Управление государственным имуществом

Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, что в итоге привели к превращению России в огромное централизованное государство, которое нуждалось в обширной государственной собственности для своего функционирования. При этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

В сложившейся социально- экономической ситуации, очевидно, назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления, и распоряжения государственным имуществом Российской Федерации, и ее субъектов, усиления государственного контроля за пользованием и распоряжением данным имуществом, выработкой новых концептуальных подходов по повышению эффективности функционирования всей системы управления государственным имуществом.

Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием четког о и комплексного регулирования отношений в сфере управления государственным имуществом и это породило в настоящее время ситуацию, при которой невозможно установить критерии эффективности такого управления. В результате государство объективно не в состоянии эффективно управлять и осуществлять действенный контроль за принадлежащим ему имуществом.

Анализ степени изученности выбранной темы. Ряд актуальных проблем управления государственным имуществом в последнее десятилетие рассматривались в работах отечественных авторов, такими как: В.Д. Мазаев 1 , Голубцов2 . Наконец, по сути, единственной крупной работой по данной теме может быть признана только монография Э.В. Талапиной «Управление государственной собственностью»3 .

Что касается диссертаций, то существует ряд научных работ, причем как административно-правовых, так и экономических, посвященных рассмотрению отдельных проблем управления государственным имуществом 4 (приватизации5 , управления государственными унитарными предприятиями6 , участия государства в деятельности коммерческих организаций7 , реформирования естественных государственных монополий8 ), административно-правовых проблем управления отдельными видами государственного имущества9 . Наиболее значимой диссертационной работой, посвященной общим вопросам управления государственным имуществом, на сегодняшний день можно считать труд А.В. Винницкого «Административно-правовые основы управления государственной собственностью»10 .

17 стр., 8493 слов

Дневник практики государственное и муниципальное управление пример. ...

... примерно 150 государственных и негосударственных вузов, имеющих лицензии на подготовку специалистов с высшим образованием по этой специальности, значительном контингенте обучающихся и уже обученных в рамках получения первого высшего образования, строго говоря, ...

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью обеспечения эффективного управления, рационального использования государственной собственности и недостатком теоретических разработок, позволяющих усовершенствовать систему управления федеральным имуществом, находящимся на территории Белгородской области.

Объектом исследования является управление государственным имуществом.

Предметом курсовой работы является организация управления федеральным имуществом, находящимся на территории Белгородской области.

Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления федеральным государственным имуществом в Белгородской области.

В соответствии с заявленной целью, были поставлены следующие задачи:

Теоретико-методологическую основу работы составили работы отечественных авторов. В отечественной науке в разные годы проблемы собственности исследовались И. Балабанова 11 , В.В. Бандурин, В.Ю. Кузнецов12 , П.Д. Половинкин, А.В. Савченко13 , В. Козбаненко14 и др.

В основу методологии исследования были положены формально-логический, системный, структурно-функциональный, междисциплинарный и другие методы познания.

Эмпирическую основу составили: программы, концепции, касающиеся вопросов управления федеральной собственностью 15 , а также документы Росимущества по Белгородской области16 .

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и списка источников и литературы.

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Собственность — это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. Данная формулировка дана с экономической точки зрения 17 .

Объект собственности — это пассивная сторона отношений собственности. Может иметь вид предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей. Объект собственности может целиком или частично принадлежать определенному субъекту собственности.

Субъект собственности или собственник — это активная сторона отношений собственности. Объект собственности имеет возможность и право обладания объектом собственности или его части.

Государственная собственность — одна из форм собственности, указывающая на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценностей, государству. Субъектами — распорядителями здесь являются государственные органы, а объектами могут быть природные ресурсы, основные средства, здания, сооружения, оборудование, продовольствие, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности, т.е. совокупность вещей, материальных и нематериальных ценностей, принадлежащих государству.

11 стр., 5204 слов

Роль бюджетных кредитов для бюджетов субъектов Российской Федерации

... о двух механизмах бюджетного кредитования: механизм внутреннего кредитования; механизм внешнего кредитования. По большей части нормы, устанавливающие порядок и условия предоставления бюджетных кредитов, закрепляются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетный ... доли собственности Российской Федерации в его уставном капитале. Именно неудовлетворительная платежная дисциплина по бюджетным ссудам ...

По видам государственная собственность может быть федеральной либо субъектов федерации 18 . Соответственно проводится разграничение государственной собственности — установление границ государственной собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Разграничение государственной собственности в Российской Федерации должно строиться на следующих принципах: законности и целесообразности, социально-экономической обоснованности, иерархичности построения отношений собственности, достаточности, локальности и ограниченности использования собственности, инфраструктурной целостности имущественного комплекса, эффективности использования собственности, подконтрольности использования собственности 19 .

В исключительной собственности Российской Федерации находятся: средства федерального бюджета и внебюджетных федеральных фондов; средства и имущество Центрального банка Российской Федерации; золотой запас Российской Федерации; государственная казна; культурные и исторические ценности федерального значения; археологические природные памятники федерального значения; памятники градостроительства и архитектуры федерального значения; охраняемые природные территории федерального значения; имущество, необходимое для функционирования и развития федеральных энергетических систем; космические летательные аппараты, искусственные спутники Земли; расщепляющиеся материалы; имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации; имущество федеральных министерств, ведомств, учреждений, предприятий и организаций, учрежденных Российской Федерацией20 .

Под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями, имущество казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки.

Под федеральными организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, и федеральные государственные учреждения.

К объектам федеральной собственности могут относиться : земля; денежные средства; акции и иные ценные бумаги; доли (вклады) Российской Федерации в капитале акционерных обществ; производственные и административные здания; жилищный фонд; долги иностранных государств;

интеллектуальная собственность, нематериальные активы; любое иное имущество21 .

31 стр., 15266 слов

Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие

... процесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. 12.08.2004). Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы и ...

В государственной собственности субъектов Российской Федерации находятся: природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и животный мир), переданные федеральным законом и иными нормативными правовыми актами в собственность субъекта Российской Федерации; средства бюджета субъекта Российской Федерации; средства внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации; средства валютных фондов субъекта Российской Федерации; имущество, закрепленное за государственными предприятиями и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, пакеты акций и доли (вклады) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ; имущество, созданное или приобретенное за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или переданное ему в собственность в установленном законом порядке; объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации, находящиеся за пределами его территории, в соответствии с соглашениями, договорами, по другим законным основаниям; ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях; имущество представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; иное имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед органами государственной власти субъекта Российской Федерации 22 .

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

— государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры.

  • она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
  • государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);
  • государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему;
  • государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ;
  • национальную безопасность;
  • она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий;
  • Государственной собственности необходим четкий порядок управления, при котором разграничение функций разных органов способствует согласованному решению общих задач, поэтому очень важно как и кто ею распоряжается.

Государственная собственность — ключевое звено государственного сектора.

13 стр., 6454 слов

Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов ...

... права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ. Итак, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований -- это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных ...

Важнейшая роль государственного сектора — аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики23 .

Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.