государственный частный сектор экономика
К последним необходимо отнести коммерческие организации, которые занимаются выпуском товаров либо предоставлением услуг с целью получения прибыли. Нефинансовыми компаниями считаются некоммерческие объединения, которые не преследуют целью извлекать выгоду из своей деятельности. Значение в данной классификации имеет и регулирующий орган. В зависимости от его характера выделяют государственные, негосударственные и зарубежные организации. Финансовый сектор экономики состоит как из некоммерческих, так и из коммерческих объединений. Деятельность предприятий данной сферы направлена на посредничество, страхование, обеспечение и т.п. В банковский сектор экономики входят соответствующие предприятия (например, ЦБ РФ).
Рохчин В.Е. Система стратегического планирования социально-экономического развития регионов России: теоретико-методологический аспект/ В.Е. Рохчин, Егоров И.И., К.Н. Знаменская; РАН, Ин-т проблем региональной экономики;. — СПб: ИРЭ РАН, 2015. — 168 с. 28.
К этой отрасли относят и другие коммерческие компании. Финансовый сектор экономики включает в себя инвестиционные фонды, спонсорские, страховые, лизинговые, пенсионные, благотворительные фонды и компании, биржи и прочие организации.
Госучреждения. Данный сектор экономики включает в себя несколько разных органов судебной, исполнительной и законодательной власти. В эту же область деятельности входят фонды соцобеспечения и некоммерческие корпорации, контролируемые ими. Сфера госучреждений, в свою очередь, разделяется на федеральный, региональный и муниципальный сектор экономики. Верхний уровень контролирует нижний. Деятельность госучреждений регулируется законодательством.
Домашние хозяйства Аграрный сектор экономики, как правило, объединяет потребляющие элементы. К ним, в частности, относятся различные хозяйства и организации, которые ими сформированы. Данный сектор экономики разделяется еще на несколько. Хозяйства в целом классифицируются по отрасли труда, квалификации и специализации лица, выступающего в качестве руководителя, а также, собственно, по роду занятий.
С учетом вида дохода специалисты выделяют следующие подкатегории: работающие по найму, получающие прибыль от собственности, работодатели. В подгруппу могут входить хозяйства по количеству членов, объему общего дохода либо по своему местоположению. Этот сектор экономики включает в себя комплекс институциональных единиц. Эти элементы представляют собой нерезидентов, которые располагаются в других странах. При этом они имеют посольства, консульства, базы, связи и прочие организации на территории РФ. Данный сектор экономики тесно связан с внешней политикой государства. Он включает в себя не только организации-нерезиденты, но и те объединения, с которыми они взаимодействуют.
Организации складского хозяйства оптовой и розничной торговли
... включает в себя основные вопросы организации функционирования складов на предприятии, их виды, оборудование, технологию движения товаров, тарное хозяйство. Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации складского хозяйства оптовой и розничной торговли. ... и экономики предприятия. Организация складского хозяйства оказывает влияние на пропускную способность складов, трудоемкость ...
Рассматривая хозяйственную деятельность страны в целом, специалисты выделяют государственный, а также частный сектор экономики. В составе первой подгруппы находятся учреждения, компании, объединения, предприятия, контроль над которыми обеспечивается со стороны государственного управленческого аппарата. На вторую подгруппу госрегулирование не распространяется. Выделяют также рыночный и нерыночный секторы.
Такая классификация устанавливается с позиции отношения к торговой сфере. Для определенного сектора рыночной экономики характерно наличие производственного процесса.
Предприятия занимаются выпуском товаров, формированием различных услуг, которые предназначены для сбыта по стоимости, воздействующей на спрос. В этой же подгруппе осуществляется обмен по бартеру продукции или предложениями, запас готовых изделий, выплата вознаграждения за труд в натуральном виде.
Внутри нерыночного сектора экономики происходит выпуск продукции или услуг, используемых хозяевами предприятия или непосредственно самими производителями. Здесь же может осуществляться передача произведенных товаров либо услуг безвозмездно или же по стоимости, не оказывающей существенного влияния на спрос. В этой области деятельности следует выделить и первичный сектор экономики. Он объединяет отрасли, которые связаны с добычей различного сырья и дальнейшей его переработкой. Первичный сектор экономики имеет большое значение для развития страны в целом.
Необходимо отметить, что секторы в экономике формируются из однородных типов занятий. Данные виды деятельности называют отраслями. В соответствии с международной статистикой, вся хозяйственная система подразделяется на «оказание услуг» и «производство товаров». Ко второй категории следует отнести сельскохозяйственную деятельность, промышленность, строительство и прочие области производства материальных ценностей (утилизацию сырья, издательство, сбор ягод и так далее).
Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 763 с.
К отрасли оказания услуг следует относить образование, торговлю, здравоохранение, общее госуправление, оборону и прочее.
Эти категории формируются внутри тех или иных экономических отраслей либо между ними. Под межотраслевым комплексом следует понимать интеграционную систему, которая отличается наличием взаимодействия разных компонентов и сфер деятельности, стадий выпуска и распределения продукции.
К примеру, в промышленности можно выделить металлургический, топливный энергетический, машиностроительный участки. Комплексы, в которых объединяются различные отрасли экономики, отличаются более сложной структурой. К таким, например, можно отнести, строительный участок.
В основу данной классификации положены различные критерии. Так, например, для целевых комплексов характерен воспроизводственный принцип. В основе данной межотраслевой системы лежит критерий участия в производстве конечной продукции. В качестве примеров могут выступать транспортный, топливный энергетический, агропромышленный комплексы. В основе функциональных систем используется критерий и принцип ее специализации в соответствии с определенной задачей. В этом случае в качестве примеров можно привести экологический, научный и технический, инвестиционный комплексы. Объединение формирующегося многообразия — это следствие повышения качества части в производстве, направленной на удовлетворение общественных потребностей.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Сумма заключенных контрактов с крупнейшими поставщиками (млрд. руб.) |
1 066 |
786 |
1 211 |
1 142 |
||
из |
с компаниями с государственным участием (с долей участия выше 25%) (%) |
51 |
35 |
48 |
36 |
|
них |
с компаниями с государственным участием (с долей участия выше 50%) (%) |
49 |
35 |
47 |
34 |
|
Источник: Официальный сайт ЕИС, расчеты Аналитического центра
Динамика закупок довольно неоднородна за счет возникновения периодических крупных контрактов. Несмотря на это после 2012 года наблюдается значительное снижение доли компаний с государственным участием, за исключением 2014 года, когда ПАО «Ростелеком» заключило контракт на оказание универсальных услуг связи на сумму 168 млрд руб., что составило около 14% от суммы заключенных контрактов с крупнейшими поставщиками или 20% от суммы крупнейших заключенных контрактов за 2014 год.
50 крупнейших контрактов (таблица 2),
В то же время, подавляющую долю в общем объеме крупнейших контрактов занимают контракты на строительные услуги, которые вполне могут предоставляться частными компаниями, и доля компаний, подконтрольных государству, в данной отрасли среди крупнейших заключенных контрактов относительно невысока. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Отчет о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2015 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.rosim.ru/about/reports/performance/1680
Таблица 2. — Отраслевая структура закупок для государственных и муниципальных нужд по 50 крупнейшим контрактам, 2012-2015 гг.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Общая сумма заключенных контрактов (млн. руб.) |
710 092 |
455 581 |
840 555 |
815 755 |
||
из них с компаниями, находящимися под контролем государства (доля более 50%) (%) |
48 |
24 |
51 |
33 |
||
Сумма заключенных контрактов (млн. руб.) |
424 844 |
276 498 |
411 799 |
672 925 |
||
из них с компаниями, находящимися под контролем государства (%) |
24 |
12 |
14 |
22 |
||
НИОКР |
||||||
Сумма заключенных контрактов (млн. руб.) |
78 236 |
37 038 |
85 033 |
76 139 |
||
из них с компаниями, находящимися под контролем государства (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
Судостроение |
||||||
Сумма заключенных контрактов (млн. руб.) |
48 675 |
6 828 |
99 890 |
17 328 |
||
из них с компаниями, находящимися под контролем государства (%) |
100 |
0 |
85 |
100 |
||
Источник: Официальный сайт ЕИС, расчеты Аналитического центра
Несмотря на это доля предприятий, находящихся под контролем государства, в сфере строительных услуг в 2012 и 2015 годах была довольно высока и превышала 20%, что во многом было обусловлено отдельными контрактами по строительству космодрома «Восточный» в 2012 году и отдельных веток Санкт-Петербургского метро в 2015 году.
Выводы по 1 главе.
Размеры государственного сектора зависят от многих факторов. Прежде всего, они определяются уровнем развития экономической системы и теми задачами, которые ставит перед собой государство при выполнении экономических функций. Вместе с тем динамика развития государственного сектора в разных странах свидетельствует о том, что существуют пределы в его развитии, но эти пределы не являются постоянными для национальных экономических систем.
Согласно заключению исследователей в государственный сектор включается вся сфера государственной собственности, бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства.
К информации, дающей представление о масштабах государственного сектора, можно отнести данные о численности субъектов государственного сектора, предоставляемые такими федеральными органами исполнительной власти, как Минэкономразвития РФ, Росимущество и Россат.
До недавнего времени считалось, что для эффективного функционирования экономической системы в руках государства должно быть не более 20-25% (именно это демонстрировали США) 4. В то же время практика передовых стран говорит об изменении этих параметров: во многих европейских государствах размеры государственного сектора несколько превышают 50%, что вполне оправданно с точки зрения высоких социальных стандартов.
Таким образом, можно заключить, что оптимальных размеров государственного сектора на сегодняшний день не существует. Во — первых, его границы в современной рыночной экономике очень подвижны, и в этом проявляется мобильность государственного сектора, а также сила государственной собственности как инструмента государственного регулирования. Во-вторых, наблюдается новый вид государственной собственности, который подразумевает сращивание государственного и частного капиталов, что размывает фактические границы государственного и частного в экономике.
В этих условиях важно, на наш взгляд, определить и обосновать именно минимальные границы государственного сектора, обеспечив успешное решение задачи создания социального хозяйства. Максимальные же размеры государственного сектора определяются высокими стандартам социального обеспечения и реальными возможностями национальных экономик.