Налогообложение физических лиц

Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.

Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан.

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.

Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан — более половины всего населения страны.

Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.

Налогообложение физических лиц чрезвычайно многообразно. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами.

19 стр., 9137 слов

Доходы населения России и их дифференциация

... дифференциации на территории России. Задачами данной работы являются изучение и анализ: 1. Понятия доходов населения и их классификации. 2. Доходов населения в России в условиях "Мирового финансового кризиса". 3.Политики государства в области доходов. 4. Неравенства доходов населения. В ...

Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.

Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

К задачам следует отнести следующие:

  • раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;
  • исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
  • выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.

Информационную базу исследования составили материалы таких периодических изданий как: газеты «Экономика и жизнь», «Налоги», «Финансовая газета»; журналы «Горячая линия бухгалтера», «Бухгалтерский учт», «Налоги и платежи», «Эксперт», «Деньги», «Таможенные ведомости», «Финансы» и другие.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения физических лиц

1.1. Экономическое содержание и основные элементы налогообложения доходов физических лиц

Исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве. В совокупный годовой доход, как правило, включаются наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности другие выплаты и поступления: пособия, оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды.

Налоги на доходы физических лиц чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.).

При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации).

На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.

32 стр., 15856 слов

Анализ структуры налоговых доходов бюджета

... в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений; конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в ...

Практически во всех странах налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем:

  • расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности;
  • существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;
  • состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой часто не только в одной стране, но и на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;
  • имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е.

объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;

  • наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;
  • отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок;

— значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране.

1.2. Льготы, применяемые при налогообложении физических лиц

Налоговые льготы при налогообложении физических лиц предоставляются в виде:

  • доходов, освобождаемых от обложения налогом (см. );
  • налоговых вычетов (уменьшение базы налогообложения на определенную сумму), в том числе:
  • стандартных налоговых вычетов;
  • социальных налоговых вычетов;
  • имущественных налоговых вычетов;
  • профессиональных налоговых вычетов;
  • освобождения от уплаты налога в соответствии с международным договором РФ об устранении двойного налогообложения.

Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации. К пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • все виды компенсационных выплат, связанных с:
  • o возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в том числе, например, суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;
  • o бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • o оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • o оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
  • o увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
  • o гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • o возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • o исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
  • вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных руководителями субъектов РФ за выдающиеся достижения в перечисленных областях;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
  • o налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;
  • o налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;
  • o работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • o налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями);
  • o налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет бюджетных средств;
  • o налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источников выплат;
  • o работодателями работникам при рождении или усыновлении детей, в размере до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
  • вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам за оказание ими содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, за оказание содействия федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • суммы полной или частичной компенсации работодателями работникам и (или) членам их семей, а также бывшим работникам, вышедшим на пенсию, стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории России санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • суммы полной или частичной компенсации (как работодателями, так и за счет бюджета) стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
  • суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;
  • доходы, получаемые от реализации для собственных нужд заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других недревесных лесных ресурсов;
  • доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;
  • некоторые доходы, полученные акционерами от акционерных обществ или других организаций;
  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх и других крупных спортивных состязаниях;
  • суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, либо за их обучение указанным учреждениям;
  • суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
  • вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
  • суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также по облигациям и ценным бумагам органов местного самоуправления;
  • доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов и религиозных организаций;
  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками (как резидентами, так и нере3зидентами) по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
  • o проценты по рублевым вкладам не превышают действующие ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
  • o установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • o проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, прошло не более трех лет;
  • следующие доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные за налоговый период:
  • o стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • o стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • o суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  • o возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
  • o стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
  • o суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
  • выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей;
  • выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
  • помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб.

за налоговый период;

28 стр., 13907 слов

Контрольная работа: Налоговая политика и регулирование общей ...

... экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Цель контрольной работы - изучение теоретических основ и механизма формирования налоговой политики государства, регулирования общей суммы налоговых доходов в национальной экономике, а ...

  • средства материнского (семейного) капитала;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);
  • суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджетов (с 1 января 2008 г.);
  • суммы дохода от инвестирования, использованные для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
  • взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

— взносы работодателя на дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.

1.3. Основные налоговые вычеты

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной стране, исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по подоходному налогу.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов.

В подавляющем большинстве стран супруги имеют право уплаты подоходного налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется система совместного налогообложения дохода семьи, при определении налоговых обязательств к налогооблагаемому доходу применяются пониженные ставки.

Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Схема определения налоговых обязательств по подоходному налогу с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, состоящих из выплат заработной платы работающим по найму, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования и социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода.

Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. В ряде стран при исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат по системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц (участникам военных действий, семьям погибших, инвалидам и т.д.).

В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок подоходного налога.

Приведенная общая схема расчета обязательств по подоходному налогу имеет значительную специфику в каждой отдельно взятой стране, где специальные налоговые льготы могут быть предоставлены как в форме вычетов, так и в форме налоговых кредитов, т.е. зачета каких-либо произведенных платежей. Освобождение от налогообложения какого-либо вида доходов непосредственно оговаривается в налоговом законодательстве или принимает форму разрешенного налогового вычета либо скидки. Зачастую исключение отдельного вида дохода из совокупного годового дохода для целей налогообложения по подоходному налогу может быть связано с наличием дополнительного налогообложения, не входящего в систему налогообложения подоходным налогом и регулируемого на основании иных законодательных актов. В совокупный годовой доход для целей налогообложения подоходным налогом обычно включаются все основные доходы работающих по найму, а также дополнительные выплаты, доплаты, премии, выплаты сверх основной заработной платы, не имеющие компенсационного характера.

Для последних десятилетий характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других. В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих его доход, прибавить разницу между обычной (рыночной) ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.

Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы практически во всех странах имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогов законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по подоходному налогу с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения.

Во всех странах в совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех развитых стран.

Пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут как включаться в совокупный годовой доход налогоплательщика для целей налогообложения подоходным налогом, так и исключаться из налогооблагаемой суммы.

Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц, либо на основании отдельных специальных законов.

Доходы, получаемые от владения недвижимостью, во всех странах включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.

Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. В отдельных странах налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.

В большинстве развитых стран в совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице.

Как правило, в состав совокупного дохода для целей налогообложения не включаются дарения от физических лиц, призы и награды, различного рода компенсации за ущерб, причиненный здоровью, стипендии.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

Глава 2. Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц

в местный бюджет (2006-2008 гг.)

2.1. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц

в местный бюджет (2006-2008 гг.)

Доля местных налогов настолько мизерна, что в отдельных муниципальных образованиях не дотягивает и до 1% доходов бюджета. Из года в год доля дотационных муниципальных образований в стране возрастает. В условиях реформы, старт которой дал 131-й федеральный закон, большинство муниципалитетов не обладают достаточными ресурсами для решения вопросов местного значения и их бюджеты более чем на 40 процентов формируются из трансфертов с регионального уровня. Система местного самоуправления дискредитируется в глазах населения. Федеральный центр сократил число местных налоговых источников в 10 раз с 20 до двух, самых тяжелых в администрировании – земельного налога и налога с имущества физических лиц. Практически полностью исключена экономическая заинтересованность муниципалитетов в развитии производственной инфраструктуры на их территориях.

Таблица 1.

Анализ доли местных налогов и налоговых доходах бюджета

РСО-Алания за 2006-2008 гг., тыс. руб.

Из данной таблицы 1 видно, что доля местных налогов в налоговых поступлениях консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания за анализируемый период составляла от 1,04% в 2006 году до 1,53% в 2008 году.

2.2. Анализ поступлений налога на имущество, переходящего

в порядке наследования или дарения (2006-2008 гг.)

В связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 года № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», с 1 января 2006 года Закон № 2020-1 утрачивает силу, одновременно вступают в силу изменения, в том числе, внесенные в статью 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.

Пункт 18 вышеназванной статьи дополнен пунктом 18.1, из содержания которого следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Рассмотрим, какова же роль рассматриваемого налога в формировании доходов бюджета в РСО-Алания. В состав налоговых доходов бюджета, помимо прочих, включаются налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения.

Таблица 2

Анализ в составе бюджета динамики и структуры налогов на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения

за 2006-2008 гг., тыс. руб.

Показатель

2006 год

Удельный вес, %

2007 год

Удельный вес, %

2008 год

Удельный вес, %

Бюджет всего:

393 556

100,0

468 050

100,0

626 718

100,0

Доходы, подлежащие налогообложению

39 391

10,01

55 346

11,82

79 347

12,66

из них:

налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования

274

0,07

204

0,04

215

0,03

налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке дарения налог

954

0,24

1 968

0,42

1 261

0,20

Безвозмездные поступления

354 165

90,0

409 288

87,45

547 371

87,34

Как видно из таблицы 2, в бюджете удельный вес налогов на имущество физических лиц, переходящего в порядке наследования или дарения в составе доходов консолидированного бюджета района составил в 2006г. – 0,31%, в 2007г.– 0,46%, в 2008г. – 0,23%.

Глава 3. Проблемы налогообложения физических лиц

Анализ современных подходов к определению понятия и сущности налогов позволили сделать следующий вывод, что налог есть категория многоаспектная, носящая в себе не только правовое или экономическое, но и социальное значение. В много сформулированы квалифицирующие признаки налогов и уточнена дефиниция «налог», как обязательный, законодательно установленный платеж, безвозмездно и безэквивалентно взимаемый с физических лиц в бюджет и внебюджетный фонд, предназначенные для реализации экономической и социальной политики государства.

Являясь политико-правовым субъектом, проводя соответствующую финансовую политику, государство перераспределяет денежные элементы стоимости в налоговые доходы, устанавливает наиболее приемлемые для конкретных экономических условий формы организации налоговых отношений, группируя их в систему. В своей деятельности государство, во-первых, выступает регулятором общественных отношений, обеспечивающих издание законодательных актов, а также создание организационных и распорядительных структур, призванных защищать и развивать экономические и социальные устои общества, мобилизация средств, для содержания которых, осуществляется посредством взимания налогов. Во-вторых, государство должно максимально обеспечивать эффективное развитие общества, что создает возможность использования налогов в качестве инструмента косвенного стабилизационного воздействия на экономическую, социальную и политическую ситуации в целях ее качественного улучшения.

Налоговая политика, являясь надстроечной категорией, обусловлена экономическими отношениями, сложившимися в обществе. Она выступает составной частью финансовой политики и оказывает серьезное воздействие на социально-экономическое развитие страны. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий должны создаваться благоприятные условия для развития экономики, в других – происходит ее торможение.

Налоги, будучи экономической категорией и являясь специфическим инструментом реализации политики государства в его взаимодействии с налогоплательщиками, призваны, как обеспечивать доходы бюджета, так и регулировать экономику в целом. Отсюда, по моему мнению, вытекает наиболее полное внутреннее содержание налоговых отношений, подчеркивающее их тройственный характер (правовой, экономический, социальный) и общественное предназначение, проявляющееся через две функции: фискальную и регулирующую.

Наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, повышение реального уровня жизни населения государство оказывает посредством проведения налоговой политики и установления соответствующей ей налоговой системы, которые трансформируются в зависимости от экономических, социальных и политических процессов, происходящих в обществе. В работе дана оценка основным этапам развития отечественной системы налогов с доходов физических лиц. Анализ эволюции налоговой системы в нашей стране показал преобладание в доходах консолидированного бюджета платежей с юридических лиц, в отличие от развитых зарубежных государств, где ведущее место занимают налоги на доходы населения.

Основными причинами низкого удельного веса налога на доходы физических лиц следует считать исторически сложившуюся тенденцию получения большинством населения низких доходов, зависящую, главным образом, от уровня развития экономики страны; небольшого удельного веса заработной платы в издержках производства; сокрытия официально выплачиваемой заработной платы; искусственного сдерживания тарифных ставок, должностных окладов и доплат в организациях, находящимся на бюджетном финансировании.

Существенное влияние на объем поступления данного налога оказывает снижение количества налогоплательщиков — физических лиц, зависящее от естественной депопуляции населения; падения рождаемости, увеличения смертности, старения нации, роста численности одиноких родителей и отсутствия миграционного прироста, требующее кардинального пересмотра и координации курса экологической, демографической, социальной и миграционной политики, с проводимым курсом экономической, в т.ч. налоговой политики, направленном на достижение эффективности налогообложения, и переноса, в конечном итоге, центра тяжести налоговой нагрузки и юридических и физических лиц, по аналогии с экономически развитыми государствами.

Очевидно, что прежде чем менять приоритеты налоговой политики и увеличивать «налоговый пресс» на граждан, необходимо решить вопрос увеличения доходов населения. Без этого все попытки изменить структуру налогов будут бессмысленны. Но объемы оплаты труда могут радикально измениться только тогда, когда будет усовершенствовано налогообложение юридических лиц, в том числе радикально пересмотрена в сторону снижения ставки единого социального налога.

Экономическое содержание налогов реализуется посредством его взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет свое самостоятельное правовое значение. Мною проанализирована структура формирования подоходного налога с физических лиц и налога на доходы физических лиц, исследована экономико-правовая регламентация элементов данных налогов и обоснован вывод, что вне зависимости от наличия элементов налога, последний считается законно установленным только при наличии тех элементов, которые указаны в законодательстве.

Действующая налоговая система предусматривает широкий набор налоговых льгот, выражающих цели проводимой налоговой политики. Основанием у государства в предоставлении налоговых льгот служит материально-имущественное и социальное положение плательщиков налогов и сборов, необходимость развития отдельных отраслей хозяйства, стимулирование научно-технического прогресса и пр. В то же время, налоговые льготы могут стать инструментом минимизации налогообложения доходов отдельных налогоплательщиков, нежели использоваться для улучшения условий жизни большинства населения. Характерным видом налоговых льгот, повсеместно применяемых в зарубежных налоговых системах, и аналогично предусмотренных в нашей стране, является необлагаемый минимум объекта налогообложения в форме стандартного налогового вычета, который может оказывать серьезное влияние на уровень доходов физических лиц и подчеркивать социальный смысл налогообложения.

На современном этапе развития нашей страны важное значение приобретает отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям формирования экономики государства рыночного типа. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем, зависящих напрямую от стратегических ориентиров налоговой политики и проводимой налоговой реформы. Основные задачи налоговой реформы направлены на существенное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования.

К основным проблемам налогообложения физических лиц также относят вопросы, связанные с налоговыми отношениями, регулируемыми законодательством. Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном. Оно означает осуществление правовых норм через правоотношения (Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями).

Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ), акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Важно подчеркнуть, что издаваемые государственными органами обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Налогообложение представляет собой ограничение права собственности лиц. В связи с тем, что отношения собственности регулируются гражданским законодательством, для правильного понимания установленных условий налогообложения необходимо знание не только налогового, но и гражданского законодательства. Гражданское законодательство представляет собой совокупность актов гражданского права.

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.

Гражданско-правовые отношения должны регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить нормам ГК РФ и иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указов Президента или постановлений Правительства ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти должны издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Важно подчеркнуть, что если в актах законодательства о налогах и сборах РФ не устанавливается особых значений терминов или понятий, то для целей налогообложения применяются термины и понятия гражданского и других специальных отраслей права (семейного, жилищного, земельного и т.д.).

Заключение

Анализ налогообложения доходов физических лиц, проведенный в работе позволил мне сделать следующие основные выводы:

Сущность налога на доходы физических лиц в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих рыночно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено рядом обстоятельств:

  • налог на доходы — это личный налог, то есть его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  • налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности
  • налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  • основной способ взимания налога на доходы — у источника выплаты дохода является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Таким образом, значение и важность налога на доходы с физических лиц для Российской налоговой системы трудно переоценить. Ведь чем грамотнее будет функционировать система сборов подоходного налога в стране, тем эффективнее и быстрее государство сможет выйти из кризисного состояния в экономике и тенденциозно и динамично развивать свою экономику.

В настоящее время государством предпринимаются серьезные меры, направленные на укрепление и реформирование налогового законодательства. Наиболее значительным по своему юридическому статусу и практическому применению этапом было создание Налогового Кодекса, в частности главы 23 «Налог на доходы физических лиц».

Система Местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.

Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.

Имея стабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, муниципальным займам.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.)

2. Аракелова М.В. «Двойная ответственность» налогового агента в случае неперечисления в бюджет налога на доходы физических лиц // Аудиторские ведомости. – 2003. — №1.

3. Белозеров А.В., Пастухов И.Н. Применение профессиональных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц // Законодательство. – 2003. — №9.

4. Борзунова О.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации).

— Система ГАРАНТ, 2003.

5. Бурцев А.В. Соответствует ли Конституции РФ ограничение права на имущественный налоговый вычет? // Налоговед. – 2006. — №6.

6. Вайгачева А. Выплаты по гражданско-правовым договорам // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2005. — №24.

7. Васильева М. Г., Гиндзбург Л. М. Налог на доходы физических лиц. – М.: Рутексс, 2006.

8. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. Спб.: «ПИТЕР», 2008 – 416с.

9. Воронин И.И. О предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов // Налоговый вестник. – 2007. — №8.

10. Воронин В. Правомерен ли налог с предполагаемой материальной выгоды? // Российская юстиция. – 2006. — №2.

11. Воронин К.Н. Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц // Налоговый вестник. – 2007. — №11.

12. Григорьева И.А. Социальный налоговый вычет в связи с оплатой медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию // Законодательство. – 2006. — №4.

13. Еремина С.А. Осуществление контрольной работы. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уплаты налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налоговый вестник. – 2003. — №9.

14. Жуков А.Н. Новые условия предоставления стандартных налоговых вычетов // Консультант бухгалтера. – 2005. — №4.

15. Изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2006 г. Правовой аспект // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006. — №6.

16. Качур О. В. Налоги и налогообложение. М.: Изд-во «КноРус», 2008 – 320с.

17. Клокова А.В.,Сабова Е.С. Налогосберегающие схемы выплаты доходов физическим лицам. М.: Изд-во «Горячая линия бухгалтера». – 2006, 168с.

18. Колоскова Н.И. Стандартные налоговые вычеты в 2006 году // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2006. — №11.

19. Косов М. Е., Осокина И. В. Налогообложение физических лиц. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2009 – 365 с.

20. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. Налогообложение организаций и физических лиц. М.: Изд-во «Бизнес-Пресса», 2006 – 256с.

21. Котова Е.В. Проблемы формирования предпринимателями профессиональных вычетов по НДФЛ // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. – 2006. — №2.

22. Краснов М.В. Правовое регулирование налоговых вычетов // Право и экономика. – 2004. — №2.

23. Красноперова О.А. Налоговые освобождения для физических лиц. — «ГроссМедиа», 2006.

24. Кузнецова Е.Е. Спорные вопросы регулирования предмета (объекта) и базы подоходного налога с физических лиц // Журнал российского права. – 2002. — №8.

25. Левадная Т.Ю. Порядок возврата налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением налогоплательщику налоговых вычетов // Налоговый вестник. – 2004. — №11.

26. Левадная Т.Ю. Профессиональные налоговые вычеты, предоставляемые индивидуальным предпринимателям // Налоговый вестник. – 2004. — №8.

27. Лермонтов Ю.М. Оплата труда: налогообложение, отчет, арбитражная практика. Изд-во: «Налоговый вестник», 2008 — 288 с.

28. Лермонтов Ю.М. Вопросы определения статуса налогового агента по НДФЛ // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. — №7.

29. Лермонтов Ю.М. Комментарий к Главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц». — Система ГАРАНТ, 2006.

30. Лермонтов Ю. Определение статуса плательщика НДФЛ // Финансовая газета. – 2006. — №34.

31. Музыченко А. Конституционный Суд РФ о налогообложении материальной выгоды // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь». – 2002. — №12.

32. Налоговый практикум: Система налогов и сборов РФ (под ред. проф., д.ю.н. А.Н. Козырина).

— Система ГАРАНТ, 2006.

33. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2008 – 446с.

34. Обзор практики арбитражных судов по «зарплатным налогам» // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2003. — №48.

35. Панина Л. Ответственность за неуплату подоходного налога // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2002. — №29.

36. Петров В. Российский НДФЛ для иностранных работников // Консультант. – 2006. — №3.

37. Подпорин Ю. НДФЛ: способы решения проблемных вопросов // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2003. — №46.

38. Рахманова С.Ю. Налогообложение физических лиц. Изд-во: «Экзамен», 2006 – 319с.

39. Смирнова Е.Е. Имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц // Налоговый вестник. – 2004. — №8.

40. Смирнова Е. Имущественный налоговый вычет при приобретении или продаже жилья // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2006. — №1.

41. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц. Права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового агента // Налоговый вестник. – 2003. — №2.

42. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: налоговые вычеты // Налоговый вестник. – 2002. — №12.

43. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы // Налоговый вестник. – 2002. — №5.

44. Сокол М.П. О противоречиях, неясностях и казусах, законодательно закрепленных в главе 23 НК РФ // Налоговый вестник. – 2006. — №1.

45. Сокол М.П. Подоходное налогообложение физических лиц в свете современной налоговой политики и мировой практики применения налога на доходы физических лиц // Налоговый вестник. – 2004. — №1.

46. Толкушкин А.В. Комментарий к главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» — М.: Экономистъ, 2005.

47. Чибисова А.В. О налоге на доходы физических лиц // Налоговый вестник. – 2006. — №6.

48. Шлиммер Л.В. Жалобы налогоплательщиков: ситуации и решения // Российский налоговый курьер. – 2005. — №3.

49. Щербакова М.Н. Ответственность за нарушения уплаты обязательных платежей, начисленных с фонда заработной платы // Консультант бухгалтера. – 2003. — №9.