Естественные монополии (водоснабжение, РЖД)
Чистая (совершенная) конкуренция — это конкуренция, для которой характерны: большое число компаний, производящих однородные продукты. В этих условиях каждая компания имеет возможность вступить в отрасль, здесь не осуществляется возможность влияния на цены.
Я уже останавливалась на характеристике совершенной конкуренции, но для более точного понимания, разберем еще один пример. Так, если цена гречки возрастает в результате увеличения спроса на нее, то на следующий год фермер расширит посевы гречихи. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади. В связи с этим увеличится предложение гречки на рынке, а это в свою очередь может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать трудности с ее реализацией по более низкой цене.
Исходя их этого, рынком совершенной конкуренции считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же товар в одно и то же время.
В условиях совершенной конкуренции основная рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 4, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода.
Рисунок 4 — Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
конкуренция антимонопольный рыночный несовершенный
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.
Различают 3 типа рынков с несовершенной конкуренцией: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Рассмотрим их более подробно.
Если говорить кратко, то монополия — это прямая противоположность совершенной конкуренции. Структура рынка разделяется на множество потребителей и компании-монополиста, которая вправе регулировать как цены, так и качество, и сбыт товаров. Покупатели при этом не имеют возможности выбора продукции.
Совершенная конкуренция
... важно и актуально. Цели курсовой работы: 1. Рассмотреть принципы существование рынка совершенной конкуренции; 2. Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и ... при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия ( ...
Итак, для монополии характерны следующие признаки: единственный продавец; производство продукта, у которого отсутствуют похожие заменители; невозможность вступить в отрасль; фирма «диктует цену».
Следует более внимательно рассмотреть поведение монополиста на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; при принятии решения о повышении цены, монополист не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Так как монополист <#»883121.files/image004.jpg»>
Рисунок 5 — Цена и предельный доход фирмы-монополиста
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое количество маленьких компаний предлагают разнородовые товары. Данный тип характеризуется свободным входом/выходом с рынка. Для рынка с таким типом конкуренции будут характерны следующие особенности: присутствие большого числа субъектов и объектов рынка; отсутствие барьеров, удерживающих новые компании от вступления на рынок, дифференцированная продукция, влияние на уровень цен, но в достаточно узких рамках.
Дифференциация продукта приводит к тому, что вместо единого рынка формируется сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, а также существует широкое многообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. В то же время дифференциация не исключает и монополии на продукт.
Если вернуться к рассмотрению таблицы о типах рынка, то можно увидеть, что монополистическая конкуренция находится между монополией и совершенной конкуренцией. Монополия, потому что отдельные предприятия обладают возможностью держать под контролем стоимость собственных продуктов, а совершенная конкуренция из-за того, что каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Рынок олигополии, или как его еще называют, олигополистическая конкуренция состоит из ограниченного числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть как однотипные, так и абсолютно различные. Для олигополии характерно: малое количество субъектов и большое число покупателей, дифференцированная или стандартизированная продукция, высокие барьеры входа на рынок, контроль за ценами ограничен.
Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:
- а) ломанная кривая спроса;
- б) тайный сговор;
- в) лидерство в ценах;
- г) принцип ценообразования «издержки-плюс».
Модель ломаной кривой спроса — отображает случай чисто ценовой конкуренции в условиях олигополии. Модель построена так, что в условиях взаимодействия конкуренты не станут реагировать на повышение фирмой цены и смогут разумно ответить на ее снижение.
Тайный сговор — фактический договор между фирмами с целью установления фиксированных цен и объема производства. Ожидается, что при тайном сговоре каждая компания станет выравнивать свои цены и при уменьшении, и при повышении цен. Если 2 фирмы сговорились, то они строят кривую контракта, показывающую различные сочетания объемов производства двух фирм, которые максимизируют прибыль (произведение меньшей продукции за большую цену)
Анализ конкуренции на рынке конкретного товара
... товар и комплекс маркетинговых мер. Произведя сегментацию рынка, следует выявить конкуренцию в данной отрасли производства товаров или оказания услуг. Анализ ... исследуемых объектов. Предметной областью конкурентного анализа являются взаимосвязанные бизнес-процессы компании. Источниками изменений конкурентной ... на рынке, собирать и обрабатывать информацию об их товарах и услугах, ценах, нововведениях; ...
Лидерство в ценах — олигополисты молча следуют за своим лидером. Поскольку изменения цен всякий раз связаны с риском, конкуренты могут не последовать за лидером, корректировка цен делается достаточно редко. Ценовой фаворит, как правило, не реагирует изменением цены на небольшие повседневные изменения в издержках и спросе. О грядущем изменении цен сообщается заранее, чтобы подготовить общественное мнение и конкурентов.
Ценообразование по принципу «издержки плюс» — модель, связанная с планированием выпуска и выгоды, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.К данному способу ценообразования довольно часто прибегают фирмы, производящие различную продукцию, которым трудно скалькулировать издержки на каждую единицу произведенной продукции.
Хочу отметить, что подобная классификация очень условна. Некоторые предприятия могут относиться к двум и более видам монополии.
Глава 2. Конкуренция в современной экономике России и развитых странах
1 Роль конкуренции в экономике
Конкуренция в рыночной экономике осуществляет значительную роль — она заставляет фирмы-производителей принимать во внимание круг интересов потребителей, а значит и основные потребности общества. В ходе конкуренции остаются только нужные покупателям товары, а остальные считаются плохо продаваемые, соответственно их производство сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает основные вопросы — что? как? для кого производить?
Для лучшего понимания механизма конкуренции рассмотрим простейший пример: первые продавцы шариковых ручек получили огромную прибыль, продавая свой товар. Но благодаря жесткой конкуренции на сегодняшний день шариковая ручка — это простейший, дешевый и широко используемый товар. На этом примере мы видим, как в зависимости от числа фирм, производящих ручки, цена на них значительно снизилась.
Теперь мы можем сформулировать четыре основные функции конкуренции:
а) регулирование. Как я уже отметила, в ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить только тот товар, который пользуется спросом. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.
б) мотивация. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. В то же время каждая фирма получает шанс для получения максимальной прибыли и риск получить убытки.
в) распределение. Конкуренция позволяет распределить доход среди предприятий, который равен их вкладом в экономическую деятельность.
г) контроль. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть предприятий.
Можно еще долго рассуждать о плюсах конкуренции, но также важно отметить ее недостатки. Одно из самых неприятных последствий конкуренции, которое приводит к повышению уровня безработицы в обществе — это банкротство предприятий. Кроме того, компании, которым необходимо «выживать» в условиях конкурентной борьбы, не всегда соблюдают законность и правопорядок в обществе. Мы часто сталкиваемся с недобросовестной конкуренцией: фиктивных товаров, искаженной рекламой, порча имущества и офисов конкурентов. Так же мы нередко сталкиваемся со случаями шпионажа на предприятиях, подкупом должностных лиц, переманивание специалистов в конкурирующие фирмы.
Конкуренция на рынке услуг
... показатель качества, предоставления услуги. И с помощью него можно завоевать конкурентное ... неценовой. В основе ценовой конкуренции приняты цены на условиях и с помощью цены можно повысить или понизить уровень конкуренции на рынке услуг. При неценовой конкуренции за основу берется ...
Итак, теперь подведем итог теоретического ознакомления с понятием «конкуренция». Причина конкуренции — это ограниченное количество ресурсов и благ. Это в свою очередь ведет к развитию экономики и научно-технического прогресса, максимального удовлетворения потребительского спроса. Вследствие этого развитие конкуренции в рыночной экономике ведет кповышению качества товара, снижению его цены и увеличению выгоды для потребителя и общества.
2.2 Развитие конкурентных отношений в современной России
Я уже затрагивала тему возникновения конкуренции в России в государственном масштабе и кратко рассматривала положение России и стран BRICS в рейтинге конкурентоспособности. Сейчас я хочу более подробно рассмотреть конкурентную обстановку России на сегодняшний день. Но для начала необходимо отметить, что в России до настоящего времени не был сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Так же, мы не можем не замечать множество иностранных товаров на наших рынках. В теории подобная конкуренция должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, но в действительности мы наблюдаем быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, это касается не только легкой промышленности, но и промышленности, а это в свою очередь ведет к значительным сокращением производства.
Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. Но не следует забывать, что конкурентная обстановка в России далека от идеала. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.
Так, серьезными проблемами будут: неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, частая сменяемость структур и кадров, отсутствие комплексной стратегии развития страны на длительный период (учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты).
Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования. Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не способно конкурировать на внешнем рынке.
Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.
Правовое регулирование конкуренции на товарных рынках по законодательству России
... содержание понятий конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности как правовых категорий; исследовать этапы становления и развития российского антимонопольного законодательства; провести анализ источников правового регулирования конкуренции в России; выявить правовые аспекты ограничения монополистической деятельности на товарных рынках; проанализировать ...
Несмотря на количество вышеперечисленных проблем, нельзя говорить о том, что правительство РФ бездействует в этом направлении. Так 26 июня 2013 года Дмитрий Медведев выступил на бизнес-форуме»Деловой России», который был посвящен развитию конкуренции в российской экономике. Премьер-министр отметил, что в первую очередь внимание нужно уделять сферам и отраслям, которые затрагивают значительное число россиян. В это число относятся: сфера ЖКХ, железнодорожный транспорт, авиаперевозки и услуги связи. Это позволит снизить цены и улучить обслуживание. Дмитрий Анатольевич так же затронул тему расширения доступа к госзакупкам компаний малого и среднего бизнеса. По оценкам экспертов, ежегодный объем госзакупок в России составляет порядка 8 триллионов рублей, а доля субъектов малого и среднего бизнеса в этих 8 триллионах — не более 2 процентов.
Позже, 27 ноября 2014 года, на сайте Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Минэкономразвития России Алексей Шестоперов продолжил анализировать прогнозы для развития малого и среднего предпринимательства. По словам чиновника, тенденция в этой сфере довольно разноплановая. «В прошлом году наблюдалось сжатие: количество малых предприятий сократилось на 7%, хотя до этого периода фиксировался ежегодный рост от 1 до 3%». Чиновник полагает, что малое и среднее предпринимательство России в общеэкономических показателях играет очень низкую роль, сектор практически не развит. При этом чиновник уверен, что в стране есть потенциал для увеличения этих показателей. «По нашему прогнозу развития сектора на ближайшую перспективу, потенциал для роста имеют предприятия АПК, отдельные сегменты машиностроения, строительные компании, сектор гостиничных и бизнес-услуг. А в долгосрочной перспективе — это дошкольные учреждения, ЖКХ, здравоохранение, пассажирские перевозки».
На сегодняшний день никаких официальных данных, на счет проделанной работы каких-либо секторов нет, но на сайте кабинета министров опубликовали данные о том, что Правительство РФ к 10 апреля 2015 года ждет доклад о состоянии конкуренции в сфере пассажирских железнодорожных перевозок и создании условий для ее развития, это входит в план мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте.
Теперь я немного остановлюсь на экспортном потенциале отечественной промышленности. На сегодняшний день на мировом рынке конкурентоспособны преимущественно отрасли и подотрасли российской промышленности, выпускающие сырье, технологически простые полуфабрикаты (металлы, бумагу, полимеры) или узкий круг товаров конечного спроса (удобрения).
В ряде указанных отраслей возможности наращивания экспортного потенциала ограничиваются значительной степенью загрузки имеющихся мощностей и высокой удельной капиталоемкостью проектов по их развитию. По данным журнала «Экономика России: XXI век», Россия занимает далеко не последнее место по экспорту промышленных товаров, тем самым составляя серьезную конкуренцию другим станам: «Топливно-энергетический комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о его высокой конкурентоспособности на мировом рынке. На долю ТЭК приходится более 55% стоимости экспорта России. По некоторым видам продукции химической промышленности Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров. Российская продукция лесопромышленного комплекса конкурентоспособна и востребована. Сохраняется конкурентоспособность ряда российских высокотехнологичных отраслей (атомная и оборонная промышленность).
Антимонопольное законодательство Республики Беларусь
... направленных на обеспечение развития конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов. Однако в настоящее время назрела необходимость пересмотра действующих норм антимонопольного законодательства с целью приведения ...
Однако масштабное расширение экспорта соответствующей продукции встречает на внешних рынках противодействие». Но если говорить о дальнейших перспективах развития внешней торговли России, то они не будут столь радужны и дальнейшее экстенсивное расширение экспорта достаточно проблематично.Я считаю, что основными причинами этого будут: постепенное истощение старых месторождений; неэффективная структура производства за счет продукции с низкой добавленной стоимости; высокие транспортные издержки. Для того, чтобы стара оставалась востребованной на внешнем рынке, России необходимо выходить на новые уровни работы по качеству и конкурентоспособности своей продукции. Такая работа невозможна без активного участия государства в рамках международных договоренностей, взятых на себя Российской Федерацией. С этой целью нужно реализовать на практике комплексный подход по поддержке экспорта со стороны государства.
На основании всего вышеизложенного, можно подвести итог, что конкурентоспособность нашей страны еще далеко не идеальна, но правительство РФ прилагает усилия для создания здоровой конкурентной обстановке на внутренних и внешних рынках.
2.3 Антимонопольная политика государств в современных условиях
Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Нарушение антимонопольного законодательства может привести к негативным последствиям для предприятий и их должностных лиц, а также нанести серьезный ущерб для бизнеса.
Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Основные задачи антимонопольного законодательства:
- а) обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;
- б) снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;
- в) определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;
- г) защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;
- д) создание условий для развития национального хозяйства.
Рассмотрим подробнее антимонопольную политику в США, странах Европейского союза и России.
Конкуренция и рынок, виды конкуренции
... такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками. Рынок олигополистической конкуренции (олигополия). Если каким ... от других благ. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. В. Д. Камаев «Экономическая теория» Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г. 2. Курс лекций
В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, нарушивших антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля осуществляет Федеральная торговая комиссия и федеральные суды.
В США выделяют следующие направления вмешательства государства в деятельность монополий.
Во-первых, это фиксация цен. Закон Шермана считает практику фиксации цен на продукт незаконной. Конкурирующие компании должны вести самостоятельную и независимую ценовую политику, а пробы хоть какого рода кооперации в этом вопросе обязаны немедленно пресекаться. Более того, обвиняемые по данной статье закона не могут защищаться на том основании, что их деяния могли повлечь какие-либо благоприятные последствия для экономической жизни.
Во-вторых, это слияния. Отношение к слияниям меняется в зависимости от типа слияний. Правительство обычно предпринимает антитрестовские меры по поводу горизонтального слияния, т. е. слияния двух конкурентов на одном и том же рынке, в том случае, если их совокупная рыночная доля превысит 15%. Основное исключение делается тогда, когда одна из сливающихся фирм находится на грани банкротства. Вертикальные слияния — слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производственного процесса в одной и той же отрасли, — обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10% и большей долей соответствующего рынка. Причина состоит в том, что такие слияния лишают возможности другие фирмы продать свою продукцию фирме-покупателю.
В-третьих, это дискриминация цен. В законе Клейтона (поправка Робинсона-Патмана) говорится о запрещении использования разных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как настоящей экономии издержек и производственных издержек, или попыток соответствия конкуренции.
Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции.
Ее главной целью является обеспечение в рамках ЕС свободной конкуренции между компаниями за счет создания эффективного механизма наднационального контроля за деловой ограничительной практикой, гибкого и последовательного надгосударственного регулирования.
Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка.
К числу основных целей антимонопольного права ЕС на сегодняшний день относятся:
- а) достижение экономической эффективности и экономического роста;
- б) защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений;
- в) содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц;
- г) защита экономических свобод;
— Антимонопольная политика ЕС (как общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы. Однако без введения этих мер в некоторых случаях государство просто будет неспособно эффективно участвовать в экономическом развитии ЕС.
Авто диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02 ...
... Объектом данного диссертационного исследования выступает конкурентная среда политического пространства современной России. Предмет исследования составляют политическая конкуренция, ее качественные характеристики и тенденции, а также ... Солник, М.Х. Фарукшин, В.Н. Шубкин. Исследование политической конкуренции в контексте проблемы становления гражданского общества в России нашло отражение в работах 1 ...
ЕС в течение десятилетий получал и продолжает получать позитивные результаты в экономике и социальной сфере от использования, закрепленного нормами права режима конкуренции.
Теперь рассмотрим законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права.
Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законах. Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, также регулируются постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке.
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Вообще российское законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Четкая правовая регламентация указанных выше вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность производителям эффективно защищать свои права и интересы.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.
Россия проводит антимонопольную политику, ориентируясь на США и развитые западные страны. Но проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.
Заключение
В заключении, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что конкуренция считается важным и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как каждое явление имеет свои позитивные и негативные стороны. К плюсам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкую адаптацию к спросу, высокое качество продукции и производительность труда, минимальное количество потерь, внедрение новых технологий. К негативным чертам можно отнести: «победа» одних, «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов и другое.
Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство
... направления и положения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Конкуренция и монополия, Конкуренция, Теория конкуренции Главной отличительной чертой, раскрывающей ... продавца, которая является более приемлемой в практике предпринимательской деятельности (таблица 4.2). Различия ... 3. Функциональные критерии: эффективная и нерасточительная по отношению к ресурсам производственная и ...
Как я уже говорила, чрезмерная монополизация, проявление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны правительства может привести к замедлению научно-технического прогресса, снижению качества продукции, а это в свою очередь ведет к неконкурентоспособности этой продукции на мировом рынке. Впрочем, с другой стороны, есть достаточно веские аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических фирм выделяется довольно высоким качеством, что и позволило данным предприятиям достичь господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Опыт развитых стран мира показывает, чтои совершенная и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Стоит сказать, что Россия владеет необходимым кадровым потенциалом и богатейшими природными ресурсами (в четыре раза больше, чем у США), чтобы подниматься в рейтинге конкурентоспособности стран с 127 места. Если в ближайшее время правительство не начнет активно создавать условия для повышения конкурентоспособности России, то в скором времени можно ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и ухудшение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.
В данной курсовой работе я детально рассмотрела понятие конкуренции, ее виды и типы. А также проанализировала развитие конкурентных отношений в современной России.
Я хотела показать, что конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции можно объединить одним словом — сотрудничество.
Нельзя не отметить тот факт, что конкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.
Список используемой литературы
Нормативные законодательные акты
Конституция Российской Федерации : офиц. текст. — Москва :Юайт, 2011.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» (26 июля 2006 г.)
Книги одного автора
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — Москва: Дело, 1994.
Маршалл А. Принципы экономической науки. — Москва: Прогресс, 1993.
Огивина Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции. — Москва: Экономика, 1999.
Портер М. Международная конкуренция. — М.: 1994.
Портер М.Конкуренция. — Москва: Вильямс, 2002.
Рикардо Д.Начала политической экономии и налогового обложения. — Москва:Госполитиздат, 1955.
Смит А. Исследование о природе и причин богатства народов. — Москва:Соцэкгиз, 1962.
ХайекФ. А. Индивидуализм и экономический порядок. — Москва: Изограф, 2000.
Цыганов А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов. — Москва: Логос, 1999.
Юданов А. Конкуренция: теория и практика. — Москва: Экономика, 2000.
Книги двух авторов
Макконелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Москва: ИНФРА-М, 2003.
Электронные ресурсы
Аналитический центр при правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: <http://ac.gov.ru/>
- Журнал «Экономика России: XXI век» [Электронный ресурс] : статья №17 «Экспортный потенциал отечественной промышленности». — Режим доступа: <http://www.ruseconomy.ru/nomer17_200410/ec06.html >
- Центр гуманитарных технологий TheHeritageFoundation [Электронный ресурс] — Режим доступа: <http://www.heritage.org/about/staff/departments/margaret-thatcher-center-for-freedom>