1. Теоретические основы применения интерактивных технологий в
преподавании в высших и средне-специальных образовательных
учреждениях
1. 1 История возникновения и развития интерактивных форм обучения
Технологии интерактивных форм обучения основаны на явлении «интеракции». Понятие «интеракция» возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма, основоположником которой стал американский философ Дж. Мид, свойственно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.
Прилагательное «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).
Соответственно, интерактивное обучение можно рассматривать как специальную форму организации познавательной деятельности, базирующуюся на сочетании инициативного действия и ответного действия – реакции со стороны всех участников образовательного процесса. [27, С. 14]
Т. С. Панина и Л. В. Вавилова трактовали интерактивное обучение как: «…способ познания, реализуемый в формах совместной деятельности субъектов обучения, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместными усилиями решают проблемы, моделируют ситуации, анализируют работу, погружаясь, таким образом, в атмосферу делового сотрудничества по решению проблем».[24, С.8]
В. С. Дьяченко считал: «Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором все обучают каждого и каждый обучает всех». [13, C. 92]
Н. Н. Двуличанская писала: «Главной особенностью интерактивного обучения является изменение роли преподавателя в образовательном процессе сравнительно с его ролью в традиционном обучении. Преподаватель перестает выступать для учащихся основным источником готовых знаний, в системе интерактивного обучении его основными задачами становятся побуждение студентов к их самостоятельному поиску и анализу, организация и координация образовательного процесса, а также поддержка и консультация студентов в случае возникновения затруднений в процессе выполнения заданий. Как следствие, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы» [12, С. 14].
Курсовая по методике профессионального обучения «Современные ...
... теоретическом обоснования технологий профессионального обучения. Объект: учебный процесс в системе профессионального образования Предмет: технологии профессионального обучения Задачи исследования: раскрыть сущность и содержание педагогических технологий изучить классификацию технологий профессионального обучения изучить опыт работы Л. В. ...
Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова отмечали: «Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, учащиеся берут на себя часть обучающих функций педагога, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения». [24, С. 12]
Изучая историю возникновения и становления технологий интерактивного обучения в отечественной системе образования, можно заметить, что всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы XX века. Особо стоит отметить проектный метод, лабораторно-бригадный метод, работу в парах сменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики. Эти методы были в то время передовым словом в педагогике и основывались не только на российском, но и на зарубежном опыте. Дальнейшую разработку интерактивных методов можно найти в трудах В.А. Сухомлинского (60-е годы), а также в творчестве учителей — представителей «педагогики сотрудничества» (70-е и 80-е годы) — Ш.А. Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.
Интерес к интерактивным формам обучения проявляло большое количество ученых-педагогов. Некоторые из них изучали психологическую сторону проблемы – вопросы активности человека, активизации его учебнопознавательной деятельности: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Дьюи, А. Н. Леонтьев и другие. Другие же занимались изучением педагогической составляющей, предполагающей поиск наиболее эффективных форм и методов обучения: Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
Разработке методов, приемов, способов организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования О.С.Анисимова, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова, М.М.Левиной, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова, Л.М.Фридмана и др. [17, С. 76-79.]
Становление и развитие интерактивных форм обучения происходило по большей части через педагогическую практику – посредством одновременного использования групповой динамики, организации социальных и поведенческих навыков в сочетании с применением имитационных игр. Благодаря распространению игровых форм в образовательных учреждениях интерактивное обучение стало широко известным в 1990-е гг. Значительным шагом к распространению дидактического использования форм интерактивного обучения стали исследования и методические разработки таких психологов и педагогов, как Н. П. Аникеев, И. Г. Абрамова, Л. Г. Борисова, А. А. Вербицкий, В. Я. Платов, А. М. Смолкин и другие. Этому способствовало и сотрудничество российских педагогов с иностранными коллегами, а также активное взаимодействие отечественных и зарубежных образовательных организаций. Особенно интересен для России опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX века в США проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, были разработаны детальные руководства для преподавателей по самым разным проблемам, начиная с проведения конкретных занятий и заканчивая применением новых методов оценивания. Все эти наработки безусловно должны способствовать массовому применению новых методов в российских образовательных учреждениях. [15, C. 23-24]
Методы инновационного развития кадрового потенциала организации ...
... цикла становится эффективное управление их кадровыми ресурсами, поиск новых форм и методов организации и управления персоналом. Поэтому существует необходимость совершенствования методов и моделей инновационного развития кадрового потенциала отечественных организаций. При написании диссертации использовались научные ...
Таким образом, в данном параграфе мы изучили историю становления и развития интерактивных технологий обучения в России, а также ознакомились со взглядами наиболее известных педагогов-новаторов относительно сущности и особенностей технологий интерактивного обучения. В следующем параграфе мы рассмотрим цели, задачи, функции и преимущества технологий интерактивных форм обучения.
1. 2 Функции, цели и задачи интерактивного обучения
Согласно действующему законодательству Российской Федерации главной целью образовательного процесса на сегодняшний день является целостное развитие личности учащегося. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Таким образом, приоритетной задачей преподавателя на сегодняшний день является обеспечение на занятиях таких условий, при которых студент сам бы мог открывать для себя новые знания. Отсюда вытекают основные цели интерактивного обучения:
- создание комфортных условий обучения, условий, при которых ученик чувствует свою успешность и может наблюдать результаты своего интеллектуального труда;
- организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач;
- обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения; [22, C.
14-16]
Актуальность интерактивного обучения по мнению Е. В. Коротаевой состоит в том, что оно решает сразу несколько задач:
- Учебно-познавательную
- Коммуникационно-развивающую
- Социально-ориентационную [21, C. 41]
Н. П. Аникеева видела основные задачи технологий интерактивного обучения в следующем:
- развитие коммуникативных навыков учащихся и установление эмоциональных контактов между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечение учащихся необходимой информацией, необходимой для реализации их совместной деятельности;
- совершенствование общих учебных умений и навыков (анализа, синтеза, постановки целей);
- обеспечение воспитательной задачи (через работу в команде, которая должна способствовать развитию у учащегося умения прислушиваться к чужому мнению) [3, С. 44]
Одной из наиболее важных проблем педагогики всегда являлась проблема активизации познавательной деятельности обучающихся. В этом и состоит одно из важнейших преимуществ интерактивного обучения перед традиционным: оно изменяет привычные репродуктивные, воспроизводящие формы на диалоговые, базирующиеся на взаимопонимании и взаимодействии, что создает условия для повышения уровня познавательной активности студентов. [20, C. 14]
Как отмечала Е. В. Коротаева: «Отличительной чертой интерактивного обучения является то, что в ходе обучения большинство студентов оказываются «втянутыми» в процесс познания, анализируя то, что они знают, понимают и думают в отношении той или иной проблемы или задачи». [21, C. 49]
Формы, методы и задачи повышения финансовой грамотности населения
... повышении собственной финансовой грамотности. Низкий уровень финансовой грамотности, на мой взгляд, может привести, к сдерживанию развития финансовых рынков и ... мировой экономике . Сегодня повышение финансовой грамотности населения стало приоритетной задачей как для государства, так и ... информационные семинары, конференции для студентов в ВУЗах, организуются ярмарки финансовых услуг для населения в ...
Интерактивные формы обучения строятся на позитивном диалоговом
общении, организация и развитие которого ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач. В процессе диалогового общения студенты развивают свои навыки критического мышления и решения сложных проблем — анализируя обстоятельства и соответствующую информацию, взвешивая альтернативные мнения собеседников, принимая продуманные решения, общаясь с другими участниками образовательного процесса. [10, C. 81]
По мнению В. С. Грехнева и Н. В. Самоукиной можно выделить такие функции интерактивного обучения как:
- активизация процесса обучения;
- формирование предметных знаний и надпредметных умений и навыков в процессе самостоятельной работы;
- развитие творческих способностей студентов, создание атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки в коллективе. [26, C.112]
О.О. Жебровская говорит о возможности реализации в процессе применения интерактивных форм обучения сразу нескольких функций:
- обучающей (подразумевающей усвоение содержания образовательной программы, развитие определенных навыков, умений);
- коммуникативной (объединение студентов в группу, установление определенного рода контактов между ними);
- релаксационной (снятие эмоционального напряжения);
- психотехнической (перестройка психики студентов для наиболее интенсивного усвоения учебного материала).
[26, C. 135]
Сочетание перечисленных выше функций дает наиболее эффективный результат в педагогической практике.
Подводя итог, можно отметить, что интерактивное обучение базируется на принципах:
- взаимодействия;
- активности обучаемых;
- опоре на групповой опыт;
- обязательной обратной связи;
- создания среды образовательного общения, характеризуемой открытостью, взаимодействием участников, уважением чужих аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.[11, C.
24-25]
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели основные цели, задачи, функции технологий интерактивных форм обучения с позиций различных педагогов-ученых. В следующем параграфе мы рассмотрим наиболее распространенные в образовательной среде интерактивные формы обучения.
1.3 Основные формы интерактивного обучения
Следует упомянуть о том, что на данный момент технологии интерактивного обучения представлены множеством форм, из которых наиболее распространенными в современной системе образования являются:
- Творческие задания
- Работа в малых группах
- Мозговой штурм
- Обучающие игры (которые в свою очередь можно подразделить на
ролевые игры и деловые игры )
- Дискуссии
- Метод проектов
- Эвристические беседы
- Мозговой штурм
- Тренинги
- Метод кейсов
- Мини-лекция
- Проблемная лекция
- Лекция-беседа
- Лекция-дискуссия
- Лекция-пресс-конференция
- Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками)
- Лекция-визуализация [9, С. 5]
Дадим краткую характеристику каждой из вышеназванных форм.
Инновационные методы обучения
... и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем ... возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической ... инновационные программы в учебных заведениях, так же большую роль играет домашнее воспитание и культура в целом у студентов и ...
Под творческими заданиями понимаются учебные задания, требующие от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, так как задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание является базой для любого интерактивного метода и имеет главной своей целью мотивацию обучающихся. Отсутствие единственного правильного ответа и возможность найти свое уникальное решение, основанное на личном опыте учащегося и опыте его коллеги, позволяют создать фундамент для сотрудничества всех участников учебного процесса, включая преподавателя.
Работа в малых группах представляет собой технологию обучения, предполагающую совместный поиск малой по количеству участников группой путей решения определенной проблемы или задачи. Данный метод позволяет абсолютно всем обучающимся, в том числе и стеснительным, участвовать в работе, практикуя свои навыки сотрудничества и межличностного общения. Организуя работу в малой группе, преподавателю следует прежде всего убедиться в том, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. В противном случае занятие окажется крайне неэффективным. Кроме того, инструкции по выполнению задания нужно сделать максимально ясными для участников. Наконец, надо предоставить группе достаточно времени на выполнение задания.
Суть метода дискуссии состоит в обмене учащимися своими взглядами по конкретной проблеме. Данный метод позволяет студентам учиться отстаивать собственное мнение, учитывая в то же время точки зрения оппонентов. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, при обсуждении итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, однако дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос. Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки студентов. В целом учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания студентов.
Метод эвристической беседы состоит в том, что преподаватель путем искусно сформулированных наводящих вопросов помогает студентам прийти к самостоятельному правильному ответу. Стоит отметить, что данный метод предполагает наличие у студентов базовых знаний, представлений, понятий по теме занятия. При подготовке к беседе педагогу необходимо в первую очередь четко определить цель и составить план занятия, а затем — сформулировать основные и вспомогательные вопросы., которые обязательно должны быть связаны логически, а также соответствовать уровню развития учащихся.
Метод проектов представляет собой последовательность действий, осуществляемых учащимися для достижения поставленной преподавателем задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде определенного конечного продукта. Главное преимущества метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения учебных задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Данный метод \отводит преподавателю роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта учащихся. Целью метода проектов является развитие совершенствование познавательных навыков студентов, развитие их критического и творческого мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов направлен на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.
Традиционные и инновационные методы обучения
... же условиях. Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения ... классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В ...
Суть технологии мозгового штурма состоит в том, что преподаватель предлагает студентам высказать свои мнения по определенному вопросу, фиксирует на бумаге все прозвучавшие высказывания, после чего, перечислив их вслух, спрашивает у участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов. В ходе обсуждения вариантов ответов учащимся следует выделить из них те, что имеют наибольшее значение.
Технологию тренинга в обучении можно трактовать как процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Подготовка преподавателем занятия в форме тренинга подразумевает: работу над планом – сценарием тренинга; работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг; самоподготовку преподавателя; – распределение ролей между участниками.
Метод кейсов принято понимать как технологию обучения, использующую описание реальных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать данную ситуацию, максимально приближенную к реальной, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Метод кейсов базируется на описании конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей. При анализе конкретной ситуации учащиеся должны вжиться в конкретные обстоятельства, оценить ситуацию, решить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, после чего, определив свои роли в решении проблемы, выработать целесообразные линии поведения. Данная технология способствует повышению познавательной способности учащихся во время обсуждения идей и предлагаемых решений, являющихся результатом совместных усилий всех участников. Результативность метода кейсов обеспечивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы, что способствует расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом. Метод кейсов позволяет развивать будущим специалистам умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения.
Деловая игра — это форма интерактивного обучения, предполагающая моделирование разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Данная форма обучения имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Эффективность деловой игры обусловлена тем, что она снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (метода «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Особенно эффективным данный метод оказывается при компетентностно- ориентированном образовательном процессе.
Материалы для студентов
... практическая работа по Excel. Таблицы Excel – универсальный рабочий инструмент современного специалиста для ... по PHP Задачи по скриптовому языку разработки PHP занимают особое место среди занятий по информатике и информационным технологиям, ... не устройства, обрабатывают информацию и управляют деятельностью компьютера. Существуют ... разработке игр, машинном обучении, Data Science, компьютерном ...
Метод ролевой игры состоит в разыгрывании участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в целях овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников).
Участники получают задание на карточках, распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) ее всей группе. Преимуществом ролевой игры является то, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.[6, C. 98]
Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт преподавателя с аудиторией, является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Преимуществом лекции-беседы является то, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы и определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых. Стоит отметить однако, что эффективность лекциибеседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого обучаемого вовлечь в двусторонний обмен мнениями, в первую очередь – из-за нехватки времени. К участию студентов в лекциибеседе можно привлечь различными приемами. например, озадачиванием слушателей вопросами в начале лекции и по ее ходу — для выяснения мнений и уровня осведомленности по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Обучаемый, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла слушателями. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.
Лекция-дискуссия предполагает свободный обмен мнениями учащимися по определенным вопросам в интервалах между логическими разделами лекции. Данная форма интерактивного обучения имеет целью оживление учебного процесса, активизацию познавательной деятельности аудитории Следует заметить, что эффективным данный метод оказывается только правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею преподавателем. Во время лекции преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается. Выбор вопросов для активизации учащихся и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.
Инновационные формы организации обучения
... наименований и 2 приложения. Глава 1. Теоретические основы применения инновационных форм организации обучения 1 Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании Одним из безусловных вызовов нашего ... формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность. Человек должен быть не только материалом ...
Проблемная лекция представляет собой такую форму интерактивного обучения, при которой привлечение студентов к активной деятельности осуществляется преподавателем с помощью создания проблемных ситуаций на занятии. После постановки проблемы преподавателем учащиеся в течение лекции самостоятельно должны найти решение проблемы, представленной в виде последовательности проблемных ситуаций, проблемных вопросов, проблемных задач. Материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки. В проблемной лекции логика учебного познания как бы имитирует логику научного познания. Постепенное решение проблемы демонстрирует студентам алгоритмы поисковой исследовательской деятельности. Преимущество данного метода заключается в том, что полученные знания представляются студентам истинными не только в силу авторитета преподавателя, но и в силу подтверждения их истинности результатами самостоятельной мыслительной активности учащихся.
Лекция с заранее запланированными ошибками – это интерактивная форма проведения лекции, направленная на развитие у учащихся навыков оперативного анализа профессиональных ситуаций, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить слушателям. Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства. Задача слушателя заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы — преподавателем, слушателями или совместно. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность слушателей. Лекции с запланированными ошибками вызывают у слушателей высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. слушатели в своей практической деятельности использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у слушателей сформированы основные понятия и представления.
Лекция — пресс-конференция носит игровой характер типа «блицопроса», в которой слушатели играют роль участников пресс-конференции, а учитель выполняет роль ведущего. Главной задачей преподавателя является обязательный ответ на любой вопрос. После формулировки студентами вопросов, преподаватель должен, рассортировав данные вопросы по смысловому содержанию, приступить к чтению лекции, включив ответы на заданные вопросы в ее содержание. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Преимуществом данного вида лекции является то, что активизация деятельности слушателей лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого лично. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание слушателя. Вопросы в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Лекцию-прессконференцию лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.
Для набора рейтинга и получения оценки студент обязан пройти ...
... отчета Аудиторные Семинары и Всего часов Занятия Лекции работа 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Тема 1. Понятие и содержание 3 ... процесса является самостоя тельная работа студентов. В ходе самостоятельной работы сту денты могут выполнять рефераты по различным вопросам кур са. Примерная тематика рефератов дана в разделе V программы. ...
Мини-лекция – разновидность интерактивной лекции, подразумевающая изложение материала на доступном для участников языке по принципу «от общего к частному», при которой преподаватель каждый раз, перед тем, как перейти к очередному вопросу, подытоживает ранее сказанное и убеждается в том, что был правильно понят слушателями. Перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. В конце лекции обсуждаются все возникшие у участников вопросы, после чего преподаватель спрашивает у учащихся, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести.
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов. Отличительной чертой лекциивизуализации является свертывание информации в емкие наглядные образы, которые, будучи воспринятыми мозгом учащегося, могут быть в дальнейшем быть развернутыми, служа опорой в практической деятельности будущего специалиста. Лекция-визуализация призвана систематизировать и обобщать учебный материал, выделять в нем ключевую информацию и отсеивать второстепенную а также стимулировать познавательную активность студентов, концентрировать их внимание на наиболее важных моментах содержания лекции. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел или тему дисциплины. [9, С. 27-36]
Итак, в данном параграфе мы перечислили основные формы интерактивного обучения и дали им краткую характеристику.
Обобщая ключевые моменты первой главы курсовой работы, подчеркнем, что технологии интерактивных форм обучения представляют собой основанную на диалоговом общении организацию когнитивной деятельности учащихся, нацеленную на преимущественно самостоятельное приобретение знаний студентами, решающую учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную задачи и выполняющую функции активизации процесса обучения, развития творческих способностей студентов и создания атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки в коллективе учащихся. Истоки же технологий интерактивных форм обучения можно обнаружить в лабораторно-бригадных и проектных методах, в производственных и трудовых экскурсиях, применявшихся в отдельных советских образовательных учреждениях в 20-е гг. XX века на экспериментальной основе. На сегодняшний день мы можем найти немало подтверждений положительного влияния на процесс обучения применения технологий интерактивных форм обучения, особенно они зарекомендовали себя в образовательной системе США, где на основе проведенных многочисленных экспериментов и научных исследований американскими педагогами была доказана их высокая эффективность. Кроме того, мы выяснили, что на данный момент интерактивное обучение представлено множеством форм, каждая из которых имеет свои отличительные черты.
В следующей главе мы подробнее рассмотрим одну из наиболее распространенных интерактивных форм проведения лекционных занятий – лекцию-визуализацию, предварительно изучив теоретические основы технологии визуализации учебного материала.
2. Технологии визуализации учебной информации в системе
интерактивного обучения
2. 1 Принципы технологий визуализации учебного материала
Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Данному требованию как раз отвечает технология визуализации учебной информации, предполагающая свертывание обильного количества учебной информации в максимально емкий наглядный и доступный для понимания учащегося образ. [7, C. 111]
В широком смысле под «визуализацией информации» принято понимать представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Однако такая трактовка визуализации как процесса наблюдения — предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства в таком случае выполняют лишь иллюстративную функцию. Иное определение визуализации дается в известных педагогических концепциях (теории схем — Р.С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов — Ч. Фолкер, М. Минский и др.), в которых этот феномен истолковывается как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции.
Аналогичным образом понятие визуализации понимает Вербицкий А.А.: «Процесс визуализации — это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [25, С. 59].
Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Лаврентьевым Г.В. и Лаврентьевой Н.Е., которые определяли ее как систему, включающую в себя такие слагаемые, как: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения. [2, С. 164]
Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце 60-х годов XX века в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира (давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально) и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки. [8, C. 37]
На сегодняшний день доказано, что наиболее эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», т.е. представление в компактном, удобном для использования виде. К основам сжатия учебной информации можно отнести теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова, теорию укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева. Под «сжатием» информации понимается прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация. П.М. Эрдниев утверждал, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном» [29, С. 72-80]. Следует также учесть, что способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов.
Следовательно, в процессе обучения должны формироваться такие элементы профессионального мышления как:
- систематизация;
- концентрация;
- выделение главного в содержании. [4, C. 53]
Методологический фундамент рассматриваемой технологии составляют следующие принципы ее построения: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.
Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами:
- языковыми;
- символическими;
- графическими.
Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста — как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст, но его качество и прочность будет зависеть от качества и прочности этих схем в памяти, от того, созданы они интуитивно студентом или профессионально — преподавателем. Это довольно сложная интеллектуальная работа и студента надо последовательно к ней готовить.
Наибольший эффект в усвоении информации будет достигнут, если методы ведения записей соответствуют тому, как мозг хранит и воспроизводит информацию. Физиологи П.К. Анохин, Д.А. Поспелов доказывали, что это происходит не линейно, списком, аналогично речи или письму, а в переплетении слов с символами, звуками, образами, чувствами. Спецификой работы мозга обосновывают свою систему квантового обучения американские ученые-педагоги Б. Депортер и М. Хенаки. Их вклад в способы создания моделей учебного материала — это «Карты памяти», «Записи фиксирования и создания», «Метод группирования».
Принцип системного квантования предполагает учет следующих закономерностей:
- учебный материал большого объема запоминается с трудом;
- учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
- выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует более эффективному запоминанию.
Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. По мнению З.И. Калмыковой, абстрактный учебный материал, прежде всего, требует конкретизации, и этой цели соответствуют различные виды наглядности — от предметной, до весьма абстрактной, условно-знаковой: «При восприятии наглядного материала человек может охватить единым взглядом все компоненты, входящие в целое, проследить возможные связи между ними, произвести категоризацию по степени значимости, общности, что служит основой не только для более глубокого понимания сущности новой информации, но и для ее перевода в долговременную память» [19, С. 71-80].
Итак, в данном параграфе мы изучили теоретические основы технологии визуализации учебного материала, историю разработки данной технологии выдающимися педагогами-учеными и фундаментальные принципы ее построения. В следующем параграфе мы рассмотрим лекцию-визуализацию как интерактивную форму проведения учебных занятий.
2. 2 Лекция-визуализация как интерактивная форма проведения учебных
занятий
Одной из наиболее распространенных интерактивных форм проведения лекционных занятий на данный момент в российских образовательных учреждениях является лекция-визуализация, представляющая собой новый подход к применению принципа наглядности в обучении – одного из ведущих принципов педагогики. Помимо принципа наглядности, данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип доступности, то есть, позволяет интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации. Как известно, слишком большой объем передаваемой информации зачастую затрудняет ее восприятие. Решением этой проблемы может стать использование на лекционных занятиях визуальных материалов и технических средств. Реализация метода визуализации на занятиях положительно влияет на качество усвоения материала учащимися, стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся путем активизации одновременно нескольких сенсорных систем студентов. [5, C. 27-28] Кроме того, преобразование лекционного материала в визуальную форму помогает систематизировать и обобщить учебную информацию, наглядно выделить в ней ключевые моменты. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность использования лекцийвизуализаций в учебном процессе.
Лекцию-визуализацию целесообразнее всего применять при ознакомлении студентов с новыми разделами, темами дисциплины. При планировании данной разновидности лекции задача педагога сводится к тому, чтобы представить студентам информацию, содержащуюся в лекции, в визуальных образах – посредством технических средств обучения либо же вручную (иллюстрируя информацию схемами, рисунками, чертежами на классной доске).
В ходе лекции педагог комментирует представляемый им материал, дает развернутые разъяснения касательно наиболее сложных моментов лекционного материала. Большое значение в визуализированной лекции имеет наличие логической последовательности в структуре излагаемого материала, оптимально подобранный ритм подачи материала, а также степень доступности материала для студентов. С целью повышения эффективности лекционного занятия следует комплексно привлекать в учебный процесс технические обучения, гротескные рисунки (с помощью которых можно представить наиболее сложную для восприятия информацию в упрощенном виде), а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. [28, С. 5-7]
Стоит отметить, что основную трудность для преподавателя при разработке лекции-визуализации составляет выбор и подготовка наиболее оптимальной для данного занятия системы средств наглядности с учетом специфики дисциплины, соблюдение баланса между техническими и традиционными средствами наглядности, а также дидактически обоснованная подготовка процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний. К проблемам, связанным с разработкой лекциивизуализации, можно также отнести и большие затраты времени со стороны преподавателя на подготовку занятия в данной форме. Наконец, следует упомянуть о том, что на данный момент далеко не все преподаватели высших и средне-специальных учебных заведений в достаточной мере владеют навыками работы с современными техническими средствами обучения, что безусловно снижает уровень эффективности занятия в случае применения ими данной разновидности лекции.
Если говорить о разновидностях средств визуализации учебной информации, то следует отметить, что на данный момент их перечень достаточно обширен. Если в семидесятых годах прошлого столетия основным средством визуализации учебного материала являлись опорные схемы В. Ф. Шаталова (позволявшие обучающимся усваивать новый материал по опорным сигналам — ключевым словам, знакам), то сейчас в педагогической практике используются более сотни методов визуального структурирования — от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causal chains).
Из наиболее широко распространенных в учебной среде можно выделить: интеллектуальные карты (карты ума, карты сознания, диаграммы связей, ментальные карты), блок-схему, схему «Логические деревья», графы, кластеры, скрайбинг, инфографику, видеоролики, фрагменты кинофильмов, различные компьютерные программы (среди которых наибольшей популярностью пользуется Microsoft Office PowerPoint — программа, предназначенная для создания презентаций).
С помощью мультимедийной презентации педагог может с легкостью структурировать и систематизировать учебный материал, при необходимости подкрепляя информацию анимационными эффектами или видеофрагментами – для представления сложных динамических процессов. [23, С. 10−30]
Грамотно разработанная лекция-презентация отличается рядом достоинств, а именно:
1. Четкая структурированность и упорядоченность учебной информации
2. Эмоциональная привлекательность для студентов (возможность представлять информацию в удобной для восприятия последовательности, эффективно сочетать звуковые и визуальные образы)
3. Наиболее полная реализация принципа наглядности; воздействие на все каналы восприятия учащихся
4. Экономия времени
5. Индивидуализация темпа восприятия информации для студентов
6. Возможность оперативного возвращения к предыдущему материалу в случае необходимости
Итак, мультимедийная презентация позволяет доступно и наглядно преподносить лекционный материал, пробуждать у студентов интерес к учебе и даже мотивировать их на углубленное изучение материала по представленной теме или разделу дисциплины.
Следует заметить, что лекция-визуализация позволяет решать такую важную для образовательного процесса задачу как придание абстрактным (не имеющих зримой формы, а потому – зачастую порождающих затруднения в восприятии материала некоторыми студентами) понятиям наглядный, конкретный характер.
В целом лекция-визуализация имеет ряд преимуществ. Так, она:
1. Приближает содержание лекционного материала к наиболее удобной для восприятия студентами форме
2. Помогает систематизировать и обобщать учебный материал, выделяя из него наиболее важные моменты и отсеивая — второстепенные
3. Способствует наиболее эффективному запоминанию лекционного материала – путем создания ассоциативных цепочек при применении визуальных средств
4. Способствует концентрации внимания обучающихся на лекционном занятии, стимулирует их познавательную активность, пробуждает у них интерес к дисциплине
5. Создает своеобразную опору для профессионального мышления – путем «свертывания» сложной учебной информации в наглядный образ, которой может быть «развернут» в будущем при решении профессиональных задач. [14, С. 9-10.]
6. Способствует повышению визуальной грамотности
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели лекцию-визуализацию как одну из наиболее известных интерактивных форм проведения лекционных занятий, ознакомились с порядком ее разработки и организации, основными ее функциями, преимуществами и особенностями применения в учебном процессе.
Подводя итог во второй главе данной курсовой работы, отметим, что лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала через различные опорные схемы, рисунки, чертежи, таблицы, графики, модели, анимации, фотографии, видеозаписи и т.д. Данный вид лекции, реализующий одновременно дидактические принципы наглядности и доступности и базирующийся на принципах системного квантования и когнитивной визуализации, способствует активизации познавательной активности студентов, развитии у них творческого и профессионального мышления, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. В следующей главе данной курсовой работы мы докажем эффективность применения интерактивных технологий обучения на примере проведения занятия по дисциплине «Экономическая теория» в форме лекциивизуализации с применением программы Microsoft Office PowerPoint
3. Практическое применение лекции-визуализации на занятии по
дисциплине «экономическая теория»
3. 1 Методика разработки и проведения занятия в форме лекции-визуализации
Прежде чем перейти непосредственно к разработке лекционного занятия, рассмотрим основные методические рекомендации по подготовке и проведению занятия в форме лекции-визуализации.
Разработка и организация лекции-визуализации включает в себя следующие этапы:
1. Постановку цели и задач лекционного занятия.
2. Подготовку к проведению лекции:
- подбор материала для преобразования его в визуальную форму;
- разработку конспекта проведения лекции с включением в него визуального материала;
- разработку визуального ряда (слайды, рисунки, фото, схемы, таблицы и т.п.);
- определение методов, приемов и средств стимулирования творческой и мыслительной активности студентов;
3. Проведение лекции:
- изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса
- инструкцию к просмотру визуального ряда (указание на наиболее важные моменты лекции, на которые необходимо обратить внимание при ее конспектировании)
- демонстрацию визуального ряда
- комментирование преподавателем ключевых моментов лекции
- ответы на вопросы студентов
4. Завершение лекции (каждому из студентов предлагается высказать собственное мнение либо же осуществить выбор между предложенными точками зрения относительно решения поставленной проблемы).
Конспектирование лекции-визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Существует три варианта конспектирования такой лекции:
1. Выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений;
2. Конспектирование содержания плюс изучение раздаточного материала в виде графиков, схемам, таблиц
3. Раздача наглядных изображений в электронном виде всем студентам для последующего самостоятельного изучения. [1, C. 22-25]
В визуализированной лекции важны: определённая визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств, режиссуре процесса чтения лекции, уровне владения преподавателем соответствующими техническими средствами, которые будут использоваться на занятии, технические параметры функционирования используемой техники (время вхождения в рабочее состояние, шумовой фон и др.).
Необходимо учитывать:
- уровень подготовленности и образованности аудитории;
- темп восприятия предъявляемых материалов;
- профессиональную направленность;
- особенности конкретной темы;
- назначение наглядных материалов: иллюстративная задача, компактное представление изучаемых материалов;
- дополнительная информация;
- количество представляемой информации;
- техническую оснащённость учебного помещения и др.
Преподавателю стоит помнить о том, что, что не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина.
Среди общих критериев для лекции-визуализации можно выделить следующие:
- Визуальные объекты должны быть четкими, яркими, насыщенными, доступными для изучения
- Для представления визуальных объектов важны заранее определенная последовательность, логика и ритм подачи учебного материала.
- В конце лекции необходимо обобщение представленного визуального материала.
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новую дисциплину, тему или раздел.
Как мы уже упоминали в предыдущем параграфе, наиболее простым, доступным и эффективным средством организации лекционного материала на данный момент является программа, предназначенная для разработки презентаций – Microsoft Power Point. В случае разработки преподавателем лекции в данном формате материал представляется в виде последовательности слайдов, формируемых на экране компьютера. Данная программа позволяет создавать различные анимационные эффекты, перемещать элементы изображений, последовательно выводить их на экран, демонстрируя последовательность построения конкретного изображения.
Темп изложения и последовательность представления материала управляется лектором, он может пропускать некоторые элементы или возвращаться к рассмотренным ранее.
Основой для формирования лекции-презентации является ее сценарий. Сценарий или алгоритм презентации должен описывать все составляющие: текст, звуковое сопровождение, изображения, фото- и видеоматериалы, анимацию. Электронные материалы создаются в соответствии со сценарием.
В целом лекция-презентация представляет собой набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного элемента к другому и хранящихся в общем файле. Слайд содержит различные объекты, которые представляются на экране в виде единой композиции.
В составе слайда могут присутствовать следующие объекты:
- заголовок и подзаголовок
- текст
- маркированные списки
- графические изображения (рисунки)
- таблицы
- диаграммы
- видеофрагменты
К основным принципам разработки лекций-презентаций относят:
- принцип доступности (сопровождение каждого элемента презентации соответствующими пояснениями)
- принцип разнообразия форм (базирующийся на принципе индивидуального подхода к обучающимся и предполагающий использование преподавателем различных средств наглядности при разработке презентации)
- учет особенностей восприятия учащимися информации с экрана (подразумевающий сведение текстовой информации к миниуму – путем замены большей ее части схемами, диаграммами, рисунками, анимацией и фото)
- принцип занимательности (включение в презентацию занимательных объектов)
- принцип динамичности (подбор оптимального для восприятия темпа смены слайдов)
Как уже было сказано ранее, слайды лекции-презентации могут включать в себя не только статические, но и динамические элементы: видеофрагменты, анимации, интерактивные трехмерные представления – и т.д. Во время проведения электронной лекции удобно переключаться в различные приложения, демонстрирующие функционирование изучаемых объектов , протекание изучаемых процессов, решение задачи – и др.
Характер изображений, входящих в состав презентации, определяется содержанием предъявляемого на слайдах учебного материала. В качестве таких изображений могут выступать:
- иллюстрации технических объектов, технологий и процессов (схемы, эскизы, чертежи – и т.п.)
- представления формальных выражений (математических, логических) и их взаимосвязей
- графики, диаграммы, гистограммы, таблицы и др.
- структурно-логические схемы (позволяющие представить абстрактный теоретический материал в наглядном и доступном виде)
При трансформации лекционного материала в слайд-шоу преподавателю необходимо учитывать следующие моменты:
1. Необходимо придерживаться баланса между содержанием информации и средствами ее представления, то есть, не следует перегружать презентацию обилием анимации, не стоит также использовать слишком яркие, кричащие цвета при оформлении материала.
2. Не стоит перегружать слайды большим количеством текста, текст презентаций не должен в точности дублировать речь преподавателя. На слайде рекомендуется размещать преимущественно тезисы и основные понятия. Размещенный на слайдах текст не должен быть слишком мелким, он должен быть достаточно хорошо различим для всех студентов.
3. Смена одного слайда другим не должна осуществляться слишком быстро, в противном случае студенты не будут успевать обдумывать и осмысленно конспектировать новую для них информацию. [18, С. 31-36]
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели методику разработки занятия в форме лекции-визуализации. В следующем параграфе мы докажем эффективность применения интерактивных технологий обучения на примере проведения занятия по дисциплине «Экономическая теория» в форме лекциивизуализации.
3.2 Разработка занятия по дисциплине «экономическая теория» в форме
лекции-визуализации на тему: «общее равновесие и экономическая
эффективность»
В методическую разработку занятия входит:
- план проведения занятия
- конспект лекции-визуализации
- приложение в виде мультимедийной презентации по теме занятия
План лекции:
1.Анализ общего равновесия экономики.
2.Эффективность обмена. Коробка Эджуорта.
3.Эффективность производства. Критерий оценки благосостояния. Квазиоптимум.
Тип занятия : «Изучение нового материала»
Вид занятия: «Комбинированное занятие»
Форма занятия: «Лекция-визуализация»
Цель занятия: организация работы студентов по изучению и осмыслению новых экономических понятий, предусмотренных учебной программой.
Задачи занятия
1. Образовательные:
- Дать студентам представление об общем равновесии и экономической эффективности
2. Развивающие:
- Развитие экономического мышления студентов
3. Воспитательные:
- Обеспечение условий для воспитания у студентов интереса к будущей профессии
- Понимание социальной значимости общего равновесия и экономической эффективности
Методы обучения:
- Фронтальная беседа
- Рассказ
Ресурсное обеспечение занятия:
Подготовка кабинета:
- обеспечение студентов рабочими местами
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- компьютерная презентация по теме занятия
Раздаточный материал:
- в виде слайдовой презентации по теме лекционного занятия (для последующего копирования на флеш-накопители либо пересылки по электронной почте)
Основная литература:
1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. Учебник:– М. Высшая школа, 2012.
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М. Финансы и статистика, 2015.
3. Нуреев Р. М. Основы экономической теории. – М.:НОРМА-ИНФА, 2006.
Ожидаемые результаты занятия
По итогам занятия студенты должны:
- Иметь представление об общем равновесии экономики и условиях его возникновения;
- Иметь представление об эффективности обмена и эффективности производства и их критериях;
- Понимать роль и назначение «коробки Эджуорта» при анализе общего равновесия, ознакомиться с ее графическим представлением
- Понимать суть критерия оценки благосостояния Парето
- Иметь представление о теории квазиоптимума и ее назначении в анализе рынка
- Уметь использовать график коробки Эджуорта для того, чтобы показывать эффективные варианты распределения факторов производства и выпускаемой продукции
Этапы занятия
1) организационный момент
2) актуализация знаний
2) изучение нового материала
3) закрепление нового материала
4) домашнее задание
5) подведение итогов занятия
Ход занятия: Действия преподавателя Действия студентов
Организационный момент( 5 мин)
Преподаватель здоровается с Студенты встают и приветствуют группой, отмечает отсутствующих преподавателя, садятся. Дежурный студентов, после чего – озвучивает говорит, кто из студентов цель и задачи занятия отсутствует.
Актуализация знаний ( 5 мин) Студенты отвечают на вопросы,
дополняют ответы друг друга. Преподаватель, актуализируя знания студентов по ранее изученным темам методом фронтальной беседы, подводит их к усвоению новой темы.
Изучение нового материала (60 мин)
Преподаватель демонстрирует
Студенты слушают объяснения слайды, дает к каждому из них
преподавателя и наблюдают за комментарии и предлагает
информацией на экране. Анализируя студентам законспектировать
новую информацию, выполняют материал.
конспект материала.
Преподаватель отвечает на вопросы Студенты задают вопросы. студентов.
Закрепление нового материала.
(15 мин)
Преподаватель проводит небольшой обобщающий устный опрос по
Студенты активно отвечают на новой теме и приходит к выводу о
вопросы. том, что материал темы студентами усвоен достаточно хорошо.
Домашнее задание (3 мин): Студенты внимательно слушают
преподавателя и записывают Преподаватель озвучивает домашнее
домашнее задание. задание.
Итог занятия (5 мин):
Преподаватель подводит итог урока, Студенты слушают преподавателя. объявляет оценки за работу на уроке.
Преподаватель прощается со Студенты прощаются с студентами. преподавателем.
Содержание теоретического занятия
1) Актуализация знаний (фронтальная беседа со студентами)
«Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим об общем равновесии экономики, условиях его достижения, а также о критериях экономической эффективности. Для того, чтобы лучше разобраться в новой теме, нам с вами нужно будет освежить в памяти такие понятия, как полезность, прибыль, издержки, а также вспомнить о том, что такое конкурентный рынок и какими субъектами и факторами определяется его структура и состояние». (Студенты поднимают руки и дают определение и характеристику перечисленным понятиям)
2) Изучение нового материала.
Теперь перейдем к новой теме – «Общее равновесие и экономическая эффективность». (слайд 1)
Наша сегодняшняя лекция будет иметь следующий план (слайд 2):
Прежде всего выясним, что такое общее и частичное равновесие. Если частичное равновесие – это равновесие, которое формируется на отдельных рынках, то общее равновесие – это равновесие, которое складывается в экономике в целом – в результате взаимодействия всех конкурентных рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объем продаж на всех рынках. Рассмотрим основные условия общего конкурентного равновесия, которое устанавливается в экономике, где все рынки являются чисто конкурентными, отсутствуют структуры несовершенной конкуренции и регулирующая роль государства.
На всех рынках взаимодействуют потребители и производители, покупатели и продавцы, поэтому в состоянии общего равновесия должно наблюдаться как потребительское равновесие, так и равновесие производителей на товарных и ресурсных рынках.
При этом для достижения равновесия потребителя, при котором он получает максимальную общую полезность, необходимо, чтобы отношение предельной полезности к цене по всем покупаемым товарам было одинаковым: (слайд 3)
УСЛОВИЯ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ
Равновесие потребителя:
Для каждого отдельного потребителя в состоянии
общего равновесия необходимо, чтобы отношение
предельных полезностей последних единиц
(порций) любых двух приобретенных товаров
равнялось отношению их цен.
Соответственно, для любых двух товаров должно соблюдаться равенство:
=
Данное условие потребительского равновесия можно также представить в виде формулы предельной нормы замещения двух товаров (коэффициента субституции):
= =
Другими словами, для каждого отдельного потребителя в состоянии общего равновесия необходимо, чтобы отношение предельных полезностей последних единиц (порций) любых двух приобретенных товаров равнялось отношению их цен.
Равновесие фирмы — производителя экономических благ включает в себя, с одной стороны, ее равновесие на товарных рынках как продавца готовой продукции; с другой стороны, равновесие фирмы на ресурсных рынках как покупателя факторов производства.
Определим условие равновесия конкурентной фирмы, при котором она производит оптимальное количество продукции, обеспечивающее ей максимальную валовую прибыль: (слайд 4)
УСЛОВИЯ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ
Равновесие фирмы-производителя
отношение предельных издержек
производства любых двух товаров должно
быть равно отношению их цен
предельная выручка от использования
каждого ресурса должна быть равна его цене
цена единицы готовой продукции должна
равняться предельным издержкам на ее
производство.
Цена единицы готовой продукции должна равняться предельным издержкам на ее производство. Для достижения общего равновесия это равенство следует соблюдать по всем видам выпускаемой в конкурентной экономике продукции
MC1=P1; MC2=P2;…;MCn=Pn
Из данной формулы выводим условие, необходимое для соблюдения равновесия производителей любых двух товаров в положении общего равновесия:
=
Отношение предельных издержек производства любых двух товаров должно быть равно отношению их цен.
Для достижения равновесия производителя, при котором производитель использует оптимальное соотношение ресурсов, обеспечивающее ему максимальную валовую прибыль, нужно, чтобы предельная выручка от использования каждого ресурса была равна его цене:
- MRPL=PL; MRPC=PC
Отсюда — выводим:
=
Таким образом, мы приходим к следующим выводам: (слайд 5)
ВЫВОДЫ:
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОЛЕЗНОСТЕЙ
БЛАГ ДЛЯ ВСЕХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ=ОТНОШЕНИЮ ИХ ЦЕН
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК
ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ ДЛЯ ВСЕХ
ФИРМ=ОТНОШЕНИЮ ЦЕН ЭТИХ ТОВАРОВ
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЫРУЧКИ ОТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕХ РЕСУРСОВ ДЛЯ
ВСЕХ ФИРМ=ОТНОШЕНИЮ ЦЕН ЭТИХ
РЕСУРСОВ
Известный экономист Леон Вальрас утверждал, что решение проблемы общего равновесия можно доказать математически. (слайд 6)
Предпосылки модели Вальраса:
- Совершенная конкуренция;
- В экономике существует m видов
потребительских благ;
- В экономике имеется n видов
ресурсов;
- Полученный доход потребители
распределяют между разными
потребительскими благами,
максимизируя свои функции
полезности (прибыль =0)
Он предложил 4 группы уравнений (т + п + т + п = = 2т + 2n) (слайд 7):
СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ ВАЛЬРАСА
1)группа m уравнений выражает величину
спроса на готовую продукцию как функцию цен
на нее;
2)группа n уравнений выражает величину
предложения производительных услуг (факторов
производства) как функцию их цен;
3)группа m уравнений выражает цены готовой
продукции в ценах потребленных
производительных услуг с помощью технических
коэффициентов затрат;
4)группа n уравнений, выражает равновесие
между общим количеством реализованных
производительных услуг и совокупным
количеством предметов потребления, созданных
в результате затрат соответствующих факторов
производства
В конечном виде систему уравнений Вальраса можно представить в виде равенства предложения и спроса: (слайд 8)
СИСТЕМА УРАВНЕНИЙ ВАЛЬРАСА
m- перечень произведенных конечных продуктов;
- n — перечень факторов производства;
- Рi — цены произведенных конечных продуктов;
- Xi — количество произведенных конечных продуктов;
Рj — цены проданных и потребленных факторов
производства;
Уj — количество проданных и потребленных
производительных услуг (факторов производства).
Как видим из данного уравнения, общее предложение конечных продуктов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них, который определяется суммой доходов, полученных собственниками за предоставленные ими факторы производства.
Стоит заметить, что данные уравнения имеют лишь теоретический смысл, поскольку характеризует идеальный конкурентный рынок. Практически не представляется возможным решение системы уравнений для миллионов наименований продукции с определенными показателями затрат на их производство.
Теперь рассмотрим такое понятие как эффективность обмена, а также такой инструмент экономического анализа как «Коробка Эджуорта». (слайд 9):
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
«Коробкой Эджуорта» называют используемую в микроэкономике графическую конструкцию, состоящую из двух диаграмм с кривыми безразличия, которая является одним из инструментов в теории общего равновеси (иногда ее называют «ящиком обмена благ»).
«Коробка Эджуорта» хорошо подходит для анализа распределения двух благ между двумя экономическими субъектами в экономике обмена в теории потребителя или для анализа распределения двух производственных ресурсов в теории производства. (слайд 9)
Она представляет собой результат соединения двух систем координат, каждая из которых соответствует экономическому субъекту. Расположенные друг напротив друга точки отсчёта систем координат изображают состояния, в которых один из субъектов располагает всеми единицами обоих благ, а другой не располагает ни одной. (слайды 10-15)
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
Пространство, ограниченное
четырьмя осями двух систем
координат графически
представляет все
теоретически возможные
распределения обоих благ.
Длина каждой из осей
измеряет количество
изображаемого блага.
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
Создаётся в результате
соединения двух систем
координат, каждая из которых
соответствует экономическому
субъекту.
Расположенные друг напротив
друга точки отсчёта систем
координат изображают
состояния, в которых один из
субъектов располагает всеми
единицами обоих благ, а другой
не располагает ни одной. КОРОБКА ЭДЖВОРТА
Кривые безразличия, выражающие комбинации благ, имеющие для экономического
субъекта равную ценность,
представляют предпочтения обоих экономических субъектов.
Чем дальше находится кривая безразличия от индивидуальной
точки отсчёта, тем больший уровень полезности достигается экономическим субъектом при
владении той или иной
комбинацией обоих благ.
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
При любом начальном распределении благ между экономическими субъектами
существуют две кривые безразличия,
проходящие через точку в ящике
Эджворта, соответствующую данному
распределению, и отражающие
конкретный уровень полезности, на котором находится каждый из субъектов.
Если эти кривые не касаются друг друга
в данной точке, оба экономических
субъекта могут улучшить своё
положение с помощью обмена.
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
Кривые безразличия
образуют «линзу» в
пространстве ящика
Эджворта, любая точка
внутри которой
выводит каждого из
участников на более
высокий уровень
полезности. Такая
новая ситуация
является Парето улучшением по
отношению к
начальному
распределению благ.
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
Если кривые безразличия касаются друг
друга в данной точке, то любое другое
распределение ресурсов будет хуже хотя
бы для одного из участников
Эти точки
называются эффективными по
Парето, а множество всех таких
точек представляет
собой договорную кривую.
Если начальное распределение ресурсов неэффективно, то добровольный обмен благами будет проводиться до тех пор, пока полученное распределение не станет Парето-эффективным. (слайд 16)
КОРОБКА ЭДЖВОРТА
Если соответствующая точка не лежит на
кривой контракта, то добровольный
обмен благами будет проводиться до тех
пор, пока полученное распределение не
станет Парето-эффективным (в т. Е2)
От данной точки
невыгодно
отклоняться
ни одному из
субъектов.
Она обозначает
равновесие в
экономике обмена.
Точка, от которой невыгодно отклоняться ни одному из субъектов, обозначает равновесие в экономике обмена. Множество равновесий образует ядро экономики и является подмножеством договорной кривой.
Распределение (обмен) является Парето-эффективным, если блага нельзя перераспределить так,чтобы кому-то стало лучше, но никому – хуже.
Точка Е2 на рисунке соответствует Парето-эффективному распределению благ(2 ресурса, 2 блага, 2 потребителя)
Теперь перейдем к вопросам об эффективности производства, критерии оценки благосостояния и квазиоптимуме.
Эффективность производства – категория, характеризующая отдачу, результативность производства. Она определяет то, какой ценой, какими затратами ресурсов достигается прирост в производстве, то есть, свидетельствует о качестве экономического роста.
Каков же критерий эффективного по Парето производства?(слайд 17):
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
Производство является
Парето-эффективным, если:
при заданных объемах
производственных ресурсов за
счет их перераспределения
нельзя увеличить производство
хотя бы одного блага без
уменьшения производства других
благ.
Говоря об эффективности производства, следует вспомнить о том, что такое кривая производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей (кривая продуктовой трансформации) — кривая, которая показывает все максимально возможные комбинации производства двух благ при фиксированном значении труда и капитала и данном уровне технологии. (слайд 18)
КРИВАЯ ПРОИВОДСТВЕННЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Предельная норма трансформации показывает, насколько надо сократить производство одного блага для увеличения производства другого на единицу при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.
Предельная норма продуктовой трансформации MRPTXY товара Y на товар Х равна тангенсу угла наклона касательной к данной точке КПВ (слайд 19):
Предельная норма продуктовой
трансформации (ΜRΡΤXY)
- показывает, каким количеством Y следует
пожертвовать ради производства одной
дополнительной единицы X при полном и
эффективном использовании всех ресурсов.
- равна тангенсу угла наклона касательной к
данной точке КПВ:
dY
MRPTX ,Y
dX
Для достижения производственной эффективности предельная норма замещения должна быть равна предельной норме продуктовой трансформации.
Одним из важнейших условий общего равновесия является эффективность (оптимальность) структуры выпуска (слайд 20)
Эффективность структуры выпуска
УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
СТРУКТУРЫ
ВЫПУСКА:
Если наложить на множество производственных возможностей диаграмму Эджуорта для двух потребителей, совмещая начало координат для потребителя А с точкой О, а начало координат для потребителя В с точкой В, получим линию ОВ, представляющую собой контрактную линию с эффективной в обмене точкой С. Касательная к кривой безразличия в точке С также представляет собой тангенс угла наклона, равный а.
Таким образом, углы наклона границы производственных возможностей и кривых безразличия совпадают. Так мы приходим к указанным на слайде условиям эффективности структуры выпуска.
Теперь рассмотрим вопрос о критерии оценки благосостояния. Наибольшего успеха в решении проблемы критериальной оценки благосостояния достиг известный экономист В. Парето. Суть критерия Парето состоит в следующем: увеличение благосостояния означает такую ситуацию, когда некоторые люди выигрывают, но никто не проигрывает. Другими словами, состояние называется оптимальным, если выполняется следующее условие: ничьё благосостояние не может быть улучшено с ухудшением благосостояния кого-либо другого. Главным недостатком Парето-оптимума является сложность её практического применения, поскольку в реальной жизни отсутствует свободная конкуренция и конкурентное равновесие.
Критерий Парето базируется на представлении общественного благосостояния как вектора благосостояния индивидов (слайд 21):
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ
БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПАРЕТО
Wi = (W1, W2 … Wn)
Wi – благосостояние i-того
индивида (1≥ i ≥ n), n – число
членов общества.
В завершении лекции изучим еще одно новое для нас понятие – квазиоптимум. (слайд 22)
ТЕОРИЯ КВАЗИОПТИМУМА
КВАЗИОПТИМУМ — выбор наилучшей
из доступных комбинаций выпуска,
когда Парето-эффективный объем
выпуска товаров невозможен.
В случае, когда в одной отрасли (или группе
отраслей) искажения не могут быть
устранены, лучше отказаться от достижения
максимума эффективности в другой отрасли
(или группе отраслей), с тем чтобы
сбалансировать экономику в целом.
Рассмотрим на примере выпуска двух товаров, хлеба и шоколада, возможность достижения квазиоптимума посредством налогообложения. Допустим, хлеб производится в чисто конкурентных условиях, а шоколад — в монопольных. Цены на шоколад завышены, по сравнению с конкурентными, за счет его недопроизводства. В условиях общего равновесия ресурсы шоколадной отрасли, не нашедшие применения, поглощаются конкурентным рынком хлебных изделий. В результате конкурентное равновесие на этом рынке наступает, когда хлеб производится в большем объеме и при более низкой цене, по сравнению с теми, которые могли бы установиться, если бы шоколад также производился в условиях совершенной конкуренции.
Каким образом можно воспрепятствовать переливу ресурсов, нарушающему эффективный объем производства товаров? Предположим, что государство вводит налог на хлеб, нарушая конкурентное равновесие на рынке хлебных изделий. Это приведет к сокращению производства хлеба и, как следствие — к повышению его цены для потребителей. Стремление рынка к восстановлению общего равновесия с учетом налога будет стимулировать перелив части ресурсов производства хлеба в шоколадную отрасль. Несмотря на монополизм, производство шоколада сможет расшириться, и его цена немного снизится. В результате на обоих рынках установится новое равновесное распределение — квазиоптимум, компенсирующий монопольное недопроизводство шоколада искажением конкурентного равновесия на рынке хлеба. И такое равновесие будет лучше, чем другие менее эффективные варианты.
Суть теории квазиоптимума состоит в следующем: за счет отказа от конкурентного равновесия на одном рынке, устраняются искажения в распределении и производстве на других рынках – таким образом балансируется рыночная система в целом.
Данный подход дает новый взгляд на проблему «провалов» рынка. (слайд 23)
ТЕОРИЯ КВАЗИОПТИМУМА
ИМЕЕТ МЕСТО, КОГДА:
- обмен между покупателями и
продавцами на свободном рынке не
обусловливает достижение максимума
эффективности выпуска
- частные предельные издержки не
совпадают с общественными
предельными издержками.
Обобщая материал сегодняшней лекции, сделаем следующие выводы: (слайды 24-25)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 1. Общее равновесие – ситуация, при которой ни потребители, ни производители не желают изменений количеств товаров и услуг, на которые они предъявляют спрос или которые предлагают на разнообразных рынках. 2. Условие эффективности оптимального распределения продукции: предельные нормы замещения для каждой пары потребительских товаров для всех индивидов, потребляющих эти товары, должны быть равными. 3. Условие оптимальности производства: предельные нормы технологического замещения для каждой пары факторов производства, участвующих в производстве любых двух товаров, должны быть равны по обоим товарам.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 4. Условие оптимальной структуры выпуска: предельная норма трансформации MRT любых двух товаров должна равняться предельной норме замещения MRS этих товаров у потребителей. 5. В ситуации общего равновесия должны соблюдаться «три оптимума»: оптимальность обмена, оптимальность производства, оптимальность структуры выпуска продукции. В качестве критерия оптимальности подразумевается Парето-оптимальность – оптимальным считается состояние, при котором нельзя улучшить положение одного субъекта (увеличить производство одного товара), не ухудшив положения другого субъекта (не снизив производства другого товара).
3) Закрепление нового материала:
«Давайте подведем с вами итог тому, что вы узнали на сегодняшнем занятии, и побеседуем по новому материалу.
Итак, что такое общее равновесие в экономике? Какими условиями определяется равновесие потребителя и производителя на конкурентном рынке? Что такое коробка Эджуорта, с какой целью она применяется в микроэкономическом анализе и каково ее графическое выражение? В каком случае мы можем говорить о Парето-эффективном обмене? Что принято понимать под эффективностью производства, каков критерий Паретоэффективного производства? Что такое кривая производственных возможностей? Что показывает предельная норма продуктовой трансформации? В чем заключается суть критерия оценки благосостояния по Парето? Какова главная идея теории квазиоптимума?»
(Студенты поднимают руки и по очереди дают ответы на поставленные вопросы, большая часть учащихся отвечает верно).
4) Домашнее задание:
1.Выучить ключевые понятия, формулы, а также разобрать принципы построения графиков по теме сегодняшнего лекционного занятия, электронную версию которого сейчас могут получить от меня все желающие.
2. Подготовить реферат на одну из предложенных тем:
- Эффективность обмена между сельским хозяйством и промышленностью.
- Л.Вальрас и теория общего экономического равновесия.
- Эффективность и справедливость в экономике.
5) Подведение итогов занятия:
«В завершение занятия хотелось бы отметить активную работу следующих студентов (преподаватель называет фамилии отличившихся в ходе опроса студентов и выставляет им положительные оценки в журнал).
До свидания, ребята!»
Итак, в данном параграфе нами был описан опыт разработки и проведения занятия по дисциплине «Экономическая теория» в форме лекциивизуализации.
В данной главе курсовой работы нами были изучены и реализованы на практике методические указания по подготовке и организации занятия в форме лекции-визуализации. Стоит отметить, что в целом группа учащихся на проведенном нами занятии проявляла большую активность, внимательность и сосредоточенность, что служит доказательством тому, что данная разновидность лекции способствует повышению эффективности занятия. Таким образом, опытным путем нами было доказано преимущество данной формы интерактивного обучения.
Заключение
Итак, в процессе написания данной курсовой работы нами были решены следующие задачи.
Мы ознакомились с истоками возникновения технологий интерактивного обучения в России и выяснили, что данные технологии зародились в лабораторно-бригадных и проектных методах, в производственных и трудовых экскурсиях, применявшихся в советских образовательных учреждениях в начале XX века.
Нами были рассмотрены функции, цели и задачи интерактивного обучения. Мы пришли к выводу о том, что под технологиями интерактивного обучения следует понимать педагогические технологии, предполагающие активное взаимодействие всех субъектов и объектов обучения и хорошо организованные обратные связи между всеми участниками образовательного процесса. Данные технологии имеют главными своими задачами повышение эффективности образовательного процесса, усиление мотивации студентов к изучению дисциплины, формирование и развитие коммуникативных навыков учащихся и навыков самостоятельной познавательной деятельности, а также развития у них творческих способностей, критического мышления, навыков самостоятельно анализа, рефлексии и профессиональных навыков. Роль преподавателя в случае применения им технологий интерактивного обучения сводится к роли помощника, консультанта учащихся, а также к роли координатора их познавательной активности.
- Также нами были рассмотрены и охарактеризованы основные формы интерактивного обучения:
- Творческие задания
- Работа в малых группах
- Мозговой штурм
- Обучающие игры
- Дискуссии
- Метод проектов
- Эвристические беседы
- Мозговой штурм
- Тренинги
- Метод кейсов
- Мини-лекция
- Проблемная лекция
- Лекция-беседа
- Лекция-дискуссия
- Лекция-пресс-конференция
- Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками)
- Лекция-визуализация
В данной курсовой работе нами была подробно рассмотрена одна из наиболее распространенных форм интерактивного обучения – лекциявизуализация, а также изучены теоретические основы технологии визуализации учебного материала. Мы выяснили, что данный вид лекции:
- представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала через различные опорные схемы, рисунки, чертежи, таблицы, графики, модели, анимации, фотографии, видеозаписи и т.д.
- реализует одновременно дидактические принципы наглядности и доступности,
- базируется на принципах системного квантования и когнитивной визуализации,
- способствует активизации познавательной активности студентов, развитии у них творческого и профессионального мышления,
- позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся
- приближает содержание лекционного материала к наиболее удобной для восприятия студентами форме
- способствует наиболее эффективному запоминанию лекционного материала – путем создания ассоциативных цепочек при применении визуальных средств
- способствует концентрации внимания обучающихся на лекционном занятии, стимулирует их познавательную активность, пробуждает у них интерес к дисциплине
- создает своеобразную опору для профессионального мышления – путем «свертывания» сложной учебной информации в наглядный образ, которой может быть «развернут» в будущем при решении профессиональных задач.
Нами был сделан вывод о том, что вышеперечисленные признаки позволяют отнести данную разновидность лекции к системе интерактивных форм обучения.
Далее мы ознакомились с методическими рекомендациями по разработке и проведению занятия в форме лекции-визуализации.
Наконец, нами была доказана эффективность применения интерактивных технологий обучения на примере проведения занятия по дисциплине «Экономическая теория» в форме лекции-визуализации. Студенты проявили большую активность в ходе закрепляющего устного опроса, проведенного в конце занятия, и продемонстрировали довольно высокую степень качества усвоения нового материала.
Результаты устного опроса позволяют утверждать, что лекциявизуализация действительно является высокоэффективной формой интерактивного обучения, облегчающей процесс усвоения, запоминания и систематизации новой учебной информации для студентов.