Государственный контроль и надзор в сфере экономики

Эффективное функционирование контроля и надзора как элемента управления, которое направлено на регулирование отношений всех сфер жизни государства и общества в целом, приобретает всё большее значение в условиях современного существование в Российской Федерации. Преобразованиям, проходящим в нашей стране в последнее время, содействует реализация контроля и надзора, которые придают необходимую динамику в развитии страны, а также являются главным фактором становления правового государства и развития гражданского общества. Управление в целом и государственное управление не может осуществляться без взаимодополняемого и взаимозаменяемого контроля и надзора, так как эффективное управление предполагает грамотный контроль.

Актуальность моей работы состоит в том, что для нашего государства, которое нуждается в радикальном переустройстве общества, что в конечном счёте приведёт к новому этапу экономических отношений, необходимо усиление внимания к контролю и надзору за выполнением всевозможных преобразований. Чем последовательнее будет это внимание к контролю и надзору в государственном управлении, тем стабильнее будет функционирование государства и достойное развитие общества. Я выбрала эту тему, потому что мне интересно узнать по подробнее, как осуществляется и кто производит контроль и надзор в системе государственного управления в нашей стране.

Основной целью моей работы является раскрытие тематики контроля и надзора в системе государственного управления, основных понятий и функций контроля и надзора, а также понятие государственного управления.

Задачами работы является изучение контроля и надзора, как одного из методов государственного управления, анализ контрольно — надзорной деятельности в системе государственного управления России, поиск проблем в системе государственного управления, влияющих на обеспечение стабильности государства и его плодотворного функционирования, рассмотрение видов контроля и надзора в определённой сфере.

Контроль и надзор — это одна из функций государства, так как он осуществляется в тех или иных формах и в различном объёме при реализации всех функций государства. Функции государства, несмотря на отличия в содержании, формах и методах их реализации, по сути одинаковы у любого государства, находящемся на любом этапе развития.

5 стр., 2111 слов

Внутренний контроль и аудит в системе управления организацией

... требует, чтобы руководство службы внутреннего аудита и ее сотрудники имели высокие личные качества, необходимую профессиональную подготовку, знание системы внутреннего контроля, достаточное для эффективного ... с внешним аудитом и глубина знаний внутренними аудиторами стиля работы, управления, культуры и политики предприятия. [4, c. 6] Система нормативного регулирования внутреннего аудита имеет 3 ...

Не только контроль и надзор, но и остальные функции государства реализуются в жизни через деятельность государственных органов, исходя из принципа разделения властей, то есть органами законодательной, исполнительной и судебной власти с учётом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Функция государственного управления — это устойчивые и самостоятельные, наиболее общие виды деятельности органов государственной власти, которые направлены на достижение целей государственного управления. В целом государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов над развитием сфер экономики и культуры, а также иных сфер государственной жизни.

При написании работы я использовала такую литературу как учебник Беляева Валерия Петровича — «Контроль и надзор в Российском государстве», а также «Право и политика» в которых автор исследует контроль и надзор как автономные формы юридической деятельности, а также анализирует их признаки и функции, содержание, сущность, принципы и виды, их место и роль в правовом регулировании современных общественных отношений.

Также я использовала учебник Салимжанова Марселя Хакимовича — «Менеджмент», в котором даётся немало информации о понятии и сущности управления. В его учебнике говорится о том, что управлять — это означает предвидеть(учитывать будущее и разрабатывать программу действий), организовывать(создать двойной — материальный и социальный — организм учреждения), распоряжаться(заставлять коллектив работать надлежащим образом), координировать(взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать(обеспечивать, чтобы всё происходило в соответствии с установленными правилами).

Из интернет ресурсов я использовала сайт — Понятие и сущность надзора и контроля, в котором рассматривается классификация контроля и надзора, основная характеристика, сущность и понятие, а также систему контроля и надзора.

Также я использовала сайт — «Молодой учёный», в котором рассматривались правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора, в частности важность, необходимость и значимость эффективного государственного контроля и надзора. Ещё я использовала сайт, на котором был представлен научный доклад о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности. С его помощью я смогла рассмотреть и проанализировать основные виды государственного контроля и надзора на примере сферы промышленности, а также виды государственного органа, который осуществляет соответствующий контроль и надзор.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

1.1 Понятие и сущность контроля и надзора

Понятие контроль и надзор тесно связаны друг с другом, однако это не одно и тоже. Контроль и надзор не принято разделять по функциональному назначению, однако это разные понятия, и поэтому они имеют ряд отличительных особенностей. Для начала необходимо определить понятия контроля и надзора в системе государственного управления.

Контроль — это определённая система наблюдения и проверки соответствий процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результата управленческого воздействия на управляемый объект и отклонений, которые были допущены в результате выполнения этих решений.

13 стр., 6287 слов

Кризисы государственного управления

... в гражданское общество. Это социалистические учения, указавшие необходимость устранить социальную дискриминацию и угнетение, как главную угрозу не отчуждаемости прав и свобод. 1. Государственное управление: проблемы и перспективы Государственное управление -- деятельность органов государственной ...

В РФ в настоящее время действуют более 260 федеральных законов, постановлений, указов, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.

Контроль представляет собой сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности и подготовку рекомендаций для принятия необходимых решений. Контроль выявляет сильные и слабые стороны деятельности любых органов, позволяет рационально и оптимально использовать необходимые ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций.

Контроль является главным, практически основным признаком содержания государственного управления, представляет явление многогранное, и в зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль характеризуется как форма или вид деятельности, как принцип и как функция.

Сущность контроля состоит в сфере управления — наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении представляет анализ и сопоставление фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности этого пути. Такая особенность предназначения контроля дает возможность выделить его среди других функций управления, поэтому существует необходимость в создании специальных органов, которые почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций. При помощи контроля субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также об ошибках и некоторых изменениях ситуации, которые могут привести к невыполнению поставленных задач или получению совершенно не тех результатов, которые планировались. Контроль дает возможность не только корректировать и направлять управленческую деятельность, но и помогает также предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.

Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью. Система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля. В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль — основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально.

Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, вся контрольная деятельность держится на единых принципах. В ее основу положены задачи для повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование. Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов государственного управления.

8 стр., 3788 слов

Государственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности

... гражданского оружия. 2. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности, Мероприятие по контролю Таблица 1 Органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие контроль (надзор) в сфере коммерческой деятельности Органы федеральной исполнительной власти Сфера коммерческой деятельности МВД РФ Контроль за оборотом гражданского и ...

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и надведомственный, общий и специальный.

Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать положение дел и предупредить негативные последствия. Производятся они относительно конкретной функции управления или отрасли.

В то же время, тесная связь этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними можно выделить ряд отличий, касающихся сторон контрольной деятельности и самого характера контроля. Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность контролируемого и контролирующего, а при надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля состоит и в разных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и в объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является чисто внутренним контролем и может касаться разных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведомственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности.

Надзор — одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и т.д.

Надзор — это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и даже может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Надзор — государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом, которая проводится с последующим проведением процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства и осуществляется уполномоченным органом государственной власти в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, неопределенного круга юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении уполномоченного органа.

Государственный надзор — это функция специальных государственных органов и их должностных лиц для наблюдения за точным и неуклонным соблюдением законов и нормативных правовых актов; осуществления по подведомственным, данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор — это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

10 стр., 4621 слов

Государственное управление сферой науки

... (далее по тексту - Государственная программа) рост объемов финансирования науки из федерального бюджета не может обеспечить своевременные и кардинальные изменения условий функционирования научной сферы, а ... расцвета продемонстрировал простую истину: социально-экономические иерархии в отсутствие демократического контроля подвержены быстрой коррупции и снижению эффективности работы. В настоящее время ...

Особенности административного надзора:

  • является особой разновидностью государственного контроля;

·осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

·деятельность по надзору осуществляется систематически;

·цель — обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

·между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

·осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

·осуществляется при помощи определенных методов;

·оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

1.постоянное наблюдение;

2.периодические проверки;

.обследование поднадзорного объекта;

.истребование и анализ документов;

.изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

·специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и т.д.);

·государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

8 стр., 3769 слов

Банковский контроль

... форм внутреннего и внешнего банковского контроля и надзора в России. Цель настоящей курсовой работы: анализ видов и форм внутреннего и внешнего банковского контроля и надзора в России. Объект исследования: банковская система Российской Федерации. ...

·получение информации;

·применение мер административного предупреждения;

·применение мер административного пресечения;

·привлечение к административной ответственности;

·регистрация и учет;

·выдача разрешений (лицензий);

·нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1.органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2.объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора- только законность деятельности;

.контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

.контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

.контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления — деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1.за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2.соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

.исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1.протест прокурора;

2.представление прокурора;

7 стр., 3020 слов

Финансовый контроль органов Федерального Казначейства

... программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Бюджетный ...

.предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, контроль и надзор — это не одно и тоже, у каждого из них есть множество видов, и выполняют они различные функции.

.2 Соотношение контроля и надзора

Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание — в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам, поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных.

Существуют следующие признаки контроля: оптимальность, непрерывность, оперативность, властность и другие; его цели: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и некоторые другие.

Таким образом, контроль — это форма юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и обеспечения регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод=граждан.

Сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Причем это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.).

6 стр., 2940 слов

Система государственного контроля недропользования

... в пределах своих полномочий утверждают государственные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны ...

Надзор в отличие от контроля не содержит административных функций, следовательно, надзор — это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства.

Органами контроля фактически являются все ныне действующие федеральные службы, а также все другие государственные органы, которые вправе при осуществлении проверок непосредственно вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных структур (ограничивать, приостанавливать либо прекращать их деятельность) и самостоятельно привлекать правонарушителей (юридических и физических лиц) к юридической ответственности. Надзорные полномочия в полном объеме следует признать только за прокуратурой, как единственным органом государственного надзора (причем, высшего).

Основными целями государственного контроля являются:

·охрана конституционного строя

·обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

·повышение эффективности государственного управления

·поддержание стабильности государственного устройства

·обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ

·введение в режим законности действий должностных лиц, а также обеспечение законности и правопорядка в государстве в целом

В современной России прокуратура — специализированный государственный орган, осуществляющий от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами законодательной, исполнительной ветвей власти и их должностными лицами, а также предприятиями или организациями, независимо от форм собственности.

Прокурорский надзор представляет собой социально значимую деятельность прокуратуры, выполняемую в строго определённой правовой форме. Прокуратура в своей компетенции участвует в реализации функций охраны прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Прокурорский надзор имеет универсальный характер, им охватываются сферы деятельности, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, уголовно гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, трудового и т.д. Таким образом, оригинальность прокурорского надзора состоит в том, что он как бы постоянно подключён к отраслевым механизмам правового регулирования.

6 стр., 2840 слов

Государственное регулирование банковской деятельности

... банковской деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции. В этом контексте термин «банковское регулирование» можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами ... и банковской деятельности»). Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности ...

Таким образом, контроль и надзор — это формы обеспечения законности в государственном управлении. Они представляют собой правообеспечительную деятельность компетентных государственных органов.

1.3 Совершенствование контрольно-надзорной деятельности

О важности и необходимости эффективного государственного контроля постоянно говорят первые лица государства, политики, граждане. Значимость государственного контроля подчеркивается специалистами и учеными. Государственному контролю посвящено значительное число работ ученых, занимающихся проблемами социального и государственного управления с позиции исторических наук, кибернетики, общей теории государства и права, теории государственного управления, менеджмента, политологии, социологии, отраслевых юридических наук. Исторически налоговый контроль (в рамках финансового) был самой первой формой государственного контроля. В России государственный контроль появился так же в форме финансового контроля. По мнению отдельных ученых, «система государственного устройства, управления и контроля в России насчитывает более чем тысячелетнюю историю».

В Послании Президента 1997 года «О положении в стране и основных направлениях политики РФ» был выделен специальный раздел, посвященный вопросам совершенствования государственного контроля. В пункте 2.3 Послания «Усиление контрольной функции государства» говорится, что существует множество ведомственных и вневедомственных контролирующих структур; кроме того, контрольные и надзорные функции имеют правоохранительные органы. Но если сопоставить их численность с результатами работы, в частности, с динамикой нарушений, с количеством привлеченных к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, итог окажется неутешительным. Нередко работники контрольных и надзорных органов используют свои полномочия не для выполнения своих функций, а для получения дополнительной прибыли.

В Послании Президента 1998 года «Общими силами — к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» вновь поднимаются вопросы совершенствования государственного контроля. В Послании подчеркивалось, что основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть нормативно-правовое регулирование и контроль, имеющие целями создание благоприятной правовой и институциональной среды обитания бизнеса, развитие конкуренции, упорядочение экономического оборота.

В Послании Президента 1999 года «Россия на рубеже веков (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» Президентом делается вывод, что одним из серьезных недостатков в построении системы государственных органов является сосредоточение в одних руках регулирующих, разрешительных и контрольных функций, что создает благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.

По итогам реализации положений Концепции административной реформы, следует отметить, что многие из них до настоящего времени так и не реализованы. Так, в Концепции административной реформы говорится, что необходимо разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов. Это позволит надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке. Однако функции по контролю и надзору не разграничены и не унифицирована в этой части терминология законодательных и других нормативных актов. Кроме того, четко не разграничены объекты контроля (надзора), предметы ведения и полномочия в сфере контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; многие виды государственного контроля и надзора не попали под действия данного Закона.

Необходимой предпосылкой государственного контроля и надзора является установление норм, соблюдение которых и является предметом контрольно-надзорной деятельности. Не может быть контроля и надзора без установленной нормы, выполнение которой контролируется. Необходимыми основаниями для осуществления деятельности по контролю и надзору являются её законность и общественная целесообразность(направленность на предотвращение негативных последствий).

Выделение функций, направленных на обеспечение деятельности подконтрольных систем (аккредитация, аттестация, ведение реестров) даёт основание предложить передачу соответствующей функции, исполнение которой возложено на государственные органы, саморегулируемым организациям.

К примеру, можно рассмотреть и проанализировать основные виды государственного контроля/надзора, относимые к сфере промышленности с указанием контролируемых законоположений, а также государственного органа, осуществляющий соответствующий контроль/надзор.

№Область примененияВиды государственного контроля/надзораКонтролируемые законоположенияГосударственные органы, осуществляющие контроль и надзор1.В области общественной безопасностиГос. контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов при перевозке крупногабаритных и опасных грузов автомобильным транспортом. Контроль мест хранения и использования оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.Соблюдение: Фед. Закона « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Фед. Закон «Об оружии» и «Единых правил безопасности при взрывных работах».Органы внутренних дел (МВД России).2.В области фискальной политикиКонтроль за уплатой взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на работе. Гос. контроль за соблюдением законности о налогах и сборах.Соблюдение Трудового Кодекса РФ в части обязательного страхования рабочих от несчастных случаев на производстве. -Правильность исчисления налогов -Полнота уплаты налогов -Своевременность уплаты налоговФонд социального страхования РФ. ФНС Росии.3.В области обеспечения обороныГос. надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных прав,актов по обеспечению подготовки и мобилизацииСодержание мобилизационной подготовки и мобилизацииГен. Штаб Министерства обороны России (соответственный комиссариат).4.В области соблюдения норм трудового законодательства.Гос. надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ, осуществляющие фед. инспекцией труда.Фед. Инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными и фед. органами исполнительной власти, органами исп.власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры и т.д.Фед.инспекция труда и подведомственной ей государственной инспекцией труда.5.В области защиты прав потребителей.Гос.санитарно- эпидемиологический надзор.Гос.санитарно- эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, осуществляемых фед.органами исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидеологического благополучия населения.Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителя.6.В области связи коммуникаций и защиты информацииНадзор в сфере связи, информации и технологий, массовых коммуникаций. Гос.надзор за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайнуГос.контроль и надзор в сфере СМИ, в том числе электронных. Соблюдение требований законных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, состовляющих государственную тайнуФед.служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций(Роскомнадзор) ФСБ России.

Таким образом, контрольно-надзорные функции на федеральном уровне, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 (с последующими изменениями и дополнениями) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществляются главным образом федеральными службами.

В настоящее время таких служб насчитывается 26, лишь небольшая часть из них не осуществляет контрольно-надзорных функций по отношению к промышленным предприятиям. Большая часть указанных государственных органов имеет территориальные органы и подведомственные ГУП и учреждения, также участвующие в осуществлении контрольно-надзорных функций.

Общая численность сотрудников этих органов (без МВД России, МЧС России, ФСБ России) превышает 300 тысяч человек, то есть составляет большинство среди работников гражданских федеральных органов исполнительной власти.

Через указанные органы распределяется (2010 год) около 570 млрд. руб., или 6,5 % расходов федерального бюджета. При этом следует учитывать, что расходы данных органов как главных распорядителей бюджетных средств практически полностью направлены (прямо или косвенно) на обеспечение их деятельности.

С осуществлением контрольно-надзорных функций связана и значительная часть коррупционной нагрузки на бизнес. Она в значительной мере порождается неполнотой или противоречивостью регулирования, а также недостатками в регламентации деятельности контрольно-надзорных органов. Так, по данным исследования общественного Фонда ИНДЕМ, почти 40 % случаев, когда представители хозяйствующих субъектов вступают в коррупционные взаимодействия с работниками государственных органов, связаны именно с контрольно-надзорными функциями нефинансового характера, около 16% — с лицензированием, и около 12% — с фискальным и налоговым контролем. С учетом оценок объема коррупционного рынка можно оценить общий объем коррупционной нагрузки на бизнес, связанной с государственным контролем и надзором, минимум в 6,5 трлн. рублей, что сопоставимо с расходной частью федерального бюджета (около его 2/3).

Вывод: Контроль и надзор — это не одно и тоже, у каждого из них есть множество видов, и выполняют они различные функции. Контроль и надзор — это формы обеспечения законности в государственном управлении. Они представляют собой правообеспечительную деятельность компетентных государственных органов. Контроль, как и надзор, связан с применением соответствующих властных полномочий (возможности применения санкций), без которых надзор и контроль перестают существовать. Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать недостатки и нарушения, а в том, чтобы улучшить состояние дел на подконтрольных объектах, принять реальные меры по устранению выявленных нарушений и их причин. Государственные органы контроля и надзора наделены властными полномочиями.

Сегодня в России сложилась многовидовая и дорогостоящая структура органов государственного контроля и надзора, четкая правовая регламентация деятельности которой не прослеживается. Кроме того, нет полной информации о деятельности всей системы органов государственного контроля и надзора, нет единой базы подконтрольных субъектов и объектов, количественной и качественной характеристики правонарушений в различных сферах государственного управления. Существует необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного контроля и надзора, усиления общественного контроля, законодательного урегулирования вопросов координации и форм взаимодействия органов государственного контроля и надзора между собой и с правоохранительными органами.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Понятие и сущность государственного управления

Управление является целенаправленным воздействием на сложную систему. Сущность управлении на протяжении нескольких десятилетий по прежнему остаётся неизменной. Определяя понятие управления классик менеджмента А. Файоль приводит следующие функции:

1.Технические операции(производство, обработка)

2.Коммерческие операции(закупка, продажа, обмен)

.Финансовые операции(распоряжение средствами)

.Страховые операции(страхование, охрана имущества и лиц)

.Учётные операции(бухгалтерия, учёт, статистика)

.Административные операции(предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль).

Административную сторону больше всего интересуют административные операции, в которых и проявляется сущность управления. Управлять — это означает предвидеть(учитывать будущее и разрабатывать программу действий), организовывать(создать двойной — материальный и социальный — организм учреждения), распоряжаться(заставлять коллектив работать надлежащим образом), координировать(взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать(обеспечивать, чтобы всё происходило в соответствии с установленными правилами).

Важный вклад в теорию управления внесла наука кибернетика, предметом которой стали процессы управления в разных областях. Эта наука изучает вопросы управления, связей, контроля регулирования, приёма, сохранения и обработки информации в какой-либо сложной динамической системе. Кибернетика определяет управление как «целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы — на объект управления — сложную динамическую систему».

В юридической науке традиционно принято выделять 3 вида управления: техническое, биологическое и социальное. Техническое управление — это управление техникой, технологическими процессами, машинами. Биологическое управление — это управление процессами жизнедеятельности живых организмов. Социальное управление, как особый вид управления, представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социально важных процессов, обеспечения стойкого развития социальных систем. То есть социальное управление возникает там, где имеет место общественная деятельность людей, которая предопределяет необходимость осуществления руководства данным сообществом с целью приведения отношений в определённую систему и их упорядочение.

Социальное управление является публичным управлением, которое включает в себя:

·Государственное управление, то есть управление в сфере функционирования государственных органов;

·Негосударственное управление, которое делится на:

Местное самоуправление — осуществляется органами местного самоуправления;

Общественное управление — осуществляется в объединениях граждан;

Коммерческое управление — осуществляется в коммерческих организациях, которые ставят перед собой цель-получение прибыли.

В административной науке отмечается, что термин государственное управление является многоаспектным. Его можно рассматривать как вид государственной деятельности, который не относится к законодательной и судебной деятельности. Сточки зрения системности, государственное управление представляет собой сложную динамическую систему, каждый элемент которой передаёт и воспринимает регулирующее влияние таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть, т.е. оно определяется как основанная на законе организующая, юридически властная деятельность органов исполнительной власти, которая заключается в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством.

В этом аспекте государственное управление включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров, координацию и контроль. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект управления (общество, граждан и др.).В теории административного права при характеристике государственного управления выделяют такие его признаки:

проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;

ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю);

выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления;

является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;

имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей.

Государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти. Государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.

Государственное управление — это вся незаконодательная и несудебная деятельность государства. Наиболее распространенным является такое определение: государственное управление — это самостоятельный вид государственной деятельности, которая носит подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, органов (должностных лиц) относительно практической реализации функций и задач государства в процессе регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сфер. Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности. Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека. Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов. Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.

Анализируя государственное управление, можно выделить такие его особенности:

оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов. Одновременно, для обеспечения выполнения законов органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции, принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе являются подзаконными нормативными актами;

организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства;

оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

субъекты государственного управления используют имеющиеся у них правовые и фактические возможности для применения внесудебного, то есть административного принуждения;

в ведении органов государственного управления находится фактическая государственная сила: правовые, информационные, экономические, технические, идеологические, организационные ресурсы, которыми они распоряжаются;

наличие большого государственного аппарата;

подконтрольный характер деятельности.

Определение сущности государственного управления невозможно без определения целей. В административной науке существует несколько классификаций целей государственного управления. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от содержания управленческой деятельности:

социально-экономические цели, то есть упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов, достижение экономического благополучия, создание и поддержка определенных экономических отношений;

политические цели, то есть вовлечение в управление политических структур государства, поддержка политических процессов в государстве и обществе;

обеспечительные цели, то есть обеспечение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в обществе, общественного порядка и т. д.;

организационно-правовые цели, то есть формирование правовой системы, которая способна реализовать основные функции государства и решить его задачи с помощью механизма правового государства.

Таким образом, государственное управление — это деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти. Государственное управление — это деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.

2.2 Виды, функции, методы и средства государственного управления

Видами государственного управления являются:

1.внутреннее государственное управление, осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов);

2.внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);

.внутриорганизационное государственное управление — осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.

Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права, то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о частноправовом управлении.

Суверенное управление — это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управления является законность. Деятельность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач путем участия в экономической жизни.

Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры. К ним относятся, например, договоры купли-продажи, которые имеют целью обеспечение управления необходимыми для управленческой деятельности материалами (формирование и обеспечение деятельности персонала управления, приобретение материалов, техники, канцелярских принадлежностей, земельных участков для возведения административного здания), договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры лизинга и договоры на сервисное обслуживание, трудовые договоры со служащими и рабочими, находящимися на публичной службе. Государство участвует в этих договорах в качестве не только заказчика и потребителя, но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями.

Управление, в процессе осуществления которого используются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими административно-территориальными единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и т. д.).

Такое управление, которое можно назвать созидающим, «положительным», является необходимым атрибутом современного социального государства. «Положительное» управление — это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики, транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д. Подобная форма организации управления распространена во многих странах, причем она допускается лишь в определенных случаях. Там, где не имеется четкого правового регулирования со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия.

Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области — финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.

Функции государственного управления.

По субъекту воздействия, по объёму(масштабам), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально-организационные и внутриорганизационные.

Социально-организационные функции государственного управления направлены на всё многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключён основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом. Для РФ в настоящее время характерна рассогласованность в действиях органов государственной власти разных уровней, что вызвано серьёзными противоречиями в российской правовой системе. Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придания ей определённости и динамизма. По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления наиболее значимыми функциями являются: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.

Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования регламентов, нормативов, инструкций, требований и ответственности.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надёжным инструментом принятия стратегического, управленческого решения.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи, становится материальной силой.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путём издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определённые общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их.

Функцию контроля в государственном управлении можно рассматривать как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения её в состояние соответствия с ними. Этим контроль отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения.

Специфические функции государственного управления находят своё воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учёт(перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов(президентского правления,чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.

Методы и средства государственного управления.

Методы и средства государственного управления достаточно разнообразны. Среди них могут быть чисто механические и несущие известную идеологическую нагрузку. Они могут быть направлены как на достижение социально значимых позитивных целей, идущих на пользу обществу и государству, так и на манипулирование общественным мнением, обман, принуждение, провокации и т.д. По своему содержанию методы и средства не вполне совпадают, но в деле государственного управления, когда имеется в виду способ достижения его целей, их трудно разделить. Они выступают в единстве, активизируя ту или иную строну процесса государственного управления. Методы — категории нематериальные, средства, как правило, материальны. Метод — это то, как делается, средство — при помощи чего делается. Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Средства государственного управления — это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть техническими(средства труда государственных служащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Таким образом, с помощью методов и средств государственного управления осуществляются функции государственного управления, достигаются цели, которые ставит перед собой субъект государственного управления. Разнообразие методов и средств государственного управления позволяет сделать процесс управления гибким, динамичным и эффективным.

Методы государственного управления можно классифицировать по различным основаниям, например, по способам формирования и обеспечения реализации управляющего воздействия они делятся на методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления. К методам функционирования органов государственной власти относятся те, посредством которых осуществляется государственное управление, разрабатываются, принимаются и реализуются властно-управленческие решения.

Методы функционирования органов государственной власти можно квалифицировать в качестве прямого административного или косвенного регулирующего воздействия со стороны органов государственной власти на соответствующие объекты управления, независимо от конкретной области общественной жизни. К первой группе относятся методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования, государственного контроля и др. Ко второй — воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения, определения таможенной стоимости товара и др.

Методом правового регулирования государство через свои органы осуществляет воздействие на общественные отношения, дозволяя их участникам совершать действия правового характера, предоставляя им соответствующие права и налагая на них определённые обязанности, а также даёт возможность выбора вариантов поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Метод убеждения наиболее предпочтителен в государственном управлении. Использование этого метода требует авторитета власти, создания определённых условий, социального климата, наличия веских аргументов. Как правило, средствами убеждения стимулируется мотивация должностного поведения. Этот метод в деятельности органов государственной власти применяется довольно часто для связей с общественностью, например, при проведении референдумов. При этом результаты убеждающего воздействия, если они достигнуты, дают значительно большой эффект, чем меры принуждения.

Государственное управление, в процессе осуществления которого реализуются решения государственной власти, носит публичный характер. Публичность выражается в том, что именно государственное управление обеспечивает соблюдение общих, публичных интересов, имея в своём распоряжении «публичную» материальную основу — государственное имущество, налоги, финансы и т.д. Осуществляемые в России преобразования требуют известной переоценки, наполняя новым содержанием метод публичного администрирования.

Методом государственного контроля обеспечивается соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых государственными органами. Система государственного контроля имеет свою специфику в различных странах, и изучение международного опыта несомненно приносит большую пользу.

Что касается многочисленных методов косвенного регулирующего воздействия, то их значение можно проиллюстрировать на примере метода налогообложения. На протяжении всего хода российских реформ именно просчёты в системе налогообложения оказывали резко негативное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, значительно затрудняя реализацию целей государственного управления.

Таким образом, в итоге можно отметить, что приступая к изучению содержания особенностей государственного управления, необходимо прежде всего определить само понятие управления. Этот термин стал универсальным средством характеристики определённого вида деятельности, то есть совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. Управление в широком смысле понимается как руководство кем или чем либо. Среди всех видов управления — государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на всё общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач всего российского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контроль и надзор в современной системе государственного управления играет важнейшую роль в осуществлении политики российского государства, главной целью которого является обеспечение комфортного и достойного существования граждан. Но всё это возможно только при серьёзном и строгом, грамотно построенном контроле и надзоре за соблюдением норм законодательства во всех сферах жизни общества, так как при отсутствии этих главных составляющих может произойти значительный ущерб, который не позволит привести в действие все намеченные планы, реформы и государственные программы.

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся в настоящее время в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счёт правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это лишний раз доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, в первую очередь, учитывать некоторые особенности нашего государства.

В настоящее время в Российской Федерации существует целая система специальных органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. И эту систему составляют агентства, службы, министерства, управления и т.д.

Полномочия всех этих органов достаточно обширны и могут включать в себя широкий спектр задач по выявлению нарушений в различных сферах деятельности. Контроль и надзор осуществляется непосредственно в таких важных направлениях для любого государства, как соблюдение законов и иных нормативно правовых актов, налоги и сборы, общественная безопасность, охрана труда в валютной и таможенной области и др.

На современном этапе развития в Российской Федерации сложилась достаточно устроенная система органов, которые носят контрольно — надзорный характер. Однако эффективность этой системы в настоящее время еще не может использоваться в полной мере, поскольку существуют проблемы в законодательстве. Так в нормативно — правовых актах отсутствует четкое определение терминов контроля и надзора. В связи с этим нет конкретного отражения сущности данных понятий и разграничения их функций, что снижает эффективную реализацию государственными органами тех полномочий, которые заключены в них. Также на законодательном уровне не достаточно разграничены сферы деятельности органов и их структурных подразделений, следствием чего является дублирование органами функций и полномочий друг друга. Имеет место слабое кадровое обеспечение и компетенция должностных лиц, для которых пока ещё не определены критерии ответственности за допущенные нарушения на службе. Требуется совершенствование материально технической базы для обеспечения более эффективной деятельности контрольно — надзорных органов.

Все это оказывает отрицательное воздействие на эффективность государственного управления, и в связи с этим необходимо совершенствование законодательной базы, правовой регламентации и функциональной принадлежности органов контроля и надзора.

Повышение эффективности контроля и надзора, обуславливает создание единого центра по координации контрольно — надзорной деятельности в масштабах всей страны, которое можно реализовать на базе Главного Контрольного Управления Президента РФ. В деятельность данного управления будет входить координация и осуществление методического обеспечения всех контрольно — надзорных органов. Ведь контроль и надзор, как методы управления современным Российским государством, служат действенными средствами в реализации проводимой политики, а ее реальное воплощение в жизнь в значительной мере зависит от эффективности контроля и надзора.

прокуратура контроль надзор административный

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М.: «НОРМА», 2005

.Беляев В.П. Право и политика. М.: «Проспект», 2004

.Комитет по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров. Совершенствование контрольно надзорной деятельности и устранению административных барьеров в сфере промышленности.

.Салимжанов М.Х. Менеджмент. Ростов на Дону: «Феникс», 2003