Рыночная система в первую очередь является гибкой и динамичной в принятии решений производителей и потребителей. Спонтанная рыночная система направлена на достижение индивидуального интереса предпринимателей и не способствует производству товаров коллективного использования, сохранению не возобновляемых ресурсов и охране окружающей среды. Управленческие функции государственного регулирования приобретают здесь исключительную ценность, так как рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Только государство способно исправить все эти социальноэкономические аномалии рыночной экономики. Оно проводило на протяжении всей истории существования задачи поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, задачи определенных функций в сфере экономики. Оптимальное регулирование экономики предполагает сохранение динамики и эффективности свободного предпринимательства при ограничении отрицательных результатов свободной экономики. В современных условиях каждое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Существует широкий спектр подходов и мнений о степени вмешательства государства в экономику – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения определенных функций в экономике, несомненно, имеет важное значение. В любой экономической системе, включая рыночную экономику, государство в известном смысле выступает экономическим агентом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и заслуживает особого внимания.
Объект исследования – государственное управление процессами экономики.
Предмет исследования – методы, средства и границы государственного регулирования в экономике.
Цель работы состоит в том, чтобы подчеркнуть основные направления государственного регулирования и определить их роль как в экономике, так и в ее отдельных сферах.
Задачи:
Познакомится с формами государственного регулирования экономики.
Рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования.
Раскрыть процессы регулирования, применяемые в определенных областях и сферах.
Определить роль и экономические функции государства.
Определить необходимость государственного регулирования в экономике современной России
1 Теоретические аспекты государственного регулирования
Государственное регулирование экономики
... России (теория и практика)». Институт экономики РАН. – М.: 1996. 28. Хубиев К.А. О количестве и качестве роли государства в трансформационной экономике.// Экономика ... С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в ...
экономики
1.1 Сущность государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства перед лицом соответствующих органов, которые посредством различных приемов, форм и методов обеспечивают достижение цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.[1]
Государственное регулирование в широком смысле включает в себя прогнозирование, планирование, финансирование, налогообложение, кредитование, управление, бухгалтерский учет, контроль. Государственное регулирование осуществляется как в централизованной, так и в рыночной экономике.
Государственное регулирование осуществляется в целях обеспечения процессам организованного характера, организации действий субъектов хозяйствования, соблюдения законов по защите государственных и общественных интересов.[8]
Основной целью государственного регулирования экономики является повышение благосостояния каждого гражданина общества.
Эта цель достигается с помощью различных подцелей:
- обеспечение прав и свобод граждан;
- защита правопорядка;
- обеспечение безопасности граждан и государств;
- стабильность цен и национальной валюты;
- достижение запланированных темпов роста;
- обеспечение максимальной занятости;
внешнеэкономическое равновесие
Эти цели формируют экономическую политику государства.
Объективная необходимость государственного регулирования экономики обусловлена неспособностью рынка решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом. Например, рынок не работает стабильно с присущими кризисами, инфляцией и безработицей. Рынок характеризуется процессами концентрации капитала, приводящими к формированию монополий, рынок не имеет стимула создавать общественные товары и услуги.[11]
Исторически сложились два противоположных мнения о необходимости государственного регулирования экономики. Представители классической политической экономики и неоклассического анализа были первой точкой зрения. Ее основой является отрицание необходимости государственного регулирования экономики. Согласно интерпретации ученых этих школ государство не должно вмешиваться в экономику, его роль сводится к функции судьи. Рынок, по их мнению, является высокоорганизованным механизмом, способным справиться со всеми общественными проблемами.[8]
Рост населения земли, развитие социальной и промышленной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки и глубокий кризис, прошедший через европейские страны в первые десятилетия ХХ века (великая депрессия), привели экономистов к необходимости регулирования общественных экономических процессов. Первым экономистом, который доказал необходимость государственного регулирования экономики, стал американский ученый экономист Дж. М. Кейнс. В 1936 году в свет вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег». В этой книге Кейнс отводил главную роль государству в создании начального инвестиционного удара. Государственные инвестиции ученые называют первичными. Государство должно финансировать общественные работы: строительство мостов, плотин, дорог, больниц и других. Работники, занятые в этой сфере, получат доходы от средств государственного бюджета и покажут общий дополнительный спрос на товары и услуги, что приводит к росту производства, т. е. приведет к экономическому росту. Этот эффект Кейнса называется эффектом мультипликатора. Коэффициент умножения рассчитывается по формуле:
Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании ...
... национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость населения, сглаживание циклических колебаний экономики. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный ...
Км= 1 / (1-МРС), где
МРС – это предельное склонение к потреблению.
В частном секторе доходы работников будут расти, и они также будут показывать повышенный общий спрос на товары и услуги, то есть они будут увеличивать склонность к инвестициям.
Эти инвестиции в частный сектор Кейнс называет вторичными. Вторичные инвестиции будут наложены на государственные (первичные) и еще больше повысят экономический рост. Этот эффект Кейнса называется эффект акселератора.
Современные интерпретации основаны на сочетании этих противоположных точек зрения. Представители экономических школ неокейнсианства и неолиберализма считают, что государство не должно регулировать все секторы экономики, а только отдельные отрасли, секторы, направления и регулирование не должно быть постоянным, а должно осуществляться только как адекватная необходимость: например, во время кризисов, переворотов, катастроф и т.д.
Национальная экономика представляет собой большую, сложную экономическую систему, включающую в себя ряд взаимодействующих объективных и субъективных компонентов. К субъективным составляющим относятся государственные, юридические и физические лица. Объективные компоненты представлены социально-экономическими связями, возникающими при взаимодействии субъектов хозяйствования.[1]
Во время функционирования и развития национальной экономики, естественно, появляется ряд экономических, социальных, политических и административных проблем, решить которые можно не только посредством рыночных механизмов или способностей свободного рынка к саморегулированию.
Потребность в государственном регулировании национальной экономики также обусловлена рядом промышленных и социальных кризисов, массовой безработицей, злоупотреблением денежными средствами, необходимостью регулирования инфляции. Возможность осуществлять государственное регулирование экономики возникает только в том случае, если достигается определенный уровень развития экономики, концентрация производственного потенциала.[5]
На современном этапе она является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования напрямую зависят от состояния национальной экономики, ее характерных особенностей.
Поэтому существует обоснованная необходимость государственного регулирования экономики в области убыточности на рынке производства общественных товаров.
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями.
Во-первых, существует либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение той или иной хозяйственной деятельности.
Во-вторых, переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (через инструкции, запреты, ограничения) к экономическим (через денежную и фискальную налоговую систему).
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство оставляет прямое вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию филиалов административных управлений — министерств и ведомств.[13]
Государственное регулирование национальной экономики
... структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним ... в противоположном направлении. 2. Объекты и методы государственного регулирования экономики 2.1 Объекты ГРЭ Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие ...
В переходной экономике роль государственного регулирования, как правило, выше, чем в развитой рыночной экономике. Это связано со следующими причинами. Прежде всего, переход от административной и командной системы к рынку не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на стадии индустриального общества. Государство должно активно участвовать в деформации рыночных институтов, особенно в разработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы.[4]
Планирование политики преобразуется в социально-экономический прогноз. Директивное планирование – это процесс разработки планов, которые имеют силу юридического закона, и комплексных и правоприменительных мер. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение запланированных задач. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный Банк управляет денежной массой. В переходный период существуют специальные учреждения-подразделения по приватизации и антимонопольному регулированию.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных отношений;
- регулирование торговых отношений.
Она состоит главным образом в определении «правил игры», т. е. в разработке законов, нормативных актов, определяющих отношения лиц, работающих на рынке, прежде всего предпринимателей, работодателей и работников.
К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, которые регулируют взаимоотношения производителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товаров и акций, а также бирж труда, торговых домов, и определяют порядок проведения аукционов, ярмарок и требований, которые нужно соблюдать в обращении с ценными бумагами.
Это направление государственного регулирования рынка напрямую с налогами не связано.
Основой регулирования развития экономики, общественного производства является закон стоимости.
Здесь речь идет в основном о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы предпринимателей с целью их деятельности в правильном, прибыльном направлении общества.
В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает понятие «высшей организации», которая имеет право управлять деятельностью предприятий с помощью заказов и команд. Но необходимости подчинить деятельность предпринимателей целям совмещения их личных интересов и общественных – нет. В то же время указать, заставить нельзя.[9]
Уместным для рыночных отношений является лишь одна из форм воздействия на предпринимателей и наемных работников, продавцов и покупателей – система экономического принуждения в соединении с материальным интересом, потенциалом заработать практически любую сумму денег.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – применением налаженной налоговой системы, распоряжением заемным капиталом и процентными ставками, выделением из бюджета капитальных вложений, государственных закупок и реализации экономических программ и т.д. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.[14]
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
... связанных с преодолением бюрократических и административных барьеров. Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований ...
Маневрирование налоговых ставок, льгот и штрафов, изменение условий налогообложения, введение одних и отмена других налогов, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей и производств, способствует решению актуальных проблем, имеющих отношение к обществу.
1.2 Виды методов и форм воздействия на государственное
регулирование экономики
Государство берет на себя свои обязанности с помощью различных методов государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики является одной из основных форм участия государства в национальной экономике, в том числе влияет на основные этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы роста, уровень жизни населения, для которых институты государства используют исполнительные, законодательные и контролирующие методы.[1]
Возможные направления государственного вмешательства в экономику:
- разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;
- строительство государственного сектора и управление им;
- перераспределение доходов;
- разработка и реализация программ экономического развития;
- борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;
- контроль над ценами и заработной платой;
- регулирование учетной ставки;
- определение сроков, стандартов и методов амортизации;
- налоговое регулирование;
- эмиссионная деятельность;
- стимулирование внешнеэкономической деятельности предприятий и компаний;
- защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).
Подходы к государственному регулированию экономики были разными на каждом этапе развития человечества.
В XVI-XVIII веках доминирующую позицию, занимал меркантилизм это подход, вытекающий из признания неотложной необходимости государственного регулирования в развитии национальной экономики. В XIX в. в связи с развитием экономики хозяйствующие субъекты рассматривали, как значительное препятствие в экономической деятельности, так что политика сокращения вмешательства государства была принята в экономику. Он был заменен кейнсианским подходом, основанным на необходимости объединения государственного регулирования и принципов свободного рынка.
Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом из-за сложности и неоднозначности его объекта. Она состоит из взаимосвязанных конкретных целей, задач, методов и механизмов, формирующих институт государственного регулирования экономики.[5]
Функциями государственного регулирования экономики являются:
- целевая;
- направляющая и координирующая;
- распределения и перераспределения;
- стимулирующая;
- контролирующая.
Одним из основных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе на рынок является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально функционировать в новой экономической и политической среде.
Отраслевая структура экономики России и методы отраслевого экономического ...
... структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов. Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи - совершенствования ее отраслевой структуры, ... размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве эффективности размещения ... используется также индексный метод, предложенный В.В. ...
Методы государственного воздействия на экономику делятся на прямые и косвенные.
Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.[13]
Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств, влияющих на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным влиянием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Прямой характер административных средств, используемых при государственном регулировании, выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции административного решения в виде правового акта управления, который является юридически обязательным для получателя и содержит прямое указание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и принудительные меры. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности и т.д.[9]
Методы прямого регулирования производства:
- прямая поддержка дотациями;
- поведение макроструктурных сдвигов за счет разработки и финансирования НТП;
- финансирование экономических программ;
- финансирование социальной сферы;
- введение стандартов, за невыполнение – санкции;
государственные заказы на конкурентной основе
Косвенные методы государственного регулирования основаны на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения субъектов государственно-административной деятельности. Они косвенно передаются через экономические интересы без прямого влияния на поведение участников экономических отношений, создавая условия, которые влияют на мотивацию правильного поведения через материальные стимулы, такие как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся: денежная и бюджетная политика, косвенное планирование, ценовые инструменты и т.д.
Прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда вписываются в соответствующую правовую форму.[3]
Независимую группу средств государственного регулирования экономики составляют так называемые средства правовой защиты. К средствам правовой защиты относятся такие широко используемые инструменты, как договор, ответственность за собственность, юридическое лицо и другие. Указанные и другие правовые средства широко используются не только в отношениях между субъектами предпринимательства в рамках гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательства.
Государственное регулирование инвестиций
... предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков. Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса ...
Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики весьма разнообразны. Вот небольшой перечень:
- разрешение совершения определенных действий, такие как лицензирование;
- обязательные положения для выполнения каких-либо действий;
- запрещение определенных действий;
- регистрация конкретных действий;
- установление квот и других ограничений;
- применение мер административного принуждения;
- применение материальных санкций;
- выдача государственных контрактов;
- контроль и мониторинг, и т. д.
Некоторые из характерных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом – это лицензирование и система налогообложения.[2]
К административным формам относятся: лицензирование, квотирование, контроль цен, контроль над доходами, валютные курсы, проценты и т.д.
Лицензирование – это один из наиболее характерных прямых средств государственного регулирования экономики, представляющий собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.
Квотирование – это определение режима выдачи индивидуальных лицензий на экспорт (импорт) товара в пределах установленной квоты.
Квота – это количественное нетарифное средство, которое ограничивает экспорт или импорт товаров с определенным количеством или суммой за определенный период времени.[16]
Правовое регулирование осуществляется на основании законодательства через систему установления норм и правил.
Административно-правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики. Они применяются не только к центральным правительствам, но и к государствам и странам (в федеративных государствах), провинциям и регионам (в унитарных государствах), а также к местным (муниципальным) органам. Экономическое регулирование используется как для активации необходимых форм деятельности общества, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий экономики.
Методы государственного регулирования экономики
По способу функционирования По организационно институциональному признаку
Методы Методы Административ Институциональ прямого косвенного ные ные воздействия воздействия
Экономические
Бюджетно Денежно 13
Программирова Прогнозирова налоговая кредитная
ние ние политика политика
Рисунок-1 Методы государственного регулирования экономики
Экономическое (прямое) регулирование имеет различные формы безвозвратного финансирования отраслей, территорий, предприятий в виде пособий, надбавок к специальным бюджетным и внебюджетным фондам национального, регионального и местного уровней. К ним относятся льготные кредиты и налоговые льготы.[10]
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно влияющим на производство товаров и услуг, относятся целенаправленное финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование — выделение денег государством из бюджета с целью использования в качестве средства решения конкретной социальноэкономической проблемы или создания конкретного объекта. Главной целью целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в области космических исследований, строительство крупных конструкций, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство вносит соответствующий госзаказ на предприятия по производству определенных видов продукции. Эти заказы являются надежными и прибыльными, поэтому компании охотно принимают участие в конкурсах, чтобы получить их.
Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики
... методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становится довольно неустойчивым. На основании вышеперечисленного можно сделать краткий вывод о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику. Государственное регулирование цен изменяется в ...
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, приобретенных правительством, государственными органами за счет денег государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования) и для обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания государственных резервов).
К экономическим (косвенным) формам государственного регулирования относятся рычаги денежно-кредитной, налоговой, амортизационной, валютной, таможенной политики и др.
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном мерами фискальной и денежно-кредитной политики и осуществляется, за счет предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.[10]
Возможности и границы эффективности государственного регулирования не могут получить точную количественную оценку, поскольку у них уже есть много аспектов. Особенно важным является тот факт, что ресурсы, с которыми государство участвует в общественной жизни, с одной стороны, все, собственником чего оно является, а с другой стороны – это доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе средств, во втором – о их потоке. Характеристика государства при этом заключается в том, что право на принуждение оно систематически осуществляет перераспределение, так что доля государственного сектора в национальном доходе существенно отличается от его доли в общем капитале и в производстве товаров и услуг, проданных на рынке.
По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (экономическая политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает в себя структурную политику и политику общей стимуляции экономического роста с определенной точки зрения).
Государственное регулирование экономики основано на реализации ряда методов, которые формируют механизм государственного воздействия на экономику. Методы государственного регулирования экономики – это способы влияния экономики на достижение поставленных целей. Они демонстрируют административные, экономические, институциональные методы регулирования.[14]
Административные методы основаны на власти правительства и включают в себя меры запрета, принуждения или разрешения. Их функция заключается в обеспечении стабильной юридической ситуации для деловой жизни, защиты конкурентной среды, имущественных прав и т.д. это строгие методы регулирования, в странах с развитой рыночной экономикой влияние этих методов ограничено.[11]
Экономические методы – основаны на создании экономического стимула для изменения деятельности экономических субъектов в необходимом для государства направлении. Экономические методы влияют на характер рыночных отношений и расширение рынка в рамках национального образования за счет влияния на общий спрос, общее предложение, степень концентрации капитала, структурирование экономики и социальные условия, использование факторов роста. Экономические методы работы делятся на два типа: косвенные и прямые.
Государственное регулирование логистической деятельности
... централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Вмешательство государства в экономику преследует ...
Экономические косвенные методы являются общими и применяются одинаково ко всем хозяйственным субъектам, не создавая преимущества в конкурентной борьбе, они реализуются через денежную и бюджетную политику.
Прямые экономические методы нацелены на определенные предприятия или отрасли, они реализуются за счет налоговых льгот, государственных инвестиций, субсидий, бюджетного финансирования и т.д.
Эти методы обеспечивают конкурентные преимущества для экономических субъектов, на которых они распространяются.
Институциональными методами государственного регулирования экономики являются:
- создание и поддержание государственных учреждений;
- юридическая и информационная поддержка предпринимательства;
- соучастие в создании форм экономической интеграции;
- защита национальных интересов на мировых рынках.
Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанных инструментов, т. е. комплексного использования всех методов и путей государственного воздействия на экономику.
Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. Несмотря на то, что рыночная система немыслима без вмешательства государства, есть предел, за которым находится деформация рыночных процессов, эффективность производства снижается. Поэтому:
1 Все действия государства, нарушающие рыночные коммуникации, исключены. Недопустимо, например, общее планирование политики, натуральное распределение производственных ресурсов и потребительских товаров (ваучеров, карт, купонов), общий административный контроль над ценами.
2 Они могут влиять на рынок, прежде всего, экономическими методами. Если государство полагается только на методы управления экономическим регулированием, оно может разрушить рыночный механизм.
3 Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.
4 Государство должно постоянно контролировать положительное и отрицательное воздействие экономических регуляторов, которые несут ответственность за долгосрочное воздействие его решений.
5 Учитываются национальные особенности, которые оказывают существенное влияние на экономическую активность. В истории экономики есть случаи, когда экономические преобразования проваливаются, если они не дают эффекта, ожидаемого от них, или дают слишком мало эффекта, не потому что они были плохо продуманы или выполнены неправильно, а потому, что национальные особенности не были учтены. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Сегодня многие аналитики при рассмотрении причин тяжелого хода реформы и ряда экономических неудач в нашей стране отмечают, в частности, российскую национальную особенность. Россияне не склонны принимать рыночные ценности и сохранять антирыночный менталитет. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, среди русских людей:
- устойчивая социальная привычка коллективизма как нормы поведения;
- своеобразный побег из личных решений в критических ситуациях и повышенной зависимости от лидеров;
- характерен страх неуверенности, в том числе и тех, что порождаются экономическими преобразованиями;
- русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов.
Сегодня все больше экономистов стремятся сочетать иностранные экономические модели с ценностями и культурой, принадлежащими русскому народу.[14]
В заключение хочется отметить, что государство является важным субъектом в экономической системе. Под государством понимается совокупность законодательных и исполнительных органов. От содержания, эффективности, механизмов реализации государственной экономической политики зависит уровень развития общества и благополучия каждого гражданина.
1.3 Инструменты государственного регулирования экономики
Инструменты обозначаются как формы влияния государства на экономический процесс, включая правовые законы, государственный контроль над биржами, аудиторскую деятельность.
Инструментами государственного регулирования экономики являются:
1. В кредитной политике:
Нормализация обязательных банковских резервов.
Обязательные резервы составляют часть суммы депозитов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных депозитов ЦБ. Требования резерва оцениваются в процентах от объема депозитов. Увеличение нормы резервов приводит к снижению денежной массы, и наоборот;
- Изменение учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования).
Учетная ставка рефинансирование – это процентная ставка, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Увеличение учетной ставки приводит к снижению предложения денег в бизнесе, а их снижение-к повышению предложения денег;
- проведение операций на валютном рынке.
Этот инструмент денежного регулирования включает в себя покупку или продажу ЦБ страны гособлигаций. Приобретая ценные бумаги коммерческих банков, ЦБ увеличивает денежные средства коммерческих банков и повышает их кредитные возможности, и способствует денежному предложению. Эффект от продажи ценных бумаг – обратный.
2. В бюджетной политике:
- регулирование государственных расходов;
- осуществление государственных закупок;
- выдача государственного внутреннего кредита;
- поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике:
- регулирование налогового сбора имущества граждан и юридических лиц; введение муниципальных налогов.
4. В социальной политике:
- регулирование минимальных заработной платы;
- определение размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.
5. Во внешнеэкономической политике:
- законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;
- использования иностранных кредитов, инвестиций и валютных ограничений.
Правовые Законы. Формирование законов, законов функционирования различных акционерных обществ, законов отношений между различными акционерными обществами. Определяет наследственное право присвоения других предприятий. Содержит антимонопольное законодательство.
Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, проведение биржевых процессов, взаимосвязь бирж между собой, формирование курса ценных бумаг.
Аудиторская деятельность. С целью выявления того, как предприятие выполняет принятые государством законы. Она проводится аудиторами, предоставляющими очень высокие требования.[8]
Финансовая политика включает в себя использование налогового механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.
Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных органов власти.
Налоги – основной инструмент мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов. Они также широко используются для влияния на деятельность экономических субъектов и социальную стабилизацию. Налоговые поступления являются одним из источников расходов из госбюджета. Влияют на производственный процесс.[1]
Виды налогов:
- налог на доходы;
- налог на имущество;
- на прирост доходов;
- на оборот;
- на акцизы.
В первую очередь интересна не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование налогов зависит от выбора налоговой системы, уровня налогов, а также от вида и размера налоговых льгот.[7]
Метод денежно-кредитной политики предполагает использование косвенного влияния ЦБ на элементы рыночного механизма и, прежде всего, на оптимальность обращения денежных средств. С помощью денежнокредитной политики, государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.
Все данные методы и инструменты государственного регулирования должны быть использованы комплексно, так как применение одного не может иметь положительного эффекта.
Для государственного регулирования экономики существуют ограничения. Например, в рыночной экономике недопустимы все действия государства, которые разрушают рыночный механизм (тотальное директивное планирование, административный контроль цен и т.д.).
Однако государство не должно полностью отказываться от планирования. Планирование на уровне предприятий, регионов и даже экономик в форме национальных целевых программ является необходимым элементом рыночной экономики. Но не стоит забывать, что рынок во многом является саморегулируемой системой, и в основном на нее следует косвенно влиять экономическими методами.[8]
2 Характеристика государственного регулирования экономики
2.1 Рассмотрение необходимости государственного регулирования в
условиях рыночной экономики
Роль государства имеет важное значение для нормального функционирования любой экономической системы. В современных условиях каждая развитая рыночная экономика в основном представляет собой смешанную экономику, т. е. состоящую из частных и государственных секторов, которые взаимно дополняют друг друга.
Объектом управления, на котором хранится вся рыночная макроэкономика, представлен: общий спрос, общее предложение и общее производство. Необходимость сохранить объем и структуру общих ценностей спроса, предложения и производства, составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития макроэкономики. В случае нарушения таких условий возникает макроэкономическое неравенство, выражающееся в структурных кризисах, экономическом кризисе перепроизводства, массовой безработице, инфляции.
Для постоянного поддержания общего баланса экономики необходим регулятор всей макроэкономики. Это часто называют экономическим механизмом.[4]
Макроэкономический регулятор – общественный режим организации и регулирования национальной экономики (рыночный, государственный и смешанный).
Функции макроэкономического регулятора – объединение всей экономики страны в единую систему; определение направлений производственной деятельности всех нижних звеньев экономики; распределение работы и средств производства по отраслям и видам продукции, по социальным потребностям; стимулирование высокоэффективной экономики.[1]
Причины, по которым усиливается действие государственного регулятора:
Во-первых, государство обеспечивает безопасность и целостность территориального экономического пространства, а также международных отношений, защищает позиции своих субъектов на мировом рынке.
Во-вторых, государство определяет долгосрочные интересы населения в целом, и бизнес обязан уважать эти цели и интересы.
В-третьих, государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, сбалансированной и развивающейся системой.
В-четвертых, требуется расширение общественного воспроизводства, что означает прогрессивное развитие производительных сил общества, определенную институциональную цель и государственную адаптацию диспропорций, которые возникают между фазами воспроизводства.
В-пятых, создание и поддержание развитой инфраструктуры (в широком смысле этого слова) по силам только государству.
В-шестых, только в рамках определенного государства можно улучшить институциональную среду (правовую базу, юридические институты, информационные системы, аппараты контроля и управления).[14]
Ряд областей находится за пределами диапазона рыночного конкурентного механизма. Это касается, так называемых, общественных товаров, т. е. товаров и услуг, потребляемых коллективно и где предельные затраты на производство не зависят от количества потребителей (национальная оборона, образование, транспортная система и т.д.).
Очевидно, что государство должно заботиться об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.[11]
К проблемам, которые не решают рыночные конкуренты, относятся внешние или побочные эффекты, эффекты (экстерналии).
Внешние эффекты (экстерналии) — это преимущества и затраты, которые не учитываются в текущем рыночном ценовом механизме и в стандартном механизме распределения рыночных ресурсов. Негативные внешние факторы – это издержки одного экономического агента, которые вызваны деятельностью другого. Положительные экстерналии – преимущества одного хозяйственного агента, обусловленные деятельностью другого. Если производство продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то требуются дополнительные расходы (очистка воды для населения, расходы на здравоохранение и т.д.).
При этом по цене продукта, производство которого вызывало подобные побочные эффекты, это может не повлиять. Механизм рынка часто не реагирует на явления, ставшие настоящей катастрофой для человечества. Внешние или побочные эффекты могут регулироваться путем прямого контроля государства, которое должно оценивать и решать возникающие проблемы. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, так как от реализации мер в этих областях выиграют не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ресурсов, что свидетельствует о периодическом экономическом кризисе. Критерием эффективной организации экономики является уровень наименьших трансакционных затрат, которые необходимы для создания и поддержания «на ходу» организационных форм и структур в экономике. Трансакционные издержки – это предельные расходы, которые необходимы для осуществления компанией всех работ и услуг по установлению отношений при заключении договора, производстве и реализации товаров и организации работы самого предприятия; расходы по обмену в связи с передачей прав собственности. Их проблему также трудно решить только при помощи рыночного механизма. Например, оплата каждого пользователя в отдельных службах высокоскоростной автомобильной дороги при въезде или выезде создала бы пробки на дорогах, которые усложняют проезд и разрушают все те преимущества, для которых такая скоростная дорога строилась. Финансирование товаров с высокими трансакционными издержками выгоднее взять на себя государству. Это относится и к страхованию производства (в случае безработицы по возрасту).
В отличие от частных страховых компаний, государству не нужно тратить деньги на рекламу, обслуживание административного аппарата и страховых агентов, что значительно снижает трансакционные расходы и сокращает общие расходы общества на их производство.[15]
Недостатки рынка также проявляются в тенденции к монополизации, подрывающей свободную конкуренцию как условие наиболее полной идентификации регулирующих функций рынка. Выбор рынка «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Не ограничиваясь рыночное распределение, справедливое в отношении законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной неопределенности, которая связана с серьезными социальными конфликтами. Исправить распределение, которое предлагает рынок, должно государство. Вмешательство государства также требует другая рыночная проблема – безработица.
Но первое, что государство должно обеспечить – это защита прав производителей и потребителей, работающих на рынке. Для нормальной работы хозяйственной деятельности субъекты должны быть законодательно защищены. Прежде всего – это законодательное обеспечение имущественных прав, противодействие власти монополий, защита прав потребителей, а также защита интеллектуальной собственности, нормальная деятельность банковского сектора и других сфер экономики, уголовное законодательство.[8]
Таким образом, возможности государственного регулирования определяются наличием областей, которые находятся вне диапазона рыночного конкурентного механизма. Необходимость государственного регулирования связана с правовой безопасностью экономики, производством общественных товаров, минимизацией внешних эффектов, минимизацией трансакционных издержек.[15]
Для обеспечения эффективности рыночного механизма государство:
- разрабатывает и внедряет экономические законы (правовую основу для предприятий, бирж, банков, налогов и т.д.);
- обеспечивает безопасность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и сокращению бюджетного дефицита);
- укрепляет ситуацию на отдельных видах рынков (конкурентоспособность национального капитала за счет продвижения научно-технического прогресса, стимулирование экспорта).
Стабилизация экономического развития включает в себя сглаживание взлетов и падений деловой активности, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание устойчивого экономического роста. Во время рецессии государство повышает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности кредитования, снижает процентную ставку. Во время подъема эти меры носят противоположное направление. Регулирование социальных отношений означает регулирование отношений между работодателями и работниками. Государство определяет минимальный размер заработной платы, следит за заключением коллективных договоров, страхованием работников, регулирует условия труда на предприятиях. Она распределяет доходы через налоговую систему, финансирует программы экологической безопасности для населения.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, которая направлена на снижение материального неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу беднейших слоев населения. В этой модели функции обеспечения высокого уровня жизни (в том числе занятости, образования, социального страхования) и многие элементы инфраструктуры поручены государству, а производством занимаются частные предприятия.[12]
Модель социальной рыночной экономики ФРГ была сформирована на основе ликвидации концернов фашистских времен и обеспечена всеми формами возможности устойчивого развития. Государство активно воздействует на цены, пошлины, технические нормы, поддерживает средние и малые предприятия, т. е. конкурентную среду для обеспечения высокоэффективной экономической деятельности.
Для японской модели государственного регулирования характерно содействие высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке путем активного поддержания динамичного развития перспективных отраслей, отставание уровня жизни населения от роста производительности труда, нейтральной позиции государства по отношению к имущественным пакетам граждан.
В южнокорейской модели, которая имеет много общего с японской, государственная компания поддерживает малый и средний бизнес, который является основой среднего класса. Она также характеризуется четким и сбалансированным разделением функций между центром и провинциями.[12]
При всей многовариантности смешанного типа экономического механизма вполне очевидно, что повышение эффективности макроэкономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов экономической пропорциональности.
2.2 Основные исторические этапы государственного регулирования
экономики
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
представляет собой комплекс экономических, правовых и административных мер со стороны государства, которые преследуют цель формирования благоприятных условий для управления субъектами внешнеэкономической деятельности. Эти меры обеспечивают экономическую поддержку и юридическую безопасность на внутреннем и внешнем рынках и направлены на повышение экспортного потенциала. Они помогают в реализации стратегии расширения экспорта на международных рынках товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высокой добавленной стоимостью, устойчивом сохранении положительного сальдо внешнеторгового баланса для обеспечения экономической безопасности в национальном масштабе.[5]
Кратко определим цели государственного регулирования рассматриваемой области. Прежде всего, цель определения приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализированной мировой экономике и межгосударственного регулирования ее развития. Это должно способствовать достижению всех других целей и задач. Задача формирования благоприятного правового климата для правильной (в рамках действующего законодательства и международных соглашений) деятельности национальных экономических субъектов во внешнеэкономической сфере внутри страны и за ее пределами. К ним относится и экономическая стимуляция внешнеторговых операций, в том числе источник доходов и формирование национального дохода государства по приоритетным направлениям, по экономической концепции экономического развития страны. Необходимость обеспечения условий эффективной внешнеэкономической деятельности, как для любого экономического субъекта, так и на цели национального развития. Для этого государство устанавливает разнообразные рычаги, различные очень важные формы экономического и административного контроля. Дело в том, что приоритет контрольных функций обусловлен особенностями формирования механизма трансформации Российской экономики при переходе на рынок. Это создание соответствующей вспомогательной инфраструктуры (информационной, консультационной и т.д.) для предприятий, оказание помощи в подготовке и переподготовке сотрудников по всему спектру специализированных направлений внешнеэкономической деятельности.[7]
Следующая группа целей относится к глобализации мировой экономики. Речь идет о содействии формированию многополярной геоэкономической модели глобальной экономической системы на основе последовательного осуществления стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группами, союзами и отдельными предприятиями, в том числе с учетом их региональной направленности. Россия должна таким же образом участвовать в международном разделении труда и сотрудничестве, вступать на новые рынки с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна стать основой экспортного потенциала страны. Неоценимой задачей является улучшение структуры внешнеэкономической деятельности.[7]
Есть большие возможности для улучшения экспортных операций доли услуг (туризм, сервис, техническая поддержка на коммерческой основе), машиностроительной и технической продукции, которая разработывается на основе последних достижений науки и техники, патентов и лицензий. Все это должно сопровождаться уменьшением поставок сырья, минералов и принудительным ввозом отходов переработки радиоактивных материалов, которые были поставлены ранее. Роль регулирования торговых отношений на межгосударственном и региональном уровнях, защита отечественных экспортеров за рубежом, предоставление информации, консультации, правовая и другая помощь в проведении операций с иностранными контрагентами. Важно также контролировать поддержание стабильного положительного баланса во внешней торговле.
Одной из важнейших задач является регулирование платежного баланса страны в плане внешнеэкономической деятельности. Своевременное погашение внешних долгов не отменяет, а предполагает жесткий контроль за сохранением потенциала самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов развития экономики. Другими словами, самый строгий контроль над пределом внешнего заимствования необходим. Государственное регулирование также имеет целью сформировать благоприятный имидж страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности. Это должно обеспечить достоверность добросовестного, проявляющегося в рамках законодательства и международных соглашений государства, регулирующего законодательство национальных и иностранных партнеров, других международных норм и правил, государств, осуществляющих любой вид контрабанды или связанных с отмыванием «грязных» денежных операций.[5]
2.3 Анализ и оценка эффективности государственного
регулирования экономики в России
Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:
1 повышение уровня жизни населения
2 обеспечение национальной безопасности
3 обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.
Для выполнения первой стратегической задачи необходимо достичь высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономического спроса на высокообразованную рабочую силу, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
Вторая стратегическая задача заключается в том, чтобы сохранить государственную целостность и независимость путем обеспечения достаточной безопасности страны, оборонного потенциала.
Третья задача, которая особенно важна в глобализации, заключается в повышении технологических возможностей производства, оптимизации экспорта-импорта в направлении расширения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, нахождении ее экономически выгодных ниш в международном разделении труда.[3]
Обеспечение относительной самостоятельности Российской экономики предполагает создание независимой экономической системы типа рынка, способной развиваться при поддержке внутренних ресурсов и развитого внутреннего рынка этих ресурсов. Особенно важно постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развития отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размеров.
Тесные отношения экономического роста должны, показать, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особое практическое значение для всего общества. И в этом случае он может выступать в качестве решающего элемента консолидирующей национальной идеи.
Для того чтобы реализовать долгосрочный экономический рост России, необходимо сосредоточиться на развитии производственных факторов: человеческому, природному, финансовому. Важно повысить спрос на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширить возможности ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке, активизация протекционистской политики государства.
Решить эту проблему непросто, но необходимо. По крайней мере, заключение долгосрочных договоров с иностранными странамипоставщиками сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.[13]
Экономический рост может быть обеспечен только в том случае, если будет увеличено производство товаров и услуг, производительность и работа, внедрение в производство и управление новыми технологиями. Невозможно решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации работников.[2]
Государство, как общественный институт в рыночной экономике, должно играть решающую роль в обеспечении экономического роста. Следует разработать не только эффективную долгосрочную стратегию этого роста, а также обеспечить выполнение конкретных тактических задач. Основными направлениями деятельности государства являются:
1. Достижение сплоченности общества вокруг национальной идеи экономического роста;
2. Стимулирование роста населения
3. Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение занятости и снижение безработицы
4. Стимулирование модернизации производства, развитие производственной инфраструктуры.
Государственные учреждения обязаны лишь повысить качественную составляющую законодательной базы для управления бизнесом, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предприятием, снизить уровень административного капитала.
Проблема экономического роста, как и проблема экономического развития страны, весьма спорна. Но важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс распада и деградации. Важно также, чтобы каждый гражданин России ощутил положительное влияние экономического роста страны.[3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэтому современная рыночная система без вмешательства государства немыслима. Тем не менее, существует предел, за которым возникают деформации рыночных процессов, снижается эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, все действия государства, которые разрушают рыночный механизм (общее планирование политики, комплексный административный контроль цен и т.д.), недопустимы. Это не означает, что государство должно отказаться от ответственности за неконтролируемый рост цен и отказаться от планирования. Как уже упоминалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже экономики, которая происходит в форме национальных целевых программ. Но рынок во многом является самодостаточной системой, и поэтому оказывать на него влияние нужно только косвенными экономическими методами. В некоторых случаях применением административных методов. Но полагаться не только на экономические или только на административные меры. С одной стороны, элементы управления несут в себе любой хозяйственный регулятор. Например, обработка платежей будет ощущать влияние такого известного экономического метода, как процентная ставка по кредитам ЦБ, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть что-то экономическое в том смысле, что оно косвенно скрывается от поведения участников экономического процесса. В поисках новых источников финансирования инвестиций государство вынуждает прибегать непосредственно к ценовому контролю, создавать для производителей специальный экономический режим, заставлять их пересмотреть производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Словарь экономических терминов. 2015
2 Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.
3 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. / В.З. Баликоев — М.: Приор, 2016
4 Нуралиев С. У., Нуралиева Д. С. Экономика: учебник, 2015
5 Салихов Б. В. Экономическая теория, 2016
6 Сидоров В.А. Экономическая теория , 2014
7 Николаева И. П. Экономическая теория , 2017
8 Сорокин А. В. Общая экономика , 2016
9 Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория , 2016
10 Козырев В. М. Экономическая теория: учебник , 2015
11 Карцхия А.А Правовая монополия исключительного права и защита конкуренции / 2014. № 7. С. 4-16.
12 Тилеубергенов Е.М., Копбаева Л.Ш. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках / 2015. С. 395-399.
13 Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Г.П. Журавлевой. — Изд-е 5. – М.: ИНФРА-М. – 2014. 864с.
14 Экономическая теория. /Под ред. Б.В. Салихова. — М.: Дашков и К. — 2014.- 723 с.
15 Океанова З.К. Основы экономической теории / З.К. Океанова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум. – 2014. 318с. 32