Актуальность избранной темы обусловлена тем, что становление в России рыночной экономики связано с необходимостью решения целого ряда проблем, среди которых одной из главных является проблема повышения эффективности управления на предприятии. От ее решения во многом зависит подъем всей отечественной экономики, что означает повышение благосостояния граждан, политическую стабильность, возрождение авторитета страны в международном масштабе. Современной российской управленческой науке необходимо создать собственную методологию изучения инновационного менеджмента как объекта управления с учетом национальной специфики бизнеса. В современных условиях только таким образом можно добиться развития экономики России в жесткой конкурентной борьбе.
Объект исследования: инновационный менеджмент
Предмет исследования: особенности осуществления управления инновациями на современном этапе.
Метод исследования: системный анализ, обобщение и синтез полученной информации.
Цель исследования: изучение инновационного менеджмента как объекта управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить современное состояние и задачи инновационного менеджмента.
- Описать инновационный менеджмент как объект управления на современном этапе.
- Рассмотреть управление инновационным процессов.
1. Современное состояние и задачи инновационного менеджмента
1 Основные черты инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс [10,с.23].
Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Статьи, исследования, по инвестиционному менеджменту и управлению проектами
... диплом, 1996 г. Теоретические положения управления проектом. Содержание функционального аспекта управления проектом. Определение эффективности и сравнение различных вариантов инвестиционного проекта. или FTP 2 Журнал ... привлечением необходимого количества экспертов и специалистов. При проведении достаточно масштабных исследований необходимо применять на каждом из всех его этапов различные подходы ...
Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта [8,с.71].
Предмет инновационного менеджмента — механизм управления инновациями.
Целью инновационного менеджмента является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиций на рынке.
Задачи инновационного менеджмента
- Планирование инновационной деятельности организации:
формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития [10,с.27].
- Организация инновационной деятельности;
- Мотивация участников инновационной деятельности;
- Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;
- Рациональное использование всего нового
Основные взаимосвязанные функции инновационного менеджмента:
- стратегический маркетинг;
- организация процессов;
- учет и контроль;
- планирование;
- мотивация и регулирование.
Методы инновационного менеджмента включают в себя метод принуждения, побуждения, убеждения, сетевого тонирования и управления, прогнозирования, анализа. Подробнее о каждом из них ниже.
метод принуждения — метод, с помощью которого управляющая подсистема влияет на управляемую подсистему. Такой метод опирается на законодательные акты региона и страны, методические и информативно-директивные документы фирмы и вышестоящей организации, на планы, проекты, программы, задания руководства [3,с.87];
- метод побуждения ориентирован на эффективное использование ресурсов, улучшение качества и повышение конкурентоспособности услуг и товаров, качества жизни населения согласно идеологии и политике развития системы. Данный метод основан на максимально возможной оптимизации управленческого решения, а также мотивации персонала для его реализации, что подразумевает экономическое стимулирование персонала для достижения итоговых результатов системы управления;
- метод убеждения основывается на изучении психологического портрета личности и, исходя из этого, на мотивации ее потребностей. Чтобы уметь убеждать сотрудника в необходимости максимально качественно, с наименьшими затратами и в срок выполнить задание, субъекту управления необходимо знать его психологические установки;
- метод сетевого тонирования и управления — графоаналитический метод управления процессами проектирования любых систем. Сущностью этого метода является сетевой график, который представляет собой графическую модель всех видов работ, направленных на выполнение задания. Такая модель должна отражать логическую взаимосвязь, последовательность работ и связь между ними [2,с.101];
методы анализа охватывают следующие принципы:
Основные методы инновационной деятельности организации
... их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей. 2.Методы организации инновационной деятельности Методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций, масштабов ...
- единство синтеза и анализа, подразумевающее разделение анализируемых явлений и предметов на составные части для изучения их свойств и дальнейшее рассмотрение их с точки зрения взаимосвязи и взаимозависимости;
строгое ранжирование факторов и выделение ведущего звена, включающее постановку целей для установления способов их достижения
обеспечение сопоставимости вариантов анализа по срокам, объему, качеству, условиям применения объектов анализа и методам получения информации;
- своевременность и оперативность;
- количественная определенность.
1.2 Проблемы инновационного менеджмента
Сегодня одним из факторов сдерживающих разработку и внедрение инноваций в России является неопределенность прав собственности на предметы инновационной деятельности. Парадоксально, но Российское государство, с легкостью расставшись с ключевыми материальными активами — нефтяной отраслью, цветной и черной металлургией и другими — проявляет удивительную скупость по отношению к нематериальным активам в форме интеллектуальной собственности, которые сами по себе еще не являются готовым продуктом и требуют значительных вложений, а значит рисков. К сожалению, запоздалые заботы об интересах государства, выразившиеся в принятии ряда законодательных актов о приоритете государства на созданную в советские годы интеллектуальную собственность, тормозят развитие частной инициативы в коммерциализации научных разработок. Кроме деклараций не создано действенных механизмов, способных на практике соблюсти права государства не в ущерб рыночным потребностям. «Запретительный» императив в отношении интеллектуальной собственности подавляет разрешительную сущность свободного предпринимательства [10,с.27].
Особой проблемой является неразрешимая пока неопределенность в реструктуризации научно- исследовательской инфраструктуры — государственных унитарных предприятий (ГУПов).
Со стороны уполномоченных государственных органов налицо непонимание и откровенный страх, нередко обоснованный, перед непредсказуемыми последствиями этих процессов для отечественной науки.
Помимо законодательных проблем и проблем инфраструктуры, Российское государство в контексте инновационного развития бизнеса упоминается также как источник финансирования (а чаще недофинансирования), связанных с этим коммерческих проектов. Однако не стоит сводить проблемы инноваций только к финансированию, поскольку здесь, как и в любой государственной программе не менее важны механизмы эффективного распределения ресурсов. Трудно оценивать мотивы чиновников, урезающих программы и скупо выделяющих средства для бизнеса, но вероятно, у них просто нет доверия к подобным проектам. И если разобраться, тому есть объяснение, выходящее за рамки привычных рассуждений об их корыстолюбии и бюрократизме. В силу высокой степени концентрации власти чиновник за ограниченное время способен оценить только мегапроект. У него нет физической возможности разбираться с сотнями инновационных малых проектов. Он создает инфраструктуру или пытается опереться на уже существующие, которым делегируется право и функции выработки критериев инвестирования, выбора и финансирования конкретных проектов. Но параллельно задачей государственных служащих, регулирующих эти процессы, является создание процедуры контроля и оценки результатов деятельности этой инфраструктуры. Не всегда существующим государственным структурам можно доверить финансовые средства в силу их неэффективности. А к частным структурам традиционно доверия со стороны чиновничества нет. Получается замкнутый круг. И это проблема чисто управленческая [10,с.52].
Инновационная деятельность педагога
... деятельности.[13] Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности ... Объектом исследования курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как ...
Потому и решение следует искать в плоскости управленческой. И здесь разработка и внедрение инноваций упирается в самую существенную причину — недостаточную готовность государства в лице уполномоченных органов осуществлять управление инновационными процессами, способное сдвинуть накопившийся груз проблем с мертвой точки.
К сожалению, никто и никогда не учил российских чиновников управлению инновационной деятельностью. Никто и никогда не учил чиновников делегировать полномочия частным структурам и создавать систему оценки их деятельности, основанную не на тотальном избыточном контроле, а на системе специальных показателей деятельности, способных давать объективную картину. Экономить легче, чем добиваться стратегических результатов. Распределять ресурсы проще, чем повышать эффективность их использования. Недостаточно уповать на гибкость бизнеса в инновационных процессах. Необходимо еще профессионально этими процессами управлять на своем уровне.
У уполномоченных государственных органов нет адекватных критериев оценки инновационной деятельности. В лучшем случае чиновник может положиться на мнение ученого или эксперта. Однако сочетание «чиновник — научный эксперт» становится весьма архаичным построением при выработке стратегических решений, лежащих в основе подавляющего количества государственных программ. Эксперты в специальных областях научных знаний не способны к менеджерскому анализу, рассмотрению проблемы в глобальных координатах «экономика- политика-социум-технологии». Кроме того, они также не имеют опыта, а подчас и понятия в вопросах рыночного спроса и прогнозирования потребительского поведения, разработке инновационной стратегии с учетом мирового опыта и состояния внешней среды, принципов построения адекватных организационных структур, способных наиболее эффективно решать поставленные задачи. Академические учреждения, с советских времен обслуживающие власть, не способны давать адекватную информацию для принятия важных управленческих решений, а тем более эффективно участвовать в их реализации. Специалисты и консультанты требуемого уровня работают в сфере частного бизнеса и, как правило, не привлекаются к разработкам. Использование их современного рыночного потенциала является назревшей потребностью [4,с.54].
С другой стороны, очевидно, что необходимы программы специального обучения всех участников инновационных процессов — государственных служащих, регулирующих эту деятельность, представителей науки и предпринимателей. Эта задача также вполне по силам современному бизнес-консалтингу.
1.3 Становление инновационного менеджмента в России и его задачи
В России методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).
Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования — с упором на рынок или на централизованное воздействие.
Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.
Инновационная деятельность в рыночной экономике
... новое производство в рыночной экономике в одиночку в ... в работе организаций деятельность, направленная на ... в процессе трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность может быть инновационной, ... В эпоху научно-технического прогресса удовлетворить запросы потребителя можно, лишь предлагая все новые и новые товары и услуги по приемлемой для потребителя цене. Необходимость нового (новшества, инновации) ...
Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. [2,с.55].
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.
Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:
- налоговое и амортизационное регулирование;
- кредитная и фондовая политика;
- ценовое регулирование;
- политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доходов, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч. [5,с.69].
К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии.
Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития.
Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению.
Правительство Российской Федерации совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР и стимулирования нововведений.
В период осуществления рыночных реформ в России в силу объективных причин (инфляционные процессы, несовершенство кредитно-денежной системы и проч.) деятельность государства должна быть направлена на всемерное поощрение внедрения и распространения инноваций. [6,с.59].
Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).
Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.
Правовое обеспечение инновационной деятельности
... отраслях и производствах инновационного характера предпринимательской деятельности, формирование особой инновационной сферы. В целях эффективного использования инноваций требуются все более определенные и решительные шаги в области формирования правового обеспечения, регулирующего инновационную сферу. Между ...
Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента РФ, в подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п.
Органы законодательной власти РФ — Государственная Дума и Совет Федерации — имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.
Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений. [2,с.55].
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Приятие Закона РФ Об инновационной политике позволит определить стратегию, принципы и порядок формирования и осуществления государственной инновационной политики, роль и место инновационной деятельности в обществе, экономике и государстве.
Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня.
Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности — руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства — Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике.
Министерство экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности. [6,с.54].
Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РФ.
Сейчас, в условия кризиса экономики России безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе.
Инновационная направленность педагогической деятельности
... подвести итоги исследования. Объект курсовой работы – инновации в педагогической деятельности. Предмет – создание и внедрение инноваций в педагогическую деятельность. Гипотеза: Педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если: педагогом понимается сущность инновационной деятельности; осуществляется целенаправленная и системная ...
В России функционируют специальные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур.
Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются:
- Министерство промышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития;
- федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;
- другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств;
- корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений.
Федеральный экологический фонд Российской Федерации осуществляет поддержку инновационной деятельности в этой сфере. Из средств Фонда, образующихся за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансируются научно-исследовательские работы, внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий.
К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
- стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- развитие международного научного инновационного сотрудничества.
Таким образом, инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновация- это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
2. Инновационный менеджмент как объект управления
2.1 Этапы жизненного цикла инноваций
Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
- зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
- рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
- зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
- насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж) [8,с.71];
- упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
6 стр., 2877 слов
История развития инновационного менеджмента в кадровой работе
... развития и воплощения в инновацию. Инновационный менеджмент в кадровой работе раскрывает содержание и особенности управления нововведениями в одной из самих сложных с социально-психологических позиций сфер - кадровой сфере. Объектом инновационного менеджмента в кадровой работе являются процессы обновления и развития, ...
С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства
Первая стадия — внедрение новшества — является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.
Вторая стадия — стадия промышленного освоения производства — характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
Четвертая стадия — стадия зрелости и стабилизации — характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
Пятая стадия — стадия увядания или упадка — связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.
Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности [5,с.101].
Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.
Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:
- определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
- определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
- выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
- распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;
- тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
- формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.
2.2 Классификация инноваций и инновационных процессов
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.
Выпускной квалификационной работы «Разработка проекта узла коммерческого ...
... дома. Предмет исследования: узел учета тепловой энергии и теплоносителя. Цель работы: разработать проект узла коммерческого учета тепловой энергии. Задачи: рассмотреть понятие учета тепловой энергии; провести ... из крыльчатых теплосчетчиков типа "Supercal", производства польской фирмы AQUATHERM. Тепловычислитель оснащен жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображаются показания о текущих ...
Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев [3,с.87].
Инновации классифицируются по следующим признакам:
- значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
- направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
- место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
- глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения;
- новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
- разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
- масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
- место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
- характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности) [6,с.59];
- степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
- время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
- причина возникновения (реактивные, стратегические);
- область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).
По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.
По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:
- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
- изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
- новый вариант — простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
- новое поколение — меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
- новый вид — качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
- новый род — высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные) [2,с.23].
По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.
По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические — инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [5,с.69].
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
- инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
- инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя [10,с.27].
Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
2.3.Элементы инноваций и их сущность
Инновация включает в себя семь элементов, соеди нение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:
инициация;
маркетинг инновации;
выпуск (производство) инновации;
реализация инновации;
продвижение инновации;
оценка экономической эффективности инновации;
диффузия инновации.
Началом инновации является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.
После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия [9,с.54].
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).
Диффузия инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.
2.4 Объективная необходимость управления инновации в условиях рынка
Опыт показывает, что стабильное развитие производства в течение длительного времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностей субъекта хозяйствования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие [7,с.89].
Основной чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной экономике — это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличении взаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный цикл товара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики — это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение и использование знаний — основа, а всемирная информационная сеть — инфраструктура).
В наше время с ростом научно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации. Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и отдельной фирмы. Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения. Инновационное развитие фирмы дает предпринимателю:
) позволяет приспособиться к меняющимся условиям;
) помогает увеличить качество товаров и услуг, более широко удовлетворить запросы потребителей;
) создает условия для выживания и развития в конкурентной борьбе;
) оказывает содействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;
) укрепляет финансовое положение фирмы;
) укрепляет имидж фирмы, поднимает ее конкурентоспособность;
) упрочает партнерские связи;
) способствует развитию организационной структуры;
) способствует повышению квалификации персонала;
) увеличивает производительность труда.
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования [8,с.71].
Таким образом, основной чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной экономике — это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы.
3. Управление инновационным процессом
3.1 Планирование инновационного процесса
Различают (по содержанию) продуктово-тематическое, технико-экономическое и объемно-календарное планирование.
Продуктово-тематическое планирование ориентировано на формирование тематики НИОКР, определение состава этапов работ. При продуктово-тематическом планировании проводят функциональную и проблемную структуризацию основных параметров инновационного проекта. Функциональная структуризация инновационного проекта осуществляется путем построения «дерева целей». «Дерево целей» — иерархическая система, включающая последовательно детализируемые цели: цели каждого последующего уровня способствуют осуществлению целей вышестоящего уровня. Затем «дерево целей» преобразуется в «дерево работ», в котором цели заменяются заданиями и мероприятиями, необходимыми для реализации данных целей. «Дерево работ» — это проблемная структуризация проекта. Результат структуризации — альтернативные варианты перечней работ, выполнение которых необходимо для достижения в установленные сроки намеченных целей инновационного проекта [3,с.87]. Выбор варианта реализации проекта определяется величинами эффективности и риска.
Технико-экономическое планирование предусматривает определение материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по проекту. Технико-экономическое планирование предполагает составление бизнес-плана, в котором производится всесторонняя оценка нового проекта. Бизнес-план содержит информацию о перспективах, преимуществах от реализации проекта; анализ факторов риска и оценку степени риска; информацию о конкурентах, партнерах, поставщиках; оценку финансового положения фирмы. Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность новшества в условиях конкуренции на рынке. Он является базовым документом, на основании которого решается вопрос об инвестировании инновационного проекта [7,с.23].
Объемно-календарное планирование включает определение объемов работ по проекту, загрузки исполнителей и оборудования; построение календарных графиков проведения работ. В качестве метода календарного планирования при управлении инновационными проектами рекомендуется использовать метод сетевого планирования и управления (СПУ).
При сетевом планировании комплекс работ, необходимых для реализации инновационного проекта, представляется в виде сетевой модели. Сетевая модель — графическое изображение плана работ, необходимых для достижения определенной цели, в их логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.
.2 Организация инновационного процесса
Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
) материально-технические ресурсы;
) финансовые ресурсы;
) организационные ресурсы;
) кадровые ресурсы;
) социально-психологические факторы [10,с.27].
Для проведения инновационных процессов компания должна располагать: свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок; соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; сотрудниками, способными генерировать неординарные решения. Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей». Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.
Существует функциональная, тематическая и матричная формы организации инновационных проектов. При функциональной организации работы по программе распределяются по специализированным подразделениям, каждое из которых выполняет определенную часть проекта. Менеджеры подразделений несут ответственность за выполнение задач в рамках своей части проекта. Функциональная организация ориентирована на выполнение определенной функции. Достоинства функциональной структуры заключаются в использовании существующей организационной структуры предприятия, обеспечении равномерной загруженности персонала и оборудования, возможности использования стандартных операций. Обычно трудности возникают при координации деятельности различных подразделений, при необходимости совмещения этапов. Для сложных масштабных проектов подобная структура неприемлема [4,с.101].
При использовании тематической организации управления инновациями формируют тематические подразделения, объединяющие специалистов различных профилей. Подразделения функционируют практически автономно и осуществляют проведение работ по своим направлениям от начала до конца. Тематическая организация деятельности направлена на конечный результат. Ее преимущества: возможность осуществления полного контроля и своевременной корректировки проекта при изменении внешних и внутренних условий, высокая ответственность руководителя за результат инновационной деятельности, возможность параллельно-последовательного осуществления работ по проекту. Недостатки этой структуры заключаются в невозможности полной загрузки исполнителей из-за изменения объемов и содержания работ на различных стадиях инновационного проекта, низкого уровня стандартизации решений (каждый раз приходится «изобретать велосипед») .Наиболее эффективной формой организации инновационных процессов является матричная структура, особенность которой состоит в разделении управленческой и профессиональной ответственности. При матричной организации инновационного проекта специалисты различных функциональных отделов привлекаются к работам по направлению, при этом единое подразделение не формируется. Обязанности по управлению инновационным проектом и ответственность за конечный результат возлагается на руководителя инновационным проектом. Функциональные руководители обеспечивают реализацию решений, принятых руководителем проекта. Для избежания двойного подчинения специалисты, привлеченные к работам по теме, подчиняются функциональным руководителям, которые в свою очередь несут ответственность за часть работ по проекту перед линейным руководителем. Достоинство матричных структур заключается в их динамичности, возможности полноценного использования творческого потенциала сотрудников, поэтому наиболее широкое применение они нашли в аэрокосмической промышленности при реализации масштабных проектов с ограниченными временными и финансовыми ресурсами.
3.3 Разработка и проведение кадровой политики в инновационном процессе
Под кадровым обеспечением инноваций в практическом плане подразумевают механизм управления как подготовкой кадров в соответствии с потребностями инновационных процессов в экономике, так и непрерывное развитие персонала в связи с разработкой и внедрением инноваций на предприятиях, организациях.
Основы реальных инновационных процессов — это творческий потенциал персонала: и руководителей, и специалистов, и рабочих. Крупнейшие изобретения могут остаться на бумаге, новейшая техника превратится в металлолом, экономические реформы зачахнут без готовности персонала первичных хозяйственных звеньев экономики к нововведениям, без квалифицированных кадров, способных освоить и внедрить инновации на конкретных предприятиях, организациях [7,с.23].
В решении проблем кадрового обеспечения инновационного развития экономики особо выделяют роль низового звена, т.е. предприятий, организаций. Именно здесь, в повседневном трудовом процессе, при использовании определенных механизмов стимулирования и мотивации, складывается творческое отношение масс работников к своему труду, использованию всех факторов производства. Это означает, что в современном производстве функционирует не только рабочая сила в классическом ее понимании, т.е. совокупность физических и духовных способностей, знаний и навыков (умений), свойственных определенной профессии, специальности; для новой экономики важны многие личностные качества человека: преданность делу, которым занимается, добросовестность и честность, сознательное, творческое отношение к труду, заинтересованность в общем успехе, взаимопомощь и доброжелательность в отношениях с коллегами по работе и многое другое. Фактором экономического развития становится человек труда со всеми своими личностными качествами. Среди них важное место занимают инновационные способности, которые носят ярко выраженный личностный характер[10,с.23].
Для стимулирования инновационной деятельности наиболее оптимальными типами трудовых коллективов являются «семья» и «улей». В трудовых коллективах, сформированных по типу «стадо» и «стая», инновационная деятельность в принципе не может получить должного развития. Серединное положение между ними занимают трудовые коллективы, сформированные по типу «автобус», в которых достаточно успешно могут быть реализованы отдельные инновационные проекты и бизнес идеи.
Российская практика свидетельствует о доминировании трудовых коллективов, сформированных по типу «стадо», что отрицательно влияет на инновационную деятельность в различных коллективах, организациях. Однако в последние годы возрастает число предприятий, в которых доминирует единство интересов руководителя и коллектива в целом («семья») и определение места каждого работника в соответствии с его трудовой активностью («улей») [10,с.89].
Исследование различных типов трудовых коллективов позволило выделить следующие принципы стратегии кадрового обеспечения инновационной сферы, трансформации управления персоналом:
обеспечение свободного потока информации, который позволяет тем, кто работает над нововведениями, находить новые идеи в самых неожиданных местах и приспосабливать их к целям и задачам организации;
частый и близкий контакт между подразделениями, усиление горизонтальной, а также вертикальной связи, что обеспечивает необходимые ресурсы, информацию и поддержку;
традиции работать командами и высокий уровень доверия в коллективе;
наличие руководителей, которые верят в нововведения и делают все, чтобы были доступны необходимые ресурсы и реализованы потенциальные возможности.
.4 Контроль в инновационном процессе
Контроль как предметная функция инновационного менеджмента завершает управленческий цикл в инновациях и таким образом обеспечивает эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном менеджменте состоит в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.
В задачи контроля в инновационном процессе входят:
сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;
оценка состояния и полученных результатов деятельности;
анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;
подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития [3,с.23].
Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента в инновационном процессе и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики в инновационном процессе: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.
Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на предприятии. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с инновационной деятельностью затраты. При организации и осуществлении оперативного контроля используются чаще всего методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.
Все виды управленческого контроля в инновационном процессе по предметному признаку подразделяются на финансовый и административный.
Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты инновационной деятельности. Объектами контроля в инновационном процессе при этом являются такие показатели, как прибыль, издержки деятельности, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние инновационной деятельности и отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность).
Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Наряду с общим по предприятию он обязательно организуется и по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. В международной практике финансовый контроль осуществляется, как правило, в рамках целостной контроллинговой системы [7,с.101].
Таки образом, инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
) материально-технические ресурсы;
) финансовые ресурсы;
) организационные ресурсы;
) кадровые ресурсы;
) социально-психологические факторы.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Предмет инновационного менеджмента — механизм управления инновациями.
Целью инновационного менеджмента является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиций на рынке.
Задачи инновационного менеджмента
. Планирование инновационной деятельности организации;
формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития
. Организация инновационной деятельности;
. Мотивация участников инновационной деятельности;
. Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;
. Рациональное использование всего нового
Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
В России методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические ( прямые и косвенные).
Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования — с упором на рынок или на централизованное воздействие.
Список литературы
1.#»justify»>2.Букович У. Управление знаниями: руководство к действию / У. Букович, Р. Уиллъямс; пер. с англ. — М.: Инфра-М, 2012. -560 с
3.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. — М.: Филинъ, 2010.-380 с
.Водачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии / Л. Водачек, О. Водачкова; пер. со словац. — М.: Экономика, 2010- 320 с.
.Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -368 с
6.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / пер. с англ. — М.: ФАИР-Пресс, 2010.-360 с
7.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. — М.: Вильямс, 2010. -510 с
.Завлин П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка. — СПб., 2012 -320 с.
9.Инновационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ, 2010.-440 с
10.Карлоф Б. Вызов лидеров / Б. Карлоф, С. Седерберг; пер. со швед. — М.: Дело, 2011. -560 с