Актуальность темы исследования вызвана повышенным интересом к государственно-частному партнерству в органах государственной власти и деловых кругах, как ведущих стран мира, так и Российской Федерации. Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Признанной во всем мире альтернативой подобному способу финансирования выступает ГЧП .
Транспортная система России является одной из самых протяженных в мире, однако существенным ее недостатком является радиальный характер, сложившийся исторически вследствие политического развития страны как государства с сильной централизацией. Недостаточно выгодное положение водных путей, сравнительная удаленность от населенных мест месторождений строительного камня (для создания гужевых и автомобильных дорог), большие расстояния, а также полное огосударствление экономики в СССР способствовали тому, что железные дороги стали играть в России гипертрофированную роль в ущерб другим видам транспорта. Российские железные дороги до сих пор остаются сферой регулируемой государством «естественной монополии». В 2015 году было принято решение о создании важнейшего документа, определяющего направление развития железнодорожной отрасли – Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года, однако к концу 1 полугодия 2017 года документ все еще находился на этапе согласования. Состояние транспортной отрасли тесно взаимосвязано с положением в других отраслях промышленности – например, динамика производства грузообразующих отраслей существенно влияет на динамику грузовых перевозок, — и с макроэкономическими событиями. Например, введение санкций по отношению к России в 2014 году отразилось на рынке перевозок, причем из-за продуктового эмбарго особенно сильно пострадал рынок рефрижераторных перевозок продуктов питания из стран Европы. В то же время существенно увеличился объем перевозок в страны Таможенного союза и Азии.
Целью исследования является разработка теоретико-методологических основ использования механизма государственно-частного партнерства и выявление его возможностей для модернизации ОАО «РЖД».
Вторая мировая война и её влияние на экономическое развитие ведущих ...
... мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны, уровень его влияния на европейскую и мировую политику существенно снизился. Руководство страны ... году, с приходом в к власти ... России это ... экономические санкции. СССР также не оставался безучастным к событиям на Дальнем Востоке, тем более что советско-японские пограничные конфликты 1938−1939 годов грозили перерасти в полномасштабную войну. ...
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
— выявить экономическую сущность государственно-частного партнерства и возможности его использования в целях устойчивого экономического роста;
- исследовать значимость и эффективность проектов государственно-частного партнерства;
— рассмотреть особенности реализации проектов государственно-частного партнерства на опыте зарубежных стран;
- охарактеризовать деятельность ОАО «РЖД» ;
— проанализировать основные инструменты государственно-частного партнерства и показать их значение для модернизации ОАО «РЖД».
Объектом исследования является совокупность процессов и явлений взаимодействия структур власти и бизнеса на уровне государственно-частного партнерства.
Предметом исследования в работе являются направления совершенствования и развития механизма государственно-частного партнерства в ОАО «РЖД».
Методологическую основу исследования составляет комплексный подход и диалектические принципы, которые позволили выявить сущностные характеристики исследуемых процессов, формы их проявления, выделить присущие им противоречия и определить тенденции их развития. Исследование проводились с использованием методов логического, сравнительного и статистического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы., Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства
1.1 Особенности государственно-частного партнерства
Государство и власть – сложные и многомерные явления, которые и в сознание и в жизни людей, общества отражаются разными гранями и аспектами в зависимости от той роли, которую они играют. Роль государства постоянно увеличивалась по мере возрастания сложности общества, дифференциации социальных связей и появления различных видов человеческой деятельности, специализации функций и разделения труда, роста знаний и навыков, возникновения различий общественного и индивидуального интересов, прав и обязанностей, а также социального неравенства и частной собственности. [1]
Собственность всегда была краеугольным камнем отношений внутри государства. Как разделить сферу функционирования государства и индивидуализм? Власть государства и власть собственника? Что должно делать государство, а что частный капитал? Неочевидность ответа на этот вопрос можно проиллюстрировать знаменитой статьей Коуза «Маяк в экономической теории». В ней показано, что сфера, которую многие экономисты считали бесспорным примером сферы, где может действовать только государство – строительство и финансирование маяков, на самом деле была сферой действий частной инициативы, сотрудничающей с государством, то есть сферой частно-государственного партнерства. Изучив реальное устройство финансирования маячной службы в Англии и Уэльсе в XVI – XVIII вв., Коуз сделал вывод: «История ранних периодов показывает, что вопреки убеждению многих экономистов услуги маяков могут обеспечиваться частными предпринимателями. В те дни купцы и судовладельцы могли просить у Короны для отдельного человека разрешение на строительство маяка и взимание (обусловленной) пошлины с судов, которые получат выгоду от его существования. Частные владельцы строили, управляли, поддерживали и владели маяками, они могли их продавать или завещать по наследству. Роль правительства была ограничена созданием прав собственности на маяки и поддержанием этих прав». [2]
Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования: ...
... Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. №3. 24. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН,2016. 40 с. 25. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и ... 11. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Паука, 2015. 315 с. 12. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. ...
Существуют различные подходы к трактовке ГЧП. Согласно одному из них, экономическому, государственно-частное партнерство сравнивают с косвенной приватизацией. Речь идет о перераспределении полномочий между государством и бизнесом в стратегических отраслях, которые не могут быть приватизированы, но для которых у государства отсутствуют средства на развитие (жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, транспорт, благоустройство населенных пунктов, объекты культурного наследия и др.).
При этом важными условиями эффективности ГЧП являются степень участия бизнеса в реализуемом проекте и сохранение за государством существенной степени хозяйственной активности и некоторых правомочий собственности. В противном случае реализация механизмов ГЧП может привести к частичной или полной приватизации бизнесом объектов партнерства. Основанием для такого понимания партнерства государства и бизнеса стал опыт стран с развитой экономикой, где частным компаниям, реализующим совместные с государством проекты, передавались широкие правомочия: владение, эксплуатация, строительство, финансирование и др.[3]
ГЧП также определяется как особая, но вполне полноценная замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой. Вместе с тем, государство не лишается прав собственника, привлекая при этом ресурсы бизнеса к решению широкого круга проблем. Стоит так же отметить, что участие бизнеса в реализации проектов требует правового закрепления партнерства как особого рода взаимодействия государства и бизнеса, что ведет к существенным институциональным изменениям внутри системы отношений «власть – бизнес», позволяющим расширять участие предпринимателей в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций.
Согласно второму подходу, связанному с государственной политикой и управлением, ГЧП находится на границе отношений государства и бизнеса, не являясь ни институтом приватизации, ни институтом национализации, а лишь формой оптимизации исполнения государством своих обязанностей перед обществом, т.е. бесперебойного предоставления населению публичных благ. [4]
В отличие от вышеизложенных точек зрения, следует исходить из расширительной трактовки ГЧП как конструктивного взаимодействия власти и бизнеса не только в экономике, но и других сферах общественной жизни – политике, культуре, науке и т.д. В данном случае можно согласиться с принятым за рубежом толкованием ГЧП как любых форм партнерства государства и предпринимательского корпуса. При этом передача полномочий органов власти и управления не ограничивается лишь правами собственности, сюда следует включить и делегирование некоторых функций принятия решений в ходе экспертиз, консультаций и совместной разработки нормативно-правовых актов и целевых программ.
1.2 Формы государственно-частного партнерства
Существуют такие формы ГЧП, как взаимодействие на основе контракта; договор аренды (лизинг); соглашения о разделе продукции (СРП), инвестиционный контракт, концессии; акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия).
[5]
Если подробнее рассматривать типы взаимодействия бизнеса и власти, то с определенной долей условности можно выделить различные модели организации, финансирования и кооперации. Выделенные типы ГЧП являются идеальными и удобны лишь для теоретического осмысления, т.к. на практике партнерства используют формы, соединяющие в себе несколько моделей.
Большой опыт в реализации проектов с применением механизмов ГЧП позволяет выделить следующие базовые модели партнерства с присущим каждой из них специфичным соотношением форм организации, финансирования и кооперации.
Таблица 1.1, Модели инвестирования в ГЧП
Модель |
Собственность |
Управление |
Финансирование |
Модель оператора |
Частная/ государственная |
Частное |
Частное |
Модель кооперации |
Частная/ государственная |
Частное/ государственное |
Частное/ государственное |
Модель концессии |
Государственная |
Частное/ государственное |
Частное/ государственное |
Модель договорная |
Частная/ государственная |
Частное |
Частное |
Модель лизинга |
Частная |
Частное/ государственное |
Частное/ государственное |
Выбор одной из этих моделей производится в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение. Если рассматривать мировой опыт реализации партнерских проектов, то можно констатировать, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность.
Модель оператора получила широкое распространение в переработке отходов. Она характеризуется четким разделением ответственности между частным партнером и государством при сохранении контролирующих функций за государством.
Модель кооперации используется там, где конкретные услуги недостаточно четко выделены и определены, а потому их сложно сделать отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений. В таком случае партнерство реализуется через совместную проектную компанию государства и частного инвестора.
Модель концессии действует в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также с тех случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнеру исключается по политическим или правовым причинам.[6]
Договорная модель используется в энергетике, в которой инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек. При этом экономия, полученная от снижения текущих издержек, нередко превышает собственно инвестиционные затраты.
Модель лизинга является наиболее подходящей для сооружения общественных зданий. В мире накоплен весьма представительный опыт лизинговых форм партнерства органов местного самоуправления с частным бизнесом.
В зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в т.ч. строительство, эксплуатация, управление и пр., выделяют следующие схемы партнерств.
Первая из них – BOT (Build, Operate, Transfer – строительство – эксплуатация/управление – передача).
Эта схема используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении срока объект возвращается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.[7]
Вторая схема – BOOT (Build, Own, Operate, Transfer – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача).
В этом случае частный партнер получает не только правомочие пользования, но и владения объектом в течение срока соглашения, по истечении которого он передается публичной власти.
Существует также обратный BOOT, при котором власть финансирует и возводит инфраструктурный объект, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру с правом для последнего постепенно выкупить его в свою собственность.
Схема BTO (Build, Transfer, Operate – строительство – передача – эксплуатация/управление) предполагает передачу объекта публичной власти сразу по завершении строительства. После приема государством он переходит в пользование частного партнера, но без передачи ему права владения.
При реализации схемы BOO (Build, Own, Operate – строительство – владение – эксплуатация/управление) созданный объект по истечении срока соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.
В использовании схемы BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer – строительство – эксплуатация/управление – обслуживание – передача) специальный акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.
DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer – проектирование – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача).
Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование.
В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация/управление) помимо ответственности частного партнера за проектирование специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.
Практически вне внимания исследователей, за редкими исключениями, остается такая форма партнерства власти и бизнеса, как их конструктивное взаимодействие в политической сфере. Прежде всего, речь идет об институализированных формах лоббизма, обладающих определенным позитивным потенциалом. Они способствуют становлению и развитию плюралистической модели демократии и рыночных отношений в обществах переходного периода. Институциональное становление лоббизма вносит немалый вклад в обеспечение эффективного взаимодействия государственной власти и общества, когда влияние на динамику политического процесса оказывает все большее количество социальных групп. Кроме того, цивилизованный лоббизм призван усилить управленческую, распределительную и иные функции институтов власти. При этом необходимо иметь в виду, что важнейшим условием проявления лоббизмом своих позитивных качеств выступает политическая, экономическая и духовная стабильность в стране.
1.3 Механизмы государственно-частного партнерства
На возможность использования ГЧП существенное влияние оказывает и российская политическая традиция, доминанта развертывания политического процесса в нашей стране в виде роли государства как основного субъекта ее социально-экономической и политической модернизации. Российское государство, нередко, осуществляет вмешательство в автономные сферы жизни общества, в том числе и компетенцию бизнеса, не всегда обосновывая свои действия законодательно.
Можно выделить следующие основные механизмы ГЧП:
— определенные, а в ряде случаев и достаточно длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10-15 до 20 и более лет, в случае концессий – до 50 лет).
Временная ограниченность четко соблюдается: проекты обычно разрабатываются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры и т.п.), который должен быть завершен к определенному сроку;
— специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами (нередко значительными), или же совместное инвестирование нескольких участников;
— реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками;
— специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта – разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, реализация услуг потребителям;
- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.
При этом каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и др.
Со стороны государства в проектах, разрабатываемых и реализуемых ГЧП, – правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также определенный объем финансовых ресурсов. Важным моментом является то, что государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг региона и страны в целом, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в рамках ГЧП государство получает дополнительные возможности по исполнению свои основополагающих функций – контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. [8]
Таким образом, за государством остаются основные рычаги регулирования и контроля. К их числу относятся: тарифная политика (она всегда и во всех странах остается у государства), контроль за безопасностью и соблюдением экологических условий производства, контроль за качеством обслуживания конечных потребителей. Благодаря сохранению этих контрольных функций государство может уйти от непосредственного руководства хозяйственной сферой, предоставить хозяйственную деятельность частному бизнесу, оставляя за собой контрольные рычаги за деятельностью своих партнеров по проекту.
Специфика взаимоотношений между государством и частным бизнесом в рамках ГЧП состоит в том, что партнерские отношения реализуются путем перераспределения правомочий собственности. На основе этого методологического подхода к анализу категории партнерства возможно избежать двух распространенных крайностей в ее трактовке. Есть тенденция идентифицировать ГЧП с приватизацией и трактовать его как особую форму – косвенную приватизацию. Основанием для такой трактовки явилась широта участия частных компаний в реализации правомочий собственности, передаваемых им в рамках реализации проектов от государства – финансирования, проектирования, строительства, владения и эксплуатации государственных предприятий. Но при таком подходе партнерство выступает лишь как формальное, не затрагивая сущности отношений.
В соответствии с другим подходом, партнерство находится на границе государственного и частного секторов, не являясь ни приватизированным, ни национализированным институтом. Это своего рода «третий путь», с помощью которого правительства находят политические по существу формы улучшения предоставления населению общественных (публичных) благ. Представляется, что более конструктивным является подход к ГЧП как к особой форме государственной инвестиционной политики, позволяющей в ряде случаев заменять приватизационные программы и эффективно реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой.
Глава 2. Практика использования государственно-частного партнерства на примере ОАО «РЖД»
2.1. Современное состояние транспортной инфраструктуры в России: основные задачи развития
В сорт настоящее время сорт железнодорожный комплекс имеет сорт важное стратегическое сорт значение для сорт экономики России. Он сорт является своеобразным сорт связующим звеном сорт единой экономической сорт системы. Обеспечивает сорт стабильную деятельность сорт промышленных предприятий, сорт своевременный подвоз сорт жизненно важных сорт грузов в сорт отдаленные уголки сорт страны. Является сорт самым доступным сорт транспортом для сорт миллионов граждан сорт России.
Железнодорожный транспорт сорт остается одним сорт из основных сорт видов транспорта сорт общего пользования сорт России. Грузооборот железнодорожного транспорта сортв сорт 2016 г. сорт достиг 2344 сорт млрд. т/км, сорт а его сорт доля в сорт общем объеме сорт грузооборота составила сорт 45%. На сорт железнодорожный транспорт сорт в России сорт приходится почти сорт треть всего пассажирооборота сорт страны.
Таблица2.1, Динамика грузооборота железнодорожного клоп? транспорта России(млрд. сорт т/км)
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Все сон? виды транспорта |
3533 |
3638 |
4676 |
4752 |
4915 |
5056 |
5084 |
5077 |
5089 |
5182 |
железнодорожный |
1214 |
1373 |
1858 |
2011 |
2128 |
2222 |
2196 |
2298 |
2305 |
2344 |
По парк грузообороту железнодорожного парк транспорта Россия парк занимала 1-е парк место в парк Европе и парк 2-е место парк в мире. парк По пассажирообороту парк входила в парк десятку крупнейших парк стран мира.
Эксплуатационная там длина железных там дорог общего там пользования в там России в начале там 2016 г. там составляла свыше там 87 тыс. км. там Для там сравнения, этот там показатель в там США составлял там 194,7 тыс. там км (в там 2 с там лишним раза там больше, чем там в России), там Китае –124 тыс. там км, в там Индии — 63 тыс. там км, Германии там – 35 тыс. там км, Японии там – 20 тыс. там км.
По уровню электрификации бар железных дорог, которая составляла бар 47%, Россию опережали бар многие европейские страны. бар В частности, в бар Швейцарии электрифицировано практически бар 100% железных дорог, бар в Швеции — бар 65%, в Италии, бар Австрии и Испании бар — более 50%.
При парк этом, по протяжённости электрифицированных человек дорог (43,4 тыс. км) человек Россия занимала 1-е человек место в мире, человек 2-е место было человек у Китая (36,0 человек тыс. км).
Из числа крупнейших док железнодорожных магистралей, построенных док в советский период док можно выделить «Турксиб», человек «Трансполярную магистраль», «БАМ», человек «Малый БАМ» и человек др.
В сегменте перевозок на дальние расстояния железнодорожный сон? транспорт сохраняет доминирующее сон? положение и имеет ряд сон? несомненных преимуществ, в сон? том числе:
- массовость перевозок док и высокая провозная способность док железных дорог;
- регулярность и сон? стабильность перевозок независимо сон? от времени года, времени сон? суток и погодных условий;
- возможность водив? создания прямых водив? связей между водив? крупными добывающими водив? и промышленными водив? предприятиями по железнодорожным водив? подъездным путям;
- высокая клоп? удельная грузоподъемностью и клоп? соответственно относительно низкая клоп? себестоимость при перевозках клоп? массовых грузов на большие клоп? расстояния.
Основные проблемы отрасли
По человек данным Министерства транспорта человек России в начале человек проведения экономических реформ человек в России в человек конце 90-х годов человек прошлого столетия развитие человек железнодорожного транспортасдерживалось существованием следующих парк серьезных проблем.
В частности, из клоп? общей протяженности железных клоп? дорог примерно 38% клоп? составляли пути с дефектными клоп? или выработавшими свой клоп? ресурс рельсами. На путях клоп? эксплуатировалось 20 тыс. клоп? дефектных стрелок и клоп? 19 тыс. дефектных клоп? крестовин.
В эксплуатации находилось примерно человек 700 временных искусственных человек сооружений, построенных в военное человек и послевоенное время человек взамен разрушенных капитальных человек мостов. Нормативный срок человек их службы был человек превышен вдвое.
Значительно ухудшилось состояние парк подвижного состава. парк В целом степень парк износа транспортных парк средств составляла парк более 42%. парк Свыше 10 парк лет находились парк в эксплуатации парк 61% тепловозов, парк 69% электровозов, парк около 40% парк железнодорожных вагонов парк инвентарного пассажирского парк парка, что парк существенно превышает парк аналогичные показатели парк промышленно развитых парк стран.
По оценке парк Министерства транспорта парк РФ, в парк конце 90-х парк годов прошлого парк столетия подлежали списанию 31% парк грузовых и парк 44% пассажирских парк электровозов, 48% парк грузовых и парк 50% пассажирских парк тепловозов.
Средний авалс вес грузового поезда авалс на российских железных авалс дорогах составлял 4,5 тыс. авалс тонн. Такой состав авалс насчитывает около 70 авалс вагонов.
Средняя скорость пассажирских док поездов на железных дорогах док России в начале док третьего тысячелетия составляла док 47 км/ч, что док было почти в док 4 раза ниже, док чем скорость на док железных дорогах в док странах Западной Европы.
Низкие сон? скорости на российских сон? железных дорогах были сон? обусловлены состоянием путей, сон? износом подвижного состава сон? и традиционно тихоходным сон? графиком движения поездов.
Серьезным авалс недостатком развития российского авалс железнодорожного транспорта являетсяотсутствие приоритетной ориентации авалс на использование транзитного авалс потенциала.
Только в самые клоп? последние годы наметилась клоп? координация железнодорожного строительства клоп? с транзитными потребностями клоп? европейских и азиатских клоп? стран.
Начали реализовываться меры клоп? по включению российских клоп? железных дорог в клоп? проекты создания международных клоп? транспортных коридоров, лучшей клоп? стыковке отечественных дорог клоп? с зарубежными и т.д.
Учитывая там указанные проблемы, там Правительством России там была инициирована структурная там реформа железнодорожной там системы. Основными целями там реформы были: ускоренная там модернизация инфраструктуры там железных дорог; там усиление государственного там регулирования; развитие там конкурентных отношений там среди хозяйствующих там субъектов; разработка там системы мотивации там среди работников там для повышения там эффективности и там надежности функционирования там системы железнодорожного там транспорта.
Реформа железнодорожного там транспорта была там возложена на там созданное в там 2003 г. открытое там акционерное общество, там государственную компанию Российские там железные дороги там – ОАО там «РЖД» ( постановление Правительства РФ от человек 18 сентября 2003 человек года № 585).
В настоящее парк время ОАО парк «РЖД» — парк головная компания холдинга парк «Российские железные парк дороги», в парк который входят парк еще 143 парк дочерних и парк зависимых обществ.
Основной сорт целью создания сорт компании и сорт холдинга было развитие сорт конкурентоспособного на сорт российском и сорт мировом рынках сорт транспортного бизнеса. сорт Эффективное выполнение сорт задач национального сорт железнодорожного перевозчика сорт грузов и сорт пассажиров. Поддержание сорт и развитие сорт железнодорожной инфраструктуры сорт общего пользования сорт и железнодорожного сорт хозяйства.
Обеспечение потребностей водив? государства, юридических водив? и физических водив? лиц в водив? железнодорожных перевозках, водив? работах и водив? услугах, оказываемых водив? железнодорожным транспортом, водив? а также водив? получение прибыли.
В водив? соответствии с водив? уставом ОАО водив? «РЖД» были водив? определены основные сферы водив? деятельности компании, в водив? том числе: водив? грузовые перевозки; водив? пассажирские перевозки водив? в дальнем водив? сообщении; пассажирские водив? перевозки в водив? пригородном сообщении; водив? предоставление услуг водив? железнодорожной инфраструктуры; водив? предоставление услуг водив? локомотивной тяги; водив? ремонт подвижного водив? состава; строительство водив? объектов инфраструктуры; водив? научно-исследовательские и водив? опытно-конструкторские работы; водив? содержание социальной сферы там отрасли.
В настоящее время авалс холдинг «Российские железные авалс дороги» является ведущей авалс железнодорожной компанией России авалс и одной из крупнейших авалс акционерных компаний в авалс мировом транспортном секторе.
Размер акционерного там капитала корпорации в там 2017 г. там составлял свыше там 2 млрд. там руб. Основным там акционером компании там является государство. там Как головная там компания холдинга там — ОАО там «РЖД» владеет там акциями (долями) там 143 дочерних там и зависимых там обществ.
Компании док принадлежит 99 % железнодорожных док магистралей в России док общей протяжённостью 85,3 док тыс. км., в док том числе 43,4 док тыс. км. электрифицированных сорт линий.
Подвижной состав корпорации сорт по состоянию сорт на начало сорт 2017 г. сорт насчитывал: грузовые сорт вагоны всех сорт типов – сорт 196,3 тыс.; сорт пассажирские вагоны сорт дальнего следования сорт – 21 сорт тыс.; пассажирские сорт вагоны пригородных сорт поездов – сорт 14,3 тыс.; сорт грузовые магистральные сорт локомотивы (электровозы сорт и тепловозы) сорт – 11,8 сорт тыс.; маневровые сорт локомотивы (тепловозы) сорт – 5,9 сорт тыс.; пассажирские сорт локомотивы (электровозы сорт и тепловозы) сорт – 3,1 сорт тыс. [3]
В человек процессе структурного реформирования человек отрасли ОАО «РЖД», человек обеспечил достижение главных человек целей – рост человек устойчивости, безопасности и человек доступности перевозок, снижение человек транспортной нагрузки на человек экономику России, удовлетворение человек растущего спроса на человек перевозки.
На долю там ОАО «РЖД» там приходится 44,5% там грузооборота и там 30,6% пассажирооборота там всей транспортной там системы страны,
Вклад холдинга клоп? в формирование ВВП клоп? России составляет 1,7%, клоп? Деятельность компании обеспечивает клоп? 1,5% налоговых поступлений клоп? в бюджетную систему клоп? Российской Федерации, 1,6% клоп? численности занятых в клоп? народном хозяйстве, около клоп? 4% от общего клоп? объема капитальных вложений клоп? в экономику России.
Холдинг сон? «РЖД» является одним из сон? крупнейших инвесторов в экономику сон? России, объем его сон? капитальных вложений в сон? развитие отрасли за сон? период 2004-2016 гг. сон? составил примерно 3,5 сон? трлн. рублей в сон? ценах соответствующих лет.
2.2. Зарубежный опыт развития стратегического партнерства государства и бизнеса: возможности применения в российской практике
Железнодорожный парк транспорт выполняет парк 62% общего парк объема грузовых парк перевозок или парк 84,3% общего парк грузооборота (без парк учета трубопроводного).
парк Общая протяженность парк российских железных парк дорог – парк более 86 парк тыс. км. парк Предприятия негосударственных парк форм собственности парк осуществляют на парк промышленном железнодорожном парк транспорте 85,6% парк перевозок грузов. парк При этом парк на 1000 парк кв. км парк в стране парк приходится всего парк 5 км парк железных дорог, парк что в парк десятки раз парк ниже мировых парк стандартов для парк развитых стран. [9]
Если там обратиться к там Транспортной стратегии, там то в там ее Инерционном там варианте на там период 2010–2015 там гг. при там общем объеме там капитальных вложений там в железнодорожный там транспорт в там 7,665 трлн руб. сорт более 90% сорт средств предусматривается сорт привлечь из сорт внебюджетных источников сорт (6,926 трлн руб.) человек и менее 10% человек – из федерального человек и региональных бюджетов. человек ГЧП должно стать человек способом реализации проектов человек новых капиталоемких железнодорожных человек линий парк с окупаемостью парк 10–15 лет. [10]
Железнодорожный транспорт авалс является классической сферой авалс применения ГЧП. В авалс перспективе передача объектов авалс отрасли в концессию авалс может стать основным авалс инструментом экономической реформы авалс на железнодорожном транспорте.
Этот человек тезис подтверждается не человек только историческим, но человек и современным европейским человек и мировым опытом человек (в том числе человек Китая и Индии).
человек Так, компанией «Siemens» на сорт условиях концессии сорт был реализован сорт проект железной сорт дороги в сорт Мексике длиной сорт 150 км, сорт соединяющей восемь сорт городов. Срок сорт концессии – сорт 30 лет. сорт Общий объем сорт инвестиций в сорт проект составил сорт 1,1 млрд долл. парк В качестве парк другого примера парк назовем проект парк ГЧП высокоскоростной парк магистрали HSL парк Zuid в Нидерландах, человек весь объем инвестиций человек в который – человек 1,2 млрд евро – был док внесен частными инвесторами док (90% – частными док банками, 10% – док промышленными компаниями, в док том числе «Siemens»).
Ряд человек проектов в области человек железнодорожного транспорта на человек базе модели ГЧП человек реализуется с участием человек международных финансовых институтов. человек Европейский инвестиционный банк человек реализовал по схеме человек ГЧП железную дорогу человек Oresund (Дания, парк Швеция), высокоскоростную парк магистраль HSL парк Zuid (Нидерланды), туннель Rail Link (Англия).
Крупные частные клоп? инвестиционные банки (HSBC, клоп? Deutsche Bank, Bank of America) тоже клоп? участвуют в проектах клоп? ГЧП в сфере клоп? строительства объектов железнодорожной клоп? инфраструктуры. [11]
Основные направления эффективного бар использования механизмов ГЧП: бар комплексная эксплуатация отдельных бар участков железных дорог; бар управление и содержание бар участков сети железных бар дорог; выполнение перевозок бар на сети, принадлежащей бар государству; управление и бар содержание терминальных объектов бар (вокзалы, грузовые терминалы).
В парк Российской Федерации парк планируется использовать парк различные технологии парк финансирования проектов парк ГЧП, такие парк как экспортное, парк проектное и парк частично сметное парк финансирование (например, парк в проектах парк комплексного освоения парк территорий), и парк различные формы парк ГЧП – парк от концессий, парк арендных и парк лизинговых схем парк до софинансирования проектов в авалс рамках государственно-частного партнерства. авалс Потенциал российских институтов авалс развития, банков и авалс крупнейших частных и авалс частно-государственных компаний там сегодня, несмотря там на кризис, там позволяет вести там речь о там реализации железнодорожных там инфраструктурных проектов там на условиях там ГЧП в там беспрецедентно крупных там масштабах.
В области водив? железнодорожного транспорта водив? использование механизма водив? ГЧП предполагается водив? в проектах водив? строительства высокоскоростных водив? железнодорожных магистралей водив? Москва – водив? Санкт-Петербург, Москва водив? – Нижний водив? Новгород, Санкт-Петербург водив? – Бусловская. Они водив? обеспечат перенос водив? пассажирского движения водив? с существующих водив? перегруженных железнодорожных водив? линий и водив? использование последних водив? исключительно для водив? грузовых перевозок. водив? Эти железные водив? дороги составят водив? реальную конкуренцию водив? автомобильному и водив? воздушному транспорту. водив? Общий экономический водив? эффект от водив? проектов будет водив? достигнут за водив? счет повышения водив? эффективности грузоперевозок, водив? дополнительного стимулирования водив? экономического развития водив? как минимум водив? трех регионов водив? Российской Федерации водив? и создания водив? дополнительных рабочих водив? мест в водив? районах прохождения водив? трассы.
К важным водив? железнодорожным проектам водив? на основе водив? ГЧП, получившим водив? поддержку Инвестиционного водив? фонда РФ, водив? относятся: грузообразующие и технологические док линии в рамках док проектов «Урал промышленный док – Урал полярный», док «Белкомур» (Белое море сон? – Коми – сон? Урал), «Комплексное развитие сон? Нижнего Приангарья» док и др.; строительство док железной дороги Кызыл док – Курагино (505 док км), которая свяжет док Республику Тыва с док железнодорожной сетью России, док проекты строительства подъездных док путей к месторождениям док полезных ископаемых (коксующиеся док угли, медь, молибден док и др.), железная докдорога Нарын – док Лугокан в человек Читинской области (375 человек км) для освоения человек месторождений полиметаллов; проекты человек развития крупных транспортных человек узлов, припортовых железнодорожных человек станций и др.
В этих сорт проектах предусматриваются сорт участие и сорт привлечение инвестиций сорт компаний ОАО сорт РЖД, «Газпром», сорт «ЛУКОЙЛ», ОПК сорт (группа Межпромбанка), «НОВАТЭК», сорт ТНК – сорт ВР, «Транснефть», сон? ОАО «Норильский никель», сон? «РУСАЛ», «СУЭК», ОАО сон? «Азот», ОАО «Сильвинит» сон? и др. При сон? этом роль компаний сон? с государственным (в сон? том числе 100-процентным) сон? участием в проектах сон? ГЧП представляется противоречивой. сон? С одной стороны, сон? они выступают как сон? партнер, представляющий интересы сон? государства, но с сон? другой – их сон? уставная задача – сон? максимизация прибыли в сон? результате коммерческой деятельности сон? и соответственно рыночное сон? поведение. В бар качестве соинициаторов проектов выступают парк администрации соответствующих парк субъектов РФ парк (или юридические парк лица, представляющие парк их интересы): парк республик Тыва, парк Коми, Бурятия, парк Коми-Пермяцкого автономного парк округа, Читинской, парк Архангельской, Пермской, парк Мурманской областей, парк Красноярского края парк (Корпорация развития парк Красноярского края).
По ряду проектов сон? в целях их сон? реализации (начиная с сон? разработки проектной документации) сон? могут создаваться корпорации сон? (например, ОАО «Корпорация сон? Урал промышленный – сон? Урал полярный») и сон? управляющие компании.
В результате док государственно-частное партнерство на док железнодорожном транспорте будет док формироваться и сорт реализовываться по сорт трем принципиальным сорт схемам:
1) долевое бар финансирование строительства, реконструкции бар и, возможно, эксплуатации бар железнодорожной инфраструктуры, в бар том числе с бар использованием инвестиционных ресурсов бар государственных институтов развития;
2) водив? финансирование строительства, водив? реконструкции и водив? эксплуатации железнодорожной водив? инфраструктуры за водив? счет заинтересованных водив? пользователей железнодорожных водив? услуг;
3) государственное стимулирование бар инвестиционной активности частных бар компаний, включая транспортные бар и промышленные корпорации бар и предприятия.
В ситуации, бар когда потребности в бар инвестициях огромны, но бар существуют бюджетные ограничения, бар использование финансового инжиниринга, бар а именно модели бар ГЧП в части бар реализации крупных инфраструктурных бар проектов может стать бар эффективным решением проблемы бар развития железнодорожного транспорта бар России.
История показывает, что клоп? рождение первого государственно-частного клоп? партнерства железных дорог клоп? связано именно с клоп? Россией. Это были клоп? первые концессионные соглашения клоп? в строительстве железных клоп? дорог. И в клоп? настоящее время необходимо клоп? возвращаться к этому клоп? опыту. Хотелось бы клоп? отметить, что государственно-частное клоп? партнерство развивается и клоп? в других видах клоп? транспорта (концессионные соглашения клоп? на автомобильных дорогах).
док Международная практика док показывает, что в док целях развития железнодорожного док транспорта, особенно высокоскоростного, док необходимо парк стремиться к парк государственно-частного партнерству. К примеру, там во многих там европейских странах там 40% — там это частные там инвестиции, и там 60% — там это бюджет там правительств, которые там развивают железные там дороги, а там так- же там бюджеты самих там компаний, доля там участия в там которых принадлежит там государству.
2.3. Проекты ГЧП в транспортной инфраструктуре России: проблемы и пути решения, Основными целями сортреализации инвестиционных парк программ ГЧП ОАО «РЖД» паркявляются:
хозяйственная деятельность, сорт направленная на сорт получение прибыли сорт для удовлетворения сорт социальных и сорт экономических интересов сорт собственника имущества сорт Предприятия и сорт его работников;
своевременное там и качественное там удовлетворение потребностей там народного хозяйства там и населения там республики в там перевозках в там обслуживаемом регионе, там повышение качества там и культуры там обслуживания пассажиров;
повышение сон? эффективности хозяйственной деятельности;
- обеспечение клоп? безопасности движения поездов;
- комплексное авалс развитие материально-технической базы авалс и социальной сферы;
- содержание авалс в исправном состоянии авалс сооружений, устройств и авалс технических средств;
- охрана окружающей авалс среды от загрязнения авалс и других вредных авалс воздействий;
выполнение целевых и авалс других объемных и авалс качественных показателей доведенных авалс
Миссией человек организации является обеспечение человек и обслуживание спроса человек на перевозки грузов человек и пассажиров во человек внутриреспубликанском и авалс межреспубликанских сообщениях.
Анализ сильных клоп? и слабых сторон клоп? организации
Определим далее сильные человек и слабые стороны человек предприятия и осуществим человек выбор стратегии.
Приведем перечень док сильных и слабых док сторон предприятия., К сильным клоп? сторонам предприятия можно клоп? отнести:, Наличие мощной финансовой клоп? и организационной базы;, Высокая квалификация сорт руководящего состава сорт и в сорт целом работников сорт предприятия;, Монопольное положение водив? на рынке водив? перевозки отдельных водив? групп грузов;, Наличие там долгосрочных хозяйственных там связей;
Возможность сон? развития как в сон? рамках Республики Беларусь, сон? так и на сон? международном уровне.
К слабым человек сторонам предприятия можно человек отнести:, Старение материально-технической базы;, Наличие сон? большого количества дорогостоящих сон? основных фондов;, Затратность пассажирских бар перевозок;, Наличие конкуренции со клоп? стороны автомобильного транспорта;, Отставание сон? в области исследований сон? и разработок;, Необходимость значительных человек капитальных вложений для человек развития.
Для проведения PEST-анализа бар построим таблицу с бар группой факторов влиянияОАО «Российские железные дороги » сорт (табл. сорт2.2).
Таблица 2.2 – PEST-анализОАО « Российские железные дороги
Группа док факторов |
События / там факторы |
Опасность/ возможность |
Вероятность человек события или проявления человек фактора |
Важность фактора или док события |
Влияние парк на компанию |
Политические клоп? и правовые |
Сохранение политической человек стабильности в обществе |
+ |
5,5 |
8,0 |
+44,0 |
Резкое клоп? обострение политической нестабильности |
— |
3,0 |
8,0 |
-24,0 |
|
Совершенствование клоп? законодательной базы в клоп? части регулирования транспортных клоп? услуг и тарифов |
+ |
7,0 |
4,5 |
+31,5 |
|
Отсутствие авалс совершенствования законодательной базы авалс в части регулирования авалс транспортных услуг и авалс тарифов |
— |
5,0 |
3,0 |
-15,0 |
|
Экономические |
Увеличение денежных доходов клоп? населения и юридических клоп? лиц |
+ |
5,5 |
8,0 |
+44,0 |
Снижение денежных доходов док населения и юридических док лиц |
— |
3,0 |
8,0 |
-24,0 |
|
Развитие водив? экономического кризиса |
— |
3,5 |
6,0 |
-21,0 |
|
Стабилизация бар экономической ситуации |
+ |
7,5 |
-37,5 |
||
Стабильность налоговой бар политики и невысокое бар налоговое бремя |
+ |
7,0 |
3,0 |
+21,0 |
|
Нестабильность налоговой сон? политики и высокое сон? налоговое бремя |
— |
3,5 |
4,5 |
-15,8 |
|
Рост инфляции бар (например гораздо выше клоп? прогнозируемого уровня) |
— |
9,0 |
4,0 |
-36,0 |
|
Сохранение существующих бар темпов инфляции |
+ |
1,0 |
7,0 |
-7,0 |
|
Социальные и клоп? культурные |
Увеличение населения |
+ |
7,0 |
5,5 |
+38,5 |
Уменьшение населения |
— |
2,0 |
5,5 |
-11,0 |
|
Повышение уровня там благосостояния и там социальной защищенности там населения |
+ |
2,0 |
8,0 |
+16,0 |
|
Снижение человек уровня благосостояния и человек социальной защищенности населения |
— |
6,0 |
8,0 |
-48,0 |
|
Развитие клоп? транспортной отрасли и клоп? транспортной инфраструктуры |
+ |
7,5 |
9,0 |
+67,5 |
|
Отсутствие развития сон? транспортной отрасли и сон? транспортной инфраструктуры |
— |
3,5 |
9,0 |
-31,5 |
|
Технологические |
Общее развитие клоп? технологий IT (ноу-хау, клоп? сервис, проекты автоматизации) |
+ |
7,5 |
6,0 |
+45,0 |
Отсутствие док общего развития IT док (ноу-хау, сервис, проекты док автоматизации) |
— |
2,0 |
6,0 |
-12,0 |
По водив? результатам PEST-анализа водив? можно сделать водив?
Значительное водив? влияние на водив? рынок транспортных водив? услуг оказывают водив? политические и водив? правовые (общий водив? итог +36,5 водив? баллов) факторы. водив? При этом водив? влияние данных водив? факторов в водив? настоящее время водив? положительное. Политическая водив? обстановка в водив? России способствует водив? развитию рынка водив? транспортных услуг.
Социальные сон? и культурные, а сон? также технологические факторы сон? оказывают менее значительное сон? положительное влияние на сон? развитие рынка транспортных сон? услуг (общий итог сон? +31,5 и +33 сон? балла соответственно).
Незначительное влияние на сон? рынок транспортных услуг сон? оказывают экономические факторы сон? (общий итог +12,7 сон? баллов).
Рассмотрим далее сон? сильные и слабые сон? стороны предприятия, используя сон? матрицу SWOT (таблица 2.2).
Таблица сон?2.2 — сон? Матрица SWOT-анализа
Сильные парк стороны Наличие мощной финансовой авалс и организационной базы; Высокая клоп? квалификация руководящего состава клоп? и в целом клоп? работников предприятия; Монопольное там положение на там рынке перевозки там отдельных групп там грузов; Наличие человек долгосрочных хозяйственных связей; Возможность парк развития как парк в рамках парк Республики Беларусь, парк так и парк на международном парк уровне. |
Возможности 1. Ориентация сорт на отечественные сорт технологии при сорт модернизации парка сорт вагонов. 2.Развитие конкурентных водив? позиций за водив? счет монопольного водив? положения на водив? рынке. 3. человек Наличие финансовых ресурсов человек и прибыли для человек развития предприятия. 4. Использование сон? географического положения Республики сон? Беларусь; 5. водив? Предложение новых водив? услуг по водив? подсобно-вспомогательной деятельности.. 6.Рост сорт уровня располагаемого сорт доходов населения. |
Слабые там стороны Старение материально-технической там базы; Наличие большого человек количества дорогостоящих основных человек фондов; Затратность пассажирских перевозок; Наличие сон? конкуренции со стороны сон? автомобильного транспорта; Отставание в авалс области исследований и авалс разработок; Необходимость водив? значительных капитальных водив? вложений для водив? развития. |
Угрозы 1.Увеличение сон? конкуренции со стороны сон? других видов транспорта. 2.Рост цен водив? на энергоносители водив? и материальные водив? ресурсы. 3.Снижение транзитных водив? перевозок 4. Увеличение человек капитальных вложений в человек модернизацию путевого хозяйства. |
Проведенный человек SWOT-анализ свидетельствует клоп? о превосходстве сильных клоп? сторон и возможностей клоп? над слабыми сторонами клоп? и угрозами.
Анализ альтернатив бар и выбор стратегии
Сравнивая бар желаемые цели с бар оценками анализа среды бар хозяйствования, можно определить бар высокую степень соответствия бар между ними. Достижение поставленных целей бар на отделении планируется бар путем:
реализации государственной политики бар на железнодорожном транспорте бар по наиболее важным бар направлениям научно-технического прогресса;
развития клоп? технического комплекса и клоп? внедрения новых энергосберегающих клоп? технологий;
повышения парк безопасности перевозок, парк сохранности грузов парк и уровня парк экологической безопасности;
повышения бар эффективности работы авалс линейных предприятий отделения авалс дороги;
реализации программы импортозамещения через размещение человек заказов на промышленных человек предприятиях республики на производство комплектующих, авалс запасных частей и авалс материалов для обеспечения авалс перевозочного процесса;
непрерывного мониторинга бар объемов промышленного производства бар Российской Федерации, экспорта бар и импорта российских бар субъектов хозяйствования;
анализа влияния авалс работы предприятий Российской авалс Федерации на объемы авалс погрузки и выгрузки авалс продукций;
всестороннего анализа деятельности авалс
Выгодное геополитическое сон? расположение Российской сон? Федерации предопределило роль док ее железной дороги док как транспортного перекрестка док на пути из док стран Западной и док Центральной Европы в док Россию и государства док Азии, из Скандинавских док стран на Украину, док Молдову, Балканы, Турцию док и страны Ближнего док Востока. В общем док объеме экспорта транспортных док услуг железнодорожный транспорт док составляет 20,5%.
ОАО «РЖД»
Рентабельность клоп?, Убытки парк
При разработке водив? стратегии организации водив? используют методический водив? приём стратегической водив? сегментации и водив? стратегической зоны водив? хозяйствования. Существует водив? несколько методических подходов к док планированию стратегических альтернатив док и их оценке. док Рассмотрим один из док таких приёмов, который док может быть успешно док использован в наших док условиях для выработки док общей стратегии организации.
Для эффективной водив? реализации миссии водив? и стратегических водив? целей развития водив? холдинга в водив? условиях его водив? территориальной масштабности водив? деятельности крайне водив? важно построить водив? эффективную и водив? сбалансированную систему водив? корпоративного управления водив? холдинга РЖД, водив? включающую в водив? себя центры водив? корпоративной ответственности водив? с их водив? местонахождением не водив? только в водив? Москве, но водив? и в водив? регионах.
Нами предлагается сорт оптимизировать существующую сорт структуру управления сорт путем объединения сорт нескольких станций сорт в единый сорт железнодорожный узел.
Благодаря этому мы клоп? создадим централизованную структуру клоп? управления, при которой клоп? во главе будет клоп? авторитетный лидер (единоначалие), клоп? несколько сократим затраты клоп? на содержание аппарата клоп? управления (путем сокращения клоп?числа дублирующих должностей).
клоп? Сформируется единая политика клоп? по всем видам клоп? управленческой деятельности, сократятся клоп? уровни управления, что клоп? приведет к оперативности клоп? решения задач и клоп? устранения возникающих проблем.Структура капитальных авалс вложений по основным авалс направлениям представлена в авалс таблице 2.3
Таблица сон?2.3
Структура капитальных клоп? вложений ОАО «РЖД» клоп? по направлениям инвестирования клоп? (млн. рублей без клоп? НДС)
Наименование проекта |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
факт |
оперативное выполнение |
факт |
|||
Всего, в том док числе: |
26580,9 |
31 386,8 |
395406,0 |
479 сорт 409,8 |
411435,2 |
Проекты, док связанные с выполнением док поручений Правительства РФ |
47 бар 793,3 |
89 198,4 |
72 586,3 |
73 клоп? 390,2 |
40 042,5 |
Развитие водив? ж.д. инфраструктуры водив? для обеспечения транспортного водив? обслуживания XXVII водив? Всемирной летней водив? Универсиады 2013 водив? г. |
4 005,9 |
7 парк 468,1 |
1 347,4 |
||
Совмещенная (автомобильная и клоп? железная) дорога Адлер – клоп? горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» авалс со строительством сплошного второго авалс железнодорожного пути на авалс участке Сочи — авалс Адлер — Веселое |
40 парк 000,1 |
73 112,1 |
55 водив? 054,8 |
57 авалс 954,8 |
32 сорт 840,7 |
Развитие инфраструкутры в целях сон? подготовки и проведения сон? Олимпийских игр |
7 793,2 |
15 авалс 438,1 |
8 747,4 |
6 507,3 |
5 водив? 854,4 |
«Собственные» проекты ОАО авалс «РЖД»: |
217 сорт 787,1 |
228 188,5 |
322819,6 |
406 сорт 019,6 |
371392,8 |
Обеспечение безопасности на сорт ж.д. транспорте |
35 сорт 067,4 |
53 016,4 |
75 612,3 |
65 человек 698,7 |
51 507,7 |
Снятие инфраструктурных авалс ограничений в регионах авалс России |
91 899,2 |
99 634,7 |
141839,8 |
178 парк 464,3 |
142986,1 |
Повышение транспортной доступности сон? для населения страны, сон? в т.ч.: |
9 571,9 |
9 человек 235,0 |
19 водив? 918,6 |
36 323,0 |
45 там 996,8 |
Развитие Московского сорт транспортного узла |
190,5 |
1 там 381,8 |
3 991,6 |
14 человек 614,9 |
31 354,7 |
Модернизация инфраструктуры бар пригородного пассажирского комплекса |
5 человек 084,0 |
3 966,9 |
8 208,4 |
10 бар 978,1 |
7 800,0 |
Внедрение автоматизированной бар системы контроля и бар учёта пассажиров |
355,5 |
413,3 |
451,4 |
502,1 |
300,0 |
Реконструкция вокзального бар комплекса дальнего сообщения |
3 312,1 |
3 парк 468,8 |
6 165,5 |
10 там 228,0 |
6 542,1 |
Обновление сорт подвижного состава, сорт в т.ч.: |
66 авалс 904,6 |
50 335,5 |
66 парк 441,8 |
75 клоп? 356,9 |
112326,5 |
Тяговый подвижной состав |
26 клоп? 398,9 |
34 878,5 |
50 сорт 843,1 |
61 850,5 |
84 672,1 |
Грузовой подвижной сорт состав |
4 189,3 |
91,0 |
231,5 |
240,6 |
300,0 |
Пассажирский и док грузовой подвижной состав док (выкуп лизингового имущества) |
87,4 |
3 сон? 212,3 |
635,1 |
800,7 |
|
Моторвагонный подвижной состав |
9 бар 871,2 |
10 962,5 |
11 674,8 |
12 сон? 630,7 |
26 553,7 |
Прочие проекты |
14 док 344,0 |
15 967,0 |
19 парк 007,1 |
50 док 176,7 |
18 парк 575,7 |
Таким образом, парк инвестиционный бюджет парк ОАО «РЖД» парк составляет в парк 2016 году парк 411,4 млрд. парк руб., что парк в целом парк соответствует тенденции парк по повышению парк инвестиционных вложений, парк однако в парк 2015 г. бар по данным оперативного бар выполнения этот показатель бар значительно превышает показатели бар существовавшей ранее тенденции. бар Этого удалось достичь бар за счет дополнения бар утвержденного бюджета советом бар директоров общества на бар этот год (428,4 бар млрд. руб.) на бар 12,4% (53,2 млрд. бар руб.).
Рассмотрим там мероприятия по там основным блокам там инвестирования:
— исполнение там поручений Правительства там РФ: развитие там инфраструктуры для там обеспечения обслуживания тамXXVII Всемирной летней там Универсиады 2016 г., усиление инфраструктуры клоп? линии Туапсе-Адлер, развитие клоп? инфраструктуры в целях клоп? подготовки и проведения клоп? Олимпийских игр, совмещенная клоп? (автомобильная и железнодорожная) клоп? дорога Адлер – клоп? «Альпика-Сервис»,
— водив? обеспечение безопасности: водив? обновление объектов водив? терминально-складского комплекса, обеспечение клоп? безопасности жизнедеятельности и клоп? технологической устойчивости производства, клоп? реконструкция технологических и клоп? коммунальных объектов, обеспечение клоп? пожарной безопасности,
— парк снятие инфраструктурных парк ограничений: реконструкция парк участков Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и парк ж.д. подходов парк к портам парк на южном парк берегу Финского парк залива, М.Горький парк — Котельниково парк — Тихорецкая парк — Крымская парк с обходом парк Краснодарского узла, парк Тобольск-Сургут, Карымская-Забайкальск и т.д., организация док скоростного пассажирского движения док Санкт-Петербург-Бусловская,
— повышение клоп? транспортной доступности: обновление клоп? фондов основных средств, клоп? развитие инфраструктуры Московского клоп? транспортного узла,
— прочие водив? проекты: акции водив? сторонних организаций, водив? формирование уставных водив? капиталов дочерних водив? обществ, социальное водив? развитие, ресурсосберегающие водив? технологии, энергосбережение.
Инвестиционная там программа ОАО там «РЖД» на там 2013 г., там таким образом, там характеризуется направленностью там на решение там задач развития там экономики страны там и подготовки там к олимпийским там играм 2014 там г. в там Сочи, приоритетностью там проектов, определенную с парк этих позиций, парк а не парк с позиций парк прибыльности, высокой парк капиталоемкостью проектов, парк участием государства парк в финансировании парк инвестиций.
Важно отметить, сон? что несмотря клоп? на заявленную подчиненность клоп? инвестиционной стратегии задачам, клоп? поставленным правительством, в клоп? этом направлении существуют достаточно серьезная критика клоп? [2].
Система управления парк инвестиционной деятельностью парк ОАО «РЖД» парк базируется на парк внутренних нормативно-методических парк документах, к парк числу которых парк относятся, например, парк «Положение об парк управлении инвестиционной парк деятельностью», «Регламент парк управления инвестиционной парк деятельностью», шаблоны парк заявок и парк форм. Система парк предусматривает автоматизированное парк управление инвестиционной парк деятельностью с парк использованием прикладной парк программы «АСУ-Инвест», в которой сон? выделены три основных сон? функциональных модуля:
- модуль парк создания программы,
- модуль авалс контроля выполнения проектов,
- клоп? модуль постинвестиционного мониторинга. [6]
Исходя человек из поставленных целей человек и задач программа человек модернизации и развития человек транспортной системы в человек стране основными приоритетами человек направления инвестиций определяет человек модернизацию железнодорожного транспорта человек (общий объем инвестиций человек до 2017 г. человек Составил 3,8 сон? трлн руб., то парк есть ежегодно парк 180-200 млрд руб.), водив? которые позволяют водив? достичь целевых водив? показателей, представленных водив? в таблице водив?3.4.
Таблица 3.4 — Целевые док показатели инвестиционной политики док отрасли
Показатель |
Единица измерения |
Расчетные годы |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Отправление человек грузов |
млн т |
1208,8 |
1289,2 |
1328,3 |
1533,3 |
Грузооборот |
млрд т*км |
1588,5 |
1667,9 |
1743,0 |
2014,0 |
Пассажирооборот, авалс всего: |
млн пасс*км |
179,8 |
183,2 |
186,7 |
202,8 |
В том клоп? числе дальнего следования |
млн пасс*км |
126,8 |
129,7 |
132,7 |
146,3 |
Износ парк основных фондов |
% |
52,7 |
59,9 |
47,3 |
37,0-39,0 |
Себестоимость авалс перевозок |
т*км |
134,8 |
125,4 |
117,1 |
110,0-112,0 |
Для достижения этих бар целей инвестиционным проектом бар железнодорожного транспорта предусматривается бар направить основные инвестиции:
1. водив? на водив? обновление парка водив? подвижного состава водив? и технических водив? средств за водив? счет поставок водив? техники нового водив? поколения, обеспечивающей водив? улучшение качества водив? транспортного обслуживания, водив? повышения уровня водив? безопасности транспортной водив? деятельности, ослабления водив? негативного влияния водив? на окружающею среду, парк рост эффективности парк работы железнодорожного парк транспорта за парк счет снижения парк его ресурсоемкости парк и повышение парк ремонтопригодности;
2. внедрение комплекса водив? информационных технологий, водив? направленных на водив? совершенствование управления водив? перевозочным процессом водив? и инфраструктурой водив? железнодорожного транспорта;
3. бар модернизацию устройств автоматики, бар телемеханики и электроснабжения;
4. барприведение авалс мощности всех хозяйств авалс железнодорожного транспорта в авалс соответствии с объемом авалс выполняемой работы, внедрение авалс ресурсосберегающих технологий.
Предусматриваются также авалс мероприятия по строительству авалс дополнительных главных путей, авалс электрификации железнодорожных линий, авалс развитию станций, модернизации авалс и строительству автоблокировки, авалс диспетчерской централизации и авалс ряда других объектов авалс транспортной инфраструктуры. В авалс таблице 3.5 представлены объемы работ клоп? и основные мероприятия клоп? по модернизации и клоп? развитию железнодорожного транспорта клоп? на период до клоп? 2015 г., а клоп? также поставок подвижного клоп? состава и путевой клоп? техники.
Таблица парк2.5 — Объем работ сон? по развитию железнодорожного сон? транспорта
Основные мероприятия |
Всего 2012-2017 гг., |
В том числе клоп? по годам: |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Электровозы(ед.) |
2827 |
151 |
177 |
25 |
253 |
283 |
1705 |
Тепловозы(ед.) |
5793 |
50 |
280 |
382 |
445 |
561 |
4075 |
Грузовые вагоны(тыс.ед.) |
351,2 |
10,7 |
17,9 |
22,0 |
25,0 |
40,9 |
234,7 |
Пассажирские клоп? вагоны(ед.) |
12088 |
608 |
820 |
970 |
1090 |
7460 |
|
Вагоны электропоездов(ед.) |
10180 |
770 |
974 |
1012 |
182 |
1154 |
5088 |
Вагоны дизель-поездов(ед.) |
2396 |
64 |
102 |
160 |
221 |
316 |
1533 |
Путевые машины парк и моторный парк рельсовый транспорт(ед.) |
3374 |
233 |
213 |
228 |
248 |
324 |
2128 |
Новые сон? железнодорожные линии(км.) |
1170 |
65 |
140 |
320 |
— |
— |
645 |
Дополнительные парк главные пути(км.) |
435 |
— |
— |
4 |
38 |
132 |
261 |
Электрификация водив? железнодорожных линий(км.) |
7638 |
736 |
1326 |
525 |
1083 |
524 |
3444 |
Устройств клоп? автоблокировки (км.) |
18935 |
2020 |
2030 |
1995 |
1590 |
1800 |
9500 |
Строительство диспетчерской док централизации(км.) |
22275 |
2129 |
2592 |
2636 |
2014 |
1904 |
11000 |
Основным источником формирования авалс программы модернизации и авалс развитию железнодорожного транспорта авалс являются внебюджетные средства авалс(собственные средства ОАО авалс «РЖД» и привлеченные авалс средства), которые составляют авалс с учетом затрат авалс на НИОКР около авалс 1543,7 млрд руб., или 93,8% сон? в том числе: сон? собственные средства ОАО сон? «РЖД» — 1323,7 сон? млрд руб.(83,3%) сон? и привлеченные средства сон? – 222,0 млрд руб. (14,4%).
клоп? Средства федерального бюджета клоп? составляют 1,3 млрд руб., или сон? 0,08%.
Планируемые, реализуемые сорт и осуществленные сорт инвестиции принимают сорт форму инвестиционных сорт капитальных проектов. сорт Но проекты сорт надо подобрать, сорт рассчитать, выполнить, сорт а главное сорт – оценить сорт их эффективность, сорт и прежде сорт всего на сорт основе сопоставления сорт затрат на сорт проект и сорт результатов его сорт реализации.
В проекте модернизации док и развития железнодорожного док транспорта рассчитана экономическая док эффективность его существования. док При оценке эффективности док инвестиционных проектов на док железнодорожном транспорте различают док следующие показатели:
1. коммерческая док (финансовая) эффективность, учитывающая док финансовые последствия реализации док проекта для его док непосредственных участников;
2. бюджетная сорт эффективность, отражающая сорт последствия осуществления сорт инвестиционного проекта сорт для федерального, сорт регионального и сорт местных бюджетов;
3. парк экономическая парк эффективность, отражающая парк затраты и парк результаты по парк проекту и парк учитывающая интересы парк как его парк участников, так парк и страны, парк региона или парк города.
Неотъемлемой бар частью любого инвестиционного бар процесса является учет бар и прогнозирование рисков, бар связанных непосредственно с бар неопределенностью развития тех бар или иных событий. бар Поэтому при снижении бар риска и повышении бар определенности создаются условия бар для привлечения масштабных бар инвестиций. А это бар стало возможным в бар результате разделения функций бар государственного управления и бар организации хозяйственной деятельности, бар так как создано бар единое юридическое лицо бар – ОАО «РЖД», бар что открывает доступ бар к рынку капитала бар и финансовых ресурсов бар через определение уровня бар капитализации и рыночной бар стоимости компании. Для бар эффективной реализации инвестиционных бар проектов особое значение бар имеет прозрачность не бар только финансовая, но бар и организационная, что бар обусловлено особенностями железнодорожного бар транспорта.
В качестве парк показателей эффективности парк программы рассмотрен парк чистый дисконтированный парк доход (ЧДД) парк для общественной парк эффективности, интегральный парк эффект – парк превышение прироста парк средств, поступающих парк в бюджеты парк всех уровней парк в виде парк инвестиций.
Эффективность определяется сорт с учетом сорт дисконтирования для сорт каждого их сорт перечисленных уровней. сорт Горизонт исследования сорт (20 лет) сорт определен расчетным сорт сроком окупаемости.
Таблица сорт2.6 — Показатели авалс экономической эффективности программы авалс модернизации и развития авалс железнодорожного транспорта
Показатель |
Расчетные годы |
||||||
2002-2020 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006-2010 |
2011-2020 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Общественная сорт эффективность |
|||||||
Доходы от реализации док проекта |
3860758 |
91874 |
107624 |
11483 |
141405 |
1036825 |
2371546 |
Расходы там на реализацию там проекта |
-1539915 |
-136369 |
-150800 |
-156693 |
-178260 |
-905587 |
-12206 |
Сальдо |
2320842 |
-44495 |
43176 |
-45210 |
-36855 |
131238 |
2359340 |
ЧДД |
487864 |
-36772,5 |
-32438,7 |
-30879 |
-22883,7 |
5358,7 |
57279,2 |
Коммерческая эффективность |
|||||||
Сумма чистой человек прибыли и |
3837790 |
90311 |
106146 |
109978,3 |
139919,9 |
1031620 |
2359815 |
Расходы по инвестиции |
-1856599 |
-133589 |
-142835 |
-143047 |
-162719 |
-884036 |
-390375 |
Сальдо |
1981191 |
-4327,5 |
-36688,9 |
-33068,1 |
-22798,6 |
147584,1 |
1969440 |
Интегрированный эффект водив? (NPV) |
429654,8 |
-3576,6 |
-27564,9 |
-22586 |
-14156,2 |
63707,87 |
466020,5 |
Бюджетная эффективность |
|||||||
Доходы клоп? бюджетов всех уровней |
1648462 |
54343,71 |
61099,37 |
61809,34 |
75599,26 |
503326,1 |
852285 |
Расходы бюджетов водив? всех уровней |
155748,6 |
13510,4 |
15810,3 |
18313,6 |
23990,8 |
84123,5 |
0 |
Сальдо |
1492714 |
40833,31 |
45289,07 |
43495,74 |
51608,46 |
419202,6 |
892285 |
Бюджетный там эффект с там учетом дисконтирования |
589176,9 |
37121,19 |
37428,98 |
32678,99 |
35149,27 |
214978,8 |
213719,6 |
Результаты расчета эффективности бар приведены в Таблице бар 1. Дисконтированный срок бар окупаемости программы «Модернизация бар и развитие транспортной бар системы России», подпрограммы бар «Железнодорожный транспорт» составит бар по общественной эффективности бар – 11,3 года, бар по коммерческой эффективности бар – 10,2 года. бар В 2015 году бар ОАО «РЖД» инвестировало бар 8,2 млрд рублей сорт в развитие сорт материально-технической базы сорт Куйбышевской железной сорт дороги, реконструкцию сорт и модернизацию сорт ее инфраструктуры. сорт Основная доля сорт выделенных инвестиционных сорт средств – сорт 3,8 млрд рублей – авалс приходится на реализацию авалс программы по снятию авалс инфраструктурных ограничений, которая авалс позволяет решать основные авалс задачи Инвестиционной программы авалс ОАО «РЖД».
В там настоящее время там для дальнейшего там эффективного развития там ОАО «РЖД» там активно сотрудничает там с руководством там субъектов Федерации там и бизнес там — сообществом там по привлечению там инвестиций, а там также реализует совместные там проекты. Так, например, там ОАО «РЖД» там в лице там Куйбышевской железной там дороги и правительство там Республики Мордовия там подписали соглашения там о взаимодействии там и сотрудничестве там на 2014-2016 там годы, и там на 2016-2018 там годы. Они направлены там на социально-экономическое развитие там Мордовии и обеспечение там эффективной и устойчивой там работы ОАО там «РЖД» в регионе.
В Соглашениях сорт отмечается, что сорт стороны совместно сорт участвуют в реализации сорт «Стратегии развития сорт железнодорожного транспорта сорт до 2030 года» и программ сорт социально-экономического развития сорт республики. Оговорены сорт и совместные обязательства сорт по разработке и осуществлению сорт природоохранных мероприятий, сорт а также содействия сорт в продвижении инвестиционных сорт проектов компании сорт «РЖД».
В рамках сорт программы «Безопасный сорт регион», реализуемой сорт совместно Куйбышевской сорт железной дорогой сорт и Правительством сорт Республики Мордовия, сорт на железнодорожных сорт переездах, расположенных сорт в зоне сорт ответственности Пензенского сорт региона Кбш. ЖД, клоп? установлены системы фото- и парк видеофиксации нарушений правил дорожного клоп? движения.
Места установки были человек выбраны на основании человек мониторинга интенсивности движения человек транспортных средств через человек конкретный переезд, а человек также анализа количества человек зарегистрированных случаев правонарушений человек и травмирования автовладельцев.
На сегодняшний человек день фото- и док видеофиксация в парк круглосуточном режиме парк осуществляется на парк семи железнодорожных парк переездах. Четыре парк системы установлены парк непосредственно на парк территории города парк Саранск, а парк также на парк участках пути парк станций Кочелай – авалс Сура, разъезд 626 авалс км — станция авалс Воеводская и на авалс станции Хованщина. водив? Планируется, что водив? для обеспечения водив? безопасности и водив? в рамках водив? подготовки региона водив? к проведению водив? Чемпионата Мира водив? по футболу водив? в 2018 водив? году количество водив? переездов, оборудованных водив? видеосистемами, будет водив? увеличено.
Применение камер фиксации авалс позволит дисциплинировать водителей. авалс Исследования показали, что авалс наличие видеокамер на авалс железнодорожных переездах снижает число правонарушений на 40%. Видеофиксация нарушений правил сорт дорожного движения, сорт кроме того, сорт является доказательной сорт базой в сорт суде.
Реализация инвестиционных парк программ ГЧП возможна парк при участии парк внешних инвестиций, парк привлечение которых парк затруднено из-за парк несовершенства законодательной парк и методологической парк базы. Наиболее парк приемлемым механизмом парк привлечения инвестиций парк для реализации парк крупномасштабных проектов парк в сфере парк железнодорожного транспорта парк является форма парк проектного финансирования, парк в основе парк которого лежит парк совместное финансирование парк и ответственность парк всех заинтересованных парк сторон. Резервом парк повышения инвестиционной парк привлекательности является парк соответствие финансово-экономической парк деятельности Компании парк провозглашаемым целям, парк в частности, парк в отношении парк качества транспортного парк обслуживания территории, парк перевозок, а парк также проводимой парк амортизации, тарифной парк политики.
Заключение
Основной парк целью реализации инвестиционных парк программ ГЧП ОАО «РЖД» паркявляется осуществление парк хозяйственной деятельности, парк направленной на парк получение прибыли.
Анализ парк внешней среды, паркSWOT. авалс Используя матрицу авалсSWOT проводится анализ сорт внешней среды сорт предприятия, выявляя сорт сильные и сорт слабые стороны, сорт возможности и сорт угрозы, который сорт свидетельствует о сорт превосходстве сильных сорт сторон и сорт возможностей над сорт слабыми сторонами сорт и угрозами.
Характеристика парк внутренней структуры. парк В структуре парк отделения 30 парк обособленных структурных парк подразделений, 2 парк дочерних предприятия, парк 70 линейных парк станций, из парк них 4 парк внеклассных станций, парк 3 первого парк класса, 4 парк второго класса, парк 17 третьего парк класса, 35 парк четвертого класса парк и 7 парк пятого класса, парк в том парк числе: пассажирских парк – 1, парк сортировочных – парк 4, участковых парк – 1, парк грузовых – парк 5, промежуточных парк – 59. парк Кроме того, парк имеется 128 парк остановочных пунктов.
Отделение дороги имеет сон? в своем ведении сон? объекты социальной сферы, сон? доля которых в сон? стоимости основных фондов сон? занимает 2,6%. Это сон? 3 детских оздоровительных сон? лагеря, оздоровительный центр сон?
Основными принципами паркреализации инвестиционных парк программ ГЧП ОАО «РЖД» паркпо парк формированию спроса парк на грузовые парк перевозки являются:
- там тщательное изучение там транспортного и там товарного рынков там и требований там (запросов) клиентуры там по объему там перевозок, безопасности там и качеству там транспортного обслуживания;
- ориентация транспортного клоп? производства на максимальное клоп? удовлетворение интересов клиентуры клоп? и эффективное использование клоп? подвижного состава;
- использование водив? методов транспортной водив? логистики для водив? обеспечения оптимальности водив? сферы материального водив? обращения;
- бар обеспечение инновационности транспортного производства на авалс основе достижений НТП, авалс создание условий для авалс максимального приспособления производства авалс к требованиям рынка, авалс к структуре спроса авалс на перевозки, исходя авалс не из сиюминутной авалс выгоды, а из авалс долгосрочной перспективы;
- научно-обоснованное док планирование и прогнозирование док деятельности транспортного предприятия док с ориентацией на док положительный конечный результат, док в том числе док на повышение его док конкурентоспособности;
— объективное сорт и своевременное сорт информирование потенциальных сорт пользователей о сорт транспортных возможностях сорт и воздействие сорт на них сорт с помощью сорт гибкой тарифной сорт политики, референций, сорт рекламы и сорт других средств парк стимулирования спроса сорт на перевозки сорт с целью сорт привлечения их сорт к услугам сорт конкретного транспортного сорт предприятия. На сорт основе этих сорт принципов осуществляется сорт процесс формирования сорт и планирование сорт конкретных объемов сорт грузовых перевозок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артыкова С. Н. человек Инвестиционная политика в человек сфере железнодорожных пассажирских человек перевозок // Наука человек и современность. — человек 2015. — № человек 36. — С. человек 26.
2. Бугаев В. сорт П., Бугаева. Е. В. клоп? Менеджмент, Гомель. БелГУТ, 2016. там – 250 там с.
3. Дерябина М. «Экономический анализ: Государственно-частное партнерство: теория и практика», Экономический портал (#»Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации», М., Вегас-Лекс, 2016.
5. Кашин С. «Британия на хозрасчете», журнал «Секрет фирмы», № 117, М., 2015.
6. Коллектив авторов «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве» , М., Ассоциация Менеджеров, 2017 г.
7. Коллектив авторов «Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации», Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», Спб., 2015.
8. Коровин Е. «Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки», доклад на конференции «Федеральные инструменты поддержки инвесторов» (#»Маяквэкономическойтеории Journal of Law and Economics, 17, № 2, 1974.
10.
11.
12.
13.
14.
17.
18.
19.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]