Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчёты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Современные коммерческие банки — банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков — получение максимальной прибыли.
В последние годы, как в нашей стране, так и в мировой банковской практике, эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключающих, тенденций: универсализацию и специализацию банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени тем или иным кругом операций, коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью банков в системе экономических отношений и их преобразующим воздействием на макроэкономические процессы рыночной экономики.
Задачи курсовой работы обусловили ее структуру. Она состоит из трех частей, введения и заключения. Теоретическая база исследования основана на трудах экономистов и специалистов в исследуемой области, материалах периодических изданий, законах и нормативных документах.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы ведущих отечественных и западных ученых, материалы коммерческих банков и других кредитных институтов Беларуси и зарубежных стран, российская и зарубежная монографическая литература, нормативные документы Национального банка РБ. В процессе работы были изучены труды экономистов, исследовавших роль и место коммерческих банков в системе экономических отношений.
Функции и роль банков в экономике
... В этих взаимоотношениях проявляется роль, которую банки выполняют в экономике. Каковы же основные функции и роль банков в экономике? ... учреждений. По мнению историков банки как коммерческие предприятия возникли в связи с потребностями ... клиентура расширялась. Банки в свою очередь пошли на выполнение работ доверителей по ... упадком товарно-денежных отношений и кредитных операций. Лишь в XIII-XIV вв. ...
Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. Информационной базой исследования являются статистические данные, характеризующие деятельность коммерческих банков, а также нормативные документы, статистические материалы Национального банка РБ, информационных агентств, периодической печати, разработки коммерческих банков.
1. Понятие коммерческих банков, их виды, функции и принципы деятельности
1.1 Понятие и виды коммерческих банков, основы их деятельности
В экономике государств развиваются различные типы банков. Их функции, роль имеют много общего, но и отличаются особенностями. Общее то, что связывает банки, позволяет объединить их и группы, классифицировать.
В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень — центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь); II уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Термин «коммерческий банк» означает «деловой» характер банка, т.е. это банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками. Посредническая функция — важнейшая в деятельности банков. Это, прежде всего посредничество в кредите. Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение фондов осуществляется от кредитора к заемщику при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств.
Банковская деятельность — особая отрасль предпринимательства. Банки сосредоточивают огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны создавать услуги, отличные от других услуг предпринимательства. Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразным, а с другой — способным к восприятию и удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности их для населения и других потребителей.
Банкиры вкладывают капитал в банковское дело подобно тому, как промышленные предприниматели вкладывают свой капитал в промышленность, торговые — в торговлю и т.д.
1.2 Коммерческие банки как элемент банковской системы, их роль и функции
Коммерческие банки в процессе деятельности выполняют следующие функции:
- функция аккумуляции денежных средств;
- функция регулирования денежного оборота;
- посредническая функция.
Аккумуляция банком денежных средств имеет ряд особенностей, которые отражают следующие моменты:
Комерческие банки. функции и организация деятельности
... отношений, получающая средства в пользование (в ссуду) и обязанная возвратить их в установленный срок. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ... а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является центральный банк — Национальный банк Республики Казахстан, выполняю¬щий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и ...
- банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства;
- аккумулируемые денежные ресурсы используются не на свои, а чужие потребности (в порядке перераспределения средств);
- собственность на аккумулируемые и перераспределяемые источники остается у первоначального кредитора (клиентов банка);
- аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка, на ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение (лицензия).
Реализуя функцию регулирования денежного оборота , банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных субъектов хозяйствования. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения.
Таким образом, данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.
Под посреднической функцией зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем только посредничество в платежах, так как оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.
Через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.
Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы.
Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банки, находясь в центре экономической жизни, получают возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банков заключается в трансформации ресурсов, обеспечивающей более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.
Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует, развивается. Роль банка специфична, она адресована к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит.
Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо, прежде всего, рассматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:
- концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;
- упорядочение и рационализацию денежного оборота.
Роль банка условно можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения. Количественная сторона определяется объемом и разнообразием банковского продукта, предоставляемого и реализуемого на рынке. Роль банков с количественной стороны определяется объемом их активных операций.
Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого ...
... и социального развития СССР стал разрабатываться на пятилетие с разбивкой по годам сводный финансовый баланс государства с ... дохода колхозов, введена гарантированная денежная система оплаты труда колхозников, система экономического стимулирования повышения эффективности про ... в стимулировании выпуска товаров народного потребления. Кредит, выданный банком на затраты по увеличению производства этих ...
Качественная сторона роли банка достигается посредством проведения сбалансированной политики, направленной как на эффективность производства, так и на эффективность банковской деятельности. Исходя из того, как банку удается на практике проводить такую политику, в конечном счете, и определяется результат — выполнил ли он свое назначение в экономике, была ли роль банка положительной или нет.
Подводя итоги главе можно сделать вывод, что коммерческие банки, являясь немаловажным элементом банковской системы Республики Беларусь, находятся в центре экономической жизни, получают возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Важнейшая функция банков, посредническая, заключается в трансформации ресурсов, обеспечивающей более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.
2. Становление и оценка развития коммерческих банков Республики Беларусь
2.1 Развитие системы коммерческих банков Республики Беларусь
На рубеже XIX-XX вв. в белорусских губерниях Российской империи сформировалась многозвенная кредитная система, представленная банками различного типа, среди которых на ведущие позиции вышли акционерные коммерческие банки краткосрочного кредита.
После Октябрьской революции в связи с ликвидацией в РСФСР частной собственности на землю земельные банки были закрыты, а филиалы действовавших в Беларуси частных банков национализированы и слиты с Государственным банком, который позднее стал называться Народным банком Российской Республики. В январе 1920 года Народный банк был упразднен, будучи трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина, что было вызвано неумением новой власти управлять финансами, и соответствовало идеям построения общества без денежных отношений [5, 594-610]. «Не было ни одного человека из нашей среды, — сказал Ленин на III Всероссийском съезде Советов, — который представлял бы себе, что такой искусный тонкий аппарат банковского дела, веками развивавшийся из капиталистической системы хозяйства, может быть сломан или переделан в несколько дней. Этого мы никогда не утверждали… Мы нисколько не преуменьшаем трудность нашего пути, но основное нами уже сделано» [6, 273].
Однако с переходом к новой экономической политике возникли предпосылки развития рыночной экономики, кредитных отношений и воссоздания по существу заново банковской системы. В октябре 1921 года Народный банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. А 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принял постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка, и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. В последующем в связи с образованием СССР Госбанк РСФСР в 1923 году преобразуется в Государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора.
Виды банковского кредита
... инструментом кредитных отношений является кредитный договор. Доход по этой форме кредита банк получает в виде ссудного процента или банковского процента. Банковский кредит классифицируется по ряду признаков: 1) По срокам погашения: Краткосрочные ссуды ...
С 1922 года начался активный процесс создания, при сохранении доминирующей роли Государственного банка, других кредитных учреждений, так как мобилизовать и сосредоточить денежные средства в руках государства в условиях существования многоукладной экономики могла только развитая кредитная система, имеющая разветвленную сеть своих учреждений. В 1922 году в Минске открыта Главная сберегательная касса, которая осуществляла руководство развитием сберегательного дела в Беларуси. В этот период стала активизироваться кредитная кооперация. Одновременно с возрождением кредитной кооперации в начале 1922 года были учреждены кооперативные банки, призванные содействовать кредитом развитию потребительской кооперации. В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства на паевых началах организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита. В 1923 году открыт Гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. Таким образом, на первом этапе формирования банковской системы создавалась сеть местных банков.
Здесь важно выделить следующий момент. Стало ясно, что реализация новой экономической политики невозможна без аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. Поэтому на следующем этапе становления белорусской кредитной системы происходило создание отраслевых специализированных банков на паевых и акционерных началах. Так, Белорусское товарищество сельскохозяйственного кредита в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. В 1925 году на базе местных коммунальных банков был создан Белкоммунбанк. В 1923-1925 годах в республике начали действовать белорусские конторы общесоюзных акционерных банков: Промышленного банка (Промбанка), Всесоюзного кооперативного банка (Всекоопбанка), Рабочего банка (Раббанка).
Реализация указанных мер позволила сформировать к концу 1925 года достаточно развитую кредитную систему, состоящую в основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах.
В целом банки Беларуси сыграли определенную роль в переходе экономики к устойчивой валюте. Тем не менее, к середине 20-х годов, по расчетам товарища управляющего Белорусской конторы Госбанка Ф.С. Володковича, кредитная сеть и объем активных операций достигли всего 20% уровня 1913-1916 гг. и значительно отставали от темпов восстановления белорусской экономики. Другими словами, уровень развития кредитно-денежных отношений при переходе к рыночным отношениям в Беларуси был значительно ниже уровня развития производства и темпов его роста [7, 27].
На этом, пожалуй, развитие инициативы в становлении кредитной системы было приостановлено. В связи с принятием курса на индустриализацию и коллективизацию страны ЦИК и Совнарком СССР в 1927 году приняли постановление «О принципах построения кредитной системы», которое положило начало централизации финансовых ресурсов в руках государства и, как следствие, монополизации банковского дела. Поэтому в связи с проведением кредитной реформы дальнейшие изменения в организационной структуре банков произошли в 1930 году. Все операции по краткосрочному кредитованию были сосредоточены в Госбанке. Были также созданы государственные специализированные банки долгосрочных вложений.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами Госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР. Образовано Главное управление гострудсберкасс и госкредита БССР. Начата организационная перестройка сети сберкасс с учетом административно-территориального устройства республики. В рамках кредитной реформы сберкассы превратились в единое кредитное учреждение по приему вкладов населения и размещению государственных займов.
Вскоре после завершения послевоенного восстановительного периода Правительством СССР была проведена дальнейшая перестройка кредитно-денежной системы с целью усиления ее концентрации. Так, в 1959 году упразднены специализированные банки, а их функции переданы Госбанку и Промстройбанку СССР. Таким образом, с указанного периода банковская система Беларуси была представлена учреждениями Госбанка и Промстройбанка СССР, а также сберегательными кассами. В 1962-1963 годах сберегательные кассы переданы в ведение Госбанка СССР [8].
Со временем, по мере нарастания в экономике кризисных явлений и неуклонного снижения эффективности централизованного механизма хозяйственного управления, советская банковская система становилась все менее способной выполнять свои функции. К середине 80-х годов эта система превратилась в огромную, неповоротливую, постоянно пробуксовывающую финансово-кредитную машину, во многом утратившую способность оперативно осуществлять кредитно-расчетное обслуживание, учитывать специфику различных отраслей экономики.
Советская банковская система перестала стимулировать научно-технический прогресс, содействовать модернизации производства, переводу его на методы интенсивного развития, поддерживать курс передовых предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование, все больше отходила от экономических методов исполнения своих функций. Сам банковский производственный аппарат безнадежно устарел. В частности, устарели формы и методы кредитного и кассового обслуживания клиентов, техническая оснащенность банков [9, 165-178].
Реформирование банковской системы началась в 1987 году, когда совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 821 было принято решение о создании двухуровневой банковской системы, включающей центральный (эмиссионный) банк и ряд государственных специализированных банков, при этом республиканские банки наделялись правами министерств союзных республик.
Однако, несмотря на принятые меры по усовершенствованию кредитной системы, она оставалась достаточно консервативной. Учрежденные государственные специализированные банки, такие как «Внешэкономбанк», «Промстройбанк», «Агропромбанк», «Жилсоцбанк», «Сберегательный банк», унаследовав многие негативные черты прежней одноуровневой системы, не обеспечивали свободный перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве, не сложились у банков подлинно партнерские отношения с заемщиками, а у Госбанка не было эффективных методов управления совокупным денежным оборотом. Неэффективной оказалась и ссудная политика, а именно: процентные ставки были весьма низкими (5-8% при развивающемся в стране дефиците товаров народного потребления и нарастании инфляционных процессов), что создавало дополнительный спрос на ссуды, слишком часто использовавшиеся для финансирования малорентабельных и неэффективных проектов.
Принципиально новый этап в развитии банковской системы страны начался с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: «Белагропромбанк», «Белвнешэконом-банк», «Белбизнесбанк», «Белпромстройбанк», а также «Сберегательный банк». На паевой и акционерной основе начали создаваться другие белорусские коммерческие банки, с помощью как отечественного, так и иностранного капитала.
2.2 Оценка развития коммерческих банков Республики Беларусь
В развитии банковской системы Республики Беларусь постсоветского периода, как и экономики нашей страны в целом, можно выделить два завершенных последовательных этапа становления:
- первый (1991-1995 гг.) этап глубокого экономического кризиса и формирования двухуровневой банковской системы;
- второй (1996-2001 гг.) этап, в течение которого сделаны конкретные шаги по макроэкономической и финансовой стабилизации экономики и укреплению банковской системы.
Известно, что разрыв сложившихся между бывшими республиками СССР экономических связей, ухудшение для Беларуси условий внешней торговли в связи с применением во внешнеэкономических отношениях мировых цен (особенно на энергоносители), проводимая без достаточного рыночного опыта экономическая и экспансионистская денежно-кредитная политика в сочетании с рядом других неблагоприятных факторов привели в течение 1992-1995 гг. к ряду негативных последствий. В частности, ВВП в реальном исчислении снизился на 33,9 процента (или на 9,8 процента в среднем за год).
Реальные доходы населения уменьшились на 38 процентов (или на 11,3 процента в среднем за год).
Валовая продукция промышленности снизилась на 38 процентов, сельского хозяйства — на 40,3 процента. Одновременно произошло увеличение отрицательного сальдо торгового баланса товарами и услугами в 1995 году до 483,3 млн. долларов США, потребительские цены возрастали в среднем за год в 12,7 раза, и как следствие снижался курс белорусского рубля по отношению к доллару США в среднем за год в 16,2 раза [10, 10-11].
Инфляция, по сути, представляет собой инструмент перераспределения доходов от одних субъектов экономических отношений к другим, тем, которые эти доходы могут присвоить с помощью соответствующих экономических инструментов. Одним из институтов, обладающим такими инструментами, был банк. Поэтому в сложившихся благоприятных условиях для присвоения доходов ускоренными темпами начали организовываться коммерческие банки. Наряду с их созданием на базе республиканских и региональных структур бывших банков СССР, расположенных на территории Республики Беларусь, создавались банки, учредителями которых стали органы государственного управления, крупные предприятия и отдельные предприниматели.
За 1992-1995 гг. было образовано 40 банков. Однако, несмотря на количественный рост банков и получение высоких доходов, общее ухудшение макроэкономических условий привело, в конечном счете, к резкому падению важнейших обобщающих параметров банковской системы по отношению к ВВП. Так, за 1992-1995 гг. совокупные активы (пассивы) банков относительно номинального ВВП снизились с 71,6 процента до 20,3 процента, валовые кредиты банков реальному сектору экономики — с 41,3 процента до 11,1 процента, уставный фонд банков — с 9,3 процента до 1,1 процента.
На втором этапе становление банковской системы происходило на фоне позитивных тенденций в развитии общей макроэкономической ситуации. За 1996-2000 гг. прирост реального ВВП составил 36 процентов (или 6,3 процента в среднем за год), продукции промышленности — 65 процентов (или 10,5 процента в среднем за год), реальных доходов населения — 73 процента (или 11,6 процента в среднем за год), экспорт товаров и услуг — 52 процента при увеличении импорта только на 44 процента. Темпы роста потребительских цен в среднем за год снизились в 5,9 раза, а обменный курс белорусского рубля в среднем за год снизился в 6,4 раза.
В целом принятие мер по ограничению инфляции, усилению государственного регулирования банковской деятельности в соответствии с международными принципами создали благоприятные предпосылки для развития банковского сектора на прочной социально-ориентированной основе. В частности, были увеличены обязательные требования к размерам собственного капитала банков, усовершенствованы механизмы денежно-кредитного регулирования. Это способствовало тому, что важнейшие макроэкономические показатели банковского сектора по отношению к ВВП в течение 1996-2000 гг. существенно увеличились.
Так, совокупные активы банков возросли по отношению к объему ВВП с 20,3 до 27,8 процента, кредиты банков реальному сектору экономики — с 11,1 до 14,7 процента, уставные фонды банков — с 1,1 до 2,3 процента, собственный капитал банков — с 3 до 4,7 процента. Постоянное укрепление и совершенствование банковской системы способствует увеличению концентрации финансовых ресурсов, направляемых на дальнейшее социально-экономическое развитие нашей страны.
Начало третьего периода можно датировать временем принятия Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., которая придала направленность эволюции банковских институтов на интенсивное развитие. Данная тенденция особенно отчетливо стала прослеживаться начиная с 2004 года.
По состоянию на 1 января 2008 года банковская система Республики Беларусь объединяет 27 действующих кредитных организаций — коммерческих банков (см. приложение).
В их числе 23 коммерческих банка с иностранным участием и, в том числе, со 100% долей иностранного капитала — 7. В составе действующих кредитных организаций на территории Республики Беларусь функционируют 365 филиалов.
Банковская система Республики Беларусь филиалов банков за рубежом, как и филиалов банков-нерезидентов в своем составе, то есть на территории государства, не имеет. На территории Республики Беларусь находится 8 представительств иностранных банков. Курс национальной валюты, белорусского рубля к доллару США на 1 января 2008 года составил 2150 белорусских рублей за доллар США.
В 2007 году продолжился рост уставного фонда и нормативного капитала коммерческих банков. На 1 января 2008 года отношение уставного фонда к внутреннему валовому продукту (далее по тексту — ВВП), в среднегодовом исчислении, составило 4,06 процента, а нормативного капитала к ВВП — 5,8 процента. При этом объём нормативного капитала банков за 2007 год увеличился на 26,7 процента, или на 1 трлн. 376,6 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 6 трлн. 526,8 млрд. рублей.
Активы коммерческих банков составили на 1 января 2008 года 41трлн. 690,2 млрд. рублей. Несмотря на значительную долю ссудной задолженности (72,9%) в активах банковской системы Республики Беларусь проблемная (пролонгированная и просроченная) задолженность клиентов и банков по кредитам и иным активным операциям постоянно снижается и, на 1 января 2008 года, составила 210,3 млрд. рублей.
При этом её доля за прошлый год в задолженности клиентов и банков по кредитам и иным активным операциям сократилась на 0,5 пункта и составила 0,65 процента, а доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску сократилась по сравнению с прошлым годом на 0,91 пункта и составила 1,92 процента.
Валовые выдачи коммерческими банками кредитов экономике в белорусских рублях и иностранной валюте за 2007 год составили 45 трлн. 812,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2006 годом на 39,8 процента, или на 13 трлн. 036,7 млрд. рублей.
Доля выданных долгосрочных кредитов в общем объёме кредитов, выданных экономике за 2007 год, составила 41,1 процента.
Объём требований банков к физическим лицам увеличился с 5 трлн. 499,6 млрд. рублей до 8 трлн. 075,2 млрд. рублей, или на 46,8 процента. Удельный вес требований к физическим лицам в совокупных активах банковской системы Республики Беларусь увеличился с 19,0 до 19,4 процента. В 2007 году банковская система Республики Беларусь полностью удовлетворяла предъявляемый экономикой спрос на кредиты.
Темпы роста кредитов существенно опережали темпы роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за 2007 год по отношению к 2006 году составил 35 процентов (в белорусских рублях — 29,5 процента) при увеличении реального ВВП на 8,2 процента.
Таблица 1. — Сведения о требованиях и кредитах банков экономике [4, c. 132]
01.01.2007 |
01.01.2008 |
Прирост с начала года |
|||
млрд. рублей |
процентов |
||||
Требования банков к экономике, млрд. руб. , в белорусских рублях, млрд. рублейв иностранной валюте, млн. долларов США |
20783,013456,83423,4 |
30411,118613,95487,0 |
+9628,1 , +5157,1+2063,6 |
46,338,360,3 |
|
в том числе: , кредиты банков экономике, млрд. рублей , в белорусских рублях, млрд. рублейв иностранной валюте, млн. долларов США |
19657,813017,13103,1 |
28975,918069,05073,0 |
+9318,0 , +5051,9+1969,8 |
47,438,863,5 |
|
В 2007 году сохранились высокие темпы роста требований и кредитов коммерческих банков к экономике. При этом на 1 января 2008 года доля задолженности долгосрочных кредитных вложений банков составила 75,7 процента в общей сумме задолженности кредитных вложений коммерческих банков.
Расширяя объёмы кредитования субъектов хозяйствования и населения, банковская система Республики Беларусь способствует поддержанию высоких темпов экономического роста государства, успешной реализации социальных программ, созданию нормальных условий жизни населения.
Что касается пассивов банковской системы Республики Беларусь, то в 2007 году продолжилось увеличение ресурсной базы коммерческих банков. На 1 января 2008 года её объём составил 41трлн. 690,2млрд. рублей, увеличившись за 2007 год на 43,8 процента, или 12 трлн. 695,8 млрд.рублей. Отношение ресурсной базы к ВВП, в среднегодовом исчислении, на 1 января 2008 года составило 35,6 процента, увеличившись за 2007 год на 6,3 процентного пункта. Факторами увеличения ресурсной базы, наряду с ростом депозитов в банках юридических и физических лиц, явились средства нерезидентов, центрального правительства и местных органов управления, других источников.
При этом особенно значительно, увеличилось привлечение банками средств нерезидентов из-за рубежа. По состоянию на 1 января 2008 года сумма привлеченных средств нерезидентов составила 5 трлн. 335,4 млрд. рублей, а их доля в пассивах банков выросла за прошлый год на 2,6 пункта и составила 12,8 процента.
Таблица 2. — Источники формирования ресурсной базы банков [4, c. 134]
01.012007 |
01.01.2008 |
Прирост с начала года |
|||
млрд. руб. |
проценты |
||||
Физические лица |
7816,8 |
10622,0 |
+2805,2 |
+35,9 |
|
Субъекты хозяйствования-резиденты |
6740,5 |
9516,7 |
+2776,2 |
+41,2 |
|
Центральное правительство и местные органы управления |
3059,6 |
4978,5 |
+1918,9 |
+62,7 |
|
Нерезиденты |
2947,3 |
5335,4 |
+2388,1 |
+81,0 |
|
Банки и Национальный банк |
2409,4 |
2945,5 |
+536,1 |
+22,3 |
|
Другие источники |
6020,8 |
8292,2 |
+2271,4 |
+37,7 |
|
Итого |
28994,4 |
41690,2 |
+12695,8 |
+43,8 |
|
Сравнение данных по привлечению в банковскую систему Республики Беларусь и размещению средств в экономике свидетельствует, что по состоянию на 1 января 2008 года кредитование нефинансового сектора экономики государства осуществлялось в основном за счёт привлечения средств центрального правительства и местных органов управления, средств населения, нерезидентов, а также других источников формирования ресурсов.
Таблица 3. — Источники формирования и размещения ресурсов банковской системы Республики Беларусь [4, c. 136]
Размещение ресурсов 01.01.2008 |
Привлечение ресурсов 01.01.2008 |
Сальдо привлечённых и размещённых ресурсов (+ излишек; — недостаток) |
||
1. Средства Центрального правительства и местных органов управления |
3312,5 |
4978,5 |
+1666,0 |
|
2. Средства Национального банка Республики Беларусь |
2841,1 |
1693,3 |
-1147,8 |
|
3. Средства коммерческих банков |
1126 |
1252,2 |
+126,2 |
|
4. Средства субъектов хозяйствования — резидентов |
22335,9 |
9516,6 |
-12819,2 |
|
5. Средства физических лиц |
8075,2 |
10622,0 |
+2546,8 |
|
6.Средства нерезидентов |
2667,3 |
5335,4 |
+2668,1 |
|
7. Другие средства (в основном собств. капитал банков) |
1332,2 |
8292,2 |
+6960 |
|
Итого |
41690,2 |
41690,2 |
||
Цели и задачи развития банковской системы страны определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа.
Усиление роли банков в социально-экономическом развитии страны представляет собой одну из важнейших задач государства. В этой связи целями развития банковского сектора экономики являются:
- повышение устойчивости и эффективности функционирования банков;
- рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.
Согласно Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы, указанные цели будут достигнуты путем решения следующих основных задач:
- укрепление доверия к банкам со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, в первую очередь посредством усиления защиты их интересов;
- повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- увеличение объемов кредитования экономики, в первую очередь инвестиционного, в соответствии с принятыми приоритетами и государственными программами;
- расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности и исключающих использование банков в недобросовестных коммерческих и противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
- повышение эффективности государственного регулирования основных параметров развития банковского сектора;
- интеграция в мировую банковскую систему [12, 32].
Достижение целей, решение указанных задач и реализация принятых направлений развития банковского сектора будут содействовать успешному выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на перспективу и осуществлению определенных ею приоритетов: повышение уровня и качества жизни населения, инновационное развитие экономики, наращивание экспортного потенциала страны, развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, развитие малых и средних городов.
В то же время развитие банковского сектора в определяющей степени зависит от соответствующих макроэкономических предпосылок, создаваемых в реальном секторе экономики нашей страны.
В заключение главы можно сказать, что:
- принципиально новый этап в развитии банковской системы страны начался с приобретением Беларусью самостоятельности;
- одной из важнейших задач государства является усиление роли банков в социально-экономическом развитии страны;
- в свою очередь целями и задачами развития банковской системы являются достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, повышения благосостояния и качества жизни белорусского народа.
коммерческий банк беларусь
Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.
Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как государственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее непростой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полного отрицания роли денег в народном хозяйстве и господства натурального обмена, длительное время существовала в условиях, когда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в плановом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в последние годы.
Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год предусматривается дальнейшее усиление кредитной поддержки коммерческими банками реального сектора экономики государства. В частности предусматривается увеличить такое кредитование не менее чем на 41 процент.
Таким образом, с учетом изложенного можно отметить тот факт, что банковская система Республики Беларусь динамично развивается, о чём свидетельствуют вышеприведённые показатели по росту собственного капитала, активов и пассивов коммерческих банков. В то же время, ещё имеется ряд нерешённых проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.
Основными из них являются:
1. Всё ещё напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий и организаций реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, снижение ставки процента по кредитам и увеличение объёмов кредитования. Доля денежных средств предприятий и организаций в ресурсной базе банков продолжает снижаться. Так, за прошлый год, доля денежных средств предприятий и организаций в ресурсной базе банков снизилась на 0,4 пункта (с 23,2 процентов на начало 2007 года до 22,8 процента на начало 2008 года), а по сравнению с 2001 годом, то есть за семь лет снижение составило 12,2 пункта. При этом задолженность предприятий и организаций по кредитам на начало 2008 года составила 22,3 трлн. рублей, а сумма денежных средств на счетах предприятий и организаций, составляющая ресурсную базу банков, всего лишь 9,5 трлн. рублей. Таким образом, в сложившей системе экономических отношений рост заимствования предприятиями и организациями денежных ресурсов в банках в два раза превышал рост их вкладов, что негативно влияет на структуру активов и пассивов банков. Для уменьшения влияния рисков нефинансового сектора экономики на банки, в 2008 году продолжится рост капитала банковской системы Республики Беларусь, который, как предполагается, будет содействовать, как обеспечению устойчивости банков, так и сохранению инвестиционной привлекательности банковского сектора. За 2008 год прирост капитала банков должен составить 17-21 процент, а его рентабельность превысить 8 процентов.
2. Сохраняющаяся в стране всё ещё высокая налоговая нагрузка при её незначительном снижении в последнее время по отдельным видам налогов и объектов налогообложения. Это ограничивает финансовые возможности, как субъектов хозяйствования, так и населения и, соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, а также развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.
3. Значительный моральный и физический износ активной части основных фондов ряда предприятий и организаций не позволяет резко повысить технологический уровень общественного производства в целом. В свою очередь, это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обуславливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, что выражается в низком уровне производительности труда, высокой материало- и энергоёмкости производства продукции. И в конечном итоге всё это оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных товаропроизводителей.
4. Низкая обеспеченность банковской системы Республики Беларусь долгосрочными ресурсами. В условиях высокой инвестиционной активности банков и, в первую очередь, при реализации важнейших государственных программ, это приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в результате, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора государства и к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком.
5. Неразвитость рынка корпоративных ценных бумаги производных финансовых инструментов. Как известно, привлечение заемных денежных средств подобным способом обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным кредитованием. В этом случае заемщики обычно получают средства на более длительные сроки и под меньший процент, так как размещение облигаций происходит на организованном рынке, где их может приобрести любой инвестор. И если предприятие финансово устойчиво, то каждый инвестор готов предоставить ему свои денежные ресурсы. Конкуренция среди покупателей ценных бумаг и приводит к снижению их стоимости. При этом, полученные от размещения ценных бумаг денежные средства не связаны целевым образом с финансированием определенного проекта. В настоящее время, на Белорусской валютно-фондовой бирже обращаются в основном ценные бумаги государства: Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь. Предпринятые, в последнее время, коммерческими банками попытки размещения своих облигаций, (а в будущем, и ценных бумаг белорусских предприятий), оказались успешными. Все они были размещены. Кроме этого, изменения в налогообложении банков происшедшие в текущем году и повлекшие снижение налогообложения их доходов от операций с ценными бумагами (с 40 до 24%), делает привлекаемые ресурсы для банков не слишком дорогими и, следовательно, выгодными к размещению.
6. Концентрация банковского потенциала государства в основном в государственных банках. Такая ситуация ущемляет интересы остальных банков Республики Беларусь, так как в результате создаются неравные условия при обслуживании предприятий всех форм собственности. Поэтому ими были сформулированы предложения о необходимости устранения этой негативной ситуации, а также о необходимости создания благоприятных условий для участия предприятий-резидентов в инвестировании средств в уставные фонды как государственных, так и негосударственных банков. Соответствующие предложения были направлены от имени Ассоциации белорусских банков в Национальный банк Республики Беларусь. В прошлом году Указом Президента нашего государства А.Г.Лукашенко был отменен «институт золотой акции» в банках, то есть права государства беспрепятственно вмешиваться в работу открытого акционерного общества и накладывать запрет на решения акционеров. В настоящее время, по сути дела, идёт частичное разгосударствление банковской системы нашего государства. При этом упор делается на привлечение «серьёзного» иностранного инвестора — крупного банка, промышленной или банковской группы. Уже проданы доли государства в таких банках как ЗАО «Славнефтебанк», ОАО «Белвнешэкономбанк». В ближайшем будущем, предполагается уменьшение доли государства еще в двух банках нашего государства — ОАО «Паритетбанк» и ЗАО «Межторгбанк». Эти процессы, с одной стороны, будут способствовать повышению эффективности государственных предприятий, т.к. они смогут получать кредиты только на коммерческих условиях, а также увеличению бюджетных доходов государства. С другой стороны, необходимость обеспечения эффективного банковского менеджмента, в конечном счете, требует приватизации кредитных учреждений. Кроме этого, в Основных направлениях денежно-кредитной политики на текущий 2008 год предусмотрено введение в действие механизма конкурсного размещения среди банков предложений на участие в кредитовании государственных программ и мероприятий, совершенствование практики предоставления и исполнения государством обязательств перед банками, в том числе и по гарантиям, выдаваемым в качестве обеспечения банковских кредитов. Все это, несомненно, будет способствовать улучшению качественных характеристик работы банковской системы Республики Беларусь.
7. Необходимость более тесного сотрудничества с международными финансовыми организациями для более масштабной интеграции Республики Беларусь в мировое финансовое сообщество. В связи с этим всё актуальнее становится решение вопроса открытости и прозрачности, как банковской системы, так и экономики Республики Беларусь в целом, для мирового экономического сообщества. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — отдельными банками и нашим государством получены суверенные кредитные рейтинги, которые присвоены им известными мировыми рейтинговыми агентствами. В прошлом году Национальный банк Республики Беларусь принял решение, которым обязал коммерческие банки Республики Беларусь наряду с обычной (финансовой) отчётностью, составляемой в соответствии с требованиями законодательства государства, составлять за 2008 год и последующие годы годовую финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и др.) в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Но говорить о полном переходе банков и Национального банка на международные стандарты финансовой отчётности при составлении финансовой отчетности пока преждевременно, так как основная работа по их внедрению ещё ждет банковскую систему нашего государства в будущем.
8. В Программе развития банковского сектора Республики Беларусь на 2006-2010 годы в числе нерешенных проблем, ограничивающих эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора, отмечена и недостаточная развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках. Это проявляется в том, что проводимая политика в этих банках не учитывает в полной мере необходимость динамичного и устойчивого их развития и, более того, характеризуется отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций. Это приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также к снижению эффективности работы данных банков. В настоящее время, вопросы развития и совершенствования системы корпоративного управления в банках в банковских системах многих стран выходят на первый план. Актуальность этой проблемы объясняется той непереоценимой ролью, которую играют коммерческие банки сегодня в экономике любого государства. А также пониманием того, что в конечном итоге результаты их деятельности зависят от установления правильных взаимоотношений между акционерами банка, Наблюдательным Советом, их представляющим, с одной стороны, и исполнительным органом банка (Правлением), с другой; от четкости внутренней организации работы банка. Наличие системы корпоративного управления предполагает, что Наблюдательный Совет и Правление, осуществляя общее руководство банком в соответствии с требованиями законодательства, оказывают влияние на то, как банк: устанавливает стратегические цели; осуществляет текущую деятельность; учитывает интересы «заинтересованных сторон»; защищает интересы кредиторов и вкладчиков; использует имеющиеся ресурсы и возможности. В настоящее время в белорусских банках созданы и функционируют органы управления банками (Наблюдательные Совет, Правление), ежегодно отчитывающиеся перед Общим собранием акционеров банка. Однако, существующая практика взаимоотношений между акционерами и работниками банка, система принятия управленческих решений, оценка результатов выполненной работы и определения вознаграждения за её выполнение, подведение итогов деятельности банка за отчетный период и определение задач на будущее уже требуют совершенствования в соответствии с существующими реалиями настоящего времени. Базельский комитет по банковскому надзору выпустил специальный документ, касающийся вопросов усиления систем корпоративного управления в коммерческих банках. Согласно этому документу эффективная система корпоративного управления включает:
- установление корпоративных ценностей и кодексов поведения;
- установление корпоративной стратегии (стратегических целей), на основе которой оцениваются результаты деятельности банка и вклад отдельных сотрудников;
- четкое разделение ответственности, полномочий и подотчетности, в результате чего устанавливается иерархия принятия решений, начиная от младшего уровня управленческого персонала до члена Совета директоров;
- установление механизма взаимодействия между членами Совета директоров, Правлением и аудиторами (внешними и внутренними);
- действенную систему внутреннего контроля, включая систему управления рисками; мониторинг тех сфер деятельности банка, где могут возникнуть конфликты интересов, включая отношения с заемщиками, являющимися аффилированными (т.е.
способными оказывать влияние на деятельность банка) по отношению к банку, крупными акционерами, членами Правления или лицами, принимающими ключевые решения;
- материальное и профессиональное стимулирование в форме вознаграждений, продвижений по службе и так далее.
Исходя из этого, представляется целесообразным и своевременным дальнейшее развитие и совершенствование системы корпоративного управления в банковской системе Республики Беларусь.
В заключение главы можно сделать следующие выводы:
- дальнейшее усиление кредитной поддержки коммерческими банками реального сектора экономики государства предусматривается основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год;
- банковская система Республики Беларусь динамично развивается, о чём свидетельствуют вышеприведённые показатели по росту собственного капитала, активов и пассивов коммерческих банков;
- в сложившей системе экономических отношений назрела необходимость более тесного сотрудничества с международными финансовыми организациями для более масштабной интеграции Республики Беларусь в мировое финансовое сообщество.
— коммерческие банки, являясь немаловажным элементом банковской системы Республики Беларусь, находятся в центре экономической жизни, получают возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Важнейшая функция банков, посредническая, заключается в трансформации ресурсов, обеспечивающей более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.
- принципиально новый этап в развитии банковской системы страны начался с приобретением Беларусью самостоятельности;
- одной из важнейших задач государства является усиление роли банков в социально-экономическом развитии страны;
- в свою очередь целями и задачами развития банковской системы являются достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, повышения благосостояния и качества жизни белорусского народа;