Конкурентные преимущества фирм в современной экономике

Тема курсовой работы очень актуальна, поскольку конкуренция – это одно из основополагающих понятий рыночной экономики, движущий механизм рынка, фактор его внутреннего развития.

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участник представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков – практически невозможно. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность – монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках – вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта [7, с.24].

Цель курсовой работы – определить сущность конкуренции, характеристику ее видов и ее роль в современной экономической системе.

Задачи курсовой работы:

1) Раскрыть сущность и роль конкуренции в современном рыночном хозяйстве.

2) Охарактеризовать основные виды конкуренции.

3) Определить основные пути по развитию конкуренции в России на современном этапе развития экономической системы на примере рынка автопрома.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

1. Понятие и роль экономической конкуренции в современном рыночном хозяйстве

В российское законодательство понятие «конкуренция» было впервые введено Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, Ст.4].

11 стр., 5458 слов

Очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, ...

... первом разделе курсовой работы рассматривается концепция реформирования налоговой системы Украины и её связь с влиянием налогов на национальную экономику. Второй раздел полностью раскрывает налоговую структуру (функцию, виды и классификацию налогов). Также в ...

Наиболее часто встречающиеся определения характеризуют конкуренцию как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг [4, с.48].

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

С объективной стороны конкуренция представляет собой особую ситуацию на рынке, при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке. Общими условиями обращения товара являются спрос, предложение и рыночная цена.

Спрос характеризуется как предельное количество товара, которое покупатели (потребители) могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сокращается при ее росте. Под предложением понимается предельное количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. Закон предложения заключается в том, что последнее растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении. Рыночная цена – это цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей и определяется их свободным волеизъявлением под влиянием спроса и предложения.

Следует отметить, что конкурентная ситуация (структура рынка) как таковая не зависит от действий отдельных хозяйствующих субъектов. В этом смысле конкуренция выступает как саморегулирующийся механизм («невидимая рука»), приводящий к своего рода равновесию, «спонтанному порядку». Причем такой «порядок» зачастую называют продуктом человеческого действия, а не человеческого разума [15, с.51-52].

Рынок не мыслим без конкуренции точно так же, как и конкуренция вне рынка не может проявить своих адекватных функций. Однако если одни экономисты доказывают необходимость содействия развитию конкурентных основ, то другие разрабатывают методы ограничения конкуренции. В частности, создана отрасль экономической науки, обеспечивающая цивилизованные методы торговли, – маркетинг. На пути конкуренции естественные процессы и институты ставят многочисленные барьеры [10, с.72]:

  • масштаб капитала усиливает экономическую власть на рынке;
  • естественные монополии;
  • частная собственность на редкие и ограниченные ресурсы;
  • дифференциация товаров;
  • дискриминационные цены;
  • преступность;
  • теневая экономика, квазирынок;
  • трастовые меры по передаче права продажи;
  • законодательные ограничения на покупку оригинальной продукции;
  • законодательные гарантии патентов и лицензий.

Конкуренция – общественная форма взаимного соперничества, состязания агентов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизация прибыли выгоды путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

Закон конкуренции – это регулятор отношений состязательности в рыночном механизме между:

1) товаропроизводителями за рынок сбыта продукции, ограниченный платежеспособным спросом покупателя;

2) предпринимателями за рынок ресурсов в условиях ограниченного их воспроизводства или невосстанавливаемых;

3) продавцами и покупателями за уровень цен на конкурентные товары и услуги;

4) покупателями за возможность приобрести товар в условиях дефицита.

Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Конкурентный рынок предполагает наличие условий представленных в таблице 1.1 [4, с.73].

При наличии данных условий конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:

  • стимулирует рост производительности труда, повышение качества;
  • согласует через цены частные интересы товаропроизводителей и покупателей;
  • обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради прибыли;
  • выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;
  • действует как фактор безработицы.

Таблица 1.1 Условия конкуренции

Многообразие форм собственности Экономическая свобода хозяйствующих субъектов
Способность распоряжаться своими доходами Ответственность за результаты своей деятельности
«Невидимая рука» задает цену покупателям и продавцам Рыночное ценообразование под воздействием спроса и предложения
Не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции Отсутствие препятствий для состязательности (монополии, монопсонии)
Принцип «laissez faire, laissez passer» исключает принуждение в маневрировании ресурсов, выборе партнеров и рынков Оптимальное государственное регулирование рыночных процессов посредством экономических рычагов
Наличие рыночной инфраструктуры для продвижения товара Ориентация национального рынка на мирохозяйственный рынок

Конкуренция в рыночном механизме различается как:

1) внутриотраслевая – между фирмами, производящую равнозначную продукцию (или субституты).

Она конституирует стоимость, в силу этого:

  • мотивирует рост производительности труда и развитие производства;
  • выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками;

2) межотраслевая – модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.

Российское антимонопольное законодательство выделяет следующие основные признаки конкурентной ситуации (среды) [11, с.178]:

  • на рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя;
  • на рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации;
  • на рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информации, барьеры для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений;
  • конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений).

Таким образом, конкуренция – это соперничество субъектов рынка за получение максимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Цены на продукцию конкурентного рынка устанавливаются в результате стихийного взаимодействия между спросом и предложением. Это обстоятельство ведет: к рациональному расходованию ресурсов; к активному применению достижений научно-технического прогресса; к снижению цен на товары и услуги, повышению их качества.

2. Виды экономической конкуренции и их характеристика

Обычно выделяют следующие четыре их типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.2.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.

Таблица 2.1 Характеристика типов рыночных структур

Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене – это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Отличительными признаками рынка совершенной (или свободной) конкуренции являются [10, с.254]:

  • предлагаемая продукция взаимозаменяема, т.е. однородна и стандартизирована (зерно, фрукты, овощи, ценные бумаги);
  • количество представленных на рынке производителей не ограничено, поэтому сокращение или увеличение производства любым из них на величину рыночной цены товара влиять не может;
  • никто из продавцов и покупателей товара не знает о ситуации на рынке (спросе, предложении, цене) больше других;
  • борьба между независимыми производителями за объем продаж носит ценовой характер (чтобы продать больше, следует несколько снизить цену);
  • барьеров для входа на рынок нет: каждый желающий открыть (или закрыть) свое дело может сделать это, не испытывая препятствий со стороны других участников рынка.
  • Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна (рис. 2.1) [10, с.255].

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Усиление рыночной власти

Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

  • на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
  • эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко Может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  • вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов. Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

Рассмотрим как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией, разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Ро и объеме производства Q 0 , а минимальные убытки – при цене Р1 и выпуске Q1 .

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 2.3[4, с.253-256].

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов (4-10 компаний), а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами [8, с.389].

Можно выделить основные черты олигополистических рынков [5, с.185]:

  • ограниченное число крупных продавцов-производителей в отрасли (немногочисленность фирм);
  • существуют значительные барьеры входа/выхода;
  • продаваемый товар может быть как однородным, так и дифференцированным;
  • всеобщая взаимозависимость производителей;
  • немногочисленность фирм в отрасли;
  • прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля.

Каждая компания имеет свою устоявшуюся долю рынка, однако, из-за ограниченности числа участников, наличия незагруженных производственных мощностей и однородности продукции, каждый из производителей вынужден учитывать в своей тактике поведения, ответную реакцию конкурентов на те или иные его действия. Обычно принятие решений осуществляется по поводу объемов производства и цен. Выбор наилучшего объема производства ограничен тремя составляющими: объемом потребительского спроса, издержками и поведением конкурентов.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, сигареты, стиральные порошки, электробытовые приборы).

экономический рыночный монополистический

Высокие барьеры входа в отрасль связаны, прежде всего, с эффектом масштаба. Именно эффект масштаба является причиной широкого распространения и длительного существования олигополистических структур. На рынке олигополии высокие барьеры входа служат преградой для потенциальных конкурентов, что позволяет действующим на рынке агентам получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Эффект масштаба основное, но не единственное ограничение, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Это так же может быть связано с патентной монополией, например, в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Кодак», «Ксерокс», IBM и др. [8, с.390]

Среди других причин – монополия контроля над сырьевыми ресурсами (например, рынок нефтепродуктов), слишком высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе).

Различают так же естественно сложившиеся и искусственно созданные барьеры.

Рынок олигополии является доминирующим в системе современной конкуренции. Подобное явление отчетливо проявляется в экономике России, прежняя структура которой была ориентирована на крупномасштабное производство. Значит, исходя из траектории предшествующего развития, реструктуризация прежней отечественной промышленности произошла таким образом, что, даже акционировавшись, она все равно представляет сложившийся рынок в виде трех-пяти ведущих предприятий в отдельных отраслях хозяйствования. А основным признаком олигополистического рынка является преобладание нескольких крупных предприятий в отрасли. В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).

Монополия исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы [10, с.257].

Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Характерными чертами монополии являются следующие [4, с.69]:

1) Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2) Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.

3) В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4) Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

1) Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники).

Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).

Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

2) Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций: патентная система; авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода; торговые знаки.

3) Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Таким образом, различают рынки «совершенной» и «несовершенной» конкуренции. Они отличаются по количеству производителей и покупателей, типу предлагаемой продукции, возможностям контроля за ценой, входу и уходу с рынка, последствиями. Совершенная конкуренция выгодна как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Потребители выигрывают в качестве, ассортименте и цене продукции, а общество имеет механизм, обеспечивающий эффективное расходование ограниченных ресурсов, обновление структуры экономики и технический прогресс.

3. Особенности конкурентных преимуществ фирм в современной экономике России на примере рынка автопрома

В 2016 году в России было выпущено 1,5 млн. автомобилей и автобусов, что на 10,8% больше, чем в 2015 году. Рост производства по легковым автомобилям составил 9,8%, по грузовым автомобилям $19,9%, а по автобусам $ 1,1%. На фоне хороших показателей статистики есть и ряд негативных моментов, связанных с очень сложным будущим традиционных российских автопроизводителей [15, с.1-2].

Стоит отметить, что в последнее время достаточно четко определились основные тенденции развития российского автопрома.

Процесс замещения традиционного отечественного производителя сборкой иностранных моделей, начавшийся с легкового сектора, постепенно приходит и в сектора грузовиков и автобусов. На долю иностранных моделей приходится уже почти четверть от общего выпуска легковых автомобилей в России. За последний год сборка легковых иномарок выросла на 76%, но значительная её часть по-прежнему осуществляется «отверточным» методом.

В 2016 году количество автомобилей, собранных на территории России, впервые за долгое время превысило отметку в 1,5 миллиона единиц.

В том числе было собрано 1 млн 174 тысячи легковых автомобилей (+9,8%), 248,2 тысячи грузовых машин (+20,3%) и 79,7 тысячи автобусов (+1,7%).

Таким образом, по всем направлениям автомобильной промышленности в России был отмечен рост. Однако далеко не все предприятия закончили прошедший год с положительной динамикой. Снижение объемов производства было зарегистрировано на целом ряде легковых автозаводов, оно было связано со сменой модельного ряда или специализации в целом. В противовес этому отмечается значительное увеличение количества собираемых в России иномарок. Основной прирост объемов производства в легковом секторе обеспечили ОАО «АВТОВАЗ», всеволожский завод «Форд», московский «Автофрамос» и калининградский «Автотор». Производство грузового транспорта получило хороший стимул для развития – рынок нуждается в легких коммерческих автомобилях. Значительную положительную динамику показали в прошедшем году ОАО «ГАЗ», «ИжАвто» и ОАО «КамАЗ». Объемы производства автобусов в прошедшем году снизились лишь на Ульяновском автозаводе.

Остальным предприятиям за 12 месяцев 2016 года удалось увеличить количество собираемых и реализуемых машин.

По результатам 2016 года можно сказать, что из всех автопредприятий, производящих отечественные марки, только ОАО «АВТОВАЗ» смогло сохранять положительную динамику и продолжать наращивать темпы сборки автомобилей за счет роста товарных запасов. Также стоить отметить продолжающуюся экспансию иномарок в России. Спрос на недорогие автомобили сохраняется стабильно высоким, что стимулирует открытие на территории РФ новых автосборочных предприятий и наращивание темпов производства уже существующих [13, с.3-17].

В рассматриваемый временной отрезок в российском легковом автопроме произошли серьезные изменения – на рынок пришли новые сильные игроки, обострилась конкуренция. Всё это явилось стимулом для разработки и постановки на производство ведущими автозаводами целого ряда новых моделей. Так, конвейер крупнейшего в стране автопредприятия ОАО «АВТОВАЗ» покинуло большое количество модификаций автомобилей классической компоновки. Сегодня на главном конвейере остались лишь Lada 21053 и Lada 2107.

Их выпуск недавно был продлен до 2009 года, а двигатели подверглись доработке для соответствия экологическим стандартам Евро-2. На смену моделям Lada 2108, Lada 21093 и Lada 21099 пришло новое семейство – Lada Samara 2. «Десятое» семейство в 2014 году подверглось небольшой модернизации – сменили силовые установки.

В 2015 году состоялся выход на рынок принципиально нового семейства автомобилей. Компактные седаны и хэтчбеки «Калина» пользуются высокой популярностью у российских покупателей по итогам 2016 года было выпущено более 76 тысяч таких машин.

Ижевский автозавод в 2016 году полностью прекратил выпуск легковых автомобилей собственной разработки, переключившись на развитие российско-корейского проекта по сборке KIA. Однако доступные заднеприводные универсалы Lada 21043 там по-прежнему выпускаются. ЗАО «РосЛада», созданное в 2002 году, до недавнего времени занимавшееся производством моделей Lada 21043, Lada 2107 и Lada 21093, прекратило свое существование. За шесть лет более чем вдвое сократилось производство легковых автомобилей на предприятии в Нижнем Новгороде.

На смену моделям ГАЗ-31105 и ГАЗ-3102 придут американские Chrysler, которые начнут собирать по лицензии на ГАЗе в скором времени. На ОАО «УАЗ» была выполнена программа по смене модельного ряда. Итогом стало появление в гамме новинки Hunter и флагмана внедорожника Patriot. «ЗМА» в Набережных Челнах, выпускавший компактную «Оку» тиражами до 40 тысяч в год, принял решение о смене модельного ряда. Итог – в 2016 году конвейер покинуло немногим более 5000 микролитражек и более 4000 тысяч новых корейских внедорожников SsangYong. Московское предприятие «Автофрамос» в 2015 году начало сборку нового доступного компактного седана Renault Logan, который пришел на смену популярному Clio Symbol. Объемы производства по сравнению с предшественником значительно возросли, за 12 месяцев 2016 года ворота предприятия покинуло 48,5 тысячи новых машин [13, с.3-17].

По итогам 2016 года доля ОАО «АВТОВАЗ» в производстве легковых автомобилей на территории Российской Федерации составила 65,2%. Значительно скромнее доля всеволожского завода, производящего «Форды», немногим более 5%. С близкими результатами (около 4%) год закончили целый ряд предприятий: «ИжАвто», ГАЗ, ТагАЗ, «Автофрамос» и «GM-АВТОВАЗ».

Российский автопром представляет собой достаточной концентрированный сектор с ограниченным числом игроков, интересы которых в отличие от многих других отраслей уже достаточно давно сложились и достаточно четко выражены. Однако не стоит говорить, что интересы эти зачастую разнонаправлены. Причем, это касается не только уже давно присутствующих в отрасли отечественных производителей или производителей разных классов и типов автомобилей, но и потенциальных иностранных инвесторов, которые готовы прийти на этот растущий рынок на абсолютно различных условиях.

Устойчивое развитие автопрома России возможно только при создании равных условий конкуренции на автомобильном рынке для всех участников.

Такая постановка вопроса в широком смысле подразумевает защиту нашего рынка, и последовательное внедрение в России стандартов экологической безопасности ЕВРО-2, ЕВРО-3 и т.д. И внутренние, и внешние правила игры – в области таможенного регулирования и технического регулирования – на этом рынке должны быть едиными. Российский автомобильный рынок, и, соответственно, автопром не может нормально развиваться, если он будет оторван общемирового рынка. Поэтому вопрос последовательного внедрения стандартов технического регулирования – это, по большому счету, вопрос долгосрочной конкурентоспособности продукции отрасли [16, с.4-16].

Следует иметь ввиду, что различные инструменты политики находятся в введении разных министерств: например, вопросы таможенно-тарифного регулирования и управления госсобственностью контролируются Минэкономразвития, налоги – Минфином, техническое регулирование – Минпромэнерго. Роль перечисленных или других инструментах на разных этапах развития рынка может меняться и не всегда очевидно, что размер таможенных пошлин или налоговых ставок может играть, куда меньшую роль, чем, например, ужесточение требований по экологии или безопасности.

Рост потребительского спроса на автомобили идет не только вширь, вовлекая более низкодоходные группы населения, но также и вглубь, предъявляя со стороны более высокодоходных групп населения требования к качеству и комфорту автомобилей и готовность платить больше за лучший товар. К сожалению, российский автомобиль по итогам последних двух лет представляет собой “inferior good”, “худший товар”, спрос на который падает по мере роста доходов потребителя. Развитие потребительского кредитования усилило эту тенденцию и буквально взорвало те ограничения ликвидности, с которыми в 90-е годы сталкивался российский потребитель при покупке автомашин.

Поскольку автомобиль – это в России товар длительного пользования “номер два” после жилья, то прогнозируется увеличение емкости рынка до 31 млрд. долл. к 2010 году по сравнению с 16 млрд. в 2016 году и рост емкости рынка в штуках до 2,8 млн. автомобилей по сравнению с 1,6 млн. штук в 2015 году. Для справки: объем внутреннего рынка газа в России в 2015 году составил около 12 млрд. долл., рынка электроэнергии – менее 10 млрд. долл.

В сложившихся условиях возможны два альтернативных варианта развития ситуации: продолжение роста импортных поставок на фоне существующих таможенных барьеров (инерционный прогноз), или стимулирование развития производства перспективных моделей внутри страны (целевой прогноз) [18, с.12-18].

При этом существенный рост производства легковых автомобилей без масштабных инвестиций, на основе действующих мощностей российских предприятий затруднителен в связи с высокой степенью их загрузки, недостаточным качеством большей части продукции, не устраивающим ее потребителей.

В этой связи главная задача Правительства в автомобильном секторе заключается в создании максимально благоприятных условий позиционирования на рынке внутрироссийских производителей, будь то российские или иностранные инвесторы. Цель – обеспечить заполнение существенной части растущего рынка за счет автомобилей, произведенных в России, включая имеющихся производителей и тех, кто только планирует инвестировать из-за рубежа. Недавно принятые решения по промышленной сборке должны этому способствовать.

Выигрышами промышленной сборки являются также организация местного производства автокомпонентов и трансфер технологий, а также то, что время введения данного режима совпадает с переключением спроса на более дорогие автомобили.

Считаем экономически неизбежным в долгосрочной перспективе переход к разумному уровню специализации в крупносерийном автомобильном производстве в России.

Сейчас российский автопром является более вертикально-интегрированным и менее специализированным, чем западный, он состоит в основном из крупных полноцикловых заводов.

Производство автокомпонентов, в особенности сложных, является наукоемким процессом, требующим от предприятий-производителей высокой степени специализации в конкретных областях. Другим стимулом к специализации является значительная доля в выпуске отрасли массовых унифицированных компонентов, применяемых большинством производителей. В результате, производство автокомпонентов является важной частью мирового автопрома, например, в США в этом секторе создается около 50% добавленной стоимости отрасли.

Это определяет вектор движения к новой структуре отечественного автопрома. Задача Правительства – обеспечить новое наполнение формирующейся структуры автопрома предприятиями самого широкого спектра. Сборка в отдельности не обеспечивает такого же вклада в добавленную стоимость как интегрированное производство. Для повышения этого вклада необходимо развитие производства автокомпонентов. Одним из положительных следствий формирования новой структуры автопрома должно стать широкое вовлечение в производство автокомпнентов предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих большую гибкость производственной структуры.

В последнее время тенденция опоры на административный ресурс в автомобильном секторе экономики принимает все большие масштабы.

Российское государство, почувствовало опасность китайских автомобилей для доморощенного автопрома. КамАЗ, чьим мажоритарным акционером является государство, выдвинул к своим дилерам требование не продавать китайские автомобили.

Гендиректор ОАО “Торгово-финансовая компания КамАЗ” выдвинул требование прекратить коммерческое сотрудничество с китайскими автопроизводителями, иначе КамАЗ угрожает сократить квоты, снизить размер базовой скидки за продвижение продукции или вообще порвать отношения с компаниями поддерживающими китайские брэнды.

Не исключено, что на подобные шаги может пойти и крупнейший производитель легковых автомобилей – АвтоВАЗ.

Целый ряд дилеров Lada торгуют также и автомобилями-конкурентами, и, в первую очередь, китайскими автомобилями. Некоторые из таких дилеров полностью или частично принадлежат АвтоВАЗу. Поэтому подобный запрет был бы вполне в духе времени.

Можно заключить, что пока отечественные автопроизводители все еще не способны к здоровой конкуренции с зарубежными автокомпаниями и предпочитают полагаться не на совершенствование собственного автопарка и технологий производства, но на административный ресурс и жесткую приказную политику.

На сегодняшний день одним из институциональных ограничений развития конкуренции является недостаточная эффективность принимаемых государственными органами мер, направленных на развитие конкуренции.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) остаются недостаточная развитость финансовых рынков, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего в отношении финансов и структуры собственности).

Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

Развитие экономики России ограничивается недостаточными гарантиями права собственности. Требуется совершенствование основополагающих нормативных документов в данной сфере.

Единство экономического пространства страны, доступ российских товаров на внешние рынки, внедрение российскими производителями передовых технологий невозможны без развитой транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Прогресс в развитии транспортной системы и связи необходим для достижения конкурентоспособности российской экономики.

Серьезно ограничивает развитие экономики неэффективность функционирования естественных монополий: искажаются ценовые пропорции, расточительно расходуются ресурсы внутри самих монополий.

Устранение обозначенных институциональных и инфраструктурных ограничений развития активизирует межотраслевой переток капитала, создаст предпосылки для роста доходов населения и повышения качества жизни, развития высокотехнологичных производств и сферы услуг.

Основная цель – создание среды для равной добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов.

В условиях рыночной экономики одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства является антимонопольное регулирование [12, с.5-8].

Таким образом, основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

Реализация эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов с учетом современного уровня развития национальной экономики.

Заключение

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Можно выделить рынки: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

На рынке чистой (или совершенной) конкуренции количество фирм, выпускающих однородную стандартизированную продукцию, столь велико, что ни одна из них не знает о рынке больше других, не может изменить рыночную цену; барьеров для вхождения в отрасль нет (рынки зерна, ценных бумаг).

В условиях монополистической конкуренции число производителей довольно велико, продукция дифференцирована (т.е. конструктивно или технологически уникальна), велика роль рекламы, патента, торге марки, беспрепятственное вхождение в отрасль (одежда, обувь, косметика).

Олигополия характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Один из соперников становится лидером в ценовой политике. При тайном сговоре конкурентов возможен контроль над ценами. Доступ на рынок крайне сложен, так как требуется значительный размер начального капитала (автомобили, сложная бытовая техника).

Чистая монополия – тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой. Проникновение в отрасль блокировано.

Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

Важнейшим условием развития рыночной экономики является обеспечение конкуренции, которая способствует наиболее эффективному распределению ресурсов. На сегодняшний день одним из институциональных ограничений развития является недостаточная эффективность принимаемых государственными органами мер, направленных на развитие конкуренции.

В условиях рыночной экономики одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства является антимонопольное регулирование. Основной задачей, которого является создание условий для добросовестной конкуренции на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

Рассмотрев российский рынок автопрома, можно заключить, что пока отечественные автопроизводители все еще не способны к здоровой конкуренции с зарубежными автокомпаниями и предпочитают полагаться не на совершенствование собственного автопарка и технологий производства, а на административный ресурс и жесткую приказную политику.

Библиографический список

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-I (с изменениями) // Справочно-правовая служба Гарант-2017.

2. О Защите конкуренции: Фед. Закон Рос.Федерации от 26 июля 2016 г., №135-ФЗ // Парламентская газета. – 2016. – №126-127.

3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2016-2008 годы) // www.i-story.ru

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2015.

5. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономистъ, 2016.

6. Видяпин В.И. Общая экономическая теория (политэкономия).

Учебник. – М.: ПРОМО-МЕДИА, 2015.

7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 2014.

8. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

9. Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2003.

10. Нижегородцев Р.М. Курс общей экономики. Учебное пособие для ВУЗов. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2017.

11. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учеб. – Киров: «АСА», 2016.

12. Автомобилестроение в России Итоги и прогнозы // Автомобили и цены. 2017. – №4. – С.5-8.

13. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции / С.Глазьев // Экономист. – 2017. – №5. – С.3-17.

14. Ипатов А.А. О федеральной целевой программе развития автомобильной промышленности России / Тезисы докладов международной научно-практической конференции “Автотранспортный комплекс. Проблемы и перспективы”. – М.: ОНТИ МАДИ (ТУ), 2017. – С.29-32.

15. Кузнецов П. Устойчивое развитие автопрома возможно только при создании равных условий конкуренции / Минпромэнерго РФ // http://marketing.rbc.ru/research/demo_31438099/2017/04/24/1611045466.pdf / 2017. – С.1-10.

16. Сорокин Н.Т. Концепция развития автомобильной промышленности России / Н.Т. Сорокин // Автомобильная промышленность. – 2017. – № 7. – С.4-6.

17. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? / В.Тикин // Экономист. – 2017. – №3. – С.49-59.

18. Хадыков А.Т. Легковое автомобилестроение и экономика России / А.Т. Хадыков // Автомобильная промышленность. – 2017. – №1. – С.12-18.