Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования

Введение

Существование государственного социального страхования — это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому в большинстве стран государство создает специальные фонды, посредством которых оно концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения. Создание государственных социальных страховых фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся:

  • риски утрат трудоспособности с возрастом;
  • риски утраты трудоспособности по инвалидности;
  • риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);
  • риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;
  • риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой — либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая. В большинстве развитых стран к числу социальных внебюджетных фондов относятся: пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования и др. Создавая эти фонды, государство тем самым выстраивает целую систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работника вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности, родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно — курортного лечения и т.п.

Тема «Государственные страховые фонды, цели их создания и особенности использования» актуальна в настоящее время, так как сегодня социальное обеспечение населения имеет значимое место в политике государства. Конституция РФ гарантирует гражданам право на труд, социальное обеспечение, государственные пенсии и пособия, медицинскую помощь.

4 стр., 1946 слов

Страхование социальных рисков

... семьи находящихся на иждивении). Страхование социальных рисков отличается в зависимости от различных моделей страхования рисков. 2. Модели страхования социальных рисков Современное страхование предполагает наличие 3 основных моделей страхования социальных рисков: модель Бевериджа, модель корпоративного страхования, модель Бисмарка. Данные ...

Цель работы — рассмотреть систему, цели и задачи государственных страховых фондов. В работе решаются следующие задачи:

  • изучить теоретические основы государственного социального страхования, рассмотреть виды и особенности социального страхования;
  • проанализировать источники формирования государственных страховых фондов (ПФ, ФСС и ФОМС РФ);

1. Теоретические основы государственного социального страхования

Наряду c бюджетами как основными фондами денежных средств органов власти важнейшим звеном системы государственных финансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фонды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необходимостью обособить часть государственных ресурсов для устойчивого финансирования важнейших социально-экономических программ.

Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей, расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью конкретного внебюджетного фонда.

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Внебюджетные фонды на федеральном уровне создаются по решению Федерального Собрания РФ, на региональном уровне — по решению законодательных органов субъектов РФ.

Государственные внебюджетные фонды имеют строго целевую социальную или экономическую направленность. В настоящее время на федеральном уровне функционируют только социальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В настоящее время порядок формирования государственных внебюджетных фондов, расходования средств, составления и утверждения их бюджетов, составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов регламентируется нормами БФ РФ. Кассовое исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Особенностью внебюджетных фондов является двойственность их трактовки в нормативных документах. С одной стороны, в соответствии с гл. 17 БК РФ внебюджетные фонды рассматриваются как фонды денежных средств. С другой стороны, в положениях о Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Фонде обязательного медицинского страхования установлено, что данные фонды являются юридическими лицами — самостоятельными государственными финансово-кредитными учреждениями, в управлении которых находятся соответствующие денежные средства.

С 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вступили в действие законоположения, внесшие существенные изменения в систему социального страхования. Одним из наиболее важных нововведений является отмена единого социального налога, вместо которого появилась система взносов в социальные внебюджетные фонды. База для начисления страховых взносов для их плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

7 стр., 3414 слов

Структура пенсионного фонда Российской Федерации

... этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. ...

В 2014 г. предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • Пенсионный фонд РФ — 22%;
  • Фонд социального страхования РФ — 2,9%;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.

Пенсионный фонд РФ (далее — ПФ РФ), созданный в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и функционирующий с 1 января 1992 г., осуществляет государственное управление финансовыми ресурсами системы пенсионного обеспечения РФ. Правовой основой пенсионной системы являются Конституция РФ и федеральные законы:

  • от 15 декабря 2001 г.№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • от 15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • от 17 декабря 2001 г.№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Согласно Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане;
  • граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; пенсия по случаю потери кормильца. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ.

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях. В законе определены виды трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из двух частей: страховой и накопительной (для граждан 1967 г. рождения и моложе).

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. На каждое застрахованное лицо ПФ РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы ПФ РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые зачисляются на его лицевой счет.

У всех граждан, формирующих свои пенсионные права с 2002 г. в пенсионной системе, величина их будущих пенсий определяется не стажем и заработком, а суммой страховых взносов, которые перечисляются работодателями за работника на его индивидуальный лицевой счет. С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.

38 стр., 18594 слов

Накопительная пенсионная система Республики Казахстан

... фондированных пенсий и частных пенсионных фондов обеспечит образование объемного долгосрочного финансового капитала, который будет способствовать развитию рынка капитала в Казахстане. В то же время, снижение ставки социального страхования ...

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

  • достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
  • наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст.

35 Закона от 28.12.2014 № 400-ФЗ;

  • наличие минимальной суммы пенсионных баллов — не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2014 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов. Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года — 10, в 2015 году — 7,39. Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных баллов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов — 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов — 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений. В 2015 году всем гражданам 1967 года рождения и моложе представляется выбор варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I. Пенсионный фонд РФ имеет отделения во всех субъектах РФ и осуществляет следующие функции:

  • разработку и исполнение бюджета ПФ;
  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования государственных выплат;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов;
  • индивидуальный учет поступающих в ПФ РФ средств обязательного пенсионного страхования;
  • осуществление контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию РФ. Руководство ПФ РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой РФ. Контроль за деятельностью исполнительной дирекции ПФ РФ осуществляет ревизионная комиссия Фонда.

4 стр., 1603 слов

Ипотечное страхование на примере ВСК «Страховой дом»

... страхования, направлений оптимизации системы ипотечного страхования в ВСК «Страховой дом». Рекомендации, предложения и выводы, изложенные в работе, могут использоваться для повышения эффективности страховой деятельности в сфере ипотечного страхования ВСК «Страховой дом». Дипломная работа ...

Бюджет ПФ РФ формируется в основном:

  • за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ;
  • за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Кроме указанных источников, в ПФ РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим и другим, приравненным к ним гражданам; пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, и гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

С 2002 г. начались отчисления в накопительную часть трудовых пенсий. Эти средства зачисляются на индивидуальные (персонифицированные) счета застрахованных лиц (при поступлении впервые на работу каждому гражданину выписывается трудовая книжка и присваивается персонифицированный номер в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации).

Средства накопительной части инвестируются ПФ РФ. По желанию граждан средства накопительной части их трудовой пенсии можно перевести в управляющие компании. Для этого достаточно подать заявление в ПФ РФ с указанием конкретной управляющей компании, которая будет управлять денежными средствами, инвестируя их в ценные бумаги, и увеличивать накопительную часть трудовой пенсии за счет получаемых процентов. В последние годы в России начали создаваться негосударственные пенсионные фонды: корпоративные, банковские, отраслевые, региональные, открытые. Такие фонды, получившие очень широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, позволяют обеспечить дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей.

Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС РФ) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа в 1992 г. в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Фонд функционирует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ, как некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление ФСС РФ возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ. Отделения ФСС РФ имеются во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер. Фонд социального страхования РФ выполняет следующие основные функции:

  • концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;
  • обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования.

Бюджет ФСС РФ формируется в основном:

  • за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания;
  • за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • за счет частичной оплаты путевок в санатории и дома отдыха.

Также на ФСС РФ возложен контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование. Средства ФСС РФ используются:

4 стр., 1570 слов

Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи

... в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления. В рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского ...

  • на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года (доля этих расходов составляет около 70%);
  • на выплату пособий на лечение и оздоровление трудящихся;
  • на частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
  • на содержание исполнительной дирекции Фонда.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства. Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на ФСС РФ с участием профсоюзов.

С 1 июля 2015 года на территории Республики Татарстан будет реализовываться пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты», который затрагивает интересы всех работающих граждан и работодателей. С этого времени не работодатели, а филиалы Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначают (рассчитывают) и выплачивают пособия напрямую работающим гражданам по их выбору на лицевой счет получателя в банке или почтовым переводом. С 1 июля 2015 года будет полностью изменена схема выплат следующих видов пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при постановке на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком; за дополнительный отпуск пострадавшему на производстве.

Для всех предприятий и организаций в ходе пилотного проекта изменяется система уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. На данный момент применяется «зачетный принцип»: в ФСС РФ перечисляется разница между суммой начисленных страховых взносов и размером выплаченных работодателем пособий.

По новой схеме страхователи должны уплачивать страховые взносы по обоим видам обязательного социального страхования в полном объеме. Для страхователя.

Внедрение механизма прямых выплат пособий позволит страхователю: существенно сэкономить оборотные средства организации за счет того, что они не пойдут на выплату пособий; упростить процесс составления отчетности по форме 4-ФСС. Для застрахованного работника: сроки выплаты пособий не будут связаны со сроками выплаты заработной платы; гарантия получения пособий независимо от финансового состояния работодателя; фондом гарантируется правильность начисления пособий, при этом существенно сокращается возможность страхового мошенничества путем использования поддельных бланков листков нетрудоспособности. Следует подчеркнуть, что размер пособий и формула расчета пособий не меняются. Меняется лишь схема взаимодействия Фонда социального страхования с работодателем и застрахованным работником.

Работник по-прежнему будет представлять работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка, другие документы в соответствии с видом пособия).

В дополнение к этому он оформит заявление с указанием реквизитов, на которые будут перечисляться пособия (счет в банке или почтовый адрес).

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи за счет обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (утратил силу) в России были созданы фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС): Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС).

Устав Федерального ФОМС утвержден постановлением Пра-вительства РФ. Руководство деятельностью Фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с исполнительным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью ФФОМС осуществляет ревизионная комиссия. Основная функция ФФОМС состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. ТФОМС обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

  • аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ТФОМС и осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением взносов.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Финансовые ресурсы ФФОМС образуются в основном:

  • за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование по тарифу, установленному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в части зачисления в ФФОМС;
  • за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Доходы территориальных фондов образуются в основном:

  • за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование по установленному законодательством РФ тарифу в части, зачисляемой в ТФОМС;
  • за счет межбюджетных трансфертов из ФФОМС и из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе поступлений в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают правительства субъектов РФ и местные администрации за счет средств, предусматриваемых в их бюджетах. Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом, законами субъектов РФ. B структуре поступлений в ФФОМС преобладают страховые взносы и средства федерального бюджета. В составе расходной части бюджета ФФОМС основное место занимают трансферты, передаваемые территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ по обязательному медицинскому страхованию и мероприятий в рамках этих программ, а также на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оказанию медицинской помощи и обеспечению лекарствами.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г.№326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено образование страховых медицинских компаний. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензии на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений и выполнении функций посредника между ТФОМС и медицинским учреждением. Средства ТФОМС направляются страховым медицинским компаниям. Всем гражданам России по месту жительства или работы страховая компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем входит как минимум скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Действующую в настоящее время систему медицинского обслуживания население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению независимых экспертов, не нужны, их функции могут выполнять сами территориальные фонды без посредников. Наряду с обязательным медицинским страхованием в России с 1992 г. введено добровольное медицинское страхование, которое осуществляется за счет чистой прибыли организаций (предприятий) и личных средств граждан путем заключения договоров добровольного медицинского страхования. Оно позволяет гражданам получать дополнительные медицинские услуги сверхустановленных обязательным медицинским страхованием.

Рассмотрев виды государственного страхования, можно подвести итог. Государственное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни (ФОМС), от несчастных случаев и по безработице (ФСС).

Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев. Изучив теоретические основы государственного страхования можно подвести итог:

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

В России государственное обязательное страхование представлено тремя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

1.

2. Анализ источников формирования государственных страховых фондов в РФ за период 2007-2009 годов

государственный страховой фонд

2.1 Анализ формирования и расходование средств пенсионного фонда РФ

Анализ будем проводить на основании данных Федерального закона от 03.12.2012 №218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов» (принят ГД ФС РФ 23.11.2012).

Общая численность пенсионеров в России по итогам 2014 года составила 41,3 млн. человек. В 2014 году расходы ПФР на пенсионное обеспечение составили 5,4 трлн. рублей. Это почти на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Трудовые пенсии были с 1 февраля 2014 года проиндексированы на 6,5% и с 1 апреля 2014 года — на 1,7%. По итогам этих двух индексаций трудовые пенсии в целом выросли на 8,3%, то есть выше инфляции. Размеры трудовой пенсии работающих пенсионеров были дополнительно увеличены с 1 августа. С 1 апреля 2014 года на 17,1% — что более чем вдвое превышает уровень инфляции в 2013 году — были проиндексированы социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. С 1 апреля 2014 года на 5% были повышены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан. С 1 февраля 2015 года страховые (бывшие трудовые) пенсии более 39 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 11,4 процента исходя из роста потребительских цен за 2014 год. C 1 апреля 2015 года социальные пенсии российских пенсионеров выросли на 10,3 процента, ЕДВ — на 5,5%. На сегодняшний день средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 12,9 тыс. рублей, социальной пенсии — 8,3 тыс. рублей. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 29 371 рубль и 31 488 рублей соответственно. При этом как и прежде минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии обеспечивается на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. С момента вступления в действие «выплатного» закона (1 июля 2012 года) за выплатой из средств пенсионных накоплений обратились более 5 млн. пенсионеров. По итогам 2014 года почти 4 млн. 680 тыс. из них уже установлена выплата из средств пенсионных накоплений.

2014 год стал последним, когда можно было вступить в Программу государственного софинансирования пенсии. На 31 декабря 2014 года было зафиксировано 15 млн. 934 тыс. россиян, которые подали заявление на участие в Программе. В 2014 году участники Программы перечислили на свои будущие пенсии 9,6 млрд. рублей. При этом увеличился размер среднего взноса по Программе, который составил 8 498 рублей по сравнению с 6 963 рублями в 2013 году. Кроме того, рекордно увеличилась финансовая поддержка участников Программы со стороны их работодателей. По сравнению с 2013 годом рост этого показателя составил 71%, а общая сумма перечисленных работодателями средств по Программе в 2014 году составила 200,6 млн. рублей. За все время работы Программы сумма добровольных взносов участников составила более 39 млрд. рублей. Во II квартале 2014 года государство прософинансировало взносы участников за 2013 год в размере 12 млрд. 422 млн. рублей. Взносы, поступившие в течение 2014 года, будут софинансированы государством во II-м квартале 2015 года на сумму порядка 9,43 млрд рублей.

В 2014 году размер материнского капитала составляет 429,4 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году (250 000 рублей).

В 2015 году его размер составляет уже 453,03 тыс. рублей. С 2007 года, когда началась реализация соответствующего федерального закона, государственный сертификат на материнский капитал получили более 5,8 млн российских семей. В т. ч. в течение 2014 года территориальные органы ПФР выдали 823 тыс. сертификатов на материнский капитал, в 2015 году — 197 тыс. сертификатов. Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий: на эти цели средства направили более 3 млн. российских семей. Из них более 2 млн. семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты на сумму 745 млрд. рублей. Еще более миллиона семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на сумму 357 млрд. рублей на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств. Кроме улучшения жилищных условий, средства материнского капитала можно направить на оплату образования или содержания любого из детей в образовательном учреждении и на увеличение будущей пенсии владелицы сертификата. Так, ПФР принял уже 195 тыс. заявок на обучение детей на сумму 9,6 млрд рублей и почти 2,7 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы на 534 млн рублей. На сегодняшний день более 49,76% семей использовали средства материнского капитала полностью. ПФР принимает активное участие в разработке мер по противодействию неправомерному использованию средств материнского капитала. Так, был законодательно реализован ряд предложений ПФР по усилению контроля за направлением материнского капитала на улучшение жилищных условий. В частности, теперь средства материнского капитала не могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение или строительство жилого помещения, если договор займа был заключен с микрофинансовой организацией.

Таблица 1. Расходы и доходы Пенсионного фонда (млрд. руб)

2013

2014

2015 1 квартал

2016

2017

1

2

3

4

5

6

Доходы

6388,39

6159,07

448,15

7895,20

8372,00

Расходы

6378,55

6190,13

255,51

В 2014 году ПФР приступил к реализации Плана мероприятий «Обеспечение выплаты пенсий и организация деятельности территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе». Для организации пенсионного обеспечения на территории Крыма в апреле 2014 года созданы два отделения ПФР: ОПФР по Республике Крым и ОПФР по г. Севастополю. В соответствии с Указом Президента России от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в дополнение к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Украины, устанавливалась ежемесячная выплата, которая поэтапно повышалась. Это позволило к 1 июля 2014 года довести размер пенсий в Крыму до среднего размера трудовой пенсии в Российской Федерации. Выплата пенсий и указанной доплаты в 2014 году осуществлялась за счет средств бюджета Российской Федерации пенсионным фондом Крыма и г. Севастополя. Для формирования пенсионных прав в полном объеме и получения пенсий, пособий по линии ПФР необходимо было в первую очередь обеспечить регистрацию граждан в системе обязательного пенсионного страхования. На 31 декабря 2014 года 1,85 млн жителей Республики Крым и города Севастополя были зарегистрированы в системе ОПС. На сегодня этот показатель составляет уже более 2 млн. С 1 января 2015 года по завершении переходного периода пенсионное обеспечение граждан, которые проживают на территории Республики Крым и г. Севастополя, осуществляется в соответствии с российским законодательством. Выплата пенсий по линии Пенсионного фонда осуществляется за счет средств бюджета ПФР. Всего в территориальных органах ПФР в Республике Крым и г. Севастополе на учете состоят 656 420 пенсионеров. Из них в Республике Крым — 550 845 человек и в г. Севастополе — 105 575 человек.

Рис. 1. Структура доходов и расходов бюджета ПФ РФ

Подведем итог анализа реализации социального страхования РФ. Принятый ФЗ «О бюджете Федерального Пенсионного фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в полной мере не решает поставленных пенсионной реформой задач. В соответствии с основными принципами бюджетной стратегии, бюджет составлен ПФ на трехлетний период в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Проект подготовлен в условиях отсутствия практического опыта разработки и использования бюджетных прогнозов, а также при отсутствии количественных критериев устойчивости бюджета и оценки рисков для бюджета ПФР.

2011

2012

2013

1

2

3

4

Доходы

558,59

630,78

603,50

Расходы

497,57

531,23

566,23

2.3 Анализ медицинского обеспечения РФ

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 созданы в Крымском федеральном округе. Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2014 года составила 143,8 млн. человек; в том числе 60 млн. работающих и 83,8 млн. неработающих граждан.

В 2013 году в среднем по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов и налогов на одного застрахованного по ОМС 7 554,6 рублей, что на 1 027,5 рубля (15,7%) больше, чем в 2012 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило налогов и страховых взносов на работающее население 12 332,3 рубля, что на 1 372,2 рубля (12,5 %) больше, чем в 2012 году, на 1 неработающего — 4 469 рублей, рост к предыдущему году составил 907,9 рубля или 25,5%.

Доходы бюджетов ТФОМС в 2013 году сформированы в объеме 1 228,1 млрд. рублей, что на 185,9 млрд. рублей или 17,8 % больше, чем в 2012 году. Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых составил 1025,4 млрд. рублей (84,5% от утвержденной стоимости территориальных программ обязательного медицинского страхования — 1 214,1 млрд. рублей), являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 166,4 млрд. рублей (13,6%).

В 2013 году фактические расходы на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования составили 1 167,9 млрд. рублей, в т. ч. на оплату медицинской помощи медицинскими организациями в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 1 144,0 млрд. рублей. В 2013 году в сфере обязательного медицинского страхования участвовали 8 225 медицинских организаций, 67 страховых медицинских организаций (СМО) и 212 филиалов СМО.

В I полугодии 2014 года в сфере ОМС работали 8 554 медицинских организаций, 63 страховые медицинские организации и 216 филиалов страховых медицинских организаций. В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в I полугодии 2014 года поступило 573,4 млрд. рублей или 93,5 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела поступило 6,5 млрд. рублей (1,1 %).

В общей сумме расходов СМО в I полугодии 2014 года 98,5 % (593,9 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств в сфере ОМС было направлено 8,6 млрд. рублей, что на 836,9 млн. рублей (10,7%) больше, чем в I полугодии 2013 года. В I полугодии 2014 года в медицинские организации поступило 622,3 млрд. рублей (в соответствующем периоде 2013 года — 531,6 млрд. рублей), в том числе на оплату медицинской помощи 621,6 млрд. рублей (99,9 %).

В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила 72,4%, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды — 11,1%, продуктов питания — 1,8%, мягкого инвентаря — 0,1%, на оплату работ (услуг) — 9,95%.

Таблица 3. Доходы и расходы ФОМС РФ (млрд. руб.)

2012

2013

2014

1

2

3

4

Доходы

966,5

1101,4

1250,5

Расходы

932,2

1048,7

1238,7

Основную часть расходов бюджета Фонда в 2009-2011 годах составят расходы, осуществляемые за счет собственных доходов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС и расходы за счет средств федерального бюджета, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения. Объемы финансирования по указанным направлениям расходов в 2009-2011 годах существенно увеличены.

Так, общий объем средств, направляемый на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2009 году составит 93,0 млрд. рублей, в том числе дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС — 83,7 млрд. рублей, нормированный страховой запас — 9,3 млрд. рублей, на 2010-2011 годы на указанные цели зарезервированы средства в размере соответственно 110,0 млрд. рублей и 128,8 млрд. рублей, что превышает объем средств, предусмотренных на 2008 год соответственно на 31,2%, 55% и 84,6%.

На 2009-2011 годы также увеличены объемы межбюджетных трансфертов, направляемых Фондом за счет собственных доходов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2009 году в сумме 17,0 млрд. рублей, в 2010 году — 18,5 млрд. рублей, в 2011 году — 19,3 млрд. рублей.

Рис. 3. Структура доходов и расходов ФОМС РФ

Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2009 года будут использованы в 2009 году на завершение расчетов и в качестве дополнительных ассигнований по соответствующим статьям расходов, остатки средств на счетах по учету средств обязательного медицинского страхования будут направлены на увеличение нормированного страхового запаса Фонда, используемого на увеличение дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.

Подведем итог анализа медицинского обеспечения РФ.

При рассмотрении ФЗ «О бюджете Федерального ФОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» видим что, в целом позволяет ФОМС выполнять возложенные на него социальные функции, но в то же время содержит ряд недостатков, которые могут повлиять на эффективность реализации поставленных перед ФОМС задач. Средства, передаваемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ.

Проанализировав источники формирования государственных страховых фондов РФ, подведем итог.

Принятый ФЗ «О бюджете Федерального Пенсионного фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в полной мере не решает поставленных пенсионной реформой задач. В соответствии с основными принципами бюджетной стратегии, бюджет составлен ПФ на трехлетний период в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Проект подготовлен в условиях отсутствия практического опыта разработки и использования бюджетных прогнозов, а также при отсутствии количественных критериев устойчивости бюджета и оценки рисков для бюджета ПФР.

Бюджет ФСС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является напряженным. Сбалансированность доходов и расходов бюджета произведена с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета, а также за счет внутренних источников Фонда. В соответствии с основными характеристиками бюджета ФСС в 2009 году прогнозируется предельный объем дефицита в сумме 2055002,4 тыс. рублей, а в 2010 и 2011 годах прогнозируется профицит бюджета, соответственно, в суммах 14264777,6 тыс. рублей и 19080193,6 тыс. рублей. Профицит бюджета предусматривается за счет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболев

При рассмотрении ФЗ «О бюджете Федерального ФОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» видим что, в целом позволяет фонду выполнять возложенные на него социальные функции, но в то же время содержит ряд недостатков, которые могут повлиять на эффективность реализации поставленных перед фондом задач. Средства, передаваемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ.

2.

3. Пути совершенствования и оптимизации государственных страховых фондов в РФ

В РФ начало Пенсионной реформы было положено в 2001 году. За прошедшие после фактического начала реформы годы из 10 ее основных целей наиболее полно реализована только одна — снижение налогового бремени на работодателя. Частично реализованными можно признать две цели — построение пенсионной системы на основе страховых принципов и введение в ее структуру накопительных механизмов. В то же время, несмотря на формальное выполнение данных целей путем их нормативного закрепления в законодательстве, в последние годы наблюдается одновременно отход от страховых принципов и сокращение возможностей населения участвовать в формировании накопительной составляющей своей пенсии.

Остальные семь важнейших целей пенсионной реформы: обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров; финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования; всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования; снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов; формирование профессиональных пенсионных систем; легализация трудовых доходов; создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора)

До настоящего времени не достигнуты, несмотря на то, что формально в действующем законодательстве механизм реализации большей части из них предусмотрен. Таким образом, к настоящему моменту степень достижения поставленных целей пенсионной реформы низка, и требуется ускорение процесса ее проведения. При этом принятый ФЗ «О бюджете Федерального Пенсионного фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в полной мере не решает поставленных пенсионной реформой задач.

В соответствии с основными принципами бюджетной стратегии, бюджет составлен ПФ на трехлетний период в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Проект подготовлен в условиях отсутствия практического опыта разработки и использования бюджетных прогнозов, а также при отсутствии количественных критериев устойчивости бюджета и оценки рисков для бюджета ПФР. Вместе с тем ФЗ нацелен на решение ряда проблем, в части: обеспечения сбалансированности пенсионной системы; формирования механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан; доведения размера социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера; роста коэффициента замещения; обеспечения большей наполняемости бюджета Фонда и покрытие его дефицита; увеличения среднего размера пенсии не менее чем на 65 %.

Что касается ФСС то бюджет Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является напряженным. Сбалансированность доходов и расходов бюджета ФСС произведена с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета, а также за счет внутренних источников Фонда.

В соответствии с основными характеристиками бюджета ФСС в 2009 году прогнозируется предельный объем дефицита в сумме 2055002,4 тыс. рублей, а в 2010 и 2011 годах прогнозируется профицит бюджета, соответственно, в суммах 14264777,6 тыс. рублей и 19080193,6 тыс. рублей. Профицит бюджета предусматривается за счет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.