Актуальность настоящего исследования определяется наблюдаемыми в мировой экономике процессами. В 2008 — 2009 гг. развитые и развивающиеся страны столкнулись с необходимостью переоценки последствий финансовой глобализации и роли государства в управлении данным процессом. Захлестнувший мировую экономику кризис 2008 года потребовал от национальных регулирующих органов и международных финансовых организаций разработать новую методологию регулирования финансовых рынков, в которой важная роль отводится механизмам нейтрализации негативных тенденций глобального финансового рынка. Учащение финансовых кризисов ставит вопрос о необходимости проектирования финансовых систем, позволяющих банковской системе и финансовым рынкам выполнять свои главные функции — выступать посредником между владельцами сбережений и экономическими институтами, испытывающими нехватку капитала.
В этих условиях, актуальным представляется анализ последних тенденций глобального финансового рынка и влияния новых факторов (информационные технологии, новые инвестиционные стратегии финансовых институтов) на развитие национальных банков с целью разработки соответствующих рекомендаций для адаптации банковской системы государства к происходящим процессам.
За последние годы появилось значительное количество публикаций по вопросам мировой финансовой системы, как в России, так и за рубежом, которые послужили теоретико-методологической основой дипломного исследования. В этой связи хотелось бы отметить труды отечественных ученых: А.В.Аникина, М.Ю.Алексеева, М.Г.Делягина, С.И.Долгова, В.Л.Иноземцева, Э.Г.Кочетова, Л.Н.Красавиной, В.В.Кузнецова, Д.М.Михайлова, В.Т.Мусатова, М.А.Портного, Б.Б.Рубцова, В.М.Усоскина, Г.П.Черникова, а также исследования западных экономистов: М.Голдстейна, Д.Гэлбрейта, Э.Долана, Г.Камински, Д.Кэмпбелла, П.Кругмана, М.Миллера, Р.Мертона, Ф.Мишкина, С.Рейнхарта, К.Рогофа, М.Сарната, Д.Сороса, Д.Тобина, М.Фельдстейна, С.Фишера, Д.Штиглица, П.Хирста, Б.Эйченгрина. Работа базируется на изучении обширного круга иностранных источников, некоторые из которых вышли в свет в самые последние годы и впервые, насколько мне известно, вводятся в научный оборот в нашей стране. Вопросам глобализации и изучению ее наиболее ярким форм проявления на глобальном финансовом рынке уделяется все больше внимания в исследованиях международных организаций — МВФ, МБРР, ОЭСР, Банка международных расчетов.
Финансовые институты на рынке ценных бумаг
... на фондовом рынке. Лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех организаций (банковских и небанковских) осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Коммерческие банки России могут выполнять все виды операции на рынке ценных бумаг ... Выделяют следующие типы финансовых институтов: 1) кредитные (банки) - прямые посредники; 2) контрактно-страховые ( ...
Целью дипломной работы является анализ сущности феномена финансовой глобализации и ее влияния на развитие мировой экономики. Это предполагает, в частности, исследование аспектов, определяемых структурой финансовой глобализации на основе комплексного подхода к ней как объекту системного анализа.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие научные задачи:
- дать основные характеристики процесса финансовой глобализации;
- провести комплексный анализ современной структуры глобального финансового рынка, описать закономерности его развития и основные тенденции;
- выяснить степень трансформации банковской системы под воздействием финансовой глобализации;
- установить степень зависимости современных финансовых кризисов от финансовой глобализации;
- описать изменения в национальном и международном регулировании финансовых рынков под воздействием финансовой глобализации и разработать на основе изучения опыта развитых и развивающихся стран предложения по улучшению регулирования.
Объектом дипломной работы является совокупность наблюдающихся в мировой экономике процессов, объединяемых понятием финансовая глобализация.
Предметом исследования является окончательно сформировавшаяся в 2010 году банковская система.
Для достижения поставленной цели исследования, оценки и изложения теоретических положений и результатов анализа эмпирических данных в работе использовались общие и специальные методы научного познания, такие как восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, наблюдение, сравнение и измерение, поисковый прогноз. В процессе работы автор опирался на исследования отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся изучением проблем финансовых рынков и мировой экономики, и основывал выдвигаемые им положения на общих методологических установках, сформулированных и принятых в отечественной науке.
Нормативная база исследования сформирована на основе законодательных и нормативных актов РФ, материалов международных финансовых организаций, финансовых структур России и зарубежных стран. В работе использованы материалы Министерства финансов РФ, Банка России, Ассоциации российских банков, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы по финансовому мониторингу, МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и других международных финансовых институтов. Кроме того, в исследовании использована монографическая литература отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, аналитических обзоров, справочные материалы, общая и специализированная литература, официальные материалы, размещенные на сайтах в сети Интернет.
Вышеуказанные соображения определили структуру диплома. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.
В первой главе проводится анализ причин и форм финансовой глобализации, современных тенденций глобального финансового рынка, описывается состояние его институциональной структуры и рыночной инфраструктуры. Особое внимание уделяется изучению значительного скачка в развитии глобального финансового рынка в 2008-2009 гг. При рассмотрении его структуры и динамики основной акцент сделан на банковскую систему, в которой в 2009 году наиболее ярко проявились формы финансовой глобализации.
Курсовая — Мировая экономика: сущность, основные закономерности ...
... мировая экономика», характеризуются её этапы; во второй главе выявлены тенденции развития мировой экономики, дана краткая характеристика «плюсов» и «минусов» процесса глобализации; в третьей главе рассмотрены основные ... литература по мировой экономике3 , материалы по проблемам мировой экономике, опубликованные в сети Интернет4 Структура работы: реферат состоит из введения, в котором определена ...
Во второй главе исследуются современное состояние банковской системы, а так же нормы, регулирующие финансовые процессы в банковском секторе.
В третьей главе основное внимание уделено исследованию процесса адаптации экономической политики государства к формам проявления финансовой глобализации, рассматриваются основные изменения в политике развитых и развивающихся стран, предлагаются рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования финансовых рынков.
В заключении излагаются выносимые на защиту основные положения и выводы из проанализированных в дипломной работе.
1. Теоретические аспекты финансовой глобализации
1.1 Трансформация финансовых отношений под влиянием глобализации
Перед тем как изучать последствия воздействия глобализации на российскую банковскую систему, необходимо ознакомиться с историей глобализации, а так же типами трансформации, происходящих под ее влиянием. В этом параграфе основной задачей является рассмотрение трансформационных процессов в условиях глобализации экономики.
Глобализация — одно из наиболее обсуждаемых явлений в современном обществе, но и одновременно одно из наименее строго определяемых как по сущности, так и по времени возникновения. Член-корреспондент РАН В. А. Медведев критикует расширительное трактование глобализации, включение в это понятие чуть ли не всех перемен в жизни общества. Он считает, что это «новая эпоха в экономической истории человечества… Основные импульсы глобализации действительно идут от экономики. Без учета экономической составляющей утрачивается основной аргумент, подтверждающий объективный характер глобализации как процесса неизбежного и прогрессивного в своей основе, хотя и противоречивого…» Медведев В. Л. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — N 2. -С. 3-10.
Многие ученые считают, несмотря на то, что глобализация относительно новый термин, существующий около трех десятилетий, как явление этот процесс уже не новый и стал активно развиваться еще в конце XIX в. Так, например, в докладе Всемирного банка «Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики», подготовленного под руководством старшего вице-президента и главного специалиста банка Николса Стерна, отмечено, что «первая волна глобализации с 1870 по 1914г. стала возможной благодаря комбинации двух факторов: удешевлению транспорта (произошедшему за счет перехода к паровому флоту) и снижению тарифных барьеров».
Период с 1914 по 1945 г. вошел в историю как время возвращения к национализму и как отказ от глобализации. С началом Первой мировой войны, распадом системы золотого стандарта произошло возвращение к национализму и протекционизму. Вторая мировая война внесла дальнейший вклад в дезинтеграцию мировой экономики.
Вторую волну глобализации специалисты Всемирного банка связывают с периодом 1950 — 1980гг. Активно проводимая в этот период развитыми странами либерализация торговых режимов внесла немалый вклад в повышение открытости их национальных экономик (средний уровень импортных тарифов этих стран упал с 40 до 4%).
Банковская система Германии
... условиях открытости финансовых рынков и глобализации конкуренции концентрация банковского капитала и укрупнение банковских структур является насущной проблемой банковской системы Германии (см. приводимую ниже сравнительную ... охраной безопасности и внешних интересов. Важную часть банковской системы Германии имеют банки регионального значения Regionalbanken. Эти банки действуют в той или иной земле, ...
«Снижение торговых барьеров сопровождалось снижением цен на транспорт, с 1950 до конца 1970-хгг. стоимость морских перевозок упала еще на одну треть, примерно восстановив уровень первой волны глобализации» Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. -М.: Издательство «Весь мир», 2004. — С.50.
«Третья волна глобализации, по мнению специалистов Всемирного банка, начавшаяся с 1980 г. и продолжающаяся по сей день, явилась результатом развития транспортных и коммуникационных технологий, а также того, что крупные развивающиеся страны сделали свой выбор в пользу улучшения инвестиционного климата и открытия доступа для внешней торговли и инвестиций» Бабурина О.Н. О генезисе и стадиях глобализации мировой экономики // Финансы и кредит.-2009.-№14.-С. 13-16.
Разобравшись с понятием глобализации, мы можем перейти к анализу ее влияния на банковский сектор. Банковская сфера в первую очередь оказалась под ударом глобальной экономической нестабильности. Капитализация многих банков значительно снизилась, а некоторые кредитные организации были вынуждены признать свое банкротство. В статье рассматривается влияние финансовой глобализации на трансформацию институциональной структуры банковской системы России.
Экономика России, как неотъемлемая часть глобальной экономики, подверглась неизбежному отрицательному влиянию мирового финансового кризиса. Банки являются первым звеном в цепочке, отвечающей за стабильность всей социально-экономической системы.
В действующей модели банковских институтов существуют институциональные и ресурсные ограничения, которые препятствуют формированию устойчивой и конкурентоспособной национальной банковской системы. Из-за ряда ограничений многие финансовые институты не способны выполнять те функции, которые на них возложены. Преодоление диспропорций докризисного периода развития позволит российским банковским институтам значительно повысить свою конкурентоспособность и, возможно, выйти на ведущие позиции в мире.
Опыт развитых стран свидетельствует, что участие в глобальном финансовом рынке ускоряет формирование структуры банковской системы, обеспечивает рациональное распределение ресурсов и диверсификацию банковских портфелей. Поэтому в условиях финансовой глобализации актуальными становятся изучение и освоение мировых тенденций и разработка взвешенной, основанной на рыночных принципах трансформации банковской системы.
Главная задача трансформационных процессов — стать равноправной частью глобальной финансовой системы. Только эффективная банковская система сможет обеспечить конкурентоспособность страны и экономическую стабильность в условиях глобализации. Анализ российской банковской системы показывает, что несовершенное законодательство и низкая институциональная среда увеличивают опасность, исходящую от глобальных потоков капитала Диденко Д.В. Влияние финансовой глобализации на трансформацию банковской системы России // Банковское дело.-2009.-№12.-С.46.
Несоответствие темпов развития банковской системы России масштабам национального хозяйства активизирует процессы консолидации банков. При этом рост числа слияний и поглощений наблюдается на фоне снижения маржи банковской прибыли, усиления конкуренции и со стороны мега- и транснациональных банков, и со стороны небанковских учреждений. В отличие от стран Европы и США, где процесс консолидации протекает на фоне либерализации банковского регулирования, в России одной из основных причин, способствующих объединению банков, становится ужесточение требований ЦБ РФ, в первую очередь касающихся величины собственного капитала, уровня капитализации и права кредитных организаций на участие в системе обязательного страхования вкладов. С другой стороны, Банк России ставит своей целью стимулировать процесс консолидации банков не только путем ужесточения нормативных требований, но и за счет упрощения и удешевления процедуры слияния-поглощения, создавая соответствующие экономические и правовые условия для реализации этих задач. С началом глобального финансового кризиса активность на рынке слияний и поглощений в российском банковском секторе снизилась. Особенно заметным спад был в IV квартале 2008 г. Многие текущие сделки были приостановлены, а некоторые даже отменены из-за неопределенности со стороны, как продавца, так и покупателя. В то же время сделки слияния и поглощения зачастую остаются единственным способом привлечения средств для рефинансирования или поддержки запланированного развития. Россия в целом по-прежнему остается привлекательным рынком для инвестиций и ведения бизнеса, так как сложившаяся ситуация предлагает хорошие возможности для инвестиций при более низких ценах, нежели до наступления кризиса.
Достаточность банковского капитала: подходы и перспективы
... банк выступает в качестве посредника. Объектом исследования данной курсовой работы является банковский капитал, его достаточность, функции и структура. Целью данной курсовой работы является исследование банковского капитала, его достаточности, проблем и перспектив увеличения. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ...
Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что активность в области сделок слияния и поглощения, особенно в сегменте среднего бизнеса, будет возрастать Бекетов Н. В. Трансфер управленческих технологий в условиях глобализации мировой экономики//Дайджест-Финансы.- 2008.- № 3.-С.12.
Усиление транснациональных банков и повышение их роли в процессе консолидации банковского и промышленного капитала являются одним из наиболее заметных моментов в мировой экономике в последнее время. Транснациональный капитал, представленный прежде всего транснациональными компаниями и транснациональными банками, в силу объективных закономерностей своего развития стремится к дальнейшему расширению экономической власти. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно на собственную выгоду и достаточно свободно переливается из страны в страну, то приводя к жесточайшим кризисам, превращаясь в форму спекулятивного капитала, то становясь созидательной силой в мире, способствуя развитию научно-технического прогресса.
Когда интересы транснационального капитала совпадают с интересами определенных национальных государств, транснациональные банки обеспечивают им значительные и даже решающие конкурентные преимущества на мировом рынке. Страны с развитой рыночной экономикой активно поддерживают собственные транснациональные компании и банки, которые в свою очередь создают условия для поступления налоговых средств от широкой международной деятельности, расширяют экономическое, и возможно, даже политическое влияние на некоторые зарубежные страны.
Правовое регулирование иностранных инвестиций
... государства в целом. Целью написания данной контрольной работы является исследование правовых основ регулирования инвестиционной деятельности иностранных лиц в России. ... страну «одним из ключевых рынков мира». Иностранные инвестиции (особенно в российское производство) в любом случае благо для экономики. Этот процесс делает ее более открытой. Однако при привлечении иностранных инвестиций в ...
Процесс концентрации банковской мощи превратил транснациональные банки в универсальные банковские комплексы. Внутри них постепенно стираются грани между коммерческими, инвестиционными банками, страховыми и другими учреждениями финансовой сферы.
Поэтому на сегодняшнем этапе представляется столь актуальным изучение деятельности и развития банковского сектора на глобальном уровне Хрусталёв Е.Ю. Тенденции развития банковского дела в условиях экономической глобализации //Финансы и кредит.-2009.-№ 11.-С. 31.
Проблемы допуска иностранных банков в национальную банковскую систему. При анализе проблемы функционирования иностранных кредитных организаций в банковской системе страны одним из основных моментов является то, на каких условиях будет осуществляться их деятельность на национальном рынке.
Что касается политики допуска иностранных банков в национальную банковскую систему (как на этапе допуска, так и функционирования), то в мировой практике выделяют несколько подходов, фактически отражающих разный уровень протекционизма.
Принцип национального режима является наиболее либеральным подходом, который подразумевает отсутствие какой-либо дискриминации по сравнению с национальными институтами. В сфере международного права он трактуется как «предоставление организациям, которые действуют на территории страны и контролируются прямо или косвенно нерезидентами, режима, вытекающего из национальных законов, регламентации и административной практики, не нарушающего норм международного права и являющегося не менее благоприятным, чем тот, который установлен при аналогичных обстоятельствах для национальных организаций» OECD Declaration on International Investment and Multinational Enterprises. OECD, 1976. 21 June (Reviewed in 1979, 1984, 1991 and 2000).
.
На практике принцип национального режима используется, как правило, на базе межгосударственных соглашений (ОЭСР, ВТО, ЕС и др.), способствующих более свободному перемещению товаров, капитала и расширению деятельности транснациональных корпораций в целях устранения дискриминации между национальными и иностранными (по отношению к принимающей стране) экономическими агентами в пределах присоединившихся государств и обеспечения равной эффективной конкуренции между ними. Причем он является базовым элементом данных соглашений Омельченко А. Н., Хрусталев Е. Ю. Присутствие иностранных банков на российском рынке: проблемы и решения // Банковское дело.- 2007.- N2.-С.10..
В рамках ЕС принцип национального режима реализован наиболее полно: стремление к унификации банковского законодательства выразилось в выработке единых стандартов банковского регулирования и надзора по ключевым вопросам, включая внедрение принципа единой банковской лицензии (лицензия одной страны признается другими государствами ЕС) и определение перечня тех видов банковских операций, которые подлежат взаимному признанию на территории стран — членов ЕС, установление единых пруденциальных нормативов (требования к размеру минимального размера уставного капитала, достаточности капитала и т. д.).
В то же время высказывание экс-председателя Комиссии ЕС Ж. Делора о намерении создать открытую, но не общедоступную Европу нашло свое отражение в политике ЕС по вопросам регулирования доступа и присутствия иностранных банков в отношении третьих стран, для которых был установлен своего рода защитный механизм согласительно-ограничительного характера.
Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России
... работы банковской системы России. Для проведения анализа денежно-кредитного регулирования экономики были использована данные официального сайта Центрального банка. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БАНКОМ РОССИИ денежный кредитный экономика 1.1 Экономическое содержание и виды денежно-кредитного регулирования экономики Денежно-кредитная ...
Такой подход представляется вполне обоснованным ввиду того, что ряд развивающихся стран и стран с переходной экономикой проводит (или проводил) политику, отражающую политические и экономические приоритеты страны без учета условий взаимности (по мнению автора, этот режим может быть определен как принцип главенства национальных интересов).
Китай, ряд латиноамериканских стран, на первых этапах реформирования экономики Польша и Чехия, а также Россия выстраивают систему допуска иностранного капитала в банковскую сферу на базе защитных мер, ограничивающих национальные кредитные институты от конкуренции со стороны более крупных и сильных иностранных партнеров. Эффективными инструментами при этом выступают разрешительный порядок учреждения организаций с участием иностранного капитала, ограничение участия нерезидентов через установление максимального порога контроля над совокупным банковским капиталом или активами, регламентирование условий участия иностранных инвесторов в приватизации государственных банков, а также определение доступных организационно-правовых форм присутствия иностранных банков в стране, которые наиболее адекватны с точки зрения текущих потребностей развития национальных банковских систем.
В случае если имеет место разрешение нерезидентам действовать в банковском бизнесе лишь в рамках особо оговоренного нормативно-правовой базой режима, учитывающего ограничения допуска нерезидентов на рынок в странах происхождения инвестора, можно говорить об использовании принципа взаимности.
Выходя на новый зарубежный рынок, ТНБ должен первоначально решить, в какой организационно-институциональной форме он это осуществит. Помимо возможности осуществления трансграничных операций непосредственно иностранными банками их присутствие на внутреннем рынке той или иной страны может быть реализовано в следующих формах: представительство, заграничный филиал, агентство, дочерний банк, совместный банк Коробкова Г. Банковское дело.- М.: Экономистъ, 2008.-С.78.
Опыт международной экспансии американских банков демонстрирует предпочтительность формы дочернего банка при обслуживании компаний -партнеров, выходящих на новые рынки (предоставляя им более широкий спектр финансовых услуг и динамичнее реагируя на возникающие потребности в силу их лучшего «погружения в рынок»), о чем свидетельствует, в частности, положительная корреляция в стране пребывания между прямыми иностранными инвестициями американских фирм и удельным весом дочерних банков в общем числе кредитных организаций, контролируемых нерезидентами из США.
Рассматривая вопрос существующих организационно-правовых форм, следует говорить о том, что ряд функциональных различий между ними при определенных условиях может стираться. Развивая эту идею в отношении филиала и дочернего банка, следует сделать предположение о том, что материнский банк, приобретающий контроль над местным банком и преобразовывающий его в свою дочернюю структуру с последующим использованием своего бренда и, соответственно, репутации, в силу данных обстоятельств не станет бросать принимающий банк в случае его банкротства и окажет ему поддержку в форме финансовых вливаний в виде акционерного или заемного капитала. В этой ситуации ответственность по обязательствам дочерней структуры при возникновении указанных затруднений, как и в случае филиала, фактически перекладывается на материнскую организацию.
Контрольная работа: Государственный служащий в системе государственной службы
... государственных служащих в сравнении с другими группами служащих, так и правовым регулированием: государственная служба - наиболее отрегулированный и обеспеченный в правовом отношении вид службы, другие виды службы заимствуют для регулирования своих служебных отношений многие нормы государственной службы. Государственные служащие, составляющие государственную службу и ...
Подобные примеры «размывания», с одной стороны, демонстрируют неоднозначность принципов классификации (в том числе выбор ее критерия), с другой — требуют от регулирующих органов более широкой постановки вопроса в рамках банковского регулирования и надзора, нежели юридического определения субъекта ответственности по обязательствам. Поэтому в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов оценку финансового положения данного субъекта следует проводить с учетом всех потенциально возможных механизмов взаимоотношений между материнским банком и учреждаемой организацией.
Именно этот принцип был положен в основу системы разграничения полномочий регулирующих и надзорных органов в рамках Базельских конкордатов, которая реализуется в следующей модели:
- используется принцип консолидированного надзора за деятельностью банков, функционирующих в транснациональном масштабе, и их структурных подразделений, предполагающий обоюдное участие в надзорных мероприятиях компетентных органов как принимающей страны, так и страны происхождения материнской структуры;
- представительства иностранных банков выводятся за рамки подробного рассмотрения в силу того, что не осуществляют банковские операции;
- надзорные мероприятия реализуются по трем основным направлениям: оценка платежеспособности, ликвидности и конверсионных операций:
- распределение функций по надзору за платежеспособностью зависит от типа организации, созданного при участии нерезидентов.
Тот факт, что способность отвечать по своим долгам филиала иностранного банка неотделима от аналогичного свойства головного банка, закрепляет обязанность по выполнению вышеуказанных функций в отношении филиалов инобанков за органами страны происхождения. Мониторинг и способность иностранной дочерней структуры отвечать по своим обязательствам является совместной прерогативой надзорных органов как принимающего государства, так и государства происхождения. Необходимость подключения последних вызвана следующими обстоятельствами: платежеспособность материнского банка может быть адекватно оценена с учетом финансового положения всех подконтрольных организаций, и головная организация не может оставаться нейтральной по отношению к своим иностранным «дочкам». Подобная диспозиция отражает тот факт, что дочерний банк, с одной стороны, является юридически независимой, инкорпорированной в другой стране организацией, с другой — является составной частью банковской группы. Надзор за организациями, созданными в форме совместных предприятий, входит в компетенцию властей страны пребывания;
- мониторинг состояния ликвидности иностранного филиала, дочернего банка или совместной структуры является преимущественной обязанностью органов страны пребывания, что объясняется тем, что они лучше ориентируются в ситуации на внутреннем денежном рынке, в то время как надзорные власти материнского банка оценивают ликвидность банковской группы в целом (включая филиалы и подконтрольные иностранные дочерние организации);
- анализ конверсионных операций и открытых валютных позиций по всем трем ранее упоминавшимся типам организаций, учреждаемых при участии нерезидентов, осуществляется на совместной основе властями государств происхождения и пребывания;
- в рамках данной модели компетентные надзорные органы государств информируют друг друга обо всех ухудшениях финансового состояния или нарушениях законодательных норм;
— в случае неспособности осуществления адекватного надзора одной из сторон или в отношении нефинансового холдинга, который стоит во главе банковской группы, учреждение филиала и кредитной организации с участием иностранных инвесторов может быть запрещено. Принципы консолидированного надзора получили свое дальнейшее развитие в «Минимальных стандартах» 1992 г., которые акцентировали внимание на деятельности международных банков и банковских групп и возложили обязанность по надзору за ними на надзорные органы страны происхождения. В их компетенцию входят получение консолидированной финансовой информации о международной деятельности (операциях) банков и банковских групп, а также противодействие созданию их иностранных учреждений на тех территориях, надзор за деятельностью которых будет затруднен.
Автоматизированная система анализа государственных контрактов
... отчеты с использованием собственной базы данных. Целью данной работы является разработка системы автоматизации анализа исполнения государственных контрактов и договоров отдела информатизации УФССП по Архангельской области. ... учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные ...
Итак, транснациональный банк, который намерен расширить свою международную деятельность, имеет возможность выбора организационно-институциональной формы, каждая из которых имеет свои определенные преимущества и издержки Омельченко А.Н. Проблемы допуска иностранных банков в финансовый сектор РФ // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации». — М.: РУДН, 2008.
Выбор институциональной формы можно рассматривать как последовательный, поэтапный переход от операций из головного офиса к открытию иностранного представительства, рассматриваемого в качестве опциона на ведение бизнеса через филиал или дочернюю структуру, которые открываются на третьем этапе. Данный подход, предложенный Б. Когутом в 1983 г., был развит по отношению к транснациональным банкам и банковским группам А. Чеглем и отводил важную роль регулирующим и надзорным органам, способным коренным образом влиять на указанный выбор.
Организационно-экономический анализ процесса интеграции банка в мировую финансовую систему. Глобализация является главным фактором интеграции банка в мировую финансовую систему, что при развитии капиталистических отношений и внешней торговли способствовало формированию новой потребности у хозяйствующего субъекта — потребности в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности. Эту появившуюся потребность банк стремится удовлетворить, т. е. предоставить банковскую услугу. Предоставляя банковские услуги, российские банки начали интегрироваться в мировую финансовую систему, устанавливая экономические отношения с ее участниками.
Таким образом, в этом параграфе рассмотрено несколько подходов к оценке интеграции банка в мировую финансовую систему. Традиционный подход к этой проблеме заключается в анализе международной филиальной и корреспондентской сетей банка, а также взаимоотношений с международными финансовыми институтами. На основе такого анализа принимаются стандартные управленческие решения в целях развития международного банковского бизнеса.
Однако они не лишены ряда недостатков, связанных с неполной изученностью современных тенденций развития всей мировой экономической системы, а также ее специфическим влиянием на деятельность банков. Так, мало изучены экономические отношения, возникающие в период глобализации между участниками МФС и банком, интегрирующимся в эту систему, что не позволяет российским банкам быстро и качественно удовлетворить каждую конкретную потребность клиента и эффективно развивать международный бизнес.
1.2 Финансовая глобализация как фактор формирования системы интегрированного финансового регулирования и надзора в мировой экономической системе
Глобальная экономика, как и национальная экономика отдельной страны, с одной стороны, является системой, способной к саморегулированию, а с другой стороны, подвергается активному государственному регулированию. Если раньше государственное регулирование было исключительно атрибутом национальной экономической системы, то сейчас следует говорить о возникновении межгосударственного регулирования, осуществляемого при участии межгосударственных экономических организаций.
Задачей этого параграфа является рассмотрение межгосударственного регулирования финансовой глобализации. В дальнейшем, во второй главе будут приведены современные меры надзора и регулирования банковской системы в России в условиях глобализации.
Межгосударственное регулирование — высшая ступень государственного регулирования современной экономической жизни, исторически появившаяся последней. Как и государственное регулирование национальной экономики в целом либо ее составных частей (субъектов федерации, региональных и локальных образований), межгосударственное регулирование может осуществляться прямыми (административно-правовыми) и косвенными (экономическими) методами.
Глобальная экономика регулируется при приоритете экономических, а не административных методов. Как мы уже отметили выше, финансово-кредитная сфера в значительной мере обеспечивает возможность глобализации и интегрируется более высокими темпами. В то же время именно финансово-кредитная сфера породила большую часть инструментов государственной политики, которые принято называть «экономическими регуляторами» (денежно-кредитные, фискальные, таможенные и т.п.).
Наднациональное ограничение или стимулирование использования таких инструментов и составляет основу межгосударственного экономического регулирования. Следует также сказать, что по мере развития межгосударственного регулирования, оно наполняется и законодательными (прямыми) регуляторами.
Распределение регулирующих функций и разграничение полномочий между национальным и межгосударственным уровнями регулирования, также как и масштабы государственного вмешательства в экономику каждой страны, соотношение административных и экономических методов регулирования и выбранные модели, во всех странах мира не были постоянными, раз и навсегда определенными. Государственное регулирование на мировом уровне с течением времени претерпело определенные изменения, и анализ динамики этих изменений позволяет автору данной статьи выделить этапы его развития и сделать ряд прогнозов относительно его будущего.
Эволюцию мировой системы регулирования можно разделить на 3 этапа. В качестве переломных моментов между этапами нам представляется возможным считать мировые экономические кризисы, провоцировавшие радикальные сдвиги в подходах к регулированию.
I этап (до 1933 г.) — этап обособленности систем государственного регулирования. На этом этапе каждая страна проводила собственную экономическую политику, основывавшуюся на классической экономической теории. Несмотря на то, что системы государственного регулирования развитых стран были практически изолированы, определенные истоки объединения экономических систем были заложены уже тогда, в силу особенностей государственно-монополистического капитализма того времени. Это выражалось в зарождении международного разделения труда и специализации стран, процессов международного перелива товаров, рабочей силы и капиталов, возникновении транснациональных корпораций, взаимосвязи, взаимном влиянии финансовых рынков, введении международных валютных стандартов, взаимной координации деятельности центральных банков и т.п. Именно поэтому кризис начала тридцатых годов был общемировым (а не ограничивался рамками национальных экономик как предшествовавшие ему кризисы перепроизводства XIX — начала XX века).
II этап (приблизительно с 1933- 1975 гг.) — этап интеграции экономик различных стран и возникновение взаимосвязи и взаимозависимости систем регулирования. После кризиса 30-х гг. и особенно после второй мировой войны процессы экономической интеграции стали развиваться ускоренными темпами. Несмотря на то, что масштабы государственного вмешательства в экономику сильно увеличились, системы регулирования продолжали оставаться обособленными и базировались теперь преимущественно на кейнсианских методах регулирования. Темпы интеграции систем регулирования отставали от темпов интеграции самих регулируемых национальных экономик. Имело место, опережающее развитие экономического базиса по сравнению с политической надстройкой. Сложившиеся системы государственного регулирования хорошо удовлетворяли только внутригосударственные потребности в воздействии на экономику, манипулировании конъюнктурными колебаниями и участии государства в решении социальных проблем. Как показали события середины 70-х гг., защиты от мировых кризисов эта система все равно не гарантировала Шишков Ю. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // — 2008 г.- №9-10. с. 79.
Однако уже тогда были подписаны многие межгосударственные экономические соглашения и начали зарождаться отдельные институты межгосударственного регулирования, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная уже в начале 60-х гг. для целей координации макроэкономической политики промышленно развитых стран. ОЭСР хотя и не была источником серьезных международных регулирующих норм, но способствовала взаимодействию национальных систем регулирования, стимулированию экономического роста и финансовой стабильности. Многие межгосударственные организации (МВФ, МБРР и пр.) активно функционировали в сфере денежно-кредитного регулирования. Уже тогда наметилась основная направленность такого регулирования — диктат экономически развитых стран по отношению к странам третьего мира. Кроме того, на втором этапе имело место экономическое и политическое противостояние социалистического и капиталистического лагеря, что было серьезным тормозом интеграции регулирования.
III этап (с 1975 до настоящего времени) — этап глобализации экономики и интернационализации регулирования. На этом этапе начало формироваться межгосударственное регулирование как единая система. После мирового кризиса середины 70-х годов, показавшего, насколько усилилась зависимость национальных экономик от внешних факторов, активизировалось развитие надгосударственных структур регулирования и усилилось их влияние. Еще до того, в начале 70-х гг., пример объединения, правда не положительный, а отрицательный, подали страны-экспортеры нефти (Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) инициировала повышение цен на нефть, что подтолкнуло мировой экономический кризис, который начался именно с рынка нефтепродуктов, а не с финансовых рынков как предыдущий).
Затем шаги в сторону интеграции стали предпринимать страны ЕС (тогда называвшегося Европейское экономическое сообщество, ЕЭС), где эта деятельность была проведена наиболее последовательно, результативно и прогрессивно. Основой регулирования на национальном уровне в 80-е гг. стала неоклассическая доктрина.
Многими современными исследователями отмечается проблема несоответствия степени политической и экономической интеграции (опережения темпов развития второй над первой).
Отметим, что и сама экономическая интеграция по скорости неодинакова в различных отраслях экономики.
Быстрее всего на сегодняшний день идет интеграция денежно-кредитных инструментов регулирования. В частности, в рамках ЕС функционирует единый Центробанк, что свидетельствует об очень высокой степени интеграции денежно-кредитного регулирования. Выпуск с 1 января 1999 года в обращение ЕВРО, который, несмотря на его неоднозначное влияние в области экономико-политических отношений между Европой и США, является наивысшим проявлением европейской интеграции, — это также инструмент денежно-кредитного регулирования. Об опережении темпов интеграции в денежно-кредитной сфере говорит также тот факт, что в Европе есть единый рынок капитала, но нет, например, единого рынка рабочей силы (в разных странах в этой сфере действуют иногда принципиально различные законодательные нормы) и других специфических товаров.
Однако бюджетно-финансовые регуляторы даже в современной Европе продолжают реализовываться в основном на национальном уровне, международные организации устанавливают только границы колебаний определенных показателей (уровня налогов, бюджетного дефицита и др.) На наш взгляд, это говорит о зарождении следующей тенденции. Межгосударственная система регулирования строится на неоклассическом принципе концентрации регулирующих государственных действий в денежно-кредитной сфере. Но если денежно-кредитное регулирование выносится на межгосударственный уровень, то для национальных систем регулирования остаются другие косвенные (в основном, финансовые) и внутренние административно-правовые регуляторы.
Вообще, как это видно по проанализированным выше этапам, моделям государственного регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования, будь то национальный или межгосударственный уровень.
Поэтому, исходя из сложившегося распределения используемых регуляторов между уровнями, а также с учетом циклической взаимозаменяемости моделей государственного регулирования, мы предполагаем, что на уровне государственного регулирования национальных экономик можно ожидать возврата к кейнсианским, преимущественно финансовым методам регулирования.
На современном этапе появляются новые подходы не только к практике государственного регулирования, но и к его теоретическому анализу. Остановимся на нескольких примерах таких новых подходов.
В частности, в конце 80-х гг. в США начали использоваться понятия «геоэкономика» и «геофинансы». Под геоэкономикой понимается «наука, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, разрабатывающая его экономическую стратегию и тактику для повышения конкурентоспособности национального хозяйства на международной арене» Обухов Н. /Проблемы геоэкономики // Экономист — 2008 — № 10. — С. 86. Геоэкономический подход опирается на идею межгосударственной конкуренции на различных рынках, его сторонники обосновывают необходимость именно государственной поддержки участия национальных производителей в глобальной конкуренции. Его противники, напротив, считают, что в экономически развитых странах для поддержания их товаров и услуг на внешних рынках государственное участие не требуется, что их конкурентоспособность и так достаточна. С последним трудно согласиться: мировое хозяйство на сегодняшний день требует вовлечения в международный экономический оборот ресурсов и продуктов не только из индустриально развитых стран, но и всех остальных тоже. А их участие в международных процессах не всегда возможно без поддержки государства. Все это позволяет нам признать целесообразность геоэкономического подхода не только для развитых стран, но и особенно для стран с переходной экономикой, в частности России.
Интеграция может также исследоваться с позиции информационно-финансового подхода. При информационно-финансовом подходе выделяют ряд признаков интеграции, характерных для современного этапа развития экономики: информация приобрела стоимость и стала товаром, измеряемым денежным эквивалентом; произошла «дематериализация» денег, они оторвались от своего материального носителя, действуя в разнообразных формах «электронных» и расчетных денег, на передний план вышла именно их информационная сущность; возникли и быстро растут информационно-финансовые рынки, причем емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает объемы товарных рынков; в структуре капитала быстро повышается удельный вес фиктивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода — акциях, облигациях и т.д.; компьютерные сети становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями, функционирующими во всемирном масштабе; растут нематериальные активы предприятий, включая информационные товары, в денежном выражении Мовсесян А. Информационно-финансовый подход к экономической интеграции // Вопросы экономики -2007.-№7.-С.87.
Информатизация и повышение роли финансовых институтов, по мнению А. Мовсесяна, являются, определяющими чертами современного этапа экономического развития и приобретает общецивилизационные масштабы. На наш взгляд, можно в целом согласиться с таким мнением (разумеется, с поправкой на то, что при всей важности информационно-финансового сектора, не следует забывать, что основу экономического развития составляет все же производственная сфера).
Более того, представляется возможным предположить, что именно информационно-финансовая интеграция создает дополнительные предпосылки объединения систем государственного регулирования. Только в рамках скоординированных межгосударственными институтами регулирующих действий возможно нормальное, устойчивое и стабильное развитие международной финансово-кредитной системы, имеющей в современных условиях важнейшее значение для экономического благополучия как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.
С 1997 г. начали проявляться симптомы приближения третьего мирового экономического кризиса, и проявились они именно на финансовых рынках. Первые признаки кризиса почувствовали страны Юго-Восточной Азии, сюда же следует отнести падение мировых цен на нефть летом 1998 года и события 17 августа 1998 г. в России. Конечно, эти явления можно трактовать и просто как национальные или локальные межгосударственные экономические кризисы, но правильнее все же, воспринимать их как зве ья в одной цепи нарастания мирового кризиса.
Новый мировой кризис будет проходить уже в условиях глобальной экономики. После него начнется новый этап развития системы государственного регулирования экономики — этап глобального межгосударственного регулирования.
Однако не все экономисты признают неизбежность мирового кризиса, некоторыми аналитиками, напротив, прогнозируется в ближайшее время незначительный экономический рост в большинстве стран мира (разумеется, за исключением России).
В частности, в ежегодном экономическом прогнозе МВФ было заявлено, что в 2010 году рост мировой экономики может достичь 3,5 %, несмотря на не слишком благоприятные перспективы ряда стран, в том числе Западной Европы и Японии, в связи с чем многие уже поспешили заявить, что опасность глобального экономического кризиса миновала. Сложно сказать, являются ли такие прогнозы достаточно обоснованными, или такие заявления носят сугубо популистский характер, или делая их, МВФ преследует свои конъюнктурные цели, в частности во взаимоотношениях с Россией и другими экономически неблагополучными странами.
Подводя итоги, хотелось бы сделать ряд выводов:
Глобальная экономика является столь же неустойчивой, как и национальная, следовательно, в условиях глобальной экономики потребность в государственном регулировании не исчезает. Напротив, его значение усиливается, а его методы совершенствуются. Поэтому, все положения об отказе от государственного вмешательства в экономику являются ошибочными, речь может идти лишь о переносе части функций на межгосударственный уровень и изменении методов регулирования
Глобализация зарождается в реальном секторе, однако наиболее остро она отражается на финансово-кредитной сфере. Последняя, кроме того, служит инструментарием межгосударственного регулирования глобальной экономики
1.3 Парадигма развития российской банковской системы в условиях финансовой глобализации
В современных условиях, когда движение финансовых потоков в мировом масштабе находится под влиянием глобальных тенденций, изменилась парадигма развития российской банковской системы. Банки перестали быть финансовыми посредниками и брокерами, их деятельность стала намного шире, а с учетом всего спектра отношений, опосредуемых ими в национальной и мировой финансовой системе, приобретает особую актуальность. На стадии экономического роста банковская система должна содействовать развитию.
Перед российской банковской системой стоит проблема адекватного ответа на вызов процесса финансовой глобализации. Свидетельство этому — либерализация валютного законодательства, снятие ограничений на валютные операции движения капитала, что ускоряет процессы интеграции банковской системы России в международную финансовую систему Козлов А. Л. Деньги и кредит // Международный банковский конгресс. -2006. -№ 6.-С.6.
С отменой всех ограничений российский рубль становится полностью конвертируемым, по российскому законодательству это произошло с 1 января 2007 года. Это означает, что:
- доверие к рублю повысилось, так как российский рубль становится прогнозируемой, надежной валютой для российских вкладчиков и для мировых инвесторов;
- все резиденты и нерезиденты после отмены этих ограничений смогут вывозить и ввозить в Россию любые средства, а также вкладывать в любые проекты без всякого разрешения;
- клиентами филиалов иностранных банков могут стать крупные, эффективно работающие предприятия, которые предпочтут более низкий уровень процентных ставок, длительные сроки и значительные суммы кредитов;
- часть населения, имеющая крупные сбережения, могут заинтересовать гарантии иностранных банков, даже при более низких процентных ставках.
Однако современные международные валютные отношения очень нестабильны. Ситуации, возникающие на мировых валютных рынках, отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие международные финансовые организации, как например, Международный валютный фонд (МВФ).
Действительно, интеграция России в мировую финансовую систему предполагает, в частности, ее реальное взаимодействие с межгосударственными институциональными структурами, предназначенными для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.
Следует отметить, что именно события конца 1980-х — начала 1990-х годов обусловили необходимость вступления России в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство страны пыталось решить данным шагом. В период 1991-1992 гг. Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. В этой связи сотрудничество с МВФ открывало для России возможность установления новых экономических связей с развитыми странами, а также снижения чрезвычайной нагрузки внешнего долга на бюджет страны. В свою очередь МВФ проявлял готовность оказать России финансовую помощь и организационную поддержку.
Осуществляя финансовое регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляя контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе КрасавинаЛ. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. — М.: Финансы и статистика, 2006.-С.310.
Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интеграция банковского сектора страны с мировым финансовым рынком требует от него соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения:
1. В соответствии со ст. VIII устава обязанностью стран-членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд.
2. Статья VIII требует от стран-членов МВФ не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств на балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности.
3. Непременным условием членства России и других стран СНГ в МВФ является установление их информационной открытости. Россия должна регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п.