Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные или муниципальные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно- территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Местные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.[7, с.122]
Разработанность темы курсовой работы. Научные труды и публикации таких экспертов как Агарков М.М., Алексеев А., Арканников М.В., Белов В.А., Брагинский М.И., Валеев М.М., Викут М.А., Витрянский В.В., Гудков Ф.А.
Предмет. Финансовые отношения, одним из участников которых является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств местного бюджета и местных внебюджетных фондов в интересах населения конкретного муниципального образования, и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.
Объектом являются местные финансы, их содержание, эволюция, звенья, значение в развитии муниципального образования.
Цель данной работы состоит в исследовании местных финансов, их содержания, эволюции, звеньев, значения в развитии муниципального образования.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, роль, функции муниципальных финансов;
- охарактеризовать понятие, сущность, правовые основы бюджета муниципального образования;
- рассмотреть взаимодействие финансовых органов с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления;
- раскрыть источники формирования местных бюджетов;
- проанализировать местный бюджет (и его исполнение) на примере г.
- установить роль местных бюджетов в развитии муниципальных образований;
- Методы исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, сравнительный, логический, изучения документов, метод системного подхода, нормативный.
Практическая значимость заключается в том, что отдельные положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в таких дисциплинах как государственные и муниципальные финансы, экономика отрасли и других.
Особенности организации финансов государственных и муниципальных ...
... организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Задачи: представить виды унитарных предприятий; рассмотреть планирование деятельности унитарного предприятия; раскрыть финансирование унитарных предприятий. 1. Виды унитарных предприятий Унитарные предприятия создаются и функционируют в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных ...
1. Местные финансы, основные понятия, характеристика.
1.1. Муниципальные финансы: сущность функции, роль.
Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со статьей 12 конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.[1,c.45] Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государства.
Муниципальные финансы особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. Если цель госфинансов на федеральном уровне- обеспечение финансирования стратегически важных программ, то финансы нацелены на финансирование повседневных расходов данной местности.[6,c.32] Именно оттого, насколько эффективно функционируют муниципальные финансы, зависит количество и качество благ и услуг, потребляемых населением в данном муниципальном образовании, и соответствующего региона в целом. За счет муниципальных финансов финансируются строительство дорог, жилья , обустройство домов в и подъездов, помощь местным структурам, являющиеся важными для населения. Муниципальные финансы оказывают поддержку милиции, школам, учреждениям здравоохранения.
Финансы местного уровня формируются местными органами власти, которым относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах — муниципалитеты. Муниципальные финансы имеют специфические источники и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организации, необходимой для жителей данного муниципалитета.
«Реформа местного самоуправления осуществляется в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. Закон обеспечивает тесную взаимосвязь между территориальной организацией местного самоуправления и ее финансовой основы. Вступил в силу с 1 января 2006 года.
В ходе законотворческой работы решена одна из важных задач организации местных финансов — сбалансированность между расходными обязательствами муниципальных образований и средствами бюджета. Соответствующих типов муниципальных образований, направляемых на их исполнение. Ликвидирована практика принятия властью решений, не подкрепленных деньгами. Исполнение, которых предавалось вниз (не финансируемые мандаты).
Уставом муниципальных образований были приведены в соответствие с принятым федеральным законом (об общих принципах об организации местного самоуправлений РФ от 6 октября 2004 года 131-ФЗ).
Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
... положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы: общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления); специальные, регулирующие правоотношения ...
В РФ закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя 2 типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопрос местного значения, а так же переданы отдельных государственных полномочий.[13,c.19] Согласно положениям законам муниципальное поселение (городское и сельское) объединяет несколько населенных пунктов и является основой местного самоуправления. Городское поселение — город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и/или выборные органы местного самоуправления. Сельское поселение — один или несколько объеденных общей территорией сельских населенных пунктов(поселков, сел, станиц, деревень, хуторов и других сельских населенных пунктов) , в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные, или иные органы местного самоуправления.»[11,c.232]
Муниципальные районы образуются по территориальному принципу и решаю те задачи, справиться с которыми на поселенческом уровне невозможно. Муниципальный район- несколько поселений или поселений и межселенных территорий( территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территории в границе которой, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и/или через выборные и иные органы местного самоуправления , которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Двухуровневая модель организации местной власти позволяет обеспечить решение конкретных вопросов местного самоуправления соответственного уровня в увязке с кадровым и организационным его потенциалом и выстроить оптимальную систему взаимодействия органов местного самоуправления и с населением и с органами гос.власти. В этой модели предусмотрены механизмы распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти ,допускающие возможность их передачи с одного уровня на другой.
Кроме того на базе крупных городов создан третий тип муниципальных образования — городской округ. Количественный состав представительного органа городского округа напрямую зависит от численности жителей, проживающих в нем, чем обеспечивает близость местной власти городского округа к населению.
«С принятием федеральных законов «об общих принципах организации управления в РФ от 6 октября 2003 131ФЗ и «об общих принципах организации законодательных , представительных и исполнительных органах государственной власти РФ» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ. Начинается след этап реформирования межбюджетных отношений. Произошла централизация полномочий на региональном уровне. При сокращении перечня вопросов местного значения в связи с преданием ряду из них значения региональных, а некоторым — федеральных расходных полномочий.
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных законодательством, позволяет выделить финансы муниципальных районов, финансы городских округов, финн внутри городских муниципальных образований городов федерального значения. Финансы поселений (городских исельских).
Целями совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления являются:
Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления
... основу местного самоуправления (муниципального управления) составляет бюджет муниципального образования. Целью работы является исследование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления. Задачи исследования следующие: 1. Изучить экономические основы местного самоуправления; 2. Рассмотреть местный бюджет, как основу финансово-экономического обеспечения местного самоуправления; 3. ...
- повышение эффективности вопросов местного значения, отнесенных к компетенции муниципальных образований.
- повышение стимулов к развитию экономического , а следовательно и налогового потенциала муниципального образования для увеличения доходной части бюджета
— разработка и внедрение в практику муниципального управления современных методов управлении местными финансами муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием муниципальных образований, включая использование муниципальным хозяйством рыночных механизмов»[20,c.183].
1.2. Бюджет муниципального образования: понятие, сущность, правовые основы.
Бюджеты муниципальных образований именуются местными бюджетами. Органы местного самоуправления муниципального образования не являются органами государственной власти. Соответственно и средства муниципальных бюджетов не относятся к государственным финансам. Бюджеты муниципальных образований- это часть бюджетной системы РФ.
Каждое муниципальное образование в РФ имеет собственный бюджет.
Неотъемлемый признак местного самоуправления — самостоятельное формирование местных бюджетов.[24,c.76] В соответствии со статьей 132 конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же вопросы местного значения.
Местные бюджеты имеют определенную специфику, связанную с положением самого муниципалитета как звена в системе самоуправления и управления территориями страны.[25,c.12] Данная специфика связана в основном с положениями самих муниципальных образований. Суть в том, что муниципалитеты служат определенным звеном управления и ,вместе с тем, не принадлежат государственной системе управления , а являются независимыми, соответственно и местные бюджеты ,с одной стороны, не зависимы , а с другой- подчинены не только федеральному бюджету страны, но и региональному бюджету. Кроме того, в соответствии с нашим законодательством, на территории одного крупного муниципального образования могу образовываться и другие муниципалитеты — более мелкие. В результате таких процессов местные бюджеты попадают в положение, когда они вынуждены строить взаимоотношения не только с вышестоящими бюджетами, но и с бюджетами других муниципальных образований.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый годи плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходование денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (статья 15 БК РФ).[2,c.47]
Средства местных бюджетов находятся в собственности, что закреплено статьей 29 федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ
Бюджет муниципального образования- основа финансовых ресурсов местного самоуправления. Самостоятельность бюджета обеспечивается достаточным уровне собственных доходов , правом определять расходования бюджетов денежных средств в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, правом использования по своему усмотрения. Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета,- правом на компенсацию дополнительных расходов (потерь доходов) ,возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления и их реализация
... относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления; в случае ... Федеральному закону и другим федеральным законам. 1.2 Бюджетные полномочия муниципальных образований Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах: единство граждан данной ...
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требованием, установленных БК РФ , а так же принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Органы местного самоуправления, в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов.
Консолидированный бюджет — свод бюджетов на территории соответствующего типа муниципального образования.[17,c.212]
Консолидированный бюджет муниципального района — бюджет муниципального района(районный бюджет) и свод бюджетов городских поселений, входящих в состав муниципальных районов(без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)
Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджетом муниципального образования конкретного типа. Его количественной характеристикой служат подтверждения реальности и обоснованности показателей местных бюджетов.
В мировой практике существует достаточно большое разнообразие методов разработки специальных бюджетных режимов. Остановимся на некоторых, наиболее известных. Так центр может договориться с каждым регионом в отдельности, о распределении налоговых поступлений, разграничении полномочий и т.д. Возможно создание специальных бюджетных режимов, когда конкретной территории предоставляются особые права по формированию и исполнению доходов и расходов. Иногда применяется нормативно-расчетный метод определения субсидий и т.д. Использование любого известного метода или разработка инновационного решения, должны базироваться на одном, определяющем для муниципальных образований принципе — основой должны служить не доходные, а расходные полномочия [19, с. 199].
В последнее время в России разрабатывается достаточно большое количество материалов, которые, не будучи официальными документами, представляют большой интерес для оценки возможных изменений Государственной политики в области местного самоуправления. Среди этих документов — «Предложения по совершенствованию муниципальной власти в Российской Федерации», разработанные Главным территориальным управлением Президента России. Они обсуждались на состоявшихся в январе 2002 г. в Государственной Думе парламентских слушаниях. Достойно внимания предложение новых оценок и постановок проблем местного самоуправления. Прежде всего, следует согласиться с критикой ст. 12 Конституции России о «невключении» органов самоуправления в систему органов государственной власти.
И в самом деле, материально-техническая насыщенность и финансовая нагрузка решения основных задач, с которыми приходится сталкиваться органам местного самоуправления, выходят далеко за рамки официально установленного управляемого процесса. Тут и строительство жилья, и предоставление коммунальных, транспортных услуг, и благоустройство территорий, и создание условий для получения гражданами основного общего образования и необходимой медицинской помощи, и организация торгового, бытового, культурного обслуживания жителей муниципального образования. Именно эти задачи местная власть обязана решать оперативно и эффективно, с учетом потребностей населения и местных условий. В связи с этим закономерно возникает вопрос, что следует понимать под органами государственной власти, и почему муниципальные органы из нее исключены. Еще одна задача муниципальной власти усматривается в привлечении местных ресурсов (природных, человеческих, географических и др.), специфичных для данного уровня. В предложениях подчеркивалось, что выявление и использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, созданию новых рабочих мест, разрядке социальной напряженности. При кажущейся незначительности таких ресурсов в каждом муниципальном образовании, в целом по стране, согласно разным экспертным оценкам, они составляют весьма значительную величину. [21,c49]
Анализ муниципального бюджета
... и практическая нерешенность многочисленных задач в социально-экономической сфере муниципального образования определили направленность данной работы. Целью отчета по практике является определение основных направлений повышения эффективности использования местного бюджета на примере Петрозаводского городского округа. В ...
Высказано много предложений по усовершенствованию территориальной организации местного самоуправления. В частности, некоторые подчеркивали, что следует детально (вплоть до определения функциональных задач) установить обязательную компетенцию местной власти для разных типов муниципальных образований, выделив в качестве приоритетных их конституционные полномочия (реализацию прав на жилье, образование и охрану здоровья), а также обеспечить целевое финансирование конституционных полномочий и особый порядок контроля за их исполнением. Предлагалось ввести единую методологию расчетов и обеспечения минимальных местных бюджетов.