Государственное управление экономикой это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, охрана природных богатств).
Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным, есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.).
Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т.д.).
Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и неподчиненным государственным органам объектам управления (предприятиям, учреждениям и др.).
По отношению к подчиненным объектам у государства больше возможностей для использования административных (командных) методов.
Субъектами государственного управления в сфере экономики являются высшие органы государственной власти.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и значения государственного управления в сфере экономики. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить высшие органы государственного управления в экономики и их полномочия; определить особенности государственного управления в экономики отдельными отраслями.
Всё это позволит полно раскрыть тему данной работы.
1 Основная часть
1.1 Высшие органы государственного управления в экономики и их полномочия
В Российской Федерации управление экономикой и основа этого управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации, и т.д.) управляют федеральные органы (например, органы федеральных Министерств), собственностью субъектов Российской Федерации — их органы. Муниципальной собственностью (она не является государственной) управляют органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных Министерств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях (в сфере промышленности, сельского хозяйства и т.д.).
Анализ государственного бюджета Российской Федерации
... страны. Государственный бюджет планируется и используется с инициативой местных органов власти. Благодаря государственному бюджету возможно перераспределение дохода между субъектами Российской Федерации. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Государство распределяет свой бюджет по ...
Отделы администрации муниципальных образований осуществляют не государственное, а муниципальное функциональное управление.
Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются Парламент, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, центральными органами отраслевого управления — Министерства Российской Федерации и автономные ведомства, не входящие в состав Министерств Российской Федерации (например, Министерства промышленности и энергетики, сельского хозяйства, финансов ), а также многие федеральные службы и агентства, входящие в состав Министерств.
Парламент осуществляет управление экономикой прежде всего путем целенолагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый, бюджетный кодексы, и т.д.).
В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу государственного имущества).
Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер, хотя в редких случаях издаются и частные законы (например, Федеральный закон от 2 января 2000 г. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении» (в Красноярском крае).
С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности Парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в России — информацию) соответствующих Министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты Парламента организуют Парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение, Счетная палата, создаваемая Парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.
Глава государства, если он обладает реальными полномочиями тоже участвует в управлении экономикой. В России Президент создает Министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное (в дополнение к законам) регулирование экономических отношений. Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов Российской Федерации).
Научная работа: Инвестиционная политика и инвестиционный климат ...
... сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные инвестиции. Их ... прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - ...
Президент Российской Федерации посещает инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения Правительства Российской Федерации.
Экономическими и связанными с экономикой Министерствами и ведомствами руководит Правительство Российской Федерации (а не Президент Российской Федерации который осуществляет непосредственное руководство главным образом «силовыми» Министерствами и ведомствами).
Правительство Российской Федерации вносит на заседание Парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только Правительство).
Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные Парламентариями, обязательно до их обсуждения в Парламенте должны иметь заключение Правительства. Правительство Российской Федерации утверждает положения о тех Министерствах и ведомствах, которыми оно руководит.
Соответствующие Министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров).
Органы субъектов Российской Федерации (законодательные органы, главы администраций, правительства), Министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта Российской Федерации. Они исполняют законы Федерации, принятые по предметам исключительного ведения Федерации в сфере экономики, действуют в соответствии с федеральными законами в совместной сфере предметов ведения или самостоятельно.
Местные органы государства — отделы и управления соответствующих Министерств на местах участвуют в управлении экономикой на территории данной административно-территориальной единицы (муниципального образования), но только в отношении подчиненных им объектов (например, предприятий связи) или только в функциональном плане (например, устанавливая тарифы на электроэнергию, газоснабжение или осуществляя финансовый контроль за применением соответствующего законодательства), а муниципальными объектами экономики управляют муниципальные органы. Органы местного самоуправления могут участвовать в государственном управлении экономикой, если им предоставлены определенные полномочия государственных органов.[1]
1.2 Особенности государственного управления отдельными отраслями в экономики
Общие принципы управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но её отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих Министерствах (ведомствах).
Управление промышленностью и энергетикой осуществляет прежде всего Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, а также Министерство экономического развития и торговли, автономные (не входящие в состав Министерств) федеральные службы по тарифам, антимонопольная служба, Федеральное агентство по атомной энергии. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации призвано проводить единую государственную политику в сфере металлургической, биотехнологической, легкой, медицинской, машиностроительной, оборонной и некоторых других отраслей. Поскольку в управлении некоторыми из этих сфер могут участвовать другие ведомства (например Министерство природных ресурсов Российской Федерации), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является в этих отраслях координирующим органом. Оно осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в автомобильной, станкостроительной, транспортного, тяжелого машиностроения, участвует в разработке государственного оборонного заказа, организует работу по стандартизации продукции подведомственных отраслей. Оно занимается строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, выдает лицензии на предпринимательскую деятельность в сфере промышленности.
Особенности расследования преступлений в сфере экономической деятельности
... и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. данной работы – состоит из двух разделов: ... между субъектами предпринимательской деятельности. Существенным является широкое внедрение методов осуществления расчетных операций при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью новейших ...
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом. Оно координирует деятельность предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, снабжение газом, обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, следит за их рациональным использованием, заботится об охране недр и природных богатств, взаимодействуя в этих отношениях с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с другими министерствами и ведомствами. Оно регулирует деятельность естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС и др.) в топливно-энергетическом комплексе.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации управляет подчиненными ему предприятиями и другим федеральным имуществом, государственными резервам, руководит таможенной службой, ведет кадастр объектов недвижимости. Оно проводит единую государственную политику в сфере экономики и торговли, разрабатывает перспективные прогнозы развития экономики.
Федеральное агентство по атомной энергии проводит государственную политики в данной отрасти, осуществляет государственное управление по использованию атомной энергии, занимается вопросами утилизации и безопасности ядерных отходов. В число его задач входит обеспечение безопасности предприятий ядерного комплекса, оно контролирует меры по гражданской обороне ядерного комплекса. В его подчинении находятся специальные воинские формирования.
В управлении промышленностью и энергетикой участвуют другие федеральные Министерства и ведомства, координирующие свою деятельность с основными органами управления в этой сфере.
Органы Министерств и ведомств, осуществляющих руководство промышленностью и энергетикой, их должностные лица занимаются также промышленным (горным и др.) и энергетическим надзором они вправе давать указания об устранении нарушений, об отстранении от работы нарушителей, составлять протоколы о нарушениях и подвергать виновных административным наказаниям. Органы Министерства промышленности и энергетики при установлении грубых нарушений вправе давать предприятиям, организациям, учреждениям указания о немедленном отключении энергетических и тепловых установок (но не вправе сами отключать их).
Коммерческая деятельность и функции маркетинга в торговле
... возникает необходимость изучать особенности ее коммерческой деятельности и применение функций маркетинга в работе. Коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с ...
Такие же права имеют должностные лица некоторых других Министерств, в ведении которых находятся соответствующие установки (Министерства экономического развития и торговли, природных ресурсов и др.).
Общие положения о праве Министерств (их органов, служб) выдавать лицензии на предпринимательскую деятельность (производство, торговля, услуги и др.), о праве осуществлять соответствующий надзор, непосредственно руководить подведомственными предприятиями, убеждениями относятся также к другим министерствам и ведомствам.[2]
Управление сельским хозяйством и в целом агропромышленным комплексом, который включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение, в результате реформ коренным образом изменилось. Сейчас в сельском хозяйстве России сложилось многообразие форм собственности, существуют государственный, кооперативный, производственно-коллективный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Прежние колхозы и совхозы сохранились в ряде местностей, но они теперь имеют другую организацию и не определяют формы хозяйственных отношений на земле.