проблемы косвенного налогообложения, увеличить собираемость косвенных налогов и не допустить рост задолженности косвенных налогов. 25

28 3.2 Пути реш ения проблем взимания косвенных налогов Одним из способов реш ения проблемы администрирования налога на добавленную стоимость является создание системы специальных банковских счетов для осуществления расчетов по НДС и специальные правила возмещения НДС. Другим способом решения проблемы возмещения налога на добавленную стоимость является закрепление возможности возместить НДС законодательным путем лиш ь при условии реальной уплаты НДС поставщ иками организации. Данную идею можно реализовать закреплением обязанности налогоплательщ ика предоставлять в налоговый органы при предъявлении НДС к возмещению документы, которые свидетельствуют о фактической уплате налога ее поставщиками по реализуемому товару. Таким документами могут служить счета — фактуры с отметками налоговых органов, в которых поставщ ики состоят на учете, об уплате НДС по данным счетам — фактурам [17, с.22]. Проблема администрирования НДС настолько актуальна, что поставлен вопрос о замене НДС налогом с продаж. В отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться по всей цепи производства от продавца к покупателю. Он начисляется и взимается на стадии конечного потребления. Замена НДС на налог с продаж не должна существенно повлиять на положение населения, так как НДС также входит в цену товаров (работ, услуг) и полностью оплачивается конечным потребителем. Счет — фактура является основным документом, который определяет величину НДС к уплате в бю джет или возмещ ению. Сумма налога на добавленную стоимость всех выставленных и полученных на территории России счетовфактур равна нулю. Население является единственным покупателем, который полностью оплачивает НДС в стоимости товара и не возмещ ает его из бюджета. О сновными достоинствами налога с продаж считаю т простоту исчисления, меньшую стоимость администрирования и т.д. Но у налога с продаж есть 26

29 и недостатки. Прежде всего, сущ ествую т сложности с практическим регулированием налога. Во многих странах, которые использую т или раньш е использовали налог с продаж, практикуется дифференциация ставок налога по группам и видам товаров [21].

П оэтому администрирование данного налога, которое должно быть недорогим и простым в теории, не всегда оказывается таковым на практике. Налог с продаж в отличие от налога на добавленную стоимость не является экономически нейтральным налогом, т.к. он создает кумулятивный эффект. Также данный налог не позволяет поддерживать экспортеров. Налог на добавленную стоимость является показателем высокой фискальной техники государства. Поэтому переход от НДС к налогу с продаж будет шагом назад. Отказ от НДС только потому, что сущ ествую т злоупотребления, означает перекладывание на налогоплательщиков рисков, которые государство должно нести самостоятельно. При введении налога с продаж выпадающие доходы придется компенсировать другими налогами. Таким образом, модернизация и администрирование налога на добавленную стоимость — это трудоемкий вопрос, который необходимо реш ать взвешенно, чтобы не навредить экономике государства и способствовать повы ш е нию производительности труда и росту ВВП. Возникнет необходимость пересмотра системы налогообложения, действующей в Российской Федерации, что является нецелесообразным. Поэтому необходимо выбрать способ соверш енствования системы налогов, действую щей в настоящее время. К элементам регулирования рынка алкогольной продукции относится установление минимальной цены на отгруженную алкогольную продукцию. С 1 января 2010 года в Российской Федерации установлен минимальный порог цен на водку, а с 1 июня 2010 года — и на весь без исключения крепкий алкоголь (крепкими считаю тся напитки с содержанием спирта от 28 до 95%).

27

30 И ндексация минимальной цены алкогольной продукции — это мероприятие, вызванное увеличением акцизов. Индексация минимальной отпускной цены не должна быть резкой, так как больш инство предприятий, занятых в алкогольной отрасли перейдут в теневой сектор. По оценкам М инэкономразвития России, ликероводочное предприятие не может рентабельно работать, если его мощности загружены менее чем на треть. Однако, несмотря на вроде бы полную убыточность отрасли, в последние годы количество хозяйственных объектов данного профиля в республике не ум еньшалось. Вывод достаточно очевиден — фактическое производство крепких алкогольных напитков на алкоголь производящ их предприятиях значительно превыш ает отчетные показатели. Еще одним важным индикатором теневого алкогольного рынка являются средние денежные доходы на душ у населения. Здесь, на наш взгляд, прослеж и вается обратно пропорциональная связь, т. е. чем ниже уровень денеж ных доходов на душу населения, тем выше спрос на деш евые подпольные напитки. Для этого необходимо формирование социально приемлемого уровня и социально приемлемой структуры легального производства и потребления алкогольной продукции с использованием административных и ры ночных м еханизмов регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащ ей продукции при тесном взаимодействии государства и социально ответственного бизнес — сообщества. Таким образом, проблемы, имеющиеся в администрировании НДС и в бю джетной системе страны, можно и нужно реш ать, не прибегая к кардинальной перестройке действующей налоговой системы. Но прежде чем проводить преобразования в налоговой системе, необходимо тщательно взвешивать их экономические и социальные последствия. 28

31 Заключение Косвенные налоги оплачиваю тся, в конечном счете, потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены, поэтому их еще называют налогами на потребление. Данный вид обложения имеет большое удобство для власти и в политическом отношении, так как при этом присутствует скрытность величины налога и отсутствие сознания уплаты, а также невозможность проверки соразмерности обложения. С помощ ью косвенных налогов государство получает в свое распоряж е ние ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость (НДС) — вид косвенного налога, форма изъятия в бю джет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации; акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны. Исходя из объектов обложения, различаю т прямые и косвенные налоги. При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияю т на процессы накопления, так как они в меньш ей степени затрагиваю т прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощ ью государство может изменять соотнош ение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращ ения потребления, на инвестиционные цели. По данным Ф едеральной налоговой службы в консолидированный бю д жет Российской Ф едерации в 2015 году налоговые поступления составили 13788,3 млрд. рублей, что на 8,8% больше, чем в 2014 году. 29

32 Из них поступления прямых налогов поступления составили 8632,1 млрд. рублей или 62,6% от общей суммы налоговых поступлений, косвенных налогов: НДС и акцизы ,7 млрд. рублей или 25,1% от общ ей суммы налоговых поступлений. Наблюдается преобладание доли поступлений прямых налогов, а именно на 37,5%) больш е доли поступлений косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бю джет Российской Федерации. НДС является основным бюджетообразующим налогом, так как его доля за 2015 год в налоговых доходах консолидированного бю джета составляет около 18 %, а в доходах федерального бюджета — более 35%. Так в 2015 году доля поступлений акцизов в общем объёме составила 7,4%, тогда как в 2014 году и в 2013 году, соответственно 7,9% и 8,4%, это свидетельствует о том, что область акцизного налогообложения распространяется на определенные специфические виды товаров, что и ограничивает их рост в структуре налогов по уровням консолидированного бю джета Российской Ф е дерации. Н едоимка по налоговым платежам за 2015 год составила 430,3 млрд. рублей или 53,6%) от общей задолженности, из неё недоимка по налогу на добавленную стоимость составила 42,1%, а 2,2% — недоимка по акцизам. По сравнению с 2014 годом общая недоимка увеличилась на 144, 3 млрд. рублей или на 50,5 %. У регулированная задолженность за 2015 год составила 363,3 млрд. рублей или 45,3% от общей задолженности, из неё задолженность по налогу на добавленную стоимость составила 50,2%, а 12,0% — задолженность по акцизам. По сравнению с 2014 годом урегулированная задолженность увеличилась на 42,6 млрд. рублей или на 13,3%. Можно отметить ряд недостатков НДС, в том числе и сложности с администрированием, которые делают его неэффективным. При этом в Российской Ф едерации трудности с возмещ ением НДС и обоснованием налоговых вычетов 30

33 в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок. Более того, структура налога, которая позволяет применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется в следующих негативных целях: создание различных схем незаконной минимизации налога; уклонение от налогообложения; прямое незаконное субсидирование из бю дж е та, в том числе и незаконное возмещение НДС из бюджета. Проблема налогового администрирования на этапе развития экономики для Российской Ф едерации стоит особо остро. Все это обосновывает необходимость рассмотрения замены НДС налогом с продаж, что уже не первый год обсуждается и предлагается российскими экономистами, которые преследую т основную цель — пополнить доходы бюджета. Потому что, как считаю т сторонники налога с продаж, реформировать НДС не видится возможным, значит, его следует заменить другим косвенным налогом, или сохранить, но введя дополнительный налог с продаж. Н алог с продаж повлияет на социальные и экономические аспекты налоговой системы в стране, изменит налоговую нагрузку на ю ридических и физических лиц, а также приведет к изменениям в межбюджетных отношениях, и именно поэтому данные положения требую т серьезного анализа экономических, социальных и иных последствий. Другая проблема связана с необходимостью восполнить возрастающую из года в год нехватку средств региональных и, особенно, местных бюджетов. Что касается предложения об укреплении финансовой базы региональных и местных бюджетов за счет введения налога с продаж, то этот вопрос можно реш ить только и исклю чительно при одновременном сохранении НДС. Повыш ение акцизов приведет к отрицательному эффекту для всех: государства, общества, потребителя и бизнеса, поскольку рынок уйдет в тень. Так, по оценкам специалистов, производство легальной алкогольной продукции в настоящ ее время составляет около 35%, нелегальной — примерно 30%, суррогатов — 35%>. В 2014 году доля легальной продукции может упасть до 25%. Со 31

34 кращение легального производства приведет к сокращению поступлений в бю джетную систему. Индексация минимальной отпускной цены не должна быть резкой, так как больш инство предприятий, занятых в алкогольной отрасли перейдут в теневой сектор. Реформирование налоговой системы является в настоящ ее время необходимым условием для дальнейш его успеш ного экономического роста, повы ш е ния конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счёт снижения налоговой нагрузки и реш ения других социальных задач. Система администрирования налогов долж на привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для его граждан. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены. 32

35 Список использованной литературы 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]. — М. : Эксмо, с. 2. Абакарова, Р.Ш. Приоритетность налогового администрирования при незаконном требовании к возмещению НДС [Текст] / Р.Ш. Абакарова // Теория и практика общ ественного развития С Бархатова, Т.А. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бю джетов бю джетной системы РФ [Текст] / Т.А. Бархатова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии (18).

— С Блохин, К.М. Технология формирования налогового бю джета организации [Текст] / К.М. Блохин // Финансовый менеджмент С Богачева, Н.С. Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития [Текст] / Н.С. Богачева // А кадемический вестник (27).

С Брызгалин, А.В. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике [Текст] / А.В. Брызгалин // Налоги С Грачёв, М.С. Фискальная и социальная роль акцизов в России [Текст] / М.С.Грачёв// Вестник Санкт — Петербургского университета. Серия 5. Экономика С Караваева, И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации [Текст] / И.В. Караваева // Финансы С Козаева, О. Т. Косвенные налоги в России и перспективы их развития [Текст] / О. Т. Козаева // Terra Economicus С

36 10. Лозовая, А.Н. НДС при ВЭД: разбираемся в поправках 2014 года [Текст] / А.Н. Лозовая // В курсе дела С Петренко, А.С. Перспективы развития акцизного налогообложения алкогольной продукции [Текст] / А.С. П етренко // Инновационная наука С Погожева, С.О. Изменения акцизного налогообложения топлива [Текст] / С.О. Погожева // Инновационная наука С Полякова, Н.Ф. Н алоговая политика и практика [Текст] / Н.Ф. П о лякова // Налоги: уроки истории. XVIII: роль косвенных налогов увеличивается С Рыбальченко, О. В. П ерспективы развития акцизного налогообложения [Текст] / О.В. Рыбальченко // Электронный вестник Ростовского социально — экономического института С Сугарова, И.В. К вопросу о сущ ностных характеристиках налогового потенциала региона [Текст] / И.В. Сугарова // Налоги и налогообложение С Тегетаева, О.Р. Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов [Текст] / О. Р. Тегетаева // Terra Economicus С Фадеев, Д.Е. Куда ведут основные направления налоговой политики [Текст] / Д.Е.Фадеев // Налоговые споры С Фаррахова, Е.Г. Роль косвенного налогообложения в бюджетной системе РФ [Текст] / Е.Г. Фаррахова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук С Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бю джет Российской Ф едерации [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной налоговой службы. — URL: w w.nalog.ru (дата обращения: ).

34

37 20. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Ф едерации по видам налогов [Электронный ресурс] // Сайт Ф едеральной службы государственной статистики — URL: (дата обращения: ).

21. Рубанов, А. А. Понятие и виды косвенных налогов: учеб. м атериалы «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] / А. А. Рубанов — URL: w w.jourclub.ru/15/1091 / (дата обращ ения ).

22. Рубанов, А. А. Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России: учеб. материалы «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] / А. А. Рубанов — URL: w w.iourclub.ru/15/1097/ (дата обращения ) 23. Структура задолженности [Электронный ресурс] // Сайт Ф едеральной налоговой службы. — URL: (дата обращения: ).

24. Структура поступлений в консолидированный бю джет [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной налоговой службы. — URL: w w.nalog.ru (дата обращения: ).

25. Финансово — экономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт М инистерства финансов Российской Федерации. -U R L : (датаобращ ения: ).

35

38 Приложения П риложение А ,4 4980,8 Рисунок 1 — Структура налоговых поступлений по уровням консолидированного бю джета Российской Ф едерации в 2015году (федеральный и консолидированные бю джеты субъектов) 1 — прямые налоги; 2 — косвенные налоги 36

39 Приложение Б О налог на прибыль Ш Н Д Ф Л 11 Н Д П И 2806,5 В Н Д С акцизы 3226,8 Рисунок 2 — Структура поступлений основных налогов в консолидированный бю джет Российской Ф едерации в 2015году

40 П риложение В Рисунок 4 — Структура налоговых поступлений в консолидированный бю джет Российской Ф едерации за период гг., %