Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства — от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.
Цель курсовой работы: изучить причины, особенности инфляции в Республике Беларусь и методы проведения правительством антиинфляционной политики.
Задачи курсовой работы следующие:
1) ознакомиться с теоретическими аспектами природы инфляции;
2) изучить особенности и причины обострившейся инфляции в Республике Беларусь;
3) рассмотреть действия по антиинфляционному регулированию, осуществляемые правительством.
При написании данной курсовой работы использовались различные источники. Необходимо отметить учебное пособие Лемешевского И.М. «Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика», где подробно расписаны этапы разработки антиинфляционной программы, на что правительство должно в первую очередь обратить внимание, при разработке борьбы с инфляцией. Также нужно отдать должное учебнику под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора О.И Лаврушина, где доходчиво и последовательно представлены виды существующей на данный момент виды инфляции, а также социально-экономическое влияние повышающихся цен на людей. Для статистических расчётов активно использовался официальный сайт Белстат, где в удобной форме представлены данные по Республики Беларусь за длительный период времени. Таким образом, в данной курсовой работе будет рассмотрена антиинфляционная политика, ее направления и инструменты, а также проводимая антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
Инфляция в Республике Беларусь
... курсовой работы основными целями и задачами данной работы являются: изучение теоретических основ инфляции; анализ инфляционных процессов в зарубежных странах; особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь определение основных причин и способов борьбы с инфляцией в Республике Беларусь. Инфляция: ...
1. Сущность, формы и методы государственного регулирования инфляции в национальной экономике
1.1 Понятие инфляции и Причины ее возникновения
Термин «инфляция» произошёл от латинского слова inflation — вздутие. Впервые этот термин появился в период Гражданской войны 1861- 1865 гг. в Северной Америке для обозначения процесса возбухания денежной массы, необходимой для финансирования военных расходов.
В настоящее же время общепринято, что инфляция определяется как процесс обесценения денег вследствие переполнения каналов денежного обращения денежными средствами.
Прежде всего, инфляция выступает как избыток платёжных средств, превышение их количества в обращении над суммой товарных цен. Это также наличие денег, не обеспеченных товарами, что ведёт к росту цен или снижению покупательной способности денег.
Превышение денежной массы над товарным покрытием означает превышение совокупного спроса над совокупным предложением. В связи с этим инфляция также может быть определена как дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
При инфляции происходит повышение общего уровня цен в стране, но не на рынке какого-то отдельного товара. Но при этом цены повышаются не на все товары и услуги и зачастую имеют тенденцию изменяться очень неравномерно: одни подскакивают, другие повышаются умеренными темпами, а третьи вовсе не повышаются.
Основными внешними признаками проявления инфляционного процесса являются следующие:
1. Длительное повышение общего уровня цен (т.е. рост цен почти на все товары и услуги), сопровождаемое падением покупательной способности денежной единицы.
2. Изменение обменных курсов национальной валюты.
3. Изменение условий предоставления кредитов. При инфляции повышаются процентные ставки на кредитном рынке, уменьшаются сроки предоставления кредитов. Долгосрочное кредитование становится затруднительным. [1, с.158]
На сегодняшний день инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира и ей присущ ряд особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — хронический.
Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода. Это условие формально выводится из уровня обмена количественной теории денег:
инфляция беларусь экономический социальный
(1.1),
где M- количество денег в обращении;
- V- скорость обращения;
- P- цены товаров;
- Y- реальный доход;
- PY- номинальный доход.
Условие возникновения инфляции:
+ (1.2).
Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства. Чтобы выявить причины инфляции, нужно рассмотреть её как многофакторный процесс, на возникновение которого могут влиять как денежные (монетарные), так и неденежные факторы.[2, c.172]
Монетарные факторы:
1) рост номинального количества денег, превышающий рост производства, при неизменной скорости их обращения;
Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия ...
... причины инфляции, механизмы инфляции, инфляция спроса и предложения и стагфляция. Вторая глава включает в себя рассмотрение видов инфляции, отмеченные пункты в этой главе: открытая инфляция, подавленная инфляция, сбалансированная инфляция, ожидаемая и неожидаемая инфляция. Третья глава предполагает рассмотрение социально-экономических последствий инфляции ...
2) возрастание скорости оборота денежной массы, вызванной инфляционными ожиданиями экономических субъектов;
3) кредитная экспансия коммерческих банков, включая кредитование правительственных потребностей.
Немонетарные факторы:
1) увеличение потребительских расходов вслед за повышением доходов населения (рост зарплат, социальных выплат и т.п.);
2) экспансия инвестиций, т.е. бум спроса на инвестиционные товары;
3) рост государственных закупок (включая инвестиции, военные закупки);
4) возрастание экспорта, т.е. спроса на отечественные товары за рубежом, что ведёт к оголению внутреннего рынка.[3, c.326]
Если в составе причин инфляции главенствующую роль играют денежные факторы, то имеет место инфляция спроса. А если же неденежные факторы, то имеет место инфляция издержек. Взаимодействие этих двух типов инфляции затрудняет её сдерживание. Имеются также и другие принципы разделения инфляции на виды.
1.2 Виды инфляции и способы её измерения
Инфляция весьма разнообразна и её виды классифицируются по следующим критериям (рисунок 1.1):
Рисунок 1.1- Классификация инфляции
Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен, если покупательская способность денег падает. Хотя она и искажает рыночные процессы, тем не менее сохраняет за ценами реальную стоимость денег. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.
Скрытая (подавленная) инфляция характеризуется дефицитом товаров и услуг, ухудшением их качества, она более свойственна командно-административной системе экономики, в которой государство жестко регулирует цены, доходы и ассортимент выпускаемой продукции. В таких условиях одни товары начинают предоставляться в избытке, а другие переходят в разряд дефицитных. Наступает товарный дефицит при более или менее стабильном уровне цен. Происходит перемещение «нехватающих» товаров из официальной экономики в «теневую», исчезают с прилавков магазинов и реализуются на «чёрном рынке», следствие чего начинают процветать кумовство и коррупция.[4, c.336]
По темпам роста:
1) Нормальная (до 3,5% в год) — её масштаб поддаётся контролю.
2) Ползущая инфляция со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерна для развитых стран, где происходит умеренное обесценение денег из года в год. Это признается неизбежным для нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.
3) Галопирующая инфляция (прирост цен на 10—50%) делает бессмысленным и денежные накопления с целью приобретения товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.
Инфляция и методы ее измерения. Виды инфляции
... рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек. ... денег по отношению к количеству товаров и цены начинают расти. Инфляция издержек -- рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек ... ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ...
4) Гиперинфляция (среднегодовое повышение цен более 100% в год) характерна для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Рассматривается как негативное явление, приводящее к социально-экономической и политической напряженности в обществе. В рамках гиперинфляции выделяют супергиперинфляцию (рост цен свыше 50% и более в месяц).[5, c.191] Гиперинфляция порождает финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Наглядными примерами такого сценария являются события в Германии после Первой мировой войны. В Германии «цены росли так быстро, что официанты меняли их в меню по несколько раз за время обеда. Иногда посетителям ресторанов приходилось платить за еду вдвое больше той цены, которая значилась в меню, когда они только делали заказ». Такая катастрофическая гиперинфляция почти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. [6, c.161]
По степени различий роста цен по различным товарным группам инфляция делится на сбалансированную, отличающейся умеренным и одновременным ростом цен, и несбалансированную, характеризующейся неравномерным, скачкообразным ростом цен на некоторые товары и услуги. Последняя представляет собой повышение общего уровня цен, вызванное их ростом на отдельных рынках, в определённых отраслях экономики и регионах.
Также различают по степени предсказуемости ожидаемую инфляцию, прогнозируется правительством и предчувствуется населением, и неожиданную, которая характеризуется непредвиденным и для правительства, и для населения скачком цен. [4, c.337]
Различают ещё 2 типа инфляции: инфляцию, вызванную спросом, и инфляцию, подталкиваемую издержками.
Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим снижение платежеспособности денег при данном уровне цен и в условиях недостаточно эластичного производства, т.е. производства, не способного быстро реагировать на потребности рынка. Растущий совокупный спрос, который превышает производственные возможности экономики, вызывает рост цен. Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии. При инфляции спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег. Наглядно это можно проследить на рисунке 1.2:
Рисунок 1.2 — Инфляция спроса
Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса (увеличение совокупного спроса AD вызывает рост цен P и объёма предложения Y—на восходящем участке кривой совокупного предложения).
Инфляция издержек— это такой механизм формирования цен, при котором рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Инфляция издержек обусловлена ростом затрат на все производственные компоненты— материальные ресурсы, заработную плату, затраты на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и т.д. Рост издержек на единицу продукции ограничивает прибыль и объем продукции, в результате чего уменьшается предложение товаров и услуг. Это уменьшение предложения, в свою очередь, приводит к росту уровня цен.[7, c.29] Графически это можно представить следующим образом (рисунок 1.3):
Инфляция спроса и инфляция предложения
... двум ее типам: во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства. Вернемся к модели ...
Рисунок 1.3 — Инфляция издержек
Модель роста уровня цен на основе повышения издержек (цены растут с P0 до P1, а объём производства сокращается с Y0 до Y1).
Анализ моделей инфляции спроса и издержек показывает:
- инфляция спроса может продолжаться до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы;
- инфляция издержек порождает спад, который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т.е. автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;
- при инфляции спроса рост цен наблюдается лишь в длительном периоде, в коротком периоде расширение спроса вызывает не только рост цен, но и увеличение объёма производства; при инфляции издержек рост цен всегда сопровождается падением производства.
1.3 социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования
Инфляция оказывает влияние на экономику как с положительной стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее роста. Чаще всего инфляция приводит к негативным последствиям в экономике и в социальном положении населения. Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:
1. перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением, между дебиторами и кредиторами;
2. обесценивании денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
3. постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
4. неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
5. искажение структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту; вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
6. закрепление стагнации, снижение экономической активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни;
7. сокращение инвестиций в народное хозяйство и повышение их рискованности;
8. обесценивании амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
9. возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
10. активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения;
11. снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
12. социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий; [5, с.192]
13. отрицательно сказывается на международных экономических отношениях. Обесценивание денег приводит к снижению конкурентоспособности фирм-экспортеров и способствует ввозу товаров из-за рубежа. В поисках прибыльного приложения и надежного убежища капиталов происходит их отток за границу, в результате чего ухудшается платежный баланс страны. [11]
Инфляция оказывает как отрицательное влияние на жизнь людей, так и позволяет некоторым выиграть от сложившейся отрицательной ситуации в стране.
Отрицательно сказывается на людях с фиксированным доходом и на тех, кто откладывает сбережения, и на кредиторах. Она перераспределяет реальный доход от них и направляет его к другим, т.е. покупательская способность денег снижается. Примером таких людей являются пенсионеры, землевладельцы. Аналогично от инфляции могут пострадать работники общественного сектора, т.к. размер их дохода определяется схемами фиксированных платежей. Непредвиденная инфляция приносит убытки и кредиторам. Из-за инфляции заемщику дают «дорогие» деньги, а возвращает он «дешевые».
Некоторые люди не страдают от инфляции, кому она фактически на руку. Для них инфляция является выгодной, так как перераспределяет реальный доход в их пользу. Люди, получающие доходы по гибким схемам, порой могут не пострадать от инфляции, а иногда и выиграть. Например, человек, чей доход полностью состоит из выплат системы социального обеспечения, в основном не пострадает от инфляции, так как такие платежи являются индексированными. Они автоматически повышаются, когда индекс растет, благодаря чему размер этих выплат от инфляции почти не страдает. Некоторые работники, состоящие в профсоюзах, также не сильно страдают от инфляции, поскольку размер их заработной платы автоматически растет за счет надбавки, учитывающей изменение прожиточного минимума. Некоторые получатели гибкого дохода и заемщики из-за непредсказуемой инфляции оказываются даже в более выгодном положении. Высокий спрос на продукт и нехватка рабочей силы, возникающие при быстрой инфляции спроса, могут привести к тому что в некоторых случаях номинальный доход обгоняет уровень цен, благодаря чему реальный доход получателей растет. Так, владельцы собственности, столкнувшись с бумом спроса на недвижимость под влиянием инфляции, могут гораздо сильнее повышать гибкие ставки арендных платежей, увеличивая их быстрее, чем растет инфляция.
Если обобщить всё вышеизложенное, то оказывается, что многие люди в результате инфляции одновременно и выигрывают, и проигрывают. Поэтому, прежде чем делать вывод о том, ухудшилось или улучшилось в конечном счете положение конкретного человека вследствие инфляции, следует проанализировать все эти последствия. Инфляция не обладает общественным сознанием, и она берет у одних и дает другим независимо от того, богатые это или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.
Таким образом, инфляция ухудшает положение тех, кто получает относительно фиксированный номинальный доход, и «субсидирует» или не влияет отрицательно на тех, чей номинальный доход является гибким. Непредвиденная инфляция наносит урон владельцам сбережений и приносит выгоду должникам за счет кредиторов.[6, c.160]
Методами регулирования инфляции являются:
- политика доходов;
- политика «дорогих денег»;
- политика налогового стимулирования производства;
- политика замедления скорости обращения денег.
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна — с отменой фиксации цены вновь начинают расти.
Политика «дорогих денег» представляет собой ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы (уменьшение денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов).
В этом случае происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты и останавливают производство, что приводит к их банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения).
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики.
2. анализ эффективности антиинфляционной политики в республике беларусь
2.1 Антиинфляционная политика
Если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, либо совершать политику, контролирующую её.
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.
Чтобы разработать специальную антиинфляционную программу, для начала необходимо выполнить следующие правила:
На первом этапе:
- I) необходимо выявить тип и модель инфляции, с которое приходится иметь дело, определить ее специфику и движущие силы, т. е. сделать вывод об исходных причинах инфляции;
2) необходимо обозначить допустимый предел инфляции поставить инфляционные процессы под контроль;
3) важно помочь хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам и не допустить сокращения объема выпуска.
На втором этапе необходимо добиться снижения инфляции до уровня «ползучей» (т.е. не более 9% в год).
К реальным антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те, которые направлены на преодоление причин ее провоцирующих, а не на временное смягчение ее последствий.
Нет оснований засчитывать в антиинфляционные мероприятия те действия правительства, которые лишь трансформируют открытую инфляцию в ее скрытую форму. Особое внимание следует уделить выработке первоочередных антиинфляционных мер. Первоочередные антиинфляционные меры:
1)повышение учетной ставки (ставки рефинансирования); обеспечение ее положительного значения, повышение склонности населения к сбережениям;
2)сдерживание кредитной эмиссии в пользу убыточных государственных предприятий;
3)сокращение государственных расходов и обеспечение дефицитного бюджета;
4)совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;
5) подавление в национальной экономике монополистических тенденций и развитие совершенной конкуренции;
6) стабилизацию обменного курса национальной валюты. [3, c.328]
Антиинфляционная тактика в основном направлена на уменьшение текущего инфляционного давления. С помощью её методов может быть подготовлена почва для применения долгосрочных стратегических мер.
Рисунок 2.1 — Антиинфляционные меры, проводимые правительством
Дефляционная политика вызывает, как правило, краткосрочное замедление экономического роста и сводится к ограничению денежного спроса (MD) через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики и проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка. Первая из них — регулирование учетной ставки процента. Под ней понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам.
Политика доходов ориентирована на контроль за ценами и заработной платой. Она используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.
Политика валютного курса— это комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится фактически основной преградой на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.
Основными антиинфляционными мероприятиями являются:
1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;
6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.
Также существуют институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа.
Институциональные методы формируют общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институционального преобразования в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями.
Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее распространение приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии» (рисунок 2.2), вместо постепенного снижение темпов инфляции (рисунок 2.3).
Рисунок 2.2 — «Шоковая терапия», Рисунок 2.3 — Постепенное снижение инфляции
2.2 Особенности инфляции и основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь
В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
Процесс нарастания инфляционной спирали представлен в таблице 1
Таблица — Индекс потребительских цен за год (соответствующий период предыдущего года = 100 %), %
Год |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
ИПЦ |
104,7 |
194 |
1071 |
1290 |
2321 |
809 |
153 |
164 |
173 |
394 |
269 |
|
Год |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
ИПЦ |
161 |
143 |
128 |
118 |
108 |
106 |
102,4 |
101,2 |
101,3 |
101,0 |
103,5 |
|
В Беларуси ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг остается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиям Беларуси — в течение года).[13]
Расчет ИПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе.
Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспособных предприятий, возросло количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [14, с.71].
С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 5 периодов, имеющие качественные характеристики:
1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);
2) 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);
3)1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);
4) 2000—2001 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).
5) 2002 — 2009 гг. Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции (рис. 1).
Рисунок 2.4 — Инфляция в Беларуси 2000 — 2009 гг.
Причиной послужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика. Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США. [15]
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.
Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции (Рис. 2).
Рисунок 2.5 — Ставка рефинансирования и ИПЦ
Таким образом, инфляция в Беларуси с 2002 по 2008 год снизилась более чем в 2,5 раза до 13,3%. В 2009 году благодаря принятию властями предложенной Международным валютным фондом (МВФ) жесткой бюджетной политики и, несмотря на проведение государством политики свободного ценообразования, отмены фиксирования цены на большую часть товаров и услуг, инфляция в Беларуси снизилась на 3,2% по сравнению с 2008 годом и составила 10,1%.
За январь-апрель 2010 года инфляция в Беларуси составила 3,1% . В этом году Беларусь являлась лидером в Европе по уровню инфляции за 11 месяцев, свидетельствует информация Росстата, подготовленная на основе публикации Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети Интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных МВФ. [17]
В декабре 2010 года среди рассматриваемых зарубежных стран наибольшее увеличение потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем наблюдалось в Беларуси (на 0,9%), Бразилии и Казахстане (на 0,8%), за период сначала года — в Беларуси (на 8,9%), Украине (на 8,2%), Румынии (на 7,4%).
[13]
Так, если говорить об инфляционных лидерах, то среди основных групп продовольственных товаров в январе-ноябре 2010 года больше всего подорожал картофель (на 37,7%).
Крупы подорожали на 35,4%, масло животное — на 29,8%, масло растительное — на 28,2%, сахар — 27,2%, сыры — на 14,3%, молоко и молочные продукты — на 14,1%, кондитерские изделия — на 13%. Если говорить о росте цен на продукты, то здесь сказывается фактор аномальной жары рассматриваемого года.
Среди основных групп непродовольственных товаров по итогом 11 месяцев больше всего подорожал бензин (на 17%), письменные принадлежности подорожали на 15,2% и медикаменты — на 8,3%. Среди основных услуг больше всего подорожали услуги театров — на 25,7%, услуги городского пассажирского транспорта — на 19,1%, санаторно-оздоровительные услуги — на 15,7%, услуги автомобильного транспорта пригородного сообщения — на 15,4%, услуги автомобильного транспорта международного сообщения — на 14,3%, услуги высшего образования — 13,4%. [17] Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2010 года по сравнению с ноябрем 2010 года составил в Беларуси 100,9%, с декабрем 2009 года — 108,9%, сообщили в Национальном статистическом комитете. Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2010 года по сравнению с ноябрем 2010 года составил в Беларуси 1012%, в том числе на инвестиционные товары — 100,8%, промежуточные товары — 101,2%, потребительские товары — 101,2%.
Экономическую ситуацию, сложившуюся в 2011 году, можно отобразить через следующие показатели:
1. Гиперинфляция (на 8 ноября 2011года она составляет 188,7% по сравнению с декабрём 2010 года).
2. Дефицит бюджета ( Президентом был подписан указ № 524 об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2011 год и внесении изменений и дополнений в некоторые указы, по которому доходы республиканского бюджета в 2011 году составят 49,28 трлн. рублей, а расходы — 50,08 трлн. рублей. Таким образом, дефицит республиканского бюджета планируется в размере 800 млрд. рублей или 0,3% валового внутреннего продукта, что на 5,2 трлн. рублей меньше установленного в законе «О республиканском бюджете на 2011 год»).
[18]
3. Отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса. По данным Национального банка, дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси в первом полугодии 2011 г. возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сразу в 1,7 раза до рекордных минус 5,288 млрд. долл., что составляет минус 19% к ВВП страны. [19]
4. Госдолг (Государственный долг Беларуси на 1 августа 2011 года составил Br59,6 трлн., или 29% к ВВП. При этом внешний госдолг Беларуси равен $11,4 млрд. при утвержденном на 2011 год лимите $13 млрд.)[20]
5. Валовой внешний долг Беларуси за первое полугодие 2011 года увеличился на 4 млрд. 700 млн. долларов, или 16,5%. На 1 июля он достиг 33 млрд. 101,1 млн. долларов, или 56,3% ВВП (28 млрд. 401,1 млн. долларов, или 52% ВВП на начало года).
6. Ставка рефинансирования равна 40 % годовых (Постановление Нацбанка от 08.11.2011 ).
[21]
7. Средняя заработная плата по стране. В Беларуси средняя зарплата работников (номинальная) в 2011 года выросла на 5,8% по сравнению с 2010 годом и составила 1,925 миллиона рублей, однако реальная заработная плата в снизилась на 5,2%. В пересчёте на доллары по официальному курсу Нацбанка она составила 273 доллара. [18]
Таблица 2 — Средняя зарплата в 2004-2011 гг. в белорусских рублях и в долларах США
Год |
Средняя зарплата в белорусских рублях |
Средняя зарплата в долларах |
|
2011 |
1 925 323 |
416 |
|
2010 |
1 217 313 |
408 |
|
2009 |
981 584 |
351 |
|
2008 |
868 169 |
406 |
|
2007 |
694 045 |
323 |
|
2006 |
582 166 |
271 |
|
2005 |
463 741 |
215 |
|
2004 |
347 519 |
160 |
|
8. Рост индекса цен. Базовый индекс потребительских цен в октябре 2011 г. составил 208,7% по сравнению с декабрем 2010 г., в том числе на продовольственные товары -214%, на непродовольственные товары -200,5%, на платные услуги -156%. [22]
Таблица 3 — Индексы цен на потребительские товары и услуги
Год |
Индексы цен на потребительские товары и услуги |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
январь |
102,8 |
104,1 |
100,8 |
101,4 |
|
февраль |
103,2 |
105,4 |
101,3 |
104,2 |
|
март |
104,1 |
106,1 |
102,5 |
106,1 |
|
апрель |
105,3 |
106,5 |
103,1 |
110,9 |
|
май |
106,6 |
106,9 |
104,0 |
125,4 |
|
июнь |
107,3 |
107,3 |
104,1 |
136,2 |
|
июль |
108,1 |
107,7 |
104,4 |
141,0 |
|
август |
108,3 |
107,5 |
105,1 |
153,6 |
|
сентябрь |
109,4 |
107,9 |
106,8 |
174,5 |
|
октябрь |
110,5 |
108,3 |
107,9 |
188,7 |
|
ноябрь |
112,0 |
108,7 |
108,9 |
204,0 |
|
декабрь |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
|
9. Рост денежного предложения. За восемь месяцев Нацбанк превысил планируемые годовые показатели увеличения рублевой и широкой денежной массы (ШДМ): широкая денежная масса выросла на 42,2%. Увеличение ШДМ приводит к увеличению уровней инфляции.
Руководство страны борется с обострившейся инфляцией. Первый шаг верный шаг на пути исправления сложившейся экономической ситуации уже был сделан — это выход на единый валютный курс. Вторым шагом являлась либерализация цен, однако была остановлена государством.
На данный момент правительство проводит мягкую макроэкономическую политику, основанную на эмиссионном финансировании экономики. Однако, как видно из показателей, она не эффективна в сложившейся ситуации. Поэтому правительству было поручено разработать сценарий для балансировки, основными задачами которого на 2012 год являются: снижение инфляции до 19%, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.
Исходя из сложившейся ситуации, Минэкономики Республики Беларусь рассмотрело несколько сценариев развития экономики в 2012 году с целью выработки наиболее приемлемого варианта, позволяющего снизить инфляцию и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения.
1. Инерционный. При данном сценарии развития событий для удовлетворения запросов реальной экономики в льготном кредитовании в 2012 году потребуется около 30 трлн. BYR эмиссионных денег. Это позволит нарастить темп роста ВВП, однако приведет к росту цен в 3 раза, а курс может уйти выше 20.000 BYR/USD. Падение уровня жизни Минэкономики даже не берется оценить. В таких условиях стабилизация невозможна.
2. Обеспечение инфляции на уровне экономической безопасности. Предполагает снижение инфляции до уровня экономической безопасности, которая согласно концепции национальной безопасности не должна превышать 12%. Однако резкое торможение инфляции может привести к сокращению ВВП и снижению доходов населения. Поэтому при подготовке прогноза Минэкономики исходило из того, что в будущем году можно было бы добиться снижения инфляции до 19%, но при этом закладывалось, что уже в конце текущего года (сентябрь — декабрь) эмиссионное кредитование будет ограничено 2 трлн. BYR при положительных ставках на денежном рынке.
3. Увеличение эмиссии и отрицательные ставки. На сегодняшний день ставки глубоко отрицательные, а эмиссионное кредитование только за сентябрь — октябрь уже превысило 2 трлн. BYR. Если такая политика продолжится до конца года, то по итогам 2012 года инфляция вместо 19% составит 25%, что приведет к снижению доходов населения на 5%.
По мнению автора лучший вариант на пути снижения инфляции является тот сценарий, по которому уровень инфляции не вырастет выше 19%, но и где ВВП будет не завышенным. Например, по оценкам экономистов Исследовательского центра ИПМ, рост ВВП на 1,6% в 2012 году вполне реален.[23] Также государству следует всё же отказаться от административного регулирования цен. Если цены и растут, то рано или поздно они упираются в потолок покупательной способности и прекращают свой рост. Также следует отказаться от эмиссий в больших объёмах, которые только разгоняют инфляцию; не удерживать искусственно номинальный курс белорусского рубля, а позволить ему корректироваться в зависимости от спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
3. Проблемы государственного регулирования инфляции в республике беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.
На протяжении ряда последних лет проблема инфляции в экономике Республики Беларусь решалась с помощью проведения денежно-кредитной политики. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Так как системной причиной инфляции в Республике Беларусь стал переход в начале 90-х гг. ХХ века к свободному рынку с диспропорциональной структурой экономики, унаследованной от советской экономики, то я считаю для обуздания инфляции в первую очередь необходимо привести в соответствие процесс общественного производства и его социально-экономических форм.
Для борьбы с инфляцией в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. Не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, но также нет смысла в ней искать готовые рецепты для решения наших проблем. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса. Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий. Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией. Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.
Инфляцию можно классифицировать по разным критериям, но основные 2 её вида это: инфляция спроса и инфляция издержек. Для определения типа инфляции по её росту в статистической практике используют различные ценовые индексы, но наиболее распространённым и широко применяемым является индекс потребительских цен.
Инфляция оказывает влияние на экономику как с положительной стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее роста. Инфляция ухудшает положение тех, кто получает относительно фиксированный номинальный доход, и «субсидирует» или не влияет отрицательно на тех, чей номинальный доход является гибким.
Если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, или совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. Для этого проводится антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с инфляцией.
Что же касается Республики Беларусь, то здесь инфляция существовала ещё с момента достижения своей независимости, как и в любой другой нормальной стране, однако следует обратить большее темпы её роста: в течение последних 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции. В 2011 году наблюдается самый большой размах инфляции за последние годы. К этому явления привела не одна причина, но более важен вопрос, как бороться с таким положением в экономике страны. Были предприняты руководством страны такие меры, как: выход на единый курс, отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы, сокращение эмиссионных операций. Основные задачи на 2012 год: снижение инфляции до 19% и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Климов, С.М. Макроэкономика: учебное пособие/С.М.Климов, А.П.Селин, Т.А. Фёдорова.— СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008.- 355с.
2. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов/ Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2011- 448с.
3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. Специальностей вузов/ И.М. Лемешевский.- 3-е изд.- Минск: «ФУАинформ», 2009.- 702с.
4. Экономическая теория: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В.Бондарь, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2011.- 479с.
5. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. авт.; под общ. ред. О.И. Лаврушина. — 4-е изд.- Москва: КНОРУС, 2006. — 560с.
6. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- 17-е изд.- М.:ИНФРА-М, 2009.- 916с.
7. Андрианова, В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования: учеб. пособие / В.Д. Адрианова. — М.:Мастер-класс,2010.- 150с.
8. Словари [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ — Дата доступа: 06.10.2012.
9. Ульяновский Государственный Технический Университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/macroeconomics/7/3/2/ Дата доступа: 06.10.2012.
10. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ — Дата доступа: 06.10.2012.
11. UFC Management [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bbest.ru/denkredban/emissinfl/ponisyinfl/ — Дата доступа: 07.10.2012.
12. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А.Лутохина [и др.]; под ред. Э.А.Лутохиной. — 2-е изд.- Минск: ИВЦ Минфина,2010. — 442 с.