Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Содержание скрыть

Сегодня безработица одна из тех тем макроэкономики, которая напрямую касается людей. Проблема безработицы постоянно на слуху у населения, так как каждый боится оказаться безработным и тем самым поставить себя и свою семью под угрозу нищеты.

В данной курсовой работе безработица рассматривается в контексте переходного периода.

В настоящее время переходный период к рыночным отношениям осуществляется в Республике Беларусь. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена остротой нерешенных проблем в сфере связанной с эффективным распределением и использованием экономически активного населения в период переходной экономики, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица: нерабочее состояние трудоспособных граждан, невыпущенная продукция, снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта, негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан и т.д.

Однако, по мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

Цель исследования — показать особенности безработицы в переходной экономике Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования, определяющие содержание данной работы:

  • ü теоретически обосновать сущность, причины и классификацию безработицы;
  • ü рассмотреть причины и особенности безработицы в переходной экономике;
  • ü показать особенности безработицы и основные пути ее преодоления в Республике Беларусь.

Для реализации поставленных задач, были использованы учебные материалы, статистический ежегодник Республики Беларусь (2012 г.), статистическая информация официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, периодическая печать, а также трудовое законодательство Республики Беларусь.

9 стр., 4408 слов

Концепции перехода к рыночной экономике. Особенности переходной экономики России

... экономики. Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа: 1991-1993 гг. — период создания юридических и эконо­мических институтов рыночной экономики, ... в дальнейшем. Логичным завершением этой научной работы будет рассмотрение особенностей переходной экономики России, что я и проделаю в ... ­ду суверенными республиками; в течение 6 ... ошибка, на мой взгляд, заключалось в том, ...

1. Теоретические основы безработицы как экономической категории, .1 Сущность, причины и виды безработицы

Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

Сегодня экономическая теория определяет безработицу следующим образом.

Безработица

Согласно Закону «О занятости населения Республики Беларусь» от 1 июня 2006 г., безработица — это явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу [16].

безработным

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поиском работы, т.е.

обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

  • были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются органами статистики как безработные, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Статистические органы выделяют также показатель числа безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости [26, с. 214].

Безработица — естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

  • улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;
  • формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;
  • повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;
  • наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства [25, с. 78].

«полная занятость»

На рынке труда в результате взаимодействий спроса и предложения на труд определяется уровень занятости.

Большинство западных экономистов признают закономерным и необходимым в условиях рынка существование определенного уровня безработицы. Под полной занятостью Дж. Кейнс понимал такое ее состояние, когда численность занятых уже никак не меняется в зависимости от дополнительного расширения эффективного спроса, и потому его дальнейший прирост оказывается чисто инфляционным, т.е. выражается лишь в общем повышении номинальных величин.

естественном уровне безработицы

По мнению М. Фридмена, естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

42 стр., 20649 слов

Проблемы занятости населения — дипломная

... занятости населения по предупреждению безработицы в Российской Федерации как межведомственная задача в деятельности социальных служб и службы занятости. Методы: используем методы теоретического уровня (обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы) и статистического сравнения (статистика по Российской Федерации). Представленная работа ...

Естественный уровень безработицы

Причины безработицы:

  • завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
  • слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей, повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.
  • негибкость, характерная для рынка труда.

Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.
  • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
  • изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы [8, с.

139].

Также анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Важнейшие трактовки представлены в таблице [см. Приложение А, таблица А.1].

видов безработицы

Добровольная безработица

Вынужденная безработица

Важнейшими видами безработицы в экономической литературе и хозяйственной практике считаются фрикционная, структурная, сезонная, циклическая, технологическая. Рассмотрим эти виды подробнее.

Фрикционная безработица, Структурная безработица, Технологическая безработица, Сезонная безработица, Циклическая безработица

ц

ц

действительную

открытой

краткосрочной

общей

Региональная безработица

Очаговая безработица

моноотраслевая специализация многих городов и районов;

  • низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье;
  • различия в подходе региональных властей к проведению экономических преобразований;
  • направленность государственной финансовой помощи на смягчение напряженности в ущерб программ стимулирования миграции [26, с. 219-223].

2 Показатели безработицы и факторы, определяющие ее динамику

Безработица представляет собой сложное многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, подразделяется на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда [26, с. 226].

Все население может быть представлено в следующей классификации:

 показатели безработицы и факторы 1

экономически активному

Среди них выделяют занятое и незанятое население.

К занятым относят:

  • работающих по найму (полное или неполное рабочее время);
  • самозанятых (ведущих предпринимательскую, индивидуальную трудовую деятельность, фермеров, лиц свободных профессий и пр.);
  • избранных на должность;
  • военнослужащих;
  • работников без оплаты на семейном предприятии;
  • временно отсутствующих на работе по причине болезни, отпуска, забастовки и т.п.

Безработными

  • потерявшие работу в результате сокращения штата или ликвидации предприятия;
  • добровольно оставившие работу;
  • пришедшие на рынок труда после длительного перерыва в работе;
  • впервые ищущие работу.

экономически неактивному населению

15 стр., 7098 слов

Исследование производительности труда и факторов ее повышения на предприятии

... Предмет исследования - производительность труда на предприятии. В первой главе дипломной работы показана экономическая сущность и значение производительности труда, представлены показатели и методы измерения производительности труда, а также приведена методика планирования роста производительности труда с учетов влияния отдельных факторов. ...

  • неработающие лица моложе трудоспособного возраста;
  • учащиеся с отрывом от производства;
  • неработающие лица, получающие пенсии по старости и инвалидности;
  • ведущие домашнее хозяйство;
  • добровольные незанятые (нежелающие работать);
  • отчаявшиеся в поисках работы [4, с. 101].

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

Частичная занятость, Рабочие, потерявшие надежду на получение работы., Ложная информация

Итак, хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие:

Демографические факторы, Технико-экономические факторы, Экономические факторы, Институциональные факторы

Количественно безработица характеризуется уровнем, продолжительностью и частотой.

  • Уровень безработицы (УБ) — удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах:

УБ = Б / ЭАН ∙ 100 (1.2)

— Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены [25, с. 80].

  • Частота безработицы устанавливается количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; ее рост свидетельствует о низком качестве рабочего места и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую только и могут найти безработные в кризисные периоды [18, с. 49].

Для получения этих показателей существует 2 способа расчета уровня безработицы:

Ø при помощи общей безработицы, когда данные получают путем систематических массовых выборочных опросов населения, при этом респондент не обязан документально или иным путем подтверждать достоверность ответов.

Ø при помощи регистрируемой (официальной) безработицы, когда данные получают на основе обобщения сведений служб занятости. Она включает трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и готовых приступить к ней [4, с. 115].

3 Социально-экономические последствия безработицы

Безработица является одним из наиболее сильных социально-экономических дестабилизаторов. Последствия безработицы проявляются практически во всех областях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только в целом на экономику страны, но и в той или иной мере на каждого индивидуального участника экономического процесса [26, с. 232] [см. Приложение А, таблица А.3].

16 стр., 7656 слов

Миграция рабочей силы

... широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня жизни. ...

Экономисты выделяют воздействие безработицы на экономический рост, взаимосвязь ее с инфляцией.

Взаимосвязь безработицы с темпами экономического роста описывается законом А. Оукена. Американский экономист А. Оукен на основании ряда исследований пришел к мнению, что уровень безработицы находится в определенной числовой зависимости с движением валового национального продукта (ВНП).

Эту зависимость можно выразить следующей формулой:

 социально экономические последствия безработицы 1 ∙100% = -β(u-u*) (1.3),

где Y — фактический ВНП, Y* — потенциальный ВНП, u — фактический уровень безработицы, u* — естественный уровень безработицы, (u-u*) — уровень циклической безработицы, β — эмпирический коэффициент чувствительности Оукена (>1), показывающий на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличится на 1%.

Согласно закону Оукена прирост ВВП величиной в 2,7% удерживает уровень безработицы неизменным; прирост ВВП на каждые дополнительные 2% снижает уровень безработицы на 1%; а каждое дополнительное сокращение прироста ВВП относительно указанной величины на 2%, наоборот, повышает безработицу на 1% [19, с. 274] [см. Приложение А, рисунок А.1].

Из закона следует, что определенный рост ВНП (2,7%) необходим лишь для удержания уровня безработицы на прежнем уровне. Для его снижения требуются более высокие темпы экономического роста (в соотношении 1:2).

Закон фиксирует принципиальную взаимосвязь между безработицей и экономическим ростом в рыночной экономике и позволяет сделать важный вывод: быстрого снижения высокой безработицы достичь практически невозможно [6, с. 521].

Взаимосвязь безработицы с инфляцией описывается с помощью кривой А. Филипса. Обобщив связь между уровнем безработицы и ставкой заработной платы, Филипс обнаружил между ними обратную нелинейную зависимость. При низких темпах роста номинальной заработной платы безработица выше, при высоких темпах — ниже. Эта закономерность объясняется тем, что на рынке труда избыточный спрос на рабочую силу приводит к росту занятости и снижению безработицы, что усиливает конкуренцию между работодателями при покупке (найме) рабочей силы и вынуждает их повышать цену — заработную плату. Рост заработной платы увеличивает издержки фирмы и ведет к росту цен на товары. И, напротив, при высокой безработице работники более сговорчивы и соглашаются на более низкие выработки.

Последователи А. Филипса заменили показатели прироста ставок заработной платы показателями прироста цен, и именно после этого кривые Филипса стали использовать для иллюстрации обратной зависимости между инфляцией и безработицей [см. Приложение А, рисунок А.2].

π = π — β(u-u) + ε (1.4),

где π — фактический уровень инфляции, π — ожидаемый уровень инфляции, β — эмпирический коэффициент чувствительности (>0), (u-u) — отклонение безработицы от естественного уровня — циклическая безработица, ε — внешний ценовой шок (инфляция издержек) [6, с. 521-522].

Также одним из отрицательных эффектов безработицы является эффект гистерезиса, который выражает неспособность системы, подвергшейся воздействию внешних шоков, вернуться в свое исходное состояние после прекращения такого воздействия. Применительно к проблеме безработицы данный эффект проявляется в том, что при достижении определенного уровня безработицы существует опасность того, что она долго будет удерживаться на данном высоком уровне. К экономическим причинам гистерезиса (долгосрочной негибкости рынка труда) относят социальное страхование (может через налоговую систему снижать спрос фирм на рабочую силу в экономике), фиксированные издержки, связанные со сменой должности, места работы или отрасли и др. Гистерезис в переходной экономике связан прежде всего с тем, что безработица ведет к значительным невозвратным потерям человеческого капитала [10, с. 221].

11 стр., 5337 слов

Безработица как фактор дестабилизации национальной экономики

... рабочей силы» для расчета естественного уровня безработицы. Показатель уровня безработицы рассчитывается по следующей формуле: u (показатель уровня безработицы) = s(количество безработных)/ s+f ( количество нашедших работу) (2) Фактический уровень безработицы может превышать естественный уровень. Это происходит при спаде экономики ...

Последствия безработицы носят долговременный характер и свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня [25, с. 82].

2. Безработица в переходной экономике

.1 Особенности безработицы в странах с переходной экономикой

Переходная экономика — экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.

Экономическая теория, господствовавшая экономике в дореформенный период, отрицала существование безработицы в переходной экономике. Это утверждение нельзя признать абсолютно верным. Меняя работу добровольно или в связи с увольнением, люди затрачивали определенное время на поиски новой работы, оставаясь в этот период безработными. Не все выпускники школ, техникумов и вузов могли сразу найти работу, соответствующую их склонностям и квалификации. Иными словами, существовала фрикционная безработица. Кроме того, структурные сдвиги в экономике приводили к сокращению потребности в работниках определенных профессий, что обусловливало существование структурной безработицы. Свойством плановой экономики был дефицит ресурсов. Спрос на рабочую силу устойчиво и существенно превышал ее предложение. Число людей, ищущих работу, было намного меньше количества свободных рабочих мест. Это достигалось путём установления низкой заработной платы и возможностью увеличения количества рабочих мест.

Таким образом, можно сказать, что для переходной экономики характерна полная занятость, безработица не превышает ее естественного уровня, равного сумме уровней структурной и фрикционной безработицы.

В промышленно развитых странах естественный уровень безработицы по оценкам специалистов составляет, как правило, 3-5% всей рабочей силы. Анализ факторов, определяющих этот уровень, позволяет сделать вывод о том, что в переходной экономике он значительно ниже, чем в рыночной экономике. Принудительное распределение выпускников вузов, техникумов и училищ, наличие законодательных актов, в соответствии с которыми к неработающим лицам могли применяться административные санкции, и т. п. меры искусственно занижали уровень фрикционной безработицы. Административные препоны, препятствующие перемене места жительства (институт прописки), отсутствие рынка жилья ограничивали возможности перемены места работы и тем самым также сдерживали фрикционную безработицу. Кроме того, при низких темпах технического прогресса и отсутствии конкуренции структурные сдвиги в экономике и соответственно изменения в структуре потребностей в рабочей силе происходили медленно, что обусловливало низкий уровень структурной безработицы.

17 стр., 8278 слов

Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России

... безработицы и занятости с точки зрения законов рынка труда Проблемы безработицы и занятости необходимо рассмотреть с точки зрения экономических законов функционирования рынка труда. Так, “ рынок труда - система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда ... статистике, труды учёных в области демографии и рынка труда. Практическая ...

Важнейшей особенностью, характеризующей занятость в переходной экономике, является существование скрытой или внутризаводской безработицы. Речь идет о так называемой «безработице на рабочем месте», когда численность персонала на каждом предприятии значительно превышает количество работников, требуемое для создания фактически производимого объема товаров и услуг. Этот внутренний резерв рабочей силы на предприятиях является непосредственным следствием дефицита рабочей силы и других производственных ресурсов в переходной экономике.

Скрытая безработица проявляется, прежде всего, в существовании вынужденных простоев, когда работники не могут трудиться потому, что не доставлены вовремя необходимые сырье и материалы, или не вышли на работу их коллеги, выполняющие предшествующие операции технологического цикла. Другой формой скрытой безработицы являются прогулы и простои, связанные с недобросовестным отношением работников к труду. Хронический дефицит рабочей силы и обусловленная этим возможность без проблем найти новое место работы ослабляют трудовую дисциплину, негативно влияют на отношение к труду и качество работы некоторых работников.

Дефицит трудовых ресурсов, создавая сложности в привлечении дополнительных работников, побуждает администрацию предприятий к содержанию крупных внутрипроизводственных резервов рабочей силы. Эти резервы могут понадобиться при сезонных пиках производства, при экстраординарных повышениях уровня деловой активности в конце квартала или года для выполнения плановых заданий либо при расширении производства. Это побуждает центральные органы управления время от времени предписывать предприятиям и учреждениям нормативы по сокращению численности персонала, побуждает администрацию предприятий иметь лишние рабочие руки на случай очередного сокращения. Тенденция к резервированию рабочей силы одновременно увеличивает и ее дефицит, и скрытую безработицу. Возникает своеобразный замкнутый круг, так как обострение дефицита, в свою очередь, усиливает тенденцию к резервированию рабочей силы.

При переходе от переходной экономики к экономике, базирующейся на рыночных регуляторах, происходит существенное повышение общего уровня безработицы. Рассмотрим основные причины этого явления.

— Отмена системы принудительного закрепления молодых специалистов на определенных рабочих местах, формирование рынка жилья, возможность получить работу на новом месте жительства без специального административного разрешения расширяют возможности выбора места работы и увеличивают уровень фрикционной безработицы. Система пособий по безработице материально поддерживает лиц, ищущих работу, и позволяет им не торопиться, тщательно выбрать новое место трудовой деятельности, что также способствует росту общего показателя безработицы.

Углубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально-квалификационной структурой рабочей силы. Необходимые изменения структуры рабочей силы в соответствии с резко изменившимися потребностями рынка труда требуют изменений в системе высшего и среднего специального образования, системе переподготовки кадров занимают значительный период времени. В течение этого периода экономика неизбежно характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.

11 стр., 5232 слов

Современный рынок труда в России

... занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения. Цель данной курсовой работы: показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных ...

— Формирование реального рынка труда позволяет устранить дефицит рабочей силы, а, следовательно, и тенденцию к созданию внутренних резервов рабочей силы на предприятиях. Одновременно развертывание рыночной конкуренции диктует курс на снижение издержек производства и, следовательно, на сокращение избыточного персонала. В результате меняется форма проявления безработицы, из скрытой формы она переходит в открытую безработицу. Статистически измеряемая безработица увеличивается.

  • Экономический спад характерный для первых этапов перехода к рынку, сокращает потребность в рабочей силе и является одним из важнейших факторов, способствующих росту безработицы.

Безработица, порожденная сокращением производства и высвобождением внутрипроизводственных резервов рабочей силы при переходе к рынку, имеет тенденцию сокращаться в период последующего экономического подъема и стремится к нулю при достижении потенциального объема национального производства. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с циклической безработицей.

Главным фактором, определяющим масштабы циклической безработицы, являются размеры сокращения производства в период экономического спада. Здесь имеет значение «эффект запаздывания», или, иными словами, значительный временной лаг между сокращением производства и адекватным ему сокращением занятости.

Государственные предприятия реагируют на сокращение производства сокращением рабочего дня, рабочей недели, предоставлением вне очередных отпусков работникам, но не существенным сокращением численности персонала. Преобладание государственных предприятий на первых этапах перехода к рыночной экономике ведет к тому, что существенное снижение объема реального ВНП проявляется в большей мере в нарастании скрытой, внутризаводской безработицы.

«Эффект запаздывания» в реакции занятости на сокращение производства играет роль своеобразного стабилизатора в начальный период перехода к рынку. Не происходит резкого роста безработицы, ее уровень повышается постепенно, что смягчает негативные социальные последствия безработицы и дает возможность адаптироваться к новой ситуации, отладить механизм социальной защиты безработных и систему регуляторов, способствующих повышению уровня занятости.

Негативный эффект высокого уровня безработицы в переходной экономике более ощутим, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Система материальной поддержки безработных в переходный период, находится в стадии формирования, и потому недостаточно эффективна. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет поддерживать пособие по безработице на приемлемом, хотя бы приближенном к прожиточному минимуму, уровне. Наконец, трудоспособное население, сформировавшееся в условиях стабильно высокой занятости, психологически более тяжело воспринимает потерю работы. В этой связи особенно актуальным становится проведение политики повышения занятости: методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы и циклической безработицы [1, с. 65-70].

13 стр., 6044 слов

Влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы

... безработицы. Для ее преодоления, как государством, так и частными фирмами создается сеть центров по переподготовке кадров. Цель курсовой работы - изучить влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы. Задачи курсовой работы: ... различных подсистемах предприятия. С ... производственных достижений - инноваций (результатом являются улучшенные ... для высокопроизводительного труда и усиление ...

Можно составить прогноз изменения уровня безработицы в период перехода к рынку, который отражается рисунком [см. Приложение Б, рисунок Б.1].

Критерием оценки уровня безработицы является его отнесение к одной из трех зон. Первая зона — естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда. Границы этой зоны могут быть дифференцированы в сравнительно узких пределах (1-2%) в зависимости от экономической, социальной и демографической структуры региона, а также от проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона — допустимый уровень безработицы, характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены на рабочую силу по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения общей экономической стабильности путем институционального регулирования. Третья зона — социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.

На момент начала реформы экономики внутренние рынки труда предприятий обременены значительным объемом скрытой безработицы, который по мере перехода к рыночным отношениям имеет тенденцию планомерно снижаться. Этот процесс носит детерминированный характер (графически он выражен прямой линией), обусловленный неотвратимостью постепенного сокращения скрытых безработных из-за отсутствия у предприятий средств на их содержание, достигая естественного уровня по окончании цикла перехода к рынку. Таким образом, рыночный механизм выполняет очистительную миссию, позволяя выявить и устранить лишних или неэффективно используемых работников.

Одновременно с процессом уменьшения скрытой безработицы происходят изменения в уровне занятости, зависящие от общего состояния экономики. Эти изменения носят стохастический характер, обусловленный слабо предсказуемой и еще слабее поддающейся управлению экономической ситуацией на макроуровне. Поэтому динамика изменения уровня безработицы под влиянием внешних (по отношению к предприятию или региону) факторов предположительно может быть выражена кривой нормального распределения, нижние точки которой соответствуют естественному уровню безработицы, а верхняя критическая точка — максимальному уровню. Эта кривая с переходом от фазы спада экономики к фазе стабилизации пересекает график снижения скрытой безработицы, причем нижняя точка соответствует достижению естественного уровня безработицы, верхняя характеризует предельное значение допустимого уровня. Суммарный уровень безработицы представлен соответствующим графиком [2, с. 96-98].

2 Модели политики занятости в США и Японии

В системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры:

— Меры по увеличению предложения рабочих мест. Сюда относятся дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством. Также осуществляются меры по увеличению предложения рабочих мест в сфере услуг, стимулирование предприятий малого бизнеса, создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ».

— Меры по распределению трудовых нагрузок. Сюда относят такие меры как увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию. Другим направлением является сокращение рабочего времени. Например, развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д.

  • Меры по сохранению рабочих мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.

Некоторые меры государства способствуют смягчению сезонных колебаний занятости, влияют на замедление темпов роста или снижения уровня безработицы среди отдельных групп трудоспособного населения, другие стимулируют наём рабочих, обеспечивают сохранение рабочих мест, третьи обязывают предпринимателей осуществлять производственное обучение.

В настоящее время кредитная политика правительства США направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые вносят существенный вклад в создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США.

Среди экономических мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.

Одним из важных направлений регулирования рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы [20, с. 268].

Научно-Техническая Революция в Японии предъявляет высокие требования в рабочей силе, её квалификации. Рабочая сила в Японии имеет высокий уровень образования в капиталистическом мире. Японский монополистический капитал умело использует современные формы организации труда и в то же время эксплуатирует национальные традиции и особенности рабочей силы. Уровень безработицы в Японии намного ниже, чем в других странах.

Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западно-европейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия.

Преимуществом политики занятости в Японии является то, что японские фирмы, особенно крупные имеют достаточные стимулы для того, чтобы искать и находить приемлемые места для своих работников в других фирмах.

Большое влияние на государственную политику занятости в Японии оказывает и специфика японской системы взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента:

  • Пожизненный наём.
  • Особая форма заработной платы.
  • Пофирменные профсоюзы.

Пожизненный наём рабочих гарантирует работнику непрерывную работу на данном предприятии до его выхода на пенсию.

Особая заработная плата — заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа.

Пофирменные профсоюзы — рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.

Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста. Государство устраивает пожилых работников, учитывая их физические способности и возможности, возраст, принимает специальные решения, обязывающие предпринимателей повышать возраст пребывания на работе до 60-65 лет.

Для фирм, повышающих этот возраст до 60-65 лет, предоставлялись субсидии. В настоящее время в Японии действуют центры консультативной службы по вопросам трудоустройства пожилых работников.

Государство особое внимание уделяет ликвидации безработицы среди лиц пожилого и среднего возраста. Для этого организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством.

Японскому капиталу удалось вовлечь рабочих и служащих в процесс контроля над качеством продукции, т.е. начальство доверяет своим сотрудникам. Корпорации исходят из того, что лучше устранить брак на предприятии, чем выпускать бракованную продукцию.

Всё вышеизложенное говорит о том, что острота проблем занятости в целом и обеспечение работой лиц среднего и пожилого возраста заставляет государство искать пути решения. Монополии оказывают противодействие государству, это свидетельствует о том, что роль государства в регулировании занятости ограничена рамками классовых интересов [24].

3 Политика по преодолению безработицы

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, ограничивает свободу рыночных сил. Оно проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда. Государство создает систему законодательства, регулирующую трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и проч.) на национальном и интернациональном уровнях.

Главными целями государственного регулирования рынка труда являются:

ü обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм.

ü создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменении количества смен, расширении или добавлении в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

ü стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест.

ü организация переобучения и переквалификации

ü развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы.

ü содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения.

ü государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам.

ü содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы.

ü международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной рудовой миграцией.

ü создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений.

ü организация общественных работ.

ü выделение целых «очаговых» территорий, многократно превышающих средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

ü составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости, и составляемых программ — соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

ü ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда [26, с. 236-239].

Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:

ü социальное страхование по случаю потери работы. Оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы.

ü вспомоществование применяется чаще всего к длительно безработным в виде материальной помощи [7, с. 152].

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Важно обратить внимание на то, что методы борьбы с безработицей основываются на концепции, которой руководствуется правительство конкретной

Современные мальтузианцы

Артур Пигу

Кейнсианские программы

Монетаристы

3. Ситуация безработицы в Республике Беларусь, .1 Особенности и динамика безработицы в Республике Беларусь

В Республике Беларусь можно выделить следующие причины безработицы:

  • превышение предложения рабочей силы над спросом;
  • структурные изменения в экономике, связанные с внедрением новых технологий (структурная безработица);
  • неудовлетворенность людей заработком, условиями работы или социально-психологическим климатом в прежнем коллективе (фрикционная безработица);
  • циклические колебания в экономике (циклическая безработица);

— активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости [11, с. 141].

В Республике Беларусь можно выделить следующие категории безработных:

  • находящиеся в вынужденных отпусках и вынужденно работающие по сокращенному графику;
  • работающие, но не получающие заработной платы;
  • занятые не в полную силу из-за временного или относительно постоянного отсутствия работы (например, в результате простоев производства, не повлекших за собой административных отпусков или официального сокращения графика работы);
  • занятые на работе, не требующей имеющейся у них квалификации и опыта, при наличии у них желания работать по специальности;
  • не имеющие работы, ищущие ее и готовые приступить к работе, но имевшие случайные заработки в течение контрольной недели;
  • не имеющие работы, желающие работать и готовые приступить к работе, но не ищущие работу активно (так называемые разочарованные безработные) [26, с.

214].

Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина, а, следовательно, и преобладающий вид, — это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала.

Второй вид безработицы, имеющий место в Беларуси, можно отнести к структурной безработице. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. Прослеживается общая избыточность юристов, библиотекарей, психологов, экономистов, техников-технологов, педагогов; недостаточность высококвалифицированных прорабов и мастеров строительных работ, ветврачей. Большой спрос также предъявляется на рабочих строительных и сельскохозяйственных специальностей, работников сферы торговли и общественного питания, а также на неквалифицированный рабочий труд (грузчики, дворники, разнорабочие).

Территориальные диспропорции в республике проявляются в основном в отраслевом разрезе, а не в региональном. Существуют заметные структурные несоответствия: в сельской местности не хватает рабочих рук, в городах — их избыток. Структурная безработица проявляется на уровне небольших городов (с численностью населения не выше 100 тыс. чел.

Еще один источник роста структурной безработицы в Беларуси — уволенные из состава Вооруженных Сил кадровые военные, которым в гражданской жизни необходимо приобретать новые профессии.

В белорусской экономике природа структурной безработицы отлична от стран с рыночной экономикой. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики — профессию, квалификацию, форму занятости для обеспечения условий самовоспроизводства.

Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, оценку которой проводят по размерам вынужденной неполной занятости. Накопление скрытой безработицы на производстве происходит в основном за счет перевода работников на неполный рабочий день или неделю и предоставления отпусков по инициативе администрации. Многие экономисты высказывают свое мнение о наличии скрытой безработицы на уровне 8%.

В Беларуси можно выявить еще один вид безработицы, существенно влияющий на эффективность занятости — фрикционную безработицу. Статистически этот вид безработицы в республике на сегодняшний момент можно оценить по численности безработных, находящихся в данном состоянии менее 1 месяца, либо по обследованию домашних хозяйств [12].

Рассмотрим динамику безработицы в Республике Беларусь.

  • Занятость населения

В январе-сентябре 2012 г. в экономике РБ было занято 4 570,0 тыс. человек, что на 2,1% меньше, чем в январе-сентябре 2011 г. В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 374,8 тыс. человек (73,8% общей численности населения, занятого в экономике) и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,4% [см. Приложение В, рисунок В.1].

Данные о численности занятого населения Республики Беларусь за 2011-2012 гг. приведены в таблице [см. Приложение В, таблица В.1] [9].

  • Уровень безработицы

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2012 г. составила 26,5 тыс. человек, что на 10,4% меньше, чем на конец октября 2011 г. и на 1,1 больше, чем на конец сентября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г., как и на конец октября 2011 г., составил 0,6% от экономически активного населения [см. Приложение В, рисунок В.2].

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице [см. Приложение В, таблица В.2].

Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,2% от общего количества заявленных нанимателями вакансий (81,1% в 2011 г.).

В г. Минске вакансий почти в 10 раз больше, чем безработных.

На 1 октября 2012 г. из 130 регионов РБ в 123 регионах уровень безработицы составил 1% и менее, в 7 регионах — от 1,1% до 1,3%.

Самый высокий уровень безработицы зарегистрирован в Буда-Кошелевском районе, самый низкий — 0,2% в Минском и Смолевичском районах [9].

Среди численности безработных женины составляли 48,3%, лица в возрасте до 30 лет — 39,7%, сельские жители — 23,2%.

В общей численности безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 23%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины — 5,4%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности — 2,6%, лица, длительно не работающие (более 1 года) — 15,3%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 2,4% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования — 3,6%.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец октября 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (на конец октября 2011 г. — 0,5 безработных).

Из общего числа вакансий 80,2% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2012 г. составил 118,3 тыс. рублей, или 13,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [12].

  • Спрос и предложение рабочей силы

Спрос на рабочую силу, по сравнению с прошлым годом, увеличился.

На 1 ноября 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 71,9 тыс. вакансий, что составило 116,7% к уровню 2011 г. [см. Приложение В, рисунок В.3] [9].

  • Напряженность на рынке труда

Напряженность на рынке труда в РБ варьирует от 0,7 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске [см. Приложение В, таблица В.3] [9].

  • Состав безработных по полу, возрасту и образованию

На 1 июля 2012 г. более половины всех стоящих на учете безработных — мужчины (50,9%), молодежь в возрасте 16-29 лет (37,1%) [см. Приложение В, таблица В.4].

Из числа безработных, состоящих на учете на 1 июля 2012 г., имеют образование:

  • общее среднее — 38,2%;

общее базовое — 12,2%

профессионально-техническое — 25,4%;

  • среднее специальное — 13,7%;
  • высшее и послевузовское — 10,5% [см.

Приложение В, таблица В.5].

На 1 июля 2012 г. состав безработных по уровню образования представлен на диаграмме [см. Приложение В, рисунок В.4].

На 1 июля 2012 г. состав безработных по возрастным группам представлен в таблице [см. Приложение В, таблица В.6] [9].

  • Состав безработных по категориям

В январе-сентябре 2012 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 20,6% от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-сентябре 2011 г. — 21,6%).

На 1 ноября 2012 г. состав безработных по категориям представлен на диаграмме [см. Приложение В, рисунок В.5] [9].

  • Продолжительность безработицы

На конец июня 2012 г. средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,2 месяца и составила 3,7 месяца против 3,9 месяца в 2011 г. [см. Приложение В, таблица В.7] [9].

  • Период трудоустройства

В январе-июне 2012 г. снизился период трудоустройства безработных на 0,1 месяца по сравнению с 2011 г. и составил 1,4 месяца. В тоже время у женщин он наиболее длительный — 2 месяца (у мужчин — 1,2 месяца, у молодежи — 1,3 месяца) [см. Приложение В, таблица В.8] [9].

Статистические данные о занятости населения и уровне безработицы в Республике Беларусь за 2000-2011 гг. представлены в таблицах [см. Приложение Г].

2 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

безработица занятость труд капитал

Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому политика государства в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда в трансформационный период.

Поскольку безработица является проявлением неэффективности занятости, то ее государственное регулирование должно входить в систему мер по повышению эффективности занятости. За поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах отвечает государственная служба занятости [11, с. 140].

В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена, в основном, на проведение активной политики на рынке труда. В комплекс активных мер помощи безработным и нуждающимся в трудоустройстве гражданам входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ [16, гл.4, ст.13]. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест, что проявляется в финансовой поддержке создания новых рабочих мест в сфере мелкого частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест [16, гл.4, ст.12].

Также одной из важнейших задач, стоящих перед государственной службой занятости на данный момент, является сокращение уровня молодежной и длительной безработицы [16, гл.4, ст.13]. В первую очередь эта проблема решается за счет формирования надежной правовой базы. Так, согласно с Положением «Об организации временной занятости безработной молодежи» предполагается создание новых рабочих мест с целью трудоустройства безработной молодежи, прошедшей профессиональное обучение [14].

Положение «О порядке установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» обеспечивает работодателям броню приема на работу выпускников обозначенных заведений за счет налоговых льгот и средств местных исполнительных и распорядительных органов. Также работодателям гарантируются компенсационные выплаты при приеме на работу круглых сирот в возрасте до 18 лет, воинов-интернационалистов, несовершеннолетних детей военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей и т.п. [17].

Кроме активных мер регулирования безработицы, в РБ используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице Его получают около 40% безработных, состоящих на учете. Средний размер пособия невысок, что может служить причиной нежелания безработных регистрироваться в службе занятости, а также объясняет маргинализацию безработных. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения. Для решения данной проблемы необходимо повысить размер пособия по безработице, ввести систему страхования риска безработицы, ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев [22].

Подводя итог, наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления по преодолению безработицы:

  • ü разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;
  • ü разработка комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);
  • ü разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города;
  • разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;
  • ü разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 г. предусматривала повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

В рамках реализации Государственной программы на 2012 г. предполагалось решение следующих задач:

  • ü содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
  • ü вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  • ü интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • ü содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
  • ü повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  • ü обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности.

Одним из важнейших приоритетов Государственной программы являлось оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения [3, гл. 3,4].

В целях информирования несовершеннолетней молодежи о возможностях трудоустройства и профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда проведено более 70 тематических мероприятий, таких, как «День профориентации молодежи», «День выпускника» с охватом более 25 тыс. учащейся молодежи.

По вопросам обеспечения занятости населения проведено более 100 массовых мероприятий в виде ярмарок вакансий, дней предприятий с участием около 15 тыс. человек.

В рамках повышения престижа рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учреждений образования г. Минска.

Вопросы занятости населения, изменений на рынке труда, материалы о государственных гарантиях в сфере занятости, в том числе о преимуществах легальной трудовой деятельности постоянно освещаются в республиканских и региональных средствах массовой информации.

В общем и целом можно сказать, что власти страны проводили достаточно эффективную политику в сфере занятости населения в 2012 г., по крайней мере, на сегодняшний день процент безработицы составляет 0,6 % [13].

Главными итогами преодоления безработицы в Республике Беларусь стало то, что за последнее десятилетие произошли принципиальные изменения в области трудовых отношений. Главным из них является переход от всеобщности и обязательности труда в общественном производстве к добровольной, свободно избранной занятости. Помимо государственной, появились коллективная и частная формы собственности, возникли альтернативные виды хозяйствования, предпринимательство, малый и средний бизнес [23].

Безусловно, достижение эффективности по безработице требует определенного времени и дополнительных финансовых средств, но только лишь финансовых мер для решения проблем в этой сфере недостаточно. Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования. В данной программе должны найти отражение пути и способы стимулирования населения в приоритетных отраслях экономики, повышения конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, регулирования трудовой миграции, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. При этом важно, чтобы государственное регулирование не ограничивалось только административно-правовыми рычагами, а осуществлялось с максимальным подключением к решению проблем предпринимательских структур, негосударственных общественных организаций [15].

Заключение

Безработица — это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть экономически активного населения не имеет работы и соответственно дохода (желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы).

К основным видам безработицы относят фрикционную, структурную, сезонную, циклическую и технологическую.

Безработица влечет за собой не только отрицательные, как это принято считать, но и положительные социально-экономические последствия.

Анализ показал, что для стран с переходной экономикой характерны

  • значительный удельный вес молодежи;
  • увеличение длительной безработицы;
  • основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
  • низкая оборачиваемость состава безработных.

Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. К основным видам безработицы, характерным для нашей республики, относятся циклическая, структурная, скрытая и фрикционная. Уровень безработицы незначителен (равен 0,6%), однако здесь следует учитывать, что официальный показатель заметно снижает уровень безработицы, так как в соответствии с действующим законодательством учитываются только те безработные, которые находятся на официальном учете. Несмотря на положительные изменения на рынке труда, еще достаточно остро стоит проблема женской и молодежной безработицы.

Острота проблемы безработицы в РБ подчеркивает особую важность проведения государственной политики занятости. На данный момент основная задача, стоящая перед государством, заключается в удержании безработицы на максимально низком, социально приемлемом уровне. За решение этой задачи отвечает государственная служба занятости. Ее деятельность в основном направлена на проведение активной политики на рынке труда, к основным методам которой относятся трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Кроме активных мер используется также пассивная помощь безработным, выражающаяся в выплате пособий по безработице.

Таким образом, Республика Беларусь находится на пути преодоления негативных тенденций, возникших в области занятости, при переходе к рынку. Перспектива для Республики Беларусь достаточно оптимистична. На ближайший период основной из главных целей развития нашего государства будет обеспечение стабильной занятости населения, дальнейшее снижение уровня официальной безработицы, в первую очередь за счет сокращения уровня молодежной и длительной безработицы, повышение на этой основе эффективности использования ресурса труда.

Список использованных источников

  • Барт, Л.В. Переходная экономика: учеб. пособие / Л.В. Барт, В.В. Егоров, Э.Н. Разнодежина. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 107 с.

2. Белокрылова, О.С. Теория переходной экономики: учеб. пособие / О.С. Белокрылова. — М.: Феникс, 2002. — 170 с.

3. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 янв. 2012 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2012. — 8 с.

4. Кокин, Ю.П. Экономика труда: учебник / Ю.П. Кокин, П.Э. Шлендер. — М.: Магистр, 2010. — 686 с.

5. Костыря, А.В. Безработица и совершенствование ее регулирования / А.В. Костыря. — Белгород, 2010. — 23 с.

6. Мазин, А.Л. Экономика труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда» / А.Л. Мазин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 575 с.

  • Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина [и др.];
  • под ред. Э.А. Лутохиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. — 442 с., ил.

8. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учеб. пособие / В.М. Мясникович [и др.]; под. ред. В.М. Соколинского. — М.: КНОРУС, 2010. — 248 с.

9. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: #»818819.files/image004.gif»>

  • Рисунок А.1 — Кривая Оукена (Источник: [19, с. 274])

Список использованных источников 1

Рисунок А.2 — Кривая Филипса (Источник: [6, с. 522])

Приложение Б

Приложение б 1

Рисунок Б.1 — График изменения уровня безработицы в переходной экономике (Источник: [2, с. 96])

Приложение б 2

Рисунок В.1 — Численность занятого населения Республики Беларусь в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Таблица В.1 — Численность занятого населения Республики Беларусь в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Численность занятого населения

всего, тыс. человек

в % к соответств. периоду предыдущ. года

2011 г. Январь Январь-февраль Январь-март Январь-апрель Январь-май Январь июнь Январь-июль Январь-август Январь-сентябрь Январь-октябрь Январь-ноябрь Январь-декабрь

4 677,9 4 679,3 4 683,0 4 683,6 4 681,6 4 677,9 4 674,9 4 672,4 4 668,2 4 664,0 4 659,3 4 654,5

100,5 100,5 100,5 100,6 100,5 100,4 100,3 100,2 100,1 100,1 99,9 99,8

2012 г. Январь Январь-февраль Январь-март Январь-апрель Январь-май Январь-июнь Январь-июль Январь-август Январь-сентябрь

4 579,8 4 583,4 4 586,1 4 584,0 4 578,6 4 574,1 4 571,2 4 572,2 4 570,0

97,9 98,0 97,9 97,9 97,8 97,8 97,8 97,9 97,9

Приложение б 3

Рисунок В.2 — Численность зарегистрированных безработных в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Таблица В.2 — Численность зарегистрированных безработных и уровень зарегистрированной безработицы в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Численность безработных

Зарегистр. безработных за месяц, тыс. человек

Уровень зарегистр. безработицы, %

тыс. человек

в % к

соответств. месяцу предыдущ. года

предыдущему месяцу

2011 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

34,4 34,1 33,6 32,7 31,3 30,6 30,5 31,5 30,1 29,6 29,7 28,2

81,0 78,3 76,7 75,8 76,8 78,6 80,6 81,5 83,7 84,3 87,1 85,2

104,0 98,9 98,6 97,3 95,9 97,5 99,6 103,4 95,6 98,5 100,1 95,0

17,0 16,9 18,2 15,5 13,7 14,5 13,2 16,2 16,3 16,2 16,6 14,1

0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6

2012 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь

30,6 31,5 31,0 30,6 29,7 27,9 27,3 27,8 26,3 26,5

88,9 92,4 92,5 93,7 94,8 91,1 89,5 88,2 87,2 89,6

108,5 102,9 98,6 98,6 97,1 93,7 97,9 101,9 94,5 101,1

16,3 16,6 16,5 14,4 15,0 14,0 13,1 15,3 14,6 17,4

0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

Приложение б 4

Рисунок В.3 — Спрос и предложение на рабочую силу в 2003-2012 гг. (Источник: [9])

Таблица В.3 — Напряженность на рынке труда в РБ в 2012 г. (Источник: [9])

Приложение б 5

Таблица В.4 — Состав безработных по полу в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Приложение б 6

Таблица В.5 — Состав безработных по образованию в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Приложение б 7 Приложение б 8

Рисунок В.4 — Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2012 г. (Источник: [9])

Таблица В.6 — Состав безработных по возрастным группам в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Приложение б 9 Приложение б 10

Рисунок В.5 — Состав безработных по категориям в 2012 г. (Источник: [9])

Таблица В.7 — Средняя продолжительность безработицы в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Приложение б 11

Таблица В.8 — Средний период трудоустройства безработных в 2011-2012 гг. (Источник: [9])

Приложение б 12

Приложение Г

Таблица Г.1 — Численность трудовых ресурсов в 2000-2011 гг. (Источник: [21, с. 143])

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Трудовые ресурсы — всего (тыс. чел.)

5997,0

6106,1

6107,7

6109,9

6108,0

6081,4

6078,5

6031,4

в том числе: — трудоспособное население в трудоспособном возрасте

5703,7

5838,2

5838,2

5825,0

5804,4

5777,8

5742,0

5694,9

— лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике

293,3

267,9

269,5

284,9

303,6

303,6

336,5

336,5

Из общей численности трудовых ресурсов экономически активное население

4593,6

4490,6

4534,4

4566,9

4654,2

4686,1

4705,1

4686,0

в том числе: — занятое население

4443,6

4414,1

4470,2

4518,3

4610,5

4643,9

4665,9

4654,5

— безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите

96,0

76,5

64,2

48,6

43,7

42,2

39,2

31,5

Таблица Г.2 — Численность безработных и потребность в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите в 2000-2011 гг. (Источник: [21, с. 158])

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность безработных, человек, из их числа — женщины: — человек — процентов

95768 58147 60,7

67918 46784 68,9

52024 34321 66,0

44078 28937 65,6

37305 22645 60,7

40316 22998 57,0

33105 17401 52,6

28192 15247 54,1

— лица, проживающие в сельских нас. пунктах человек процентов

13223 13,8

12000 17,7

9789 18,8

9143 20,7

8029 21,5

8145 20,2

7249 21,9

5864 20,8

Уровень безработицы (в % к численности экономически активного населения)

2,1

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

0,6

Потребность в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и соц. защите, человек

32739

35807

44819

50770

50747

34463

48761

51692

Численность безработицы на одну заявленную вакансию, человек

2,9

1,9

1,2

0,9

0,7

1,2

0,7

0,5

Таблица Г.3 — Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и возрастным группам в 2000-2011 гг. (Источник: [21, с. 160])

Безработные — всего

В том числе в возрасте, лет

Средний возраст безработных, лет

16-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50 >

Всего 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

22,0 18,5 11,5 9,1 8,0 8,5 7,0 7,0

18,9 18,3 17,5 17,8 18,4 18,7 17,2 17,1

13,0 12,0 12,7 12,8 13,8 13,9 13,9 14,4

10,9 10,1 11,3 11,5 12,1 11,3 11,7 11,9

10,3 9,3 10,3 10,6 10,4 10,3 10,9 10,4

9,8 9,6 10,5 10,6 9,7 10,0 10,4 10,2

7,5 9,9 11,2 11,6 11,1 10,9 11,0 10,6

7,6 12,3 15,0 16,0 16,5 16,4 17,9 18,4

30,5 32,5 34,4 35,0 35,0 34,9 35,7 35,7

мужчины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

19,8 22,5 11,5 8,2 6,6 6,9 5,3 5,2

21,3 18,4 15,2 15,8 16,0 15,7 14,5 14,5

13,6 10,2 11,1 11,1 12,4 12,3 12,2 12,4

10,1 8,7 10,9 11,3 12,1 10,8 11,3 11,6

9,4 8,7 10,5 10,9 10,6 10,7 11,5 10,7

9,4 9,1 10,6 10,9 10,3 10,8 11,2 10,6

7,1 7,9 10,7 11,3 11,5 11,9 11,6 11,6

9,3 14,5 19,5 20,5 20,5 20,9 22,4 23,4

30,8 32,3 35,9 36,7 36,7 36,9 37,6 37,8

женщины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

23,4 16,7 11,5 9,6 8,8 9,9 8,5 8,3

17,4 18,3 18,7 18,9 19,9 20,9 19,6 19,4

12,6 12,7 13,5 13,7 14,7 15,0 15,4 16,1

11,4 10,7 11,5 11,7 12,0 11,6 12,2 12,1

10,8 9,6 10,1 10,4 10,3 10,0 10,4 10,2

10,0 9,9 10,5 10,4 9,4 9,4 9,8 9,9

7,8 10,8 11,5 11,6 10,9 10,2 10,3 9,8

6,6 11,3 12,7 13,7 14,0 13,0 13,8 14,2

30,3 32,6 33,7 34,1 33,9 33,3 33,9 33,9

Таблица Г.4 — Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и уровню образованию в 2000-2011 гг. (Источник: [21, с. 162])

Безработные — всего

В том числе имеют образование

Высшее

среднее специальное

профессионально-техническое*

общее среднее

общее базовое (включая общее начальное)

Всего 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

7,6 10,2 10,3 9,9 10,3 10,9 11,1 12,0

14,6 18,2 18,0 17,1 15,6 15,7 14,4 14,5

  • .. 21,4 22,0 21,9 23,0 24,0 24,6 24,9

63,5 38,5 38,7 39,5 39,6 38,6 38,0 37,6

14,3 11,7 11,0 11,6 11,5 10,8 11,9 11,0

мужчины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

6,2 10,3 10,2 10,3 9,3 9,8 9,3 9,8

10,6 10,9 11,3 10,9 10,2 10,7 9,8 9,4

  • .. 21,5 21,8 22,0 24,2 26,0 26,6 27,7

64,5 39,6 41,8 41,8 42,0 40,0 40,4 40,2

18,7 17,7 14,9 15,0 14,3 13,5 13,9 12,9

женщины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

8,5 10,2 10,3 9,7 10,9 11,8 12,7 13,8

17,1 21,5 21,5 20,4 19,1 19,4 18,6 18,8

  • .. 21,3 22,0 21,9 22,3 22,5 22,8 22,6

62,9 38,0 37,2 38,2 38,1 37,5 35,8 35,5

11,5 9,0 9,0 9,8 9,6 8,8 10,1 9,3

* В 2000 году лица, имеющие диплом о профессионально-техническом образовании, учтены по общему среднему или общему базовому образованию.

Таблица Г.5 — Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по полу и продолжительности безработицы в 2000-2011 гг. (Источник: [21, с. 168])

Безработные — всего

В том числе с продолжительностью безработицы

Средняя продолжит. безработицы, месяцев

до 1 мес.

1-3 мес.

3-6 мес.

6-12 мес.

> 1 года

Всего 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

11,4 13,9 20,9 20,8 36,5 24,8 28,0 30,1

21,7 25,0 30,5 32,6 31,4 35,3 34,6 34,2

27,6 29,0 20,9 22,1 19,0 21,1 19,2 19,5

26,7 20,4 17,2 14,2 14,9 12,6 11,8 10,4

12,6 11,7 10,5 10,3 8,2 6,2 6,4 5,8

6,4 5,8 5,1 4,9 4,4 4,0 3,9 3,7

мужчины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

13,6 17,2 27,0 27,5 34,6 31,1 34,5 36,5

23,0 26,3 32,9 35,1 33,6 37,8 36,4 35,3

26,8 30,0 19,6 18,6 14,9 16,5 14,9 15,0

30,5 20,5 14,1 12,3 11,9 10,7 9,6 8,9

6,1 6,0 6,4 6,5 5,0 3,9 4,6 4,3

5,6 4,9 4,1 4,0 3,5 3,3 3,3 3,1

женщины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100 100 100

9,9 12,4 17,7 17,3 21,3 20,1 22,0 24,6

20,9 24,5 29,2 31,3 29,9 33,4 33,1 33,3

28,2 28,6 18,9 15,2 16,8 14,0 13,8 11,7

24,3 20,3 18,9 15,2 16,8 14,0 13,8 11,7

16,7 14,2 12,6 12,3 10,3 7,9 8,1 7,1

6,9 6,2 5,6 5,4 5,0 4,6 4,5 4,2

Таблица Г.6 — Численность экономически активного населения по полу в 2000-2011 гг. (Источник: [21, с. 144])

Тысяч человек

В % от экономически активного населения

2000

2005

2010

2011

2000

2005

2010

2011

Экономически активное население — всего

4539,6

4490,6

4705,1

4686,0

100

100

100

100

мужчины женщины

2152,7 2386,9

2119,7 2370,9

2252,3 2452,8

2294,0 2392,0

47,4 52,6

47,2 52,8

47,9 52,1

48,9 51,1

Из общей численности экономически активного населения — занятое население — всего

4443,6

4414,1

4665,9

4654,5

97,9

98,3

99,2

99,3

мужчины женщины

2115,1 2328,5

2095,1 2319,0

2233,9 2432,0

2278,9 2375,6

46,6 51,3

46,7 51,6

47,5 51,7

48,6 50,7

— безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите — всего

96,0

76,5

39,2

31,5

2,1

1,7

0,8

0,7

мужчины женщины

37,6 58,4

24,6 51,9

18,4 20,8

15,1 16,4

0,8 1,3

0,5 1,2

0,4 0,4

0,3 0,4