Цели и задачи государственного регулирования денежного оборота
Государство регулирует денежный оборот для достижения определенных целей и выполнения задач, одной из которых является обеспечение стабильности экономики страны. Основными целями государственного регулирования денежного обращения являются:
- обеспечение нормальной денежной обращаемости и ликвидности национальной валюты;
- поддержание устойчивого экономического развития и роста национального благосостояния;
- сдерживание инфляционных процессов и стабилизация цен на товары и услуги;
- поддержание равновесия внешних платежных балансов;
- создание условий для эффективного функционирования рынков и экономики в целом.
Для достижения этих целей государство ставит перед собой ряд задач, включающих:
- контроль и регулирование денежного предложения в экономике;
- регулирование процентных ставок и кредитных условий для стимулирования или сдерживания роста спроса на кредиты;
- создание условий для стабилизации курса национальной валюты;
- регулирование инвестиционной активности в экономике страны;
- обеспечение функционирования финансовой системы страны и урегулирование финансовых конфликтов.
Государственное регулирование денежного обращения и оборота безналичных денег
Государственное регулирование денежного обращения осуществляется через Центральный банк страны, который осуществляет контроль и регулирование денежной массы в целях обеспечения макроэкономической стабильности.
Регулирование денежного обращения происходит как наличных, так и безналичных денег. В настоящее время обращение наличных денег уступает место безналичным операциям, которые становятся все более распространенными.
Методы государственного регулирования обращения денег
Для регулирования денежного обращения используются различные методы, которые разделяются на две крупные группы: административные и экономические (рыночные).
Взаимозависимость цен и денежного обращения
... и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных ... ценовой механизм. Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны ...
Административные методы основаны на нормативных актах и правилах, устанавливаемых правительством или Центральным банком, а экономические методы позволяют использовать функции рынка для достижения поставленных целей.
Оценка и эффективность денежного оборота в России
Для оценки эффективности денежного обращения в России проводятся различные исследования и аналитические работы. Одним из главных инструментов является статистический анализ денежной массы и денежных потоков, а также динамики кредитных рынков и инвестиционной активности.
За последние годы в России были проведены реформы в области государственного регулирования денежного обращения, направленные на улучшение макроэкономической стабильности и эффективности денежной системы. Однако, существуют проблемы, связанные с необходимостью улучшения доступности кредитования для населения и бизнеса, а также сокращения объемов теневой экономики.
Цели и задачи государственного регулирования денежного оборота
В отечественной литературе сложилось достаточно определенное представление о регулировании денежного оборота как государственном, исходящем от правительства и центрального банка. Цели, функции и формы государственного денежного регулирования излагаются в литературе, исследующей макроэкономические проблемы.
Одной из основных целей государственного регулирования денежного оборота является обеспечение стабильности экономики. Для достижения этой цели необходимо регулировать объем денежной массы в обращении, контролировать инфляцию и поддерживать устойчивость национальной валюты.
Другой целью государственного регулирования денежного оборота является обеспечение эффективного функционирования финансовой системы. Это включает в себя поддержку стабильности банковской системы, регулирование процентных ставок и кредитных условий, а также обеспечение доступности финансовых ресурсов для различных секторов экономики.
Кроме того, государственное регулирование денежного оборота направлено на решение социально-экономических задач. Это включает поддержку занятости и роста доходов населения, стимулирование инвестиций и развития предпринимательства, а также обеспечение социальной справедливости и устойчивого развития.
Для достижения указанных целей государственное регулирование денежного оборота выполняет ряд задач:
- Контроль над денежной массой и кредитной политикой;
- Регулирование процентных ставок и кредитных условий;
- Обеспечение ликвидности банковской системы;
- Стимулирование инвестиций и развития предпринимательства;
- Поддержка стабильности национальной валюты и баланса платежей;
- Контроль над инфляцией и стабильностью цен;
- Регулирование внешнеэкономической деятельности;
- Поддержка социальной справедливости и устойчивого развития.
Все эти задачи выполняются с помощью различных инструментов и механизмов государственного регулирования, таких как изменение ставки рефинансирования, определение резервных требований для банков, проведение открытого рынка операций и другие.
1.1 Понятие денежного оборота
Денежный оборот — это экономический показатель, который необоснованно вытесняется новыми, более современными, например, денежными потоками. Определение денежного оборота отсутствует в целом ряде экономических и финансово-кредитных словарей и учебной литературе. Иногда денежное обращение и денежный оборот используются как синонимы, что оправдано лишь в отдельных случаях. Или наличное денежное обращение включается в денежный оборот как составляющая часть последнего, наряду с безналичным оборотом.
Государственный бюджет РФ
... означает, что государственный бюджет составлен ... деньги взаймы? государственных ценных бумаг. государственный долг. Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Государственный ... бюджет России утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием – высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета ... поддерживать из ...
Одно из немногих определений: «Денежный оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени». Однако это определение неполное, так как денежный оборот имеет не только страна, но и регионы, конкретные предприятия, а также домохозяйства. Каждое домохозяйство имеет свой денежный оборот, который становится реальным при учете притоков и оттоков денег.
Другое определение гласит: «Денежный оборот — совокупность денежных операций за период времени…». Денежный оборот представляет собой совокупность наличных и безналичных поступлений и платежей (денежных потоков) за конкретный временной интервал.
Таким образом, денежное обращение и денежный оборот — разные понятия, которые не следует отождествлять, умаляя значение денежного оборота. Денежный оборот выражается в конкретных единицах и является одним из показателей денежного обращения.
Как денежное обращение, так и денежный оборот выступают в двух сферах:
Денежное обращение
Денежное обращение является важным аспектом экономической системы и включает в себя две основные сферы — наличную и безналичную. В наличной сфере деньги обслуживаются банкнотами, казначейскими билетами и монетами. В безналичной сфере деньги обслуживаются на расчетных, текущих, бюджетных и других банковских счетах, с использованием платежных поручений, платежных требований, инкассовых поручений, чеков, аккредитивов, пластиковых карточек и других средств.
Основа денежного обращения
Денежные средства непрерывно обращаются между гражданами, предприятиями и институтами государственного управления, меняя свой вид стоимости, например, товар на деньги или деньги на товар. Основой денежного обращения является общественное разделение труда и производства.
Денежный оборот в современной экономике
При формировании единых национальных и межнациональных рынков денежный оборот значительно возрос. Деньги обслуживают оборот валового внутреннего продукта (ВВП), включая оборот производственного капитала, куплю-продажу товаров и сферу услуг, а также оборот ссудного и фиктивного капитала и доходы соответствующих категорий граждан.
Накопление и использование денег
Деньги накапливаются у различных субъектов, таких как граждане, предприятия, кредитные организации и административные органы государственного управления. При необходимости деньги используются для проведения хозяйственных операций и различных платежей. Чем больше совокупная денежная стоимость товаров и услуг, тем больше денег требуется для обслуживания сделок. Деньги также используются для накопления, например, в банковских вкладах, при покупке ценных бумаг, в государственных резервах и т.д.
Денежный оборот и его структура. Выпуск денег в хозяйственный оборот
... лиц к другим Денежно – платёжный оборот – часть денежного оборота, где деньги функционируют как средство платежа независимо от того, безналичный это оборот или наличный. Цель курсовой работы, раскрыть понятие денежного оборота и его структуры, а также процедуру ...
Использование наличных денег
Наличные деньги применяются в различных ситуациях. Они используются для осуществления платежей и проведения хозяйственных операций. Наличные деньги также могут быть использованы для накопления и инвестирования, например, в форме наличных средств, которые хранятся у граждан, в кассах предприятий и кредитных организаций, а также на счетах в банках.
- при обороте товаров и оказываемых услуг.
- для расчетов, не связанных напрямую с движением товаров и таких услуг, как расчеты по оплате труда, премиям, пособиям, пенсиям;
- при страховых компенсациях по страховым контрактам, в основном, гражданам;
- при оплате ценных бумаг и доходов по ним, как правило, населению;
- оплате коммунальных услуг гражданами и пр.
Наличные денежные средства циркулируют между физическими лицами и предприятиями, только среди населения, между хозяйствующими субъектами, между гражданами и государственными органами, между хозяйственными органами.
Безналичные денежные средства обращаются между: хозяйствующими субъектами, имеющими банковские счета; предприятиями и кредитными учреждениями в процессе кредитования: между хозяйствующими субъектами, отчасти гражданами и государственными органами по уплате налогов и прочим платежам, получению денег из бюджета и т.д.
Объем безналичного оборота связан с объемом товарной массы в государстве, с размером цен, звенностью системы расчетов, степенью развития распределительных и перераспределительных денежных связей финансовой системы .
По экономическим признакам выделяют два вида безналичных и наличных расчетов: по хозяйственным сделкам и по операциям с финансовыми обязательствами.
Между налично-денежной и безналичной сферами денежного обращения прослеживается тесная взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переливаются из одной сферы денежного обращения в другую.
Схематично покажем структуру денежного оборота (рис. 1.1).
Рис. 1.1.
1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ.
Идея регулируемого денежного обращения берет свое начало от теоретических взглядов Джона Ло, шотландского финансового авантюриста XVIII века. Впрочем, источники регулирования денежного обращения были обусловлены критикой теоретических представлений, которые пытались сгладить разделение между деньгами и кредитом как экономическими категориями.
До 1920-х годов данное разделение считалось очевидным и имело большое значение для применения вопросов денежного оборота и банковской деятельности. Теория, которая пыталась смешать деньги как законные платежные средства и бухгалтерские статьи, отражающие контрактные отношения, связанные с этими законными платежными средствами, рассматривалась не только бесполезной, но и противоречащей фактам. Это приводило к серьезным ошибкам в регулировании в практике.
За это время данный подход получил большей распространенностью в отечественных идеях, связанных с плановым хозяйством. Даже сегодня эти представления существуют в высказываниях известных ученых, несмотря на значительные изменения в российской экономике.
Сущность денег проявляется в их движении в денежном обороте. Однако, при регулировании денежного оборота, сущность денег легко и часто искажается. Это не ограничивается только невыполнением ими определенных функций.
Денежный оборот и его структура. Законы денежного обращения
... денег в сфере обращение и выполнения ими 2 функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг; для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг. Налично-денежный оборот ... условие для выдачи денег. Безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в ...
Денежный оборот представляет собой движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживая кругооборот товаров. Однако при применении регулирования со стороны государства или субъектов рынка, мы напрямую влияем на формы движения денег.
Система денежного регулирования играет важную роль в экономических процессах. Она состоит из нескольких составляющих: элементов, свойств, связей и структур. Элементы системы — это объекты и субъекты, которые являются ее компонентами. Свойства элементов позволяют описать систему количественно. Связи соединяют элементы и свойства в единое целое. Структуры являются наиболее существенными связями между элементами и формой организации системы.
Денежное регулирование имеет два различных понятия. Во-первых, это сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Во-вторых, это сквозная категория теории систем, которая может быть основой для теории самоорганизации.
Система денежного регулирования должна обеспечивать выполнение потребностей участников денежного оборота. Она является совокупностью связанных и взаимодействующих элементов, которые образуют отдельное целое с новыми свойствами, отсутствующими у его составляющих.
Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном и региональном уровнях. Это требование предусматривает достижение следующих результатов:
- создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков, что снижает риски инвестирования;
- проведение в течение регулируемого периода мероприятий по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств;
- достижение экономической определенности для потребителей услуг.
Активное и сознательное вмешательство со стороны государства (политика экономической стабильности и расширение правовых регламентаций) и столь же активное и сознательное противодействие данному вмешательству субъектов рынка обусловили внедрение механизмов регулирования.
Широко распространенный термин «регулирование» применяется в основном для обозначения государственной экономической политики. Возможности и жизнеспособность любого института зависят от того, опирается ли он одновременно на всю систему правил и механизмов (в отличие от выделения одного из факторов — сокращения издержек обращения или несовершенства информации).
Холистская концепция общественной связи
В историческом плане исследователи проблем регулирования исходят из так называемой холистской концепции общественной связи. Холизм (от греч. holos — весь, целый) — идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности» и в то же время не отрицают необходимости четкого установления опосредствующих факторов, которыми определяются коллективное и индивидуальное поведение.
Цели государственного регулирования денежного оборота
Государственное регулирование денежного оборота осуществляется в целях:
Эволюционная теория происхождения денег
... теорий денег. Задачи реферата: рассмотрение теорий денег; изучение основ теории денег К.Маркса; ТЕОРИИ ДЕНЕГ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ 1.1 Металлическая и номиналистическая теории денег Связь денег ... оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Эти теории возникают, ... законами; в-третьих, основной функцией денег является не средство платежа, а мера стоимости. ...
- защиты экономических интересов участников денежного оборота;
- достижения баланса интересов субъектов регулирования;
- развития конкурентной среды на денежном рынке;
- создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение издержек обращения и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота, дальнейшего развития и модернизации средств и сетей электронной связи, расширения рынка банковских услуг и улучшения их качества;
- создания условий для привлечения инвестиций.
Принципы государственного регулирования денежного оборота
Государственное регулирование денежного оборота осуществляется исходя из следующих принципов:
- создание участникам денежного оборота условий для развития и модернизации средств и сетей связи (отношений), координация экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием предоставляемых регулируемых услуг;
- установление участникам денежного оборота обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг;
- удовлетворение платежеспособного спроса на банковские услуги, защита интересов пользователей услуг от необоснованного повышения цен.
Система денежного регулирования
Денежное регулирование должно основываться на системе, состоящей из трех частей:
Проведение мониторинга субъектов регулирования
Проведение мониторинга субъектов регулирования является одним из компонентов, обеспечивающих качественное управление денежным оборотом. Этот компонент позволяет государству контролировать и анализировать деятельность субъектов, подлежащих регулированию.
Цели, инструменты и эффективность государственного вмешательства
Цели, инструменты и эффективность государственного вмешательства в денежно-кредитные отношения зависят от особенностей способа экономического регулирования. В условиях конкурентного режима регулирования государство ограничивается обеспечением устойчивости денежных отношений.
Однако, с увеличением «отрыва» кредита от денежной базы, возникает необходимость в новых мерах вмешательства со стороны государства. Одной из важных задач государства становится контроль за кредитом с целью поддержания непрерывного накопления в рыночной экономике.
Дилемма «кривого» и «слепого»
В экономической практике возникает дилемма между представителями различных экономических теорий — кейнсианцами и монетаристами. Кейнсианцы видят последствия интенсивного накопления и массового потребления, но полагают, что такой режим не имеет противоречий и его прочность гарантирована.
С другой стороны, монетаристы верят, что конкурентное регулирование окажется наиболее эффективным в долгосрочной перспективе. Однако, у этой теории не всегда есть ответы на проблемы регулирования оборота денег, так как она не располагает полной макроэкономической моделью.
Дилемма «близорукого» и «дальнозоркого»
Существует также дилемма между «близоруким» и «дальнозорким» подходами к регулированию. «Близорукий» подход заключается в ориентации на текущие проблемы и краткосрочные результаты. В то время как «дальнозоркий» подход предусматривает планирование и учет потенциальных последствий в долгосрочной перспективе.
__Денежный оборот и система расчетов на предприятии (на примере ...
... исследования: предприятие ООО «Усинск-Снабсервис». Предмет работы: денежный оборот и система расчетов в ООО «УсинскСнабсервис». Целью написания бакалаврской работы является изучение организации денежного оборота и системы расчетов в ООО «Усинск-Снабсервис». Исходя из указанной цели, ...
Степень открытости экономики и неопределенность при регулировании — важные аспекты, которым иногда придается чрезмерное значение. Например, нередко возникает ситуация, когда гибкость в защитных целях противопоставляется гибкости в агрессивной стратегии, быстрая либерализация внешнеэкономических связей — умеренному протекционизму, а сокращение государственного вмешательства — изменению его целей и инструментов. Это связано с тем, что в таких случаях люди склонны сосредоточиться на деталях и не видеть общей картины, а также недооценивать влияние случайности. Однако важно не переходить на другую крайность, отстаивая идею механической замены одного способа регулирования другим. Такое представление денежных отношений как категорический императив может быть опасным.
Существуют три принципа регулирования, которые лежат в основе институциональных форм:
- Законы, правила или регламенты, которые принуждают к определенному виду экономического поведения с использованием прямого, косвенного или опосредованного принуждения.
- Нахождение компромисса между различными нормами и превращение частной нормы в общественную.
- Общая система ценностей или представлений, которая влияет на эффективность регулирования в долгосрочной перспективе.
Также существуют различные методы институционального регулирования:
- Смягченное подчеркивание роли правил и норм.
- Принуждение со стороны частных или государственных организаций.
- Коллективные или индивидуальные договоры.
Всякая институциональная форма имеет элементы общественной организации, что позволяет переходить между макро- и микроуровнями регулирования.
Для того чтобы написать уникальную часть учебной работы с использованием предоставленных данных, давайте составим логически структурированный текст. Воспользуемся предложенными тегами и данными.
Регулирование денежного оборота и экономическая теория
Регулирование оборота денег, и прежде всего с помощью кредита и банковской деятельности, в данной трактовке предстает как форма регулирования экономики в целом.
Государственное регулирование денежного оборота выступает лишь как часть всеобщего регулирования, что шире представлений, сформулированных в последних исследованиях отечественных ученых.
Теория регуляции разделяет три важнейших положения посткейнсианства:
- Оптимальное поведение индивидов не гарантирует восстановления полной занятости; устойчивость целого не означает устойчивость каждой из составных частей, особенно в период структурного кризиса.
- Необходим учет особенностей институциональных характеристик, свойственных каждому периоду, и поиск инструментов экономической политики, совместимых с данными особенностями (роль кредитно-денежной политики в условиях негибкости номинальной заработной платы).
- Отдельные организационные формы, препятствующие достижению полной занятости, в определенные исторические периоды должны быть объектом структурных реформ.
Концепция регуляции с точки зрения причинности не обязательно увязана с диверсификацией вмешательства государства в экономику.
Главная мысль теории регуляции: происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, структурными кризисами, войнами, столкновениями между классами. И только позже каждой институциональной форме приходится доказывать свою совместимость с задачами расширенного воспроизводства в течение более или менее длительного периода. Хотя те или иные институты и основываются с определенной целью, их создание в конечном итоге может привести к неожиданным результатам.
Законы денежного обращения и методы государственного регулирования ...
... денежного оборота (до 90% всего денежного обращения) осуществляется путём безналичного оборота по текущим банковским счетам. Безналичные расчёты, заменяя оборот наличных денег, уменьшают потребности в них, ускоряют оборот ... денег. Наибольшее распространение имели теория естественного происхождения, теория государственного происхождения, теория стоимостного происхождения денег. ... в банке. Поэтому ...
Заключение
Исследование теории регуляции и регулирования денежного оборота позволяет понять, как важна взаимосвязь между экономической политикой и институциональными изменениями в истории. Эти знания могут служить основой для разработки более эффективных стратегий регулирования в современном мире.
Данная работа выявляет не только важность государственного воздействия на денежный оборот, но и необходимость учитывать исторические контексты и особенности каждой эпохи, чтобы достичь стабильности в экономике.
Исходя из этого, можно заключить, что теория регуляции имеет глубокие корни и важное значение для понимания современных экономических процессов.
Теория регуляции в экономике
Одним из исходных пунктов теории регуляции в экономике является марксистский анализ развития капиталистической экономики. Немаловажное значение имеет организация отношений найма, а также формы конкуренции и структура государства.
Промежуточные формы организации экономики
Также важны промежуточные формы организации между государством и рынком. Режимы функционирования экономики меняются в разных условиях, как во времени, так и в пространстве.
Отношения государства и рынка
При этом следует отметить, что теория регуляции не отдает предпочтения ни одной из направлений экономической науки, так как ни одно из них не может полностью объяснить разнообразие и богатство способов экономической координации. Неверно противопоставлять государство и рынок как два альтернативных механизма координации. Соотношение между этими двумя явлениями экономического действия определяется контекстом, то есть зависит от места и времени. Институты, наделенные властью денежного регулирования, не всегда могут обеспечить желаемое регулирование в экономике.
Рынок как институт
Полагать, что рынок является саморегулирующейся системой, будет неверно, так как он является институтом, подобно другим. Даже если предположить, что рынок — это саморегулирующаяся система, он все же никогда не может стать самообразующейся системой. Также важно отличать рынок вообще от конкретных его форм, указывая при этом на то, что государство заявляет о себе многочисленными актами и выступает в разных формах.
Денежно-кредитное регулирование
Для понимания системы денежно-кредитного регулирования необходимо помнить, что она является «системой приведения в систему» и что институты, наделенные властью денежного регулирования, даже в условиях оптимальной координации своих усилий не способны обеспечить желаемое регулирование.
Влияние современной экономики на регулирование
В последние годы современная экономика перешла в состояние системного функционирования, а конкуренция на рынке стала конкуренцией систем. Это означает, что экономические процессы стали жестко самоорганизовываться и взаимоорганизовываться.
Регулирование в экономике предполагает упорядочение, обеспечение и перераспределение определенного воздействия. Оно также создает благоприятные условия для осуществления этого воздействия, при этом само регулирование должно быть управляемым.
Сущность, функции и эволюция денег в России. Анализ объема и ...
... форм денег в другие. Классификация денег дана в таблице 1. Формы денег/ Тип денежного обращения Вид денег/ Сфера денежного обращения Подвид денег (класс неполноценных денег) / Сегмент сферы безна- личного обращения Разновидность денег Примечания 1. Полноценные деньги/ Обращение полноценных денег 1. ...
Принципы денежно-кредитного регулирования
- Учет значения денег и кредита в рыночных отношениях;
- Сохранение социальной значимости денег и кредита как объектов, защищаемых по праву собственности;
- Сочетание интересов общества и участников денежного оборота.
Данные принципы основаны на понимании денег и кредита как социально значимых объектов, которые являются важной составляющей экономических отношений. При этом гарантируются права каждого участника денежного оборота на свободное владение, пользование и распоряжение собственными деньгами и кредитом, обеспечивая интересы общества и законные интересы участников.
2. Государственное регулирование наличного и безналичного денежного обращения
2.1 Денежная эмиссия
Понятие эмиссии происходит от латинского слова «emissio», что означает «выпуск». Денежная эмиссия, таким образом, является процессом выпуска денег в обращение. Существует несколько основных способов поступления денег в обращение.
Одним из основных способов является передача денег через финансовые институты физическим и юридическим лицам. При этом обращение денег обеспечивается наличием товаров и услуг.
2-й путь поступления денег в обращение — приращение правительственной задолженности. Здесь обеспечением выпущенных денег являются казначейские векселя, правительственные облигации, а также золотые сертификаты, сертификаты СПЗ (специальных прав заимствования МВФ) и другие первоклассные обязательства.
3-й пусть поступления денег в обращение — покупка валюты центральным банком за национальную денежную единицу. Обеспечением выступают официальные золотовалютные резервы.
4-й путь поступления денег в обращение — фидуциарная (необеспеченная) эмиссия .
Непосредственно деньги поступают в обращение через соответствующие структуры подразделений центрального банка. Коммерческие банки выписывают чеки против своего счета обязательных резервов, которые они обязаны держать в центральном банке страны. Последний передает из своей кассы (в России через РКЦ — расчетно-кассовые центры) в кассу соответствующего коммерческого банка определенную сумму денежных купюр (рис. 2.1).
Рис. 1.2.
В результате коммерческий банк получает в центральном банке страны кредит, сумма которого размещается в остаток наличных денег в кассе.
Дальнейшее движение эмитированных денег в обращение происходит следующим образом.
Клиент выписывает чек на свой счет в коммерческом банке. Возникают две возможности:
1-ж у клиента достаточный остаток средств на счете (эмиссия Центробанка);
2-ж у клиента нет или недостаточно средств на расчетном счете. Тогда коммерческий банк предоставляет ему ссуду (разница — это эмиссия коммерческого банка), или депозитно-чековая эмиссия коммерческого банка.
В структуре Центрального банка России имеется эмиссионно-кассовый департамент, который организует наличную эмиссию и контроль за их обращением и изъятием из обращения
Право эмиссии банкнот
Правом эмиссии банкнот обладает только один банк – Центральный.
Безналичный денежный оборот и его организация
Безналичный денежный оборот является составной частью совокупного денежного оборота.
Безналичные платежи осуществляются, как правило, путем перевода денежных средств со счета плательщика на счет получателя через банковские проводки без участия наличных денег, путем зачета взаимных требований или с использованием других банковских кредитных операций.
- расчетные (основной счет);
- текущие (основной счет);
- бюджетные;
- особые;
- ссудные;
- специальные ссудные и др .
Все счета открываются лишь при наличии основного счета: расчетного или текущего. Расчетные счета открываются юридическим лицам, наделенным собственными оборотными средствами и имеющим самостоятельный баланс. Текущие счета открываются учреждениям и организациям, находящимся на государственном бюджете, либо общественным организациям или структурным единицам, входящим в производственные объединения.
Отмена п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 1006 позволяет юридическим лицам иметь более одного расчетного счета в коммерческих банках страны.
Переводы денежных средств из банка в банк, осуществляются либо при помощи корреспондентских счетов, либо через расчетно-кассовые центры (РКЦ) как Центрального банка, так и создаваемые коммерческими банками (т. е. общественные и частные РКЦ).
Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет свои особенности в создании и движении расчетных документов, а также совершении банковских кредитных операций.
Форма расчетов — это совокупность способа платежа и связанного с ним соответствующего документооборота.
Характерная черта безналичных расчетов — стандартизация расчетных документов Безналичные расчеты совершаются, как правило, на основе следующих документов:
- платежных требований;
- сводных требований;
- платежных поручений;
- чеков, векселей;
- переводов;
- реестров счетов (при аккредитивных и других расчетах);
- инкассовых поручений и т. д.
Выбор формы расчетов зависит отспособов платежа. Можно выделит следующие основные способы платежа:
Перечисление денежных средств
Перечисление денежных средств является одним из способов безналичного расчета. Он может осуществляться с расчетного или текущего счета плательщика. Это означает, что деньги перечисляются без использования кредита.
Банковская ссуда
Вторым способом безналичного расчета является перечисление денег со ссудного или спецессудного счета плательщика на банковский счет поставщика. Это называется банковской ссудой.
Платеж путем зачета взаимных требований
Третий способ безналичного расчета — платеж путем зачета взаимных требований. В этом случае перечисляется только незачтенная сумма, с взаимным зачетом требований между участниками.
Гарантированный платеж
Гарантированный платеж — это четвертый способ безналичного расчета. Он предусматривает предварительное депонирование средств и обеспечивает гарантию платежа поставщику.
Формы безналичных расчетов
Совокупность различных способов безналичных расчетов образует формы расчетов. Некоторые из них включают:
- Платежные поручения;
- Аккредитивы;
- Чеки;
- Инкассовые;
- Платежные требования;
- Зачет взаимных требований;
- Межбанковские расчеты;
- Векселя;
- Кредитные карточки.
Государственное регулирование безналичного оборота
Государственно-монополистическое регулирование безналичного оборота играет важную роль в современных условиях. В развитых странах большая часть оптового денежного оборота осуществляется с использованием безналичных платежей по банковским текущим счетам.
Хотя правительство и центральный банк не несут ответственности за платежеспособность отдельных банков и не ограничивают объем их операций, они могут влиять на них с помощью денежно-кредитной политики.
Принципы организации безналичного оборота
Система безналичных расчетов базируется на определенных принципах, которые определяют порядок расчетов за товары и услуги. В России основными принципами организации безналичного оборота являются:
Принципы безналичных расчетов:
1) Принцип безналичности — осуществление расчетов путем зачисления и списания денежных средств на расчетные счета плательщика и получателя.
2) Принцип открытия счетов — необходимость открытия всеми плательщиками и получателями расчетных и иных счетов в банках, а также корреспондентских счетов между банками и другими кредитными организациями.
3) Принцип ликвидности — плательщик обязан поддерживать наличие средств на своем счету для бесперебойного осуществления расчетов.
4) Принцип бесспорности — банк осуществляет платеж на основании согласия плательщика или в случаях, предусмотренных законодательством (например, налоги, коммунальные платежи).
5) Контрольный принцип — устанавливается контроль над всеми участниками безналичных расчетов (внешний и внутренний, предварительный, текущий и последующий).
6) Принцип денежной или имущественной ответственности — нарушение договорных обязательств при безналичных расчетах влечет за собой необходимость возмещения убытков (уплата штрафов, пеней, отчуждение имущества и т.д.).
Наличный денежный оборот и его организация
Наличный денежный оборот является составной частью денежного оборота страны и представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков, таких как банкноты, казначейские билеты и монеты размена. Он составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет большое значение, так как обеспечивает получение и расходование большей части денежных доходов населения, а также является окончательным средством всех расчетов.
В отличие от безналичных расчетов, наличные деньги не подвержены взаимозачетам.
Движение наличного оборота в России начинается с территориальных управлений Центрального банка РФ (рис. 2.2).
Они дают указание региональным расчетно-кассовым центрам (РКЦ) переводить деньги из их резервных фондов в оборотные кассы, из которых пополняются операционные кассы коммерческих банков. К юридическим лицам наличные деньги поступают через специально оборудованные для этого кассы, расположенные на предприятиях, учреждениях и в организациях разных форм собственности. Незначительная часть этих средств используется для их расчетов между собой, а большая поступает от них населению в виде заработной платы, пенсий и пособий, дивидендов и т. п.
Домашние хозяйства (население) используют наличные деньги для оплаты налогов, товаров и услуг, размещения на рынке ссудных капиталов, а также для взаиморасчетов.
Рис. 2.2.
Для каждого предприятия устанавливается лимит кассовых остатков. Суммы денежных средств, превышающие эти лимиты, сдаются в коммерческий банк, обслуживающий данное предприятие.
Подобные лимиты устанавливаются для самих коммерческих банков и для РКЦ. Излишки оборотных касс банки обязаны сдавать в РКЦ, а последние — переводить в резервные фонды. Таким образом, завершается кругооборот наличных денег, т. е. они изымаются из обращения.
Налично-денежный оборот организуется центральным банком на основе следующих принципов:
Организация наличного денежного обращения является важным аспектом финансово-экономической деятельности предприятий и организаций. Согласно Федеральному закону Российской Федерации о Центральном Банке, все предприятия и организации обязаны хранить наличные деньги в коммерческих банках, за исключением части суммы, установленной лимитом. Банки, в свою очередь, устанавливают остатки наличных денег для предприятий всех форм собственности.
Управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке, а обращение наличных денег рассматривается как объект прогностического планирования. Целью организации наличного денежного обращения является обеспечение устойчивости, эластичности и экономичности данного процесса.
Наличные деньги предприятия могут получать только в банках, которые осуществляют их обслуживание. Вопросы, связанные с организацией наличного денежного оборота, регламентируются главой VI Федерального закона о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России).
Денежная система России
Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других валют и выпуск денежных суррогатов запрещается. Официальное соотношение рубля и драгоценных металлов не устанавливается государством.
Банк России является единственным органом, который осуществляет эмиссию банкнот и монет, их обращение и изъятие из обращения на территории РФ.
Все банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуется по закону. Они обязательны к приему по номиналу при всех видах платежей, зачислении на счета, во вклады и для переводов на всей территории РФ.
Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты Банка России нового образца. Никакие ограничения в отношении сумм или субъектов обмена не допускаются.
- При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.
- Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
— Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие обязанности:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка их уничтожения или замены;
- определение порядка ведения кассовых операций .
2.4 ДЕНЕЖНАЯ МАССА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ
Денежная масса — это совокупный объем покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих хозяйственный оборот в стране и принадлежащих частным лицам, предприятиям игосударству.
Показатели динамики денежной массы используются при разработке экономической политики и установке количественных ориентиров макроэкономических пропорций.
Методы статистического учета денежной массы в каждой стране имеют свою специфику. Тем не менее в наиболее общем виде агрегаты (показатели) денежной массы могут быть представлены следующим образом:
- М0 — наличные деньги в обращении (монеты и банкноты), включая денежные средства в кассах банков;
- М1 = М0 + средства на текущих счетах коммерческих банков и вклады до востребования;
- М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках;
- M3 = М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах;
М 4 = М3 + акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических .лиц;
- М5 = М4 — средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.
Денежные агрегаты сверху вниз располагаются по степени уменьшения ликвидности. Так М0 и М1 характеризуют наиболее ликвидную часть денежной массы. Обычно их используют для определения денежной массы в таком смысле слова. Остальные агрегаты денежной массы используются в качестве денег с рядом ограничений и поэтому их часто называют «квазиденьгами».
В России источником информации для расчета денежной массы являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса действующих кредитных организаций Российской Федерации. В расчет берутся обязательства (остатки по пассивным статьям баланса) кредитных организаций перед хозяйствующими субъектами).
В составе денежной массы выделены два компонента: М0и М2.
Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0) — наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и нонету в обращении.
Денежная масса (М2) — рассчитывается как сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. В показатель денежной массы в национальном определении не включаются депозиты в иностранной валюте.
Денежная база в широком определении характеризует денежно-кредитные обязательства Банка России в национальной валюте, которые обеспечивают рост денежной массы. Денежная база не является денежным агрегатом, но представляет собой основу для их формирования и поэтому называется также деньгами повышенной эффективности.
Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозиты банков, размещенные в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.
В составе денежной базы в широком определении не учитываются депозиты до востребования предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России .
Источником информации для расчета денежной базы в широком определении являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса Банка России. Наряду с публикацией в «Бюллетене банковской статистики» информация об объеме, структуре и динамике денежной базы в широком определении размещается в представительстве Банка России в сети Интернет.
3. Понятие методов государственного регулирования обращения денег
В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой.
В условиях рынка основными объектамигосударственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда. В соответствии с классификацией объектов выделяются следующие составные элементы экономической политики государства: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инвестиционная, научно-техническая, промышленная, структурная, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая политика.
Реализация определенного вида политики связана с разработкой методов управления объектом, его регулирования. Метод регулирования- это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.
Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно-кредитной политики государства, в целом подразделяются на прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой непосредственное вмешательство органов государства в процесс денежного обращения. Косвенные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговыми, планово-индикативными.
С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения. Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация проявляется через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.
По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег .
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ
Организационно-распорядительные методы включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.
Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.
Для законодательногорегулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» и др.
Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)» «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке». Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».
Законодательные акты характеризуют цели и направления деятельности органов, осуществляющих регулирование денежного обращения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля и валютного регулирования является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения. Так, порядок проведения валютных операций в Российской Федерации утверждается приказом Центрального банка России.
Указом Президента страны регламентируется обязательная продажа части валютной выручки и взимания экспортных пошлин.
К институтам управляемой системы относятся прежде всего кредитные организации, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».
Основные административные обязанности в области денежного обращения возложены на Центральный банк России. В частности, в соответствии со ст. 41 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» «надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».
Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:
- а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);
- б) с разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;
- в) с подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др.
Так, в соответствии с ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом или арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.
Судебно-надзорная ветвь власти действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления .
При разрешении спорных отношений учитываются обычаи делового оборота. В случае возникновения спорных отношений и отсутствия норм права применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм — исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
3.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ
Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов.
Инструменты экономической политики государства достаточно условно в целом подразделяются на рыночные и нерыночные.
Все государства мира используют богатый инструментарий воздействия на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных органов власти включает в себя: лицензирование, регламентацию, антимонопольные и антидемпинговые мероприятия, мониторинг состояния наиболее важных рынков, регистрацию, квотирование, разработку планов, программ, прогнозов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тарифов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефинансирования, предоставление финансовых и иных льгот, определение направлений государственных капиталовложений, проведение операций на открытом рынке, валютных интервенций, манипулирование нормой обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иностранным государствам), предоставление гарантий и поручительств и др.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:
- а) процентные ставки по операциям Банка России;
- б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- в) операции на открытом рынке;
- г) рефинансирование кредитных организаций;
- д) валютные интервенции;
- е) установление ориентиров роста денежной массы;
- ж) прямые количественные ограничения;
- з) эмиссия облигаций от своего имени.
По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, например только к безналичным расчетам или валютным операциям.
3.3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ
Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег — наименее разработанная проблема в теории и практике. О них вспоминают, как правило, только в периоды тяжелых финансовых потрясений, когда возникает паника на рынках, резко проявляются инфляционные ожидания, т. е. предчувствие негативных изменений в денежном обращении.
Грамотное применение социально-психологических методов позволяет их своевременно нейтрализовать и избежать неконтролируемого роста цен в периоды денежных реформ. Непонимание и недооценка необходимости использования и содержания социально-психологических методов в управлении денежным обращением способны привести к разрушению товарного и денежного рынка, как это было в августе 1998 г .
Сегодня в России инфляционные ожидания питаются несоответствием ощущений большинства населения тону официальной пропаганды, проблемами внешнего и внутреннего государственного долга и непомерным бременем его обслуживания, коррумпированностью непрерывно разбухающего государственного аппарата, непрерывной пропагандой предстоящих «непопулярных» мер в области тарифов на жилье и бытовые услуги, неудачами в борьбе с системой неплатежей, практически полной зависимостью состояния дел во внутренней экономике от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, незатухающим очагом гражданской войны, масштабами преступности, открытой пропагандой насилия в средствах массовой информации и т. д. За последние пятнадцать лет в общественном сознании понятие «реформа» оказалось прочно увязано с негативным воздействием на благосостояние большинства населения страны.
4. Оценка и эффективность денежного оборота в России
4.1 СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ В 2006 Г. |
За 2006 г. рублевая денежная масса возросла на 48,8%, что на 10,2 процентного пункта больше, чем за 2005 год. Внутригодовая динамика денежного агрегата М2 в целом сохраняла сезонные колебания, сформировавшиеся в последние годы.
Рис. 4.1.
Сложившееся соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за рассматриваемый период на 36,5% (в 2005 г. аналогичный показатель составил 24,9%).
Рис. 4.2.
Денежный агрегат М0 возрос за 2006 г. на 38,6% (за 2005 г. — на 30,9%).
По-прежнему наиболее существенным (на 16,0%) было увеличение наличных денег в IV квартале (в последнем квартале 2005 г. — на 15,4%).
Динамика наличных денег в обращении в 2006 г. в целом отражала увеличение размера номинальной заработной платы и пенсий. Важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, были операции по покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты. Нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам составили за 2006 г. примерно 7 млрд. долл. США (в том числе в IV квартале — 2,4 млрд. долл. США), в то время как за 2005 г. — 19,9 млрд. долл. США.
Безналичная составляющая денежного агрегата М2 увеличилась за 2006 г. на 53,9% (в IV квартале — на 15,9%), в то время как в 2005 г. рост составил 42,7%. При этом темпы прироста депозитов населения за год составили 51,6% (в октябре — декабре 2006 г. — 16,1%) против 42,1% за 2005 год. Рост депозитов физических лиц в рассматриваемый период происходил в условиях сохранения высоких темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (110,2% за год).
В структуре использования денежных доходов населения в 2006 г. отмечалось повышение удельного веса средств во вкладах и ценных бумагах (на 2 процентных пункта по сравнению с 2005 г.) .
Рис. 4.3.
Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора в 2006 г. составили 40,5% (в 2005 г. — 36,3%).
Прирост чистых иностранных активов банковской системы являлся важным источником увеличения денежной массы по методологии денежного обзора. При росте общего объема этого денежного агрегата на 2,9 трлн. руб. чистые иностранные активы увеличились на 2,0 трлн. руб., а внутренний кредит экономике — на 1,3 трлн. руб. (в 2005 г. аналогичные показатели составили 1,9; 1,7 и 0,1 трлн. руб. соответственно).
При этом в 2006 г. повысилось значение банковских кредитов нефинансовым организациям и населению как источника роста денежного предложения. Требования к этой группе заемщиков в целом за 2006 г. возросли на 2,7 трлн. руб. (за 2005 г. — на 1,5 трлн. руб.), что превышает увеличение чистых иностранных активов. Сдерживанию роста денежной массы, так же как и в 2005 г., способствовало накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, в том числе на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Рис. 4.4.
Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2006 г. на 14,0% (в 2005 г. — на 6,5%).
Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 22,7 до 26,4% .
4.2. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ В 2007 Г. |
За январь — июнь 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 20,7%, в том числе во II квартале — на 15,4% (в 2006 г. аналогичные показатели составили 17,3 и 14,9% соответственно).
Сложившееся соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за рассматриваемый период на 14,2% (за январь — июнь 2006 г. — на 10,5%).
Рис. 4.5.
В первом полугодии 2007 г. рост денежного агрегата М0 составил 8,7%, в том числе во II квартале — 10,4% (в аналогичные периоды 2006 г. — 11,2 и 15,8% соответственно).
Динамика наличных денег в обращении в январе — июне 2007 г. отражала главным образом изменение размеров номинальной заработной платы и пенсий. В условиях укрепления российского рубля важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, было заметное снижение спроса населения на наличные доллары США. В результате нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам через обменные пункты сократились за первое полугодие 2007 г. примерно до 0,23 млрд. долл. США (за первые шесть месяцев 2006 г. нетто-продажи наличной иностранной валюты были равны 3,24 млрд. долл. США).
Рис. 4.6.
В первом полугодии 2007 г. рост денежного агрегата М0 составил 8,7%, в том числе во II квартале — 10,4% (в аналогичные периоды 2006 г. — 11,2 и 15,8% соответственно).
Динамика наличных денег в обращении в январе — июне 2007 г. отражала главным образом изменение размеров номинальной заработной платы и пенсий. В условиях укрепления российского рубля важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, было заметное снижение спроса населения на наличные доллары США. В результате нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам через обменные пункты сократились за первое полугодие 2007 г. примерно до 0,23 млрд. долл. США (за первые шесть месяцев 2006 г. нетто-продажи наличной иностранной валюты были равны 3,24 млрд. долл. США).
Безналичная составляющая денежного агрегата М2 увеличилась за первое полугодие 2007 г. на 26,1%, в том числе за II квартал — на 17,4% (за аналогичные периоды 2006 г. — на 20,4 и 14,5% соответственно).
Темпы прироста депозитов населения в январе — июне 2007 г. составили 17,6% (в первом полугодии 2006 г. — 20,0%).
Рост депозитов физических лиц в рассматриваемый период происходил в условиях укрепления рубля и более высоких по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В структуре использования денежных доходов населения за первые шесть месяцев 2007 г. повысился удельный вес средств во вкладах и ценных бумагах (на 0,6 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2007 сократилась относительно 1.01.2007 на 3,1 процентного пункта (до 27,9%), удельный вес депозитов «до востребования» повысился на 2,4 процентного пункта (до 33,7%), а срочных депозитов — на 0,7 процентного пункта (до 38,5%).
Рис. 4.7.
Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за первое полугодие 2007 г. 4,5% (за аналогичный период 2006 г. — 10,7%) и были существенно ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (26,1%).
Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора снизился с 11,4% на 1.01.2007 до 9,8% на 1.07.2007 (на 1.07.2006 он составлял 14,7%).
Рис. 4.8.
Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора в январе — июне 2007 г. составили 18,6% (в аналогичный период 2006 г. — 15,0%).
Прирост чистых иностранных активов банковской системы, как и в 2006 г., оставался важным источником увеличения этого денежного агрегата. При его росте почти на 1,9 трлн. руб. (в январе — июне 2006 г. — на 1,1 трлн. руб.) чистые иностранные активы увеличились более чем на 1,8 трлн. руб. (в первом полугодии 2006 г. — на 1,4 трлн. руб.), а внутренний кредит экономике — на 0,5 трлн. руб. (в январе — июне 2006 г. он сократился на 0,2 трлн. руб.).
Рис. 4.9.
При этом в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. возросло значение такого источника денежного предложения, как банковские кредиты нефинансовым организациям и населению. Требования к этой группе заемщиков в целом за первое полугодие 2007 г. возросли на 1,9 трлн. руб. (за аналогичный период 2006 г. — на 1,1 трлн. руб.).
Сдерживающее влияние на рост денежной массы, так же как и в 2006 г., оказывало накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, главным образом на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2007 г. на 12,8% (за аналогичный период 2006 г. — на 6,1%).
Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за январь — июнь 2007 г. увеличился с 26,2 до 30,1% .
Рис. 4.10.
Соотношение темпов роста денежной массы М2 и денежной базы в широком определении обусловило уменьшение денежного мультипликатора с 2,183 на 1.01.2007 до 2,114 на 1.07.2007, или на 3,2% (за первое полугодие 2006 г. он возрос на 4,0%).
За первые шесть месяцев 2007 г. денежная база в широком определении увеличилась на 24,6% (за аналогичный период 2006 г. — на 12,8%).
Основным источником роста денежной базы, как и годом ранее, были покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования в первом полугодии 2007 г. выросли примерно на 2,5 трлн. руб. против 1,5 трлн. руб. в соответствующий период 2006 года. Рост денежного предложения сдерживался Банком России путем увеличения объемов абсорбирования ликвидности. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России за январь — июнь 2007 г. превысил аналогичный показатель предыдущего года и составил 1,4 трлн. руб. (за январь — июнь 2006 г. — 1,2 трлн. руб.).
Структура денежной базы в широком определении в первом полугодии 2007 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег сократилась с 74,3% на 1.01.2007 до 63,3% на 1.07.2007. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 15,5 до 10,3%, доля средств на счетах обязательных резервов уменьшилась и на 1.07.2007 составила 4,8% (на 1.01.2007 — 5,3%).
Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций вырос с 2,5 до 6,8%, а доля депозитов кредитных организаций в Банке России — с 2,4 до 14,8% на соответствующие даты .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование механизма обращения денег является сложной проблемой для экономической теории. Это связано с тем, что теоретическое осмысление денег, классификации их форм и функций, роли денег в хозяйственном механизме экономической системы в учениях представителей различных экономических школ отличается многообразием подходов и взглядов. В своих моделях экономисты устанавливают разнообразные связи и зависимости денежной массы с экономическими переменными и величинами экономики. По-разному определяются и последствия таких связей. Следует отметить, что теоретические концепции денег тесно связаны с конкретными задачами регулирования рыночной экономики. Выводы по денежному регулированию также многовариантны. Формирование рыночной системы в условиях российской переходной экономики требует переосмысления универсальных связей, определения новых подходов к выявлению закономерностей функционирования денежного рынка независимо от его национальной принадлежности. Сложные изменения в обществе, обусловленные переходом к рыночной экономике, изучаются и используются на практике на базе глубокого понимания природы денежного обращения.
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар) деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами; органами государственной власти. А движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной форме и представляет собой денежное обращение.
Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Объективной его основой является товарное производство. С помощью денег осуществляется процесс обращения товаров, движение ссудного капитала и биржевого (фондового) рынка.
Задачи денежного оборота в современных условиях значительно изменились. Обеспечение свободного перелива капитала и выпуск денег для обслуживания потребностей экономики, функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности осуществляется при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежных оборотов. Законодательство определяет функции денежных властей, прежде всего центрального банка и министерства финансов, а также коммерческих банков по осуществлению эмиссии денег, и, соответственно, изменение их положения, регулирование денежного оборота.
Специфика регулирования наличного денежного обращения в настоящее время со стороны Центробанка состоит в том, что главным является не сокращение объема наличного оборота, хотя это и остается важной задачей, а его упорядочение. ЦБР стремится к созданию таких условий, чтобы в переходный период к рыночной экономике расчеты наличными деньгами вытесняли бартер и суррогаты денег. Таким образом ЦБР способствует созданию нормальной обстановки для хозяйственной деятельности. Параллельно принимаются меры для расширения безналичных расчетов. По убеждению ЦБР сокращение наличного оборота за счет роста масштабов безналичных расчетов должно происходить под влиянием экономической выгоды, которая будет очевидной для хозяйствующих субъектов. Такой подход требует проведения долговременной последовательной политики усилиями не одного только Центробанка, а во взаимодействии с правительством и другими государственными органами.
Список использованной литературы
1. Аникин А. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко / А. Аникин. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
2. Буайе Р. Теория регуляции. Критический анализ / Пер. с франц. / Р. Буайе — М.: НИЦ «Наука для общества», 1997. – 385 с.
3. Василишин Э.Н., Машавин Л.Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков России на макро- и микроуровне / Э.Н. Василишин, Л.Я. Маршавин. — М.: Экономика, 2002. – 478 с.
4. Деньги. Кредит Банки: Учеб ник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2002. – 496 с.
5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, 2003. – 624 с.
6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 748 с.
7. Жувенель де Б. Этика перераспределения / Пер. с франц. / Б. де Жувенель. — М.: Институт национальной модели экономики, 1995. – 374 с.
8. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. — СПб.: Лань, 2000. – 362 с.
9. Могилевский А.Д. Методология систем / А.Д. Могилевский. — М.: Экономика, 1999. — 379 с.
10. Новиков А.Н. Основы системы денежно-кредитного регулирования / А.Н. Новиков // Вестник ФА. – 2003. — № 3 (27).
– С. 52 – 57.
11. Семенов С.К. К вопросу о сущности и моделировании денежного оборота / С.К. Семенов // Банковские услуги. – 2007. — № 5. – С. 2 – 6.
12. Симановский А.Ю. Финансово-банковский сектор российской экономики: Вопросы формирования и функционирования / А.Ю. Симановский. — М.: Статут, 1995. – 438 с.
13. Статистика финансов: Учебник / Под ред. В.Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 573 с.
14. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие / В.В. Усов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 539 с.
15. Управление социально — экономическим развитием России: цели, концепции, механизмы. — М.: Банки и биржи, 2002. – 563 с.
16. Шенаев В.Н. Денежный оборот / В.Н. Шенаев // Банковские услуги. – 2007. — № 7. – С. 2 – 11.
17. Шенаев В.Н. Деньги, кредит, банки. В 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Шенаев. – М.: МБИ, 2007. – 579 с.
18. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. Т. 1 / Пер. с англ. / Й. Шумпетер. — СПб.: Экономическая школа, 2001. – 596 с.
19. http: www.cbr.ru
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие / В.В. Усов. – М., 2003. – С. 2.
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд, перераб. и доп. – М., 2006. – С. 133.
Деньги. Кредит Банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М., 2002. — С. 32.
Статистика финансов: Учебник / Под ред. В.Н. Салина. – М, 2002. – С. 446.
Семенов С.К. К вопросу о сущности и моделировании денежного оборота / С.К. Семенов // Банковские услуги. – 2007. — № 5. – С. 4.
Аникин А. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко / А Аникин. — М., 2000. – С. 27.
Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. Т. 1 / Пер. с англ. / Й. Шумпетер. — СПб., 2001. — С. 421-422.
Буайе Р. Теория регуляции. Критический анализ / Пер. с франц. / Р. Буайе. — М., 1997. — С. 63.
Могилевский А.Д. Методология систем / А.Д. Могилевский. — М.: Экономика, 1999. — С. 7-8, 13.
Буайе Р. Теория регуляции. Критический анализ / Пер. с франц. / Р. Буайе. — М., 1997.- С. 132 – 136.
Там же. – С. 94 – 95.
Управление социально — экономическим развитием России: цели, концепции, механизмы. — М., 2002. – С. 95.
Буайе Р. Теория регуляции. Критический анализ / Пер. с франц. / Р. Буайе. — М., 1997. — С. 8 – 12.
Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. — СПб., 2000. — С. 9.
Жувенель де Б. Этика перераспределения / Пер. с франц. / Б. де Жувенель. — М., 1995. – С. 125.
Новиков А.Н. Основы системы денежно-кредитного регулирования / А.Н. Новиков // Вестник ФА. – 2003. — № 3 (27).
– С.52.
Шенаев В.Н. Деньги, кредит, банки. В 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Шенаев. – М., 2007. – С. 48.
Шенаев В.Н. Денежный оборот / В.Н. Шенаев // Банковские услуги. – 2007. — № 7. – С. 4.
1Шенаев В.Н. Денежный оборот / В.Н. Шенаев // Банковские услуги. – 2007. — № 7. – С. 6.
1Шенаев В.Н. Денежный оборот / В.Н. Шенаев // Банковские услуги. – 2007. — № 7. – С. 8.
1Шенаев В.Н. Денежный оборот / В.Н. Шенаев // Банковские услуги. – 2007. — № 7. – С. 10.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М., 2003. – C. 175.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М., 2003. – C. 176.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М., 2003. – C. 177.
http: www.cbr.ru
http: www.cbr.ru
http: www.cbr.ru
http: www.cbr.ru