Сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала являются приоритетными направлениями государственной политики <#»823290.files/image001.jpg»>
- Рис. 1. Характерные отличительные свойства инновации
«Потенциал (лат. potentia — сила) в широком смысле — средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения, определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [12, стр 65]
Существует множество определений инновационного потенциала:
1. «Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности». [14, стр 12]
— В концепции развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы записано: «Инновационный потенциал Свердловской области — совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, которые могут быть использованы для инновационной деятельности» [2]
— «Инновационный потенциал представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере, т.е. включает в себя коммерциализацию научно-технических разработок. В современной экономической науке категория «инновационный потенциал» и «научно-технический потенциал» (НТП) находятся на одном уровне. Однако в инновационном потенциале содержится реализация научно-технического прогресса. В самом общем виде НТП отождествляется с экономическими ресурсами, которыми располагает общество для научно-технической деятельности, обесᴨечивающей создание новой и совершенствование выпускаемой продукции, интенсивное развитие производства, изменение характера труда, повышение эффективности общественного воспроизводства. Главная мысль этого определения — неразрывная связь научно-технического потенциала с развитием производительных сил общества. Также следует отметить, что инновационный потенциал — это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.
Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как «единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность»
Научно-технический потенциал России
... структурной перестройки экономики России. 1. Характеристика научно-технического потенциала национальной экономики 1.1 Понятие научно-технического потенциала ... инновационной деятельности. А в общем и целом можно сказать, что в этих материалах отражается потребность ориентировать отечественный научный потенциал ... формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, ...
— «Под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал (сегмент или комплекс), образовательный потенциал (сегмент или комплекс), инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс).
Совокупность названных сегментов и формирует инновационный потенциал макросистемы». [7, стр 14]
Для наглядности представим множество определений в таблице:
Мнение |
|
Попович А.С., Червинская Т.М |
Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. [14] |
В. Кушлин |
Инновационный потенциал — некий комплекс характеристик возможностей подготавливать и осуществлять в широких масштабах эффективные научно-технические нововведения. [8] |
Р. Макконнелл, С. Брю |
Производственный потенциал инноваций — прирост реального объема продукции, который экономика в состоянии произвести при полном объеме существующих новшеств. [15] |
Жиц, Г.И |
Под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. [7] |
Г. Добров |
Способность общества участвовать в научно-техническом прогрессе и возможности общества воспринимать научно-техническую революцию для своего развития. [15] |
Современный этап технологического развития на основе инноваций определяется рядом характерных особенностей:
1. Ускорение технологических сдвигов в экономике, обусловленное сокращением жизненного цикла технологии. Более совершенные технологии уменьшают сроки проектирования и изготовления продукции в 1,5-2 раза, что стимулирует выпуск на рынок все более совершенных моделей техники для наиболее полного удовлетворения потребностей человека.
2. Рост скорости распространения и масштабов использования новых разработок. В условиях глобализации и развития интернет-технологий диффузия новых знаний осуществляется в максимально короткие сроки, обеспечивая доступ к новым технологическим решениям широкому кругу пользователей.
3. Высокий уровень коммерциализации исследований. Увеличение числа прикладных разработок. Предпринимательский характер работы научно-исследовательских центров и вузовской науки. Превалирование коммерческой направленности исследований.
- Активное участие государства в управлении инновационными процессами. Рост влияния государства на рынке высоких технологий подтверждается систематическим увеличением государственных бюджетных расходов на сектор НИОКР.
Ключевое значение государственного стимулирования технологического развития и формирования инновационной экономики определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, связанным с внедрением инноваций, зависимостью инновационной активности от общего инновационного климата — степени развития научной среды и состояния инновационной инфраструктуры, большой капиталоемкостью научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий, высокими требованиями к научно-технической квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности и т.п. На сегодняшний день успех в глобальной конкуренции предприятий, организаций, отраслей, регионов напрямую связан с государственной структурной, научно-технической и инновационной политикой.
Эффективность государственного управления технологическим потенциалом подтверждается созданием благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности субъектами хозяйствования, выстраивание действенных организационно-экономических механизмов воспроизводства технологических новшеств
Сокращение жизненного цикла технологии, глобализация обуславливает рост масштабности использования новых разработок, увеличение затрат на исследования, увеличение роли подготовки высококвалифицированных специалистов потенциала может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность. (Рис. 2)
Рис. 2. Структура инновационного потенциала
Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Так, материально-технические ресурсы, являясь «вещественной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности». В свою очередь сами они формируются в отраслях, изготавливающих средства производства, которые путем применения новых технологий закладывают в них потенциальные возможности, реализуемые или нереализуемые впоследствии. [10,
Следующая компонента ресурсной составляющей — информационный ресурс (такие ее активные формы, как базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.).
Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. С развитием общества и активизацией использования знаний запасы информационного ресурса не уменьшаются, а напротив, увеличиваются. При этом этот самый вид ресурсов не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только объединившись с другими ресурсами — опытом, трудом, квалификацией, техникой, технологией, энергией, сырьем, он появляется в «кинетике» как движущая сила инновационного потенциала. Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как органическое единство наличных ресурсов и неиспользованных возможностей их альтернативного вложения. Итак, они характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объем финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Однако, помимо обеспечивающей функции, финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала.
Следующей компонентой ресурсной составляющей инновационного потенциала является человеческий ресурс (капитал, фактор), который не просто выполняет обеспечивающую функцию (как все предыдущие), а выступает главной креативной силой, так как все рождается именно в головах людей. Это совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, неотделимы от него и практически используются в повседневной жизни.
Второй составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая — так называемый «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом, указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т.е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Итак, внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обесᴨечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом. [10, стр 10]
Третьей составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса).
Итак, она — своего рода целевая характеристика инновационного потенциала.
Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной).
Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и системы в целом.
Тесная взаимосвязь ресурсной, внутренней и результативной составляющих инновационного потенциала определяют необходимость выявления на практике их оптимального соотношения (исходя из роли и значимости, которую они играют <#»823290.files/image003.jpg»>
- Рис. 3. Доля населения с высшим образованием в городах Свердловской области. (Росстат. 2010г.)
В регионе работает 51 отраслевой научно-исследовательский и проектный институт (более 11 тыс. сотрудников).
Сегодня в сфере науки и научного обслуживания работают около 30 тыс. человек, что составляет 2% от численности экономически активного населения Свердловской области.
Научные исследования и разработки выполняют 20,5 тыс. человек, из которых высшее образование имеют 63%, среднее профессиональное — 16% специалистов.
Общая численность высококвалифицированных научных работников, профессионально занятых исследованиями и разработками в настоящее время составляет более 9 тыс. человек, порядка 2,6 тыс. из них имеют ученую степень кандидата и доктора наук.
Исследователи составляют большую часть персонала, занятого исследованиями и разработками в Свердловской области. (Рис. 4)
Рис. 4. Распределение персонала, занятого исследованиями и разработками в Свердловской области по категориям, % (Росстат)
В настоящее время в составе научных работников Свердловской области 27 действительных члена РАН — академика, 46 член-корреспондент РАН.
Меры государственной поддержки ученых и студентов:
Ø ежегодное вручение стиᴨендий Губернатора Свердловской области для студентов и аспирантов,
Ø ежегодное проведение областного конкурса научно-исследовательских работ студентов;
- Ø с 2004 года учреждены Премии Губернатора Свердловской области для молодых ученых (8 премий по 100 тыс.руб. каждая).
Ø разработанна Программа поддержки молодых ученых.
Ø Ежегодное проведение конкурса «Научный Олимп» [3]
- Финансирование инновационной деятельности на территории Свердловской области
Согласно методологии Федеральной службы государственной статистики, внутренние затраты на исследования и разработки — выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение научных исследований и разработок на территории страны (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом).
Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования. По итогам 2010 года на исследования и разработки Свердловская область потратила более 12,5 млрд рублей, что соответствует пятому месту среди инновационно активных регионов. Лидером по данному показателю является Москва с результатом 194,4 млрд рублей.
Распределение затрат на исследования и разработки по видам работ в Свердловской области по итогам 2010 года представлено на рис. 5
Рис. 5. Распределение затрат на исследования и разработки по видам работ в Свердловской области по итогам 2010 года (Росстат)
Основным источником финансирования научных исследований и разработок в Свердловской области является государство. Наибольшую долю составляют средства государственных организаций — 33,48% и средства бюджетов всех уровней — 23,55%. Следующим по значимости источником финансирования являются собственные средства организаций, осуществляющих эти научные изыскания, — 23,03%. На третьем месте — средства предпринимательского сектора с результатом 16,55%.
- Инновационная инфраструктура.
В процессе оценки инновационной инфраструктуры региона рассматривались следующие основные элементы: бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, инновационная инфраструктура крупнейших вузов Свердловской области и Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН).
Основой для анализа послужили данные Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем, а также Инновационной карты Свердловской области, формируемой ежегодно Министерством промышленности и науки Свердловской области, а также открытые источники информации.
В настоящий момент в Свердловской области функционирует 10 бизнес-инкубаторов, семь из которых размещены в Екатеринбурге, три — в городах Верхней Салде, Карпинске и Реже.
В рамках анализа технопарки были разделены на два типа: промышленные и научно-внедренческие. Научно-внедренческие технопарки базируются, как правило, в университетах и научных структурах с целью внедрения результатов научных исследований и разработок. Таких технопарков в регионе сосредоточено шесть: научно-производственный парк «Техномет» — «Энергосберегающие технологии в металлургии и машиностроении», «Инновационно-технологический центр “Академический”», «Уральский горнопромышленный научно-технологический парк “ИнтелНедра”», «Уральский лесной технопарк», научно-внедренческий парк «Евразийский», научно-внедренческий биомедицинский технопарк «Новоуральский».
Промышленные технопарки создаются в основном при крупных промышленных предприятиях или группах с целью опытно-конструкторской разработки, внедрения и выпуска продукции. В настоящее время в Свердловской области функционируют или находятся в стадии создания девять промышленных технопарков: «Высокие технологии машиностроения», «Управляющая компания Технологического парка “Приборостроение”», «Аверон», «Высокогорский», «Заречный», химический парк «Тагил», «Индустриальный парк “Синарский”», технопарк «Авиценна», «Технопарк Торгмаш». [3]
Помимо деления технопарков на университетские и промышленные, были выделены технопарки, участвующие в комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Эти технопарки представляют собой наибольший интерес для государственной инновационной политики. Их создание призвано «обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики». Таких технопарков, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в России создано всего 12. Свердловская область пока не вошла в перечень регионов, в которых базируются подобные технопарки, однако создание технопарка высоких технологий «Университетский» планируется на территории Екатеринбурга в ближайшее время. Создание такого технопарка обеспечит территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для целей инновационного развития. Технопарк объединит предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, академические институты Уральского отделения РАН, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Создаваемый технопарк «Университетский» уже входит в реестр технопарков Свердловской области.
Кроме того, планируется создать ряд технопарков, а именно:
Ø Технико-внедренческий центр (ТВЦ) металлургии и тяжелого машиностроения.
Ø Индустриальный парк энергосберегающих технологий — Технопарк «Энергия».
На территории Свердловской области созданы и функционируют 10 региональных промышленных центров, часть из которых базируется в перечисленных выше технопарках: Уральский региональный центр по производству печатных плат, Региональный центр листообработки, Уральский лазерный инновационно-технологический центр, Центр литейных технологий, шесть центров на базе Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ».
Кроме того, в настоящее время на предприятиях Свердловской области создаются еще четыре технологических центра: Центр по производству гидроцилиндров, Центр литья из высокопрочного чугуна, Центр термообработки, Центр гальваники и покрытий.
В настоящий момент в Свердловской области зарегистрировано три центра трансфера технологий и 21 центр коллективного пользования, созданные преимущественно на базе УрО РАН и УрФУ.
Инновациями занимаются 45 % организаций малого бизнеса области.
Важным элементом поддержки инновационной деятельности на территории Свердловской области является инновационная инфраструктура вузов региона и Уральского отделения Российской академии наук в составе научно-исследовательских лабораторий, кафедр, научно-образовательных центров.
Инфраструктура поддержки инноваций в Свердловской области наглядно представлена на рис. 6.
Рис. 6. Инфраструктура поддержки инноваций в Свердловской области
Хотелось бы привести таблицы, в которых отражена некоторая статистика по инновационному развитию Свердловской области. (См. приложение 1-4)
Анализируя данные таблиц, можно наблюдать следующие тенденции:
- Промышленный потенциал региона в целом рос до 2012 года, спад имел место быть лишь в 2009г. Инвестиции в промышленный потенциал так же росли;
- По показателям научно- технического потенциала можно наблюдать тенденцию сокращения научных организаций;
- Затраты на исследования и разработки росли до 2012 года.
Так же росло число созданных и используемых передовых технологий, затраты на технологические инновации.
Для более полной картины <http://kaakaadoo.ru/> инновационного потенциала Свердловской области, рассмотрим ее положение относительно других регионов.
- Сопоставление инновационной деятельности регионов России.
Оценка текущего уровня инновационного развития Свердловской области и сопоставление его с другими регионами свидетельствует о том, что по большинству показателей инновационного развития Средний Урал является регионом третьего уровня, уступая, как и все остальные, Москве, Санкт-Петербургу, Московской области, а также регионам-лидерам по соответствующим показателям, в числе которых Нижегородская область, Республика Татарстан. (См. Приложение 5-7)
Проблемы в науке и инновационной деятельности в Свердловской области
Несмотря на позитивную динамику промышленного выпуска в абсолютном выражении, в промышленности Свердловской области прослеживается тенденция замедления темпов роста. Одной из причин этого является низкий уровень внедрения новых или «прорывных» технологий производства на предприятиях области.
Уровень инновационной активности промышленных предприятий Свердловской области в 2011 году составил 14,5 процента (16,1 процента в 2010 году), а Инновационная стратегия Российской Федерации задает ориентиры в 40 процентов к 2020 году. Во всех отраслях промышленности Свердловской области имеются проблемы, связанные с восприимчивостью предприятий к внедрению инноваций. Например, для промышленности характерно предпочтение импорта технологий как более быстрого способа модернизации производства, нежели обращение к отечественной научно-технической базе. Исходя из данных о совокупном уровне инновационной активности организаций [23], наиболее низкий уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности наблюдается в добыче полезных ископаемых, в лесопромышленном комплексе, в химическом производстве. В то же время наибольшей инновационной активностью среди других отраслей промышленного комплекса региона обладают предприятия машиностроительного сектора, преимущественно организации оборонно- промышленного комплекса и приборостроения — около 30 процентов. Однако, для других машиностроительных производств этот показатель в 1,5-2 раза ниже. Основными причинами здесь являются низкий уровень инвестиций предприятий в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также высокая стоимость внедрения самих инноваций.
Несмотря на значительный потенциал Свердловской области в научно-технической сфере, активное развитие инновационной инфраструктуры сдерживается следующими факторами:
1) недостаток офисных и производственных площадей, соответствующих современным требованиям по осуществлению деятельности в сфере высоких технологий, с доступной, в том числе и долгосрочной, арендой для развития существующих и размещения вновь образуемых инновационных компаний;
- промышленные предприятия и потенциальные инвесторы недостаточно осведомлены о преимуществах создания производства на основе нанотехнологий и наноматериалов, что не позволяет активно использовать частные финансовые ресурсы для ускоренного развития наноиндустрии;
- значительное число разрабатываемых нанотехнологий находятся на стадии экспериментальных образцов, прототипов или опытного производства и без создания дополнительных мер государственной поддержки предприятия не готовы обеспечивать внедрение в промышленное производство новых научно-технических продуктов в сфере нанотехнологий;
- инфраструктура наноиндустрии в Свердловской области находится на этапе становления, что обуславливает более высокие риски, чем в других наукоемких отраслях;
- спрос на инновации со стороны промышленных предприятий и бизнес- структур остается невысоким, что сказывается на низкой динамике роста объемов производства инновационной продукции (по итогам 2011 года объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организациями промышленности Свердловской области — 67,5 млрд.
рублей, что составляет всего 114 процентов от уровня 2010 года);
- недостаток инженерно-коммунальной инфраструктуры Свердловской области для обеспечения растущих ресурсных потребностей инновационных компаний, в том числе для строительства новых объектов;
— научно-производственная инфраструктура технопарков находится в стадии формирования и без создания дополнительных благоприятных условий резиденты технопарков не могут обеспечить массовое внедрение инновационных разработок в промышленное производство.
Приоритеты развития в науке и инновационной деятельности в Свердловской области
Сложившаяся в Свердловской области структура функционирования научно-образовательного и промышленного секторов в части инновационного развития свидетельствует о прохождении ею начальной стадии формирования региональной инновационной системы. Несмотря на достаточно высокую результативность инновационной деятельности в области относительно других регионов страны, Свердловской области пока не удается выйти в лидеры по большинству показателей, что подтверждает проведенный сопоставительный анализ инновационной активности регионов. Одновременно с этим в Свердловской области начинают активно создаваться и развиваться инфраструктурные объекты, способные стать научно-производственной основой инновационного развития. Поэтому ключевой задачей является выявление приоритетных направлений инновационного развития на всех этапах инновационного цикла и предложение инструментов по их реализации.
2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области
Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач:
1. Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного ᴨерсонала;
2. Проведение действенной экономической политики <http://www.titanbetru.com/> в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
3. Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки <http://technopark.ru/> и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Главной целью долгосрочного (до 2020г.) развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в Свердловской области является создание в регионе эффективно действующего инновационного комплекса, способного обеспечить укрепление позиций региона на мировых и отечественном рынках сырья и технологий, в том числе за счет активного импортозамещения.
В рамках стратегии выделены важнейшие направления, а также инструменты/мероприятия (меры государственной поддержки), которые позволяют добиться реализации поставленных целей и задач. Определены два этапа формирования и развития инновационной экономики в Свердловской области.
Первый этап (2013-2015 гг.) — внедрение основных механизмов стимулирования инновационного развития, опережающее развитие инновационной инфраструктуры.
Второй этап (2016-2020 гг.) — формирование в приоритетных отраслях и сферах экономики центров опережающего экономического роста на основе инноваций.
Инновационная деятельность рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития Свердловской области, обязательное условие сохранения и инструмент мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона.
Основные задачи инновационного развития:
- Ускорение процессов модернизации технологической базы производства, повышение устойчивости его развития;
- Обесᴨечение экономике области конкурентных преимуществ на долгосрочную ᴨерсᴨективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок ᴨерсᴨективных для региона результатов научно-технической и инновационной деятельности. [20]
Формирование инновационной инфраструктуры
1. В основу развития инновационной инфраструктуры Свердловской области будет положено создание наукоградов, технопарков <http://technopark.ru/>, инновационно-технологических центров, “инкубаторов” инновационного бизнеса как очагов инновационной активности территорий с последующим объединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на территории региона и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций.
Потенциальными возможностями для получения статуса наукограда в Свердловской области обладают города Новоуральск, Лесной, Заречный, Верхняя и Нижняя Салда.
Создание в регионе новых технопарков <http://technopark.ru/>, имеющих встроенные в свою структуру промышленно-производственные зоны для создания благоприятных условий при освоении инновационных продуктов.
2. Предполагается организация инновационно-технологических центров и научно-инновационных комплексов при академических институтах и на базе отраслевых НИИ.
Предусматривается создание областного инновационного центра с участием Правительства Свердловской области, федеральных фондов поддержки предпринимательства, частных банков и субъектов инновационной инфраструктуры. Основными задачами Центра являются: координация действий участников инновационного процесса региона; формирование областной базы данных об инновационных проектах и субъектах инновационной деятельности; инновационный маркетинг. Организация Центра позволит повысить эффективность управления научно-инновационной деятельностью в области.
- Предполагается поддержка создаваемых муниципальных, отраслевых и иных информационных центров, ориентированных на обслуживание инновационного бизнеса.
— В целях укрепления материально-технической базы инновационной деятельности и ее своевременного обновления будут приняты меры по созданию лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа.
— Особое внимание будет уделено развитию и поддержке сети специализированных центров трансферта (ᴨередачи) технологий, обеспечивающих ᴨередачу или продажу прав на промышленную собственность, лицензирование запатентованных технологий, поставку «ноу-хау» и технический консалтинг.
— Предполагается создание ряда инжиниринговых (инновационно-инвестиционных) центров, обесᴨечивающих организацию выполнения инновационных проектов, включая подбор исполнителей, комплексную поставку необходимого оборудования, и сдачу объектов “под ключ”. Организация инжиниринговых центров будет способствовать разрушению межотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства.
- Будут приняты меры по дальнейшему развитию системы учебных центров, обесᴨечивающих качественную подготовку и ᴨереподготовку кадров для инновационного бизнеса. [20]
В целом, можно выделить перечень приоритетных направлений научно-технологического развития Свердловской области:
1) производственные технологии, направленные на повышение эффективности промышленных предприятий региона (адаптация, копирование лучших мировых технологий/практик, в отдельных случаях — прорывные инновационные разработки), а также повышение безопасности на производстве и в повседневной жизни;
2) энерго- и ресурсосберегающие технологии, а также технологии рационального природопользования в производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и других отраслях (адаптация лучших мировых технологий, замещающие решения, в отдельных случаях — прорывные инновационные разработки);
- информационно-телекоммуникационные технологии, направленные на разработку и внедрение тиражируемого программного обеспечения, систем автоматизированного управления и компьютерного моделирования производственных процессов;
- химические и биотехнологии, в том числе разработка противовирусных препаратов, технологии, направленные на разработку новых материалов и методов получения химических продуктов, производство медицинских препаратов;
- индустрия нанотехнологий и новых материалов, включающая технологии разработки новых перспективных конструкционных и функциональных наноматериалов, создания металлов и сплавов со специальными свойствами. [4]
Хочется отметить, что исследование международных экспертов выделило 445 инновационных городов в мире, в их число попало 20 городов нашей страны. И в этом перечне за Москвой и Санкт-Петербургом идет Екатеринбург, опережая Новосибирск, Казань и Нижний Новгород [18].
Отсюда возникает задача создания в Екатеринбурге ведущего международного научно-образовательного и инновационного центра, в котором будет сосредоточено более половины инвестиций области
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
С учетом ограниченных ресурсов Свердловской области в части поддержки инновационного развития предлагается сконцентировать усилия:
- во-первых, на развитии направлений «превосходства» (то есть тех направлений инновационной цепочки, в которых Свердловская область уже добилась выдающихся результатов);
- во-вторых, на тех направлениях/проектах, которые способны аккумулировать максимальные внешние ресурсы (федеральные, частного сектора, международные);
- в-третьих, на ликвидации «разрывов» в цепочке создания инноваций, которые не позволяют реализовать достигнутый потенциал, например, в секторе фундаментальных исследований на этапе коммерциализации;
- в-четвертых, на проектах, которые, будучи реализованы, способны привести к радикальному росту показателей сразу по нескольким группам ключевых индикаторов.
Анализ сфер «превосходства» в области инноваций показывает, что Свердловской области следует развивать следующие направления.
В области фундаментальных исследований это 50 узких тематических направлений фундаментальных исследований, по которым научные коллективы региона (преимущественно УрО РАН и УрФУ) входят в число десяти мировых лидеров (анализ на основе системы SciVal Spotlight крупнейшего мирового издателя научных журналов Elsevier).
Тематика исследований, по данным публикуемых статей, определяется следующими укрупненными направлениями:
- Ø металлургия;
- Ø материаловедение;
- Ø физическая химия;
- Ø прикладная физика;
- Ø физика (мультидисциплинарная);
- Ø химия (мультидисциплинарная);
- Ø ядерная химия (неорганическая);
- Ø математика;
- Ø материаловедение (исследование свойств);
- Ø органическая химия;
- Ø прикладная математика;
- Ø электрохимия;
- Ø керамика (материаловедение);
- Ø геология (мультидисциплинарная);
- Ø экология.
В области прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок мирового уровня Свердловскую область выделяют подразделения Госкорпорации «Росатом» (Новоуральск), а также высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые участвуют в производстве востребованной на мировом рынке военной продукции, прежде всего, в Концерне «Алмаз-Антей» (ОКБ «Новатор»), «НПО Автоматики», ПО «Уральский оптико-механический завод», НПК «Уралвагонзавод».
На этапе массового производства инновационной продукции следует выделить несколько предприятий и производственных комплексов, уровень технологического развития которых находится на мировом уровне: ведущее предприятие разделительного комплекса концерна «Атомэнергопром» — УЭХК (технологии центрифужного разделения изотопов урана), один из крупнейших мировых производителей титановой продукции ВСМПО-АВИСМА, уже приведенные выше примеры предприятий оборонно-промышленного комплекса. Также в числе предприятий с высоким потенциалом инновационного развития, имеющих сильные позиции на российском рынке, необходимо отметить компании отраслей транспортного машиностроения («Уралвагонзавод», «Уралмаш», «Уральские локомотивы» и иные).
Поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности данных компаний — задача федерального уровня (программ развития соответствующих государственных концернов), вместе с тем, существуют распространенные в мировой и российской практике возможности для инновационного развития на этой базе (г. Саров, Железногорск и иные города), а именно: создание инновационной инфраструктуры в муниципалитетах, которые (в частности, город Новоуральск) представляют собой фактически готовые специальные экономические зоны с очень высоким уровнем развития человеческого капитала, прикладных исследований и разработок и высокотехнологичного, причем на мировом уровне, массового производства, но с серьезными барьерами входа в виде отсутствия федерального и регионального финансирования, преференций налогового и административного характера. Задача области — обеспечить увеличение федерального и регионального финансирования, преференции налогового и административного характера ЗАТО (города Новоуральск и Лесной) с целью формирования на их территориях центров инновационного развития; создание инновационной инфраструктуры, ориентированной на коммерциализацию, патентование, финансирование разработок, созданных в рамках исследований оборонного значения; стимулирование (в том числе в рамках софинансирования со стороны регионального бюджета) НИОКР, проводимых научными организациями и вузами Свердловской области в интересах указанных компаний.
Вместе с тем, существует серьезный потенциал инновационного развития ведущих предприятий черной и цветной металлургии региона, гражданского машиностроения, химического комплекса и других отраслей и секторов экономики. Для его реализации зачастую достаточно адаптивных инноваций (трансфер уже созданных технологий), которые приводят к существенному росту эффективности производств и другим положительным эффектам, либо инноваций в секторах, где российские/уральские научно-исследовательские организации обладают серьезным потенциалом.
Так же повысить потенциал региона помогут такие мероприятия, как:
Ø Разработка на региональном уровне промышленной политики или отдельных программ инновационно-технологического развития отраслевых комплексов.
Ø Создание благоприятного инновационного климата. Развитие инновационной инфраструктуры: создание сети инновационно-технологических центров, обеспечивающих трансфер технологий.
Ø Создание инновационной технологической среды диктует необходимость стимулирования спроса и предложения знаний на рынке высоких технологий.
Ø Проведение технологического мониторинга промышленных организаций для целей трансфера инновационных технологий в промышленности
Ø Подготовка и переподготовка кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности
Заключение
Основные итоги данного исследования:
- Инновационный потенциал представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере, т.е. включает в себя коммерциализацию научно-технических разработок- то есть важна взаимосвязь научных исследований и производства;
— Свердловская область обладает значительным научным, научно-техническим, кадровым потенциалом и занимает лидирующие места в России по данным показателям. В сфере науки и научного обслуживания работают около 30 тыс. человек, что составляет 2 процента от численности экономически активного населения Свердловской области. В области сосредоточено около 2/3 всех организаций Уральского федерального округа, осуществляющих исследования и разработки. Различными видами научной, научно-технической, проектно-изыскательской, инжиниринговой и инновационной деятельности занимаются более 1000 организаций, из них 104 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности организациям, имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу, а также соответствующую квалификацию специалистов. Свердловская область занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по числу созданных передовых производственных технологий (по итогам 2012 года).
Проблемы, имеющиеся на данном этапе
- Наличие разрозненности, автономности имеющихся элементов инновационной системы, отсутствие на должном уровне связей между наукой и производством.
- Отсутствие эффективных мер стимулирования научно-технической и инновационной активности.
- Недостаточная эффективность механизмов финансово-экономической поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
- Отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей передачу новых технологий в практику.
Приоритеты развития До 2015 года
ü — построение инновационной системы и формирование инновационного ядра экономики региона:
- ü создание инфраструктуры, обеспечивающей трансферт технологий из науки в производство;
- ü укрепление кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сфере, сохранение и развитие научных организаций;
- ü вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
- ü укрепление межрегионального и международного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.
До 2020 года
ü — переход к расширенному воспроизводству инноваций, укрепление позиций Свердловской области на рынках высокотехнологичной продукции:
- ü расширение зон инновационной активности как основы устойчивого экономического роста Свердловской области;
- ü развитие инициативы разработчиков и производителей инновационных продуктов и технологий в целях обеспечения расширенного воспроизводства инноваций;
- ü освоение и создание новых рынков сбыта и рыночных ниш для высокотехнологичной продукции Свердловской области;
- ü комплексное развитие инфраструктуры инновационной системы региона;
- ü совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности.
По основным показателям инновационной деятельности Свердловская область занимает лидирующие места среди остальных регионов РФ;
— Особо следует отметить, что формирование и развитие инновационной экономики в Свердловской области имеет не только региональное и общестрановое, но и мировое значение. Область занимает особое географическое положение, она находится на границе Европы и Азии. И в настоящее время, когда меняется политическая карта мира, происходит бурное развитие Китая и стран Азии, Средний Урал становится перевалочным пунктом между двумя континентами. Здесь в процессе инновационного развития необходимо создание мощного современного международного транспортного терминала и логистического центра, что, безусловно, является серьезным вкладом в формирование страновой инновационной экономики, и в первую очередь ее транспортной составляющей, а также в процесс укрепления международных связей России.
Библиографический список
1. Закон Свердловской области от 15 июня 2011 г. № 36-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы» // Областная газета. 2011. 17 июня. № 212-215.
2. Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010г.
3. Стратегия инновационного развития свердловской области до 2020 года. Основные положения. Екатеринбург, 2013. Электронная версия, сайт «Инновации в России». <http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/7154/2301.pdf >
- Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года (проект).
Екатеринбург. 2014г. (Электронный ресурс) http://econom.midural.ru/sites/default/files/files/st2030.pdf
- Алексеев С.Г.
Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. Проблемы современной экономики, №2 (30), 2009
- Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России, Регионология, №2, 2007;
7. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал, Сарат. гос. техн. ун-т, 1999
- Кушлин В.И. — Государственное регулирование рыночной экономики. РАГС, 2005г.
- Марченко Е.М., Разумова М.В., К вопросу об оценке инновационного потенциала, журнал экономика региона №18, 2007;
- Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И.
Инновационный потенциал: современное состояние и ᴨерсᴨективы развития, Изд-во «Машиностроение-1», Москва, 2007;
- Мовчан Р. А. Проблема формирования инновационного потенциала развития региона, Экономика региона, №5, 2006;
- Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях, Проблемы теории и практики управления. № 3 , 2002;
13. Пинаев В.Ю., Темкина И.М. Развитие инновационного потенциала регионов — главное условие формирования инновационной экономики России (на примере свердловской области) Журнал № 1 (2014 год).
14. Попович А.С., Червинская Т.М., К вопросу о сущности и структуре инновационного потенциала, Наука, №3, 2005;
15. Силкин С.В., Пачикова Л.П. Управление научно-инновационным потенциалом: региональный аспект. Екатеринбург. УрО РАН, 2003г.
16. Шеᴨелев Г.В., Проблемы развития инновационной инфраструктуры, Инновационный портал г. Екатеринбурга
17. Инновационная деятельность в регионах. Инновации № 7 (189), 2014. (Электронный ресурс) http://www.i-regions.org
- Инновационные места планеты (карта) // Русский репортер. 2013. № 12 (290).
- Основные результаты долгосрочного прогноза научно-технологического развития российской федерации на период до 2030 года (итоговый доклад), 2010.
20. Официальный сайт правительства Свердловской области (Электронный ресурс) http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science3.html ;
- Портал «Наука и инновации в регионах России» (Электронный ресурс) http://regions.extech.ru/regions/region_info2.php?id=66;
22. Точки роста экономики Большого Урала: материалы VIII Межрегион. конф. г. Екатеринбург, 2013. (Электронный ресурс) <http://www.expert-ural.com/3-589-12923/>.
- Федеральная служба государственной статистики. (Электронный ресурс) www.gks.ru