фонд социальное страхование доход
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся:
- формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе;
- сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных).
Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Страхование основных производственных фондов предпринимательских фирм
... заинтересованные в его сохранности. Страховщиками Страхователями Объектами страхования Договор страхования может заключаться, как на все основные фонды предприятия, так и их часть (например: один ... страховать все имущество. Но часто самим страховщиком не принимаются на страхование основные производственные фонды, эксплуатация и хранение которых вызывают сомнение относительно их правильности и ...
Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально — экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.
Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования РФ.
Объектом исследования выбран Фонд социального страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Основная цель данной работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
Объект работы — основные направления и проблемы деятельности ФСС в России.
Предмет работы — Фонд социального страхования (далее — ФСС).
Цель курсовой работы: изучить правовой статус и основные направления деятельности ФСС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать правовую основу деятельности Фонда социально страхования, в РФ в целом.
Определить роль и значение социального страхования.
Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.
Исследовать статистические показатели деятельности ФСС.
Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.
Деятельность рекрутинговых агентств
... российских рекрутеров, а дата ее публикации стала днем рождения отечественного рекрутмента и отмечается рекрутерами России и стран СНГ как День рекрутера проведением ряда бесплатных мероприятий, направленных на повышение цивилизованности рынка труда. ... данной работы раскрыть сущность деятельности рекрутинговых агентств. 1. ВИДЫ АГЕНТСТВ ПО ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ Успех деятельности ...
Выявить проблемы деятельности ФСС и предложить пути их решения.
Теоретическая база работы состоит из: нормативно-правовых источников, учебных пособий, а также публицистических материалов и статистических данных.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав (теоретической практической, и аналитической), заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в статье 7 Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное страхование — это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория — это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности/2006г- стр 293
Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Объектом социального страхования является все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.
Финансовая устойчивость страховых компаний
... страхование называют рисковым, так как страховая выплата будет произведена только в том случае, если страховой случай произойдет. Финансовую устойчивость страховой компании ... работы. Целью работы является анализ финансовой устойчивости страховых компаний. На основании цели в работе поставлены следующие задачи: выявить источники информации для анализа финансовой устойчивости страховых компаний; ...
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности/2006г- стр 289
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности/2006г- стр 290
Существующая система обязательного социального страхования в России включает в себя следующие виды:
- ? пенсионное страхование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца;
- страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
- ? страхование временной утраты трудоспособности ;
- страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;
- ? социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;
- ? медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Система социального страхования имеет свои особенности. Она финансируется за счет средств внебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социального страхования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего они предназначаются и где применяются. Но главной особенностью социального страхования является величина страховых рисков. Они носят массовый характер, выражаются в больших масштабах и имеют существенные последствия.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- ? необходимость получения медицинской помощи;
- ? временная нетрудоспособность;
- ? трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- ? материнство;
- ? инвалидность;
- ? наступление старости;
- ? потеря кормильца;
- ? признание безработным;
- ? смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, — других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Ахвледиани, Ю. Т. Страхование — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010г. — 540с.
Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды
... 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213- ... выводы по всей квалификационной работе. 1.1Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды Необходимость внесения изменений в ...
Социальное страхование отличается от личного рядом признаков:
- ? оно обязательно для плательщиков страховых взносов;
- ? страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного;
- ? страхование связано с трудовыми отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся.
Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная задача соцстраха — предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка;
- ? государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;
3) у страховщика — с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- ? устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- ? всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- ? государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- ? государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- ? паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- ? обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ? ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- ? обеспечение надзора и общественного контроля;
- ? автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)
Совместным Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25.12.1990 года № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» с 1 января 1991 года был образован Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников. Пешехонов Ю.В. «Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы» // Финансы, 2010. с-15
В состав фонда социального страхования входят:
- ? региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
- ? центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
- ? филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
Средства Фонда социального страхования формируются за счет:
- ? страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
- ? страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- ? страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- ? доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
- ? добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ? ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- ? прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда;
- средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.
Плательщиками взносов являются:
- ? организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно — правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;
- ? граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.
Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.
Если в организации действует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате в натуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимость соответствующей продукции.
Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.
Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.
Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:
- ? расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;
- ? суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;
- ? пени, штрафы;
- ? сокрытая сумма оплаты труда;
- ? частичная оплата за путевки.
Доходы Фонда социального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Средства государственного социального страхования направляются на:
1) выплату пособий:
- ? по временной нетрудоспособности;
- ? по беременности и родам;
- ? единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- ? единовременного пособия при рождении ребенка;
- ? ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ? социального пособия на погребение;
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством:
- ? частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;
- ? лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;
3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; Куликов, Н.И Чайникова, Л.Н. Бабенко, Л.Ю. Современная бюджетная система России. -2011. — 403с.
4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Денежные средства и имущество фондов являются федеральной государственной собственностью. Свою финансовую деятельность фонды осуществляют на основании бюджетов, утверждаемых ежегодно федеральными законами.
Таким образом, социальный фонд осуществляет следующие функции:
- осуществляет сбор и аккумулирование страховых взносов на соответствующие виды социального страхования;
- финансирует выплаты пособий, и оплату медицинского и санаторно-курортного лечения;
- инвестирует временно свободные средства с целью получения дополнительного дохода;
- осуществляет контроль за начислением и уплатой страховых взносов, применяя штрафы и финансовые санкции к страхователям, нарушающим утвержденные правила;
- проводит научно-исследовательские работы, подготовку специалистов в области страхования.
Основными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения.
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование
сотрудничество с аналогичными фондами.
Таким образом фонд социального страхования обеспечивает гарантированные государством пособии по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, осуществляет сбор и аккумулирование страховых взносов на соответствующие виды социального страхования, поэтому необходимо прежде всего провести грамотный анализ доходной и расходной части фонда, которая будет представлена во 2 (практической) главе курсовой работы.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.
Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.
Таблица 2.1 Динамика доходов Фонда социального страхования www.minfin.ru /Официальный сайт министерства финансов РФ
Показатель 2010г 2011г 2012г 2013г Утверждено 425,49 458,82 579,56 590,27 Исполнено 463,78 558,59 285,85 243,65 Отклонения 38,29 99,77 -293,71 -346,62 Как видно из таблицы 2.1 отклонения по 2012/13 году носят отрицательный характер это говорит о существенном снижении доходной части фонда что на прямую связано с отменой ЕСН в части налоговых доходов фонда Таблица 2.2Темпы роста и прироста доходов ФСС за 2010Ї2013 гг.в % 2011г/2010г 2012/2011 2013/2012 Темп роста% 120,44 -51,17 -85,23 Темп прироста% 20,44 -151,17 -185,23 Как видно из таблицы 2.2 темп роста доходов в период 2012-2013 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2010-2011гг. Это связано с сокращением доходов от обязательного социального страхования на случай материнства и родов что обусловлено с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов. Рисунок 1 Доходы бюджета ФСС за 2010-2013гг Рисунок 2 Темп роста и темп прироста бюджета ФСС за 2010-2013гг Таблица№2.3 Доходы ФСС по статьям за 2010-2013г fss.ru/ Официальный сайт Фонда социального страхования РФ Статьи доходов 2010г Сумма (млрд. руб.) Отклонение +/- 2011г 2012г 2013г 12-11 /13-12 обязательное социальное страхование на случай материнства, беременности и родов 336,5 411,1 150,6 140,8 -260,5 -9,8 обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 58,02 65,01 61,14 48,46 -3,8 -12,6 передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета 51,73 64,42 59,7 40,2 -4,7 -19,5 передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС 17,45 18,0 14,36 14,41 -3,6 +0,05 Итого 463,7 558,5 285,8 243,6 -272,6 -41,8 Как видно из таблицы 2.3 в 2011 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 2010г, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%).
В 2012 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов. В 2012 году значительно сократились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2011г., так как в 2011 году произошло увеличение налоговых доходов Фонда. Как видно из таблицы №2.3, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую — межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС. Доходы бюджета ФСС в 2012 году снизились на 272,7 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам — на 260,5 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — на 3,8 млрд. рублей. Спад поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2012 году на 4,7 млрд. рублей, Это объясняется растущим дефицитом бюджета из Фонда обязательного медицинского страхования — на 3,6 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом. Доходы бюджета ФСС в 2013 году снизились на 42,7 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам — на 9,8 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — на 12,6 млрд. рублей. Спад поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2013 году на 19,5 млрд. рублей, Это объясняется растущим дефицитом бюджета. из Фонда обязательного медицинского страхования увеличились — на 0,05 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом. Таблица 2.4 Удельный вес в % по статьям доходов ФСС за 2010/2013гг Статьи доходов Уд вес в % за 2010г Уд вес в % за 2011г Уд вес в % за 2012г Уд вес в % за 2013г обязательное социальное страхование на случай материнства и родов 72,56 73,60 52,69 57,79 обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12,52 11,64 21,39 19,89 передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета 11,15 11,53 20,88 16,50 передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС 3,77 2,57 5,02 5,91 Итого 100 100 100 100 Как мы видим из таблицы 2.4 Основную часть доходов в фонд социального страхования вносят обязательное социальное страхование на случай материнства и родов 72,56% в 2010г, 73,60% в 2011г 52,9% в 2012г и 57,79% в 2013г. Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2011 году — 558,5 млрд. рублей. ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований. |
|
Таблица №2.5 Баланс бюджета ФСС за 2010/2013гг www.minfin.ru/ Официальный сайт министерства финансов РФ
Показатель |
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
Отклонение 2011/2010гг |
Отклонение 2013/2012гг |
|
Доход |
463,78 |
558,59 |
285,85 |
243,65 |
94,81 |
-42,2 |
|
Расход |
491,20 |
497,57 |
186,29 |
206,40 |
6,37 |
20,11 |
|
Профицит (+) |
61,03 |
99,56 |
37,25 |
||||
Дефицит (-) |
-27,42 |
||||||
Таким образом исходя из таблицы 2.5, в рассматриваемом периоде дефицит бюджета наблюдался в 2010 г. (27,42 млрд.руб.), а начиная с 2011 г. бюджет ФСС является профицитным. Указанный профицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением профицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Наибольший рост доходов наблюдался в 2011 году. Это обусловлено увеличением сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов выделяется увеличение по сравнению с 2010 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней и штрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельного веса первого интервала шкалы, имеющего максимальную ставку 2,9%. В итоге в 2011году по этой статье доходы по отношению к запланированной величине выросли на 99,97 млрд. рублей.
Кроме того, на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами окончательно освободилось от уплаты ЕСН. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту.
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования
Задачи анализа динамики и структуры расходов фонда заключаются в оценке их объема и структуры, динамики расходных составляющих, оценке уровня расходов, и анализе расходов полученных от отдельных видов операций.
Таблица №2.6 Динамика расходов Фонда социального страхования www.minfin.ru/ Официальный сайт министерства финансов РФ
Показатели |
2010 |
2011 |
2012г |
2013г |
|
Утверждено |
453,82 |
456,87 |
577,22 |
606,52 |
|
Исполнено |
491,20 |
497,57 |
186,29 |
206,40 |
|
Отклонения |
37,38 |
40,7 |
-390,93 |
-400,12 |
|
Как видно из таблицы 2.6 динамика расходов падает к 2012г и составляет (-390,93)и 2013 (-400,12) что свидетельствует о снижении расходной части, связанной с уменьшением поступлений в бюджет фонда и выплат пособий.
Таблица №2.7 Темпы роста и прироста расходов ФСС за 2010-2013гг. в %
2011г/2010г |
2012/2011 |
2013/2012 |
||
Темп роста % |
101,29 |
-37,43 |
110,79 |
|
Темп прироста % |
1,29 |
-137,43 |
10,79 |
|
Как видно из таблицы №2.7, темп роста расходов в период 2012-2013 гг. значительно увеличился по сравнению с периодом 2011-2012гг.
Рисунок 3 Расходы бюджета ФСС за 2010-2013гг
Рисунок 4 Темп роста и темпа прироста расходов бюджета ФСС за 2010-2013гг
Таблица №2.8 Расходы ФСС по статьям за 2010-2013г fss.ru/ Официальный сайт Фонда социального страхования РФ
Статьи расходов |
Сумма (млрд. руб.) |
Отклонения+/ — |
|||||
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
12/11гг |
13/12гг |
||
Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай материнства, беременности и родов |
130 |
141,8 |
62,35 |
66,7 |
-79,45 |
4,35 |
|
Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
38,6 |
42 |
10 |
14,1 |
32 |
4,1 |
|
Выплаты пособий по временной нетрудоспособности |
193,8 |
164 |
63,9 |
70,6 |
-100,1 |
6,7 |
|
Финансирование различных мероприятий фонда. |
128,8 |
149,7 |
50 |
55 |
-99,7 |
5 |
|
Итого |
491,2 |
497,5 |
186,2 |
206,4 |
-88,3 |
20,1 |
|
Как видно из таблицы №2.23, общая сумма расходов на 2011 год составляла 497,5млрд. рублей (101,2 % к уровню 2010 года), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства и родов предусмотрено 141,8млрд рублей (109 % к уровню 2010 года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 42 млрд. рублей (108,8 % к уровню 2010года).
На 2012 год расходы Фонда составляли 186,2млрд. рублей (-37,43 % к уровню 2011 года), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства и родов — 62,35млрд руб (-43,9 % к уровню 2011года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -10млрд . рублей (-23,8 % к уровню 2011года).
На 2013 год расходы Фонда составляли 206,4млрд рублей (110,7% к уровню 2012 года), из них: на обязательное социальное страхование по случаю беременности и родов 66,7млрд. рублей (108,5% к уровню 2012года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 14,1млрд. рублей (141% к уровню 2012года).
Наибольший темп роста наблюдался в период 2012-2013гг.. Он составил 110,7%. Наименьший наблюдался в 2011-2 012гг и он составил -137,4%.
Наибольший рост расходов наблюдается в 2011 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Кроме того, в 2011 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Расходы на выплату этих пособий увеличились (на 9,1%) с 130,08 до 141,8 млн. рублей.
Снижение расходов в 2012 /13гг по сравнению с 2010/11гг связано прежде всего с отменой Единого Социального Налога.
Таблица №2.9 Удельный вес в % по статьям расходов ФСС за 2010/2013гг
Статьи расходов Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай материнства и родов |
Уд вес в % за 2010г 26,46 |
Уд вес в % за 2011г 28,5 |
Уд вес в % за 2012г 33,48 |
Уд вес в % за 2013г32,31 |
|
Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
7,85 |
8,44 |
5,37 |
6,83 |
|
Выплаты пособий по временной нетрудоспособности |
39,45 |
32,9 |
34,31 |
34,20 |
|
Финансирование различных мероприятий фонда. |
26,6 |
30,1 |
26,8 |
26,64 |
|
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Из таблицы 2.9 видно что основную часть расходов фонда социального страхования составляет обязательное социальное страхование на случай материнства и родов 26,46% в 2010г, 28,50% в 2011г 33,48 в 2012г и 32,31 в 2013г и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2010г, 39,45% в 2011г 32,9% в 2012г и 34,31% в 2013г
Наибольшие расходы Фонда социального страхования наблюдаются в 2011 году — 497,5 млрд. рублей.
Итак, проанализировав расходную и доходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:
1) До настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.
2) Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
3) Размер социального пособия на погребение, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.
4) Не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий.
В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос об индексации пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий при рождении ребенка, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособия на погребение.
2) В целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», изыскать возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующего федерального закона.
3) Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», позволяющих Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4) Реализация требований законодательства по принятию нормативных правовых актов, связанных с переходом к Российской Федерации обязательств ликвидируемых причинителей вреда перед гражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системы обязательного социального страхования.
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы, недостатки и возможные пути совершенствования фонда социального страхования
Социальное страхование — одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную и общественную) денежного и материального обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.
Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.
Одной из первых проблем можно назвать — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования (далее — ФСС) осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного фонда (далее — ПФ) на выплату указанной части трудовых пенсий.
Второй проблемой является несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного социального страхования (далее — ОСС) нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.
Третьей проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
Следующей проблемой можно назвать недостаточное обоснование уровня социальных выплат. Уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда (далее — МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза (далее — ЕС).
Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель — 40%, а в ЕС — 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.
Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.
Реформирование системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.
Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС. Соответственно, Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:
1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;
2) ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида;
3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;
4) определении потребности системы ОСС в финансовых средствах;
5) изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;
6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и Обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).
Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.
В этом контексте можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность территориальных фондов ОМС. Данное решение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет снизить уровень административных расходов, с другой — возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.
Следует также иметь в виду, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в действующем законодательстве.