Государственная и муниципальная формы собственности

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное — найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

2. Роль собственности в экономических отношениях.

Собственность — это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Для более полного представления о собственности следует опреде­лить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отноше­ний.

Во-первых, собственность — это основа, фундамент всей системы об­щественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

5 стр., 2144 слов

Теневая экономика в современной России

... теневой экономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика ... собственности); продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику ... отношении ...

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы сущест­вует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков пере­хода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собс­твенности оказывает положительное воздействие на весь ход развития об­щества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Итак, собственность в экономическом смысле — это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

3. Структура видов и форм собственности в РФ

Вид собственности

Государственн-ая

Муниципальная

Частная

Общественная

Форма собственности

Федеральная

Субъектов федерации

Районная, городская, поселковая и т.д.

Гражданская

Общественных организаций, партий, церкви и т.д.

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.

Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.

Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

4.Распределение числа предприятий и организаций по видам экономической деятельности.

По данным Таблицы №1 (Приложение №1) видно, что из общего числа предприятий и организаций России по видам экономической деятельности, преобладает оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38,1%).

Так же модно выделить операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг (13,9%), обрабатывающее производство (10,2%), предоставление коммунальных, розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (7,7%), практически наравне с ними социальных и персональных услуг (7,6%) и строительство (7,3%), а так же сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (6,8%).

Остальные предприятия и организации составляют от общего числа 4-0,1%. Но, не смотря на то, что они занимают не важное место среди общего числа предприятий, они играют важную роль в нашей жизни. Например: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак (1,5%); производство кожи, изделий из кожи и производство мебели (0,1%); химическое производство (0,4%); производство транспортных средств и оборудования (0,2%), транспорт и связь (3,7%); образование (3,9%); здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,6%) и многое другое.

Так же видно, что частная собственность преобладает над государственной. Так частных предприятий 3499,2 тыс., а государственных и муниципальных всего 407,4 тыс. Это можно заметить даже не заглядывая в статистику, т.к. в настоящее время существует очень много частных предприятий и с каждым днем открываются новые.

Вообще можно с уверенностью сказать, что частная собственность с каждым годом возрастает, а муниципальная и государственная наоборот понижается.

Таблица№2 0

Число предприятий и организаций по формам собственности

Тысяч

В процентах к итогу

2004

2005

2006

2004

2005

2006

Всего

4150

4417

4767

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная

161

159

160

3,9

3,6

3,4

муниципальная

246

248

252

5,9

5,6

5,3

частная

3238

3499

3838

78,0

79,2

80,5

По данным Таблицы №2 «Число предприятий и организаций по формам собственности» видно, что частная собственность с каждым годом возрастает. Государственная и муниципальная тоже возрастает но не так сильно. Так частной собственности в 2004г. было 3238тыс., в 2005г.- 3499 тыс., а в 2006г. -3838тыс. Муниципальная собственность, по сравнению с частной, понижается намного меньше: в 2004г.- 246тыс., в 2005г.- 248тыс., и в 2006г.- 252тыс. Государственной собственности повышается намного меньше, даже по сравнению с муниципальной собственностью, всего на 1тыс.; а в 2005г. даже понизилась на 2тыс.: в 2004г.- 161тыс., в 2005г.- 159тыс., и в 2006г.-160тыс.

5. Государственная собственность.

Собственность как экономическая категория это отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, — право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Владение — это фактическое обладание имуществом.

Пользование — означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.

Распоряжение — это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).

В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.).

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.

На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

5.1 Государственная собственность в развитых капиталистических странах.

Для государственного имущества в целом установлен общий принцип не отчуждаемости. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества. Добровольных пожертвований и завещательных отказов, Государство приобретает имущество либо в результате либо в соответствии с правилами гражданского и торгового оборота (государство как частное лицо).

Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество.. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.

Великобритании

Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, которую суверен использует находясь у власти. Эти земли включают в себя:

  • участки, изначально принадлежавшие короне или перешедшие к ней в последствии;

  • береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;

  • земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в результате конфискации.

Корна владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам.

Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).

Статья 132 Конституции Испании (1978) гласит, что » государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом «.

Гражданский кодекс Испании (1889 год) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:

  • имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное для общего пользования;

  • вещные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;

  • все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;

  • имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;

  • права на совместную собственность, принадлежащую государству.

Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

  • дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,

  • реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;

  • ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству.

Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.

Правому положению государственного имущества посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии . Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды, а также изделия, предназначенные для национальной обороны.

В состав государственного имущества также входят:

  • принадлежащие государству дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;

  • здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;

  • собрания музеев, архивов, библиотек;

  • другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.

Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.

Органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом.

Частью имущества государства является:

  • леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;

  • объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;

  • имущество предоставляемое президенту Республики;

  • казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.

Государству принадлежит бесхозное имущество.

Передача имущества из состояния государственного достояния в собственность государства на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение о такой передаче имущества публикуется в официальном издании.

В США государственная собственность возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.

В собственности государства находится: земля, почтовая служба, ирригационные сооружения, дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры.

Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов,

Преобладающая часть государственной собственности сдается в аренду частным монополиям.

Подводя итог выше сказанному, в развитых капиталистических странах, таких как Великобритания, Испания, Франция и США государственная собственность имеет важное экономическое значение, а также стратегическое. Можно сказать, что государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким — либо объектом он превращается в монополиста. А это опасно для государства.

5.2 Тенденции и перспективы развития государственной собственности

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна — под прямым управлением государства, вторая — на полном коммерческом расчете.

Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Еще одним направлением развития государственной собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже назрела и в ближайшее время будет осуществлена.

Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно при соблюдении всех условий) земельных участков, а также зданий, сооружений.

5.3 Приватизация государственной собственности

Разгосударствление и приватизации государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода в экономики России к рыночным отношениям. Закон о приватизации допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).

В государственной собственности находятся природные ресурсы: земля, её недра, воздушное пространство над территорией государства. В государственной собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность государства, его экономическое и социальное развитие.

Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Приватизация, это процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы — право управления ими.

Приватизация государственной собственности осуществляется следующими способами:

  • продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.

Государством предусматривается путём приватизации достичь:

  • усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

Учитывая важность проблемы, государства осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

Этапы приватизации:

  • Первым этапом начинается работа по приватизации предприятия с изучения законодательной базы, т.е. с анализа республиканской и местных программ приватизации, который необходим, прежде всего, для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения. Объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.).

    Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Российской федерации. объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;

  • объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.

Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является предварительная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей.

Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами и главное с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия.

Представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления использования объекта после приватизации. Предложение рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.

Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы приватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу.

Продажа на аукционе — это такой способ приватизации, при котором предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов.

Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.

Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.

Продажа по конкурсу — это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.

Условия конкурса предусматривают:

  • сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;
  • проведение природоохранных мероприятий;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • сохранение или создание новых рабочих мест;
  • финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.

Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.

Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены.

На аукционах и по конкурсу, как правило, продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.

По данным Таблицы№3 0 (Приложение №2) видно, что в России, государственная и муниципальная собственность, по способу приватизации унитарных предприятий, преобладает преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Так на 2003г. этот процент составил 72,3, на 2004г. – 82,5%, и на 2005г. – 80,7%. А приватизация объектов иного государственного и муниципального имущества в основном продается (86,7% на 2005г.), и преимущественно на аукционах (73,5%).

6. Муниципальная собственность

До 1991 года в России существовало только два вида собственности: государственная и личная собственность граждан. Последняя составляла ничтожную долю от первой. Первые упоминания о муниципальной собственности появились в федеральном законодательстве в 1991 году

Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Процесс разгосударствления и приватизации, запущенный в 1991 году, привел к новой структуре собственности в Российской Федерации.

В настоящее время приватизация продолжается в отношении отдельных объектов или пакетов акций, закрепленных в ходе массовой приватизации в государственной или муниципальной собственности. Также продолжается процесс передачи отдельных объектов с государственного на муниципальный уровень. Муниципальные образования принимают в муниципальную собственность имущество ликвидируемых государственных предприятий, объекты социально-культурного назначения государственных и приватизированных предприятий. Некоторые муниципальные образования принимают в муниципальную собственность имущество должников местного бюджета в счет погашение долга. Также в муниципальную собственность принимаются отдельные объекты в порядке дарения от юридических и физических лиц, в порядке наследования (выморочное имущество) и признанные в установленном порядке бесхозяйными. Возможна и покупка имущества муниципалитетом, если на это предусмотрены средства в местном бюджете и местным нормативно-правовым актом определен орган местного самоуправления, уполномоченный совершать подобные сделки.

Роль муниципалитета в процессе реформирования отношений собственности невозможно переоценить. Не менее значима она и в сегодняшней повседневной практике. В настоящее время на территории любого муниципального образования располагаются объекты и действуют хозяйствующие субъекты всех вышеназванных видов собственности. Свое влияние на их состояние муниципалитет может оказывать, прежде всего, через местную политику землепользования, правила благоустройства и санитарного содержания территорий, местную налоговую политику.

Наименьшее влияние имеет местная власть на субъекты, находящиеся в государственной собственности, особенно федерального уровня. Многие из них (воинские части, научные учреждения) освобождены от платы за землю и других налогов. Выпадающие доходы местного бюджета должны компенсироваться федеральным бюджетом, но на практике этого не происходит.

И, наконец, полным комплексом прав, обязанностей и ответственности наделены муниципалитеты по отношению к муниципальной собственности. Состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком на совести местных органов власти и управления.

6.1 Формирование муниципальной собственности

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени. Этот правовой акт определил отнесение объектов бывшей общенародной собственности к федеральной, государственной субъектов федерации и муниципальной собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.

К объектам муниципальной собственности отнесены:

  • жилищный и нежилой фонд социально-культурного и бытового назначения,

  • жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие социальные объекты,

  • инженерная инфраструктура городов, городской пассажирский транспорт, объекты внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов,

  • предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также оптово-складские мощности, необходимые для обеспечения товарооборота,

  • учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта (кроме объектов областного значения).

6.2 Управление и распоряжение муниципальным имуществом

После оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления осуществляют права собственника: владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом как субъекты гражданского права. Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования.

Уполномоченные муниципальные органы на материальной базе муниципального имущества учреждают, преобразуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения, назначают и освобождают от должности их руководителей (в соответствии с трудовым законодательством), вступают в договорные отношения с другими субъектами гражданского права, осуществляют имущественные сделки. Все эти правоотношения (кроме приватизации муниципального имущества) регулируются Гражданским Кодексом (ГК) РФ.

Однако ГК практически не учитывает, что муниципальные органы, будучи хозяйствующими субъектами, одновременно являются органами публичной власти, просто обязанной гласно и «прозрачно» осуществлять свою деятельность, в том числе хозяйственную, с помощью общедоступных нормативно-правовых актов. Каких-либо методик, рекомендаций по применению статей ГК РФ такими особенными субъектами гражданского права как местные органы власти и управления, в федеральной нормативно-правовой базе не содержится. Такие акты должны быть разработаны, утверждены местными представительными органами и опубликованы. В них должны быть определены:

  • полномочия тех или иных органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, по заключению сделок от имени муниципального образования,

  • порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, контроля за их деятельностью, назначения (освобождения) их руководителей,

  • процедуры заключения договоров (поставки, подряда, аренды, найма, концессии, доверительного управления и др.) и порядок определения цены договоров.

6.3 Аренда муниципальной собственности

Передача муниципального имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является одним из важнейших видов непосредственной хозяйственной деятельности муниципалитетов — надежным источником пополнения местного бюджета и действенным инструментом экономического развития территории. Наиболее распространена аренда муниципального недвижимого имущества: зданий, помещений, земельных участков. Значительно реже заключаются договоры аренды движимого имущества и уже совсем редко аренда действующих муниципальных предприятий.

Не являясь монополистом на рынке недвижимости, но обладая существенно большим, чем у любого другого собственника на данной территории объемом ликвидного имущества, муниципалитет способен диктовать свои условия рынку: сдерживать рост и разброс цен, задавать уровень корректности и стабильности договоров, снижать уровень произвола в отношении арендаторов со стороны частных владельцев недвижимости и т. д.

При заключении договоров аренды, уполномоченные на то органы местного самоуправления вступают на поле гражданско-правовых отношений, где действуют принципы свободы договора и равенства его участников. Но предоставить муниципальным чиновникам право вести эксклюзивные переговоры об условиях договора аренды (сроках, цене и т. д.) невозможно. Олицетворяя собой публичную власть, органы местного самоуправления обязаны:

  • регламентировать свою деятельность нормативно-правовыми актами;

  • действовать в интересах всех членов местного сообщества;

  • обеспечивать гласность и прозрачность своей деятельности.

Отсюда вытекает необходимость разработки местного нормативно-правового акта о порядке передачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, утверждения его местным представительным органом власти и доведения его до сведения всех заинтересованных лиц через средства массовой информации. В документе должна быть регламентирована методика расчета арендной платы, учитывающая качество сдаваемых в аренду земельных участков и помещений, их местонахождение, наличие инфраструктуры и прочие существенные показатели. Важно заранее учесть вероятность объективного роста цен (инфляции), введя в Положение об аренде способ механического повышения арендной платы при изменении какого-нибудь внешнего показателя. Таким показателем — ориентиром могут служить законодательно установленный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), курс доллара или средний уровень заработной платы в регионе. В 1998 – 1999 годах, в условиях крайней нестабильности, первые два ориентира оказались несостоятельными, зато последний отразил реальное изменение ценовых пропорций.

Для арендаторов умеренные цены, стабильность и предсказуемость условий аренды, открытые конкурсы на право аренды, выявляющие истинную стоимость объектов аренды, имеет особое значение. Именно благодаря этим факторам предприниматели охотнее арендуют муниципальную недвижимость, чем такую же частную.

Серьезной проблемой для муниципального арендодателя является крайне неудовлетворительное состояние муниципальной недвижимости. Кроме естественного для арендаторов текущего ремонта, им приходится заботиться о кровле, системе отопления, фасадах. Т.е. осуществлять капитальные вложения в муниципальную собственность. Чтобы заинтересовать в них арендаторов, можно предложить систему стимулов:

  • освобождение от арендной платы в объеме 10 – 30 % от сметной стоимости произведенных работ;

  • увеличение срока действия договора аренды в зависимости от объема произведенных работ;

Освобождение от арендной платы на весь период ремонта (или весь объем сметной стоимости капитальных затрат) нецелесообразно: существенны потери бюджета, арендатор теряет стимул к сокращению затрат и сроков ремонта, сметная стоимость ремонта чаще всего не соответствует его рыночной стоимости.

Теперь несколько слов в пользу применения механизма аренды и в отношении движимого имущества. Практически все муниципалитеты большую часть своего движимого имущества передают в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям. Последние за его использование уплачивают налог на имущество, который распределяется поровну между местным бюджетом и бюджетом субъекта федерации. Если то же имущество, тем же предприятиям, по цене, равной налогу на имущество, передать в аренду, вся арендная плата станет достоянием местного бюджета. Кроме увеличения доходов, такой способ отношений с муниципальными предприятиями отводит от муниципального имущества угрозу ареста и распродажи за долги, облегчает процесс демонополизации жилищно-коммунального хозяйства.

6.4 Приватизация муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах…» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:

  1. продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

  2. продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

  3. продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;

  4. выкуп арендованного муниципального имущества;

  5. преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;

  6. внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

  7. отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В законе Московской области закреплено, что местные программы приватизации могут устанавливать ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду; перечень объектов, намеченных к приватизации и обоснование их выбора; критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности; дополнительные льготы при приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые представителям определенных социальных групп и др.

6.5 Роль комитетов по управлению имуществом

Впервые комитеты по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) были обозначены в законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», где комитетам отводилась роль органа приватизации муниципальной собственности. В соответствии с упомянутым законом комитетам придавались некоторые черты, отличающие их от традиционных структур местной администрации, а именно:

  • председатель комитета по должности становился заместителем главы администрации;

  • комитеты наделялись правами юридического лица;

  • деятельность комитетов осуществлялась за счет части средств, вырученных от приватизации.

С самого начала круг обязанностей КУМИ не ограничивался подготовкой объектов к приватизации. На них было возложено:

  • выполнение программы демонополизации (коммерциализации) сферы розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания с созданием вместо единых торгов и трестов множественности юридических лиц — муниципальных предприятий;

  • оформление прав муниципальной собственности на предприятия, движимое и недвижимое имущество;

  • инвентаризация муниципального имущества;

  • создание на базе принятого в муниципальную собственность имущества структуры муниципальных предприятий и учреждений и закрепление за ними муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Работа по подготовке муниципальных объектов к приватизации включала в себя решение

  • оценка объекта приватизации (в том числе оценка финансово-экономического состояния, недвижимости, ликвидности);

  • разработка конкурсных условий (в том числе необходимость сохранения или изменения вида деятельности приватизируемого предприятия, правопреемство покупателя по его правам и обязанностям, отношения с трудовым коллективом и т. д.)

  • выбор способа приватизации;

  • обеспечение конкуренции между покупателями муниципального имущества.

Выше названные особенности комитетов и виды выполняемых ими работ требовали от работников комитетов профессиональных навыков, не ведомых ранее работникам местных администраций. Необходимость учебы, наличие финансовых возможностей, организация Госкомимущества обучающих семинаров, обмена опытом и сети учебных центров создали благоприятную основу для повышения квалификации работников КУМИ. Первыми в новейшей истории России именно комитеты по управлению имуществом начали работу с иностранными консультантами по созданию методической базы реформирования местной экономики.

Таким образом, в местных администрациях появились органы относительно самостоятельные, профессионально подготовленные, вовлеченные в процессы рыночных реформ и оперирующие сугубо рыночными понятиями (цена, конкурс, договор), имеющие налаженные рабочие контакты с нарождающимся классом предпринимателей. Комитетами наработана основательная практика защиты интересов муниципального образования через суд. В построенных по отраслевому принципу местных администрациях, КУМИ является межотраслевым органом, что само по себе обозначает его ведущую роль в системе муниципального управления.

В части муниципальных образований КУМИ привлечены к решению земельных вопросов, что совершенно естественно, так как земля также является муниципальным имуществом. Наработанная комитетами практика работы с объектами недвижимости (договоры купли-продажи и аренды, обусловленные параметрами использования, обязательствами покупателей и арендаторов по реконструкции и содержания объектов, конкурсы по продаже права собственности и права аренды, претензионная и судебная практика) полностью применима в решении земельных вопросов

В большинстве муниципалитетов на кадровой и технической базе КУМИ созданы органы регистрации юридических лиц и недвижимости; представительства агентств по банкротству; структуры по поддержке предпринимательства и работе с инвесторами; и, наконец, подразделения по разработке стратегических программ развития муниципальных образований. Комитеты по управлению имуществом с готовностью и знанием дела подключаются к вопросам конкурсного размещения муниципальных заказов, к реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Но практически всюду в муниципалитетах сложились напряженные отношения КУМИ и комитетов по экономике – традиционных составителей традиционных программ социально-экономического развития. Непросто складывались отношения реформаторских комитетов и с представительными органами местного самоуправления. Несмотря на уже очевидные успехи муниципальной (малой) приватизации, само это явление все еще вызывает настороженность, а его носители — реакцию отторжения.

7. Заключение

Как государственная, так и муниципальная собственность имеют свое важное значение, не смотря на то, что в России преобладает частная собственность.

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Роль муниципалитета в процессе реформирования отношений собственности невозможно переоценить. Не менее значима она и в сегодняшней повседневной практике. В настоящее время на территории любого муниципального образования располагаются объекты и действуют хозяйствующие субъекты всех вышеназванных видов собственности. Свое влияние на их состояние муниципалитет может оказывать, прежде всего, через местную политику землепользования, правила благоустройства и санитарного содержания территорий, местную налоговую политику.

Наименьшее влияние имеет местная власть на субъекты, находящиеся в государственной собственности, особенно федерального уровня. Многие из них (воинские части, научные учреждения) освобождены от платы за землю и других налогов. Выпадающие доходы местного бюджета должны компенсироваться федеральным бюджетом, но на практике этого не происходит.

Можно сделать вывод, что в России сложился новый общественно-экономический строй, который характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким ростом дифференциации доходов населения.

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.

8. Список использованной литературы.

  1. А.И.Добрынин, «общая экономическая теория», ПИТЕР, 2001г.

  2. Е.Ф.Борисов, «Основы экономической теории», Высшая школа, М., 2001г.

  3. Н.И.Гайдаенко, «Государственная собственность в развитых капиталистических странах», М., 1994 год.

  4. А.И.Архипов, «Экономика», Проспект, М., 2005г.

  5. И.В.Антонова, «Основы экономической теории», ТюмГАСА, Тюмень, 2004г.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

  7. Российский статистический ежегодник 2006: (стат.сб/Росстат.-)-М.,2006

  8. М.А.Абрамова, Л.С.Александрова, «Экономика: вопросы и ответы», М., 2001г.

  9. Л.Н.Довыденко и др., «Основы экономической теории», Минск, 1999г.

  10. Л.Н.Безукладникова, Т.Б.Бирюкова, А.Н.Сергеев и др., СЮИ, Екатеринбург, 1991г.

  11. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина. Киров, 1996.

  12. В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория: Учебное пособие», Изд-во ПРИОР, М:1999.

  13. А. Радыгин, С. Архипов. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность, Вопросы экономики – 2000

  14. Е.Ф.Борисов. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.

Приложение №1

Таблица №1

Распределение числа предприятий и организаций по видам экономической деятельности. 0

(на 1 января)

2005

2006

Число предприятий и организаций

из них по формам собственности,

тыс

Число предприятий и организаций

из них по формам собственности,

тыс

тыс.

в % к итогу

гос-ая и

мун-ая

частная

смешанная российская

тыс.

в % к итогу

гос-ая и

мун-ая

частная

смешанная российская

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

4417,1

100

407,4

3499,2

123,6

4767,3

100

412,5

3837,6

116,9

из них по видам экономической деятельности:

с/х, охота и лесное хозяйство

300,7

6,8

13,0

279,5

4,7

293,2

6,2

12,6

272,6

4,2

рыболовство, рыбоводство

6,3

0,1

0,4

5,5

0,2

7,4

0,2

0,4

6,6

0,2

добыча полезных ископаемых

12,8

0,3

0,5

10,3

1,3

14,6

0,3

0,4

11,9

1,2

обрабатывающие производства

452,2

10,2

15,0

392,5

21,0

478,4

10,0

14,4

419,6

19,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

15,3

0,3

5,2

7,7

1,9

18,6

0,4

5,8

10,4

1,9

строительство

333,2

7,5

7,3

307,0

9,3

371,7

7,8

7,2

345,1

8,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1682,6

38,1

19,7

1569,7

25,3

1831,4

38,4

18,4

1717,1

23,5

гостиницы и рестораны

74,0

1,7

4,4

61,6

2,9

79,7

1,7

4,3

67,6

2,7

транспорт и связь

162,2

3,7

12,2

137,7

5,7

184,5

3,9

12,0

159,6

5,4

финансовая деятельность

95,4

2,2

5,2

66,9

13,7

102,5

2,1

4,6

74,9

12,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставления услуг

614,2

13,9

38,6

513,3

25,8

689,8

14,5

37,8

587,0

25,3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

83,4

1,9

80,1

2,1

0,7

93,3

2,0

89,6

2,6

0,7

образование

170,9

3,9

137,2

26,3

3,6

171,9

3,6

135,9

28,6

3,6

здравоохранение и предоставление социальных услуг

72,6

1,6

37,0

30,9

1,9

75,9

1,6

35,8

34,8

1,8

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

333,9

7,6

31,3

82,2

5,5

346,6

7,3

32,7

93,0

5,6

Приложение №2

Таблица №3

приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам

приватизации в 2003-2005гг.

2003

2004

2005

1

2

3

4

Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 1) — всего

434

5022

491

в том числе по формам собственности 2) :

федеральная

161

121

112

субъектов Российской Федерации

152

246

226

муниципальная

121

135

153

Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

преобразование унитарных организаций в открытые акционерные общества

72,3

82,5

80,7

продажа имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

26,5

17,5

19,1

в том числе:

на аукционах

10,8

9,5

10,4

на конкурсах

14,8

4,0

7,7

посредством публичного предложения

0,9

3,2

1,0

без объявления цены

0,8

продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа

1,2

0,2

Число приватизированных объектов иного государственного и муниципального имущества – всего

2910

4661

6058

в том числе по формам собственности 2) :

федеральная

27

54

17

субъектов Российской Федерации

308

412

496

муниципальная

2575

4195

5545

Структура приватизационных объектов иного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

продажа объектов иного государственного и муниципального имущества (без продажи акций открытых акционерных обществ)

76,2

76,2

86,7

1

2

3

4

в том числе:

на аукционах

64,6

64,7

73,5

посредством публичного предложения

9,2

8,1

10,1

без объявления цены

2,4

3,4

3,1

внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ

1,2

0,9

0,4

иное отчуждение государственного и муниципального имущества в соответствии с законодательством о приватизации

22,6

22,9

12,9

из них продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа

19,3

11,9

3,7

  1. Без имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых осуществлена Росимуществом

  2. По состоянию на дату приватизации