Доходы и расходы образовательного учреждения

Высокий уровень образования граждан способствует качественному и интенсивному развитию государства и нации. Переход экономики страны к рыночным отношениям затронул и сферу образования. На деятельность образовательных учреждений негативное воздействие стали оказывать такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, а также неполнота нормативно-правовой базы в области образования. Современная организация бухгалтерского учета расходов и доходов играет важную роль в решении вопросов эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Однако положения действующего законодательства не позволяют однозначно классифицировать деятельность образовательных учреждений в сфере платного обучения как предпринимательскую или непредпринимательскую, что, в свою очередь, порождает проблемы отражения доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета. Существующая организация бухгалтерского учета доходов и расходов не в полной мере отвечает современным требованиям управления и внутреннего контроля, не позволяет формировать полную и достоверную информацию о деятельности учреждения.

Причина такого состояния бухгалтерского учета заключается в недостаточной разработке теоретических и методических вопросов учета доходов и расходов в учебных заведениях, как в нормативных актах, так и в специальных литературных источниках. Работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам бухгалтерского учета посвящены в основном предприятиям материального производства. В них практически не исследуются вопросы бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, в том числе, в образовательных учреждениях, рассмотрены в работах Вифлеемского Б.А., Бахмариной Е., Кондрашиной В.В., Макальской М.Л., Токарева И.Н. и др. Несмотря на практическую значимость для образовательных учреждений указанных работ, ощущается недостаточность этих разработок и появляется необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований проблем бухгалтерского учета расходов и доходов.

Исходя из вышеизложенного, цель данной работы заключается в исследовании методики бухгалтерского учета доходов и расходов и калькулирования себестоимости образовательных услуг в учебных заведениях. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: проанализировать особенности финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и определить их влияние на организацию бухгалтерского учета расходов и доходов в этих учебных заведениях; провести сравнительную характеристику применяемых методов учета доходов от реализации образовательных услуг в государственных и негосударственных учебных заведениях; выявить особенности учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг, обосновать порядок распределения косвенных затрат между объектами калькулирования.

15 стр., 7045 слов

Учет и ревизия доходов, расходов, финансовых результатов деятельности ...

... учета и ревизии доходов, расходов и финансовых результатов. Существование этих проблем в значительной степени обусловлено тем, что новые нормативные документы, а именно Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы ...

Предметом исследования явились методика и практика бухгалтерского учета доходов и расходов в образовательных учреждениях; объектом исследования — ГОУ НПО ПУ №5. Методологической основой исследования послужили нормативные акты по вопросам образовательной деятельности и бухгалтерского учета, труды отечественных ученых в области экономики общественного сектора, научные труды по проблемам бухгалтерского учета, рекомендации практических семинаров, материалы периодической печати.

В ходе выполнения работы использовались различные методы научного познания: выборочное наблюдение, обследование, группировка, сравнение, анализ и обобщение, систематизация теоретического и практического материала, системный и комплексный подходы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа изложена на 40 листах машинописного текста, включает приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Финансово-экономическая деятельность учреждений профессионального образования

Существующий подход к изучению и анализу потенциала и ресурсов образования и образовательных учреждений, в целом, достаточно традиционен. В рамках доступной информации обычно рассматриваются:

  • количественные характеристики системы образования и отдельных образовательных учреждений;
  • динамика показателей, характеризующих потенциал системы образования и отдельных образовательных учреждений, если анализ осуществляется на соответствующем материале;
  • примеры недостаточности бюджетного финансирования для поддержания и развития потенциала в соответствии с современными требованиями.

Первоочередное внимание уделяется кадровому потенциалу образовательных учреждений (по преимуществу среднего и высшего профессионального образования): структуре, квалификационным характеристикам. Основная направленность исследований материальной базы сводится к констатации старения, отсутствия средств для возмещения износа, необходимости модернизации материальной базы и т.п. Для иллюстрации приводятся доступные данные о состоянии материальной базы образовательных учреждений — числе/удельном весе зданий, требующих ремонта, находящихся в аварийном состоянии. Экономическое и финансовое положение анализируется на примерах отдельных учреждений, а также в виде анализа динамики бюджетного финансирования за последние годы.

В 2006 году на цели оказания образовательных услуг использовалось более 90% основных средств (в университетах — 62%).

Низок процент использования основных средств на проведение научно-исследовательских работ (от 1,05% в университетах до 7,61% в колледжах).

Полностью отсутствует использование основных средств на научные цели в академиях и институтах. На цели, не относящиеся к образованию и научным исследованиям, используется в университетах 37,30%, а в техникумах 10,83% основных средств [2. с. 29 — 34].

27 стр., 13034 слов

Особенности финансирования учреждений дошкольного образования

... систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В ...

Полученная на основе статистических данных возрастная структура оборудования не подтверждает неоднократно высказываемые оценки о его старении. Доля оборудования возраста 2 года и менее приближается к 50%, доля оборудования старше 10 лет сравнительно невелика (16,34%).

Возможно, это результат изменения бюджетного финансирования в последние годы. Из общей площади образовательных учреждений требуют капитального ремонта 20,23%, а в аварийном состоянии находятся 3,26%. При этом в наиболее сложном состоянии находятся техникумы (показатели соответственно 62,52% и 11,49%).

Выше средней доля площадей, требующих капитального ремонта, у других учреждений начального профессионального образования (39,44%), университетов (21,46%), прочих учреждений высшего образования (37,73%).

У большинства видов образовательных учреждений доля аварийных помещений сравнительно низка.

Все образовательные учреждения сдают в аренду свои площади, доля этих площадей сравнительно невелика и в среднем составляет 5,32%, а максимальная величина этого показателя не превышает 10% за исключением учреждений дополнительного профессионального образования, сдающих в аренду 43,36% площадей. Часть сдаваемых в аренду площадей являются учебными: в техникумах 62,61% сдаваемых площадей, в колледжах 60,44%, в университетах 46,24%, в учреждениях дополнительного профессионального образования 13,02% [2. с. 29 — 34].

Доля арендуемых площадей невелика (9,6%), причем 77,76% площадей арендованы для осуществления на них образовательного процесса. Доля площадей, сданных в аренду для видов деятельности, не связанных с образовательным процессом, исследованиями и разработками, в целом, не превышает 2% и может рассматриваться как незначительная.

Изучение данных о библиотечных фондах показывает, что общие коэффициенты их обновления и выбытия (по выборке в целом) представляют собой весьма незначительные величины — соответственно 3,29% и 1,74%. Посещаемость студентами (учащимися) библиотек составляет 75,61%, т.е. почти на 10 процентных пунктов ниже их доли в числе зарегистрированных пользователей (85,2%); на 1 посадочное место в библиотеках в среднем приходится 36 студентов, на 1 учащегося в среднем в отчетном году было выдано 53 единицы экземпляров (библиотечных фондов) [2.с. 29-34].

Затраты и доходы образовательных учреждений.

Большая часть затрат образовательных учреждений приходятся на образовательную деятельность (88,2%).

Это соотношение наблюдается по большинству видов затрат, за исключением связанных с приобретением оборудования и другими материальными затратами, поскольку именно эти виды затрат обеспечивают проведение не только образовательной, но и иной деятельности. Высокая доля расходов на образовательную деятельность в общих затратах образовательных учреждений сохраняется практически по всем видам образовательных учреждений (от 80 до 100%).

Основная доля текущих расходов приходится на оплату труда (42,96%), отчисления на социальные нужды (11,80%), на прочие текущие затраты (24,01%).

Доли остальных видов расходов заметно меньше. Такая структура, вероятнее всего, есть результат достаточно длительного недофинансирования образования. Основными направлениями инвестиционных расходов являются расходы на здания (31,1%), приобретение машин и оборудования (49,6%).

Доля расходов на библиотечный фонд — 9,5% [2. с. 29 — 34].

Основными источниками доходов являются средства бюджетов различных уровней и внебюджетные средства. Причем их доли в формировании общего объема поступлений близки по величине (48,7% и 42,9% соответственно).

Заметную часть доходов составляют собственные средства образовательных учреждений — 8,5%. Ее наличие означает, помимо прочего, что образовательные учреждения имеют прибыль, не расходуют в полном объеме получаемые доходы в налоговом периоде (или просто не успевают это сделать) и, соответственно, платят налог на прибыль.

Самая высокая доля бюджетных поступлений (90,7%) приходится на учреждения начального профессионального образования. Даже для учреждений дополнительного профессионального образования, в которых доля бюджетных средств минимальная, она на 8,71 процентного пункта выше доли внебюджетных средств. По образовательным учреждениям высшего профессионального образования это различие меньше — 3,06 пункта.

Основным источником финансовых поступлений для всех видов образовательных учреждений является федеральный бюджет, из которого поступает 94,76% бюджетных средств [3. с. 18-25].

Значительная часть внебюджетных доходов поступает на осуществление образовательной деятельности (82,81%).

Причем основная часть этих средств поступает от населения (72,67%) и из внебюджетных фондов (19,2%).

Интересно отметить, что доля средств населения и в обеспечении прочей деятельности, составляя 43,39%, превышает долю средств предприятий и организаций (40,99%), которые по многим соображениям обычно принято рассматривать в качестве основного источника финансового обеспечения «необразовательной» деятельности.

Сопоставление данных о доходах, полученных образовательными учреждениями от аренды, с показателями сдачи в аренду зданий и помещений показывает уровень ставок арендной платы. В частности, высшие учебные заведения, в которых этот вид деятельности наиболее развит, получают с каждого кв. метра сданной площади от 1,195 до 2,192 тыс. рублей в год. В «остальных» образовательных учреждениях этот показатель ниже.

Наиболее доходной является образовательная деятельность учреждений по очной форме. Доля данного вида доходов в «образовательных» доходах составляет 64,07%. Причем наименьшую величину этот показатель имеет в высших учебных заведениях (61,44%).

В образовательных учреждениях других уровней образования доля доходов от очной формы образовательной деятельности составляет более 80%. Следует отметить небольшую долю доходов от дистанционной формы образовательной деятельности в целом — 0,90%, что, по-видимому, обусловлено недостаточной развитостью этой формы обучения.

В рамках необразовательных видов деятельности (14,58% доходов) основным источником доходов является проведение научных исследований и разработок. Его доля составляет 45,50% всех поступлений по данному виду источников. Доля доходов от прочих видов дополнительной деятельности составляет 37,41%. Величина доли достаточно высока, что заставляет предложить в дальнейшем более детально изучить эту группу на предмет ее состава. Производственная деятельность образовательных учреждений (включая сюда издательскую и полиграфическую) составляет 14,27%, а все остальные источники — менее 3% [3. с. 18-25].

В образовании происходят процессы, которые могут быть выделены только на основе изучения указанных статистических данных (например, обновление оборудования, увеличение доли молодых работников, структура доходов и расходов и т.д.).

Анализ статистических данных создает основу для дальнейших аналитических построений и управленческих решений, особенно при накоплении данных за некоторый период времени. Необходимо и дальше развивать методологию анализа экономического положения образовательных учреждений и системы образования, вырабатывая единый подход к анализу и оценке экономического положения системы образования.

1.2 Учет финансовых результатов деятельности образовательного учреждения

Новый план счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов: Нефинансовые активы, Финансовые активы, Обязательства, Финансовый результат, Санкционирование расходов бюджета.

Принципы построения номера счета:

  • 1-17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов: 1-3 — ведомственная классификация;
  • 4-5 — функциональная классификация, раздел;
  • 6-7 — функциональная классификация;
  • 8-14 — функциональная классификация, целевая статья;
  • 15-17 — функциональная классификация, вид расхода.

Разряды 18-23 образуют код счета бюджетного учета:

  • 18 разряд — код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0;
  • бюджетная деятельность — 1;
  • предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход — 2;
  • деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3;
  • 19-21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета. 19-й разряд совпадает с номером соответствующего раздела Плана счетов;
  • 22-23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.

— 24-26 разряд — это код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Проект этой классификации содержится в «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах», одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». КОГСУ содержит следующие основные разделы: 1.0.0 «Доходы», 2.0.0 «Расходы», 3.0.0 «Поступление нефинансовых активов», 4.0.0 «Выбытие нефинансовых активов», 5.0.0 «Поступление финансовых активов», 6.0.0 «Выбытие финансовых активов», 7.0.0 «Увеличение обязательств», 8.0.0 «Уменьшение обязательств».

Как видно, КОГСУ включает в себя экономическую классификацию доходов бюджета, экономическую классификацию расходов бюджета и экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджета, которые установлены приказом Министерства финансов РФ от 20 января 2005 года № 114н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Счет 040100000 «Финансовый результат учреждения» — предназначен для отражения финансовой деятельности учреждений и органов, организующих исполнение бюджетов. Счет «Финансовый результат учреждения» имеет четыре аналитических счета:

Разряды

Наименование счета

18

19-21

22-23

24-26

0

401

01

000

«Финансовый результат текущей деятельности учреждения»

0

401

02

000

«Финансовый результат по резервному Фонду»

0

401

03

000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

0

401

04

000

«Доходы будущих периодов»

Результаты финансовой деятельности учреждения отражаются в бухгалтерском учете методом начисления [5. с. 152-164].

По дебету счета 040101000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» производится начисление расходов, по кредиту — начисление доходов. Значения 24 — 26 разрядов кода счета представляют собой коды экономической классификации расходов и доходов бюджета. Аналитический счет доходов имеет код 040101100, аналитический счет расходов — код 040101200. Последние три цифры указанных кодов меняются в зависимости от вида дохода или расхода соответственно.

Счет пассивный. Сумма начисленных доходов учреждения по счету 040101100 сопоставляется с суммами начисленных расходов 040101200. Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат, дебетовый — отрицательный. Разница между начисленными доходами и начисленными расходами получателя средств бюджета отражается в балансе причем со знаком «—», если результат отрицательный.

Ранее учет расходов, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований, средств, получаемых от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений осуществляется с помощью счетов: — 20 «Расходы по бюджету» по субсчетам: 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»; 201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования»; 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство»; 21 «Расходы к распределению»; 22 «Расходы за счет средств внебюджетных источников» по субсчетам: 220 «Расходы по предпринимательской деятельности»; 221 «Расходы по изготовлению экспериментальных устройств»; 222 «Расходы по изготовлению и переработке материалов»; 223 «Расходы за счет средств, формируемых из прибыли»; 224 «Расходы на капитальное строительство за счет средств на содержание и развитие материально-технической базы»; 225 «Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия»; 227 «Расходы за счет средств родителей на содержание учреждения»; 228 «Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов». Как видно, расходы учреждения в первую очередь делились на расходы по бюджету и внебюджетной деятельности. А внутри этих группировок расходы классифицировались и по источникам расходования средств, и по видам расходов — определенной системы не было.

Списание расходов производилось в зависимости от направления расходования средств — покрывались соответствующими источниками. Расходы по бюджету списывались в дебет соответствующих субсчетов счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета», расходы по целевым средствам — в дебет соответствующих субсчетов счета 27 «Средства целевого назначения», расходы за счет средств от предпринимательской деятельности — счет 28 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги», а затем на доходы. Расходы за счет средств из прибыли — в дебет соответствующих субсчетов счета 24 «Средства, формируемые из прибыли» [5. с. 152-164].

Инструкцией 70н внесено единообразие в порядок учета расходов по средствам из разных источников. Расходы в бухгалтерском учете классифицируются по видам, которые представляют собой ЭКР (см. табл. 1 приложений).

Операции по начислению расходов отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов: 010000000 «Нефинансовые активы»; 020000000 «Финансовые активы»; 030000000 «Обязательства». Как видно, порядок учета расходов не меняется в зависимости от источника средств и вида деятельности (основная, связанная с выполнением заданий вышестоящего органа, — бюджетная, либо внебюджетная).

В зависимости от источника средств меняется лишь значение 18-го разряда кодов корреспондирующих счетов.

Обращает на себя внимание еще одна особенность нового Плана счетов — в нем нет регистра-аналога прежнего счета 210 «Расходы к распределению», на котором учитывались бы расходы, предназначенные к распределению. Теперь бухгалтер должен распределить расходы до отражения результатов распределения в бухгалтерском учете. Накопленные по дебету соответствующих аналитических счетов «Расходы учреждения» суммы в конце года списываются в дебет счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» [5. с. 152-164].

До 1 января 2005 г. списание расходов производилось в зависимости от направления расходования средств — накопленные суммы расходов покрывались соответствующими источниками. Расходы по бюджету списывались в дебет соответствующих субсчетов счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета», расходы по целевым средствам — в дебет соответствующих субсчетов счета 27 «Средства целевого назначения», расходы за счет средств от предпринимательской деятельности — в дебет счета 28 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги», а затем на доходы. Расходы за счет средств из прибыли — в дебет соответствующих субсчетов счета 24 «Средства, формируемые из прибыли». Порядок ведения аналитического учета по счету Инструкцией 70н не определен. Ранее аналитический учет расходов велся в многографных карточках ф.283 (0504807 по ОКУД).

Изменился принцип отражения доходов. Ранее в бухгалтерском учете доходы признавались при выполнении одновременно двух условий:

  • работы, услуги, продукция должны быть выполнены и сданы заказчику;
  • оплата от заказчика должна поступить на счет учреждения.

До момента оплаты начисленные заказчикам за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги отражались по кредиту счета 401 «Доходы будущих периодов». С введением в действие Инструкции 70н учет доходов необходимо вести методом начисления. Причем, как уже было сказано ранее, поступления признаются доходами в соответствии с главой 6 БК РФ и экономической классификацией доходов бюджета РФ. Теперь на счетах учета доходов отражаются не только доходы от предпринимательской деятельности, но и те средства, которые раньше учитывались в составе фондов средств целевого назначения, а также средств дополнительного финансирования бюджета (например, поступления от аренды или поступления от реализации имущества, приобретенного ранее за счет бюджетных средств), средств на содержание учреждения и др. мероприятия.

Признание доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов: 010000000 «Нефинансовые активы»; 020000000 «Финансовые активы»; 030000000 «Обязательства». Аналитический учет доходов Инструкцией 70н не описан. Поэтому пока неизвестно, что должно использоваться бухгалтерией вместо многографных карточек ф. 283 и ф.292 (0504807 и 0504604 по ОКУД).

Ряд операций отражается по дебету счета «Доходы учреждения» как уменьшение дохода. К таким операциям относятся следующие: начисление налогов и платежей, подлежащих уплате в бюджет; списание балансовой стоимости нефинансовых активов при их реализации, порче, вследствие недостачи, установленной при инвентаризации; списание расходов от реализации активов; отражение сданной заказчику готовой продукции (работ, услуг) по фактической стоимости; отражение суммы отрицательной курсовой разницы при переоценке по валютному счету [5. с. 152-164].

По окончании года сальдо по счету «Доходы учреждения» списываются следующим образом: Дт 040103000 «Доходы учреждения», — Кт 040101100 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» не является аналогом субсчета 410 «Прибыли (убытки)». Во-первых, здесь выявляется не только прибыль от предпринимательской деятельности учреждения — объектами учета счета 040103000 является финансовый результат и от других видов деятельности, приносящей определяемые БК РФ доходы. В кредит счета списываются доходы, в Дебет — расходы. Тем самым выявляется разница между полученными доходами и произведенными расходами. Это и прибыль от предпринимательской деятельности, и остатки средств целевых фондов в понимании прежней Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Суммы дооценки (уценки) стоимости объекта основных средств непроизведенных и нематериальных активов, полученные в результате переоценки, относятся непосредственно на счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Положительная переоценка увеличивает финансовый результат. Отрицательная переоценка уменьшает финансовый результат.

Отметим, что прежде результаты переоценки оказывали влияние на величину фондов в основных средствах, нематериальных активах, малоценных предметах. А при переоценке оборудования, предназначенного к установке, и объектов, не завершенных строительством, кредитовались субсчета 143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство», 241 «Средства на содержание и развитие материально-технической базы», 270 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия» (п. 12-15 Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25 января 2003 г. № 25/6н/14/7).

На увеличение финансового результата относится также сумма произведенных платежей за счет бюджетных средств. Это операция закрытия счетов расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов по платежам из бюджета. Если учреждение обслуживается не органами ОФК, то при списании на финансовый результат средств бюджета, использованных получателем, в бухгалтерском учете производится следующая запись: Дт 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств» — Кт 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Уменьшают финансовый результат деятельности учреждения зачисленные им в бюджет суммы доходов, например, поступления по договорам аренды федерального имущества. Эти суммы накапливаются в течение года по дебету счета 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов». Списание оформляется следующим образом: Дт 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — Кт 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов». Во-вторых, на счете 410 учитывался финансовый результат, предварительно сформированный по дебету или кредиту счета 400 «Доходы отчетного периода». Счет также предназначался для учета финансового результата по внереализационным операциям, для начисления налогов. Затем по результатам работы за; квартал кредитовое сальдо по счету «Прибыли (убытки) списывалось на увеличение фондов для формирования из прибыли; средств материального поощрения и социальных выплат, средств на содержание и развитие материально-технической базы (субсчета 240 «Средства на материальное поощрение и социальные выплаты», 241 «Средства на содержание и развитие МТБ»).

Полученный убыток списывался в Дт счета 241 [5. с. 152-164].

В отличие от своего предшественника, счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» служит непосредственно для формирования финансового результата, т.е. разница между доходами и расходами выявляется именно здесь. Полученный результат списанию не подлежит, фонды не формируются. С введением в действие Инструкции 70н изменилось содержание понятия «доходы будущих периодов». Если ранее счет 401 «Доходы будущих периодов» предназначался для учета:

  • сумм, начисленных заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги (с включением в установленном порядке НДС) до момента оплаты;
  • поступивших сумм, не относящихся к доходам отчетного периода.

Теперь доходы отражаются методом начисления, и счет 040104100 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета доходов по таким договорам, которые сдаются заказчикам поэтапно, например, НИОКР. По кредиту счета 040104100 «Доходы будущих периодов» отражается начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ в корреспонденции с дебетом счета 020503000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». По дебету счета 040104100 «Доходы будущих периодов» отражается зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику товаров, работ, услуг в корреспонденции с кредитом счета 040101130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Примерные проводки и корреспонденция счетов учета доходов и расходов образовательного учреждения приведены в таблице 1 приложений.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №5»

2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия

Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 5» является учреждением начального профессионального образования и создано с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности согласно перечню профессий и специальностей начального профессионального образования, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Учреждение — ранее именуемое «Городское профессионально-техническое училище №9» — создано по решению Главного управления профобразования при Совете Министров РСФСР, приказ от 29.05.1965г. №182. Городское профессионально-техническое училище №9 реорганизовано в техническое училище № 4 приказом Госкомитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию от 13.10.1976г. №338. Техническое училище №4 реорганизовано в среднее профессионально-техническое училище №5 приказом Государственного комитета РСФСР по профтехобразованию от 04.09.1984г. № 213. Среднее профессионально-техническое училище №5 реорганизовано в профессионально-техническое училище №5 приказом Министерства народного образования РСФСР от 17.04.1989г. № 137. Профессионально-техническое училище №5 переименовано в профессиональное училище № 5 приказом Министерства образования РФ от 16.07.1994г. № 263.

В настоящее время ГОУ НПО №5 является правопреемником профессионального училища №5 на основании приказа Министерства образования Российской Федерации от 16.07.1994г. № 263.

Учредителем ГОУ НПО №5 является управление образования Брянской области, учреждение передано в областную собственность распоряжением Правительства РФ № 1565-р от 03.12.2004 г. Училище является некоммерческой организацией — (государственное) образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 5», которое в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом Брянской области «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, нормативными, правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Уставом. Училище при осуществлении предпринимательской деятельности руководствуется законодательством РФ, регулирующим данную деятельность.

Устав ГОУ НПО №5 разработан на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. № 12-ФЗ, Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 20.07.2000г. №102-ФЗ и «Типового положения об учреждении начального профессионального образования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94г. № 650.

Форма собственности ГОУ НПО №5 — областная. Полное и сокращенное наименование учреждения: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 5», ГОУ НПО «ПУ № 5». Юридический адрес учреждения: 241000, г. Брянск, ул. Калинина, д. 86. Телефон: (0832) 74-13-68.

Предметом и целью деятельности ГОУ НПО №5 является удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в профессиональном образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и в дополнительном образовании, для чего осуществляются также и иные виды деятельности ГОУ НПО №5 и его подразделений, не запрещенные законом, обеспечивающие реализацию основной уставной деятельности. ГОУ НПО №5 обеспечивает обучающимся возможность среднего (полного) общего и начального профессионального образования, по избранной специальности в объёмах не ниже уровней, установленных соответствующими Государственными образовательными стандартами и профессиональными характеристиками; получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации и уровня профессионального образования, а также допрофессиональной и профессиональной подготовки и общего образования школьников, платных дополнительных образовательных услуг.

ГОУ НПО №5 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органе федерального казначейства, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, штамп, бланки.

Училище обладает правом оперативного управления закреплённым за ним имуществом, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

ГОУ НПО №5 осуществляет оперативный и бухгалтерский учёт, ведёт статистическую, бухгалтерскую и налоговую отчётность по установленной форме. Имеет право, в определённом законодательством порядке, устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, приглашать на работу иностранных преподавателей и специалистов, командировать своих работников и обучающихся для обучения, стажировки и работы за рубежом.

ГОУ НПО №5 вправе создавать и упразднять свои отделения, учебно-производственные и производственные подразделения, а также, по согласованию с учредителем, филиалы, представительства. ГОУ НПО №5 имеет свои учебно-производственные мастерские, участки, лаборатории.

Училище проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

Для реализации своих основных целей ГОУ НПО №5 имеет право: самостоятельно с учетом, государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать, реализовывать образовательные программы:

  • начального профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования со сроком обучения 3-4 года;
  • начального профессионального образования на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования со сроком обучения 1-2 года;
  • начального профессионального образования на базе среднего (полного) общего образования со сроком обучения 1-3 года;
  • интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 4 года;
  • профессиональной подготовки из числа молодежи, не имеющей основного общего образования с получением основного общего образования/его части;
  • профессиональной подготовки из числа взрослого и незанятого населения на биче любого уровня образования со сроком обучения до 1 года;
  • профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации из числа взрослого и незанятого населения;
  • дополнительные профессиональные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе, в том числе платные) за пределами определяющих статус Училища основных образовательных программ начального профессионального образования;
  • разрабатывать и утверждать учебные планы, годовой календарный учебный график, расписание занятий;
  • выбирать формы, средства, методы обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные финансовые и материальные источники;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • арендовать и сдавать в аренду имущество в установленном порядке;
  • производить и реализовывать собственную продукцию, работы, услуги;
  • торговать покупными товарами, оборудованием;
  • проводить благотворительные мероприятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, организациями, учреждениями.

ГОУ НПО №5 отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Училища указанных средств ответственность по его обязательствам несёт собственник имущества, закрепленного за Училищем, в порядке, определяемом законом.

ГОУ НПО №5 вправе привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, дополнительные источники финансовых и материальных средств, в том числе использовать банковский кредит. Самостоятельно распоряжаться полученными от учебно-производственной деятельности, от оказания платных дополнительных образовательных услуг и из иных источников, не запрещённых действующим законодательством доходами и приобретённым за счёт этих доходов имуществом. Имущество, закреплённое за Училищем на праве оперативного укрепления, может быть изъято только в случаях, предусмотренных законом. Управление ГОУ НПО №5 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом, основываясь на принципах сочетания единоначалия и самоуправления. Для осуществления теоретического и производственного обучения в свете требований и реформ общеобразовательной и профессиональной школы ГОУ НПО №5 имеет: 17 кабинетов теоретического обучения, 2 спортивных кабинета, библиотеку, расположенных по юридическому адресу. В училище готовят кадры по следующим профессиям:

  • портные женской, мужской и детской верхней одежды с умением производить раскрой;
  • художник по костюмам;
  • вязальщицы изделий верхнего трикотажа;
  • парикмахер мужской, женский.

Для производственного обучения в ГОУ НПО №5 имеется 17 учебных производственных мастерских, расположенных на расстоянии до 10 км. От учебного корпуса. Парикмахерская находится в Володарском районе г.Брянска. Учащиеся-парикмахеры самостоятельно обслуживают клиентов.

Семь мастерских находятся в Советском районе, где пошивается верхняя одежда. Три мастерские находятся в Фокинском районе, где принимаются заказы от населения. Набор учащихся по дневному отделению проводится в ГОУ НПО №5 с 1 сентября. За год среднее число учащихся, выполняющих оплачиваемую работу составляет больше трехсот человек. Кроме того учащимся выплачивается стипендия. В среднем за год обучение ведется в 18 группах, число студентов достигает 500 человек. В училище работает 52 преподавателя, 30 из них — мастера производственного обучения.

2.2 Формирование доходов и расходов ГОУ НПО №5 в соответствии с новым планом счетов Бюджетного учета

Экономическая классификация расходов (ЭКР) сформирована в зависимости от влияния на чистую стоимость активов. Она выглядит следующим образом:

200 «Расходы»;

210 «Оплата труда и начисления на оплату труда»;

  • 211 «Заработная плата»;
  • 212 «Прочие выплаты»;
  • 213 «Начисления на оплату труда»;

220 «Приобретение услуг»;

  • 221 «Услуги связи»;
  • 222 «Транспортные услуги»;
  • 223 «Коммунальные услуги»;
  • 224 «Арендная плата за пользование имуществом»;
  • 225 «Услуги по содержанию имущества»;
  • 226 «Прочие услуги»;

230 «Обслуживание долговых обязательств»;

  • 231 «Обслуживание внутренних долговых обязательств»;
  • 232 «Обслуживание внешних долговых обязательств»;

240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»;

  • 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»;
  • 242 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»;

250 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам»;

  • 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной РФ»;
  • 252 «Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 253 «Перечисления международным организациям»;

260 «Социальное обеспечение»;

  • 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
  • 262 «Пособия по социальной помощи населения»;
  • 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления»;

290 «Прочие расходы»;

300 «Поступления нефинансовых активов»;

  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

500 «Поступления финансовых активов»;

  • 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам»;

600 «Выбытие финансовых активов»;

  • 620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале»;
  • 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

Экономическая классификация доходов бюджетов (ЭКД) также определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления:

110 «Налоговые доходы»;

120 «Доходы от собственности»;

130 «Доходы от оказания платных услуг»;

140 «Суммы принудительного изъятия»;

150 «Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджета»;

  • 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»;
  • 152 «Перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;
  • 153 «Перечисления международных финансовых организаций»;

160 «Взносы, отчисления на социальные нужды»;

170 «Доходы от операций с активами»;

  • 171 «Доходы от переоценки активов»;
  • 172 «Доходы от реализации активов»;

180 «Прочие доходы»;

330 «Приобретение (увеличение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

420 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»;

440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»;

510 «Увеличение остатков средств бюджетов»;

530 «Приобретение (увеличение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

610 «Уменьшение остатков средств бюджетов»;

630 «Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности»;

710 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам»;

720 «Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам»;

730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;

810 «Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам»;

820 «Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам»;

830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности».

В новом Плане счетов нет активно-пассивных счетов. Любой счет — строго либо активный, либо пассивный. Если активный счет имеет кредитовое сальдо, он будет отражен в балансе со знаком «—», если пассивный счет имеет дебетовое сальдо, то он также будет отражен в балансе со знаком «-». С помощью введения различной кодировки 24-26 разрядов отражаются дебетовые и кредитовые обороты счета. Сальдо по счету определяется как разница между оборотами по дебету и кредиту. Рассмотрим порядок формирования доходов и расходов исследуемой организации.

ГОУ НПО ПУ №5 в соответствии с полученной лицензией вправе оказывать обучающимся, населению, предприятиям и организациям по договорным ценам платные образовательные услуги. Училище имеет право на обучение граждан вторым и последующим специальностям начального профессионального образования, в том числе параллельно обучению первой специальности. Доход от вышеуказанной деятельности реинвестируется по его усмотрению, в том числе на увеличение расходов по заработной плате, стимулирующим и социальным выплатам персоналу. Данная деятельность не относится к предпринимательской. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Платные образовательные услуги предоставляются учащимся Училища, другим физическим и юридическим лицам на основе заключения договоров.

За ГОУ НПО ПУ №5 в целях обеспечения его уставной образовательной Комитетом по управлению государственным имуществом Брянской области закреплено на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество. Земельный участок представлен ГОУ НПО ПУ №5 в постоянное (бессрочное) пользование, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2002г. № 919. Училище вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду объектов собственности, закреплённых за ним на праве оперативного управления его Учредителем ………..