:
На сегодняшний день в России инвестиционный рынок развивается быстрыми темпами. Заложенные государством механизмы регулирования, финансирования и поддержки делают инвестиционно привлекательные почти все отрасли. От того, насколько прозрачными будут условия работы в инвестиционном поле, как эффективно будут разработаны долгосрочные планы по развитию определенных отраслей экономики напрямую зависит рост объема привлеченных инвестиций.
Для достижения поставленных целей на государственном уровне уже принят ряд серьезных шагов, таких, как запланированное создание свободных экономических зон (СЭЗ), значительное уменьшение налогового бремени, касающегося инноваций и исследований, создание крупнейшего инвестиционного фонда для поддержки инфраструктурных проектов и многое другое.
Особое внимание уделяется привлечению инвестиций с Запада в экономику России. Создаются условия для льготного инвестирования. Организовываются совместные предприятия, путем продажи части акций зарубежным инвесторам, разрешена регистрации на российской территории предприятий с иностранным капиталом, создание СЭЗ, что способствует размещению иностранного капитала в регионах страны.
Также в банках создаются новые тарифные планы, позволяющие на льготных условиях инвестировать собственные средства в различные ценные бумаги.
Инвестиционный рынок: общие положения
Инвестиционная деятельность неразрывно связана с оценкой состояния и прогнозированием развития рынка инвестиций.
Рынок — механизм соединения производителя и потребителя, которые вступают во взаимные контакты и совершают обменные сделки.
Инвестиционный рынок — совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями объектов инвестирования во всех его формах.
Основными элементами инвестиционного рынка служат: спрос, предложение и цена.
Главной движущей силой развития инвестиционного рынка является конкуренция.
К субъектам инвестиционного рынка относятся: государство, территории, хозяйственные предприятия, учреждения и организации, внеэкономические учреждения, домашние хозяйства.
Цивилизованный инвестиционный рынок выводит страну на материальное благополучие, вовлекает в кругооборот максимальное количество предпринимательского капитала, предусматривает наличие достаточного объёма платежеспособного спроса на объекты инвестирования и множество возможностей эффективно вкладывать свои деньги.
Инвестиционная привлекательность региона
... создания новых производств, приобретения новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переходной) экономики - это одна из основных задач государства. 1.3Инвестиционная привлекательность регионов РФ Инвестиционные потенциалы и ...
В состав инвестиционного рынка входят:
Инвестиционный рынок | |||||||||||
Рынок объектов реального инвестирования |
Рынок инструментов финансового инвестирования | ||||||||||
¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ||||||
капита-ловло-вложе- ния |
объекты прива-тизации |
недви- жимо- сть |
прочие объекты инвестиро-вания | фондовый | денежный |
Характеристика инвестиционного рынка.
Инвестиционный рынок — это совокупность экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями инвестиционных товаров и услуг. Товарами на этом рынке выступают объекты инвестиционной деятельности. В соответствии с их классификацией инвестиционный рынок структурно распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов.
Во-первых, рынок объектов реального инвестирования:
- рынок недвижимости — промышленные объекты, жилье, объекты малой приватизации, земельные участки, объекты незавершенного строительства, аренда;
- рынок прямых капитальных вложений — новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение;
- рынок прочих объектов реального инвестирования — художественные ценности, драгоценные металлы и изделия, прочие материальные ценности;
Во-вторых, рынок объектов финансового инвестирования:
- фондовый рынок — акции, государственные обязательства, опционы и фьючерсы;
- денежный рынок — депозиты, ссуды и кредиты, валютные ценности;
В-третьих, рынок объектов инновационных инвестиций:
- рынок интеллектуальных инвестиций — лицензии, «ноу-хау», патенты;
- рынок научно-технических новаций — научно-технические проекты, рационализаторство, новые технологии.
Данная классификация инвестиционного рынка позволяет более полно осуществлять анализ и прогнозирование его развития в разрезе отдельных сегментов, определять приоритетные объекты инвестирования на том или ином этапе экономического развития страны.
Степень активности инвестиционного рынка (соотношение его элементов) определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Она представляет собой форму проявления на инвестиционном рынке в целом или отдельных его сегментах факторов (условий), определяющих соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка особенно важно для инвесторов по причине больших рисков, влекущих за собой снижение доходов, а нередко и потерю инвестируемого капитала. Последовательность действий при изучении конъюнктуры инвестиционного рынка может быть представлена следующими шагами:
- оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка;
- оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) экономики;
- оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов;
- оценка инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционных проектов, сегментов инвестиционного рынка;
- разработка стратегии инвестиционной деятельности фирмы;
- формирование эффективного инвестиционного портфеля компании, включающего как реальные капитальные вложения, так и финансовые и инновационные инвестиции;
- управление инвестиционным портфелем фирмы (в том числе диверсификация инвестиций, реинвестирование капитала и пр.)
Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка проходит в три этапа. На первом осуществляется текущее наблюдение за инвестиционной активностью. Здесь требуется формирование целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные элементы рынка (спрос, предложение, цены, конкуренция), а также организация постоянного их мониторинга. Второй этап — анализ конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление современных тенденций его развития. Задачей этого этапа является выявление тех изменений, которые происходят на рынке в момент наблюдения. Третий этап — прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности. Основная задача этого этапа — разработка прогноза в динамике факторов, воздействующих на состояние инвестиционного рынка в перспективе.
Мировая практика работы на рынках инвестиций уже имеет развитую систему индикаторов инвестиционной привлекательности отдельных рынков и объектов, регулярно публикуются оцениваемые экспертами рейтинги объектов инвестирования.
Такая оценка является рыночным инструментом оптимизации потока капиталовложений и проводится многими консалтинговыми фирмами, банками и даже государственными органами (например, в США — Министерством торговли).
Весьма авторитетными, в частности, являются оценки журнала «Euromoney», получаемые на основе опроса специалистов крупнейших банков. Оценка проводится по девяти экономическим, политическим и финансовым показателям, совокупность которых и формирует окончательный результат. Учитываются макроэкономические прогнозы, значения различных рисков (невозврата кредитов, неплатежей, национализации и конфискации имущества), показатели кредитоспособности, особенности банковской политики, роль государства во внешнеэкономической деятельности. Опросы экспертов проводятся дважды в год — в марте и сентябре. Россия в рейтинге «Euromoney» в 1992-95 г.г. занимала 130 — 150-е позиции, в 1996 г. поднялась до 86 места, но закрепиться на этих позициях не смогла и в 1998 г. вновь опустилась во вторую сотню стран.
В нашей стране подобная практика оценки только начинает свое развитие. Это определяется начальной стадией формирования инвестиционного рынка, сложностью получения достоверной информации, а также самой ситуацией глубокого инвестиционного кризиса, обусловленного факторами как циклического, так и трансформационного характера, связанного с переходным состоянием экономики.
Макроэкономическое изучение инвестиционного рынка, направлено на оценку инвестиционного климата страны, под которым понимается совокупность экономических, социальных, политических, государственных и культурных условий, обеспечивающих коммерческую привлекательность инвестиций. Оно включает изучение прогнозов:
- динамики валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
- динамики распределения национального дохода (накопления и потребления);
- развития приватизационных процессов;
- законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
- развития отдельных инвестиционных рынков, в особенности фондового и денежного.
Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на исследование их конъюнктуры, динамики и перспектив потребностей общества в продукции этих отраслей. Каждый тип продукции предприятий отрасли в развитии проходит определенный жизненный цикл, включающий рождение, рост, расширение, зрелость, спад. Естественно, что инвестиционное предпочтительнее 2-я и 3-я из указанных стадий. Потребности общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей. Так, в современной России перспективными считаются топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия; обеспечение населения продовольствием; транспорт, связь и телекоммуникации; жилищное строительство.
Состав инвестиционного рынка., Прямые капитальные вложения, Объекты приватизации, Недвижимость, Прочие объекты реального инвестирования, Объекты фондового рынк, Объекты денежного
Степень активности инвестиционного рынка определяется путём изучения рыночной конъюнктуры.
Рыночная конъюнктура — форма проявления на инвестиционном рынке факторов и условий, определяющих соотношение спроса, предложения и цен на объекты инвестирования.
Конъюнктура инвестиционного рынка характеризуется четырьмя стадиями:
Рис. 1. Изменение конъюнктуры инвестиционного рынка
Подъём — повышение активности инвестиционного рынка в связи с оживлением экономики в целом. Проявление подъёма конъюнктуры характеризуется ростом объёма спроса и цен на объекты инвестирования, усилением конкуренции среди инвестиционных посредников.
Бум — резкое увеличение спроса на объекты и товары инвестирования, которых катастрофически не хватает. Одновременно конъюнктурный бум сопровождается повышением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
Ослабление
Спад — наиболее неблагоприятный с позиций инвестирования период функционирования рынка. Инвестиционная деятельность здесь становится убыточной, а доходы инвесторов и инвестиционных посредников доходят до минимума.
Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка предусматривает:
- а) текущее наблюдение за инвестиционной активностью, в первую очередь, в тех сегментах рынка, куда вкладываются средства;
- б) анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление тенденций её современного развития;
- в) прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка для выбора основных направлений стратегии вложения средств и формирования инвестиционного портфеля.
Основные аспекты изучения инвестиционного рынка приводятся далее:
Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка |
|||
¯ | |||
Анализ инвестиционной привлекательности отраслей экономики | |||
¯ | |||
Анализ инвестиционной привлекательности регионов | |||
¯ | |||
Анализ инвестиционной привлекательности фирм (компаний) | |||
¯ | ¯ | ||
Разработка стратегии инвестиционной деятельности |
® |
Формирование эффективного инвестиционного портфеля |
Инвестиционный рынок, его структура и взаимосвязи.
Главная функция инвестиционного рынка — купля-продажа инвестиционных проектов и программ, являющихся основным товаром на этом рынке.
В качестве продавцов выступают собственники проектов и программ -предприятия, нуждающиеся в инвестициях (реципиенты), разрабатывающие для этого инвестиционные предложения, бизнес-планы и другие необходимые для привлечения инвестора документы; технологические, инновационные и проектно-конструкторские организации; фирмы, которые предлагают ту или иную технологическую новинку (как правило, основанную на изобретении) при реконструкции действующего или сооружении нового объекта. Продавцами могут быть также муниципальные или государственные органы, предлагающие для реализации инвестиционные проекты социального, экологического или оборонного характера (строительство муниципального жилья, школ, больниц, спортивных сооружений, транспортных магистралей, военных объектов и др.).
Покупателями на данном рынке являются инвесторы — те, кто готов вложить свой капитал в реализацию Определенного объекта или совокупности объектов, представленных инвестиционным проектом или программой (объединяющей взаимосвязанные проекты при наличии генерального заказчика).
Инвесторами могут быть заинтересованные фирмы — собственники капиталов, желающие стать полными или частичными владельцами сооружаемого объекта; российские или зарубежные банки; инвестиционные фонды, предоставляющие капитал в кредит на выгодных для них условиях; население, приобретающее акции расширяющихся или вновь строящихся предприятий; муниципальные, региональные или федеральные органы, осуществляющие капиталовложения за счет соответствующих бюджетов.
Посредниками на инвестиционном рынке являются банки и инвестиционные фонды, различные консультационные фирмы и агентства, организаторы инвестиционных выставок, ярмарок, агенты правительства по работе с внутренними и внешними инвестициями, государственные фонды поддержки малого предпринимательства, инкубаторы малого бизнеса и др.
Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», предусматривает, что субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и иные лица.
Инвесторы — физические и юридические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть также государственные и муниципальные органы и иностранные субъекты инвестиционной деятельности.
Заказчики — уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь в предпринимательскую деятельность других субъектов инвестиционной деятельности. Заказчиками могут выступать и инвесторы.
Подрядчики — физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками. Подрядчики должны иметь лицензию на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, а также государственные и муниципальные органы, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями могут быть инвесторы (например, при осуществлении инвестиций за счет собственных средств) и население (при строительстве жилья).
Права и обязанности участников инвестиционной деятельности и отношения между ними регламентируются федеральными законами и другими нормативными актами.
К инвестиционному бизнесу можно отнести деятельность всех субъектов инвестиционного рынка — продавцов, покупателей и посредников, которыми являются большинство бизнесменов. Для одних субъектов этот бизнес — основное профессиональное занятие (проектные организации, инвестиционные банки, фонды и консультационные фирмы, агенты правительства по работе с инвестициями); другие (и таких большинство) занимаются им наряду с другими видами деятельности (предприятия, банки, население, покупающее акции, и др.).
Инвестиционный рынок является неотъемлемой частью внутреннего и мирового рынков и неразрывно связан с другими видами рынков. С помощью инвестиций реализуются обращающиеся на технологическом рынке изобретения, новейшие технологии, научные и проектно-конструкторские разработки. С помощью денежного капитала, который устремляется из сферы обращения в сферу производства, осуществляется процесс воспроизводства на основе инвестиционных проектов и программ путем приобретения акций на инвестиционных торгах, выдачи инвестиционных кредитов. Инвестиции жизненно необходимы для рынка труда, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест.
Наиболее тесно инвестиционный рынок связан со строительным рынком, поскольку без инвестиций невозможно строительное производство -как производственное, так и непроизводственное (включая самое массовое — жилищное).
Вместе с тем товары, обращающиеся на инвестиционном рынке (проекты, программы), могут превратиться из промежуточного, бумажного продукта в конечный продукт, лишь воплотившись в готовую строительную продукцию.
Однако и строительная продукция лишь частично является конечным продуктом, покидающим сферу производства (жилье, социально-культурные, экологические и оборонные объекты).
Основная ее часть (производственные, транспортные, коммунальные и другие объекты) предназначена для того, чтобы служить основным капиталом при производстве продукции, обращающейся на рынке товаров и услуг. Именно требования этого рынка в конечном счете формируют спрос на технологическом, денежном, инвестиционном и строительном рынках.
Инвестиционный и строительный рынки отражают результаты деятельности инвестиционного комплекса, который занимает центральное место в динамично развивающейся экономике. В полном объеме этот комплекс включает в себя строительную науку и проектностроительные организации; инвестиционное машиностроение; промышленность строительных материалов; строительство (производственное и непроизводственное); инвестиционную инфраструктуру (инвестиционные фонды, банки, корпорации, учреждения по подготовке кадров, консультационные фирмы, информационные подразделения и др.).
Этот комплекс осуществляет взаимный обмен продуктами деятельности с другими народнохозяйственными комплексами — межотраслевыми (АПК, по производству товаров народного потребления и услуг, машиностроительным, конструкционных материалов, топливно-энергетическим, транспортным) и функциональными (научно-техническим, социальным, внешнеэкономическим, военно-промышленным, рыночной инфраструктуры).
Инвестиционный рынок является объектом государственного регулирования в большей мере, чем рынок товаров и услуг. Это обусловлено как сложностью, многозвенностью и высокой рисковостью инвестиционного бизнеса, длительностью инвестиционного цикла, так и тем, что инвестиции имеют определяющее значение для поддержания и повышения конкурентоспособности и эффективности экономики в целом. Государственное регулирование инвестиционного рынка осуществляется в следующих основных формах:
- законодательного регулирования инвестиционной деятельности, формирования привлекательного для инвесторов инвестиционного климата;
- определения инвестиционной стратегии, выбора и поддержки стратегических приоритетов, формирования инвестиционных программ;
- налоговых льгот и иных форм поддержки отдельных видов инвестиционно-инновационной деятельности (например, малых предприятий, инновационных проектов);
- условий инвестирования при проведении приватизационных торгов и конкурсов;
- прямого бюджетного финансирования некоторых инвестиционных проектов социального, экологического, оборонного характера, а также освоения базисных инноваций;
- содействия развитию инвестиционной инфраструктуры и подготовки кадров менеджеров инвестиционных проектов;
— защиты интересов отечественных инвесторов на внешнем рынке.Регулирование инвестиционного рынка осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации и крупных муниципальных образованиях.
Участники инвестиционного рынка.
Общая схема участников инвестиционного рынка выглядит следующим образом:
1. Российские предприятия, на производственной базе которых реализуются инвестиционные проекты. Они вкладывают свои финансовые средства и основные фонды: здания и производственные помещения, технологическое оборудование, землю, на которой расположено предприятие, включая свободные участки под создание новых производственных мощностей, квалификационный персонал.
2. Инвесторы — банки и другие финансовые организации — российские и зарубежные, осуществляющие кредитование проекта и взаиморасчеты между его участниками.
3. Зарубежные компании, предоставляющие технологии и оборудование, свои сбытовые сети на мировом рынке, управленческий опыт, опыт подготовки и переподготовки персонала.
4. Проектные и строительные организации, обеспечивающие выполнение проектных и сторительно-монтажных работ.
5. Администрация — федеральная, региональная, отраслевая. местная, создающая определенный налоговый режим для участников инвестиционного процесса.
Каждый участник инвестиционного рынка играет определенную роль в инвестиционной деятельности, принося в нее то, чем богат — природно-географические, людские, производственные, организационно-управленческие возможности, финансовые средства.
Использование перечисленных возможностей требует понимания их роли в инвестиционном процессе.
Отсутствие у многих российских руководителей элементарных знаний о российских и международных организациях, осуществляющих инвестиционное сотрудничество с российскими предприятиями, о порядке “доступа” к их кредитным линиям и предъявляемых ими требованиях является одной из причин того, что в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов даже выделенные этими организациями кредиты используются не полностью. На преодоление этих барьеров, стоящих на пути между руководителями российских предприятий и финансовыми институтами, и посвящена настоящая тема.
В настоящее время инвестиционной деятельностью в России занимается ряд министерств, ведомств, государственных организаций: Минэкономики, МВЭС, Госкомимущество, отраслевые министерства и ведомства, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация и др.
Имеется два пути увеличения инвестиций:
- мобилизация ресурсов в руках государства и рост государственных капиталовложений;
- привлечение в крупных масштабах частных инвестиций (более естественен для рыночной экономики), но для них нужен благоприятный инвестиционный климат, чтобы стимулировать сбережения.
Правительство РФ приняло программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2004 года).
Среднесрочная программа должна стать базовым документом, определяющим действия правительства в ближайшие три года, направленные на решение социально-экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий должна стать логическим продолжением осуществления долгосрочной стратегии, начатого в рамках плана действий правительства на 2000-2001 годы. Основными результатами выполнения плана должны стать создание адекватной налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность, для формирования рынка земли, основ новой пенсионной системы проведения таможенной, судебной реформ, реформы социального обеспечения, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, повышения эффективности экономической инфраструктуры.
Заключение:
Ключевой особенностью развития инвестиционного рынка в России в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Это будет происходить в условиях масштабного отвлечения инвестиционных ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Модернизация также предполагает увеличение национальных инвестиционных расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры.
Другая особенность — усиление ограничивающего воздействия на темпы экономической динамики со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.
Отличительной чертой экономического подъема 1999-2000 годов было ослабление такой зависимости, что связано как с наличием значительных резервных мощностей, так и широкими возможностями импортозамещения. В таких условиях промышленный рост в разных отраслях происходил во многом автономно, роль межотраслевых взаимодействий была существенно снижена.
В 2002-2004 годах ситуация кардинально изменится. С одной стороны, динамика перерабатывающих отраслей во многом будет определяться возможностями повышения эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов. С другой стороны, технологически сопряженные отрасли будут «тормозить» друг друга, особенно в условиях недостаточной конкурентоспособности продукции и инерционных процессов выбытия производственных мощностей. На отраслевых рынках действие структурных ограничений проявится в снижении эластичности предложения по отношению к спросу, в повышении цен и частичном замещении отечественных изделий импортными.
Список используемой литературы:
а) Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Т. 1. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2005.
б) Липсиц М.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. — М.: Бек, 2006.
в) Максимова В.Ф. Реальные инвестиции. — М.: МЭСИ, 2004.
г) Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 2003.
д) Серов В.М. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
е) Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учебное пособие. – СПб: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 2002.
ж) Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.