В процессе рыночных реформ в России государство смогло решить множество проблем — осуществить либерализацию цен, перейти к более открытой экономике, выйти на стабильный уровень роста ВВП, способствовать развитию негосударственной банковской сферы, реформировать систему налогообложения, создать условия для возникновения финансового и фондового рынков и т. д.
Проведение экономической реформы, направленной на развитие рыночного сектора экономики и становление институтов частной собственности, потребовало от нашего общества разработки принципиально новой экономической основы социальной политики государства. В рамках гражданского общества государство, Как известно, является единственным институтом, который наделен правом принуждения, поэтому оно, как координатор и организатор социально-экономической жизни, должно осуществлять меры, направленные на смягчение отрицательных социальных последствий проводимых реформ и одновременно способствовать раскрытию созидательного социального потенциала рыночных отношений.
Современное социально-экономическое положение в России очень сложное, а публикуемые оценки о результатах проводимых в стране реформ достаточно противоречивые. Так, например, достижение финансовой стабилизации, которое было приоритетным направлением в деятельности Российского правительства на протяжении всего периода реформ, во многом было достигнуто за счет резкого снижения почти на 40% общего объема ВВП и образования государственного долга, что и привело к затяжному бюджетно-финасовому кризису. В то же время значительные изменения в структуре собственности, особенно на начальном этапе реформ, существенно подняли значение и престиж предпринимательской деятельности, однако, одновременно с этим шел процесс потери интереса к труду как со стороны наемных работников (низкий уровень заработной платы), так и работодателей (снижение объемов производства продукции).
В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о необходимости проведения исследования, на основании результатов которого можно будет определить цели, задачи и роль экономической политики государства на современном этапе развития РФ.
Объект исследования — экономическая политика государства РФ в 2007-2012 гг.
Предмет исследования — характеристика целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ на современном этапе.
Целью курсовой работы является изучение особенностей целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ.
Экономическое измерение внешней политики РФ в эпоху глобализации
... в субъекты глобализации. Конкретизация задач по отдельным направлениям вхождения в мировое хозяйство содержится в таких документах, как Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г., Основные направления развития отношений России с государствами ...
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- дать общую характеристику экономической политики государства;
- изучить цели и задачи экономической политики государства;
- изучить особенности экономического потенциала и экономической политики России;
- выделить перспективы развития целей экономической политики государства в РФ.
Методы исследования. Мы использовали сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ.
Также нами использовался системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ.
Практическая значимость. Материал данной работы может быть использован в качестве дополнительного лекционного материала на лекциях по экономике, менеджменту, социологии и другим наукам
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения экономической политики государства, .1 Общая характеристика экономической политики государства
Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Экономическая политика представляет собой систему целенаправленных мер государства в области управления экономикой; процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей.
Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливает необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе.
Для раскрытия содержания экономической политики государства следует рассмотреть данную категорию как систему экономических отношений, возникающих между государством, надгосударственными и негосударственными субъектами (исполнителями хозяйственных интересов, выразителями и носителями) по поводу секторальной, отраслевой и региональной структур хозяйства, условий накопления капитала, занятости, денежного обращения, платежного баланса, цен, НИОКР, условий конкуренции, внешнеэкономических связей и других объектов в целях развития экономики и повышения благосостояния нации.
Отсюда следует, что субъектами экономической политики выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная — отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер (например, ЕС).
С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве субъектов, выделены: исполнители — органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк: носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков — имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.
Тест по обществознанию Экономическая политика государства 11 класс
... иметь работу) 2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы. 1) кредитно-денежная политика 2) ... отдачи» (А. Маршалл). Ответы на тест по обществознанию Экономическая политика государства Часть 1 1-4, 2 ... понятия: К экономическим целям государства относятся 1) обеспечить экономический __________. 2) создать условия экономической __________ (право ...
С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.
Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования и реализации:
- Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
— Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтен политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
- Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны
В целом, в современной зарубежной и отечественной литературе экономическая политика государства рассматривается как курс действий правительства, система экономических мер и мероприятий государственного воздействия на экономические процессы
Следует различать процесс разработки и процесс реализации экономической политики. Если неоклассическая теория общественного выбора в центр исследования поставила процесс разработки экономической политики — политический механизм формирования экономических решений, то кейнснанская теория объектом своего исследования считала, главным образом, процесс реализации макроэкономической политики.
Разработкой политики следует считать процесс определения целей, приоритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных исполнителей и необходимых ресурсов.
Разработка экономической политики — это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти. Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны. Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации. Сложности разработки экономической политики обусловливают необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики.
Основу эффективной экономической политики государства должна составлять система принципов ее формирования. При формировании экономической политики государства необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности, под которым понимается использование достижений мировой и отечественной экономической науки и практики. На современном этапе развития общества построение экономической политики государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов достижения поставленных целей. Современная экономическая политика государства должна стать научной, так как только основанные на теоретической базе практические меры могут иметь успех. Вместе с тем, эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к ее формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение целей государственных органов, т.е. требуется следующая модель экономической политики государства: цели — инструменты и методы — институты.
Учетная политика организации для целей управленческого учета: ...
... оптимальных управленческих решений. Целью курсовой работы является обоснование целесообразности использования учетной политики в системе управленческого учета, а также разработка методики ее формирования. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: ? раскрыть сущность понятия "учетная политика для целей управленческого учета" ...
1.2 Цели и задачи экономической политики государства
В процессе формирования экономической политики особое значение имеет выбор целей и соответствующих им инструментов.
К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.
Целевая направленность экономической политики представляет собой постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, заданных публичной властью.
Формулирование целей экономической политики отражает осознанные потребности и особенно интересы общества по направлению к достижению желаемого блага, что происходит посредством управляющих усилий государства.
Вследствие того, что экономическая политика государства содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность, предложена «пирамида целей». На глобальном уровне выявлена основная, высшая цель, которая более конкретно раскрывается через цели второго порядка. Однако, в связи с тем, что и их трудно определить количественно, на практике они развертываются в систему конкретных количественных целевых показателей.
Таким образом, органическим выражением основной цели является совокупность соподчиненных. С учетом временного, иерархического и структурного аспектов пирамида целей принимает следующий вид (рис. 1).
Рис. 1 — Пирамида целей экономической политики
На практике постановка целей зависят от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, историко-национальных традиции. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения. Цели могут быть взаимосвязаны, взаимообусловлены, но часто противоречащие друг другу. Конфликтность целей разрешается путем компромисса: приоритет отдается цели, невыполнение которой грозит наибольшей опасностью для экономики.
Социально-экономическое развитие и торгово-экономические отношения ...
... квартал 2013 г. к II кварталу 2012 г. Замедление темпов экономического роста в государствах - участниках СНГ в первом полугодии 2013 года происходило прежде всего под влиянием спада ... 2012 года объем промышленного производства увеличился в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Узбекистане (таблица 2). Заметный рост промышленного производства в Кыргызстане во ...
Исходя из системы целей, определяются основные задачи экономической политики, сформированные в две группы. Первая — обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы: создание правовой базы (зашита права собственности, законодательное регулирование взаимоотношении между потребителями, производителями, наемными работниками): предоставление услуг (поддержание общественного порядка, введение системы стандартов измерения веса и качества продуктов, организация денежного обращения), способствующих эффективной работе рыночной системы; защита конкуренции и борьба с монополизмом. Вторая связана с усилением рыночной системы и модификациями ее функционирования: задачи экономической стабилизации, предполагающей стимулирование экономического роста и контроль за уровнем безработицы и инфляции; перераспределение ресурсов в случае, когда рыночная экономика не в состоянии произвести те или иные товары и услуги; решение проблемы экономического неравенства.
Цели экономической политики государства фиксируют направление качественных и количественных изменений в экономической системе общества. Для их достижения государство использует различные инструменты и методы. Под инструментами экономической политики государства понимаются средства, рычаги государственного воздействия на экономику, а под методами — способы целенаправленного использования инструментов.
В общем виде совокупность всех инструментов можно представить на рисунке 2.
Рис. 2 — Инструменты государственной экономической политики государства
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом — в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят составляющие финансового и кредитно-денежного механизмов. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования.
Разработка экономической политики неотделима от интересов общества и отдельных его членов. Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц отмечают, что если интересы членов общества можно было бы рассматривать как интересы «типичного индивида», тогда рать государства сократилась бы до функции эффективного выполнения согласованных решений. Только путем точного моделирования отличий большого массива экономических интересов можно рассматривать государство в его главной роли механизма, благодаря которому конфликтующие интересы превращаются в коллективные решения.
В процессе разработки экономической политики должны анализироваться все интересы, которых будут касаться принятия решений. Индивиды, по словам Дж. Бьюкенена, согласятся подчиниться принуждению со стороны государства только в том случае, если конечные результаты политического «обмена» отвечают их интересам. Экономическая политика может быть успешной в случае выполнения следующих условии: учет полагай разных социальных групп и их реакции на предложенные решения: честность и прозрачность в определении реальных проблем; общественные дискуссии и общественный контроль на этапах формирования и реализации.
Экономическая безопасность государства
... период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование ...
Таким образом, содержание разработанной политики должно быть планом соотношения целей, инструментов, ресурсов и угроз (преград).
Следует учитывать, что практически любое политическое решение предполагает сопротивление, и не только со стороны политической оппозиции. Реализация экономической политики требует непосредственной работы с группами интересов, которые выигрывают или проигрывают в случае воплощения политических решении, для получения их максимальной поддержка.
Реализация государственной политики — это процесс использования технологических мер и методов управления, обусловленных необходимостью осуществления политических целей и решений. Этот этап экономической политики самым непосредственным образом связан с институциональным взаимодействием властных организаций с экономическими субъектами.
Для успешной реализации экономической политики государства также необходимо следовать ряду принципов. Поскольку возможность оптимального воздействия на носителей экономической политики государства возникает только в условиях стабильной и предсказуемой институциональной среды, то необходимо соблюдать принцип стабильности и последовательности. Однако стабильность не означает стационарность. Вследствие того, что экономическая политика государства должна выполнять не только поставленные стратегические цели, но и быть направлена на решение возникающих текущих проблем, то нужно придерживаться принципа гибкости. Вместе с тем, все экономические преобразования должны носить эволюционный, последовательный характер, поэтому требуется учитывать принцип постепенности. А в силу того, что для достижения положительных результатов экономическая политика должна быть максимально приближенной к реальности, ставить и достигать разумные, реальные цели, то следует руководствоваться принципом прагматизма.
В экономической науке существенное внимание уделяется проблеме временного лага между разработкой и реализацией экономической политики.
Лаг представляет собой промежуток времени между принятием государственных мер, их реализацией и реальными результатами. Как правило, выделяют два вида лагов политики: 1) внутренний лаг — период с момента возникновения шока в экономике до момента принятия соответствующих мер макроэкономической политики: 2) внешний лаг — период с момента принятия мер макроэкономической политики до момента, когда эти меры повлияют на объем производства, занятость и уровень цен. Продолжительные лаги, связанные с применением бюджетно-монетарного инструментария, осложняют процесс и ухудшают последствия реализации экономической политики.
Для реализации действенной экономической политики необходимы эффективные управленческие процедуры, нормы, стандарты и умение. Обеспечение обратной связи для правительства достигается путем сознательной поддержки гражданами политических решений.
Следует отметить, что политики часто поддерживают не те экономические решения, которые оптимальны в данных социально-экономических условиях, а те, которые способствуют их престижу, повышают рейтинг и шансы на победу на очередных выборах.
Активно обсуждается в публикациях ряда периодических изданий ...
... ряда периодических изданий (например, в журнале «Эксперт»), справедливо отмечается в средствах массовой информации и слабое использование в прогнозировании экономико-математических моделей. Исходя из анализа проблем прогнозирования развития экономики страны, к числу наиболее актуальных ...
Речь идет об объективности так называемого политического бизнес-цикла (электорального цикла) в демократической системе.
Практика показывает, что сложные экономические проблемы часто решаются на основе новых выборов и прихода к власти новых политических сил.
Преградой для реализации политики является низкое качество общественных институтов. Реализация целей и задач экономической политики возможна только при консолидированных, согласованных и ответственных действиях всех ветвей государственной власти. Резко ухудшает условия реализации экономической политики противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти.
Важным этапом политики является контроль — мониторинг хода выполнения мер, соответствующих результатов и их последствий. Контроль — необходимое условие эффективности экономической политики, направленное на недопущение злоупотреблений и ошибок.
Речь идет о создании институтов контроля за властью.
Такими институтами могли бы стать, в частности, аналитические и экспертные неправительственные организации.
Отсутствие механизмов контроля за деятельностью властных организаций приводит к снижению исполнительской дисциплины на всех уровнях.
Таким образом, экономическая политика выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывая не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов.
Глава 2. Специфика экономической политики России на современном этапе, .1 Экономический потенциал и экономическая политика России
Закончилась 18-летняя история вступления России в ВТО. Мнения противоречивы, так по оценкам Всемирного банка третья часть экономики России выиграет (это, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, металлургические компании).
Похоже, проиграют сельское хозяйство, пищевая промышленность, авиационное приборостроение, отрасли, производящие технологическое, строительное, научное оборудование, и т.д.
Отражение в экономической политике необходимости движения России по пути модернизации, внедрения инноваций, формирования экономики знаний невозможно без оценки научно-технического потенциала. К сожалению, в России инновационной деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных предприятий, а в Германии, США, Франции и Японии — от 70 до 82%.
Экспорт технологий Россией в 2007 году оценивается в 630 млн. долларов, Германии — более 42 млрд. долларов. В среднем за год в России регистрируются около 35 тысяч патентов, в США и Японии — по 400 тысяч.
По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:
- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;
- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;
- современного оборудования для проведения экспериментов нет.
Приборостроение практически уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%.
Роль транспорта в экономике страны
... роль транспортной системы России в развитии экономики страны, дать оценку текущему состоянию транспортной системы. Задачи для достижения настоящей цели включают в себя рассмотрение основных экономических показателей транспорта, анализ взаимодействя и взаимовлияния транспорта и экономического роста. ...
Известно, что в недалеком прошлом в деле разработки и внедрения передовых технологий решающую роль играли предприятия военно-промышленного комплекса, чьи разработки попадали и в гражданские отрасли производства. Сегодня дело обстоит так:
30 % организаций военно-промышленного комплекса « имеют признаки банкротства»;
50 % предприятий «относятся к потенциальным банкротам».
Как свидетельствуют данные Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За последние 20 лет наша страна переместилась во вторую сотню.
Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, с том числе у США — 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 — 4,5% ВВП. У России — примерно 1% ВВП.
В ноябре 2012 года, в четвертом квартале ВВП в годовом исчислении вырос на 2,6-2,7 процента, а рост за весь год составит 3,5 процента.
Рис. 3 — Рост ВВП
Процент инновационных предприятий (по данным Росстата, в 2009 году — 9,4%) в России гораздо ниже, чем у государств ЕЭС: Эстония — 47%, Германия — 73%, Греция — 35%, Бельгия, Дания, Ирландия, Австрия — около 60 %. Сегодня российским «ноу-хау» принадлежит лишь 0,2-0,3% мирового рынка наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, Японии — 30% и Германии — 18%.
На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России почти самые низкие в мире. А коррупция и криминализация — самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 198 стран. Для сравнения: в США — 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии — 6,7%; Словении — 5,2%, Франции — 5,6%, Канаде — 4,9%.
К сожалению, крупный российский бизнес не мотивирован на созидательную деятельность, на реализацию общественного интереса, вкладывать средства в развитие новой техники, современных технологий, материалов, рост производительности и улучшения условий труда и т.д. он не очень желает. Проще купить за рубежом готовое предприятие, линию и т.д.
Государство практически самоустранилось от воздействия на экономику (хотя формально доля государства оценивается в 40%).
С одной стороны, собственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор пока прибыль позволительно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет. К тому же, отток капитала из страны за 9 месяцев 2011 года составил 49,3 млрд. долл., а за весь 2010 год около 38 млрд.долл. Следовало бы разрешить по существующей шкале налогообложения в дивиденды переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды направляется больше 3% прибыли, то облагать налогом вплоть до 90%. Это в определенной степени стимулировало бы возврат средств в производственный процесс, что позволит и обновлять производство, и модернизировать его, и использовать новые технологии, новые материалы, новые инструменты, и улучшать условия труда и т.д. Необходимо, наконец-то решиться на изменение налогообложения доходов физических лиц, богатые должны платить больше, не отказываться и от введения налога на сверхприбыль.
Конкурентоспособность России в мировой экономике: условия и факторы
... развития и человеческий капитал, практически невозможно повысить конкурентоспособность страны и обеспечить высокие темпы роста. С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача полноценного и эффективного вхождения России в мировую экономику, ...
Учитывая стабильный уровень цен на энергоносители и отсутствие предпосылок для активизации спроса в Европе в целом (основной рынок российских нефти и газа), в долгосрочной перспективе достижение показателей экономического роста 2003-2007 годов, которые составляли 7% и более, представляется маловероятным.
Таблица 1 — Прогноз по России
Как показывает опыт развитых стран, там нормальная бизнес-деятельность обеспечивает рентабельность 5-7%, у нас иногда, если доходность меньше 100%, то предпринимателю эта сфера не интересна. Уменьшение количества посредников посредством установления предельной нормы рентабельности при продвижении продукта от производителя до потребителя (скажем 25%) будет препятствовать повышению цен. Есть сомнения в отношении налога на добавленную стоимость, и предложение о замене его налогом с продаж (5-10%) в определенной степени обосновано, по крайней мере, процедура взимания его будет более прозрачной, а значит, фактические потери для бюджета будут минимальны или отсутствовать вовсе.
Много нареканий вызывает ФЗ 94, если не изменить его положение, касающееся заказов на оборудование, материалы и т.д. научными и образовательными учреждениями, то трудно ожидать заметного увеличения результативности инновационной деятельности. Борьба с инфляцией, которая ведется у нас на протяжении 20 лет, наталкивается на постоянное увеличение цен на энергоносители. Прежде чем превратиться в конечный продукт от добычи полезных ископаемых до поступления в продажу, изделие проходит порядка 13-16 стадий (отраслей) и рост цен на первой стадии сказывается на увеличении цены на прилавках магазинов. А предприятия в свою очередь, испытывающие потребность в финансовых ресурсах, могут получить их в банках только под высокие проценты.
Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрировано в оффшорах, что подрывает экономическую безопасность страны (в США порядка 3% компаний оперируют оффшорами), необходимо кардинальным образом изменить закон, регламентирующий данную деятельность.
Протокол о вступлении России во Всемирную торговую организацию был подписан 16 декабря 2011 года. Страна вошла в торговый клуб после 18 лет переговоров. К осени 2011 года РФ получила согласие на вступление в организацию от всех ее участников, кроме Грузии. В начале ноября Москва и Тбилиси при посредничестве Швейцарии смогли согласовать двустороннее соглашение по ВТО, а затем подписали его. Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО.
Как следует из проведенного анализа, обязательства, которые Россия берет на себя при вступлении в ВТО в отношении различных сфер услуг, крайне неоднородны. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, как, например, в телекоммуникации, в то время как в страхование и другие секторы приход иностранных игроков, напротив, ограничивается. В русскоязычной версии обязательств России также есть ряд серьезных юридико-технических неточностей, в частности, в отношении услуг банков, что может создавать для бизнеса потенциальные риски.
Позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Кроме того, обязательства Россия сравниваются с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг.
Все это составляющие экономической политики, которые должны быть тщательно проработаны, взвешены и воплотиться в решения, и следует учитывать, что, чем сложнее экономика, тем сильнее взаимозависимость хозяйствующих субъектов, и тем менее должно быть позволительно проявление эгоистического интереса собственника
В России рынок приподняли на недосягаемую высоту, превратив его в тотем, в объект поклонения различного рода язычников и идолопоклонников от экономики, и все ошибки и просчеты экономической политики они списывают на требования рынка. Хотя на самом деле, исторически сложившаяся в результате общественного разделения труда необходимость обмена продуктами своей деятельности людей, хозяйствующих субъектов на условиях возмездности, в меновой форме не исключает сознательной, осмысленной, целенаправленной деятельности человека, обеспечивающей процветание всех членов общества. Рынок похож на ядерный котел, где происходит цепная реакция, чтобы она была управляемой, регулируемой, контролируемой используют графитовые стержни, что подобно роли государства в экономике.
У нас мощный экономический потенциал и его эффективная реализация на благо населения страны зависит от экономической политики, которая, базируясь на законах развития, восприятии тенденций, взаимосвязей и т.д., должна учитывать опыт прошлого, созидательно преобразовывать настоящее и смотреть в будущее.
2.2 Перспективы развития целей экономической политики государства в РФ
Необходимые макроэкономические условия успешного развития российской экономики вытекают из требований ее коренной модернизации на передовой технологической основе. Они включают в себя: обеспечение расширенного воспроизводства на перспективных направлениях становления нового технологического уклада; поддержание благоприятных для этого ценовых пропорций; формирование системы поддержки инновационной активности; создание механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов. Для реализации этих условий государство располагает инструментами налогово-бюджетной, денежно-кредитной, антимонопольной и ценовой политики. Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности, а также приоритетное выделение бюджетных ассигнований на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов. Исходя из его структуры и опыта передовых стран, необходимо существенное относительное и абсолютное увеличение расходов на здравоохранение, науку, образование, поддержку инвестиционной и инновационной активности, модернизацию инфраструктуры. При этом увеличение финансирования следует концентрировать на тех перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в которых российские организации имеют конкурентные преимущества.
Инструменты денежно-кредитной политики должны обеспечить адекватное денежное предложение для расширенного воспроизводства и устойчивого развития экономики. В настоящее время денежная система предоставляет экономике меньше денег, чем она получает от экспорта, иностранных кредитов и инвестиций, сужая ее воспроизводство и сдерживая развитие. В целях устранения искусственной ограниченности денежной политики Центрального банка Российской Федерации необходимо расширить его функции задачами обеспечения экономического роста, инвестиционной активности и поддержания занятости, как это установлено во многих развитых и успешно развивающихся странах.
экономический политика государство
Рис. 4 — Монетизация экономики (денежная масса и денежная база в процентах к ВВП).
Денежный и кредитный мультипликаторы (в единицах)
Из теории экономического развития и практики развитых стран следует необходимость комплексного подхода к формированию денежного предложения в увязке с целями экономического развития и задачами бюджетной, промышленной и структурной политики с опорой на внутренние источники денежного предложения и механизмы рефинансирования кредитных институтов, включающие оперативное обеспечение текущей ликвидностью, расширение возможности формирования длинных денег, обеспечение целевого направления ликвидности в приоритетные сферы.
Для создания оптимальных механизмов денежного предложения, замкнутых на кредитование реального сектора экономики и инвестиций в приоритетные направления его развития, следует увязать условия доступа коммерческих банков к рефинансированию со стороны Центрального банка Российской Федерации с обязательствами по использованию кредитных ресурсов для финансирования производственных предприятии и приоритетных направлений развития экономики и хозяйственной деятельности. Это можно сделать комбинацией хорошо известных и отработанных в практике развитых стран косвенных (рефинансирование под залог облигаций, векселей и других обязательств платежеспособных предприятий) и прямых (софннансирование государственных программ, предоставление госгарантий, кредитование институтов развития) способов формирования денежного предложения Центрального банка Российской Федерации.
Рис. 5 — Капитал российских и зарубежных банков на конец 2010 года (млрд. дол.)
При этом ставка рефинансирования не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности, а сроки предоставления кредитов должны соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла в реальном секторе экономики (3-7 лет).
Не следует также исключать возможность направления денежной эмиссии на государственные нужды, как это делается в США. Японии и частично в ЕС путем приобретения центральными банками государственных долгосрочных долговых обязательств и рефинансирования под них коммерческих банков.
Еще одним способом прагматичного использования денежной эмиссии является рефинансирование институтов развития, как это делалось в период «экономического чуда» и практикуется до сих пор в Японии, новых индустриальных странах и Китае. Целесообразно существенное увеличение ресурсного потенциала существующих и создание новых институтов развития, не только ориентированных на кредитование инвестиций, но и предоставляющих образовательные кредиты, венчурное и микрофинансирование. При этом в отдельных случаях можно обходиться без залоговых требований, выделяя кредиты под инвестиционные проекты, одобряемые правительством в соответствии с установленными приоритетными направлениями развития.