«Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.» (Медынский В.Г., 2004, 38)
« Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)
Она включает три этапа:
- разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
- определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
- осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.
В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.
Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.
«Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)
Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства — это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.
Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.
Инновационное развитие России
... теме; определить ключевые направления функционирования институтов инновационного развития; выявить основные цели, задачи и проблемы стратегии инновационного развития России; сделать соответствующие ... Тенденции и приоритеты инновационного развития экономики России 2.1 Тенденции инновационного развития российской экономики Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не ...
Научно-техническое лидерство — это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.
Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.» (Коноплев С.П., 2007, 65)
С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.
«Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 77 )
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Существуют также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную политику России.
Политическое и социально-экономическое развитие России в 1991-2000-е ...
... 1992 года становятся Верховный Совет РСФСР и Съезд народных депутатов. В стане противников президента оказался и вице-президент Александр Руцкой. декабря 1992 года открылся VII Съезд народных депутатов России. В ходе его работы спикер ...
В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.
Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.
Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.
Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»).
По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.
Также в инновационной политике России существуют проблемы в части регулирования инновационной деятельности и определения самых общих функций государственных ведомств. Таких ведомств три.
Главное — Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.
На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.
В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.
В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.
Инновационная политика государства
... создание в сфере науки и технологий можно рассматривать как одно из направлений совершенствования государственной инновационной политики, поскольку автономные научные учреждения будут иметь широкие возможности участия в инновационной деятельности, коммерциализации результатов своей работы, ...
Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.
Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие, трактуются неоднозначно.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Согласно принятой концепции, главной задачей государственной политики в области развития науки и технологий является переход нашей страны к инновационному пути развития — на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.
Базисом для создания национальной инновационной системы является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом как приоритетов социально-экономической политики государства, а государственная инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий и организаций.
Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.
Созданы Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.
Построение инновационной экономики — стратегический путь развития России
... Россия должна встать на путь инновационного развития и превратиться из сырьевой базы для развитых стран в самостоятельную технологически высокоразвитую страну. С каждым днем проблема перехода к инновационной экономике ... единую структуру. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и ...
Исходя из современного состояния научно-технической и производственно-технологической сфер российской экономики, основными направлениями государственной инновационной политики являются:
- развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
- укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
- обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.
Реализация государственной политики в области развития науки и технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую сферы экономики, ориентированные на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке.
Для решения задач по реализации государственной инновационной политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.
Одно из перспективных направлений — развитие национальной венчурной индустрии. Для расширения ресурсной базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков. Будут разработаны и правила совместного участия в венчурных фондах частных инвесторов и государства (за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников).
В настоящий момент начато создание системы специализированных центров по венчурному предпринимательству. Они обеспечат информационную поддержку и консультирование, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала инновационных предприятий для совместной деятельности с венчурными инвесторами.
Другим из основных направлений инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения, призванными решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.
Под важнейшим инновационным проектом государственного значения понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, направленных на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, на реализации которого концентрируются ресурсы и который обеспечивается государственной поддержкой.
Инновационная экономика: сущность и основные формы развития
... развитие инновационной экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной экономики. Задачами данного исследования являются: дать определение понятию «инновационная экономика»; рассмотреть отличительные признаки инновационной экономики; проанализировать основные тенденции развития инновационной экономики; рассмотреть инновационную экономику России. Методологической ...
Инновационные проекты государственной значимости представляют собой новый для России инструмент государственной инновационной и промышленной политики, направленный на реализацию конкурентных преимуществ науки и промышленности, связанных с результатами исследований и разработок, полученных в государственном и частном секторе науки по заказу и при финансовом участии государства.
Такие проекты должны удовлетворять системе критериев, многие из которых не применяются для обычных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Эта система критериев отражает такие основные требования как значительные масштабы влияния проекта на развитие промышленности и экономики, коммерческую эффективность реализации проекта (окупаемость вложений в короткие сроки), направленность на развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности или значительный рост конкурентоспособности в отдельных секторах (подотраслях) экономики.
Очень важна роль экономических критериев при отборе проектов, имеющих особо важное государственное значение. Финансовая поддержка этих проектов со стороны государства должна быть обусловлена софинансированием со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении «команд» исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.
Не менее важно, чтобы эти проекты не только опирались на существующую инфраструктуру, но и создавали мотивацию для выращивания крупных корпоративных структур. Такие структуры в конечном счете должны стать базисом новой экономики России.
Перечень важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2005-2008 годы и основные требования к ним (I очередь)
- Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения.
- Разработка и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий.
- Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений.
- Разработка и освоение производства перспективных матричных фотоэлектронных модулей для создания конкурентоспособной отечественной инфракрасной техники.
- Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив.
- Разработка и промышленное освоение технологии производства
новых видов высококачественного картона с использованием вторичного волокна.
- Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 мегаватт.
- Создание технологий и освоение промышленного производства конструкционных металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств.
- Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них.
Таким образом, с учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе способствует развитию научно-технического потенциала и формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.
Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики
... в процессе управления предприятиями (объединениями), отраслями и комплексными целевыми программами развития экономики. Современная Россия активно развивает рыночные отношения. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемирное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях ...
Важными субъектами финансирования являются Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Международный научно-технический центр, Фонд СRDF, ТАСIS и др.
Эта группа, на долю которой приходится значительная часть финансирования, аккумулирует гигантский массив научно-технической информации и оказывает большое влияние на тенденции развития российской науки. Правда, объем финансирования, выделяемый такими фондами в расчете на одну заявленную тему, обычно невелик. Да и требования, предъявляемые к проектам с точки зрения потенциала их коммерциализации, также минимальны. Кроме того, большинство фондов не заявляет своих прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате реализации финансируемого проекта. Обращение к данному источнику средств удобно на начальной стадии процесса коммерциализации, так как позволяет провести необходимый минимум исследований (например, изготовить первый прототип инновационного продукта), не обременяя авторов излишними обязательствами.
Для современной России весьма важно изучение и использование зарубежного опыта в этой области, в первую очередь таких программ, как Link (Великобритания), SBIR и STTR (США), IRAP (Канада) и др.
Сравнение схем государственной поддержки начальных этапов коммерциализации результатов научных исследований в развитых странах свидетельствует о том, что модели процессов передачи технологий из академического сектора в промышленность варьируют от страны к стране и разрабатываются с учетом культурной, политической и финансовой ситуации в каждой из них. Общее, что объединяет все схемы, — стремление правительств этих стран создать наиболее эффективные механизмы освоения новых знаний, оказать максимальную поддержку службам передачи технологий на уровне конкретных научно-исследовательских институтов.
Венчурные фонды занимаются финансированием разработок на коммерческой основе, т.е. в целях получения прибыли от вложения своих средств. Они осваивают ограниченное количество разработок, часто специализируются в определенной области науки и техники. По некоторым оценкам, коммерческий результат дает всего лишь один венчурный проект из десяти; прибыль от него должна с лихвой окупить все сделанные затраты.
Кооперация разработчиков с этими фондами предусматривает полную или частичную передачу прав на результаты исследований финансирующей стороне, которая в дальнейшем может перепродать их другому стратегическому инвестору.
Ряд венчурных фондов создан и функционирует на основе российского капитала, в большинстве случаев при финансово-промышленных группах.
Промышленные компании финансируют научные разработки обычно за счет собственных средств в целях внедрения их в производство и выхода на рынок с инновационными продуктами. Не всякая даже достаточно крупная компания в России может позволить себе капиталовложения такого рода.
Таковы существенные недостатки в финансировании инноваций в Росиии.
Исследование инвестиционной привлекательности России и Китая
... в России и Китай. А в третьей главе представлен анализ инвестиционной привлекательности этих двух стран на ... на повышение квалификации персонала, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получение товарного знака (марки) и т. п. Материальные инвестиции предполагают вложения, прежде всего в средства ... падения цен, ни чрезмерно радоваться при ощутимом их повышении. Он всегда ...
Подводя итоги, следует отметить, что в России в связи с реформированием отношений собственности, трансформацией механизма управления экономикой, развитием бюджетного федерализма — формирование инновационной системы нового типа только начинается. При этом происходит смещение процессов реформирования научной сферы из федерального центра на региональный уровень.
Возникает потребность выработки новых подходов к управлению функционированием и развитием региональных хозяйственных систем и, прежде всего, эффективной инновационной политики, обеспечивающей комплексное развитие регионов страны в новых условиях.