Современный мир — это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.[1]
Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Цель курсовой работы — изучение особенностей функционирования и развития финансов в системе рыночной экономики. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить понятие и функции финансов в рыночной экономике
выявить элементы финансового механизма
раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.
Институт доверия как ключевой фактор развития экономики России
... в известном прошлом. [5] Вовлечение в экономический анализ доверительных отношений между экономическими субъектами - одно из принципиальных отличий между институциональной и неоклассической теориями. Обращение к феномену доверия помогает понять, как сохраняется жизнеспособность экономики в ...
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.[2]
Объектом исследования курсовой работы являются финансы в системе рыночной экономики, предметом — экономические отношения, по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
Информационной базой курсовой работы является: учебно-методическая литература, материалы СМИ.
1. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений
ФИНАНСЫ (от французского finances — денежные средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли они, т.е. финансы, при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий,
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль над расходованием финансовых ресурсов.
Сегодня финансы — это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой — субъективным стоимостным инструментом деятельности.
В качестве экономической категории финансы выражают
финансовые ресурсы
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений
Финансы — это не деньги! Деньги первичны — финансы вторичны. Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями. Таким образом, финансы — это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовое отношение.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов
... бюджета b. образуемые отдельно от бюджета Правовой режим целевых бюджетных фондов Целевые бюджетные фонды создаются в рамках бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ для оказания финансовой ... и других фондов. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и Правительств субъектов. Целевые фонды Правительства РФ и правительств субъектов относятся к числу экономических денежных фондов. Создаются ...
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.[5]
2. Функции финансов в рыночной экономике
Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.
Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя одновременно, и скоординировано, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. Следует понять, что перечисленные функции действуют именно одновременно, а не последовательно, как нередко отмечают некоторые авторы.
Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих конституционных функций. В связи с этим финансы реализуются, прежде всего, на стадии распределения созданного обществом продукта.
Распределительная функция финансов
Собственно распределение (или первичное распределение) означает, что после того как продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между его участниками. Часть СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть — распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение.
Затем следует вторичное распределение, или, иначе — перераспределение. На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.
В статистике большинства стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР) основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается валовой внутренний продукт (ВВП). Это один из основных показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц резидентов. (Приложение А)
ВВП представляет собой рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами за тот или иной период для конечного использования в рыночных ценах. Т.е. он включает стоимость произведенных конечных товаров и услуг и не включает стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в производственном процессе (сырья, материалов, топлива, услуг транспорта, финансовых услуг и т.п.).
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
... показателям их деятельности; осуществить анализ финансового состояния на примере условного предприятия. Исходя из поставленной цели и задач исследования курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Для проведения финансовой оценки деятельности предприятия ...
В то же время, как и другие показатели результатов экономической деятельности, рассчитываемые на валовой основе, ВВП — включает потребление основных средств.
Иными словами, в отличие от показателя СОП, рассчитываемого по методологии Баланса народного хозяйства, как сумма валовой продукции предприятий материальной сферы деятельности, ВВП не включает стоимость потребленных в процессе производства предметов труда (сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).
И учитывает результаты деятельности не только сферы материального производства, но и сферы нематериальных услуг.
ВВП может быть исчислен на каждой стадии воспроизводственного процесса соответствующим методом. Так, производство товаров и услуг исчисляется производственным методом, распределение — распределительным методом, конечное использование — методом конечного использования.[6]
(Приложение Б)
стимулирующей функции финансов
На основе, выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год, системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.
Несмотря на произошедшую либерализацию цен, и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего, это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности — в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.
Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.
Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.
Контрольная функция финансов
Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро -, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.
Развитие финансовых отношений в условиях глобализации
... это позволило полно и подробно рассмотреть роль финансов в глобализации современных экономических отношений. 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 1.1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Современный международный экономический порядок длительное время воспринимался как ...
Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).
На рубеже 1980 — 90-х годов с началом формирования в РФ рыночных отношений контрольная функция финансов существенно усложнилась. Появились новые формы собственности, осуществилась широкая приватизация, повсеместная коммерциализация. Возникли принципиально новые организационно-правовые формы предпринимательства. Произошли глубокие институциональные преобразования в законодательстве и нормативно-правовых актах, формах и методах государственного регулирования и контроля, оформились такие сегменты рынка, как рынки капиталов, труда, товаров и услуг, произошла либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, валютных отношений и др. Финансовые операции должны быть одновременно экономически — целесообразными и юридически — правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.
3. Финансовый механизм и его элементы
Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль над правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
- финансовое планирование и прогнозирование;
- финансовые показатели, нормативы и лимиты;
- управление финансами;
- финансовые рычаги и стимулы;
- финансовый контроль.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п.
Проблемы развития финансового рынка в России
... рынки, ресурсы которых складываются за счет средств резидентов различных государств. уровню развития Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звене финансов отношения ... курсовой работы является раскрытие сущности финансовых рынков, их посредников, а также проблемы и перспективы развития финансовых рынков в Российской Федерации. Объектом исследования ...
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод. Финансовый механизм — это совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
планирование и прогнозирование
Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.[8]
Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро — и микро — уровнях).
Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
Финансовое прогнозирование
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Финансовое планирование
Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения, и возникающие стоимостные пропорции. Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.
Финансовые планы — это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность — сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.
Финансовое планирование основано на
— принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;
предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.
Основными методами финансового планирования являются:
- метод математического моделирования;
- нормативный метод;
- балансовый метод;
- метод коэффициентов;
- метод экстраполяции и др.
Существуют два типа финансового механизма — директивный и регулирующий.
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.
Финансовое обеспечение, Количественные параметры, Финансовое регулирование, Сальдовый метод, При налоговом методе
Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, ровно, как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.
4. Проблема стабилизации финансов в РФ и возможные пути её решения
Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не соответствующая требованиям объективных законов развития общества, стали питательной средой для внеэкономических методов перераспределения национального дохода, развития «теневой» экономики. В противоречии с потребностями развития материального производства и укрепления финансов находились и кредитные отношения. Все это открывало дополнительные каналы для разбухания денежного оборота, развития инфляции и обесценения денежной единицы, обусловливая и углубляя кризис финансовой системы.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.[10]
Современный финансовый механизм призван, не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.
Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:
- использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
- стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
— развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.[11]
Возможными путями решения проблемы стабилизации финансов в России являются:
1. Принятие налоговых законов, составляющих основу части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Введение единой ставки подоходного налога; уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков. Необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытым административно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системы таможенных тарифов. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм расчетов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики.
2. Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы. Подобную инвентаризацию следует проводить ежегодно, учитывая ее результаты при формировании федерального бюджета на последующие годы.
— Уточнение и сокращение обязательств государства. Надо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися возможностями. Детские пособия и другие социальные льготы необходимо трансформировать в адресную социальную помощь преимущественно в денежной форме с регулярной проверкой степени нуждаемости их получателей.[12]
— Концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов. За счет сокращения расходов целевых бюджетных фондов и ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на образование и судебную систему. Произойдет дальнейшее увеличение реальной заработной платы (денежного довольствия) государственных служащих и работников бюджетной сферы. Новым направлением расходов станут адресные жилищные субсидии.
— Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования новой системы финансовой поддержки регионов. Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе критериев, максимально объективно определяющих налоговый потенциал и бюджетные потребности регионов.
— Урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета. Необходимо прекратить накапливать и в кратчайшие сроки погасить кредиторскую задолженность федерального бюджета прошлых лет. Часть существующей задолженности может быть реструктурирована путем выпуска ценных бумаг.
— Завершение реструктуризации государственного долга, начало функционирования единой системы управления государственным долгом. Необходимо завершить переговоры с внешними кредиторами Российской Федерации, чтобы получить возможность для возобновления заимствований в целях рефинансирования основной части государственного долга в рамках обеспечения бездефицитности федерального бюджета. Правительство Российской Федерации должно завершить урегулирование своих финансовых взаимоотношений с Банком России с тем, чтобы создать максимально благоприятные условия для осуществления эффективной денежно-кредитной политики.
— Завершение формирования казначейской системы на федеральном уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной системы. Необходимо стимулировать создание казначейских систем на региональном и местном уровне, оказывать им всемерную техническую и методологическую поддержку.[13]
— Обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур. Необходимо обязательно публиковать бюджетную отчетность по всем несекретным разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы. Процедуры государственных закупок должны стать максимально открытыми. Нужно минимизировать практику закупок у «единственного производителя». Следует добиться существенного повышения эффективности соответствующих расходов.
— Переход к управлению государственными активами на новых принципах. Нужно провести инвентаризацию государственного имущества, его оценку, завершить разграничение прав собственности на государственное имущество по уровням власти (в особенности в части, касающейся земли и недвижимости).
Это позволит перейти к составлению и ведению на постоянной основе имущественного баланса государства.[14]
Одним из направлений финансовой стабилизации экономики является регулирование государственного долга.
Проводимая в 2000-2002 гг. политика в области государственного долга была направлена на:
- восстановление доверия участников внутреннего и мирового финансового рынка к проводимой государством бюджетной политике и политике государственных заимствований;
- полное выполнение обязательств по уплате платежей по государственному долгу;
- повышение эффективности управления государственным долгом.
В 2001-2002 гг. рынок государственного внутреннего долга полностью восстановил утраченные позиции по доверию инвесторов и, соответственно, спросу на государственные ценные бумаги после кризиса 1998 года.
Мировая практика регулирования бюджетного дефицита и, как следствие, управление государственным долгом определяет основные тенденции решения данной проблемы. Во-первых, увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета. Во-вторых, заимствование средств на финансовых рынках.[15]
Заключение
Таким образом, суммируя все изложенное в данной курсовой работе, можно сделать вывод, что финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям, и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.
Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и отрицательные моменты. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие экономику, реформы в бюджетной сфере окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику.
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.
Список использованных источников
1. Финансы: Учебник/под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007.-504с
2. Новости кредитно-финансового сектора // Банковское кредитование, № 1, январь-февраль 2011.
- Финансы учебник для вузов под ред. Л.А. Дробозиной М.: Финансы, 2008, 110 стр.
- Специфика финансового механизма в России.
Финансовая газета. — 2011. — №6. — С.21.
- ќР¤РёРЅР°РЅСЃС‹вЂќ, РџРѕРґ ред. Р’. Рњ. Р РѕРґРёРѕРЅРѕРІРѕР№. Учебник. Рњ.: Финансы Рё статистика, 2010.
- Лаврушин О.И.
«Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. — Москва 2007.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. — с.34.- 658.
- Финансы и кредит.
— 2010. — №8. — С.23-25.- 623.
- Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации. О. П. Уманец. Финансы и кредит. — 2011.- № 19. — С. 59-70.- 456.
- Осипов В.Р.
Расширение функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы. — 2007. — № 10. — С.22
- Бирман А. М.;
- Финансы в системе стоимостных категорий;
- журнал Вопросы экономики. 2009г. №10
- Ковалева В.В. Финансы. — М.: ИНФРА-М, 2008. — с.29
- Яндиев М.И.
Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2008.
- Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2007,-№5
Приложение А
Приложение Б
Производственный метод |
Распределительный метод (на стадии распределения) |
Метод конечного использования (на стадии конечного использования) |
Если выпуск товаров и оказание услуг выражены в основных ценах*: ВВП = В — ПП + Н — С = В — ПП + ЧНПИ, где В — выпуск товаров и услуг по экономике в целом; ПП — промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества; Н — сумма всех налогов на продукты и импорт; С — сумма всех субсидий на продукты и импорт; ЧНПИ — чистые налоги на продукты и импорт |
Метод не используется для определения объема ВВП, его основное значение состоит в анализе процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП. ВВП в этом случае определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами)резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг: ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВП + ВСД, где ОТ — сумма выплаченной производителями) резидентами оплаты труда наемных работников — резидентов и нерезидентов; ЧН — чистые налоги на производство; ЧНИ — чистые налоги на импорт; ВП — валовая прибыль; ВСД — валовые смешанные доходы |
ВВП = КП + ВН + + (Э — И), где КП -конечное потребление товаров и услуг; ВН — валовое накопление; (Э — И) — сальдо экспорта и импорта товаров и услуг |
Если оценка выпуска товаров и услуг по экономике в целом получена в ценах производителя**: ВВП = В — ПП + НДС + ЧНИ, где НДС — сумма НДС; ЧНИ — чистые налоги на импорт |
* Основная цена — цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, не включающая налогов на продукты, но включающая субсидии на продукты.
** Цена производителя — цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, включающая налоги на продукты, кроме НДС и налогов на импорт, и не включающая субсидии на продукты.