Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночной экономики.
Развитие предпринимательства в России началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.
Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск <#»justify»>Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
Цель работы заключается в изучении имеющихся форм и методов государственной поддержки предпринимательства в России на сегодняшний день.
1. Сущность государственной поддержки предпринимательства
1 Предпосылки государственной поддержки предпринимательства
На развитие предпринимательства оказывают влияние очень многие факторы, такие как, экономическое положение в стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики, стабильность национальной денежной единицы, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать многие инструменты воздействия на предпринимательство для достижения своих целей.
В практике многих стран крупные частные компании полностью отвечают за результаты своей предпринимательской деятельности, и лишь для спасения от банкротства им в исключительных случаях может предоставляться правительственный кредит или субсидии (субвенции).
Иное отношение государства к малому и среднему предпринимательству. Поэтому, говоря о государственной поддержке предпринимательства, прежде всего, подразумевается поддержка малого предпринимательства. Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Роль предпринимательства в развитии рыночной экономики
... хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке. В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство ...
Между тем именно малое предпринимательство является сегодня важным фактором экономического роста и научно-технического прогресса, влияет на формирование «среднего класса», смягчает ситуацию на рынке труда, малым предприятиям характерна гибкость и ориентация на потребителя.
Намерения государства в отношении среднего и малого предпринимательства реализуются по двум «встречным» направлениям. Государство хочет использовать потенциал малого предпринимательства для решения стратегических задач социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие его устойчивый рост и повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
В свою очередь, предпринимательство также заинтересовано в поддержке государства. Во-первых, возможности доступа субъектов предпринимательства к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, средние и малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции «посредника» по доведению имеющихся ресурсов до этой предприятий через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и т.п.).
Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию малых предприятий. Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации налогового законодательства, определения общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности этого вида деятельности.
2 Формы государственной поддержки предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ финансовое обеспечение программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе иностранных) и других законных источников. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств по представлению правительства России указан в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Аналогично указываются средства бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Для аккумулирования финансовых средств, направляемых на поддержку малого бизнеса, создаются федеральные, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Все эти фонды — некоммерческие организации, уставными целями которых является финансирование программ, проектов и мероприятий по становлению и развитию малого бизнеса.
Роль малого предпринимательства в экономике
... в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития малого предпринимательства. В ... число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми ...
Федеральным законом от 12.05.1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» устанавливаются следующие формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
.создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
.установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
.поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
.организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;
.специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
.льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
.особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
.меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
.меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
С целью реализации данных форм поддержки малого и среднего предпринимательства создается специальная инфраструктура юридических лиц.
.3 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007г. №209-ФЗ под инфраструктурой поддержки понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в ...
... так же определить его место в развитии рыночной экономики в России; ) исследовать специфику малого предпринимательства; ) рассмотреть основные проблемы и пути решения в развитии малого предпринимательства ) определить перспективы развития малого предпринимательства ) рассмотреть комплекс мер государственной поддержки малого предпринимательства. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, ...
В России создана на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства занимаются такие министерства и государственные комитеты, как: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Федеральная налоговая служба, Государственный комитет по статистике, государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Исполнителям федеральной программы государственной поддержки и развития среднего и малого бизнеса в РФ наряду с вышеназванными федеральными ведомствами являются и следующие: Роспатент, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ. Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Департамент поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения.
В целях государственной поддержки развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективными наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
К инфраструктуре предпринимательства следует отнести Российское агентство поддержки малого бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга, Международный фон поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.
Ведущая роль в инфраструктуре малого и среднего предпринимательства принадлежит исполнительной и законодательской власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства
... федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет. Структура работы, Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса 1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в ...
2. Методы государственной поддержки
2.1Финансовая поддержка
государственный поддержка предпринимательство
ØЛьготное кредитование
На основании Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Услуга по кредитованию малого и среднего бизнеса предоставляется банковскими учреждениями предприятиям, индивидуальным предпринимателям, представителям малого бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг. Банки предоставляют кредит для предпринимателей на организацию или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества и т.д. Для того чтобы получить банковский кредит, предприниматели должны предоставить банку ликвидный залог в виде оборотных средств, собственного движимого или недвижимого имущества или же имущества третьих лиц, а также гарантией для банков служит поручительство третьих лиц. В некоторых случаях банки предоставляют беззалоговые кредиты, но этот вариант подходит только для предприятий с безупречной кредитной историей. Самым ликвидным видом залога является недвижимость.
Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию или не ведущими ее вовсе, а также не имеющими залога или поручителя. Ряд банков при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога, но на жестких условиях: суммы небольшие — до 50 тыс. долл. — микрокредиты, размер ставки составляет около 30% годовых в рублях, сроки кредитования не превышают 1,5 года. Ссуды на более длительные сроки или на большие суммы, например, 10-15 млн. рублей на пять лет, выдаются российскими банками на условиях залогового кредитования. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.
ØГосударственные программы поддержки — гранты и субсидии
Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства — это Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, региональные, отраслевые и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые соответственно Правительством РФ <#»justify»>Субсидия — это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных предпринимателем затрат. Иначе говоря, на каждый потраченный предпринимателем рубль (на определенные виды расходов) государство возвращает определенную его часть. Если предприниматель не понес расходов, он не может получить субсидию. Возвращать субсидию либо отчитываться о ее использовании не требуется. Субсидии предоставляются в целях компенсации части процентной ставки по кредитам на срок не более 3-х лет.
Роль малого предпринимательства в российской экономике
... Заключение В работе была определена роль малого предпринимательства в экономике. Для раскрытия этого вопроса в работе выявлена сущность малого предпринимательства, определена его роль в экономике страны, исследована государственная поддержка малого предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при ...
Аналогично субъекты предпринимательства могут получить субсидии по следующим направлениям деятельности: на возмещение затрат по оплате чисти лизинговых платежей; компенсация затрат, связанных с оплатой услуг по прохождению обязательной сертификации, необходимой в соответствии с законодательством РФ; возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам о технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям; возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети; компенсация затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства.
В целях реализации государственной политики развития предпринимательства нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры в области налогооблажения:
·специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
·упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
·упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
·льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.
Налогообложение малого и среднего бизнеса зависит от того, какая система налогообложения выбрана. Возможны четыре варианта:
общая система налогообложения;
упрощенная система налогообложения;
режим уплаты ЕНВД;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно Налоговому Кодексу РФ налогообложение малого и среднего бизнеса возможно двух видов: общий налоговый режим и специальные налоговые режимы. В первом случае субъект малого бизнеса уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные для его вида деятельности законодательством. Специальные налоговые режимы предусматривают замену нескольких налогов (НДС, налог на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, ЕСН) уплатой единого налога. Применение специального режима налогообложения бизнеса зависит от вида деятельности предприятия, его доходов и организационно-правовой формы предприятия.
Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
Крупное и малое предпринимательство: сравнительный анализ
... является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства. В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены следующие задачи: изучить сущность и специфику малого и крупного бизнеса; проанализировать структуру и специфику малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявить проблемные зоны малого и крупного бизнеса в ...
Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции. В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции.
Другая льгота заключается в том, что при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается та прибыль, которая направлена на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.
Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых видов деятельности, например, финансирование капитальных вложений, благотворительные взносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.
Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме.
Малые предприятия могут быть в числе тех, которые освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.
2.2 Имущественная поддержка
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего развития. Осуществляется она на региональном уровне — в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.
Имущественная поддержка малого бизнеса предусматривает:
·организацию учета федерального имущества, которое может быть передано малым предприятиям;
·создание целевых фондов регионального и муниципального имущества, в первую очередь нежилых помещений, которое может быть продано или сдано в аренду малым предприятиям на льготных условиях;
·установление правил передачи малым предприятиям принадлежащих государству производственных площадей и технологического оборудования с определенными льготами на условиях выкупа, долгосрочной аренды или лизинга;
·предоставление рассрочки платежей при передаче малым предприятиям государственного имущества;
Формы малого инновационного предпринимательства
... малого инновационного предпринимательства свидетельствует активная деятельность отечественных инновационных фирм в различных отраслях экономики. Особое место среди малых инновационных ... среднем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным -- 3,05 года. Значительную роль играют малые инновационные ... ученых. Эффективность малой формы предприятия, занимающегося научно- ...
·определение единого органа, унифицированного перечня документов и предельных сроков для оформления сделок с имуществом: купли-продажи, аренды и т. д.;
·установление порядка, при котором средства, израсходованные малыми предприятиями на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, могут засчитываться в счет арендной платы.
В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств у малых предприятий, которые не имеют необходимого первоначального капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов, могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.
.3 Информационная поддержка
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день в сети Internet в общедоступном режиме на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления размещена вся необходимая информация:
·о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
·о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
·о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
Коммерческие организации, как субъект предпринимательства
... на расширение возможностей коммерческих организаций и реализацию их предпринимательского потенциала посредством использования различных форм и методов хозяйствования определило актуальность темы коммерческих организаций как субъекта предпринимательства. Цель данной курсовой работы - изучение коммерческих организаций как субъекта предпринимательства. Данная цель ...
·об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
·о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
·об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
·иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).
.4 Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 23 июля 1997г . № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ» и от 24 марта 2007г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 — 2012/13 учебных годах» реализуется Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, который и в России и за рубежом все называют «Президентской Программой подготовки управленческих кадров». Стратегической целью Президентской программы является создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей — менеджеров и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. С момента подписания Указа и по настоящее время в ведущих образовательных учреждениях страны прошли подготовку по специальностям: «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит» более 40 тысяч руководителей высшего и среднего звена. Более 8 тысяч менеджеров были направлены для прохождения стажировки на зарубежные профильные предприятия Германии, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Финляндии, Швеции, Дании, Нидерландов, Норвегии, Канады. Была создана и успешно работает система отбора специалистов и контроля качества подготовки в России и за рубежом.
.5 Участие в государственных закупках
Федеральный закон от 21.07.2005г №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установил 15-процентную квоту от цены или объема контракта для предприятий инвалидов, уголовно-исполнительной системы и малого предпринимательства.
Законодательством установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ должны предусматривать резервирование для субъектов малого бизнеса определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого бизнеса не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого бизнеса.
Считается, что идет на пользу малому бизнесу и введение электронных аукционов при размещении госзаказа. В основном малые предприятия стремятся участвовать в запросах котировок, в этой сфере процент малого бизнеса очень высок. Малые предприятия предпочитают выполнять госзаказ на поставки канцтоваров в госучреждения, на строительство некрупных объектов, в научно-исследовательской сфере. Дальнейшим направлением участия малого бизнеса в размещении госзаказа — даже не выделение каких-то квот, а дробление заказов и упрощение условий для малых предприятий. Распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого бизнеса производится при помощи целевых подрядных конкурсов при обязательном обеспечении доступности информации об условиях их проведения для всех потенциальных участников.
.6 Поддержка субъектов внешнеэкономической деятельности и защита отечественных производителей
Законодательство РФ закрепляет значительное число мер поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных товаропроизводителей.
В соответствии с Федеральным законом от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:
·кредитование участников внешнеторговой деятельности;
·функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
·организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
·проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется Минэкономразвития России. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры РФ, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.
ØЗащита интересов отечественных производителей.
В соответствии с федеральным законом могут вводится специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей.
С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров был принят ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров». Данный закон применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению названных мер. Проведение таких расследований в настоящее время осуществляет Минэкономразвития России.
Специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту (импорту товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Компенсационная мера — это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
ØОсобый режим внешнеторговой деятельности
Согласно Федеральному закону №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается Законом об особых экономических зонах. Указанный закон предусматривает некоторые меры государственной поддержки резидентов особых экономических зон. Так, в соглашении о создании особой экономической зоны устанавливаются обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам.
Акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленнопро-изводственной или технико-внедренческой деятельности.
Особое внимание Закон об особых экономических зонах уделяет таможенному режиму свободной таможенной зоны. Под этот режим подпадают товары резидентов. Под свободной таможенной зоной понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Заключение
Предпринимательство — это источник создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, разведчик рынка и его потребностей, источник доходов государства, двигатель экономического роста и прогресса.
Государственная поддержка предпринимательства — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре и защита конкуренции от попыток монополизации.
На уровне субъектов Российской Федерации к настоящему времени действуют 79 региональных фондов. Более чем в 30 регионах приняты собственные программы поддержки предприятий, примерно в 15 из них приняты собственные — аналогичные федеральному закону — рамочные законы о поддержке предпринимательства.
Реальные возможности и интеллектуальные ресурсы, направленные на поддержку бизнеса в разных регионах, весьма различны. Лидерами рыночных реформ являются Москва, Петербург, Екатеринбург, в которых выстроены развитые и гибкие системы поддержки бизнеса на региональном уровне (созданы соответствующие государственные и общественные институты, внедрены схемы обучения, консультирования и косвенной финансовой поддержки местных предприятий) и имеются определенные финансовые ресурсы для обеспечения проводимой ими политики. Иначе обстоит дело в подавляющем большинстве бедных регионов, дотируемых из федерального бюджета.
В России действуют 49 агентств поддержки предпринимательства, предоставляющих консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и др. услуги, а также значительно увеличилось число лизинговых компаний и бизнес-инкубаторов.
Список литературы
1.Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
2.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №163-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
.Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России».
.Горфинкель В.Я. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие для вузов / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 525 с.
7.http://pred-pravo.ru <http://pred-pravo.ru>
— сайт Предпринимательское Право РФ.
.http://economy.gov.ru <http://www.economy.gov.ru>
— Министерство экономического развития РФ.