В настоящее время привлечение иностранных инвестиций стало реальностью функционирования мировой экономики, в нем заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны. Создание экономических связей в мировых масштабах позволяет существенно повысить эффективность производства, обеспечить высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции, снизить издержки производства. Практически ни одна страна мира с рыночной экономикой не в состоянии эффективно развиваться без иностранных инвестиций. Процесс иностранного инвестирования обеспечивает, с одной стороны, максимально эффективное использование капитала в случае его избытка, а с другой – позволяет выйти на качественно новый уровень развития производительных сил в странах, испытывающих недостаток капитала. Благодаря использованию заемного и предпринимательского капитала стал возможен выход на качественно новый уровень развития в настоящее время многих стран, которые считались отсталыми еще в середине XX в. Поэтому одним из условий успешного развития национальных экономик в настоящее время является грамотная политика в области привлечения иностранных инвестиций.
Актуальность вопросов, касающихся роли и места иностранных инвестиций в происходящих процессах глобализации мировой экономики и создания условий для движения капитала, возросла в свете резкой активизации в последние десятилетия XX в. политики привлечения иностранных инвестиций. За последнюю четверть XX в. ежегодный объем прямых иностранных инвестиций вырос более чем в 70 раз, достигнув к 2007 г. 1,7 трлн. дол. Эта тенденция сохранилась и в 2009 г. В отличие от кризиса 1997 г., который ударил в основном по развивающимся азиатским странам, нынешний кризис возник и в наиболее острой форме сказался на развитых странах. По данным экспертов, в 2008 г. иностранные инвестиции в такие страны, как Великобритания, Германия, Италия и Финляндия, сократились на 33% по сравнению с 2007 г. В то же время, по данным экспертов, в странах с бурно развивающейся экономикой, прежде всего в Бразилии, России, Индии и Китае, в минувшем году отмечен прирост прямых иностранных инвестиций. В частности, в России он составил 17,6% по сравнению с 2007 г. Эти показатели существенно выше темпов роста мирового промышленного производства и мировой торговли, объем которых за последние 50 лет выросли только в 6 и 25 раз соответственно.
Таким образом, в этих условиях необходимо изучение сложной природы международного инвестирования, особенностей и методов регулирования прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также тех процессов, которые ведут к увеличению объемов иностранных инвестиций в мировой экономике.
Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России
... экономики под влиянием иностранных инвестиций. Решив задачи инвестиционной безопасности можно добиться защиты законных прав и интересов российских предприятий, что благоприятно скажется на экономике страны и, как следствие, укрепит национальную безопасность. Внешняя ...
Глава 1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций и их основных видов
1.1 Сущность, цели и структура иностранных инвестиций
Иностранные инвестициииграют особую роль среди форм движения капитала. Капитал является одним из факторов производства и представляет собой весь накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ. Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства – исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства или определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах. Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченности стран накопленными запасами материальных средств, необходимых для производства товаров, но и в различиях исторических традиций и опыта производства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.
Классификация форм международного движения капитала осуществляется по следующим признакам:
·
Официальный (государственный) капит
К этой категории движения капитала относятся все государственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь, которые предоставляются одной страной другой стране на основе межправительственных соглашений. Официальным также считается и капитал, которым распоряжаются международные межправительственные организации от лица своих членов (кредиты МВФ, Мирового банка, расходы ООН на поддержание мира и пр.).
Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, т. е. в итоге деньги налогоплательщиков. Поэтому решения о перемещении такого капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти (парламентом);
Частный (негосударственный) капитал –, По характеру использования :, Предпринимательский капитал –, Ссудный капитал –, По сроку вложения:, Среднесрочный и долгосрочный капитал –, Краткосрочный капитал –, По цели вложения:, Прямые инвестиции –, Портфельные инвестиции –
Прочие инвестиции – движение капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами.
Резервные активы – движение капитала, связанное с активами, которые могут использоваться государством для покрытия сальдо платежного баланса (монетарное золото, специальные права заимствования, резервная позиция в МВФ, иностранная валюта).
. Инвестиционная позиция –
иностранными инвестициями
К иностранным инвестициям относят :
- недвижимое и движимое имущество;
- соответствующие имущественные права, включая право залога;
- вклады;
- денежные средства;
- финансовые инструменты (акции, облигации, паи);
- право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей;
Инвестиции в социальную сферу
... и семейными отношениями. 1.4 Субъекты социальных инвестиций Кто может инвестировать в социальную сферу, выступать субъектом социальных инвестиций? Субъекты социальных инвестиций -- органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие ...
- право требования по услугам, имеющим экономическую ценность;
- право на результаты интеллектуальной деятельности;
- право на осуществление хозяйственной деятельности;
- право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов и др.
Основные функции иностранных инвестиций :, Регулирующая
- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
- содействие развитию производственной инфраструктуры.
Распределительная
- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок.
Стимулирующая –
- освоение невостребованного научно-технического потенциала;
- создание новых рабочих мест.
Индикативная –
1.2 Виды иностранных инвестиций., Инвестиции подразделяются на:
- прямые иностранные инвестиции;
- портфельные иностранные инвестиции;
- прочие иностранные инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) –
В соответствии с этим определением, принятым в МВФ, ОЭСР и в системе национальных счетов ООН, к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции – иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии его предприятия. К прямым иностранным инвестициям относят вложения средств в материальные и нематериальные активы создаваемого на территории принимающей страны предприятия. В результате привлечения прямых иностранных инвестиций происходит увеличение активов предприятия, создание новых имущественных и интеллектуальных ценностей.
Прямые иностранные инвестиции в сравнении с другими видами привлечения иностранного капитала имеют ряд преимуществ:
- ПИИ являются источником прироста производственного капитала и капитала сферы услуг, привлечения передовых технологий, ноу-хау, методов ведения бизнеса;
- ПИИ не увеличивают внешний долг государства, по сравнению с займами и кредитами;
- ПИИ обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую.
В состав ПИИ
1) вложения компаниями за рубеж собственного капитала – капитал филиалов и доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях;
2) реинвестирование прибыли – доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и не проведенная прямому инвестору;
Инвестиции. Инвестиционный капитал
... за рубежом. Анализ сотрудничества, роль иностранных инвесторов в приватизации российских предприятий. Глава . Инвестиции. Инвестиционный капитал. Сущность и формы инвестиций. Инвестиции - это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. ... на основе лизинга и т. п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории: - прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на ...
3) внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами – с другой.
различными методами
1) учреждение новой компании за рубежом, полностью принадлежащей иностранному инвестору;
2) покупка существующих фирм за рубежом;
3) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций.
Совместное предприятие с иностранными инвестициями –
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму :
- дочерней компании – предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании – предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Прямой инвестор –
В числе прямых инвесторов выделяется группа финансовых предприятий (банков, инвестиционных, страховых и иных непромышленных компаний), которые служат посредниками на финансовом рынке и через которые осуществляются прямые инвестиции. Они также сами могут осуществлять прямые инвестиции, которыми считаются только сделки банков, связанные с возникновением долгосрочных долговых обязательств и приобретением акций и доли в основном капитале зарубежных компаний. Депозиты и другие, обычные для банковской сферы активные и пассивные операции считаются портфельными или прочими инвестициями.
В настоящее время все ПИИ оцениваются в текущих рыночных ценах. Это означает периодическую переоценку активов и пассивов по сравнению с изначальной ценой во время их приобретения.
Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми инвесторами являются ведущие индустриальные страны – США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция.
Портфельные инвестиции
Портфельные иностранные инвестиции – вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Иностранный инвестор активно не участвует в управлении предприятием, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию – объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им, довольствуясь получением дивидендов. Целью портфельного инвестора является получение высокой нормы прибыли и снижение риска за счет хеджирования. Таким образом, создание новых активов при данном вложении средств не происходит. Однако портфельные инвестиции позволяют увеличить объем привлеченного капитала на предприятии.
Такие инвестиции преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государства нередко приобретают иностранные ценные бумаги.
Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции:
- в акционерные ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;
- долговые ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ.
Долговые ценные бумаги могут выступать в формах:
облигации, простого векселя, долговой расписки –
инструмента денежного рынка –
финансовых дериватов –
Объемы портфельных инвестиций учитываются в текущих рыночных ценах момент совершения международной сделки с ними. Колебания рыночной цены ценных бумаг в то время, когда они хранятся у инвестора, для целей платежного баланса не учитываются.
Как и в случае прямых инвестиций, более 90% портфельных зарубежных инвестиций осуществляются между развитыми странами и растут темпами, значительно опережающими прямые инвестиции. Вывоз портфельных инвестиций развивающимися странами очень нестабилен, а в отдельные годы наблюдался даже нетто-отток портфельных инвестиций из развивающихся стран. Международные организации также активно приобретают иностранные ценные бумаги.
Международный рынок портфельных инвестиций значительно больше по объему международного рынка прямых инвестиций. Однако он значительно меньше совокупного внутреннего рынка портфельных инвестиций развитых стран.
Таким образом, иностранные портфельные инвестиции представляют собой вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Эти бумаги могут быть либо акционерными ценными бумагами, удостоверяющими имущественное право их владельца, либо долговыми ценными бумагами, удостоверяющими отношение займа. Главная причина осуществления портфельных инвестиций – стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. Более 90% портфельных зарубежных инвестиций осуществляются между развитыми странами и растут темпами, значительно опережающими прямые инвестиции.
При разделении понятий прямых и портфельных иностранных инвестиций более важным критерием является намерение иностранного партнера участвовать в управлении, наличие у него стратегических интересов в сотрудничестве с данным предприятием – это прямые инвестиции, или стремление иностранного партнера получить прибыль по вложению своего капитала вне привязки к конкретному предприятию – это портфельные инвестиции.
Прочими иностранными инвестициями, Глава 2. Анализ динамики развития иностранных инвестиций в кризисных условиях
2.2. Оценка состояния иностранных инвестиций
В последние годы в России динамика притока и оттока инвестиций опережала динамику экспорта и импорта товаров и услуг, что вполне соответствует основным мировым тенденциям. При этом, несмотря на отток капитала в форме прибылей или деинвестирования, постоянно росли объемы накопленных в стране иностранных инвестиций и собственных российских инвестиций за рубежом (см. табл. 1).
Объем накопленных иностранных инвестиций в нашу страну возрос с 42,3 млрд. долл. на 1 января 2003 г. до 178,5 млрд. долл. на 1 июля 2007 г. инвесторов притягивают внушительные объемы ее внутреннего рынка, политическая стабильность, наличие дефицитных природных ресурсов. Ранее к этим факторам добавлялась также дешевизна труда и энергии, но ныне их роль вследствие повышения зарплат и цен существенно снизилась. В последние годы рост зарплат в России вдвое превышал рост производительности труда. Одновременно росла самооценка претендентов на рабочие места, особенно в сфере менеджмента. [7]
Согласно опросам, 90% иностранных инвесторов объясняют свои вложения в Россию значительным объемом ее внутреннего рынка, 80% — высокими темпами роста, 52% — политической и макроэкономической стабильностью и только 25% респондентов называют важным фактором стоимость сырья, энергии и рабочей силы. Претензии к инвестиционному климату в России в основном носят неэкономический характер и касаются в первую очередь коррупции, административных барьеров, а также некачественного законодательства и проблем с правоприменением.
Таблица 1.
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | |
ПРИТОК | ||||
млрд. долл. | 11,0 | 53,7 | 55,1 | 81,1 |
в % к ВВП | 4,2 | 7,0 | 5,6 | 6,8 |
в % к 2000 г. | 100,0 | 488,2 | 500,9 | 737,3 |
ОТТОК | ||||
млрд. долл. | 15,1 | 31,1 | 51,9 | 76,4 |
в % к ВВП | 5,8 | 4,1 | 5,3 | 5,8 |
в % к 2000 г. | 100,0 | 206,0 | 343,7 | 494,0 |
Нетто приток (+) и отток (-) | -4,2 | +22,5 | +3,2 | +6,5 |
Справочно: | ||||
динамика импорта | 100,0 | 278,6 | 365,0 | 444,8 |
динамика экспорта | 100,0 | 233,5 | 290,0 | 336,2 |
Влияние притока иностранного капитала на экономику страны определяется не только его объемами, но и структурой привлеченных средств, их местом в отечественном воспроизводственном процессе. Пока же прямые (производственные) иностранные инвестиции (ПИИ) составляют в общем притоке лишь небольшую долю при росте портфельных (спекулятивных) инвестиций и господстве «прочих» (см. табл. 2).
Так называемые прочие инвестиции в основном состоят из торговых кредитов и имеют лишь косвенное отношение к накоплению капитала, и потому в их случае правильнее говорить о кредитовании, а не об инвестировании в экономику, тем более что значительная часть этих кредитов реализуется в торговле неинвестиционными товарами.
Таблица 2.
2000 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Прямые | 40,4 | 22,8 | 24,4 | 24,8 | 23,0 |
Портфельные | 2,3 | 1,4 | 0,8 | 5,8 | 3,5 |
Прочие | 58,3 | 75,8 | 74,8 | 69,4 | 73,5 |
Прямые инвестиции, % к ВВП | 1,7 | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,4 |
Продолжая анализ, на базе статистики ЮНКТАД , можно отметить, что ПИИ в Россию носят более производительный характер, чем в среднем в мире. До 70% их объема в нашей стране идет на накопление, а не тратиться на поглощения и сравнения (то есть на перераспределение собственности), тогда как в среднем в мире картина обратная.
В Росси вдвое чаще инвестиционные проекты с участием иностранного капитала начинались в форме нового строительства. В 2004-2006 гг. при общей доле страны в привлеченных мировых ПИИ в 1,9%, в объеме нового строительства она превысила 4%. При этом из 172 крупнейших трансграничных поглощений с суммой активов более 1 млрд. долл. в 2006 г. на долю России пришлось лишь одно – китайская Sinopek поглотила ОАО «Удмуртнефть» за 3, 5 млрд. долл. возможно это объясняется пока еще небольшими индивидуальными размерами и низкой капитализацией поглощаемых отечественных предприятий.
Наконец, прямые иностранные инвестиции достаточно быстро (на 89% в течение 2006 г.) осваивались в экономике и тратились преимущественно по своему прямому производственному назначению. Вложения в основные фонды и капитальный ремонт составили 12, 8 млрд. долл. (или 23,3% к итогу); на оплату сырья, материалов, комплектующих, работ и услуг соответственно – 13,0 (24,5); на аренду и обязательные платежи – 0,63 (1,9); на погашение кредитов – 4,4 (7,9) и лишь 3,9 млрд. долл. (или 7,3% к итогу) пошли на инвестиции в нефинансовые активы, покупку ценных бумаг и предоставление заемных средств.
Другая важная особенность России как принимающей страны – относительно узкий круг зарубежных государств-инвесторов, а также своеобразие их иерархии. В сумме накопленных к 2007 г. ПИИ 33,6% приходилось на Кипр, 28,3 – на Нидерланды, 25 – на Люксембург, 6,8 – на США, 4,9 – на Германию, 4,3 – на Великобританию, 3,6 на Виргинские острова и 2% – на Швейцарию. Весомое представительство оффшоров в этом перечне дает основание полагать: примерно 1/3 поступающих в Россию инвестиций – реимпорт ранее выведенных отечественных активов. Это означает, что российская экономика пока мало подпитывается средствами новых стран-инвесторов, хотя во всемирном экспорте капитала доля таких стран приближается к 1/10. В целом по сумме привлеченных ПИИ в 2007 г. Россия занимала 13-е место в мире и 2-ое место (после КНР) среди стран с переходной экономикой.
В части экспорта капитала дело обстоит пока существенно скромное. Если не принимать во внимание несанкционированные утечки, эти операции применяются российским бизнесом в основном с целью создания зарубежных маркетинговых сетей, доступа к передовым технологиям, приобретения источников сырья и собственных перерабатывающих (дополняющих) мощностей за рубежом, в том числе через поглощения или альянсы с конкурентами. Поглощения и слияния финансируются главным образом за счет заемных средств и географически сосредоточены на рынках основных торговых партнеров страны. Наконец, эти операции пока не имеют, вопреки общепринятой мировой практике, страховой, кредитной или налоговой поддержки со стороны государства.
По данным ЮНКТАД, только прямые российские инвестиции за рубежом в 2004 г. достигали 13,9 млрд. долл., в 2005 г. – 12,8 и в 2006 г. – 20, 0 млрд. долл., что отвлекло соответственно 12,8, 9,2 и 10,2% фонда производственного накопления в России. В накопленном счете это составило 120 млрд. долл., или 16,0% к ВВП в 2006 г., против 7,8% в 2000 г., что ставит Россию как инвестора на 15-е место в мире и на 3-е – среди стран вне ОЭСР.
Экспорт капитала, конечно же, отвлекает ресурсы из фонда накопления страны, однако он необходим, ибо без должной зарубежной базы подготовки, продвижения, маркетинга и обслуживания ныне невозможен не только промышленный, но даже современный углеводородный экспорт. К тому же доходы от российских инвестиций за рубежом заметно возросли – с 6,2 млрд. долл. в 2005 г. до 24,8 млрд. в 2006 г. хотя перевод прибылей по иностранным капиталовложениям в Россию (около 40 млрд. долл.) еще превышает зарубежные доходы отечественных инвесторов, но этот разрыв постепенно сокращается. В целом иностранные инвестиции в Россию пока приносят их владельцам более высокую норму прибыли, чем российские за границей, правда, эта норма существенно колеблется по отдельным периодам.
2.3.Состояние развития нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на 2 группы.
Первая группа –, Вторая группа –
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
- иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
- иностранные государства;
- международные организации;
Иностранным инвесторам предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других республик;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретения иных имущественных прав;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством.
Валюта РФ используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.
Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Если международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международных договоров.
Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», указами президента РФ и другими законодательными актами и международными договорами.
Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за исключениями, предусмотренными федеральными законами.
Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.
Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
Решение о национализации принимается верховной законодательной властью РФ. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.
Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в суды РФ.
Иностранные инвестиции имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.
Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций.
Компенсация должна выплачиваться без обоснованной задержке в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке.
Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых иностранных инвестиций.
Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.
В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами.
На территории РФ могут создаваться и действовать следующие предприятия:
- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- филиалы иностранных юридических лиц.
Установлен следующий порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории РФ законодательством – ГК РФ и Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ».
Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РФ или иными уполномоченным на то государственным органом.
МИНФИН РФ или иной уполномоченный орган обязаны в установленные законом сроки с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.
Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.
Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка РФ, в том числе плата за пользование жильем и нежилыми помещениями на территории РФ, производится в валюте РФ.
Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ,
Глава 3. Направления совершенствования иностранных инвестиций в современных условиях
3.1. Направления развития прямых иностранных инвестиций в экономике России
прямые иностранные инвестиции (ПИИ)
Росту спроса российских компаний на ПИИ способствует ряд факторов: дефицит внутренних инвестиций, повышение спроса на импортное сырье и комплектующие, доступ к новым технологиям, повышение конкурентоспособности продукции. Но имеется ряд факторов, которые действуют в обратном направлении, в частности высокая стоимость иностранного капитала, существенные различия между системами корпоративного управления в России и развитых странах, преимущественная ориентация на государственную поддержку и др.
Проведенные исследования показали, что зарубежные инвесторы готовы принимать риск инвестирования в Россию при дополнительной доходности в 10 – 30% годовых и общей доходности в 35 – 48% в зависимости от типа инвестиционных проектов.
За последние годы объемы ПИИ увеличились практически во всех странах. ПИИ оказывают огромное воздействие на экономику любой страны в целом. Они не только влияют на функционирование как отечественных, так и совместных предприятий, но изменяют структуру иностранной торговли, а также сказываются на экономическом росте.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются следующие:
- создание совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
- регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
- создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. преобладало создание совместных предприятий (СП) российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создающихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем превалирующей формой вложения в России стало приобретение крупных пакетов акций открытых АО или создание 100%-ных дочерних предприятий.
Иностранные инвесторы в 1990-х гг. предпочитали инвестиции в некапиталоемкие отрасли с быстрой окупаемостью инвестиционных проектов, в частности в торговлю, общественное питание (35,4% всех иностранных инвестиций в Россию в 2003 г.), отрасли перерабатывающей промышленности (2,8%).
В то же время инвестиции в капиталоемкие отрасли, а также отрасли, определяющие развитие НТП, были незначительны. Существенный объем ПИИ приходится в России на топливную промышленность (17,9%), поскольку она ориентирована на экспорт продукции в развитые и другие страны. В этом случае иностранные инвесторы фактически решают проблему сырьевого обеспечения своих стран. Однако для России эта тенденция в стратегическом плане вряд ли может быть оценена позитивно, поскольку она ведет к усилению зависимости страны от экспорта ряда сырьевых товаров, особенно нефти и газа.
В настоящее время в структуре организационных форм деятельности прямых иностранных инвесторов в России преобладают совместные и иностранные предприятия. Филиалы иностранных юридических лиц не распространены. Следует принять также во внимание, что количество реально функционирующих в российской экономике предприятий с участием иностранного капитала не превышало по разным оценкам 40 – 50% от числа зарегистрированных.
До сих пор в России концессии и соглашения о разделе продукции (СРП) мало распространены. В настоящее время на основе СРП работают нефтяные месторождения «Сахалин-1» и «Сахалин-2», Приобское месторождение, хотя в других странах эта форма привлечения иностранных инвесторов успешно применяется для разработки недр, лесных и водных ресурсов, использования государственных земель.
Должного развития в России не получили и свободные экономические зоны. Из-за отсутствия нормально действующего закона о СЭЗ возникают постоянные конфликты между местными и федеральными властями, происходит произвольное введение или отмена льгот для инвесторов и т. д. После принятия закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), возможно, ситуация изменится и выделенные территории начнут быстро развиваться на основе НТП.
3.2. Портфельные иностранные инвестиции как важный фактор развития фондового рынка России
В современной экономике состояние и динамика национального фондового рынка практически любой страны находится под воздействием иностранных инвесторов. В условиях интеграции России в мировое хозяйство и конвертируемости рубля это воздействие в будущем, по-видимому, будет усиливаться.
портфельных инвестиций –
Сейчас иностранные портфельные инвестиции не играют существенной роли в экономике России, сто связано с недостаточно развитым российским фондовым рынком. Так, в 2007 г. на прямые инвестиции пришлось 23% всех иностранных инвестиций, на прочие формы (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, банковские вклады и др.) — 73,5%, а на портфельные инвестиции – только 3,5%. Максимальную долю портфельные инвестиции составляли в 1997 г. (5,5%), после того как иностранные инвесторы были допущены на рынки государственных ценных бумаг России (ГКО).
Однако после финансового кризиса августа 1998 г. присутствие портфельных инвесторов в России стало минимальным. [16]
Иностранный капитал осуществляет портфельные инвестиции на российском рынке корпоративных ценных бумаг (КЦБ) через посредство институтов коллективного инвестирования, к которым относятся инвестиционные фонды; негосударственные пенсионные фонды; страховые организации; фонды прямых инвестиций; взаимные фонды и другие подобные структуры.
В своем большинстве зарубежные фонды, непосредственно действующие на российском фондовом рынке, относятся к категории так называемых «хедж-фондов». Фактически хедж-фонд представляет собой пул денежных средств, принадлежащих частным лицам (имеющим инвестиции свыше 5 млн. долл.) и (или) группе так называемых «квалифицированных покупателей» (вложения в ценные бумаги на сумму не менее 25 млн. долл.) и предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и другие финансовые инструменты с целью извлечения дохода. По сути дела, хедж-фонд – это закрытый клуб богатых инвесторов с минимальным порогом для вступления в диапазоне от 100 тыс. до 5 млн. долл. Многие хедж-фонды зарегистрированы в оффшорных зонах, что позволяет им избегать уплаты налогов.
Основная масса иностранных фондов пришла на российский рынок в 1995 – начале 1997 г. Новая волна их прихода на этот рынок началась с 2002 г. – после преодоления последствий дефолта 1998 г. и по мере повышения кредитных рейтингов России. По полученным данным на начало 2007 г. стоимость вложений иностранных портфельных инвестиционных фондов в Россию составляла около 23 млрд. долл., а по сведениям российской компании «Тройка Диалог» — порядка 35 млрд. долл. правда к июню 2007 г. объем соответствующих зарубежных инвестиций уменьшился, по данным указанной компании, до уровня менее 30 млрд. долл. Это было связано с проблемами, возникшими на мировых финансовых рынках, резким ростом рыночной цены или дохода этих рынков, что ограничивало возможности нерезидентов вкладываться в российские ценные бумаги.
Главным объектом иностранных операций на российском фондовом рынке являются акции. Однако практически покупки нерезидентами акций российских компаний производятся на биржах не только самой России, но и во многих случаях ведущих стран Запада. Выход российских компаний за рубеж осуществляется посредством выпуска так называемых «депозитарных расписок». В стране эмитента акции приобретаются и депонируются в специальном банке-кастодиане, а в другой стране на эти акции специальным депозитарным банком выпускаются новые ценные бумаги – депозитарные расписки.
3.3. Направления развития инвестиционной привлекательности регионов России
Таблица 3.
Регион | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Северный | 2,7 | 1,3 | 0,5 |
Северо-Западный | 6,8 | 5,3 | 4,1 |
Центральный | 57,9 | 73 | 71,1 |
Москва | 46,9 | 65,5 | 68,9 |
Волго-Вятский | 2,2 | 2,5 | 1,4 |
Центральночерноземный | 0,2 | 0,4 | 1 |
Поволжский | 9,6 | 2,8 | 7,1 |
Северо-Кавказский | 1,7 | 1,1 | 0,7 |
Уральский | 2,1 | 1 | 1,2 |
Западносибирский | 8,8 | 6,2 | 7 |
Восточносибирский | 0,8 | 0,2 | 3,6 |
Дальневосточный | 6,6 | 5,9 | 2,2 |
Калининградская область | 0,5 | 0,3 | 0,1 |
Распределение иностранных инвестиций по субъектам Российской Федерации по-прежнему характеризуется сохранением позиций Центрального федерального округа, и, прежде всего, Москвы. Также наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы (Омская обл., Сахалинская обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Самарская обл., Свердловская обл., Татарстан, Челябинская обл. и др.), регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом, помимо Москвы (Санкт-Петербург, Московская обл. и др.) .
Активность зарубежных инвесторов наблюдается в тех регионах России, которые обладают огромной сырьевой базой углеводородов, либо являются финансовыми монополистами. Вместе с тем в последнее время можно утверждать, что регионы России, обладающие значительным рыночным потенциалом, развитой инфраструктурой, получившие существенный уровень внутренних частных инвестиций и имеющие адекватную региональную экономическую политику, привлекаю все большее количество иностранных инвестиций.
Заключение
Иностранные инвестициииграют особую роль среди форм движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский и ссудный, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал. С практической точки зрения наиболее важным является функциональное деление капитала на прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочие инвестиции, среди которых основную роль играют международные займы и банковские депозиты.
Прямые иностранные инвестиции представляют собойприобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии – резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями).
Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, и диверсифицировать риск. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования.
Иностранные портфельные инвестиции представляют собой вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору право реального контроля над объектом инвестирования. Эти бумаги могут быть либо акционерными ценными бумагами, либо долговыми ценными бумагами, удостоверяющими отношение займа. Главная причина осуществления портфельных инвестиций – стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. Более 90% портфельных зарубежных инвестиций осуществляются между развитыми странами, и расту темпами, значительно опережающими прямые инвестиции.
В настоящее время современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на 2 группы. К первой группе относятся базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству. Основным Законом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., провозгласившая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание – Государственная Дума (парламент) РФ, исполнительным – Президент и Правительство РФ. Ко второй группе относятся документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них – это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, определяет, кто может быть инвестором в России.
Анализ динамики развития иностранных инвестиций показывает, что объем накопленных иностранных инвестиций в нашу страну возрос с 42,3 млрд. долл. на 1 января 2003 г. до 178,5 млрд. долл. на 1 июля 2007 г. инвесторов притягивают внушительные объемы ее внутреннего рынка, политическая стабильность, наличие дефицитных природных ресурсов.
Россия находится на периферии международных инвестиционных процессов. Ее доля в накопленном мировом объеме ввоза и вывоза прямых инвестиций в середине текущего десятилетия достигла 0,5 и 1% соответственно.
Занять достойное место в мировой экономике страна может, лишь проводя грамотную и последовательную политику в области регулирования иностранных инвестиций. Такая политика должна включать, прежде всего, комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций.
Список литературы
1. Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная экономика: движение товаров и факторов производства : учеб. пособие для вузов. М. : Междунар. отношения, 1998. С. 293.
2. Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: Книга-сервис, 2002. С. 14.
3. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. 3-е изд., перераб. и доп. М: ОМЕГА-Л, 2009. С.93.
4. Аксенова Н.И. Иностранные инвестиции : учеб.-метод. комплекс для студентов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. С. 21.
5. Экономическая политика России: XXI век. 2008 №4. С. 55.
6. Эксперт. 2007. №48. С. 76.
7. Внешнеэкономический комплекс России. ВНИКИ. 2007. №1. С. 32.
8. Эксперт. 2007. №23. С. 103.
9. UNCTAD. World Investment Report. 2007/ Geneva, 2007. P. 254, 258
10. Мировая экономика и международные отношения, 2009, №1. С. 3-5
11. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник / А.С. Нешитой. – 8-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С. 347-353
12. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
13. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ.
14. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: Бюро экономического анализа, ТЭИС, 2001
15. Российский статистический ежегодник, 2007: стат. об. / Росстат. М., 2007.
16. Российский статистический ежегодник, 2004: стат. об. / Росстат России. М., 2004.
17. Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит, 2008. №1. С. 17.
18. http://www.ruseconomy.ru/nomer14_200401/ec50.html
19. Международная экономика, 2009, №12
Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная экономика: движение товаров и факторов производства : учеб. пособие для вузов. М. : Междунар. отношения, 1998. С. 292.
Киреев А. П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная экономика: движение товаров и факторов производства : учеб. пособие для вузов. М. : Междунар. Отношения, 1998. С. 293.
Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: Книга-сервис, 2002. С. 14.
Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. 3-е изд., перераб. и доп. М: ОМЕГА-Л, 2009. С.93.
Аксенова Н.И. Иностранные инвестиции : учеб.-метод. комплекс для студентов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. С. 21.
Экономическая политика России: XXI век. 2008 №4. С. 55.
Эксперт. 2007. №48. С. 76.
UNCTAD. WorldInvestmentReport. 2007/ Geneva, 2007. P. 254, 258
Внешнеэкономический комплекс России. ВНИКИ. 2007. №1. С. 32.
Эксперт. 2007. №23. С. 103.
Мировая экономика и международные отношения, 2009, №1. С. 3-5
Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник / А.С. Нешитой. – 8-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С. 347-353
В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. М.: Бюро экономического анализа, ТЭИС, 2001
Российский статистический ежегодник, 2007: стат. об. / Росстат. М., 2007.
Российский статистический ежегодник, 2004: стат. об. / Росстат России. М., 2004.
Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит, 2008. №1. С. 17.
http://www.ruseconomy.ru/nomer14_200401/ec50.html
Международная экономика, 2009, №12