Предпринимательская деятельность, как и любая другая коммерческая деятельность, существенно регулируется государством. Это относится в первую очередь к правовым основам, а также к особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. В России эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и соответствующими федеральными законами.
Однако исходным недостатком различных зарубежных школ и наших соотечественников в подходе к вопросам управления было то, что они фокусировались на определенном элементе, не рассматривая эффективность управления как результирующий показатель, зависящий от множества факторов. В этой связи использование теории систем в управлении позволяет рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, которые взаимодействуют с внешним окружением. Системный подход также необходим для понимания государственного регулирования.
Системность проявляется в том, что государственное регулирование осуществляется на трех уровнях управления: федеральном, региональном (областном) и муниципальном. На каждом из этих уровней существуют соответствующие структуры с конкретными целями, задачами и функциями.
О наличии правовых условий государственного регулирования, как одного из ключевых условий, говорят известные экономисты в рамках институционально-правового подхода, такие как В. Ойкен, а также юристы, включая В. Анохина и В. Андреева.
В. Ойкен в своей концепции экономических порядков признает, что государство, наряду с другими институтами, играет значительную роль в установлении форм и методов хозяйствования, хотя сам не всегда одобряет такой подход.
В. Андреев подчеркивает, что контроль государства над состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на экономическую деятельность, а также определение оснований и пределов публичного вмешательства. Государственное воздействие не может осуществляться вне правовой формы.
При обсуждении функций государственного регулирования А.Н. Чеканский к первой группе функций относит обеспечение правовой базы для функционирования рыночного хозяйства, а также стимулирование и защиту конкуренции.
Во вторую группу функций государственного регулирования предпринимательской деятельности входят перераспределение доходов, корректировка распределения ресурсов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста. Экономические и организационные методы, такие как налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и прочие, определяют границу, за которой необходимо вмешательство государства в управление собственностью.
Правовое регулирование аудиторской деятельности
... и другими ведомствами, например Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в порядке осуществления полномочий собственника и регулирования вопросов аудита подведомственных ему организаций. Примером функций пятого уровня может служить регулирование обязательного аудита государственных ...
Цель данной работы состоит в изучении и анализе законодательного государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также определении эффективных методов и средств регулирования, учитывая изменения в экономической среде.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности является актуальным и необходимым в современных условиях, так как управление экономикой страны является сложным процессом, требующим постоянного контроля и регулирования со стороны государства.
В первой главе работы рассматриваются цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. В данном контексте субъектами регулирования выступают государство, общественные организации и законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Одной из главных целей государственного регулирования предпринимательской деятельности является формирование целостной системы, обеспечивающей полное комплексное обслуживание потребностей населения и запросов местного рынка труда. Кроме того, государственное регулирование направлено на повышение эффективности сектора предпринимательства и создание условий для ускоренного экономического роста.
- Становление рыночных отношений в сфере предпринимательской деятельности.
- Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства.
- Проведение налогообложения.
- Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.
- Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
- Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие предпринимательской деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.
В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.
Применение принципов механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.
Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.
Государственные управления экономикой
... курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы государственного регулирования экономики, изучены основные цели, методы и инструменты управления экономикой государством. А также выявлены проблемы государственного регулирования. Во второй главе рассматривается государственное управление ... а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны [2, C. ...
В условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики социальная функция государственного регулирования играет важное значение. Она заключается в перераспределении совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп. Для достижения целей государственного регулирования объем перераспределения должен быть достаточным. Таким образом, государство выступает в роли гаранта социальной защиты для определенных слоев населения, таких как участники войны, инвалиды, многодетные семьи и другие.
Другой важной общей функцией государства является стратегическое планирование. Экономисты нередко называют ее планово-прогнозной функцией. В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции и использовал аналогию с кораблем. Он утверждал, что частная инициатива, подобно ветру в парусах, сообщает экономике импульс, а планирование, как руль, направляет ее в нужном направлении. Стратегическое планирование направлено на создание внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций мер экономической политики.
Организационная функция государства является обязательной и обеспечивает системность подходов в проведении реформ, а также целостность государственной экономической политики.
Понятие «механизм» происходит от греческого «mechane» и означает систему или устройство, определяющее порядок деятельности. В условиях формирования рыночной экономики одной из составляющих организационной функции государства является обеспечение порядка в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.
В рыночной экономике роль государства заключается в установлении «правил игры», определении стратегических направлений развития и поддержании нормального функционирования регулирующих механизмов. Государство не должно строго регламентировать деятельность предприятий, а скорее обеспечивать контроль и соблюдение правил, способствующих нормальному функционированию рынка.
В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.
Составляющими организационной функции являются также:
- усиление государственного контроля за деятельностью организаций;
- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.
Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов.
Правовое регулирование деятельности государственных органов в ...
... остальным миром. Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти ... к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы ...
В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.
Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.
Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.
Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.
Прямые методы административно-правового воздействия на субъекты экономики включают регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций, а также управление федеральной собственностью и стратегическое планирование.
Такие методы предполагают активное вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, включая процессы ценообразования и политику доходов. Например, государство может заморозить или ограничить рост цен и заработной платы, внести ограничения в кредитно-денежную систему, а также использовать квоты и другие меры.
В большинстве стран государство оказывает регулирующее воздействие на ценообразование, устанавливая предельные уровни цен и осуществляя контроль за их соблюдением. Для этого создана соответствующая правовая база в виде законов, указов и постановлений. Кроме того, существует надежная статистическая информация о уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.
Важно отметить, что в капиталистических странах нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, которые оказывают влияние на общий уровень цен и социальную сферу экономики. К таким отраслям относятся энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование цен обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Кроме того, государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.
В сравнении с другими развитыми странами, в Российской Федерации государственное регулирование цен является минимальным. Это может привести к невыгодному положению простых граждан. Однако, в России существуют административные методы регулирования, осуществляемые через законодательные акты.
Наиболее эффективными методами государственного регулирования являются косвенные методы, такие как кредитно-денежная политика, таможенная политика и налоговая политика. Важной формой регулирования является денежно-кредитная политика, направленная на возобновление экономического роста. Некоторые важные факторы, влияющие на денежную массу и рассматриваемые при разработке денежно-кредитной политики, включают деловой оборот, цены, структуру обращения денег, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.
Деятельность выдающегося экономиста России Евгения Евгеньевича Слуцкого
... школу Володкевича. Первая половина 20-х гг. очень продуктивна для Слуцкого как экономиста. В 1923 г. он публикует математическое приложение "К вопросу о вычислении дохода ... и "Статистика и математика" (рецензия на учебник А. А. Кауфмана "Теория и методы статистики"). В этот период он продолжает интенсивно заниматься экономической теорией. Изучая влияние ...
В других странах, таких как США, Европейский союз и Япония, государственное регулирование цен на продукты питания, энергоносители и другие социальные товары и услуги является более активным. Например, в Японии Бюро цен правительственного Управления экономического планирования активно занимается регулированием цен с начала 70-х гг. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта; тарифы на воду, тепло, электроэнергию и газ регулируются Агентством природных ресурсов и электроэнергии. В Японии регулируются около 20% потребительских цен.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации». Они включают в себя анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также определение основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики.
Причины кризиса 2008 года
Изучение причин кризиса 2008 года показало, что он был вызван грубейшими ошибками проводимого экономического курса и полнейшей неурегулированностью кредитно-финансовой системы. Были допущены грубейшие нарушения всей финансовой дисциплины, которые негативно сказались на олигархах и всей финансовой системе. Это привело к резкому снижению жизненного уровня населения и разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.
Государственное регулирование и его инструменты
Государственное регулирование может осуществляться различными способами, включая использование кредитов и изменение учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности, таких как производство продовольственных товаров и развитие малого и среднего бизнеса, может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).
Роль налогов в государственном регулировании
Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они играют двоякую роль в государственном регулировании торговой деятельности. С одной стороны, налоги являются главным источником финансирования государственных расходов и материальной основой бюджетной политики. С другой стороны, они являются инструментом регулирования.
Налоговое регулирование и его методы
Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и определяться на компромиссной основе между государством и предприятиями. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. Например, «кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.
Правовое регулирование профессиональной предпринимательской деятельности ...
... другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой ...
Налоговое регулирование в поддержку приоритетных отраслей
В нашем стремлении к развитию определённых, социально важных отраслей, таких как малое предпринимательство, мы идём на предоставление специальных налоговых привилегий. Эти привилегии имеют целевой характер и предусмотрены нашей налоговой программой.
Уровни налогообложения
Представительные теории и практики управления любезно соглашаются с двумя уровнями налогообложения: уровнем федерации и уровнем субъектов. Эта структура позволяет установить согласованные и подчинённые отношения между субъектами налогообложения на различных уровнях.
Стратегия налогового регулирования
Стратегия налогового регулирования в значительной степени зависит от различных факторов, включая текущую политическую обстановку в стране и регионе, уровень и стиль управления экономикой, сущность и особенности налогового регулирования, а также его влияние на различные социальные аспекты.
Состояние налогового механизма в России
Исследования, проведённые учёными в России, показывают, что в настоящий момент структура налогового механизма ещё в процессе формирования. В результате региональные субъекты пока не могут использовать этот инструмент в качестве части своего механизма управления.
Меры финансового и налогового стимулирования
Для создания благоприятных условий для деятельности экономических субъектов, мы применяем специфические меры. Это включает налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие подобные воздействия. Эти меры помогают направить деятельность предприятий в желательное для общества и государства направление, а также служат важнейшим инструментом контроля за ценообразованием.
Административное регулирование в коммерческой деятельности
Административное регулирование также играет важную роль в регулировании коммерческой деятельности. Методы административного регулирования основаны на прямом воздействии руководителей на подчинённых ради достижения определённых результатов в хозяйственной деятельности.
Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.
1.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности
Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности:
Органы, регулирующие малый и средний бизнес в России
В России существует ряд организаций и органов, которые занимаются регулированием и поддержкой малого и среднего бизнеса. Некоторые из них включают:
- Торгово-промышленная палата РФ;
- Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений и предпринимателей страны.
Основные регулирующие органы:
Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен
... истории благотворительности в отдельных регионах: Сборник статей Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник научных статей и материалов. Ставрополь, Ставрополь сервис-школа, 1998г., - 342С., посвященный благотворительной деятельности различных учреждений, и ... системного кризиса в социальной практике происходят крупные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, снижается ...
- Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП);
- Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП);
- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
- Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства);
- Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции:
- Госторгинспекция;
- Госстандарт России;
- ГНС РФ;
- Министерство здравоохранения РФ;
- ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом.
Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:
- Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции);
- Министерство финансов РФ (осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями, содержащими их);
- Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров);
- Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей, обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий, оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности — «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.
Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере. Одним из таких изменений является ликвидация монополии внешней торговли. Теперь право участия во ВЭД предоставляется всем юридическим и физическим лицам. Это способствует развитию иностранного предпринимательства и расширению экономического метода регулирования ВЭД.
Аудиторская деятельность и ее регулирование
... аудиторской деятельности и ее регулирования в Российской Федерации. Задачами работы являются: определить цели и задачи аудиторской деятельности; дать организационно- экономическую характеристику аудиторской фирмы ООО «Экспресс-аудит»; описать правовые основы аудиторской деятельности; определить виды аудиторских услуг, правила и ...
Кроме того, с целью укрепления контрольных функций государства и развития внутреннего валютного рынка было организовано и усилено государственное вмешательство. Правовое регулирование ВЭД играет ключевую роль в интеграции России в мировое хозяйство.
Оно представляет собой совокупность нормативных актов, которые основываются на международных правилах и нормах, подписанных РФ, и международных договорах России с другими странами, а также на национальном законодательстве по ВЭД.
К национальному законодательству по ВЭД относятся такие законы, как «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «Об иностранных инвестициях» и «Таможенный кодекс Российской Федерации».
В соответствии с Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности», предприятия имеют право самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Это означает, что они могут проводить различные операции и транзакции, связанные с производством и продажей товаров, а также оказанием услуг.
Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» предприятиям и их объединениям, независимо от форм собственности, разрешено осуществлять внешнеэкономическую деятельность без необходимости специальной регистрации. Это означает, что они могут свободно заниматься экспортом и импортом товаров и услуг без лишних бюрократических процедур.
Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешнеэкономических связей РФ (МВЭС РФ) для этой цели. Для контроля и прозрачности, зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Однако, в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России, предприятия могут быть отказано в регистрации или исключены из реестра. Также, невыполнение обязательств по экспортным поставкам может стать основанием для отказа в регистрации или исключения из реестра.
Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и включает в себя 13 позиций, таких как топливо, электроэнергия, зерно и другие.
Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленные палаты и другие. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе заключения контракта.
Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт состоит из нескольких разделов, которые располагаются в определенной последовательности. Каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, которые обязательно должны быть указаны в контракте, иначе он может быть признан недействительным.
Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
Общая характеристика банковской деятельности: понятия, принципы, ...
... теории банковского права. По мнению А.А. Вишневского под банковской деятельностью можно понимать систематическое в виде промысла осуществление сделок, отнесенных законодательством к банковским операциям. Таким образом, автор де-факто приравнивает банковскую деятельность к предпринимательской деятельности ...
Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляют Министерство внешнеэкономических связей и Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации и Центральный банк России. Общее руководство данными процессами возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
Россия достигла высокого уровня открытости своей экономики в сравнительно короткие сроки. В настоящее время более пятая часть ее ВВП направляется на цели международного обмена. Этот показатель ставит Россию в один ряд с такими развитыми странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие.
Торговый и валютный режимы в России существенно либерализованы за последние годы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и сейчас регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых инструментов мировым сообществом. В российской экономике введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям. Это означает, что и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать российские рубли на иностранную валюту и наоборот.
Россия также принимает иностранных инвесторов на финансовых и фондовых рынках, а также в приватизационных конкурсах. Таким образом, страна сталкивается с вызовом обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности во всех странах направлено на обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность подразумевает обеспечение гарантированной защиты национальных интересов, социальную направленность политики и достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Согласно Закону, экономическая безопасность России определена как состояние экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития. Она также предполагает неуязвимость и независимость экономических интересов страны от возможных внешних и внутренних угроз и воздействий.
2. Предпринимательская деятельность
2.1. Предмет предпринимательского права
Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Каждая отрасль и подотрасль права имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. Однако, в ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не является ей тождественным. В нашей стране концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, которые изменили свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.
Гарантируя каждому гражданину «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», Конституция РФ в 1996 г. закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России.
Введение в действие нового Гражданского кодекса РФ в 1996 г. привело к тому, что большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и потеряла силу. В настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Помимо гражданского законодательства, предпринимательскую деятельность регулируют и другие нормативные акты.
Нормы административного права включают в себя различные аспекты государственного регулирования малого предпринимательства. Например, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года (в редакции от 31 июля 1998 года) предусматривает различные формы государственной поддержки для малого бизнеса.
В рамках норм административного права также регулируются финансовые, налоговые, трудовые, земельные, уголовные и другие аспекты, касающиеся предпринимательской деятельности. Это означает, что речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую можно назвать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности.
В отечественной науке неоднократно появлялись предложения урегулировать эту сферу правоотношений путем принятия Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне такое решение не было принято.
Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано и основано на международных учениях о предпринимательстве, с учетом национальных особенностей и как составная часть европейского континентального права.
Не следует путать предпринимательское право с торговым (коммерческим) правом, поскольку последнее всегда развивалось как часть частного права. В законодательной сфере торговые кодексы, существующие в некоторых государствах, таких как Германия и Франция, всегда рассматривались как специальные законы, относящиеся к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.
2.2. Методы предпринимательского права
Методы предпринимательского права представляют собой набор инструментов и приемов, используемых для регулирования отношений в сфере предпринимательства. Каждая отрасль права определяет свои специфические методы регулирования, но в некоторых случаях они могут пересекаться с методами других отраслей.
В общей теории методы правового регулирования общественных отношений включают в себя следующие компоненты:
- Порядок установления прав и юридических обязанностей.
- Степень определенности предоставленных прав и степень автономии субъектов права в их действиях.
- Выбор юридических фактов, которые влекут возникновение правовых отношений.
- Характер правового положения сторон в данных отношениях и распределение прав и обязанностей между субъектами.
- Методы и средства обеспечения субъективных прав.
Предпринимательское право характеризуется использованием комбинации методов правового регулирования:
- Метод рекомендаций (диспозитивный метод) предполагает, что субъекты предпринимательской деятельности регулируют свои отношения, выбирая из доступных правовых норм наиболее подходящие для них варианты поведения.
- Метод обязательных предписаний (императивный метод) устанавливает жесткие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, определяя права и обязанности участников этой деятельности.
Эффективное сочетание этих методов позволяет обеспечивать стабильность и развитие предпринимательской среды, а также соблюдение прав и интересов всех ее участников.
Метод автономных решений
Метод автономных решений, также известный как метод согласования, характеризуется предложениями, исходящими от одной стороны правоотношения. Этот метод предполагает установление модели взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет максимально соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только при согласии второй стороны.
Применение методов правового регулирования
Перечисленные выше методы правового регулирования обычно используются для регулирования конкретных правоотношений, возникающих при предпринимательской деятельности. Эти методы применяются в тесном взаимодействии с другими методами (например, обязательное требование для юридических лиц вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).
В соответствии со спецификой предмета предпринимательского права законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей посредством договора, в других случаях — с помощью акта применения права (например, предписание антимонопольного органа), а в третьих — права и обязанности прямо вытекают из закона (например, обязанность государственной регистрации).
Различия в характере правоотношений
Нормы предпринимательского права могут предоставлять возможность самостоятельно решить вопросы объема прав и обязанностей (диспозитивные нормы) или же могут определяться рекомендательным характером. Также существуют нормы, которые исчерпывающе определяют объем субъективного права или обязанности (императивные нормы).
Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подчиненном положении, и отношения между предпринимателями и государством могут быть различными. Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться различными средствами — гражданско-правовыми, административными, уголовными и в различных порядках — административном и судебном.
Правовое регулирование предпринимательского права является комплексным и включает в себя черты различных методов, таких как обязательные предписания, автономные решения и рекомендации. В контексте этого, взаимосвязь свободы предпринимательской деятельности с государственным властным воздействием является основной характеристикой данного метода. При этом ограничение свободы предпринимательской деятельности возможно в той мере, в которой это необходимо для защиты интересов общества и прав других лиц, а также для обеспечения безопасности государства и обороны страны.
Основополагающими принципами предпринимательского права являются принцип свободы предпринимательской деятельности и принцип общей правосубъектности. Свобода предпринимательской деятельности закреплена в конституции РФ и законодательных актах. Она означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере, форме и с использованием любого имущества, не запрещенного законом. Однако, как было упомянуто выше, эта свобода не безгранична.
Другой принцип — общая правосубъектность — предусматривает, что большинство коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей являются правоспособными субъектами гражданского права и имеют равные права и обязанности перед законом. В целом, принципы предпринимательского права являются основополагающими началами, пронизывающими все правовые нормы данной сферы.
2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты
В статье 8 Конституции РФ закреплен принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Этот принцип запрещает законодательству устанавливать какие-либо привилегии или ограничения для определенных форм собственности в отношении субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
В отличие от предыдущего законодательства, действующие нормы предусматривают одинаковую защиту прав для всех субъектов, независимо от формы собственности. Таким образом, государственная собственность не имеет преимущественной защиты перед частной или муниципальной собственностью.
3. Принцип единого экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств
Согласно статьям 8 и 74 Конституции РФ, Российская Федерация придерживается принципа единого экономического пространства, что подразумевает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей ее территории. В соответствии с этим принципом, не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов или любых других препятствий для свободного перемещения указанных элементов экономики.
Однако, ограничения могут быть введены федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Важно отметить, что федеральные и региональные органы власти не могут вводить такие ограничения по собственной инициативе.
4. Принцип поддержания конкуренции и борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией
Соблюдение принципа поддержания конкуренции и предотвращения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, является необходимым условием для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.
Особую роль в поддержании конкуренции и борьбе с недобросовестными практиками играет Закон РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон является первым антимонопольным законодательным актом в истории России и определяет механизмы и инструменты борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией.
5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности — это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.
Заключение
Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.
На трудном пути к рынку мы подошли к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам
Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности.
В целях снижения высокой стоимости товаров и услуг требуется осуществление мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).
Предметом отрасли предпринимательского права являются:
1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности; 2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими; 3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности. Метод предпринимательского права является комплексным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.
Принципы предпринимательского права — это основные начала, характеризующие систему предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К ним относятся: 1) принцип свободы экономической деятельности; 2)принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации; 3) принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты; 4)принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, можно назвать еще ряд принципов, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Список использованной литературы
1. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью», 2005.
2. Анохин В., «Государственное регулирование предпринимательства», 2005.
3. Елова М.В., Муравьева Е.К., Панферова С.М. и др. «Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность». Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Логос, 2006.
4. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. «Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона»,2006.
5. Лафта Дж. К., «Эффективность менеджмента организации», учебное пособие, 2005.
6. Мандрица В. М., «Предпринимательское право» – М.: Спарк, 2006 г.
7. Ойкен В., «Основы национальной экономики», 2006.
8. Савелов В. П., «Хозяйственное (предпринимательское) право», учебный курс, МИЭМП, 2006г.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика». М., 2007 г.
10. Фомичев В.И. «Международная торговля». М.: ИНФРА-М, 2005 г.
11. Конституция Российской Федерации.
12. Указ Президента РФ от 16 декабря 2006 г. № 2171 об «Общеправовом классификаторе отраслей законодательства».
13. www.vneshmarket.ru
14. www.ibs-m.ru
Немецкий экономист, представитель фрайбургской школы неолиберализма.
Профессор, доктор экономических наук.
Внешнеэкономическая деятельность.
Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) (принят государственной думой 27 июня 2002 года).