Коммерческая эксплуатация на водном транспорте

Законодательство в области внутреннего водного транспорта

представляет собой систему нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при судоходстве на внутренних водных путях РФ.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации является основным нормативным правовым актом в системе законодательства в области внутреннего водного транспорта и регулирует все сферы отношений, возникающих при судоходстве по внутренним водным путям. Кодекс внутреннего водного транспорта вступил в действие 13.03.2001 г., и с этого момента перестал действовать Устав внутреннего водного транспорта Союза СССР 1955 г.

Нормативные правовые акты внутреннего водного транспорта, принятые до вступления в действие КВВТ, продолжают действовать до их отмены или замены новыми нормативными правовыми актами. При этом указанные нормативные правовые акты (правила, инструкции, положения и др.) применяются в части, не противоречащей нормам Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ содержит правовые нормы, относящиеся к различным отраслям права: административному, трудовому. гражданскому. По отношению к федеральным законам, регулирующим гражданские и трудовые отношения в сфере внутреннего водного транспорта, нормы КВВТ применяются как специальные и предусматривают особенности регулирования указанных правоотношений на внутреннем водном транспорте.

Кроме того, в КВВТ РФ нашли отражение такие правовые институты морского права как спасание судов и иного имущества, общая авария, столкновение судов, арест судов.

Кодекс внутреннего водного транспорта состоит из 167 статей сгруппированных в 19 главах.

Глава I Общие положения (статьи 1-6).

Глава II Внутренние водные пути (статьи 7-12).

Глава III Судно (статьи 13-14).

Глава IV Право собственности на суда, государственная регистрация судов и прав на них (статьи 15-25).

Глава V Экипаж судна (статьи 26-33).

Глава VI Безопасность судоходства (статьи 34-41).

Глава VII Возмещение вреда от столкновения судов (статьи 42-44).

Глава VIII Затонувшее имущество (статьи 45-52).

Глава IX Порты (статьи 53-59).

Глава X Аренда судов (статьи 60-65).

21 стр., 10149 слов

Логистика на водном транспорте России

... аспекты водного транспорта России Водный транспорт Водный транспорт принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: ...

Глава XI Перевозка грузов (статьи 66-87).

Глава XII Буксировка судов, плотов и иных плавучих объектов (статьи 88-94)

Глава XIII Перевозки пассажиров, их багажа и почтовых отправлений (статьи 95-103).

Глава XIV Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (статьи 104-114)

Глава XV Ответственность перевозчика, буксировщика, грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта (статья 115-122)

Глава XVI Спасание судов и другого имущества (статьи 123-139).

Глава XVII Общая авария (статьи 140-159)

Глава XVIII Акты, претензии и иски (статьи 160-164)

Глава XIX Заключительные положения (статьи 165-167).

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при судоходстве на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность (п. 1 ст. 1 КВВТ РФ).

Все субъекты, отношения между которыми регулируются КВВТ, условно можно разделить на три группы:

К первой группе субъектов внутреннего водного транспорта относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере транспорта и находящиеся в их ведении территориальные (бассейновые) органы государственного управления и надзора, государственные предприятия и учреждения. К числу федеральных органов исполнительной власти в области транспорта относятся: Министерство транспорта РФ (Минтранс России), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Функции территориальных органов, например, выполняют бассейновые управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте и государственные бассейновые управления водных путей и судоходства.

Ко второй группе субъектов внутреннего водного транспорта относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, выполняющие на внутреннем водном транспорте перевозочную, погрузочно-разгрузочную, транспортно-экспедиционную, агентскую и иные виды предпринимательской деятельности. К указанной группе относятся перевозчики, организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в портах, посреднические организации.

К третьей группе субъектов, на которых распространяется действие КВВТ, относятся грузоотправители, грузополучатели, пассажиры, а также другие физические и (или) юридические лица, пользующиеся услугами внутреннего водного транспорта.

Положения КВВТ РФ распространяются на внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения. Сфера действия КВВТ РФ определяется перечнем внутренних водных путей, утверждаемым Правительством РФ. На водных путях, не включенных в указанный перечень, положения КВВТ РФ не применяются. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Оборудование судоходных путей средствами навигационной обстановки, ее содержание, поддержание гарантированных габаритов судовых ходов (навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания по внутренним водным путям) осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям на участках пограничных зон российской Федерации производится в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Бассейновые органы государственного управления несут ответственность за необеспечение пригодных условий для судоходства в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возмещение вреда, причиненного гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

27 стр., 13101 слов

Судебная система в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации

... наиболее значимых факторов, определяющих экономическую безопасность. анализ законов, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. анализ и структуризация судебной системы обеспечивающей экономическую безопасность Российской Федерации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, ...

Сфера действия КВВТ ограничивается территорией и акваторией порта. Территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Акваторию порта составляют отведенные порту в установленном законодательством Российской Федерации порядке участки внутренних водных путей, в том числе рейды и подходы к порту – Водный Кодекс РФ. Обозначение границ акватории портов осуществляется бассейновыми управлениями водных путей и судоходства.

Действие КВВТ распространяется на суда внутреннего, смешанного (река-море) плавания, иные плавучие объекты во время их плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.

Действие КВВТ не распространяется на военные корабли, пограничные корабли, военно- вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях.

Под военным кораблем понимается судно, принадлежащее вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда от других судов государства, находящееся под командованием офицера, который состоит на военной службе и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, и имеющее экипаж, подчиняющийся правилам военной службы.

К другим судам, находящимся в собственности государства и эксплуатирующимися только для некоммерческой службы, относятся: таможенные суда, пограничные корабли, суда, принадлежащие органам государственного управления, в том числе Министерству транспорта Российской Федерации, его территориальным (бассейновым) органам управления, иным государственным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также суда, принадлежащие органам местного самоуправления.

При перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции, а также при столкновении судов внутреннего и смешанного «река-море» плавания с морским судном применяются положения Кодекса торгового мореплавания РФ.

Правила, установленные КТМ, распространяются на:

  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

— суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

10 стр., 4761 слов

Морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны

... нашей страны торговый флот Азово-Черноморского бассейна встал на военную вахту, выполняя транспортные перевозки по заданиям командования Красной Армии и Военно-Морского Флота. Транспортные суда совершали рейсы ... плавания Анна Ивановна Щетинина. Несмотря на налеты фашистских самолетов, экипаж судна исправил повреждения. Судно снялось с мели и благополучно прибыло в Ленинград. Потери торгового флота, ...

Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

  • военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
  • некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Под судном в Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судами рыбопромыслового флота в Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Под судовладельцем в КТМ понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Под морским торговым портом в Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.

Под морским рыбным портом в Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности — комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Под морским специализированным портом в Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других).

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

Под портовыми властями в настоящем Кодексе понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.

При перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт действие КТМ Российской Федерации распространяется не на все отношения, связанные с использованием судов для таких перевозок, а только на отношения, вытекающие из заключения и исполнения договора перевозки. К указанным отношениям применяются положения КТМ РФ, регулирующие порядок морской перевозки груза (гл. VIII), а также применяемые в связи с ними положения об ограничении ответственности по морским требованиям (гл. XXI), о морском залоге на судно (§1 гл. XXII), о морских протестах (гл. XXIV), о претензиях и исках (гл. XXV).