Защита и регулирование конкурентной среды. Антимонопольное законодательство

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики — электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» — 94 % внутреннего газового рынка, МПС — 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

17 стр., 8172 слов

Монополизация российской экономики проблемы и пути решения

... изучения являются проблемы, порождаемые монополизацией в России. В данной курсовой работе используется аналитический метод исследования. 1 Теоретические основы монополизации экономики 1.1Сущность монополии ... конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренцияпредполагает разделение экономической ...

Целью настоящей работы является изучение понятия конкуренция, условия ёё порождения, опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение антимонопольного законодательства.

1. Конкуренция и её виды

Наличие частной собственности на средства производства, свобода производителей в выборе рынков сбыта, определение цен заставляют каждое предприятие искать выгодные условия для осуществления своей деятельности. Во-первых, предприниматель должен окупит свои затраты. Если этого не сделать, то он не может существовать дальше, экономически он будет уступать другим и не будет в состоянии вновь выйти на рынок. Во-вторых, предприниматель действует в весьма динамичной рыночной системе, где очень быстро меняется номенклатура продукции, требования к качеству, а это заставляет его не только окупить расходы, но и получить прибыль.

Такое стремление обнаруживается у каждого, и это ведёт к жестокому соперничеству между производителями, конкуренции.

Конкуренция — «соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».[3, с. 8709]

Конкуренция как экономический процесс охватывает фазы производства, распределения, обмена и потребления.

Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», заключается в движении продукции от её изготовителя до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

  • первая фаза – внедрение продукции. Производитель старается выпускать более качественную продукцию, чем конкуренты. Для этой фазы характерны незначительные объёмы продаж;
  • вторая фаза – рост, когда имеет место увеличение объёмов производства, растет спрос. Производитель старается обогнать своих конкурентов по объёму производства и продаж;
  • третья фаза – зрелости, когда объём производства продукции достигает максимума;
  • четвёртая фаза – старение – заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объём выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затихает.

Инструментами и способами конкурентной борьбы являются:

  • Лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов.
  • Скупка патентов.
  • Сбивание цен.
  • Захват рынков рабочей силы.
  • Выпуск на рынок новых марок и видов изделий.

Методы конкуренции могут делиться на ценовые и неценовые. К ценовым методам относится применение метода ценовой дискриминации, то есть установление разных цен в отдельных регионах, демпинговых, бросовых цен.

Неценовые методы подразделяются на две группы: конкуренция за высокое качество продукции и конкуренция по условиям продаж. К сожалению, также надо говорить и о методах «недобросовестной конкуренции». К числу наиболее распространённых актов дискредитации относятся:

  • распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
  • доведение до потребителя искажённой информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
  • незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
  • реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
  • использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
  • самовольное использование или разглашение конфиденциальной производственной информации, компрометирующей товары.

Имеют место и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты.

В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимодействующие производители продают идентичную продукцию, причём ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

К совершенной конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», то есть склонить покупателя к приобретению продукции именно данной фирмы. Внутриотраслевая конкуренция ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция — соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Этот вид конкуренции позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Для совершенной конкуренции характерны следующие черты:

  • на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
  • наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объёмом информации о рынке.

Рассмотрим конкуренцию на оптовом рынке электрической энергии и мощности в России.

Таблица 1 — Уровень концентрации на оптовом рынке электрической энергии и мощности в России

Ценовая зона

коэффициент рыночной концентрации (СR)

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

по объему производства э/э

по величине установленной мощности

по объему производства э/э

по величине установленной мощности

CR 3

CR 5

CR 10

CR 3

CR 10

Первая (Европа, Урал)

50

64

87

46

57

81

1400

1147

Вторая

(Сибирь)

70

87

100

74

87

100

2230

2439

Из таблицы видно, что:

«уровень концентрации на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объему производства и установленной мощности в географических границах первой ценовой зоны – умеренный.

Уровень концентрации на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объему производства и установленной мощности в географических границах второй ценовой зоны – высокий.

Однако, необходимо отметить, что в результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» показатели рыночной концентрации по сравнению с 2006-2007 года существенно изменились:

количество групп лиц, владеющих генерирующим оборудованием и участвующих на оптовом рынке электрической энергии (мощности) выросло в первой ценовой зоне с 4 до 12, во второй ценовой зоне с 5 до 10;

показатели CR3 уменьшились с 98 до 460 в первой ценовой зоне и с 99 до 70 во – второй;

индекс HHI со значений превышающих 5300 до уровня 1147 – 2400.

На основе изложенного, можно сделать вывод, что на оптовом рынке электрической энергии и мощности происходит снижение уровня концентрации производителей

Положительным фактором, характеризующим состояние конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности, является снижение уровня концентрации производителей на рынке в границах ценовых зон по сравнению с 2007 годом, что в дальнейшем приведёт к повышению уровня конкуренции на оптовом рынке электрической энергии»[7].

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая связана с заметным ограничением свободного предпринимательства.

К несовершенной конкуренции относятся монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – это самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

Для монополистической конкуренции характерно относительно большое число мелких фирм, которые производят разнообразную продукцию. Продукт каждой фирмы в чём-то специфичен, но покупатель может найти товары заменители и переключит свой спрос на них. В монополистической конкуренции сохраняются возможности относительно лёгкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в них приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно лёгкое, достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Характерная особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт масштаба снижаются.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капиталовложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

К факторам препятствующим вступлению на рынок олигополии относятся:

1. Наличие патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над источниками сырья.

2. Особенность установления цен на производимую и продаваемую продукцию.

3. Контроль над ценами в зависимости от форм ценообразования в условиях олигополии может быть ограниченным или значительным.

4. Широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены довольно значительна.

Итоги экономической деятельности олигополии высоки и соответствуют аналогичным результатам в условиях чистой монополии.

Рыночная модель олигополии находится в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией.

Олигополии могут быть однородными и дифференцированными, то есть олигополистические отрасли могут производить стандартизированные и дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, алюминий и так далее – являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. Отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, сигареты и множество бытовых приборов, являются дифференцированными олигополиями.

Олигополия способствует научно-техническому прогрессу, имеет лучшую продукцию, более низкие цены, большой уровень выпуска продукции и занятости ресурсов.

Примерами отраслей экономики, в которых преимущественно действует олигополистическая модель рынка, являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, производство стали, добыча и переработка нефти, газа, угля.

Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей.

Монополия связана с конкуренцией, которая приводит к концентрации производства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваются между собой, образуя на определённый период времени союз.

Цель монополий – получение максимально возможного дохода посредством контроля над объёмом производства и реализацией товаров. Одним из методов достижения этой цели является установление монопольных цен. Это особый вид цены. Такая цена является следствием соглашения между монополистами, властвующего на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчёта получения возможно большей прибили от продажи товаров. Следует различать два вида монопольных цен : монопольно высокие цены, то есть цены, устанавливаемые монополистами на продаваемые ими товары, и монопольно низкие цены, то есть цены, установленные монополистами на покупаемые ими товары. К последним относятся: товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитых капиталистических странах и товары, производимые в развивающихся странах.

На кратковременные колебания спроса монополии предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей.

Важное значение в монополистической конкуренции приобретают повышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг покупателям.

Сильнейшими методами конкурентной борьбы становятся различные нововведения. Современные концерны стали центрами прикладных НИОКР, располагающих исследовательскими лабораториями и большим научным персоналом, контролирующим основные патенты.

Для достижения своих целей монополии широко используют:

1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам. Например, уменьшение поставок нефти заводам по переработке нефти.

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.

Выделяют различные виды монополий. Исходя из степени охвата экономики можно говорить о чистой монополии. Если производство и реализация товара сосредоточены в руках государства, то можно говорить об абсолютной конкуренции. В зависимости от характера и причин возникновения выделяют естественные монополии – «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»[4].

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства. Примерами естественных монополий могут служить железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и другие. И искусственные монополии, то есть монополии, которые возникают в ходе определённой договорённости ранее соперничавших производителей.

Выделяют следующие виды искусственных монополий: картели, синдикаты тресты и другие.

Картели – соглашения между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объёме производства, обмене патентами и тому подобное. Они представляют собой низшую форму монополистических объединений капитала.

Синдикаты – более высокая ступень монополизации. В них предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции.

Тресты – высшая форма промышленных монополий XX века, где полностью объединяются и сбыт, и производство, и финансы предприятий.

Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.

Монополия не устраняет конкуренции, и это показывает практика деятельности многих российских фирм в области добычи нефти, производства алюминия, которые конкурируют между собой.

Одновременно в самих монополиях ведётся борьба за усиление своего положения, и это в выпуске акций, что так же характерно для российских монополий, в частности в металлургии, химической промышленности. Монополии усиливают позиции крупного производства, подчиняют себе малый бизнес и одновременно развивают его в своих интересах, предоставляя ему некоторые заказы.

Усиливая свои позиции в экономической области внутри страны, монополии выходят на мировые рынки. Возникают транснациональные монополии в автомобильной промышленности, добыче газа и нефти и других областях.

2. Формирование конкурентной среды

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.

Хозяйственный механизм — это совокупность экономических, организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе.

Хозяйственный механизм — одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. — все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.

Изменения в социально-экономической жизни общества вызывают необходимость изменения экономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорий и законов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений и законов. Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности.

Каждой социально-экономической системе свойствен свой хозяйственный механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Для советской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством.

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.

Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики, между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.

Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что изучение любого экономического явления должно опираться на три подхода: I) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный.

В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъектов. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрываем характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.

Отмечая объективную природу конкурентных отношений, не следует забывать и об их субъективной стороне.

Экономическая наука, исследуя важнейшие принципы эффективного приумножения богатства и создания основ благосостояния людей, органически включает в себя изучение индивидуума, хозяйствующего в условиях рынка.

Между тем совершенно очевидно, что «человеку разумному внутренне свойственно такое далеко не самое плохое качество, как склонность к соперничеству, состязательности и предприимчивости в самых различных сферах его бытия. В данном случае речь идет не о какой-то кровавой борьбе за существование», а всего лишь об естественном инстинкте самосохранения с помощью выявления и реализации своих собственных потенциальных способностей. Это ставка на известный принцип «от каждого по способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы между их носителями.

Нельзя выбрасывать из числа факторов появления и развития конкуренции внутреннюю природу человека, которому свойственно врожденное чувство соперничества. Это чувство впервые проявляет ребенок, а затем на протяжении всей человеческой жизни оно служит стимулом развития знаний, способностей, заставляет человека постоянно совершенствоваться.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы — борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за общественное признание воплощенного в этих благах труда. В прошлом она не случайно была названа «борьбой всех против всех», на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно «дурной» природе, разрушительном характере.

Также основными условиями возникновения конкуренции являются: полная хозяйственная обособленность каждого товаропроизводителя, полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка и противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Посредством конкуренции обеспечивается эффективность рыночного механизма. Если конкуренция в той или иной мере подавляется, то имеет место рынок несовершенной конкуренции. И чтобы его регулировать необходимо антимонопольное законодательство.

3. Антимонопольное законодательство

Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Антимонопольное законодательство – законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Следует выделить общие основы антимонопольного законодательства:

  • охрана и поощрение конкуренции;

  • контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке;

  • защита интересов потребителя;

  • контроль над ценами;

  • защита и содействие развитию среднего и малого бизнеса.

Антимонопольное законодательство впервые возникло в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1890 году был принят первый закон – закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавал незаконными любые объединения и соглашения, способствующие ограничению производства и торговли. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась.

Несмотря на относительно небольшой срок существования российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.

1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новой Конституция Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности»[1, с. 5].

3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так в России «не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке»[2, с. 8]. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением Конституции Российской Федерации о том, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»[1, с. 8].

4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

  • Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

  • Правовое оформление политики демонополизации.

  • Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.

5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках», который устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции, дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Сегодня «антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законах». Деятельность естественных монополий регулирует Федеральный закон «О естественных монополиях»[3, c. 8708].

В состав антимонопольного законодательства России входят: Федеральный Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», водное, земельное, природоохранное законодательство и другие законодательные и нормативные правовые акты.

Антимонопольное законодательство «определяет организационные и правовые основы предупреждения, в том числе ограничения и пресечения: 1)монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции»[3, c. 8708] и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Эти законы также определяют задачи и функции федерального антимонопольного органа, отдельные виды государственного контроля конкурентной среды, а также ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства.

Федеральным органам исполнительной власти антимонопольным законодательством запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

  • «введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

  • установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;

  • выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;

  • предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке»[3, с. 8719].

Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.

В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.

«На 1 марта 2010 г. УФАС России возбудили и (или) рассмотрели 381 дело, из них:

— 367 дел по признакам нарушения порядка ценообразования, в том числе:

— 163 дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

— 204 дела по признакам нарушения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

— 12 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции (соглашения и согласованные действия);

— 2 дела по признакам нарушения пунктов 3 и 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (навязывание контрагенту невыгодных условий, установление различных цен на один и тот же товар)

Всего наложено штрафов на сумму около 11 млн. руб.»[7].

Практика показывает, что в различных субъектах Российской Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около 1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам. Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в МПС России.

Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства являются указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении договоров по поставке товаров и оказании услуг.

Заключение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Антимонопольное регулирование — важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 48 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3: По состоянию на 15 февраля 2002 г. — М.: Юрайт-М, 2002. — 462 с.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2006 — №31.

4. Собрание законодательства Российской Федерации – М.: Юридическая литература,1995 г. — № 34.

5. Симионов, Ю.Ф. Основы экономики[Текст]/ Ю.Ф. Симионов, Г.И. Иванов, О.С. Пузиков и др. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Грязнова, А.Г. Экономическая теория: Учебник/ Под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.

7. Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]/ Анализ рынков. – Электронные данные. – М.: Федеральная Антимонопольная Служба, 2010. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/analisys/index. shtml.

8. Орловское УФАС России [Электронный ресурс]. — Электронные данные. – Орёл: Орловское УФАС России, 2010. — Режим доступа: http://orel.fas.gov.ru/.