В настоящее время в Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует целая система фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений. Именно этот вопрос и будем рассмотрен в моей курсовой работе.
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной и значимой для нашей страны, так как состояние ныне действующей финансовой системы государства характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это отчасти объясняется тем, что политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества, его всестороннего и эффективного воздействия на происходящие в стране преобразования. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы правового регулирования деятельности фондов (как существующих, так и недавно образованных), что соответствует реальным условиям рыночной экономики и критериям правового государства.
Целью данной работы является раскрытие таких понятий как Резервный фонд и фонд национального благосостояния Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
- что представляют собой вышеуказанные фонды;
- рассмотреть источника формирования Резервного фонда и фонда национального благосостояния;
- рассмотреть направления расходования поступивших в них средств;
- В первой главе рассматриваются общие вопросы о Резервном фонде и Фонде национального состояния: порядок формирования, использование средств, управление средствами.
Вторая глава рассматриваются вопросы реформирования фондов.
Рассмотрим более подробно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния — сравнительно новые фонды в финансовой системе государства.
Формирование и использование средств резервного фонда и фонда ...
... фонд и фонд национального благосостояния Российской Федерации. Для написания данной курсовой работы использована современная экономическая периодическая литература, интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты. резервный фонд суверенный управление 1. Теоретические аспекты формирования и развития суверенных фондов РФ 1.1 Стабилизационный фонд РФ: ...
1.1 Региональный фонд и фонд национального благосостояния: цели создания, принципы формирования.
Еще остались яркие впечатления от создания первого в истории России Стабилизационного фонда, когда высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г., вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях было принято решение о формировании начиная с 2004 г. Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего часть экспортных сверхдоходов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков.
По данным Счетной палаты РФ, объем поступлений в Стабилизационный фонд должен был расти с каждым годом.
Таким образом, помимо создания механизма автоматической стерилизации эмиссии, решение о создании Стабфонда преследовало следующие цели:
- накопление резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения мировых цен на углеводородное сырье и, соответственно, сжатия налоговых доходов;
- защита финансовых активов государства от курсовых рисков.
В соответствии с бюджетным законодательством была предусмотрена возможность размещения средств Стабилизационного фонда и получение соответствующих доходов. Эти средства были направлены на формирование инвестиционного портфеля, включающего в себя денежные средства в иностранной валюте, к которой относятся доллары США, евро, фунты стерлингов и долговые обязательства иностранных государств в форме ценных бумаг правительств ряда стран Западной Европы и США.
Однако по итогам 2004 — 2005 гг. операции по размещению средств Стабилизационного фонда в иностранные долговые обязательства не проводились. Все это подтверждало, что средства Стабилизационного фонда фактически лежат мертвым грузом. В этой связи возник вопрос о том, в какой степени средства Стабилизационного фонда обесцениваются в результате инфляции.
По данным специалистов Счетной палаты Российской Федерации, инфляция «съела» только за первые годы существования Фонда около 60 млрд. руб., по мнению Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), — 99,6 млрд. руб., а аудиторско-консалтинговой компанией ФБК эти потери оцениваются в 132,2 млрд. руб 1 .
Таким образом, размеры потерь можно было сопоставить с объемом средств, выделяемых на реализацию ряда национальных проектов. При этом вполне вероятно, что объем потерь от инфляции в последующие годы только возрастал — прямо пропорционально общему увеличению средств в Стабилизационном фонде.
В связи с этим в целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательств в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений было предложено 2 использовать в бюджетном планировании методологию нефтегазового баланса, которая предусматривает 3
- раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и нефтегазовых доходов;
- выделение в составе Стабилизационного фонда Резервной части и Фонда будущих поколений.
Для решения создавшейся ситуации в апреле 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» 4 в соответствии с которым с 1 февраля 2008 г. прекратил свое существование Стабилизационный фонд, разделенный на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (далее — ФНБ).
По обществознанию «Конституция Российской Федерации — ориентир ...
... случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». ( Конституция РФ, ст. 25). «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих ... « Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя ...
______________________________________________________________________
1См.: Копейкин М. Стабилизационный фонд: деньги должны работать // Известия. 13.03.2006.
2 См.: Ведев А., Кудрин А., Солнцев О. Возможные стратегии использования Стабилизационного фонда РФ для предотвращения кризисных ситуаций / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогноза // www.opcc.ru.
3 См.: Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу // http://www.minfin.ru.
4 СЗ РФ. 30.04.2007. N 18. Ст. 2117.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) и ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ действуют следующие правила, регулирующие формирование и использование Резервного фонда:
- Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта;
- аккумулирование ресурсов в Фонде происходит за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины и доходов от управления средствами Резервного фонда;
- ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- источниками формирования ФНБ являются нефтегазовые доходы федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает или превышает его нормативную величину и доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния;
1.2 Цели и структура управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.
Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде .
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации 6 .
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая ...
... и экономические внебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды ...
Управление средствами Резервного фонда и ФНБ может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно) 7 :
1) путем приобретения за счет средств Фондов иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
2) путем размещения средств Фондов в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и ФНБ. В целях повышения эффективности управления
средствами Резервного фонда и ФНБ Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных
_______________________________________________________________________________________________________
5 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.
7 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п.1.
соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- (в ред.
Федерального закона от 24.11.2008 N 205-ФЗ)
депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.
Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Национальная резервная банковская система
... банковской и денежной политики. Резервы: обязательные и избыточные, (федеральная резервная система устанавливает некий минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, ... ческих банков страны 5204, включая самые крупные, являлись членами ФРС. Национальные банки, получившие у федерального правительства чартер на ведение операций, обязаны ...
1.3. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В апреле 2010 г. Минфин России продолжил реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 23-р о направлении средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Часть средств фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 5,38 млрд. долларов США, 3,99 млрд. евро и 0,78 млрд. фунтов стерлингов, была реализована за 350,00 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.
По состоянию на 1 мая 2010 г. совокупный объем Резервного фонда составил 1 188,70 млрд. рублей, что эквивалентно 40,59 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда по состоянию на 1 мая 2010 г. составили:
- 18,07 млрд. долларов США;
- 12,42 млрд. евро;
- 3,04 млрд. фунтов стерлингов.
По состоянию на 1 мая 2010 г. резервная позиция Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 991,94 млн. СДР.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 30 апреля 2010 г. составила 0,24 млрд. долларов США, что эквивалентно 7,09 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 15 января по 30 апреля 2010 г. составила отрицательную величину – (-)86,06 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в МВФ – (-)2,27 млрд. рублей.
В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 г., часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 0,04 млрд. долларов США, 0,03 млрд. евро и 0,01 млрд. фунтов стерлингов, была реализована за 2,50 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.
По состоянию на 1 мая 2010 г. со счета по учету средств Фонда национального благосостояния для размещения на депозиты во Внешэкономбанк было перечислено 434,02 млрд. рублей и 2,75 млрд. долларов США:
- 285,61 млрд. рублей – на депозиты со сроком возврата не позднее 31 декабря 2019 г. и процентной ставкой 7 % годовых;
- 118,42 млрд. рублей – на депозиты со сроком возврата не позднее 25 декабря 2020 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых;
- 30,00 млрд. рублей – на депозит со сроком возврата до 25 декабря 2017 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых;
- 2,75 млрд.
долларов США – на депозит со сроком до 31 октября 2011 г. и плавающей процентной ставкой, превышающей на 2,75 процентных пункта шестимесячную ставку ЛИБОР (в апреле 2010 г. – 0,75 млрд. долларов США).
Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
... продукции. Показатели оборачиваемости можно рассчитывать как по всей совокупности оборотных средств, так и по отдельным элементам. 1.2 Состав и структура оборотных фондов предприятия Оборотные ... поставок, и зависит от конкретных условий работы предприятия. В) Средства в затратах на производство 4. Незавершенное производство - продукция (работы), не прошедшая всех стадий, предусмотренных ...
По состоянию на 1 мая 2010 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2 601,62 млрд. рублей, что эквивалентно 88,83 млрд. долларов США. По состоянию на 1 мая 2010 г.:
- 0,01 млрд. рублей;
- 31,86 млрд. долларов США;
- 24,67 млрд. евро;
- 4,48 млрд. фунтов стерлингов;
2) на депозитах во Внешэкономбанке:
- 434,02 млрд. рублей;
- 2,75 млрд. долларов США.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 30 апреля 2010 г. составила 0,34 млрд. долларов США, что эквивалентно 9,86 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 15 января по 30 апреля 2010 г. составила отрицательную величину – (-)120,66 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозите во Внешэкономбанке – (-)0,35 млрд. рублей.
Показатели совокупного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также расчетных сумм дохода от размещения средств фондов рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 4):
Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП.
2.1 Резервные фонды зарубежных стран .
Если говорить о мировой практике, то создание стабилизационных фондов — явление не тривиальное, но и не уникальное. Сегодня более 10 стран используют данный бюджетный инструмент. Наиболее успешными являются Стабфонды таких стран, как Венесуэла, Кувейт, Оман и Норвегия. Как и в России, основной источник средств для данных Фондов — доходы от экспорта нефти.
Среди существующих в различных странах мира государственных фондов финансовых ресурсов, формируемых за счет «избыточных» или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно могут быть выделены 8 :
Фонда оценочных средств
... правильно. Оценка «Не зачтено», если задача решена неверно. Пример проверочной письменной работы раздел 4 Рыночная экономика. Вопросы для проверочной работы на тему «Спрос и предложение» . Сформулируйте закон спроса. ... за единицу продукции 50 руб. По положению о премировании предприятия, в случае отсутствия брака выплачивается премия в размере 0% заработка. Фактически рабочий изготовил 80 единиц. 4. ...
1) стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);
2) фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа — Новая Гвинея);
3) бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).
В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в зарубежных странах, эти структуры можно разделить на три группы (таблица 1).
Стабилизационные и фонды будущих поколений связаны с аккумулированием тем или иным образом части доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается в целях создания фондов: непосредственно стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных платежей населению территорий, на которых ведется добыча
_________________________________________________________________________________________________________
8 См.: Золотарева А. и др. Перспективы создания Стабилизационного фонда в РФ. М., 2001 // http://www.iet.ru.
ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (как, например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа — Новой Гвинее).
Что касается резервных фондов, то в эти фонды на постоянной основе направляются платежи за использование природных ресурсов, которые затем распределяются по индивидуальным счетам граждан. В ряде случаев средства таких фондов инвестируются в зарубежные финансовые активы и не полностью выплачиваются гражданам (аккумулируются), что сближает данные фонды с фондами будущих поколений.
В британских обществах с ограниченной ответственностью резервы делятся на резервы из прибыли и резервы из собственного капитала. Нераспределенная прибыль в балансе на конец финансового года показывается как резерв, который называется «резервом из прибыли», так как является результатом генерирования доходов. Из этой прибыли формируется большинство резервов, и она же – основной источник их финансирования. Резервы из собственного капитала образуются в результате выпуска акций по цене выше номинала и переоценки основных средств в сторону повышения.
В Швейцарии законодательство требует создавать общий резерв. В Кодексе обязательств установлено, что 5 % ежегодной прибыли должны относиться в общий резерв до тех пор, пока он не составит 20 % оплаченного капитала. Затем необходимо отчислять 10 % дивидендов, выплаченных сверх базового уровня дивидендов в размере 5% годовой прибыли. Общий резерв используют преимущественно для покрытия убытков. Закон предписывает создание еще двух специальных резервов: резерва по собственным акциям и переоценки. В учредительном договоре могут быть предусмотрены дополнительные резервы.
2.2 Реформирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
ФЗ № 245 от 30.09.2010 года приостановлено до 1 января 2014 года действие пункта 3, абзацев второго, пятого — седьмого пункта 4 статьи 94, пункта 1 статьи 96.6, пункта 3 статьи 96.7, пункта 1 (в части, касающейся целей использования средств Резервного фонда), пункта 2, абзаца второго пункта 3, пунктов 4 и 6 статьи 96.9, абзаца второго пункта 3 статьи 96.10, абзаца второго пункта 4.1 статьи 96.11 (в части отнесения доходов от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление), пункта 1 (в части нефтегазовых доходов федерального бюджета), пунктов 2 и 3, абзаца первого (в части нефтегазовых доходов федерального бюджета) и абзаца второго (в части поступления и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, формирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) пункта 5, пункта 6 (в части опубликования сведений о поступлении и об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) статьи 96.12, абзаца двадцать третьего пункта 4 статьи 192 (в части прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета), абзаца второго (в части выделения прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета) и абзацев шестого и восьмого пункта 2 статьи 199, пункта 2 (в части нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и абзаца первого пункта 3 (в части нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) статьи 212, абзацев третьего и шестого пункта 2 статьи 213 (в части нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), пункта 1 статьи 232 (в части нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) Бюджетного кодекса Российской.
Приостановлено до 1 февраля 2014 года действие абзаца третьего пункта 3 статьи 96.9 и абзаца третьего пункта 3 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приостановлено до 1 января 2014 года действие части первой статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790) в части размера перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах (в связи с приостановлением до 1 января 2014 года действия абзацев пятого — седьмого пункта 4 статьи 94 и пункта 6 статьи 96.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации) вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Установлено, что до 1 января 2014 года объемы средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (за исключением средств Фонда национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации), используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, за исключением средств Фонда национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с настоящей частью осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации.
До 1 февраля 2014 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.75 процентов прибыли, фактически полученной Банком России по итогам 2010, 2011 и 2012 годов, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров перечисляется Банком России в федеральный бюджет.
На экономическом форуме в Сочи премьер-министр Владимир Путин анонсировал новую формулу бюджетной конструкции на 2011 год. Впервые доходы и расходы бюджета прогнозируются исходя из разных прогнозов цены нефти: расчет доходов бюджета предполагает среднегодовую цену на нефть $75 за баррель, расходы — $70. Предвыборный резерв Белого дома составит около $9 млрд, или 0,6% ВВП. До конца 2013 года создающийся неофициальный «третий суверенный фонд» будет заменять правительству исчерпавшийся резервный фонд.
Исходя из среднегодовой цены Urals, Минэкономики и Минфин рассчитывают прогнозные доходы бюджета от налогообложения нефтегазовой отрасли: Минэкономики — в бюджетном прогнозе, Минфин — в «Основных направлениях налоговой политики» и «Основных направлениях бюджетной политики» (ОНБП).
В июне 2010 года спор Минфина, настаивавшего на расчете бюджета при цене Urals $70 за баррель, и Минэкономики, ради увеличения госрасходов требовавшего поднять прогноз до $75, был решен в пользу ведомства: ОНБП содержат цифру $75, исходя из этого, прогноз нефтегазовых доходов на 2011 год составляет 4,003 трлн руб.
Совокупные планируемые доходы бюджета на 2011 год, составляют 8,6 трлн руб., из них нефтегазовые — 46%. Ограничение расходов федерального бюджета через «второй прогноз» в $70 за баррель Urals будет означать уменьшение их и создание в конструкции бюджета нового резерва для Белого дома в размере около 270 млрд руб. Исходя из слов Владимира Путина, дополнительные $9 млрд потенциальных бюджетных доходов не будут «расписываться» в программах госрасходов — речь идет о своеобразном «внутреннем профиците» бюджета при его реальном дефиците.
Конструкция с двумя прогнозами цен на Urals напоминает модифицированную идею суверенных фондов. Напомним, в 2006-2008 годах прогноз цен на нефть влиял на объем планируемых федеральных госрасходов, однако сверхплановый рост цен приводил в основном к росту объемов резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2011 году превышение цены нефти порога $70 за баррель приведет к пополнению неофициального третьего федерального фонда расходов, но, в отличие от прежних, правила пополнения и расходования нового фонда регламентированы не будут.
Макроэкономические изменения в бюджетной конструкции не столь значительны: объем «третьего фонда» составит предельно 0,6% ВВП. Тем не менее они вряд ли случайны. Речь идет о сознательном отказе Минфина от возврата в 2011-2013 годах к завоеваниям 2007-2008 годов, то есть жестким макроэкономическим нормам Бюджетного кодекса. На период 2011-2013 годов (на которые приходятся выборы Госдумы и президента РФ) создается максимально удобный Белому дому режим управления доходами. 14 сентября правительство внесло в Госдуму проект очередных поправок в Бюджетный кодекс, которые в парламенте будет представлять заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. Формально поправки призваны скорректировать позиции бюджетного классификатора, создать юридическую основу для создания регионами дорожных фондов с 2011 года, а также продлить на 2011 год отмену ряда ограничений Бюджетного кодекса, временно снятых в 2009 году в силу необходимости расходовать на покрытие дефицита бюджета резервный фонд. Но в результате принятия поправок действие установленных в 2007 году принципов раздельного учета нефтегазовых и не нефтегазовых доходов, ограничений на размеры привлекаемых правительством за пределами резервного фонда средств на покрытие дефицита бюджета и т. д. будет отменено уже на срок до 1 января 2014 года. Кроме того, вне зависимости от реального размера дефицита бюджета в 2011-2013 годах и состояния цен все нефтегазовые доходы бюджета будут направляться непосредственно в бюджет. То есть ситуации, при которой резервный фонд и Фонд национального благосостояния вновь будут пополняться, Белый дом не предусматривает в принципе.
Создание неофициального «третьего фонда» может иметь более серьезные последствия в 2012-2013 годах, в случае если государство продолжит в будущем занижение размера доходов бюджета по технологии «двух прогнозов». Кроме того, новая конструкция позволит правительству по своему усмотрению сокращать объемы фактического дефицита федерального бюджета — на 2011 год он прогнозируется в размере 3,6% ВВП, но Владимир Путин в Сочи уже заявил, что по факту дефицит и в 2010-м, и в 2011 году может быть ниже.
2.3 Позитивные и негативные последствия формирования резервных фондов. Возможны как позитивные, так и негативные последствия формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Например, позитивные последствия формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния сводятся к следующему:
1. Обеспечение устойчивости расходов бюджета в условиях возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
В случае снижения начиная с 2009 г. цен на нефть накопленных к этому моменту объемов Резервного фонда и ФНБ будет достаточно для компенсации сокращения доходов федерального бюджета в течение нескольких лет.
2. Защита накопленных бюджетных ресурсов от возможной девальвации рубля.
При снижении мировых цен на сырье становится вероятной коррекция обменного курса рубля, которая связана с необходимостью поддержки экономического роста. Отсюда возникает потребность в обеспечении устойчивости бюджетных резервов в условиях изменения валютного курса. Такая устойчивость будет достигаться за счет размещения средств фондов в иностранных активах.
3. Перечисление дополнительных доходов на финансирование приоритетных расходов бюджета.
4. Формирование за счет аккумулированных доходов фондов поддержки налоговой реформы. Предполагается в период проведения налоговой реформы направлять средства Фондов на финансирование социальных институтов.
Возможны и негативные последствия формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Конечно, расформирование Стабилизационного фонда РФ — нашей «копилки» и «подушки безопасности» — само по себе вызывает ощущение больших денег в стране. Однако упускается из виду, что вся совокупность этой денежной массы может привести к серьезным последствиям для российской экономики. Поток нефтедолларов, избыток денежных средств на внутреннем рынке приводит к укреплению курса национальной валюты, что мы наблюдаем на сегодняшний день. В результате производимый внутри страны товар становится на четверть дороже, а на внешнем рынке этот экспортируемый товар теряет конкурентоспособность. Кроме того, продать его на внутреннем рынке тоже становится проблематично, потому что дешевле купить доллары и импортировать более дешевый западный аналог.
В результате производство внутри страны падает, предприятия закрываются, появляется безработица, растет инфляция.
Нефтяные деньги не утрачивают своей разрушительной силы и далее. На этом фоне коррупция достигает фантастических масштабов — чиновники претендуют на свою часть «нефтяного пирога», масштаб требуемых взяток растет, а сфера принятия решений методом коррупционных предложений расширяется. Деградирует судебная система, правоохранительные органы становятся участниками споров хозяйствующих субъектов, добывающие регионы начинают развиваться по принципу феодальных княжеств 9 .
____________________________________________________________________
9 См.: Богданов В. Нефтедоллары-убийцы // Еженедельник «Директор-инфо». 2005. N 30.
В обществе же тем временем усиливается социальное расслоение — богатых и бедных разделяет пропасть, и большая часть населения, пораженная безработицей, деклассируется.
Налицо необходимость кардинальных изменений в управлении средствами Резервного фонда и ФНБ.
Однако даже создание новых фондов может привести к ряду негативных последствий.
С одной стороны, механическое накопление поступающих в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния средств на счетах в Банке России может привести к избыточному стерилизационному эффекту и тем самым к ухудшению макроэкономической ситуации.
С другой стороны, по мере исчерпания фондов становится неизбежным сокращение финансирования социальных расходов, отсутствие решения проблемы стерилизации избыточной эмиссии, увеличение зависимости расходов от мировых цен на сырье. Кроме того, избыточное софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ может привести к отсутствию возможности стерилизации эмиссии, т.е. может возникнуть угроза трансформации денежных средств в наиболее инфляционно опасную налично-денежную форму.
Таким образом, деятельность Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в условиях запуска в 2008 г. механизма формирования, распределения и использования денежных средств может привести как к положительным результатам, так и отрицательным. В связи с этим необходимость совершенствования правового регулирования финансовой деятельности данных Фондов стала особенно актуальна.
Для сравнения: за весь период существования Стабфонда в России основной законодательной базой данного Фонда считались следующие нормативные акты:
1) Бюджетный кодекс РФ;
2) ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»;
3) ФЗ от 23.12.2004 N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»;
4) ФЗ от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»;
5) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году»;
6) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году»;
7) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. «О бюджетной политике в 2005 году»;
8) Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 N 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»;
9) Постановление Правительства РФ от 23.01.2004 N 31 «Об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации»;
10) Приказ Минфина России от 22 мая 2006 г. N 158 «Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда Российской Федерации»;
11) Приказ Минфина России от 22 мая 2006 г. N 157 «Об утверждении нормативной валютной структуры средств Стабилизационного фонда Российской Федерации и Порядка приведения фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в соответствие с нормативной валютной структурой».
Нормативной базой Резервного фонда и ФНБ, значимость которых для финансовой системы страны не менее высока, являются:
1) Бюджетный кодекс РФ;
2) Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»;
4) Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 г. и период до 2010 г.
Как видно, необходимость внесения дополнений в действующую нормативную базу формирования и инвестирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния налицо.
На протяжении всего периода реформирования Стабфонда, представляющего собой самый крупный из государственных бюджетных фондов, созданные на его основе Резервный фонд и ФНБ находятся в эпицентре всех социально-экономических противоречий. Как крупнейший резерв денежных средств, способных служить мощным инвестиционным ресурсом экономики, Резервный фонд и ФНБ в последнее время служат источником столкновения финансовых интересов различных субъектов общественных отношений: государства, которое предполагает использовать денежные средства Фондов для покрытия текущих бюджетных расходов и рефинансирования внешнего долга; кредитно-финансовых структур, стремящихся получить доступ к оперативному управлению средствами Фондов; населения, связывавшего с деятельностью Фондов свои надежды на увеличение пенсионного обеспечения.
Сказанное подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которая обусловливает необходимость тщательного правового регулирования всей совокупности отношений, возникающих в процессе деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В данной работе была описана история образования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, их функционирование, приведены примеры подобных фондов в других странах. Проанализирована эффективность использования средств фондов.
Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.
Создание Резервного фонда явилось следствием решения Правительством РФ задачи обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Резервный фонд предназначен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.
Создание Резервного фонда за счет средств Стабилизационного фонда РФ позволило сформировать первоначальный, значительный объем Резервного фонда.
Переход Правительством РФ новым принципам управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета позволил увеличить объем Резервного фонда, который достиг нормативной величины, установленной Федеральным законом о федеральном бюджете РФ на 2008 г.
Средства Резервного фонда, так же как и средства Стабилизационного фонда находятся в управлении. Целью управления средствами Резервного фонда является обеспечение сохранности средств и стабильного уровня дохода от их размещения в долгосрочной перспективе.
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 30.09.2010)
2. ФЗ № 245-ФЗ о Внесении изменений в БК РФ и иные законодательные акты РФ.
3. О Счетной палате Российской Федерации: ФЗ от 11.01.1995. № 4-ФЗ (с изм. и доп. от 25.12.2008 № 274-ФЗ) // Собр. законодательства — 2008. — № 52. – Ст.6229.
4. О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния: Пост. Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 18 // Рос. газета — 2008. — 24 января.
5. Об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 23.01.2004 г. N 31 // Рос. газета — 2004. — 30 января.
6. О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 21.04.2006 г. № 229 // Рос. газета — 2006. — 4 мая.
7. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. № 18: Пост. Правительства РФ от 15.10.2008 г. № 766 // Рос. газета — 2008. — 21 октября.
8. О внесении изменений в Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда: Пост. Правительства РФ от 06.11.2008 г. № 805 // Рос. газета — 2008. — 11 ноября.
9. О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Пост. Правительства РФ от 17.12.2007 г. №892 // Рос. газета — 2007. — 22 декабря.
10. О порядке управления средствами Резервного фонда. Пост. Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 955 // Рос. газета — 2008. — 12 января.
11. Об утверждении нормативных долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и Порядка расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного Фонда и их приведения в соответствие с нормативными долями: Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 3 // Рос. газета — 2008. – 21 января.
12. Об утверждении нормативной валютной структуры средств Резервного фонда, порядка приведения фактической валютной структуры средств Резервного фонда в соответствие с нормативной валютной структурой: Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 4 // Рос. газета — 2008. – 21 января.
13. Об утверждении перечня иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда: Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 5 // Рос. газета — 2008. – 21 января.
14. О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 января 2008 г. № 24: Приказ Минфина России от 21.10.2008 г. № 516 // Рос. газета — 2008. – 27 октября.
15.Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрист, 2008. — 776с.
16.Борисов А.Н. Бюджетное право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008. — 288с.
17.Дроздов О.И. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит — 2009. — № 12. – С.10-15.
18.
19. Газета «Коммерсантъ» № 173/П (4473) от 20.09.2010
20. «Финансовое право», 2008, N 7
Интернет — ресурсы:
1. ru.wikipedia.org/wiki
2. www.minfin.ru/ru/official/index
3. www.rosinvest.com/news/374400/
4. www.consultant.ru
5. www.roskazna.ru/pubs_112.html
Таблица 1. Функции стабилизационных фондов
Тип фонда |
Функции |
Источник ресурсов |
Способы размещения средств |
Стабилизационные фонды |
Основная — компенсация влияния на бюджет снижения мировых цен на сырье; дополнительная — регулирование эмиссии |
Часть рентных платежей при превышении мировыми ценами на соответствующий вид сырья порогового значения |
Средства на счетах, иностранные активы |
Фонды будущих поколений |
Накопление средств для компенсации долгосрочных негативных сдвигов в ресурсной базе бюджета и/или его социальных обязательств |
Рентные платежи, доходы от финансовых инвестиций за счет средств фондов, в ряде случаев — другие доходы (от приватизации, прочих видов налогов и др.) |
Иностранные активы, в ряде случаев — внутренние инвестиции вне нефтяной промышленности |
Бюджетные резервные фонды |
Основная — обеспечение участия граждан в получении доходов от природной ренты, дополнительная — долгосрочное накопление средств |
Рентные платежи, доходы от финансовых инвестиций за счет средств фондов |
Средства на счетах, иностранные активы |
Таблица 2. Ожидаемые поступления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Резервный фонд |
3 500 000 000,0 тыс. руб. |
3 969 000 000,0 тыс. руб. |
4 480 000 000,0 тыс. руб. |
ФНБ |
760 млрд. руб. |
н/д |
н/д |
Таблица 3. Основные параметры федерального бюджета и использование ресурсов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии с бюджетными проектировками
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
Доходы: |
|||
— нефтегазовые |
2383,1 млрд. руб. |
2351,9 млрд. руб. |
2348,3 млрд. руб. |
— из них нефтегазовый трансферт |
2135,0 млрд. руб. |
2103,6 млрд. руб. |
2016,3 млрд. руб. |
Расходы: |
|||
Погашение внешнего долга |
186,9 млрд. руб. |
212,6 млрд. руб. |
247,1 млрд. руб. |
Покрытие дефицита ПФР |
184,6 млрд. руб. |
196,2 млрд. руб. |
215,6 млрд. руб. |
Таблица 4.Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Наименование |
2009 год |
Прогноз |
||
Прогноз |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Объем Резервного фонда на начало года |
4 027,6 |
1 550,0 |
0,0 |
0,0 |
%% к ВВП |
10,5 |
3,7 |
0,0 |
0,6 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда |
205,1 |
* |
* |
|
Курсовая разница |
388,2 |
124,6 |
5,6 |
0,0 |
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета |
— 3 028,3 |
— 1 674,6 |
— 5,6 |
0,0 |
Объем Резервного фонда на конец года |
1 592,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
%% к ВВП |
4,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах |
42,6 |
42,6 |
42,6 |
42,6 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах |
1 550,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2 584,5 |
2 804,4 |
2 314,3 |
1 625,9 |
%% к ВВП |
6,7 |
6,6 |
4,9 |
3,1 |
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния |
79,2 |
** |
** |
** |
Курсовая разница |
140,7 |
191,6 |
48,6 |
26,2 |
Использование средств Фонда национального благосостояния |
— 681,7 |
— 737,0 |
— 712,1 |
|
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 804,4 |
2 314,3 |
1 625,9 |
940,0 |
%% к ВВП |
7,3 |
5,5 |
3,5 |
1,8 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах |
655,0 |
655,0 |
655,0 |
655,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах |
2 149,4 |
1 659,3 |
970,9 |
285,0 |
*- доходы от управления Резервным фондом в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета
** — доходы от управления Фондом национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета.
Таблица 5.
Таблица 6. Раскрытие информации о резервах в разделе собственного капитала баланса зарубежных стран и России
Страна |
Название раздела |
Виды резервов |
Австрия |
Капитал |
1.Резервный капитал 2.Резервы обязательств и расходов (выходных пособий, пенсионный, налоговый и т.п.) |
Бельгия |
Капитал |
1.Резервы на прибыль 2.Резервы отложенного налогообложения 3.Резерв исков и убытков |
Великобритания и Австралия |
Капитал и резерв |
1.Резерв переоценки 2.Прочие резервы (резерв выкупа капитала, резерв собственных акций, резервы согласно уставу и прочие) |
Венгрия |
Капитал |
1.Резерв капитала 2.Резерв по доходам 3.Резерв по переоценке |
Гвинея-Бисау |
Капитал и резервы |
1.Резервы переоценки 2.Обязательные резервы 3.Специальные резервы 4.Свободные резервы |
Германия |
Собственный капитал |
1.Резервный капитал 2.Резервы прибыли (предусмотренный законом резерв; резерв для собственного долевого участия; резервы, предусмотренные уставом; прочие резервы из прибыли) |
Греция |
Капитал |
Капитальные резервы (уставный, экстраординарный, необлагаемый налогом) |
Польша |
Собственный капитал (фонд) |
1.Резервы на переоценку активов 2.Прочий резервный капитал |
Португалия |
Капитал |
1.Резервы переоценки 2.Резервы (законодательные, специальные, инициативные) 3.Резервы рисков и расходов (налоговый и т.п.) 4.Резервы уценки товаров, рисков |
Республика Беларусь |
Собственный капитал |
Резервный фонд (в т.ч. резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством и резервные фонды, образованные в соответствии с учредительными документами) |
Россия |
Капитал и резервы |
Резервный капитал (в т.ч. резервы, образованные в соответствии с законодательством и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами) |
Украина |
Собственный капитал |
Резервный капитал |
Франция |
Капитал и резерв |
1.Резерв переоценки 2.Резервы 3.Легальный резерв 4.Резерв, предусмотренный уставом или контрактом 5.Прочие резервы |
Чехия |
Собственные средства |
Обязательный резервный фонд |
Швеция |
Капитал |
1.Резервы законодательные 2.Пенсионные резервы, отложенное налогообложение, необлагаемые налогами резервы |
Япония |
Капитал |
1.Капитальные резервы (эмиссионный доход) 2.Законодательный резерв 3.Резервы для страховых исков 4.Резервы убытков от зарубежных инвестиций, расширения бизнеса, приобретения дополнительного оборудования, ускоренной амортизации, общий, нераспределенный. |