Проблемы занятости населения

1. Проблемы занятости населения

.1 Понятие трудовой занятости

Одной из важных социально-экономических проблем в экономической теории выступает проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения их рабочими местами.

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

Занятость — это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход).

В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [38, с. 423].

В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [1].

Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий «занятость» и «деятельность», высказанное в литературе [5, с. 154]] В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности — труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, — не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие «занятость» как «деятельность» нет никаких оснований.

13 стр., 6123 слов

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: ...

... других субъектов финансового права. 3. Осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти. 4. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления. Финансовая деятельность государства и муниципальных ...

Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия «деятельность» представляется не вполне обоснованным.

Основные принципы концепции занятости населения:

исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается (за исключением случаев, особо установленных законом);

ответственность государства за реализацию прав граждан на труд, содействие занятостью трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять [9, с. 241].

Следует отметить, что в советской экономике в течение длительного времени культивировалась принудительность труда в виде обязанности человека трудиться в общественном производстве. Причём не просто трудиться, а работать в государственно признанных отраслях экономики и сферах деятельности. Всякий, кто не был занят в этих отраслях и сферах деятельности, считался тунеядцем и мог быть привлечён к судебной ответственности.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на принципы занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иными словами, государство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избрать место и вид трудовой деятельности. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашён демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Причём, допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан при наличии у них законных источников дохода. Легализуются как законные такие формы занятости, как работа на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

Ещё одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей формы собственности. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают такой же статус, как и труд в общественном производстве, в государственном секторе. Не воспрещается и трудовая деятельность за рубежом по своему выбору [37, с. 269].

19 стр., 9157 слов

Финансовый контроль: его сущность, виды, формы и методы

... работы является изучение теории о финансовом контроле и анализ финансового контроля в системе управления финансами на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля. Определить формы, виды ...

Следует хорошо представлять и не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора экономики тесно связаны и вполне сочетаются с государственно-регулирующими началами. Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет здесь исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих нужной квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от высокодоходных объектов труда способно носить более обострённый характер, быть более резко выраженным, чем в государственной экономике. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности сон, питание и т.д., которые переходят в материальные: нормальное жилье, одежда и др. и духовные: обучение, культурное развитии. Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода.

Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию. Вполне возможно, что, получая образование, гражданин предполагает возможное дальнейшее трудоустройство и приблизительно может представить размер своей заработной платы после окончания обучения. Однако непосредственным мотивом, первостепенной личной потребностью выступает все же не материальная потребность, хотя косвенно она тоже может быть учтена, а потребность в образовании [23, с. 256].

Более того, поскольку в РФ провозглашается свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и другие характеристики вплоть до состава трудового коллектива. Конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности.

Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее, из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:

деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность;

деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы [7, с. 132].

Можно определить пять категорий занятых граждан, выполняющих оплачиваемую работу:

4 стр., 1584 слов

Правовое регулирование привлечения иностранных граждан к трудовой ...

... на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48562.html 17. Приказ Министерства труда ...

работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, занятых на сезонных работах, а также работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т.п.;

самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т.п.;

избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

проходящих профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства;

направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ [9, с. 118].

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:

проходящие срочную службу в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;

занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.

Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.

Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.

1.2 Политика государства на рынке труда

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ» [1].

В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

15 стр., 7478 слов

Доходы населения и уровень жизни

... определяющие доходы населения; изучить дифференциацию населения по доходам, способы ее измерения; рассмотреть проблему бедности; изучить уровень и качество жизни; проанализировать политику благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь. 1. Доходы населения и их виды. Номинальные и реальные доходы Уровень и качество жизни ...

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм [3, с. 36].

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего — федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

активную государственную политику в сфере занятости;

пассивную государственную политику в сфере занятости [12, с. 56].

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания в спросе на труд и его предложении вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Комплекс государственных мероприятий по реализации активной политики на рынке труда:

24 стр., 11895 слов

Доходы и уровень жизни населения в России

... занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а, следовательно, обеспечивала бы человеку достойную жизнь. Основная цель данной работы - проанализировать динамику доходов и уровня жизни населения России. ... дохода, как и род занятий или деятельности, вид производства, условия труда, уровень формирования экономической политики в целом и политики доходов и заработной ...

содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы занятости;

развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости: через государственные программы обучения; путём стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки;

организация общественных работ (строительство и благоустройство городов, защита земли, уход за больными, престарелыми и т.д.);

содействие самозанятости и предпринимательству (через предоставление кредитов и субсидий, налоговых льгот, консультационная помощь, обучение предпринимателей);

содействие занятости социально слабозащищённых групп населения (женщины, молодёжь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) [16, с. 56].

Политика на рынке труда будет направлена на обеспечение институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокопроизводительных рабочих мест и поддержанию эффективной занятости населения.

Первое — обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда. Будут созданы дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, работников старшего возраста, а также для расширения участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости. Будут снижены административные барьеры, препятствующие высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях. В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предстоит реализовать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы. Предстоит усовершенствовать механизм формирования перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. В странах — основных миграционных донорах будут создаваться центры содействия иммиграции в Россию, способствующие изучению русского языка и культуры, российского законодательства.

Второе — совершенствование институтов рынка труда. Будет модернизировано трудовое законодательство в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости. Проведение активной государственной политики на рынке труда не только способствует активизации незанятого населения на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы.

21 стр., 10047 слов

Кадры предприятия, занятость и производительность труда

... на эффективность использования кадрового состава предприятия и уровень производительности труда; изучение кадрового состава предприятия и его влияние на производительность труда; выявление путей эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии. Предметом исследования является характеристика и анализ использования трудовых ресурсов на предприятии. При написании курсовой работы ...

Следовательно, активная государственная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряжённости. В соответствии с новой концепцией трудовых отношений приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости.

2. Сущность и формы безработицы, .1 Понятие и уровень безработицы

Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной экономикой практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустимым, с безработицей в 5% экономика вполне способна существовать, но уже 7% — это социально опасный уровень, которого следует избегать [18, с. 46].

Понятие «безработица» трактуется экономистами неоднозначно. Международная практика исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимается поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки [5, с. 178]. Важным условием при этом считается регистрация безработного в органах службы занятости.

К категории безработных можно отнести следующих лиц:

) уволенных работников;

) пришедших на рынок труда после перерыва;

) впервые пришедших на рынок труда (с 16 лет).

Состояние трудоспособного населения, занятости и безработицы представлено в таблице 1 [13, с. 207].

Зная численность экономически активного населения, количество занятых и безработных, можно определить, какую долю в общей численности занятых в экономике занимают безработные (табл. 1, последняя строка).

Таблица 1 — Состояние трудоспособного населения, занятости и безработицы

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

На уровень безработицы оказывают влияние множество факторов. Именно это объясняет значительные расхождения уровня безработицы во временном и пространственном контекстах.

Анализ масштабов безработицы подводит нас к понятию «естественный уровень безработицы». Особенности развития человеческого общества таковы, что добиться всеобщей и полной занятости обществу нелегко. Всегда имеются определённые группы населения, которые в каждый данный момент времени будут пребывать вне трудового процесса. В развитых странах данный «естественный уровень» составляет 5-7%. Задача государства — следить за тем, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественного.

Безработица проявляется в нескольких формах (таблица 2) [34, с. 451].

Фрикционная безработица, Структурная безработица

Таблица 2 — Формы безработицы

4 стр., 1669 слов

Уровень инфляции и качество жизни

... причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества. ІІ. Уровень инфляции и качество жизни 1. История в мировой экономике В истории мировой экономики отмечались ... Объект исследования — проблемы инфляции и инфляционные процессы. Предмет исследования работы — инфляция в российской экономике и пути преодоления инфляции. Цель работы — рассмотреть понятие инфляции, качество жизни и их учёт при ...

ВынужденнаяФрикционная —

Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других её секторах.

Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжительностью (до полугода) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов.

Застойная., Циклическая безработица, Добровольная безработица, Сезонная безработица, Скрытая безработица, Институциональная безработица

Экономисты считают, что фрикционная и структурная безработица в современных условиях является неизбежной. Следовательно, полная занятость определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Иными словами, уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет в какой-то мере положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно определённое время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию.

В нашей стране сформировалось и до сих пор культивируется отношение к безработице как к социально опасному, негативному и даже недопустимому явлению. Слов нет, безработица нежелательна. Но с некоторым её реальным наличием мы вынуждены смириться, с тенденциями её к возрастанию тоже. Возможность поддержания постоянной полной сбалансированности между спросом на работу и наличием свободных рабочих мест (и тем более превышения предложения работы над спросом на неё) достаточно иллюзорна. В свете сказанного безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования экономики не представляется возможным. Практически речь идёт о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению полной занятости.

Вне всякого сомнения, чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки. Главная «цена» безработицы, которую платит общество, это невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Следовательно, безработица мешает обществу постоянно двигаться вперёд. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объёма ВНП. Если фактический уровень безработицы превышает естественный её уровень, то страна недополучает часть ВНП.

Издержки безработицы проявляются не только в замедлении роста ВНП, но и масштабов собираемых государством налогов. Одновременно государство вынуждено расходовать более крупные средства на оказание помощи безработным. Безработица ведёт и к усилению социально-негативных процессов, росту напряжённости, социальной патологии в обществе.

12 стр., 5855 слов

Макроэкономические факторы и инструменты повышения уровня и качества ...

... жизни; высокая теневая занятость и безработица; падение уровня интеллектуального потенциала; увеличение доли населения, проживающего за чертой бедности. 2. Снижение уровня и качества жизни населения в России определяется совокупностью макроэкономических факторов, среди которых следует ...

Американский учёный М. Харвей Бренер отмечал, что за 30 лет увеличение безработицы в США на 1% при сохранении её в течение 6-летнего периода приводит к общей смертности населения стран на 2%; числа самоубийств — на 4%; количества убийств — на 6%; росту числа заключённых в тюрьмах — на 4%; росту числа психических заболеваний — на 4%.

2.2 Неоклассическая и кейнсианская концепции занятости

По вопросу о причинах появления безработицы в научном плане нет единства взглядов представителей различных научных школ. Более того, в рамках различных школ глубина анализа данной проблемы оказалась весьма дифференцированной. Наиболее фундаментальный подход к объяснению причин безработицы прослеживается в школе марксистской политической экономии. Это вполне объяснимо, поскольку марксистская политэкономия именовала себя пролетарской. Положение рабочего класса находилось в центре её анализа. Для неоклассики и кейнсианства, имеющих прагматическую направленность, данная проблема была интересна лишь с функциональной точки зрения [36, с. 432].

Итак, мы видим, что марксистская школа в результате своих исследований пришла к выводу о том, что причиной безработицы является сама капиталистическая система. Следовательно, чтобы устранить причину безработицы необходимо устранить саму систему капитализма. Попытка решить проблему безработицы таким путём была предпринята в нашей стране. Капиталистическую систему устранили, но возникшая на её основе социалистическая система не только не решила эту проблему, но и получила массу других проблем. Безработица при социализме стала носить скрытый, завуалированный характер.

Суть рекомендаций по решению проблемы безработицы неокейнсианской школой сводилась к активному вмешательству в экономику со стороны государства. Если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике (совокупного спроса), то государство путём стимулирования расширения платёжеспособного спроса на рынке товаров и услуг может значительно снизить безработицу. На это же направлено поощрение государства инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставки подоходного налога, расширение государственного сектора экономики, рост её управляемости, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Всё это действительно привело к росту производства и занятости. Однако при этом возникла новая проблема — увеличение дефицита госбюджета и роста инфляции.

Мало того, безработица и инфляция оказались в сложном диалектическом единстве и взаимодействии. Дело в том, что безработица и инфляция, сосуществуя в своём единстве, тем не менее, взаимоисключают друг друга. Если растёт безработица, то сокращается инфляция, и наоборот — снижается безработица, но растёт инфляция. Возможны случаи одновременного роста и безработицы, и инфляции — так называемая ситуация стагфляции, но она довольно редка и в общем-то не типична для рыночной экономики. Иными словами, экономика не может хромать сразу на обе ноги.

Причина такого соотношения безработицы и инфляции заключается в том, что изначально причины появления той и другой проблемы противоположны. Для нарастающей безработицы типичен спад экономики, инфляция же появляется в период конъюнктурного роста. В связи с этим оба эти явления реализуются, как правило, на разных фазах циклического развития экономики.

Статистическое исследование соотношения двух этих процессов было проведено в 50-х гг. ХХ в. английским учёным А.В. Филипсом. На основе данного анализа выведена определённая функциональная зависимость, графически выразившаяся в форме кривой, получившей название «кривой Филипса». [36, с. 329].

Направленность кривой Филипса означает обратную зависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы. Согласно кривой Филипса повышение уровня безработицы может не только сбить темпы инфляции до нуля, т.е. подавить рост цен, но и достичь снижения цен (отрицательной инфляции — дефляции).

С другой стороны, стремление сократить безработицу путём расширения совокупного спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту темпов инфляции (инфляция спроса).

В 60-х гг. ХХ в. кривая Филипса активно использовалась как путеводная нить для действий правительства ряда стран с рыночной экономикой. Она расценивалась как набор фактически существующих альтернативных комбинаций, между которыми государственные деятели могут делать выбор. До конца этого десятилетия события, развивавшиеся в экономике многих развитых стран, подтверждали данную закономерность.

В конце же 60-х гг. ситуация изменилась. Затянувшаяся на длительное время инфляция породила такое явление, как «инфляционные ожидания населения». Вследствие этого, предполагаемый уровень роста цен стал включаться в размер зарплаты и других платежей, фиксируемых контрактами на 1-3 года. И величина оплаты труда начала отражать не фактическое положение, а те представления об инфляции, которые сложились у работников 1-3 года назад. В развитии конъюнктуры мог наступить период спада, и, соответственно, увеличения безработицы, однако инфляция, подпитываемая договорными (контрактными) соглашениями, продолжала существовать параллельно (появляется явление стагфляции).

Таким образом, уроки начала 70-х гг. ХХ в. показали: кривая Филипса не всегда является надёжной моделью компромисса между инфляцией и безработицей. Её проявлению мешают шоковые изменения в экономике (как, напр., резкое повышение цен на нефть во время нефтяного кризиса (1973-74 гг.).

И тем не менее в последующие десятилетия экономическая политика развитых стран в значительной мере продолжала опираться на поиск компромисса в решении двух этих проблем рыночной системы.

Итог последних десятилетий показал, что система рыночной самокоррекции в совокупности с мерами правительств привела к заметному сокращению уровня инфляции в большинстве стран мира: от усреднённого уровня в 8-10% в 70-х гг. до 2-3% в 90-е гг. (табл. 3) [3, с. 37].

Таблица 3 — Динамика инфляции в развитых странах мира

1971-19801981-199020012011Испания15,29,33,62,9Италия13,89,62,71,9Англия13,86,61,82,7Франция9,76,41,70,9Япония9,12,1- 0,7- 0,2Канада8,05,92,62,1США7,84,72,81,8Германия5,42,62,40,7Представленные тенденции в динамике инфляции и безработицы подтверждают: отмеченная А.В. Филипсом в 50-х гг. обратная зависимость между двумя параметрами в экономике продолжает действовать.

Противоположную динамику проявила безработица, масштабы которой увеличивались нарастающими темпами: от уровня 1-3% (в 70-х гг.) до 6-8 (в 90-х гг.) (табл. 4).

Таблица 4 — Динамика безработицы в развитых странах мира

1970199020012011Испания2,516,211,310,6Германия0,84,89,68,8Франция2,58,99,49,7Италия5,39,18,68,8Бельгия2,16,78,18,2Канада5,68,17,67,4США4,85,66,05,2Япония1,12,15,35,0Англия3,07,15,04,8

Вопрос о том, почему в мире ситуация сложилась в пользу решения проблем инфляции, в определённой степени объясняется той ролью, которую сыграла школа монетаризма в регулирующих действиях государств в этих странах. Инфляционные проблемы развитые страны в значительной степени научились решать. В частности, за счёт того, что постепенно стала снижаться роль профсоюзов, (всегда требующих высокой заработной платы, что влияет на темпы инфляции), а также путём более жёсткой реакции фирм на забастовки. Однако успех в одном достался ценой роста в другом: безработицы в большинстве стран. Не исключено, что в ближайший период времени социальные проблемы, связанные с масштабностью безработицы, побудят направить силы государства на решение этой макроэкономической проблемы.

3. Безработица в России и ее особенности, .1 Основные черты безработицы в России

Западные экономисты считают, что выраженные в характере кривой Филипса закономерности нашли своё подтверждение и в России в 90-е гг. За этот период рост цен во много раз превышал рост безработицы. Проведение правительством в последние несколько лет активной антиинфляционной политики по ограничению денежной массы и совокупного спроса привело к некоторому сокращению темпов инфляции, но одновременно и к росту безработицы. Некоторые экономисты считают, что и в дальнейшем следует проводить подобную политику [5, с. 162].

Но в отечественной экономической литературе имеет место и другая точка зрения, согласно которой проведение политики в области занятости по монетарным рецептам в рамках выбора между высокой инфляцией или высокой безработицей не принесёт пользы экономике России, не будет способствовать снижению напряжённости и стабилизации ситуации на российском рынке труда. Стратегическая цель на среднесрочную перспективу для России такова — торможение инфляции и сведение её к минимуму при одновременном обеспечении пусть и небольшого, но стабильного роста производства и занятости (снижения безработицы), а в дальнейшем — постепенный переход к долгосрочной стратегии достижения устойчивого экономического роста.

В настоящее время уровень безработицы в России, по данным официальной статистики, составляет 2-4% (в зависимости от региона).

Однако по методике МОТ уровень безработицы у нас составляет значительно большую величину — от 8 до 10%.

Следует отметить одну особенность, характерную для России: безработица в 90-е гг. росла гораздо меньшими темпами, чем темпы падения объёмов производства. Это свидетельствует о накоплении избыточной численности работников на предприятиях, не обеспеченных реальной работой, т.е. об увеличении скрытой безработицы. Это связано с государственной политикой недопущения массовых высвобождений работников с целью предотвращения дестабилизации ситуации в стране. Уровень скрытой безработицы у нас достигает 12-15%. При этом заработная плата снизилась более чем в 2,5 раза. Минимальная зарплата в России в несколько десятков раз ниже, чем в США, а средняя зарплата по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет осуществлять воспроизводство лишь работников низшей квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Всё это сопровождается значительным снижением производительности труда. При сокращении в середине 90-х гг. ВВП вдвое численность занятых уменьшилась всего лишь на 8-10% [12, с. 58].

Резко снизились показатели рождаемости, средней продолжительности жизни. Продолжительность жизни составляет всего 59 лет.

В этот период господствовала тенденция сокращения количества занятых на крупных предприятиях большинства отраслей промышленности. Имел место небольшой рост занятости в частном секторе. Сокращается занятость в науке и в отраслях, связанных с передовыми технологиями. Огромный вред экономике наносит выезд за рубеж научных и высококвалифицированных кадров. Значительная часть занятых в государственном секторе и работников бюджетной сферы готовы работать больше в ущерб свободному времени и увеличивать предложение труда при самом незначительном росте или даже при сохранении её на прежнем уровне, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию.

Другой особенностью российского рынка труда является то, что значительное число занятых работает, реально вообще не получая заработной платы, задерживаемой на несколько месяцев. На начало 2011 г. задолженность по зарплате составляла 11,3 млрд. руб., на июль 2011 г. — до 5,4 млрд. руб. Практически бесплатное предоставление трудовых услуг составляет 8% ВВП. Это свидетельствует об огромном недоиспользовании трудового потенциала и возможности большого роста предложения труда даже без существенного увеличения заработной платы. У большинства работающего населения страны нет выбора, ему просто некуда уходить с рынка труда. Возможности малого бизнеса, фермерства, кооперативного сектора и кустарно-индивидуального промысла очень ограничены. Большая часть населения не имеет финансовых средств и накопленного имущества, которые позволили бы ему жить, не работая или заняться собственным предпринимательством.

В этих условиях в России сформировался значительный сектор теневой экономики (около 40% ВВП).

Но для законопослушных граждан он малопривоекателен, так как сильно криминализирован и нестабилен. Поэтому для большинства трудоспособного населения сегодня нет реальной альтернативы для занятости, и сегодняшний рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью [18, с. 46].

Как показывает мировая практика, все меры по регулированию занятости подразделяются на следующие виды (таблица 5) [27, с. 320].

Таблица 5 — Меры по регулированию занятости

По характеру воздействия на рынок трудаПо уровню воздействия на рынок труда1) Активные

Из арсенала средств, используемых для противодействия росту безработицы, в нашей стране используются преимущественно прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же в силу антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.

.2 Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2012 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости)

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю сентября 2012 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012 г. составила 76,2 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны [16, с. 56].

В численности экономически активного населения 72,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в сентябре 2012 г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора) [39].

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в сентябре 2012 г. составил 65,1%.

По сравнению с августом 2012 г. численность занятого населения в сентябре уменьшилась на 306 тыс. человек, или на 0,4%, численность безработных увеличилась на 30 тыс. человек, или на 0,8%. По сравнению с сентябрем 2011 г. численность занятого населения выросла на 222 тыс. человек, или на 0,3%, численность безработных сократилась на 631 тыс. человек, или на 13,7%.

Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний) представлена в таблице 6 [39].

Таблица 6 — Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний)

2012 г.Сентябрь 2012 г. (+,-) кIII кварталиюльавгустсентябрьсентябрю 2011 г.августу 2012 г.Тыс. человекЭкономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)76341764027644876172-408-276занятые72319722777249372187222-306безработные4022412439553985-63130В процентахУровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)68,968,969,068,7-0,4-0,3Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)65,265,265,465,10,2-0,3Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)5,35,45,25,2-0,80,0

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в сентябре 2012 г., 69% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в сентябре 2011 г. — 66%).

При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2012 г. составила 28,1%, среди безработных женщин — 34,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — в сентябре 2012 г. его использовали 60,3% безработных [39].

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в сентябре 2012 г. составила 46,1%, доля городских жителей — 61,6% (табл. 7) [39].

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2012 г. это превышение составило 1,9 раза.

Таблица 7 — Уровень безработицы по полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний, в%)

ВсегоМужчиныЖенщиныГородское населениеСельское население2011 г. Январь7,88,47,16,511,4Февраль7,68,36,86,311,2Март7,17,96,36,210,0Апрель7,27,96,55,911,0Май6,46,66,25,39,5Июнь6,16,45,75,28,5Июль6,56,96,25,69,2Август6,16,26,05,28,9Сентябрь6,06,55,55,18,7Октябрь6,46,66,15,59,0Ноябрь6,36,66,05,29,5Декабрь6,16,36,05,09,62012 г. Январь6,66,96,25,310,4Февраль6,57,05,95,310,0Март6,57,15,95,210,5Апрель5,86,15,54,98,6Май5,45,84,94,58,1Июнь5,45,75,24,38,7Июль5,45,85,04,48,4Август5,25,35,04,37,6Сентябрь5,25,54,94,38,0

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2012 г. составил 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 4,3%, 20-24 лет — 23,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (20,8%) и 20-24 лет (12,2%).

По сравнению с сентябрем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 4,3 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет — увеличился на 0,1 процентный пункт [39].

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2012 г. составил 13,1%, в том числе среди городского населения — 11,6%, среди сельского населения — 16,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3 раза, в том числе среди городского населения — 3,4 раза, сельского населения — 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 36,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 29,9%, среди городских — 24,7%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 31,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2012 г. их численность по сравнению с сентябрем 2011 г. увеличилась на 53 тыс. человек, или на 4,5% и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 53,4% — от 20 до 24 лет, 15,5% — от 25 до 29 лет.

В сентябре 2012 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 23,8% (в сентябре 2011 г. — соответственно 18,6% и 23,0%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе [39].

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца. [39].

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Безработица — явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России.

В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры).

Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;

наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;

наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);

неразвитость инфраструктуры рынка труда;

— наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.

Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

программы содействия найму рабочей силы;

программы по социальному страхованию безработицы.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Список литературы

занятость население безработица кейнсианский

1. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2006) // #»justify»>. Андреева Л.А. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. — М.: МГИУ, 2011. — 460 с.

. Банков Г. Политика занятости // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — №3. — С. 35 — 39.

. Бердычевский В.С. Трудовое право. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 560 с.

. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. — М.: Наука, 2011. — 320 с.

. Бреев Б. Труд в условиях рыночной трансформации // Общество и экономика. — 2003. — №1. — С. 39 — 42.

. Васильева В.Н. Занятость населения и ее регулирование. — М.: Мнемозина, 2011. — 260 с.

. Викторов И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право. — 2012. — №8. — С. 52 — 56.

. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости. — М.: Проспект, 2011. — 560 с.

. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. — М.: Изд-во «Кнорус», 2010. — 480 с.

11.Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Экономистъ, 2010. — 820 с.

12. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. — 2012. — №4. — С. 56 — 58.

. Ковальчук А.С. Экономика. Рынок труда. Человек. — М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2012. — 520 с.

. Козлова О.Н. Труд в социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — №6. — С. 56 — 58.

. Котшер З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. — М.: Изд-во «Кнорус», 2010. — 430 с.

. Кудина М.В. Основы экономики. — М.: Форум, 2010. — 720 с.

. Кузьмин С.А. Занятость населения России на период до 2015 г. (прогноз) // Проблемы прогнозирования. — 2012. — №3. — С. 56 — 59.

. Костин Л. Занятость, зарплата и инфляция // Человек и труд. — 2010. — №2. — С. 45 — 47.

. Лайкам К.Э. Труд и занятость в России. — М.: Статистика России, 2011. — 126 с.

. Мазин А.Л. Экономика труда. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 560 с.

. Манаев В.В. Анализ занятости населения. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2011. — 210 с.

. Миляева Л.Г. Комплексный анализ современных проблем занятости и безработицы. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. — 320 с.

. Николаева И.П. Экономическая теория. — М.: КноРус, 2010. — 640 с.

. Океанова З.К. Экономическая теория. — М.: Дашков и К°, 2010. — 760 с.

25.Основы экономической теории: Курс лекций / Под общ. ред. А.А. Кочеткова. — М.: Изд.-торг. Корп. «Дашков и К», 2011. — 820 с.

26. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. — М.: Изд-во РАГС, 2011. — 460 с.

. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. — М.: ТЕИС, 2011. — 620 с.