Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики

Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным 2 видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства; её видов (дискреционной и автоматической политики); а также рассмотрение понятий налога и государственных расходов, как главных инструментов фискальной политики.

Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость населения, сглаживание циклических колебаний экономики.

Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет государственными денежными доходами. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

12 стр., 5932 слов

Экономическая политика государства и ее инструменты

... экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика ...

Теоретическая часть

1. Сущность фискальной политики и её виды. Встроенные стабилизаторы.

В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

— фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007

Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. — М.: Гелиос АРВ, 2000, Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.

  • фискальная политика — это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича;
  • МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен).

С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007 Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты.

4 стр., 1594 слов

Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику государства

... государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами. фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов2 . фискальная политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на ...

Но большинство экономистов к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики.

Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели.

Выделяют следующие цели фискальной политики :

  • сглаживание колебаний экономического цикла,
  • обеспечение устойчивого экономического роста,
  • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Важнейшая задача фискальной политики — это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.

Одним из главных таких фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.

Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относят способы бюджетного регулирования.

За счет бюджета финансируются:

а) затраты на расширенное воспроизводство

б) непроизводительные расходы государства

13 стр., 6373 слов

Налоги как инструмент фискальной политики государства

... низком уровне организации нашей фискальной политики как по государственным расходам, так и по налогообложению. В последнем случае наблюдается, с одной стороны, очень высокие налоги на прибыль и добавленную ... Направления совершенствования налоговой системы как эффективного инструмента фискальной политики государства Заключение Приложение Библиография Введение Конец второй половины XX столетия и ...

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

  • г) проведение структурной политики;
  • д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства:

  • а) дискреционную фискальную политику;
  • б) автоматическую фискальную политику (встроенный стабилизатор).

Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика — политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

Автоматическую политику называют также автоматической стабилизацией, которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.

Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:

а) Пособия по безработице.

Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъема — излишек. Чтобы точно определять дефицит или излишек, экономисты применяют понятие бюджета полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были излишки и дефициты, если бы экономика в течение полного года действовала на уровне ПНД. Во время спада дефицитное финансирование пособий помогает преодолеть спад. Во время подъемов излишки в бюджете сокращают спрос и помогают преодолеть инфляционный разрыв.

б) Налоги на прибыль корпораций.

Прибыль — самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение — сокращает дефицит.

в) Прогрессивный подоходный налог.

И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Электронный ресурс:

2. Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов

фискальный налоговый мультипликатор государственный

Электронный ресурс:

Инструментами фискальной политики являются:

  • государственные закупки (расходы)
  • налоги
  • трансферты

Государственные расходы — это заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Расходы классифицируются:

  • по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы.

Электронный ресурс:

Все государственные расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

Основные текущие расходы:

1. Закупка товара и услуг

2. Оплата труда государственных служащих

3. Начисления на заработную плату

4. Платежи по внутренним займам и государственному внутреннему долгу.

Основные капитальные расходы:

1. Капитальные вложения в основные фонды

2. Капитальное строительство

3. Реконструкция

4. Техническое перевооружение

5. Расширение действующих производств

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Электронный ресурс:

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:

1) объект налога — это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.

Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Электронный ресурс:

Рис. 1. Виды налогов

Трансферты — это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам — это разного рода социальные выплаты, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по бедности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий .

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

Электронный ресурс:

В экономике существуют так называемые мультипликационные эффекты. Суть эффекта мультипликатора — множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько снизится ВНП при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль, т.е. показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

  • где — прирост дохода;
  • прирост налогов;
  • Например, за счет роста налогов потребление уменьшается на величину .( — предельная склонность к потреблению).

За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на:

Тогда налоговый мультипликатор будет равен:

Знак «минус» перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

2010г.

В % к 2009г.

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

феде-

ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

Всего

7662,9

3174,3

4488,6

121,9

126,8

118,6

из них:

налог на прибыль организаций

1774,4

255,0

1519,4

140,3

130,5

142,1

налог на доходы физических лиц

1789,6

1789,6

107,5

107,5

НДС на товары, реализуемые на территории РФ, ввозимые из Беларуси и Казахстана

1384,0

1384,0

114,6

114,6

из него НДС на товары,

реализуемые на тер. РФ

1328,7

1328,7

112,9

112,9

акцизы по подакцизным товарам, производимым на тер. РФ

441,4

113,9

327,5

134,8

139,4

133,3

налоги на имущество

628,2

628,2

110,3

110,3

налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование прир. ресурсами

1440,8

1408,3

32,4

133,3

140,0

43,4

из них налог на добычу полезных ископаемых

1406,3

1376,6

29,7

133,4

140,3

41,0

поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по

отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2,2

0,3

1,9

95,8

36,0

130,5

Задолженность

Из нее

млрд. рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего :

703,4

100

314,3

100

377,7

100

в том числе: налог на прибыль организаций

176,5

25,1

82,6

26,3

93,0

24,6

НДС на товары, реализуемые

на территории РФ и ввозимые из Беларуси

312,7

44,5

111,7

35,5

197,3

52,2

из него НДС на товары, реализуемые на территории РФ

311,9

44,3

111,4

35,4

196,7

52,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

13,1

1,9

2,3

0,7

9,4

2,5

из них налог на добычу

полезных ископаемых

9,8

1,4

1,2

0,4

7,4

2,0

акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ и ввозимым из Беларуси

29,1

4,1

10,3

3,3

16,4

4,3

остальные федеральные налоги и сборы

52,9

7,5

25,2

8,0

26,9

7,1

по федеральным налогам и сборам

584,4

83,1

232,1

73,8

343,0

90,8

по региональным налогам и сборам

70,2

10,0

49,2

15,6

19,7

5,2

по местным налогам и сборам

32,9

4,7

22,9

7,3

9,4

2,5

по налогам со специальным налоговым режимом

15,9

2,3

10,2

3,2

5,6

1,5

1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций.

Федера-льный

бюд- жет

Бюд- жеты государст-венных внебюджет-ных фондов

Консоли-дирован-

ные бюд-жеты субъек- тов

РФ

Бюд-жеты терри-

тори-альных государ-

ствен-ных

внебюд-

жетных фондов

Справочно

2009г.

федераль -ный

бюджет

Бюдже-ты госу-дарст-венных внебюд-жетных фондов

Консоли-дирован-ные бюд-жеты

субъектов

РФ

Бюджеты терри-

ториаль-

ных государ-

ственных

внебюд-

жетных фондов

Доходы

8303,8

4861,1

6537,0

575,1

7337,8

3789,3

5926,6

551,5

из них: налог на прибыль организаций

255,0

1519,5

195,4

1069,2

налог на доходы физических лиц

1790,5

1665,8

страховые взносы на обязат. соц. страхование

2115,0

164,6

НДС:

на товары, реалии-зуемые на тер.РФ

1328,7

0,3

1176,6

0,3

на товары, ввозимые на тер. РФ

1169,5

873,4

акцизы по подакциз-ным товарам: произво-димым на тер. РФ

113,9

327,5

81,7

245,7

ввозимым на территорию РФ

30,1

19,8

налоги на совокупный доход

18,3

178,9

10,5

15,1

151,6

8,8

налоги на имущество

628,2

569,7

налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование прир. ресур.

1408,3

32,4

1006,3

74,7

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным

обязательным платежам

33,3

12,0

2,2

8,7

0,91)

2,51)

1,51)

0,41)

из них ЕСН

32,9

4,4

0,0

8,4

доходы от внешнеэкономической деятельности

3227,7

2683,3

доходы от исп. имущества, находящегося в гос. и муницип .собственности

424,8

29,3

228,0

0,1

421,3

-0,1

234,8

0,4

безвозмездные поступления

0,3

2780,9

1511,2

376,9

6,2

2132,9

1618,8

377,1

платежи при пользо-вании прир. рес.

53,3

24,3

63,5

21,7

доходы от предприним. и иной,приносящей доход деятельности

0,2

45,9

1,4

62,8

Расходы

10115,6

4535,0

6636,9

574,3

9660,1

3587,2

6255,7

550,8

из них на: общегос. вопросы

886,0

68,8

481,4

8,1

853,1

0,6

455,2

7,5

из них на обслужи-вание гос. и муницип. долга

195,0

71,3

176,2

62,7

нац. оборону

1276,5

3,2

1188,2

3,0

нац. безопасность и правоохранительную. деятельность

1085,4

254,1

1004,5

241,4

нац. эк-ку

1222,7

1103,6

1650,7

1131,3

ЖКХ

234,9

836,6

151,6

854,5

социально-культурные мероприятия

1260,7

4356,9

3642,8

565,6

1205,5

3456,0

3275,9

542,7

межбюджетные трансферты бюджетам гос. внебюджетных фондов

2757,6

108,6

290,8

2113,2

129,4

266,7

профицит (+), дефицит (-)

-1811,8

326,1

-100,0

0,7

-2322,3

202,1

-329,1

0,7

1) Без учета задолженности по единому социальному налогу.

2010г.

Справочно 2009г.

Общее финансирование1) в том числе:

1811,8

2322,3

источники внутреннего финансирования2)

1692,1

2450,9

из них: гос. (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ

621,5

415,9

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета2)

1684,7

2038,5

из них: увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

-2173,6

-7462,4

увеличение остатков ден. средств Фонда нац. благосостояния

-1164,9

-2721,8

уменьшение остатков ден. средств Резервного фонда

3228,2

9686,1

уменьшение остатков ден. средств Фонда нац. благосостояния

1371,6

2631,7

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

-614,0

-3,5

из них: акции и иные формы участия в капитале, находящиеся государственной и муниципальной собственности

14,9

2,0

гос. запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

10,5

5,6

курсовая разница

-132,3

350,7

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте РФ

-169,3

-136,0

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

-349,1

-241,3

источники внешнего финансирования

119,7

-128,6

в том числе: гос. ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

121,6

-48,0

кредиты иностр. гос-в, включая целевые иностр. кредиты (заимствования), международных фин. орг-ий, иных субъектов международного права, иностр. юрид. лиц в иностр. валюте

-41,9

-52,5

иные источники внешнего финансирования

40,1

-28,2

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом в обеспечении макроэкономического регулирования.

Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная фискальная политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты.

И дискреционная и автоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.

Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

В России фискальная политика была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Однако, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики бюджетно-налоговой политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.

Список использованной литературы

1) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 384с.

2) Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — 416 с.

3) Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.

4) Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2007. — 688 с.

5) Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: «Проспект», 2000. — 448с.

6) Электронный ресурс: http://www.allbest.ru

7) Электронный ресурс: http://www.revolution.ru

8) Электронный ресурс: http://www.statistika.ru

9) Электронный ресурс: http://www.5ka.ru