Источники налогового права

Предметом исследования выступают законодательство о налогах и сборах, подзаконные нормативные акты, решения Конституционного Суда, нормы международного права и международные договоры как источники налогового права.

1.Понятие источника налогового права

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов – налоговое право. Таким образом, налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему государства и в предусмотренных случаях – внебюджетные целевые фонды.

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий.

Различают несколько подходов к понятию «источник права».

Источник права в материальном смысле — это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия[8, с.46].

Источник права в идеальном смысле — нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и о правосознании личности[8, с.47].

Источник права в формально- юридическом смысле — это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера[8, с.47].

Чаще всего источники права рассматриваются в формально-юридическом смысле, что обусловлено тем, что наличие закрепленных форм источников упрощает их понимание, тогда как в материальном и идеальном смысле источник права может принимать любые формы, вызывая тем самым разногласия. Поэтому в данной работе мы будем изучать источник права именно в формально-юридическом смысле.

Источники права прямо обозначены в Конституции РФ[1,с.5,7,10,18,21,35]. Схематично, их можно представить следующим образом (Рисунок 1)

Рис. 1. Источники налогового права в России

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 Налоговый кодекс РФ[2, с.24, 29], которые соответственно называются «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» и «Действие международных договоров по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

3 стр., 1464 слов

Местные налоги (сборы) в Республике Беларусь

... налоговой базы. налог сбор местный Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) ... с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права. Источники налогового права - совокупность ...

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно- правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права – это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права[6, с.125].

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы[3, с.86].

Интересной спецификой источников налогового права, отличающей налоговое законодательство от иных нормативно-правовых актов, является действие в качестве переходного закона. Переходный период налогового закона предполагает, что в случае изменения налоговых норм не в пользу фискально-обязанных лиц для отдельных субъектов сохраняется ранее действовавший правовой режим.

Источники налогового права, как и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами, которые представлены на Рисунке 2[5, с.190].

Свойства источников налогового права

Рис.2. Свойства источников налогового права

Законность, заключающаяся в наличии юридической силы означает, что источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом; соответствовать актам вышестоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).

29 стр., 14135 слов

Налогово-бюджетная политика государства

... государству. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в ...

Вместе с тем источники налогового права имеют свои характерные черты, отличающие их от совокупностей нормативно-правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

Во-первых, источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества в налоговой сфере.

Во-вторых, источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном законе «О референдуме в Российской Федерации»[4, с.87]. Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т. е. посредством представительной демократии.

В-третьих, налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только Налоговым кодексом РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции других ветвей власти – каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В налоговой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников налогового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Развитие федеративных начал в построении российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему источников налогового права, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней[5, с.103].

Таким образом, делая анализ всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: источниками права являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в государстве, которые находят свое отражение в различных нормативно-правовых актах, постановлениях Высших судов, а также в правовых обычаях. Источники налогового права разнообразны и имеют разную силу действия, различны на разных уровнях власти, некоторые из них имеют территориальное разграничение.

2.Виды источников налогового права в России

Однозначного мнения о том, является ли тот или иной источник права, действительно таковым – нет. К тому же, источники права могут появляться и исчезать с течением времени. Стоит также учесть тот факт, что в различных странах источниками могут выступать совершенно разные аспекты.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов, которая исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных нормативных актов законам[6, с.60].

Можно выделить следующие виды источников налогового права (Рисунок 3).

Рис.3. Основные виды источников налогового права в России

Далее рассмотрим каждый вид источников налогового права более подробно.

В налоговом праве РФ определяющую роль играет такой источник, как нормативный правовой акт. Кратко, нормативно-правовой акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права. Международно-правовые договоры и соглашения, затрагивающие различные аспекты налогообложения, также относятся к данному виду источников. Нормативно-правовые акты — основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и юридический прецедент[10, с.40].

Необходимо рассказать о следующей особенности нормативно-правового акта – в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия, они делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты (Таблица 1).

Таблица 1

Нормативно-правовой акт

Закон Нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.
Подзаконный акт Нормативно-правовые акты, принятые на основании и во имя исполнения закона.

Закон – это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона в РФ – Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс).

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, которая является основой для всех других нормативно-правовых актов. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов. Конституция является, в том числе, и источником налогового права, как непосредственно содержащая налогово-правовые нормы, так и имеющая большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющая магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующая конституционные основы налогообложения.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (Федеральные Конституционные законы и Федеральные законы).

Конституционные законы – это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом[11, с.49].

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. КРФ закрепляет, что налоги и сборы устанавливаются, прежде всего, федеральными законами, основным из которых является Налоговый кодекс РФ. Но есть и ряд других: Федеральный закон «О государственной пошлине», Таможенный кодекс РФ и др.

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Они обладают меньшей юридической силой, по сравнению с законами[5, с.150].

Налоговый кодекс Российской Федерации не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчиненную роль.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах [2, ст4].

Правительство РФ полномочно принимать и другие нормативные акты, связанные с исчислением и уплатой налогов. Например, ст. 64 части первой НК РФ предусматривает возможность отсрочки или рассрочки платежа налога налогоплательщикам, чья деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

Статья 131 части первой Налогового кодекса РФ уполномочивает Правительство РФ установить порядок и размеры выплат лицам, привлеченным к участию в деле о налоговом правонарушении (переводчики, эксперты и др.)[2, ст.131].

Налоговый кодекс РФ не предусматривает никаких специальных мер парламентского контроля в отношении актов, принятых на основе делегированных полномочий. Эти акты вступают в действие без какого-либо их одобрения Федеральным Собранием Российской Федерации.

Органы налоговой полиции не обладают полномочиями по изданию обязательных для исполнения налогоплательщиками нормативных актов. Департамент налоговой полиции РФ издает только внутриведомственные акты, обязательные для выполнения федеральными органами налоговой полиции, приказы, инструкции и указания, связанные с организацией оперативно-служебной деятельности (ст. 8 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»)[12, с.90].

Налоговый кодекс Российской Федерации в целях предотвращения принятия подзаконных актов, противоречащих законодательству о налогах и сборах, устанавливает критерии несоответствия.

Согласно ст. 6 части первой Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим (в соответствии с Кодексом) права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.

Не может соответствовать Налоговому кодексу РФ и нормативный акт, отменяющий или ограничивающий права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, либо полномочия налоговых органов, установленные Кодексом. Например, акт мэра города Королева о запрете налоговым органам проверять определенное предприятие ограничивает полномочия налоговых органов, определенные ст. 31 части первой Налогового кодекса РФ, и, следовательно, является незаконным.

Статьей 6 части первой Налогового кодекса РФ определено также, что подзаконный нормативный акт не может изменять определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, и др.

Отдельно хотелось бы рассказать о таких нормативно-правовых актах как международные договоры и соглашения, так как в нашей стране они играют далеко не последнюю роль в системе налогового законодательства.

Кроме внутреннего законодательства огромное практическое значение в налоговой системе имеют международные договоры по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

В настоящее время выделяют две группы международных актов, являющихся источниками налогового права России[13, с.69]:

1. Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями. К актам такого вида следует относить, например, Европейскую социальную хартию, которая была принята 18 октября 1961 г., и вступила в действие в 1965 г. И ряд других

2. Международные межправительственные конвенции па вопросам налогообложения. К актам такого вида относят, например, многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами, Соглашение от 25 ноября 1998 г. О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками СНГ, Двухсторонние соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам (они заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т. д.), международные соглашения, носящие в основном индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН, ЮНЕКСО, МОК и т. д.) в странах пребывания и ряд других.

Реализация международных договоров обеспечивается, в том числе, правом их участников обратиться в компетентные организации для разрешения споров о соблюдении договоренностей. Решения по таким спорам — важная часть международного права.

Правовой обычай – это правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Специфика этой формы права состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте, дается ссылка к действующим обычаям, сам же обычай, в акте не приводится. В налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов[9, с.88].

Еще одним источником права является юридический прецедент (судебная практика) – решение по определенным вопросам, являющееся обязательным для других органов. Как правило, прецедент применяется в судебных органах, но иногда и в административных. При прецедентной форме права правомочные органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Прецедент официально признается источником права, в том числе налогового, однако только в англосаксонских странах. В странах романо-германской правовой семьи признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений. В последнее время важным дискуссионным вопросом в российской юридической науке остается вопрос, является ли источником права судебная и арбитражная практика, в частности акты правосудия Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ (вопрос относительно решений Конституционного Суда РФ будет рассмотрен далее, в этой же главе).

Конституция РФ предусматривает возможность проверки судами общей юрисдикции и арбитражными судами соответствия нормативных актов нижнего уровня иным нормативным актам, имеющим большую силу.

Осуществляя эти полномочия, Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы граждан и государственных органов о признании недействительными и не подлежащими применению нормативных актов, принятых с нарушением законов. Предметом проверки становятся постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

Имеются многочисленные примеры признания Верховным Судом Российской Федерации недействительными положений, инструкций, нормативных писем Госналогслужбы России, Минфина России.

Решение Верховного Суда Российской Федерации об отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников налоговых отношений, и только в этом смысле такое решение является нормотворческим. Однако суд не создает новой нормы права, не определяет правила, подлежащие исполнению. Вместо отмененного акта начинают действовать иные нормы, а в случае, если образуется пробел в регулировании, отношения строятся исходя непосредственно из норм Конституции РФ. Поэтому о нормотворческой деятельности Верховного Суда Российской Федерации можно говорить с долей условности[8, с.230].

Что же касается Арбитражного Суда РФ, то в силу ст. 138 части первой Налогового кодекса РФ арбитражным судам подведомственны дела по спорам об обжаловании организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов налоговых органов, например инструкций.

Другое проявление деятельности высших судебных органов в сфере налогового права — это издание обзоров судебной и судебно-арбитражной практики. Право Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики, закреплено в Конституции РФ (ст. 126,127).

Особенно здесь заметна роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Пленум ВАС РФ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и других правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для арбитражных судов.

Все перечисленное выше относилось лишь к решениям Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда, что же касается решений Конституционного Суда РФ, то вопрос об отнесении их к источникам права практически решен. В последнее время в Российской Федерации эти решения играют большую роль в регулировании налогообложения. Рассматривая жалобы и заявления граждан, предприятий, государственных органов, Конституционный суд РФ толкует конституционные нормы, дает конституционное толкование нормативных актов (придает нормативным актам конституционный смысл), интерпретирует общие принципы права. В результате этого модернизируются представления о юридическом содержании конституционной формы. Конституционный суд РФ не изменяет словесной формы статей Конституции РФ, а толкует их, уточняет их смысл.

Конституционный суд РФ занимается правотворчеством особого рода. Сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которая называется «правовая позиция Конституционного суда РФ». Правовая позиция Конституционного суда РФ – это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ. Однако она непосредственно связана с резолютивной частью постановления Конституционного суда РФ.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного суда РФ, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ[15, с.180].

Фактически, эти решения стоят на втором месте после Конституции РФ, поскольку юридическая сила постановления Конституционного суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ч. 2 ст. 79 Закона о Конституционном Суде).

Ряд выраженных КС РФ правовых позиций трансформируется законодателем в нормы законов.

Правовые позиции Конституционного суда РФ в отношении проблем налогообложения выражены в особой форме. Конституционный суд РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов. В случае если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, Конституционный суд РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ. В связи с этим, изучение правовых позиций Конституционным судом РФ по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении сформулированных в постановлениях Конституционного суда РФ основных принципов налогообложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения.

Не стоит забывать и о таком источнике права, как правовая (юридическая) доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. В налоговом праве правовая доктрина понимается как научные труды и теории в области налогового права. Однако здесь стоит рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ развития иных источников налогового права.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что к источникам налогового права в России относятся:

1) международные источники:

  • а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;
  • б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);
  • в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;
  • г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

2) Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;

3) специальное налоговое законодательство:

  • а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);
  • б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);
  • в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

  • а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;

а) акты по вопросам налогообложения судебных органов:

  • б) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);
  • в) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

Каждый вид источника налогового права в России имеет под собой юридическую основу и закреплен на законодательном уровне. Одной из главных особенностей источников налогового права РФ является то, что при ра

и т.д……………..