Международные стандарты финансовой отчетности, цели, классификация

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что переход к рыночным отношениям, включение российской экономики в мирохозяйственные отношения выдвинули в чис­ло актуальных вопрос совершенствования бухгалтерского уче­та и его приближения к международным стандартам финансо­вой отчетности.

На Западе считают, что бухгалтерский учет и отчетность в России не отвечают международным стандартам, концепциям, постулатам и принципам бухгалтерского учета, принятым в странах с развитой рыночной экономикой. В то же время в мире трудно найти хотя бы одну страну, которая построила свою на­циональную систему бухгалтерского учета, основываясь пол­ностью только на международных стандартах. Чаще всего это компромисс между международными стандартами бухгалтер­ского учета и особенностями национальных бухгалтерских школ тех стран, представители которых участвуют в разработ­ке международных стандартов.

В последние годы среди специалистов в области учета и аудита бытуют различные мнения по поводу использования международных стандартов в бухгалтерском учете России. Их можно условно разделить на три направления:

  • первое — рекомендовать целиком и полностью использова­ние международных стандартов в бухгалтерском учете;

  • второе — отказаться вообще от использования международ­ных стандартов и разработать только свои национальные, российские;

  • третье — разработать российские стандарты путем приспо­собления международных стандартов к национальным бух­галтерским требованиям.

На наш взгляд, последнее мнение более правильно по сле­дующим соображениям.

Во-первых, следует принять во внимание национальные традиции, накопленный положительный опыт бывшего СССР и России в организации и ведении бухгалтерского учета, а также нормативные документы, не противоречащие международным стандартам учета.

Во-вторых, в настоящее время, пока в России не построен капитализм и она находится на стадии перехода от одного типа экономики к другому, переносить и использовать категории ка­питализма (в том числе и стандарты) в России очень трудно.

Следовательно, при разработке стандартов бухгалтерского учета в России необходимо учитывать специфику переходного периода, формирования новой финансовой и денежно-кредит­ной системы, особенности налогообложения, структурные со­отношения различных форм собственности, состояние эконо­мики страны и т.д.

13 стр., 6431 слов

Значение и пути внедрения международных бухгалтерских стандартов ...

... и результатов деятельности организаций; 1. Роль международных стандартов бухгалтерского учета в практике российского учета 1.1 Переход бухгалтерского учета РФ на МСБУ Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) -- стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных ...

Межведомственная правительственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой от­четности подготовила ряд стандартов.

В последние годы часть из них опубликована в виде поло­жений. В частности, в качестве примеров можно привести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в РФ, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Положение по учету ос­новных средств, Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», Поло­жение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты», Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности», Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» и т.д.

Цель курсовой работы – изучить международные стандарты финансовой отчетности.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть международные аспекты финансовой отчетности;

  • рассмотреть характеристику международного бухгалтерского учета;

  • определить национальные бухгалтерские стандарты: особенности и причины различий;

  • раскрыть международные стандарты финансовой отчетности, цели, классификации;

  • выявить организации по разработке стандартов международной отчетности;

  • рассмотреть комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) и агентство по международному развитию (US AID)

  • показать внедрение МСФО в России.

1. Международные аспекты финансовой отчетности

1.1.Характеристика международного бухгалтерского учета

Выход российских предприятий на внешние рынки в усло­виях становления и развития рыночных отношений определил необходимость совершенствования бухгалтерского учета в нашей стране, его ориентации на принципы других стран и на международные стандарты. Отсюда потребность изучения за­рубежного опыта, его рационального использования в практи­ке работы наших организаций с учетом особенностей форми­рования рыночной экономики, учетной политики конкретной организации, учетной системы зарубежного партнера.

При наличии общих методологических принципов бухгал­терского учета национальные правила его ведения во всех странах различны. Но при всем их многообразии можно выде­лить несколько групп стран, придерживающихся однотипных подходов к построению системы бухгалтерского учета и от­четности. В каждой из этих групп существует своя модель учетной системы.

Наиболее распространенной классификацией учетных сис­тем является трехмодельная:

1. Британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.).

14 стр., 6546 слов

Бухгалтерский учет финансовых результатов предприятия

... В дипломной работе поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие, виды и состав финансовых результатов организации; провести сравнительную характеристику порядка признания доходов и расходов по отечественным и международным стандартам; раскрыть методику бухгалтерского учета финансовых результатов ...

Принципы учета устанавливаются в большей мере общественностью, чем законодательно. Учет ориентирован на потребности ин­весторов в большей мере, чем на государственный кон­троль.

  1. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция,

    Швейцария, Италия и др.).

    Принципы учета устанавли­ваются в большей мере законодательно, чем обществен­ностью. Учет ориентирован на потребности инвесторов и государственный контроль.

  2. Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боли­вия и др.) Принципы учета устанавливаются законода­тельно. Учет ориентирован в большей мере на государст­венный контроль, чем на потребности инвесторов при высоком уровне инфляции [6. C.197].

Первая модель учетной системы ориентирована на инфор­мационные потребности широкого круга инвесторов, что ха­рактерно для высокого уровня развития рынка ценных бумаг. Эта модель, как правило, не предполагает строгое законода­тельное регулирование бухгалтерского учета. Вопросы его по­становки и ведения самостоятельно решаются каждой органи­зацией исходя из установленных стандартов.

Стандарты определяют общепринятые правила и нормы в пределах которых конкретному предприятию предоставляется свобода выбора решений. Это обеспечивает гибкость учетной системы и требует высокого уровня образования не только бухгалтеров, но и пользователей учетной информации.

Стандарты обеспечивают сопоставимость отчетной доку­ментации фирм, ее единообразие, облегчают ее проверку и доступность для пользователей. Они разрабатываются про­фессиональными организациями, но не государственными.

В условиях применения такой модели информация и учет­ная система делятся на финансовую и управленческую.

Финансовый учет регулируется стандартами. Его данные обобщаются в финансовой отчетности, предназначенной для широкого круга внешних пользователей. Таким образом, дос­тигается соблюдение всеми организациями общих методологических принципов бухгалтерского учета, получение объек­тивной, сравнимой информации, необходимой для принятия ее пользователями обоснованных решений.

Учетная система в рамках первой модели имеет особенно­сти для каждой страны. В Англии основы финансового учета закреплены законодательно. Но они дополняются принципами финансового учета, устанавливаемыми негосударственными организациями и ассоциациями по учету и отчетности.

Национальные стандарты учета и отчетности в Англии разрабатывает Консультационный комитет бухгалтерских ор­ганизаций. В его подчинении:

  • Комитет по аудиту, который разрабатывает стандарты по аудиту и инструкции к ним;
  • Комитет по стандартам учета, который разрабатывает до­кументы о стандартных принципах учета.

Национальные стандарты учета и отчетности называются в Англии «Документы о стандартах и принципах учета».

В Канаде финансовый учет складывается под воздействием организаций предпринимателей. Но их деятельность контро­лируется профессиональными ассоциациями.

В США национальные стандарты учета и отчетности раз­рабатывают:

  1. Совет по разработке стандартов финансового учета.

    28 стр., 13681 слов

    «Эффективность расширения аудиторской деятельности с учетом международных ...

    ... в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты. Таким образом, из вышесказанного следует, что выбранная тема диссертационного исследования весьма актуальна. Целью магистерской диссертации является оценка ...

  2. Государственный совет по разработке стандартов учета в

    государственных организациях.

  3. Комиссия по ценным бумагам и биржам.

  4. Американский институт дипломированных обществен­ных бухгалтеров и аудиторов (присяжных бухгалтеров).

  5. Американская бухгалтерская ассоциация, объединяющая

    преподавателей бухгалтерского учета.

  6. Национальная ассоциация бухгалтеров, в которую объе­динены бухгалтера, специализирующиеся на управленче­ском учете.

  7. Налоговое управление [6. C.200].

Комиссия по ценным бумагам и биржам, созданная по ре­шению Конгресса США в 1934 г.. наделена полномочиями ре­гулировать деятельность всех акционерных компаний, зареги­стрированных на фондовой бирже. Одна из главных целей ре­гулирования — обеспечение инвесторов точной и объективной финансовой информацией публикуемых годовых отчетов фирм.

Комиссия по ценным бумагам и биржам периодически из­дает серии бухгалтерских документов, в которых предписы­ваются стандарты учета и отчетности для профессиональных бухгалтеров.

Разработкой стандартов учета и отчетности в США занима­ются также различные комитеты профессиональных бухгалте­ров. Комиссия по ценным бумагам и биржам представляет им право устанавливать стандарты учета и отчетности. Их дея­тельность объединяет Совет по разработке стандартов финан­сового учета. Он рассматривает финансовый учет как особый раздел бухгалтерского учета, целью которого является обеспе­чение информацией инвесторов, кредиторов и других внешних пользователей. Информация должна быть объективной, ней­тральной и независимой от какого-либо внешнего влияния.

Разработанные Советом требования составления внешней отчетности обязывают фирмы отражать в своих отчетах:

  • финансовое состояние на конец отчетного периода;

  • потоки денежных средств за период;

  • расходы за период:

  • полный доход за период;

  • вклады собственников и выплаты им за отчетный период.

    Предусматривая определенные принципы и требования к отчетности, стандарты допускают отдельные отклонения от них, обусловленные специфическими особенностями деятель­ности каждой фирмы. Например, начало и конец финансового года фирма может устанавливать самостоятельно. Таким до­пущением пользуются фирмы с ярко выраженным сезонным характером производства.

Гибкость стандартов отражается в разработанном и состав­ленном «своде обычаев» «Общепринятые принципы бухгалтер­ского учета» (GAAP).

Одним из основных среди них является принцип сравнимости документации различных фирм.

Основные требования GAAP к внешней финансовой отчет­ности:

  • периодичность отчетности — ее составление через рав­ные промежутки времени (как правило, ежегодно);

  • полнота охвата — включение в финансовые документы всех расходов, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности;

    27 стр., 13153 слов

    Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности

    ... написания данной курсовой работы является раскрыть особенности информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, с тем, чтобы выявить ее влияние на повышение эффективности деятельности. Для того чтобы достичь поставленной цели, в процессе ...

  • консерватизм — включение в отчет только обоснованных показателей (например, по прибыли) и соблюдение за­прета на искажение информации:

  • ясность — изложение информации в форме понятной ин-формированному пользователю;

  • существенность — содержащаяся в отчетах информация должна иметь существенное значение для принятия ре­шений и быть ориентированной на пользователей: надежность — информация отчета должна быть полной и надежной;

  • преемственность — информация отчета должна быть со­поставимой с предшествующим отчетом для обеспечения возможности сравнения данных за разные периоды вре­мени, что достигается применением сопоставимых мето­дов финансовых расчетов.

Изложенные принципы постоянно совершенствуются, из­меняются, что находит отражение в материалах организаций, влияющих на систему бухгалтерского учета, издаются новые документы.

Для второй модели учетной системы характерно:

  • наличие законодательного (государственного) регулиро­вания учета;

  • тесная связь организации с банками, которые являются

    основными поставщиками капитала;

  • ориентация учета на государственные нужды налогооб­ложения и макроэкономического регулирования;

  • консерватизм учетной политики.

Принципы финансового учета в самой детальной форме за­креплены в законодательных актах Германии, Франции.

Национальные стандарты (нормы) учета и отчетности во Франции разрабатывают:

  1. Национальный Совет по бухгалтерскому учету.

  2. Комиссия по операциям с ценными бумагами.

  3. Организация экспертов бухгалтерского учета и квалифи­цированных бухгалтеров при Министерстве юстиции.

  4. Национальный институт аудиторов при Министерстве экономики и финансов.

В Голландии законодательно закрепленные основы финан­сового учета дополняются общими принципами, разработан­ными советом по финансовой отчетности — органом частного сектора экономики, в который входят представители фирм и организаций, заинтересованных в получении отчетов.

Национальные стандарты учета и отчетности в Японии имеют силу закона и устанавливаются:

  1. Советом по вопросам бухгалтерского учета при Мини­стерстве финансов Японии.

  2. Бюро по ценным бумагам Министерства финансов Япо­нии.

  3. Министерством юстиции Японии.

  4. Институтом дипломированных общественных бухгалте­ров-аудиторов Японии.

Основная особенность третьей модели учетной системы — ориентация учета на высокий уровень инфляции при закреп­лении принципов учета в законодательных актах.

1.2. Национальные бухгалтерские стандарты: особенности и причины различий

Национальные бухгалтерские стандарты складываются постепенно и исторически неизбежно впитывают в себя все особенности развития государства. Поэтому неудивительно, что каждой сформировавшейся системе национальных стандартов присущи свои отличительные черты.

16 стр., 7848 слов

Национальные бухгалтерские стандарты

... аспекты финансовой отчетности; рассмотреть характеристику международного бухгалтерского учета; определить национальные бухгалтерские стандарты: особенности и причины различий; раскрыть международные стандарты финансовой отчетности, цели, классификации; выявить организации по разработке стандартов международной отчетности; рассмотреть комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) ...

Ключевой фактор, — на какой круг пользователей в первую очередь ориентирована информационная система бухгалтерского учета. Так, в США и Великобритании широкое развитие получили фондовые и фи­нансовые рынки. Частные инвесторы и кредиторы выступают в каче­стве главных участников этих рынков и формируют основные инфор­мационные запросы о деятельности фирм — объектов инвестирования и кредитования.

В Германии и Японии финансирование деятельности хозяйствую­щих субъектов осуществляется через банковскую систему. Специфика бухгалтерских стандартов определяется, таким образом, потребностям ми названной группы пользователей.

Во Франции и Швеции большую роль в экономике и финансирова­нии компаний играет государство, что предполагает ориентацию сис­темы учета на удовлетворение требований государственных органов.

Высокая инфляция, имевшая место в разное время во многих стра­нах мира, также оказала влияние на развитие системы учета. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности, будет полезна пользователю в случае ее кор­ректировки на индексы инфляции.

Особенности системы бухгалтерского учета определяются также уровнем развития национальной экономики. В развитых странах учет­ные системы достаточно сложны, но вместе с тем точнее отражают существующую экономическую реальность. В развивающихся странах, наоборот, учетные системы относительно просты.

По типу законодательных систем принято выделять две группы стран: страны континентального права (code-law countries) и общего права (common-law countries).

Во-первых, основой является законодатель­ство, во вторых, имевшие место судебные решения (прецеденты).

Первые отличаются предписательностью законов («разрешено то, что разрешено»).

В силу этого учетные правила достаточно жестко регла­ментированы. К таким странам относятся, например, Германия, Франция, Австрия. Для стран общего права характерен разрешитель­ный подход («разрешено то, что не запрещено»).

Учетные системы этих стран отличаются многовариантностью и гибкостью. Учетные правила в основном разрабатываются профессиональными организациями бух­галтеров. Такой подход используется в США, Великобритании, Канаде и ряде других стран.

Наряду с многообразием учетных систем их принято объединять по ключевым признакам в три группы (модели):

  • британо-американская (Великобритания, США, Канада, Австра­лия и др.);

  • континентальная (Германия, Австрия, Франция, Швейцария и др.);

  • южноамериканская (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.) [10. C.110].

Первая модель ориентирована на нужды широкого круга инвесто­ров, отличается вариативностью; учет регламентируется профессио­нальными бухгалтерскими организациями.

Для второй модели характерны наличие более жесткого законода­тельного регулирования, более тесная связь с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентация учета на государст­венные нужды, консерватизм учетной практики.

Третья модель призвана обеспечить учет в условиях высокой ин­фляции.

Проведенная, систематизация национальных учетных систем еще раз подчеркивает важность и необходимость создания международной системы бухгалтерского учета, учитывающей достоинства и исключаю­щей недостатки национальных стандартов. Международные правила бухгалтерского учета по аналогии с национальными целесообразно обобщить в систему, придав им формальный характер и единообразие, т.е. создав систему Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

23 стр., 11485 слов

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия Оценка системы

... в разрезе финансовой (бухгалтерской) отчетности; 2) определены сущность и значение аудита; 3) проанализированы этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; 4) произведена оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, рассчитан уровень существенности и аудиторский риск по финансовой (бухгалтерской) отчетности на ...

1.3. Международные стандарты финансовой отчетности, цели, классификация

Комитет международных стандартов финансовой отчетно­сти (КМСФО) является независимым органом частного сектора, цель которого состоит в унификации принципов бухгалтерско­го учета. Комитет был основан в 1973 г. ведущими профессио­нальными бухгалтерскими организациями Австралии, Кана­ды, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Вели­кобритании, Ирландии и США. С 1983 г. членами КМСФО стали все бухгалтерские организации — члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

В настоящее время в работу КМСФО вовлечены и другие организации во многих странах мира, не являющихся членами КМСФО, но применяющих Ме­ждународные стандарты финансовой отчетности.

Штаб правления КМСФО размещается в Лондоне и воз­главляется Генеральным секретарем. В 1995 г. при штабе КМСФО учрежден высший международный консультативный Совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимаю­щие высокие положения в бухгалтерском учете, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчетов. Роль этого Совета заключается в обеспечении принятия международных стан­дартов бухгалтерского учета и повышении доверия к работе КМСФО.

Доходная часть бюджета КМСФО образуется за счет взносов международных профессиональных организаций, крупней­ших аудиторских компаний и транснациональных корпора­ций, а также выручки от продажи публикаций и разработок комитета [9.C.56].

В настоящее время фактически действуют 39 международ­ных стандартов в финансовой отчетности (Приложение 1).

Таким образом, международные стандарты финансовой от­четности — это свод правил, методов, терминов и процедур бух­галтерского учета, разработанных высокопрофессиональны­ми международными организациями и носящих рекоменда­тельный характер [9. C.41].

Разумеется, в ближайшее время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгал­терском учете России, по всей вероятности, трудно, но стре­миться к этому надо. В конечном итоге внедрение международ­ных стандартов финансовой отчетности в России приведет к совершенствованию и реформированию действующей системы бухгалтерского учета на всех его уровнях.

В качестве примера рассмотрим содержание международ­ного стандарта финансовой отчетности МСФО 4 «Учет амор­тизации». Этот стандарт содержит следующие разделы: «Об­ласть применения», «Определения», «Амортизация», «Срок полезной службы», «Ликвидационная стоимость», «Методы амортизации», «Раскрытие информации», «Дата вступления в силу».

Область применения. Стандарт применяется для учета амортизируемого имущества, кроме:

  • основных средств (земля, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другие материальные активы (МСФО 16 «Основные средства»);

  • лесов и природных ресурсов;

    33 стр., 16363 слов

    Этапы и направления реформирования российского бухгалтерского ...

    ... МСФО является важнейшей частью перестройки предприятий в соответствии с требованиями рыночной экономики. Такой опыт имеет больше практическое значение в привлечении капитала в российскую экономику. Актуальность проблем и перспектив реформирования бухгалтерского учета в РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в ...

  • расходов на разработку и добычу минерального сырья, неф­ти, природного газа и т.д.;

  • расходов на исследования и разработки (МСФО 9 «Затра­ты на исследования и разработки»);

  • деловой репутации организации (МСФО 22 «Объедине­ние компаний»).

Таким образом, область применения амортизации в основ­ном распространяется на нематериальные активы и на мало­ценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Амортизация — это распределение амортизируемой стои­мости актива на рассчитанный срок его полезной службы. Амортизация за отчетный период относится прямо или кос­венно на чистую прибыль или убыток. Амортизируемые ак­тивы:

  • используются на протяжении более одного учетного пе­риода;

  • имеют ограниченный срок полезного использования объ­екта;

  • используются организацией в производстве или поставке товаров и оказании услуг, для сдачи в аренду другим орга­низациям или для административных целей.

Срок полезного использования — период, в течение которого организация предполагает использовать амортизируемый ак­тив, или период получения ожидаемого объема продукции от использования этого вида актива.

Амортизируемая стоимость активов — фактическая стои­мость приобретения. В финансовой отчетности она отражается за вычетом расчетной ликвидационной стоимости и должна от­носиться систематически на каждый отчетный период в тече­ние срока полезной службы актива независимо от увеличения его стоимости.

Срок полезного использования амортизируемого актива оп­ределяется с учетом ожидаемого физического износа, мораль­ного износа, юридических и других ограничений на использо­вание актива.

Сроки полезной службы важнейших амортизируемых акти­вов или групп следует периодически пересматривать. При необ­ходимости нормы амортизации для текущего и будущих перио­дов корректируются. Такие изменения вносятся в том учетном периоде, в котором они имели место. Для активов, используе­мых в новой технологии, при производстве нового продукта, нового вида услуг, опыт работы с которым незначителен, рассчитать срок полезной службы значительно труднее, но рас­считывать его нужно. Срок полезной службы амортизируемого актива для орга­низации может быть меньше, чем срок его физического суще­ствования. Поэтому, кроме физического износа, следует учи­тывать моральный износ, обусловленный технологическими изменениями, совершенствованием производства, изменени­ем спроса на рынке на объем товаров и услуг, и другие факто­ры. Если ликвидационная стоимость актива незначительная, то при подсчете амортизируемой стоимости ее не учитывают. Большая ликвидационная стоимость оценивается на дату при­обретения или дату любой последней переоценки активов на ос­нове стоимости возможной продажи или использования оцени­ваемых активов. Валовая ликвидационная стоимость всегда уменьшается на сумму ожидаемых затрат на выбытие в конце срока полезной службы актива. Выбранный метод амортизации применяется последова­тельно в течение учетного периода практически без измене­ния. Если в отчетном периоде метод амортизации изменяет­ся, результат обязательно выражается количественно и ука­зываются причины такого изменения. Для обеспечения со­поставимости результатов деятельности организации за раз­ные периоды необходимо использовать один и тот же метод амортизации независимо от уровня прибыльности и налоговых условий.

При разработке учетной политики следует указывать базу определения оценки амортизируемых активов (МСФО 1 «Пред­ставление финансовой отчетности»).

2. Организации по разработке стандартов международной отчетности

2.1. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC)

Наиболее влиятельными организациями по разработке прин­ципов и стандартов бухгалтерского учета являются:

  • Комитет по международным стандартам учета (КМСУ);

  • Центр ООН по транснациональным корпорациям (ЦТНК ООН);

  • Международная федерация бухгалтеров (МФБ);

  • Комиссия Европейского сообщества (КЕС);

  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в ее составе рабочая группа по стандартам уче­та.

Все эти организации в тесном сотрудничестве между собой проводят работу по составлению наиболее приемлемых меж­дународных стандартов, проводят консультации, встречи на разных уровнях, обмениваются информацией.

Разработанные ими международные стандарты носят реко­мендательный характер. Юридическую силу имеют только стандарты, разработанные в рамках ЕС Комиссией по бухгал­терскому учету.

Комитет по международным стандартам учета (КМСУ) -неправительственная организация, созданная в 1973 г. согла­шением профессиональных организаций бухгалтеров 10 стран, включая США. В настоящее время в нее входят более ста чле­нов (национальных бухгалтерских ассоциаций) из 88 стран мира.

КМСУ разрабатывает и публикует принципы составления финансовой отчетности. В ее работе принимают участие спе­циалисты по финансовым проблемам, представители деловых кругов, профсоюзов, организаций по контролю за операциями с ценными бумагами, участники бирж.

Практическая деятельность КМСУ осуществляется Сове­том, в состав которого входят представители 13 стран (назна­чаемые Советом Международной федерации бухгалтеров МФБ) и еще четырех организаций, занимающихся проблема­ми финансовой отчетности.

Совет организует регулярные встречи с Международной консультативной группой, куда входят представители тех, кто готовит отчеты, и тех, кто ими пользуется, а также представи­тели нормативных органов, наблюдатели от межправительст­венных организаций.

Международные принципы учета, разработанные КМСУ. используются для унификации учета в отдельных странах, не подменяя при этом национальных требований к нему.

Международные стандарты финансовой отчетности (IAS) имеют свои концептуальные основы, очень схожие с концепцией GAAP, имеют ту же цель и являются связующим звеном между теорией и практикой составления финансовой отчетности.

IAS и GAAP одинаково определяют:

  • состав пользователей — информации, которыми являются инвесторы и кредиторы. Считается, что их решения в наибольшей степени влияют на развитие компаний и их потребности в наиболее общей для всех пользователей информации;

  • цели составления отчетности — представление информа­ции о финансовом положении компании, эффективности ее деятельности, об изменении финансового положения (изменении в структуре и количестве ресурсов, ликвид­ности);

  • качественные характеристики информации. Их иерархия тоже совпадает, имеются лишь небольшие отличия в тер­минологии;

  • элементы финансовой отчетности: определение активов, обязательств, капитала, результатов деятельности компа­нии (IAS не использует лишь понятие «совокупного до­хода»);

  • критерии признания элементов для целей отчетности: оп­ределенность, возможность измерения, адекватность, на­дежность. Различие лишь в том, что GAAP подробно рас­сматривает признание элементов совокупного дохода, включающего в себя доход от основной и прочей дея­тельности, расходы и убытки:

  • измерение элементов финансовой отчетности, признавая базами измерения первоначальную стоимость, стоимость воспроизводства, текущую рыночную стоимость. В кон­цепции IAS нет понятия «ликвидационной стоимости» присущей GAAP;

  • есть различия в степени подробности IAS и GAAP [10. C.206].

В целом структуры концепций схожи. Они рассматривают одинаковые принципиальные вопросы в одном и том же по­рядке, но концепция GAAP лучше структурирована, в ней в отличие от IAS рассматриваются некоммерческие организа­ции.

Что касается степени подробности, то концепция GAAP намного подробнее. В ней детально рассматриваются все, даже общеэкономические вопросы, изложение идет от обще­го к частному. Главы снабжены словарями терминов, табли­цами, схемами, графиками, облегчающими восприятие ин­формации.

Концепция IAS рассматривает только суть вопроса, почти без примеров, без рассмотрения сопутствующих вопросов. Здесь нет схем, таблиц, но информация воспринимается легко, так как материал изложен сжато и доходчиво. Концепция IAS рассматривает только частные вопросы, признавая более об­щие очевидными. Это делает ее более удобной для использо­вания.

Концепция IAS была использована при разработке Кон­цепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Программы реформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6.03.1998г. №283.

Приложенный к Программе план мероприятий по ее реали­зации был рассчитан по срокам реализации до 2000 года. По­этому в 2001 году Минфин РФ утвердил «Основные направ­ления развития российской системы бухгалтерского учета». Этот документ включает основные этапы разработки системы бухучета в России до 2010 года. Он рас­пространяется по электронной почте ([email protected]) располо­женным в Москве Международным центром реформы систе­мы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

2.2. Агентство по международному развитию (US AID)

Агентством по международному развитию США /United States Agency for International Development (US AID)/ финан­сируется за счет средств Мирового банка (The World Bank).

Одним из первых широко известных мероприятий US AID в России была подготовка компакт-диска «Business Toolkits» (Инструменты для бизнеса) выпущенного в Москве на двух языках (английском и русском) в 1996 году. Диск содержит около 600 Мбайт информации на двух языках. Большая часть информации посвящена проблемам рыночной экономики и менеджменту в условиях рынка. Среди этой информации око­ло 20 Мбайт посвящено международным стандартам финан­совой отчетности.

US AID на обложке компакт-диска сделало надпись, что все находящиеся на диске материалы не являются объектом авторского права и могут использоваться любыми авторами в России в составе их собственных книг, статей и других публи­каций.

Основная часть тиража компакт-диска распространялась US AID бесплатно. Однако небольшая часть тиража продава­лась московской софтверной компанией «ИНЗЕР». К сожале­нию, на диске файлы COMBA_R.DOC и 4BUDGR.PPT оказа­лись заражены вирусом WM.Concept. Но это не воспрепятст­вовало положительной оценке пользователями самого содер­жания диска.

Раздел, относящийся к международным стандартам, не со­держал текста самих стандартов МСФО или GAAP ни на рус­ском, ни на английском языках.

В 2001 году Агентство по международному развитию США оказало поддержку проекту Фонда Евразия, который выполнял работы за счет гранта М99-1121. К реализации ра­бот был привлечен российский «Фонд развития бухгалтерско­го учета».

В результате был издан компакт-диск «Учет по междуна­родным стандартам». Содержание диска подготовил «Фонд развития бухгалтерского учета».

Компакт-диск содержит около 19 Мбайт информации на двух языках (русском и английском) о международных стан­дартах финансовой отчетности (МСФО).

Она собрана в сле­дующие разделы: «Развитие МСФО», «Внедрение МСФО в России», «Справочник профессиональных организаций» и «Глоссарий». Глоссарий по существу представляет собой попытку соз­дать толковый словарь терминов, связанных с МСФО и их внедрением. Однако он содержит лишь несколько десятков терминов. К сожалению, этот компакт-диск, изданный в 2001 году (все содержание диска составлено по состоянию на октябрь 2000 года), не содержал какой-либо части бесплатно распро­страняемой МЦРСБУ информации. Например, содержания бесплатно распространяемых МЦРСБУ книг или журнала «Accounting Report». Хотя МЦРСБУ к тому времени уже работало в России более 2 лет (с 1998 года).

3. Внедрение МСФО в России

Процесс адаптации России к международным стандартам длительный, трудный, но необходимый. Можно считан, пер­вый этап такой работы завершенным. Постановлением Прави­тельства РФ от 06.03.1998 г. №283 была утверждена «Про­грамма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». В качестве приложения к ней утвержден «План мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». План завершен в 2000 г. как по срокам, так и по наименованиям мероприятий. Последним из них по срокам был реализован переход на новый План счетов бухгалтерского учета[8.C.105].

Важный итог первого этапа — создание в России в соответ­ствии с последним абзацем Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 международного центра по реформе бух­галтерского учета, получившего название Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

Он функционирует за счет средств Мирового банка (The World Bank) и других международных организаций, ежеквартально издает и бесплатно распространяет всем желающим бухгалтер­ский бюллетень на русском языке «Accounting report».

На втором этапе работы по приближению российского уче­та к международным стандартам Минфином РФ утверждены «Основные направления развития российской системы бух­галтерского учета».

Образован и работает Координационный совет по методо­логии бухгалтерского учета стран СНГ. Международные принципы стандартизации включены в Положения по бухгал­терскому учету (ПБУ).

Процесс адаптации предусматривает:

  1. Переход от жестких законодательно утвержденных пра­вил учета к их многовариантности. Это обеспечит возмож­ность выбора правил с учетом конкретных условий деятельно­сти предприятия и возможных последствий их применения.

  2. Отказ от традиционного взгляда на учет как средство

    централизованного контроля. Переход к взгляду на учет как на поставщика информации для многочисленных пользователей при оптимальном соотношении интересов предприятия, внешних пользователей учетной информации и государства.

  3. Переход на общепринятые принципы и правила бухгал­терского учета, создание системы его регулирования.

  1. Становление общественно признанной и независимой профессии бухгалтера, создание независимого общественного объединения профессиональных бухгалтеров.

  2. Переход к четкой системе взаимоотношений с налогооб­ложением при снижении зависимости учетного процесса от налогового законодательства. В законодательстве о бухгалтерском учете и по налогообложению необходимо предусмот­реть возможность получения на базе данных бухгалтерского учета раздельно финансовых отчетных документов (финансо­вый учет) и налоговой отчетности (налоговый учет) без нару­шения принципов и базовых правил учета.

  1. Решение проблемы унификации и альтернативности форм баланса и других отчетов, их публикации.

  2. Установление качественного контроля за достоверно­стью отчетности, унификации не только правил ее проверки, но и выявленных нарушений, недостатков, видов ответствен­ности.

Реформирование бухгалтерского учета в направлении адаптации российской действительности к международным стандартам не является кардинальной ломкой сложившейся национальной системы учета. Речь идет о ее преобразовании, изменении, переустройстве, позволяющих перейти на путь цивилизованного предпринимательства. Нашему бухгалтер­скому учету предстоит усвоить лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя свои нацио­нальные особенности; ликвидировать разрыв в понимании и разработке учетной и отчетной информации российскими и зарубежными специалистами [5. C.79].

Заключение

Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS) представляют собой документы, определяю­щие взаимоприемлемые для бухгалтеров большинства стран принципы составления финансовой отчетности и предлагающие для их соблюде­ния варианты бухгалтерского учета различных объектов.

Рекомендательный характер стандартов является особенностью МСФО. Одна из основных целей их создания заключается в максималь­ной гармонизации различных стандартов финансовой отчетности и бух­галтерской политики в разных странах.

Существующую систему международных стандартов можно класси­фицировать по основным элементам финансовой отчетности, к которым МСФО относят: активы, обязательства, капитал, доходы и расхо­ды.

Наиболее распространенной классификацией учетных сис­тем является трехмодельная:

1. Британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.).

Принципы учета устанавливаются в большей мере общественностью, чем законодательно. Учет ориентирован на потребности ин­весторов в большей мере, чем на государственный кон­троль.

  1. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция,

    Швейцария, Италия и др.).

    Принципы учета устанавли­ваются в большей мере законодательно, чем обществен­ностью. Учет ориентирован на потребности инвесторов и государственный контроль.

Южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боли­вия и др.) Принципы учета устанавливаются законода­тельно. Учет ориентирован в большей мере на государст­венный контроль, чем на потребности инвесторов при высоком уровне инфляции.

Особенности системы бухгалтерского учета определяются также уровнем развития национальной экономики. В развитых странах учет­ные системы достаточно сложны, но вместе с тем точнее отражают существующую экономическую реальность. В развивающихся странах, наоборот, учетные системы относительно просты.

По типу законодательных систем принято выделять две группы стран: страны континентального права (code-law countries) и общего права (common-law countries).

Комитет международных стандартов финансовой отчетно­сти (КМСФО) является независимым органом частного сектора, цель которого состоит в унификации принципов бухгалтерско­го учета. Комитет был основан в 1973 г. ведущими профессио­нальными бухгалтерскими организациями Австралии, Кана­ды, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Вели­кобритании, Ирландии и США. С 1983 г. членами КМСФО стали все бухгалтерские организации — члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

В настоящее время в работу КМСФО вовлечены и другие организации во многих странах мира, не являющихся членами КМСФО, но применяющих Ме­ждународные стандарты финансовой отчетности.

Наиболее влиятельными организациями по разработке прин­ципов и стандартов бухгалтерского учета являются:

  • Комитет по международным стандартам учета (КМСУ);

  • Центр ООН по транснациональным корпорациям (ЦТНК ООН);

  • Международная федерация бухгалтеров (МФБ);

  • Комиссия Европейского сообщества (КЕС);

  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в ее составе рабочая группа по стандартам уче­та.

Директивы Европейского экономического союза как инструмент гармонизации являются для стран – участниц обязательными, оставляя за ними свободу в выборе решений о конкретных формах и методах включения директив в национальное законодательство.

Особо важными директивами в области финансового учета и отчетности являются 4-я и 7-я.

В 4-й Директиве, принятой 25.07.78 г., рассматриваются вопросы годовой финансовой отчетности: формы и структура баланса и счета прибылей и убытков, содержание примечания к этим документам.

7-я Директива (принята 13.07.83 г.) посвящена консолидированной (сводной) отчетности.

В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывается понятие контроля как основного критерия группы.

Указанные директивы создали основу для принятия аналогичных директив в отдельных отраслях экономики (например, 8 декабря 1986 г. была одобрена Директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов).

Разумеется, в ближайшее время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгал­терском учете России, по всей вероятности, трудно, но стре­миться к этому надо. В конечном итоге внедрение международ­ных стандартов финансовой отчетности в России приведет к совершенствованию и реформированию действующей системы бухгалтерского учета на всех его уровнях.

список сокращений

IASC – комитет по международным стандартам бухгалтерского учета.

US AID – агентство по международному развитию.

МСФО – международные стандарты финансовой отчетности.

GAAP – общепринятые принципы бухгалтерского учета.

КМСФО – комитет международных стандартов финансовой отчетности.

МФБ – международная федерация бухгалтеров.

КМСУ – комитет по международным стандартам учета.

ЦТНК ООН – центральный орган объединенных наций по транснациональным корпорациям.

КЕС – комиссия европейского общества.

ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития.

МЦРСБУ – международный центр реформы системы бухгалтерского учета.

ПБУ – положения по бухгалтерскому учету.

Библиографический список, Нормативные акты

  1. Федеральный закон от 21 ноября 1996. № 129-Ф3 «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 48 (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123 – ФЗ, от 28.03.2002 № 32 – ФЗ, от 31.12.2002 № 187 – ФЗ, от 31.12.2002 № 191- ФЗ, от 10.01.2003 № 8 – ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61 – ФЗ, Федерального закона от 30.06.2003 № 86 — ФЗ).

  2. Приказ Мин­фина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 г.

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Мин­фина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

  4. Постановление Прави­тельства РФ от 06.03.1998 г. №283 «Про­грамма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Учебная литература

  1. Бакаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М.:Феникс, 2003.

  2. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: Питер, 2003.

  3. Кондраков Н.В. Бухгалтерский учет . – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Инфра.М., 2001. – 334 с.

  4. Теория бухгалтерского учета. / Под ред. Е.А. Мизиковского. – М.: Юристъ, 2001. – 345 с.

  5. Ткач В.И., Ткач М.В. Международная система учета и отчетности. — М.: Инфра,1992.

  6. Литвиеко М.И. Международные стандарты учета. // Главбух, 2000, № 7.

Приложение 1

Международные стандарты финансовой отчетности (перечень)

Номер стандарта

Наименование стандарта

Год ввода (в редакции)

1

2

3

МСФО 1

Представление финансовой отчетности

1997

МСФО 2

Запасы

1993

МСФО 4

Учет амортизации

1997

МСФО 7

Отчет о движении денежных средств

1992

МСФО 8

Чистая прибыль или убыток за отчетный пе­риод, фундаментальные ошибки и измене­ния в учетной политике

1993

МСФО 9

Затраты на исследования и разработки

1993

МСФО 10

Условные события или события, произошед­шие после отчетной даты

1994

МСФО 11

Договоры подряда

1993

МСФО 12

Налог на прибыль

1996

МСФО 14

Сегментная отчетность

1997

МСФО 15

Информация, отражающая влияние измене­ния цен

1994

МСФО 16

Основные средства

1993

МСФО 17

Аренда

1997

МСФО 18

Выручка

1993

МСФО 19

Вознаграждения работникам

1998

МСФО 20

Учет правительственных субсидий и раскры­тие информации о правительственной помощи

1994

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

1994

МСФО 22

Объединение компаний

1993

МСФО 23

Затраты по займам

1993

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

1994

МСФО 25

Учет инвестиций

1994

МСФО 26

Учет и отчетность по программе пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

1994

МСФО 27

Сводная финансовая отчетность и учет инве­стиций в дочерние компании

1994

МСФО 28

Учет инвестиций в ассоциированные компа­нии

1994

МСФО 29

Финансовая отчетность в условиях гиперин­фляции

1994

МСФО 30

Раскрытие информации в финансовой отчет­ности банков и аналогичных финансовых ин­ститутов

1994

МСФО31

Финансовая отчетность об участии в совмест­ной деятельности

1994

МСФО 32

Финансовые инструменты: раскрытие и пре­доставление информации

1998

МСФО 33

Прибыль на акцию

1997

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

с 1 января 1999

МСФО 35

Прекращаемая деятельность

1998

МСФО 36

Обесценение активов

с 1 июля 1999

МСФО 37

Резервы, условные обязательства и условные активы

с 1 июля 1999

МСФО 38

Нематериальные активы

1998

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

1999