Контроль за исполнением бюджета в Российской Федерации

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля3.

Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии можно подразделить на документальные и фактически е; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

Под обследованием понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие контроль за исполнением бюджета

14 стр., 6833 слов

Контроль затрат, доходов и финансовых результатов

... финансовых результатов на предприятии, которая и стала предметом написания этой дипломной работы. Целью написания курсовой работы является изучение методологических и практических основ контроля затрат, доходов и финансовых результатов ... обусловили необходимость уточнения предмета, объектов и метода внутрихозяйственного контроля. Внутрихозяйственный контроль, который обеспечивает систему управления, ...

Финансово-бюджетный контроль осуществляется органами государственной власти, органами государственного финансового контроля и охватывает движение финансовых потоков из бюджетной системы до бюджетополучателя и использование полученных средств по целевому назначению.

Основным законодательным документом, действующим в настоящее время и определяющим права органов представительной и исполнительной власти на получение доходов в соответствующих бюджетах и на расходование этих средств, обязанности таких органов власти по отношению друг к другу, является Бюджетный Кодекс РФ, в котором наряду с общими положениями выделены специальные части: нормы т.н. материального характера сведены в бюджетную систему РФ. нормы т.н. процессуального характера отражены в частях, касающихся бюджетного процесса и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Проведение финансового контроля в бюджетной сфере имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач на всех уровнях управления. Указанной цели соответствуют определенные задачи, стоящие перед финансово-бюджетным контролем, к которым может быть отнесен контроль за соблюдением бюджетного законодательства на стадиях составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения, на стадии исполнения бюджета, а также составления и утверждения отчета о его исполнении.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому общие положения, касающиеся содержания, организации, порядка и принципов проведения финансового контроля в сфере финансовой деятельности в целом, содержатся в нормах Общей части финансового права.

Помимо общих, имеются нормы, предусматривающие специфику этого контроля в конкретных финансово-правовых институтах, входящих в Особенную часть финансового права. Это особенно проявляется в институтах бюджетного и налогового. Данные нормы неразрывно связаны с содержанием соответствующих финансово-правовых институтов, что не позволяет выделить их из этих институтов и сгруппировать в совокупности с соответствующими нормами Общей части в особую подотрасль финансового права. Вместе с тем современные условия развития страны при росте экономических правонарушений, включая финансовые, требуют не только совершенствования правовых норм, регулирующих финансовый контроль, но и эффективности их практического применения. Поэтому целесообразность видится в формировании особого структурного подразделения по финансовому контролю в системе законодательства и преподавании соответствующей учебной дисциплины в юридических и экономических образовательных учреждениях.

Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Основные направления (содержание) финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, следующие:

  • проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
  • проверка выполнения государством и муниципальными образованиями (в лице соответствующих органов) финансовых обязательств перед гражданами и организациями;
  • проверка выполнения финансовых обязательств организациями и гражданами перед государством и органами местного самоуправления;
  • проверка законности и целесообразности (эффективности) использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
  • проверка соблюдения предприятиями, организациями, учреждениями установленных правил совершения финансовых операций, осуществления расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины; в случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется государственная финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов).

3 стр., 1129 слов

Государственный и муниципальный финансовый контроль

... является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.) Задачей данной работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его ...

Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль соблюдения законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, правильности взимания налогов, своевременности выделения бюджетных ассигнований и т. д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой одних лишь денежных средств. В конечном счете он означает контроль использования материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйствен- ной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

Одна из форм финансового контроля — контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством использования таких экономических инструментов, как цена, себестоимость, прибыль и др., в ходе применения системы финансирования, кредитования, расчетов.

15 стр., 7391 слов

Валютный контроль таможенными органами

... подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не ...

В новых экономических и политических условиях страны, начавших формироваться в последнем десятилетии XX в., произошли изменения в организации финансового контроля, его содержании. С переходом к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усилилось значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью органов исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы органов государственной власти организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента РФ, и др.

На основании Конституции РФ палаты Федерального Собрания РФ создали Счетную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов РФ.

Правовые акты определяют формы взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особе значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Взаимодействие с общественным контролем усиливает эффективность государственного финансового контроля.

Процесс совершенствования финансового контроля применительно к современным задачам государства не завершен, в настоящее время он осуществляется в рамках обшей задачи формирования эффективной системы и структуры органов исполнительной власти. При этом актуальной остается задача совершенствования государственного финансового контроля.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль, предшествуя совершению финансово-хозяйственных ситуаций, носит предупреждающий характер.

Он осуществляется на стадии формирования баланса финансовых ресурсов, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; при составлении финансовых планов и программ, расчетов для получения дотаций, субвенций и других средств из бюджета.

Предварительный контроль подразумевает оценку финансовых последствий проектов законов в бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам в ходе их обсуждения и утверждения в законодательном органе соответствующего уровня.

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Он способствует: предотвращению неэффективного расходования финансовых ресурсов территории; выявлению резервов роста ее доходов; соответствию прогнозных бюджетных показателей с данными программ социально-экономического развития территорий и государства в целом; принятию наиболее экономичных решений при распределении финансовых и, в частности, бюджетных ассигнований; выбору инвестиционных программ, способствующих значительному росту объем доходов бюджетов различных уровней при одновременном достижении общей финансовой, налоговой стабилизации.

40 стр., 19524 слов

Налоговый контроль финансового сектора экономики

... органов относительно выполнения финансовыми организациями налоговых обязательств. Налогообложение финансово-кредитных организаций взаимосвязано с методологией налогового контроля, анализом налогового потенциала данных субъектов. Цель данной курсовой работы состоит в изучении методики налогового контроля в финансовом секторе экономики. ...

Последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов, пошлин и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, а также в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета и смет бюджетных учреждений.

Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть ее недостатки, а также: выявить причины отклонения фактических данных от плановых показателей; подтвердить полноту и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, а также правильность и законность произведенных расходов, использование резервов повышения доходной базы и др.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.