Актуальность темы заключается в том, что развитие антимонопольного регулирования необходимо для российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившейся рыночной экономикой. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих секторах экономики. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного бизнеса и организацией защиты потребителей являются одним из важнейших условий успешного социально-экономического развития России.
Объектом исследования является антимонопольное регулирование. Предмет исследования — проблемы и значение антимонопольного регулирования в России.
Цель исследования: на основе анализа антимонопольного регулирования в Российской Федерации выявить проблемы и указать решения.
Для достижения этой цели вы должны выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы монополий и их регулирование;
- рассмотреть особенности государственного регулирования деятельности монополий;
- проанализировать деятельность Федеральной антимонопольной службы России;
- выявить проблемы и перспективы государственного регулирования российских монополий.
Методологическая база исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, концепция, суждение, математический метод, статистический анализ.
Теоретической основой исследования были работы российских ученых в научной и периодической литературе: В. П. Орешина, А. М. Бабушкина, С. Авдашева, С. Пузыревский, Д. Г. Даутов, А. А. Оводов, Е. Шохин, Г. И. Мартыненко.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические основы монополий и особенности их регулирования. Речь идет о понятии, видах и значении монополий, а так же об особенностях государственного регулирования деятельности монополий. Во второй главе раскрывается антимонопольное регулирование в современной России и его специфика. Речь идет об анализе деятельности Федеральной Антимонопольной Службы России, проблемах и перспективах государственного регулирования российских монополий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ И
ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, виды и значение монополий
Монополии в России
... банков. Специфика русских монополий Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались ...
Монополия является исключительным правом осуществлять определенные действия производственного процесса. Это право, обычно со стороны государства, за исключением временной монополии.
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц с их доминирующим положением, соглашениями или согласованными действиями, запрещенными антимонопольным законодательством и иными действиями (бездействием), признанными в соответствии с федеральными законами о монополистической деятельности (статья 4 Федерального закона 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с критерием защиты монополии от конкуренции с государственной системой институциональных и нормативных:
1. Закрытая (законная) монополия:
а) прямо регулируется государством:
- государственная монополия;
- естественные монополии.
б) обладатели исключительных прав (не защищены от конкуренции и поэтому должны соблюдать Общее правило (принципы) рыночной экономики и бизнеса).
2. Открытая (рыночная, временная) монополия.
Монополии, которые прямо регулируются государством, создаются волей государства для обеспечения государственных и общественных интересов [13, c.175].
Государственная монополия является монополией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющей границы товарного рынка: монополию, монополистические образования, формы контроля и регулирования своей деятельности, а также компетенцию надзорного органа, установленную федеральными законами, а также Обеспечения общественных интересов. Государственная монополия искусственная монополия.
Естественная монополия — монополия, в которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в том числе за счет импорта продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно или экономически нежизнеспособно с нынешним уровнем инновационного развития.
Юридическое определение, приведенное в статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»: «естественная монополия — статус товарного рынка, когда удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей (В связи с существенным снижением издержек производства на единицу при увеличении объема производства), а товары, произведенные субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке для товаров, произведенных естественным Монополий, в меньшей степени зависит от изменения цен на этот продукт, чем спрос на другие товары».
Монополия исключительных собственников — классов способностей на рынке монопольной позиции в связи с исключительным характером самих этих прав на нематериальные выгоды [1, с.138].
Временная монополия является монополией на временное отсутствие конкуренции. Такие монополии являются результатом самостоятельных действий хозяйствующих субъектов, не регулируемых государством.
Монополии могут быть классифицированы по другим основаниям:
1) в зависимости от характера происхождения:
- натуральные;
- искусственные.
2) в зависимости от степени государственного регулирования:
- прямо (непосредственно) регулируется государством;
- косвенно регулируется государством.
С учетом объема деятельности можно говорить о монополиях в газовой и нефтяной промышленности, транспорте и связи и т. д.
Монополистическая конкуренция
... продукция Низкие Слабый Таким образом: Чистая монополия Дуополия Олигополия Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 1 Экономическая ... типы структур Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В ... работ, продуктов, услуг. В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция ...
Монопсония является единственной или доминирующей на рынке определенных товаров покупателем.
Олигополия — рыночные структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует очень небольшое число фирм.
Картель — соглашение (в том числе неофициальное) о единой политике продаж.
Синдикат продаж, распределение заказов централизован.
Монополия — это крупные деловые ассоциации (картели, синдикаты, трасты, корпорации и т.д.), Находящиеся в частной собственности (индивидуальные, групповые или совместные) и осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономиками, основанными на высокой концентрации производства и капитала. Цель установления монопольных цен и получения монопольной прибыли. Доминирование в экономике является основой влияния монополий на все сферы жизни страны. При анализе монополии важно учитывать двусмысленность термина «монополия». Слово монополия латинского происхождения, «моно» — один «поли» — продать.
В действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке будет действовать только одна фирма — производитель товара не имеет заместителя. Следовательно, всегда присутствует термин «монополия» и более «чистая» монополия, доля конвенций из [26, c.21].
Монополистическая экономика является серьезным препятствием для развития рынка, для которого более характерна монополистическая конкуренция. Это предполагает сочетание монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда большое количество мелких производителей предлагают похожие, но не идентичные продукты. Каждая компания имеет относительно небольшую долю на рынке и поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа компаний гарантирует, что сговор, согласованная практика предприятий с целью ограничения выпуска и повышения цен практически невозможны.
Общая форма монополии возникает, когда деловая ассоциация всесторонне — с помощью государства доминирует в экономике и работает на большинстве рынков и основных поставщиков, а также крупных клиентов. В этом случае государство является крупнейшей монополией, концентрируя в своих руках всю промышленность и производственные системы, как, например, военно-промышленный комплекс. Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда неоднозначно из-за противоречивой роли монополий в экономике.
Монополии ограничивают выпуск и устанавливают более высокие цены из-за монопольного положения на рынке, что приводит к нерациональному использованию ресурсов и приводит к увеличению неравенства в доходах. Монополия снижает уровень жизни населения. Не всегда фирмы-монополисты в полной мере используют свои возможности для внедрения НТП (научно-технический прогресс).
Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности посредством STP, так как конкуренции нет. Характерными чертами монополии являются:
1. Промышленность состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем продукта или поставщика услуг.
2. Из первой характеристики следует, что покупатель должен приобрести продукт у монополиста или обойтись без него. Тот факт, что для монополизированного продукта не существует тесных заменителей, имеет важное значение для рекламы. Тем не менее, монополисту часто не нужно использовать рекламу.
Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика ...
... к исследованию конкуренции и монополии. 2. Охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополии. 3. Проанализировать рынки несовершенной конкуренции и их ... производства; дифференциация товаропроизводителей; давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предприятий, ...
3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предлагаемого продукта.
4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных отраслей, созданных другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
1) монопольное частное предпринимательство;
2) монопольное соглашение;
3) монополия, основанная на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения через первое непросто, о чем свидетельствует тот факт, что эксклюзивность этих образований. Кроме того, этот путь к монополии можно считать «приличным», поскольку он обеспечивает непрерывное повышение производительности и достижение преимуществ перед конкурентами. Более доступным и широко распространенным является согласие нескольких крупных фирм. Это позволяет вам быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) находятся на рынке United, когда дело доходит до отсутствия конкуренции, особенно цены, покупатель находится в бесспорном состоянии [5,с.420].
Существует пять основных форм монополий. Монополия монополизирует все сферы общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополий — картели и синдикаты.
Картель представляет собой Ассоциацию нескольких предприятий в той же сфере производства, в которой участники сохраняют собственность на средства производства и выпускаемую продукцию, производственную и коммерческую независимость и соглашаются на долю каждого в общем объеме производства, ценах, рынках. Картельное соглашение может определять единообразный для его членов уровень цен и условий продаж для клиентов.
Синдикат — Ассоциация нескольких предприятий той же отрасли, члены которой сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на выпускаемый продукт и тем самым сохраняют производство, но теряют свою коммерческую независимость. От продажи синдиката товаров является Главное торговое представительство. Существует также способ монополизировать подобный угол [10, c.33].
Угловой метод, изобретенный в 16 веке. Суть этого метода довольно проста: торговцы или производители заключили секретное соглашение о покупке временного вывоза с рынка какого-либо продукта для искусственного создания дефицита и повышения цен. Тогда товары из акций, выброшенных на рынок, а участники «кольца» получат повышенный доход. Например, в 1931 году члены Международного оловянного картеля организовали угол на жестяной банке. Они купили огромное количество олова и создали в нем чрезмерный спрос, вызванный в свою очередь резким ростом цен. Достигнув этого, участники углового после года распродали свой запас металла с огромной прибылью.
Более сложные формы монополий возникают, когда процесс
монополизации распространяется на сферу непосредственного производства. На этой основе возникает более высокая форма монополий как доверия.
Издержки производства и прибыль предприятий
... издержки производства все расходы - внешние и внутренние, включая в состав внутренних издержек ренту, нормальную прибыль и процент для того, чтобы привлечь и использовать ресурсы в деятельности конкурентного предприятия. Бухгалтерские издержки ...
Доверие представляет собой союз целого ряда предприятий в одной или нескольких отраслях промышленности, члены которых теряют право собственности на средства производства и выпускаемую продукцию, производственную и коммерческую независимость. Другими словами, они объединяют производство, маркетинг, финансы, управление и размер капитала, который вносят владельцы отдельных предприятий, получают акции траста, что дает им право участвовать в управлении и распределять соответствующую часть прибыли доверие.
Имеются также секторальные холдинги, созданные в результате покупки пакетов конкурирующих фирм и создания над ними из-за этого экономического контроля с целью проведения единой эксклюзивной политики продаж и цен.
Диверсифицированная группа — это ассоциация из десятков или даже сотен предприятий в различных отраслях промышленности, транспорта, торговли, члены которой теряют право собственности на средства производства и выпускаемую продукцию, а основные фирмы осуществляют над другими членами Ассоциации финансовых контроль [8, с.222].
В 60-е годы в Соединенных Штатах и некоторых странах столицы появились и начали развиваться конгломераты, т. Е. Монополистические предприятия, образованные путем поглощения прибыли различных промышленных предприятий без технического и производственного единства. Опыт показывает, что монополия, монополизирующая конкретную отрасль и занимающая сильные и монопольные позиции, рано или поздно потеряет динамику развития и эффективности. Причина в том, что преимущества крупного производства не абсолютны, они повышают рентабельность только до определенного времени.
Существуют различные типы монополий, которые можно разделить на три основных:
1. естественная;
2. административная;
3. экономическая.
Естественная монополия происходит по объективным причинам. Это отражает ситуацию, когда спрос на этот продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Он основан на особенностях технологии производства и обслуживания потребителей. Здесь соревнование невозможно или нежелательно. Примером является электроснабжение, телефонные услуги, связь. В этих отраслях существует ограниченное число, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными чертами естественной монополии являются:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективно в условиях отсутствия конкуренции, что связано с существенной экономией в масштабах производства и высокими условно фиксированными затратами. К таким областям относятся, например, транспорт. Стоимость доставки или перевозки одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в этом направлении.
2. Высокие барьеры входа, поскольку фиксированные затраты, связанные со строительством таких объектов, как дороги, линии связи, настолько высоки, что организация таких параллельных систем, выполняющих одни и те же функции (строительство дорог и трубопроводов или прокладка железнодорожных путей затруднительно) Вряд ли окупится.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые естественными монополиями, в меньшей степени зависит от изменения цен, чем спрос на другие виды продуктов (услуг), потому что они не могут быть заменены другими продуктами. Этот продукт удовлетворяет основные потребности населения или других отраслей промышленности. К таким продуктам относятся, например, электричество.
Особенности финансовой деятельности субъектов хозяйствования ...
... естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства. Предпринимательство ... условиях. Осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица несравнимо проще в смысле финансового и налогового учета, для этих субъектов предусмотрена упрощенная ...
Если вы предлагаете, цены на автомобили заставят многих потребителей избегать покупки их собственных автомобилей, и они будут использовать общественный транспорт, даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от потребления, поскольку замена его эквивалентным источником энергии является трудно [17, с.29].
Административная монополия возникает из-за действий правительства. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительных прав на осуществление определенных видов деятельности. С другой стороны, это организационная структура государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются различным министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия той же отрасли. Они действуют на рынке как единое экономическое образование, и между ними существует конкуренция.
Экономика бывшего Советского Союза была одной из самых монополизированных в мире. Доминирующей была роль административной монополии, особенно монополии всемогущих министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. В другой экономической литературе выделяется государственная монополия.
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг называется естественной монополией некоторых государственных предприятий (например, железных дорог) и государственных ограничений на приток новых фирм в любую отрасль (например, в области экспорта-импорта Операции с стратегически важными товарами и т. д.).
В отличие от идеального конкурента, принимая рыночную цену, как извне, монополия определяет свои цены исходя из объема рыночного спроса и величины их издержек [3, с.310].
Монополизация рынка ведет обычно к относительному спаду производства и более высоким рыночным ценам, реализуемым монопольными товарами и услугами. Именно поэтому во всех развитых странах государство проводит более или менее жесткую политику, регулирующую деятельность монополий, особенно естественную, и продвижение конкурентных сил на рынке.
Наиболее распространена экономическая монополия. Его появление связано с экономическими причинами, оно развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Это приводит к двум путям. Первое — это успешное развитие предприятия, постоянное увеличение его величины за счет концентрации капитала. Второй (более быстрый) основан на процессах централизации капитала, то есть добровольной ассоциации или поглощении победителей банкротом. Так или иначе, или используя их, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. В этом вопросе о причинах возникновения монополий в экономической литературе имеются две точки зрения [12, с.196].
Сначала монополия рассматривается как случайная, не присущая рыночной экономике. Что касается другой точки зрения, монополия образования определяется как естественная. Один из тех, кто предпочитает такие взгляды английского экономиста А. Поу. Он настаивает на том, что «монопольная власть не возникает случайно». Это логическое завершение стратегии. Даже Адам Смит сформулировал принцип экономической выгоды, заставляя компанию постоянно искать возможности для увеличения своей прибыли. Одним из них, самым привлекательным и надежным, является создание или достижение монопольного положения.
Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности
... государственного регулирования деятельности естественных монополий. В первой главе курсовой работы дается понятие естественных монополий, представлена общая характеристика функционирования естественных монополий в мировой экономике, рассматриваются общие подходы к регулированию деятельности естественных монополий. Во второй главе курсовой работы дается общая характеристика естественных монополий ...
Другой движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как вы знаете, этот закон соблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движущей силой является конкуренция. Чтобы выжить в этой борьбе за получение большой прибыли, предприниматели вынуждены внедрять новое оборудование для увеличения производства. В то же время от масс средних и малых предприятий были отделены больше. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей появляется альтернатива: или продолжать между потерей конкуренции или достижением соглашения о масштабах производства, цен, рынков. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к сговору между ними, что является одним из главных признаков монополизации экономики.
Таким образом, важно отметить, что появление монопольных предприятий из-за прогресса производительных сил, реализация преимуществ крупных предприятий по сравнению с малыми. В своей истории человечество накопило много опыта столкновения с монополиями и убедилось, что монополия является экономическим злом. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, поскольку это вредно для интересов нации в целом. И потому, что большая часть мира постепенно стала понимать необходимость борьбы с монополией.
1.2 Особенности государственного регулирования деятельности монополий
Естественная монополия — статус товарного рынка, когда удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства и товаров, произведенных субъектами естественных монополий, не может быть заменено в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этот товар, рынок товаров, произведенных естественными монополиями, в меньшей степени зависит от изменения цены этого продукта, чем спрос на другие виды товаров [6, с.52].
Организация деятельности в режиме естественной монополии в связи с технологическими особенностями функционирования определенных областей управления (снижение затрат в этих областях связано с увеличением объемов выпускаемой продукции — деятельность субъектов в таких областях в конкуренции невыгодна).
На территории Российской Федерации, созданной и управляемой федеральными естественными монополиями, субъектами естественных монополий Российской Федерации (муниципальное образование имеет право регулировать деятельность муниципальных естественных монополий).
Правовые основы функционирования субъектов Федерации естественных монополий, закрепленные в Законе «О естественных монополиях», Гражданском кодексе, других законодательных актах (Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Федеральный закон «О связи», Закон «О почтовой связи», ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»).
Государственное регулирование естественных монополий в современной ...
... России в переходный период. Предметом изучения является государственное регулирование естественных монополий в РФ. В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования. Несмотря на ... оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[1,12] С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого ...
Объем деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии, услуги, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии).
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий формируются Федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:
- Федеральная таможенная служба (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий, осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);
— Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований об обязательном заключении договоров для естественных монополий, предоставлении доступа на рынки услуг естественных монополий и предоставлении услуг естественными монополиями на не дискриминационных условиях).
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется с использованием специальных методов:
- регулирование цен (должно осуществляться путем определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней);
— определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня безопасности в случае неспособности удовлетворить все требования товаров, произведенных (проданных) субъектом естественных монополий, с учетом необходимости защиты прав и Законных интересов граждан, обеспечения государственной безопасности, охраны природы и культурных ценностей.
Решение использовать методы регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии должно основываться на анализе его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и удовлетворении спроса на них [15, c. 55].
Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых решениях (для включения в реестр субъектов естественных монополий, исключения из него, применяют методы регулирования их деятельности).
Государственный контроль в сферах естественных монополий осуществляется посредством действий, совершаемых с или в отношении субъектов естественных монополий, что может привести к:
- нарушение интересов потребителей товаров, в отношении которых применяется правило;
- сдерживание экономически обоснованного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии на конкурентный рынок.
Гражданская ответственность (убытки возмещаются как естественная монополия, а также регулирование естественных монополий, если они были вызваны нарушениями требований Федерального закона «О естественных монополиях», а убытки также возмещаются субъектом естественной монополии, если это необоснованно Уклонение от заключения договора).
Регулирование и зарубежный опыт естественных монополий в России
... практики, опыт которой является небезынтересным и для России. 1. Теория монополии ... вопросы, связанные с государственным регулированием, монопольной властью, географическими ... дифференциация - это естественная реакция на конкурента, «естественное» проявление самой конкуренции. ... конкуренция - не некое нарушение нормального состояния, ведущее к ... существу продавец товара или услуг формирует свой собственный ...
Установлена административно-правовая ответственность в сфере естественных монополий (за нарушение правил ценообразования, за невыполнение в установленный срок правовых положений, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа, за непредставление заявок, уведомлений, информации, в органах регулирования естественных монополий, внесении предложений и уведомлений, содержащих заведомо ложную информацию, нарушение порядка и сроков подачи заявок и уведомлений).
Перед монополистическими структурами, выбирая тип интеграции капитала, выстраивать альтернативные решения для реализации своих экономических интересов: использование рыночных выгод для слияния (горизонтальная интеграция) или снижение транзакционных издержек (по вертикали).
В этой связи государственным органам следует контролировать источники формирования монопольных цен, регулирующий механизм, который зависит от характеристик и проблем, связанных с процессами концентрации экономических интересов, интеграции и централизации капитала [7, с.43] ,
Государственное регулирование процессов монополизации в России в настоящее время осуществляется с точки зрения приоритетности отраслей, производящих средства производства, недостаточного развития инфраструктуры и значительного износа основных фондов. Необходимо сохранять равновесие между отраслями национального производства и осуществлять экономические интересы хозяйствующих субъектов, проводя соответствующую антимонопольную политику.
Таким образом, основной причиной низкой эффективности некоторых российских естественных монополий является несовершенство и координация институтов управления и регулирования этого сектора экономики. Регулируемыми по вертикали являются сделки, которые происходят в цепочке: «общество — государственные регулирующие органы субъекты естественных монополий — потребители» и горизонтальное взаимодействие между отраслевыми министерствами и Агентством по регулированию естественных монополий между субъектами различных отраслей естественной монополии, а также между потребителями услуг естественных монополий.
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО СПЕЦИФИКА
2.1 Анализ деятельности Федеральной Антимонопольной Службы
России
Достаточно взглянуть на статистику деятельности ФАС за 2014-2016 годы.
В 2016 году незначительно (на 1%) увеличилось количество полученных в офисах ФАС России нарушений антимонопольного законодательства. Количество действий, поданных этими заявлениями дел за год, сократилось более чем на 12% (с 11276 до 10009).
Всего за 2016 год 9839 выявлены нарушения антимонопольного законодательства, что на 2,9% больше, чем в предыдущем году. В 2014-2016 годах наблюдается тенденция к увеличению числа нарушений статей 10 (злоупотребление доминирующим положением экономических субъектов), статьи 14 (недобросовестная конкуренция) и статьи 17 (нарушение антимонопольных требований к аукционам) Закона о защите конкуренции ,
В то же время сократилось количество нарушений статьи 11 (заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию), статьи 15 (действия и действия, ограничивающие конкуренцию, действий (бездействия) государственных органов, государственных внебюджетных фондов, Банка России).
Кроме того, сокращено количество нарушений статьи 18 (нарушение Антимонопольных требований к процедуре заключения контрактов с финансовыми учреждениями), что связано с заявлением с 2016 года настоящей статьи только в отношении органов [20].
В 2016 году не наблюдалось наблюдавшихся в 2014 и 2015 годах тенденций к снижению количества выявленных конкурентных ведомств в отношении нарушений статей 16 и 17.1 Закона о защите конкуренции. Но если несколько увеличилось количество нарушений статьи 16 (ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия властей), то увеличился один и тот же показатель по статье 17.1 (нарушение антимонопольных требований к процедуре заключения соглашений о государственной и муниципальной собственности) На 13%. Однако, количество нарушений, выявленных в 2016 году, было меньше, чем в 2014 году.
В 2016 году антимонопольные органы выпустили 24 074 постановления о наложении административного штрафа (в том числе аннулированном судом) на общую сумму почти 12,2 млрд. рублей. В том числе 6 657 решений в связи с нарушением антимонопольного законодательства, сумма наложенных штрафов составила более 11,6 млрд. Рублей, значительная часть которых приходилась на так называемые «оборотные» штрафы. Кроме того, хозяйствующие субъекты, действия которых нарушили антимонопольное законодательство, в отчетном периоде 106 издали постановления о перечислении в федеральный бюджет доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства, на сумму более 395 миллионов рублей [25].
В 2016 году органы по вопросам конкуренции распространили предупреждение хозяйствующим субъектам, действующим на следующих товарных рынках:
1. Технологическое присоединение к электрическим сетям.
2. Услуги по передаче электрической энергии:
- технологическое присоединение к тепловым сетям;
- телефонные услуги, в том числе международные.
3. Услуги по управлению жилыми домами:
- вода и сточные воды;
- удаление твердых отходов;
- установка измерительных приборов.
4. Услуги по техническому обслуживанию газового оборудования для дома:
- газоснабжение;
- перевозка пассажиров автомобильным транспортом.
5. Парковочные услуги:
- поездки на железнодорожных путях, а не для общего пользования;
- аренда железнодорожных путей не предназначена для общего пользования;
- предоставление торговых площадок в аренду;
- обеспечить бортовое питание самолетов.
6. Услуги въезда и выезда автомобильного такси по территории аэропорта через полосу, предназначенную для общественного транспорта аэропорта.
7. Услуги по продаже железнодорожных билетов.
8. Банковские услуги, страховые услуги.
9. Гидрометеорологических служб.
10. Служебный лифт для подъема к горнолыжным склонам с помощью канатных дорог.
11. Услуги по установке и обслуживанию систем общественного телевидения.
12. Ритуальные услуги.
За данные услуги, на юридических лиц были наложены штрафы:
Таблица 1
Крупнейшие штрафы за нарушение антимонопольного
законодательства 2014-2016 гг. № Наименование юридического лица допустившего Размер штрафа, Год п/п нарушение руб. 1 ОАО «Газпром нефть» 4 680 659 455, 50 2014, 2015 2 ОАО «ТНК-ВР Холдинг» 2 283 320 844, 36 2014, 2015 3 ОАО «НК «Роснефть» 2 039 872 680, 00 2015 4 ОАО «Единая торговая компания» 912 033 950, 00 2016 5 группа лиц ОАО «Мечел» (ООО «ТД Мечел», ОАО 797 735 291,00 2014
«УК «Южный Кузбасс», ОАО «ХК «Якутуголь) Продолжение таблицы 1 № Наименование юридического лица допустившего Размер штрафа, Год п/п нарушение руб. 6 ОАО «Московская объединенная энергетическая 348 354 000, 00 2015 компания» 7 «Евроцемент групп» 267 000 000, 00 2016 8 ОАО «Дальсвязь» 205 000 000,00 2016 9 ОАО «Каустик» 191 500 950, 00 2016 10 ЗАО «УК «Южкузбассуголь» 149 142 457, 60 2016 11 ОАО «УК «Южный Кузбасс» 127 473 702, 50 2014 12 ЗАО «КРК», КБ «КРК» (ОАО) и 98 435 385, 78 2015 страховые компании 13 ОАО «Южный Кузбасс» 106 228 085, 40 2014 14 ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий» 97 235 549, 00 2016
15 ЗАО «Сибур Холдинг» 95 371 621 2016 16 группа лиц Рексам 79 102 429 2014-2016 17 ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного 65 000 000 2016
транспорта Российской Федерации 18 ОАО «МегаФон» 55 991 509, 00 2014 19 ОАО «Уралкалий» 49 000 000, 00 2014 20 ОАО «Нижнекамскнефтехим» 42 600 000, 00 2014, 2014 21 ОАО «НТМК» 40 023 221 2016 22 ОАО «МГТС» 38 108 475, 00 2014 23 ОАО «Сильвинит» 37 000 000, 00 2014 24 ОАО «МРСК Центра» 35 151 000, 00 2014 25 ОАО «Холдинговая компания «Якутуголь» 26 097 023, 50 2014 26 ОАО «МТС» 21 892 087 2016
27 ОАО «Каустик» 15 641 520 2015 28 ОАО «Аэропорт Кольцово» 15 477 463, 00 2015 29 ОАО «Химпром» 14 441 355 2016 30 ОАО «Северо-Западный Телеком» 13 000 000 2015 31 ФГУП «ГЦСС» 12 839 466 2015 32 ОАО «МХК ЕвроХим», ОАО «Ковдорский ГОК» 12 494 573, 00 2014 33 ОАО «ВымпелКом» 12 018 000 2015
34 ЗАО «Домодедово Аэротель» 11 055 429 2016 35 ОАО «ВымпелКом» 10 094 946 2016
Наибольшие штрафы, наложенные на горнодобывающие компании, такие как ОАО «Газпром нефть», ОАО «Холдинг ТНК-ВР», группа лиц ОАО «НК« Роснефть »« Мечел », ОАО« УК «Южкузбассуголь» и др.
Приводим примеры, рассмотренные Федеральной антимонопольной службой по делам в 2016 году [11]:
1. Дело в отношении ООО «Газпром добыча». ФАС России наложила на ООО «Газпром добыча» штраф в размере 11,9 млн рублей за нарушение на рынке газообразного гелия.
Газовый газ является сырьем для производства жидкого гелия, основное потребление которого несет медицинское учреждение.
Штраф, примененный на основании решения ФАС России от 25 октября 2015 года о признании ООО «Газпром добыча» злоупотребляющим их доминирующим положением (нарушение пункта 2 и статьи 9 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).
Дело было инициировано на основании заявлений ООО «Криор», которые заключались в договорных отношениях на поставку газообразного гелия марки «В» с ООО «Газпром добыча».
Нарушение прав ООО «Газпром добыча» привело к изъятию из обращения газообразного гелия, что привело к увеличению цены товара, а также тому, что ООО «Газпром добыча» предоставило ООО «Криор» доступ на рынок гелиевого концентрата.
2. Дело в отношении ОАО «Газпром»
27 января 2016 года ФАС России признала ОАО «Газпром», занимающее доминирующее положение на федеральном рынке услуг по транспортировке газа, нарушила часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». ОАО «Газпром» необоснованно отказало в доступе ООО «Реальный — ГАЗ» к газотранспортной системе ОАО «Газпром», не удовлетворив заявки на доступ и отказ от транспортировки газа в порядке и форме, установленных Положением об обеспечении Доступ независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 №858. Это привело к ущемлению интересов ООО «Реальный газ». В качестве основания для отказа в заключении контракта «Газпром» указал на наличие «полного обеспечения потребностей потребителей в ресурсах природного газа от других поставщиков», а также неспособность «обеспечить гарантированную доставку газа в ГРС Михайловка-2», , Однако такие причины не предоставляются государством для отказа от заключения соглашения о транспортировке газа [23].
3. Дело в отношении ОАО «РЖД»
18 января 2016 года ФАС России признала ОАО «РЖД» нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Комиссия ФАС России пришла к выводу, что ОАО «РЖД» осуществляло мероприятия, направленные на координацию деятельности потребителей кабельнопроводниковой продукции, что привело к значительному снижению объемов продаж хозяйствующих субъектов, не входящих в группу лиц с ОАО «РЖД», РЖД». Напомним, основанием для возбуждения производства послужило заявление ОАО «Транскаткабель» — производителя провода оператора, контактных медных и бронзовых контактных проводов, используемых для нужд ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» направило телеграммы «потребителям кабельнопроводниковой продукции, используемой на объектах ОАО« РЖД », в которой сообщалось, что приоритетным должно быть приобретение продукции производства ОАО« ТРАНСКАТ », принадлежащей к той же группе Лиц с ОАО «РЖД» и является прямым конкурентом ОАО «Транскаткабель», а приобретение кабельно-проводниковой продукции других производителей осуществляется только по согласованию с Департаментом электрификации и энергоснабжения ОАО «РЖД».
В результате этих мероприятий объемы производства кабельной продукции ОАО «Транскаткабель» упали в 15 раз, а поставки контактных проводов и подвесных кабелей на территории Российской Федерации практически прекратились [16].
Действия ОАО «РЖД» фактически запретили его подрядчикам приобретать продукцию ОАО «Транскаткабель», имея все необходимые сертификаты качества и допущенные к использованию на объектах ОАО «РЖД», что фактически привело к исключению из Рынок ЗАО «Транскаткабель».
Также раскрыт «мятный картель», в котором было 26 компаний Поллока; Участники были привлечены к административной ответственности, являясь защитой решения ФАС России в суде. Нарушение распоряжения Росимущества поручает реализацию имущества, переданного в собственность Российской Федерации, в результате чего устраняются системные нарушения при реализации этого имущества и реализуются конкурсные процедуры.
Выявлено и исправлено нарушение — установление необоснованных требований к участникам торгов и товарам (эксплуатационные материалы), совершенствование ФГУП «Почта России», что привело к ограничению доступа участников рынка, созданию льготных условий для участия в аукционе, В том числе посредством доступа к информации [22].
Выявлено и устранено нарушение «Юниаструм Банка» (ООО), ОАО «Инвестторгбанк» (ОАО) и ОАО «СКБ-Банк»: реализация недобросовестной конкуренции, выражающаяся в привлечении клиентов к льготным условиям вкладов и последующему ухудшению потребительских свойств. Таких вкладов путем введения различных видов комиссионных, что значительно снижает доходность дополнительных взносов в эти депозиты или введение запрета на их вербовку. В результате кредитные организации вернули инвесторам средства (свыше 16 миллионов), которые были сохранены в виде комиссионных для пополнения взносов.
Таким образом, деятельность ФАС России в рамках задач, направленных на предотвращение анти конкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, включая снижение уровня недобросовестной конкуренции, пресечение злоупотребления доминирующим положением, соглашений и согласованных Действия, которые ограничивают конкуренцию (так называемые «картели»), улучшая качество текущих исследований конкурентной среды на товарных рынках. Огромное значение ФАС России также уделялось руководству контрольных органов на всех уровнях, чтобы предотвратить создание административных барьеров для предпринимательской деятельности. В рамках контроля властей существует три основных направления: контроль за порядком размещения государственных и муниципальных заказов; Контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынка; Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с субъектами частного предпринимательства.
2.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования
российских монополий
Сегодня из-за различных обстоятельств граждане все глубже проникают в различные сферы политической и экономической жизни. В попытке найти решение люди начинают задаваться вопросом, как эти аспекты влияют на их повседневную жизнь. Здесь вы можете включить монополию. Некоторые видят в них будущее государственного хозяйства, в то время как другие обвиняют в торможении развития рынка из-за низкой конкуренции.
Само по себе монополия является исключительным правом на производство, торговлю и т. д., которые могут принадлежать одному человеку, группе лиц или государству. Монополи также называют крупной фирмой, занимающей доминирующее положение в одном или нескольких областях.
Говоря о позитивных факторах монополий, можно отметить, что продукция монополистических компаний имеет высокое качество, что позволило им занять доминирующее положение на рынке. Также крупномасштабное производство, снижение издержек производства. Из-за большого количества фондов крупные фирмы имеют возможность инвестировать в фонды для исследования создания новых разработок, тем самым не только повышая эффективность их производства, но и предоставляя возможность для научного прогресса. В случае экономического кризиса крупные монополистические предприятия имеют самую высокую устойчивость среди компаний, и в первую очередь начинают выходить из кризиса [4, с.68].
Но с другой стороны должны быть некоторые негативные факторы. Корпорации, достигшие монополии на рынке, больше не должны снижать цены, чтобы добиться лучших продаж. Они имеют право устанавливать свои собственные цены, часто выше, чем на конкурентном рынке. Финансирование исследований в основном относительно небольшие организации, крупные компании, приносящие абсолютную монополию, больше не заинтересованные в модернизации своей продукции. Кроме того, монополии представляют собой своего рода угрозу для конкуренции и для бизнеса в частности.
Таким образом, можно отметить, что монополия сегодня — это крупные предприятия с высокой эффективностью производства и с минимальными издержками. Когда эта монополия способна негативно повлиять на конкуренцию в целом, создавая застой в развитии рынка.
Возможно, наиболее важным вопросом антимонопольного регулирования является высокая степень административной монополии в первую очередь монополии центральных государственных органов.
Одним из специфических обстоятельств современного периода развития России является то, что решение проблемы преодоления элементов чрезмерной государственной административной монополии предполагает в краткосрочной перспективе некоторое восстановление этой монополии. Это объясняется тем, что, хотя чрезмерная административная монополия великое зло, но появление эффективных рыночных структур ускоренный выход страны из глубокого кризиса невозможно осуществить без увеличения прямого государственного вмешательства в экономику.
Все предприятия, имеющие на рынке определенные товары на долю более 35%, регистрируются в специальном регистре (региональном и федеральном).
Изучая реестр, вы можете сделать вывод, что российские монополии на федеральном уровне — это, главным образом, узкоспециализированное производство. Их специфика заключается в том, что они сознательно создали правительство в процессе концентрации политики и специализации производства, систематической привязки поставщиков к потребителям.
В настоящее время в российской промышленности действуют четыре тысячи предприятий — монополисты и их продукция составляют 7% от общего числа. Из них естественные монополии — 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки и частные в отрасли связи и на региональном уровне и коммунальные услуги, тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли промышленности либо регулируются государством, либо находятся в его распоряжении. Следует отметить, что появление новых подходов к развитию и регулированию соответствующих рынков в отношении технологических инноваций во многих странах за последние годы значительно расширило масштабы и масштабы государственного регулирования [19, c.40].
Российская экономика очень распространена, явление «местной» монополии. Из-за насыщения рынка отдельные предприятия в регионах оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимались переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовыми услугами в малонаселенных отдаленных районах.
Особое и значительное место в экономике России занимает естественная монополия. Четыре основные естественные монополии России:
- РАО «ЕЭС» (производство услуг по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям электропередач);
- «Газпром» (транспортировка газа по трубопроводам, продажа природного газа);
- Железные дороги (железнодорожные перевозки);
- «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением или устанавливают монопольно высокие или монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются высокие монопольные цены, а в странах с развитой конкуренцией — монопольные низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что более 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, раздувают цены на товары и услуги.
Полное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось сравнительно недавно. Теоретически существует два варианта конкурентной политики. Первый предполагает скорейшее создание условий для конкурентного рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночной экономике [9, с.308].
В марте 1991 года был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Его цель определить организационно-правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечить условия создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон определяет такие понятия, как «продукт», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».
Кроме того, в соответствии с этим законом компания занимает «доминирующее положение», когда ее рыночная доля превышает 35% суммы, ежегодно устанавливаемой Государственным комитетом по антимонопольной политике. В декабре 1991 года Совет одобрил «Государственный реестр Российской Федерации ассоциаций и предприятиймонополистов», включая компании, которые доминируют на любом товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственного регулирования цен, а также обязательное предоставление статистических отчетов об объеме производства в натуральном выражении для удовлетворения спроса на рынке, показателей качества.
Однако мы должны признать, что этого закона явно недостаточно. Практика показала необходимость внесения существенных изменений и дополнений.
Таким образом, на данном этапе главная проблема монополизации — это фокус большой силы, неблагоприятно влияющей на конкуренцию на рынке и устанавливаемой на нее ценой. И самое главное, влияние монополистических компаний часто становится не только экономическим, но и политическим. Вот почему правительству необходимо уделять большое внимание контролю над крупными монополиями и созданию благоприятных условий для развития конкурентной среды [14, c.97].
Монополизация как явная угроза одновременно порождает другие угрозы, к которым на современном этапе развития России относятся:
- ослабление межрегиональных экономических связей и дезинтеграция единого экономического пространства страны;
- переход монополизированных рынков под внешний контроль структурных элементов глобальной экономики;
- формирование незаконных центров власти на основе монополистического контроля;
- потеря инвестиционной привлекательности;
- сохранение прежнего технологического уклада и запрещение перехода к инновационному типу производства;
- отток наиболее эффективных элементов капитала в условиях конкурентной экономики;
- пространство других стран;
- накопление нерешенных социально-экономических проблем;
- неэффективное использование элементов ресурсной базы.
Поэтому, если рассмотреть поведение антимонопольной политики, ее стратегические цели можно сформулировать следующим образом:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- обеспечение прозрачности процессов, связанных с созданием, объединением и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных средств и нематериальных активов и прав, позволяющих определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение, на магазин;
- сокращение барьеров входа на рынки торговли;
- создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих осуществление запрета на ведение хозяйственной деятельности, в том числе путем использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов согласования полномочий и экономических полномочий;
- активизация работы по предотвращению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках [18].
Исходя из этого, на наш взгляд, в России в первую очередь необходимо внести поправки не в антимонопольное законодательство, а в нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел с целью создания мощного контроля в Министерстве внутренних дел, которые в первую очередь занимаются расследованием преступлений, связанных с монополистической деятельностью, а также осуществлял деятельность профилактического характера в этом регионе. И взаимодействие с ними ФАС создало бы эту работу. ФАС как министерство экономики должно заниматься экономическим анализом, а Министерство внутренних дел — следственной деятельностью. И тогда совместная комиссия Министерства внутренних дел и ФАС, где у следователей будут все необходимые полномочия, а специалисты ФАС — все необходимые навыки, создадут очень хорошую, гибкую и эффективную структуру.
Несмотря на значительный прогресс в разработке мер антимонопольной политики, он в действительности остается пассивным. Как показывает практика, все случаи антитрестовского законодательства фиксируют реакцию антимонопольных органов на возникновение конкретной ситуации. Выявление нарушений осуществляется только по жалобам самих субъектов. Если никаких жалоб и монопольных эффектов не будет, хотя фактические нарушения в деятельности конкурентного механизма могут иметь место.
Дальнейшее развитие отношений между органами, осуществляющими конкурентную и экономическую политику, рассматривается также на пути сближения российского конкурентного права и конкурентного права ЕС, правила которого отражают идеи о гармонизации интересов Двух политик. И здесь ключевой момент политической независимости Антимонопольных органов. Как показали зарубежные исследования, эффективность политики поощрения конкуренции находится в обратной пропорции к степени политизации данного органа.
В этой связи важно указать на значительную зависимость ФАС России от политического курса правительства. Так, глава ФАС назначает и освобождает от должности Президента Российской Федерации и его заместителей — Правительство Российской Федерации. Политическая зависимость Антимонопольного органа может снизить эффективность принимаемых решений в политических целях, хотя он может сопровождаться более гибким подходом к другой экономической политике в рамках одной и той же базовой политики. Что лучше: более жесткая конкурентная политика, независимый орган по вопросам конкуренции с рисками столкновений с другими агентствами или более гибкими в общем случае, антимонопольное регулирование, но находящиеся под угрозой ухода без внимания ключевые факторы, ограничивающие конкуренцию, — это вопрос, ответ на который сегодня должен выглядеть для конкурентной и экономической политики [24].
Усиление политической поддержки конкуренции проявляется в ее сосредоточении на предотвращении появления неоправданных конкурентных преимуществ отдельных экономических агентов из-за стратегического поведения фирм на товарных и финансовых рынках и неадекватной государственной поддержки для любых агентов рынка. Повышение эффективности деятельности антимонопольных органов требует совершенствования нормативной базы и методологического обеспечения. Необходимо принять новый Закон «О конкуренции», поскольку действующий закон уже внес все возможные изменения.
В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативной базы в области государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать трансформации антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.
Рассматривая вопрос о будущем развитии естественных монополий, следует отметить, что только естественная монополия относится к естественным монополиям лишь в части экономической деятельности, осуществляемой в секторах газовой промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта и связи Государственное регулирование. Другие виды экономической деятельности могут эффективно функционировать в конкурентной среде, но создание конкурентной среды подразумевает необходимость адекватных структурных изменений. Например, производство, как в электроэнергетической и газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов объективно является естественной монополией. Такие отраслевые связи, как междугородные и международные телефонные звонки также не должны рассматриваться как естественная монополия, но во многих случаях местную телефонную сеть на их современном технологическом уровне в России следует рассматривать как естественные монополии и подлежащие регулированию. Железнодорожный транспорт конкурирует с другими видами транспорта или уже существует, или его внешний вид может, при определенных условиях [21].
Теоретически возможно рассмотреть варианты создания внутренней конкуренции между отдельными предприятиями железнодорожного транспорта. В долгосрочном плане структурные изменения в этих отраслях с целью максимизации конкурентных сил на рынке будут ограничивать сферу государственного регулирования. Однако правильное проведение реорганизации не только ограничит сферу регулирования, но и повысит его эффективность за счет четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. Если такие виды деятельности не разделены и выполняются в рамках одного предприятия, задача установления допустимого уровня цен, с которым сталкиваются регулирующие органы, является сложной из-за невозможности точно рассчитать затраты, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности.
Часто встречаются случаи перевода затрат из нерегулируемых видов деятельности в регулируемые, что, с одной стороны, позволяет предприятиям «разумно» раздувать цену, а с другой — применять сниженные цены на нерегулируемые рынки, устранять конкуренцию или Необоснованно увеличить долю продаж на рынке.
Энергетика, газовая промышленность, телекоммуникации и железнодорожный транспорт, необходимо провести ряд реформ, которые будут способствовать решению вышеуказанных проблем:
1) Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть как можно более отделены друг от друга в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение счетов и балансового отчета является минимальным требованием, но лучшим решением может быть создание отдельных компаний для каждого вида деятельности, которые будут действовать на основе открытой контрактной системы. Сначала вам нужно отделить производственные функции от транспорта и разделения. Должны быть выделены для поддержки деятельности (ремонт, строительство, проектирование и т. д.), Которые, хотя обычно имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурсных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать социальную инфраструктуру предприятия.
2) Регулируемая деятельность должна характеризоваться прозрачностью информации для регуляторов, которая позволит вам устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и, следовательно, привлечения новых инвестиций.
3) Потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть отобраны и реорганизованы для создания реальной конкурентной среды. Таким образом, в электроэнергетике должна быть образована независимая диверсифицированная компания, которая могла бы непосредственно конкурировать на оптовом рынке. В области международной телефонии в настоящее время наблюдается положительное развитие. В будущем и в газовой промышленности можно создать конкурентную среду.
4) Конкуренция может развиваться в вышеуказанных областях только в том случае, если регулирующие органы создают соответствующие условия. Таким образом, производители электроэнергии и природного газа должны открывать не дискриминационный доступ к транспортным системам, а также международные и междугородные операторы с открытыми и равными сетями доступа. Задача регуляторов — обеспечить свободный доступ для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и не дискриминационными.
5) Должен быть реконструирован, механизм корпоративноакционерных компаний, работающих в сферах естественных монополий. В настоящее время федеральное правительство владеет мажоритарными долями, но часто его роль как владельца является номинальной, а администрация осуществляет управление предприятиями без учета интересов собственника. В рыночной экономике акционеры или их представители, Совет директоров оказывают решающее влияние на стратегию развития производства на предприятии. Этот механизм позволяет регуляторам участвовать в процессе нормирования прибыли на инвестированный капитал. Низкий уровень корпоративного управления акционерами снижает способность регуляторов влиять на поведение предприятий [1, с.137].
Эффективное корпоративное и совместное принятие решений посредством определения допустимого уровня цен или управления предполагает, что владельцы бизнеса проявляют большой интерес к ориентации на ориентацию компании, чтобы максимизировать прибыльность и собственный капитал в соответствии с существующими правилами. Приватизация оказывает влияние на корпоративное и совместное управление. Однако после полной приватизации и ее корпоративного поведения совместный контроль может стать более эффективным только путем привлечения стратегического инвестора путем продажи или передачи контроля над крупными пакетами лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров , Использование заемного капитала также может привести к повышению корпоративной эффективности — совместному управлению, поэтому кредиторы будут заинтересованы в финансовом здоровье предприятия.
Таким образом, основными направлениями правового регулирования монополий в Российской Федерации являются: содействие эффективному функционированию рыночной экономики; Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности; Предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции; Защита прав потребителей; Осуществление государственной антимонопольной политики; Свобода конкуренции; Организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий для защиты всех форм собственности от преступных посягательств; Регулирование естественных монополий. В свою очередь, желаемыми перспективами развития государственного регулирования монополий в Российской Федерации являются: поправки к нормативным актам, регулирующим деятельность органов внутренних дел с целью создания мощного контроля в Министерстве внутренних дел; Предотвращать появление неоправданных конкурентных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов; Совершенствовать нормативно-правовую базу и методологическую поддержку, за исключением политической зависимости Антимонопольного органа; Принятие нового закона «О конкуренции»; Четкое разделение естественных монополий; Постоянный контроль над естественными монополиями; Адаптация законодательства к реалиям жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антимонопольная политика не означает полного уничтожения монополии. Это предполагает сохранение определенных типов монополий, предоставление им государственного регулирования. Суть и смысл любой антимонопольной политики заключается в том, как использовать преимущества крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с потерей конкуренции. Это сочетание этих двух подходов является почти самым сложным, меняющимся в зависимости от ситуации, юридической и экономической проблемы. Система антимонопольного регулирования в России учитывает богатый международный опыт в этой области, но имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся только в зачаточном состоянии, установлены только основы рыночной экономики, еще не полностью решена государственно-административная монополия. Многие неразвитые рыночные структуры в России, отсутствие некоторых из них увеличивает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо воссоздать. Антитрестовское законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренцию. Она может успешно действовать в условиях уже существующей системы конкурентного рынка, защищая и поддерживая новейшие.
Во-вторых, монополистическая деятельность России включает в себя не только субъекты хозяйствования, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, Антимонопольное регулирование в России охватывает деятельность всех этих заинтересованных сторон.