Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным 2 видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства; её видов (дискреционной и автоматической политики); а также рассмотрение понятий налога и государственных расходов, как главных инструментов фискальной политики.
Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость населения, сглаживание циклических колебаний экономики.
Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет государственными денежными доходами. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Экономическая политика государства и ее инструменты
... экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика ...
Теоретическая часть
1. Сущность фискальной политики и её виды. Встроенные стабилизаторы.
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
— фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007
Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. — М.: Гелиос АРВ, 2000, Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.
- фискальная политика — это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича;
- МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.
Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен).
С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007 Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты.
Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства
... государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами. фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов2 . фискальная политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на ...
Но большинство экономистов к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики.
Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели.
Выделяют следующие цели фискальной политики :
- сглаживание колебаний экономического цикла,
- обеспечение устойчивого экономического роста,
- достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Важнейшая задача фискальной политики — это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.
Одним из главных таких фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.
Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относят способы бюджетного регулирования.
За счет бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство
б) непроизводительные расходы государства
Налоги как инструмент фискальной политики государства
... низком уровне организации нашей фискальной политики как по государственным расходам, так и по налогообложению. В последнем случае наблюдается, с одной стороны, очень высокие налоги на прибыль и добавленную ... Направления совершенствования налоговой системы как эффективного инструмента фискальной политики государства Заключение Приложение Библиография Введение Конец второй половины XX столетия и ...
в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
- г) проведение структурной политики;
- д) содержание военно-промышленного комплекса и др.
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства:
- а) дискреционную фискальную политику;
- б) автоматическую фискальную политику (встроенный стабилизатор).
Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика — политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.
Автоматическую политику называют также автоматической стабилизацией, которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.
Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:
а) Пособия по безработице.
Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъема — излишек. Чтобы точно определять дефицит или излишек, экономисты применяют понятие бюджета полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были излишки и дефициты, если бы экономика в течение полного года действовала на уровне ПНД. Во время спада дефицитное финансирование пособий помогает преодолеть спад. Во время подъемов излишки в бюджете сокращают спрос и помогают преодолеть инфляционный разрыв.
б) Налоги на прибыль корпораций.
Прибыль — самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение — сокращает дефицит.
в) Прогрессивный подоходный налог.
И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.
Электронный ресурс:
2. Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов
фискальный налоговый мультипликатор государственный
Электронный ресурс:
Инструментами фискальной политики являются:
- государственные закупки (расходы)
- налоги
- трансферты
Государственные расходы — это заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Расходы классифицируются:
- по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы.
Электронный ресурс:
Все государственные расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Основные текущие расходы:
1. Закупка товара и услуг
2. Оплата труда государственных служащих
3. Начисления на заработную плату
4. Платежи по внутренним займам и государственному внутреннему долгу.
Основные капитальные расходы:
1. Капитальные вложения в основные фонды
2. Капитальное строительство
3. Реконструкция
4. Техническое перевооружение
5. Расширение действующих производств
Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Электронный ресурс:
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
1) объект налога — это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога — т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.
Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Электронный ресурс:
Рис. 1. Виды налогов
Трансферты — это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам — это разного рода социальные выплаты, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по бедности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий .
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Электронный ресурс:
В экономике существуют так называемые мультипликационные эффекты. Суть эффекта мультипликатора — множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.
Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько снизится ВНП при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль, т.е. показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:
- где — прирост дохода;
- прирост налогов;
- Например, за счет роста налогов потребление уменьшается на величину .( — предельная склонность к потреблению).
За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на:
Тогда налоговый мультипликатор будет равен:
Знак «минус» перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.
Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.
2010г. |
В % к 2009г. |
||||||
консолиди- рованный бюджет |
в том числе |
консолиди- рованный бюджет |
в том числе |
||||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ |
феде- ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ |
||||
Всего |
7662,9 |
3174,3 |
4488,6 |
121,9 |
126,8 |
118,6 |
|
из них: налог на прибыль организаций |
1774,4 |
255,0 |
1519,4 |
140,3 |
130,5 |
142,1 |
|
налог на доходы физических лиц |
1789,6 |
— |
1789,6 |
107,5 |
— |
107,5 |
|
НДС на товары, реализуемые на территории РФ, ввозимые из Беларуси и Казахстана |
1384,0 |
1384,0 |
— |
114,6 |
114,6 |
— |
|
из него НДС на товары, реализуемые на тер. РФ |
1328,7 |
1328,7 |
— |
112,9 |
112,9 |
— |
|
акцизы по подакцизным товарам, производимым на тер. РФ |
441,4 |
113,9 |
327,5 |
134,8 |
139,4 |
133,3 |
|
налоги на имущество |
628,2 |
— |
628,2 |
110,3 |
— |
110,3 |
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование прир. ресурсами |
1440,8 |
1408,3 |
32,4 |
133,3 |
140,0 |
43,4 |
|
из них налог на добычу полезных ископаемых |
1406,3 |
1376,6 |
29,7 |
133,4 |
140,3 |
41,0 |
|
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,2 |
0,3 |
1,9 |
95,8 |
36,0 |
130,5 |
|
Задолженность |
Из нее |
||||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
недоимка |
урегулированная задолженность |
||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
||||
Всего : |
703,4 |
100 |
314,3 |
100 |
377,7 |
100 |
|
в том числе: налог на прибыль организаций |
176,5 |
25,1 |
82,6 |
26,3 |
93,0 |
24,6 |
|
НДС на товары, реализуемые на территории РФ и ввозимые из Беларуси |
312,7 |
44,5 |
111,7 |
35,5 |
197,3 |
52,2 |
|
из него НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
311,9 |
44,3 |
111,4 |
35,4 |
196,7 |
52,1 |
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
13,1 |
1,9 |
2,3 |
0,7 |
9,4 |
2,5 |
|
из них налог на добычу полезных ископаемых |
9,8 |
1,4 |
1,2 |
0,4 |
7,4 |
2,0 |
|
акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ и ввозимым из Беларуси |
29,1 |
4,1 |
10,3 |
3,3 |
16,4 |
4,3 |
|
остальные федеральные налоги и сборы |
52,9 |
7,5 |
25,2 |
8,0 |
26,9 |
7,1 |
|
по федеральным налогам и сборам |
584,4 |
83,1 |
232,1 |
73,8 |
343,0 |
90,8 |
|
по региональным налогам и сборам |
70,2 |
10,0 |
49,2 |
15,6 |
19,7 |
5,2 |
|
по местным налогам и сборам |
32,9 |
4,7 |
22,9 |
7,3 |
9,4 |
2,5 |
|
по налогам со специальным налоговым режимом |
15,9 |
2,3 |
10,2 |
3,2 |
5,6 |
1,5 |
|
1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций. |
|||||||
Федера-льный бюд- жет |
Бюд- жеты государст-венных внебюджет-ных фондов |
Консоли-дирован- ные бюд-жеты субъек- тов РФ |
Бюд-жеты терри- тори-альных государ- ствен-ных внебюд- жетных фондов |
Справочно 2009г. |
|||||
федераль -ный бюджет |
Бюдже-ты госу-дарст-венных внебюд-жетных фондов |
Консоли-дирован-ные бюд-жеты субъектов РФ |
Бюджеты терри- ториаль- ных государ- ственных внебюд- жетных фондов |
||||||
Доходы |
8303,8 |
4861,1 |
6537,0 |
575,1 |
7337,8 |
3789,3 |
5926,6 |
551,5 |
|
из них: налог на прибыль организаций |
255,0 |
— |
1519,5 |
— |
195,4 |
— |
1069,2 |
— |
|
налог на доходы физических лиц |
— |
— |
1790,5 |
— |
— |
— |
1665,8 |
— |
|
страховые взносы на обязат. соц. страхование |
— |
2115,0 |
— |
164,6 |
— |
— |
— |
— |
|
НДС: на товары, реалии-зуемые на тер.РФ |
1328,7 |
— |
0,3 |
— |
1176,6 |
— |
0,3 |
— |
|
на товары, ввозимые на тер. РФ |
1169,5 |
— |
— |
— |
873,4 |
— |
— |
— |
|
акцизы по подакциз-ным товарам: произво-димым на тер. РФ |
113,9 |
— |
327,5 |
— |
81,7 |
— |
245,7 |
— |
|
ввозимым на территорию РФ |
30,1 |
— |
— |
— |
19,8 |
— |
— |
— |
|
налоги на совокупный доход |
— |
18,3 |
178,9 |
10,5 |
— |
15,1 |
151,6 |
8,8 |
|
налоги на имущество |
— |
— |
628,2 |
— |
— |
— |
569,7 |
— |
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование прир. ресур. |
1408,3 |
— |
32,4 |
— |
1006,3 |
— |
74,7 |
— |
|
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
33,3 |
12,0 |
2,2 |
8,7 |
0,91) |
2,51) |
1,51) |
0,41) |
|
из них ЕСН |
32,9 |
4,4 |
0,0 |
8,4 |
— |
— |
— |
— |
|
доходы от внешнеэкономической деятельности |
3227,7 |
— |
— |
— |
2683,3 |
— |
— |
— |
|
доходы от исп. имущества, находящегося в гос. и муницип .собственности |
424,8 |
29,3 |
228,0 |
0,1 |
421,3 |
-0,1 |
234,8 |
0,4 |
|
безвозмездные поступления |
0,3 |
2780,9 |
1511,2 |
376,9 |
6,2 |
2132,9 |
1618,8 |
377,1 |
|
платежи при пользо-вании прир. рес. |
53,3 |
— |
24,3 |
— |
63,5 |
— |
21,7 |
— |
|
доходы от предприним. и иной,приносящей доход деятельности |
0,2 |
— |
45,9 |
— |
1,4 |
— |
62,8 |
— |
|
Расходы |
10115,6 |
4535,0 |
6636,9 |
574,3 |
9660,1 |
3587,2 |
6255,7 |
550,8 |
|
из них на: общегос. вопросы |
886,0 |
68,8 |
481,4 |
8,1 |
853,1 |
0,6 |
455,2 |
7,5 |
|
из них на обслужи-вание гос. и муницип. долга |
195,0 |
— |
71,3 |
— |
176,2 |
— |
62,7 |
— |
|
нац. оборону |
1276,5 |
— |
3,2 |
— |
1188,2 |
— |
3,0 |
— |
|
нац. безопасность и правоохранительную. деятельность |
1085,4 |
— |
254,1 |
— |
1004,5 |
— |
241,4 |
— |
|
нац. эк-ку |
1222,7 |
— |
1103,6 |
— |
1650,7 |
— |
1131,3 |
— |
|
ЖКХ |
234,9 |
— |
836,6 |
— |
151,6 |
— |
854,5 |
— |
|
социально-культурные мероприятия |
1260,7 |
4356,9 |
3642,8 |
565,6 |
1205,5 |
3456,0 |
3275,9 |
542,7 |
|
межбюджетные трансферты бюджетам гос. внебюджетных фондов |
2757,6 |
108,6 |
290,8 |
— |
2113,2 |
129,4 |
266,7 |
— |
|
профицит (+), дефицит (-) |
-1811,8 |
326,1 |
-100,0 |
0,7 |
-2322,3 |
202,1 |
-329,1 |
0,7 |
|
1) Без учета задолженности по единому социальному налогу. |
|||||||||
2010г. |
Справочно 2009г. |
||
Общее финансирование1) в том числе: |
1811,8 |
2322,3 |
|
источники внутреннего финансирования2) |
1692,1 |
2450,9 |
|
из них: гос. (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ |
621,5 |
415,9 |
|
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета2) |
1684,7 |
2038,5 |
|
из них: увеличение остатков денежных средств Резервного фонда |
-2173,6 |
-7462,4 |
|
увеличение остатков ден. средств Фонда нац. благосостояния |
-1164,9 |
-2721,8 |
|
уменьшение остатков ден. средств Резервного фонда |
3228,2 |
9686,1 |
|
уменьшение остатков ден. средств Фонда нац. благосостояния |
1371,6 |
2631,7 |
|
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-614,0 |
-3,5 |
|
из них: акции и иные формы участия в капитале, находящиеся государственной и муниципальной собственности |
14,9 |
2,0 |
|
гос. запасы драгоценных металлов и драгоценных камней |
10,5 |
5,6 |
|
курсовая разница |
-132,3 |
350,7 |
|
бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте РФ |
-169,3 |
-136,0 |
|
прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-349,1 |
-241,3 |
|
источники внешнего финансирования |
119,7 |
-128,6 |
|
в том числе: гос. ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
121,6 |
-48,0 |
|
кредиты иностр. гос-в, включая целевые иностр. кредиты (заимствования), международных фин. орг-ий, иных субъектов международного права, иностр. юрид. лиц в иностр. валюте |
-41,9 |
-52,5 |
|
иные источники внешнего финансирования |
40,1 |
-28,2 |
|
1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).2) Включая остатки денежных средств бюджетов. |
|||
Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом в обеспечении макроэкономического регулирования.
Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная фискальная политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты.
И дискреционная и автоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.
Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
В России фискальная политика была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Однако, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики бюджетно-налоговой политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.
Список использованной литературы
1) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 384с.
2) Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — 416 с.
3) Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.
4) Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007. — 688 с.
5) Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: «Проспект», 2000. — 448с.
6) Электронный ресурс: http://www.allbest.ru
7) Электронный ресурс: http://www.revolution.ru
8) Электронный ресурс: http://www.statistika.ru
9) Электронный ресурс: http://www.5ka.ru