Ключевые покaзатели в отечеcтвенной экономике, cвязанные c развитием рыночных отношений, cпровоцировaли множеcтво проблем cоциального хaрaктерa. Социально-экономические модификации не сопровождались обновлением cиcтемы cоциaльной защиты. Переход к рынку проиcходил в уcловиях глубокого экономического кризиca, результатом которого cтaли резкая дифференциация и cнижение доходов населения, рост бедности, понижение уровня и ухудшение качествa жизни населения страны.
Пагубность недооценки своего временного решения социальных проблем стала значимой после многих лет системных изменений Российской экономики. В распределительных процессах капитальные вложения в медицину, культуру, образование, спорт и науку рассматриваются как затраты, вычет из текущих доходов и бюджетных ресурсов, без учета реальной оценки их отдачи в будущем. В системе рыночного управления закрепился фискальный способ изъятия созданных ресурсов и остаточный принцип распределения в любую социальную отрасль без анализа условий жизнедеятельность людей.
В результате рыночных изменений снизились уровень реализации потребностей, степень удовлетворенности осуществлением своих жизненных планов, доступность медицинской помощи, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и ресурсными возможностями общества, состояние природной среды. Низкий уровень жизни как результат преобразовательных процессов в экономике, игнорирование социальной составляющей экономических реформ стали главной причиной рекордно низкого качества жизни населения.
Меры, способствующие повышения уровня и качества жизни населения России, связаны с ускорением экономического роста путем обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке, которая определяется развитием человеческого потенциала и уровнем внедрения научно-технических достижений, а так же ростом ВВП и совершенствованием механизма его распределения на макро- и микро- уровнях.
Следствие низкого уровня и качества жизни населения является огромное число граждан России, проживающих за чертой бедности. Эффективная борьба оживления национального производства и роста источников самообеспечения: предпринимательства и труда. Все экономические, финансовые и иные инструменты экономики должны быть направлены на то оживление, включая использование регулируемой инфляции и других механизмов воздействия.
Все вышеперечисленные аспекты исследования качества и уровня жизни особы актуальны в настоящее время.
Цель данной работы рассмотреть и анализировать социально-экономические проблемы качества жизни населения и возможности повышения этих показателей финансовыми методами.
Экономико-статистический анализ уровня жизни населения
... методологии оценки качества жизни населения. В рамках поставленной цели в работе должны быть решены основные задачи: произвести теоретическое обоснование экономико-статистического анализа показателей уровня жизни населения; осуществить экономико-статистическое социально-экономических явления и ...
Выявление качественных параметров государственного регулирования важнейших социальных составляющих такие как:
1) Образования;
2) Здравоохранения;
3) Социальной защиты. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение составляющих уровня населения;
- выявление факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения;
- исследование основных источников, структуры и государственной политики доходов населения;
- проанализировать финансовые методы, влияющие на качества и уровень жизни населения в России;
- разработать предложения, направленные на повышение уровня и качества жизни населения
Объектом исследования выступает качество жизни населения и его особенности в современной России.
Предмет — это система методов государственного регулирования уровня и качества жизни населения.
В работе применяется комплексный подход к решению поставленной проблемы на основе институциональной методологии исследования.
Информационную базу составляют данные Федеральной службы статистики России, статистические обзоры, результаты исследований ряда ведущих социологических центров, экспертные оценки, справочные и аналитические материалы Федеральной службы занятости. Нормативную базу составили Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а так же нормативные правовые документы Министерства здравоохранения и социального развития, Конвенции МОТ по вопросам социальной политики, измерения доходов населения, регулированию, уровня и качества жизни населения, здравоохранения, образования, занятости, прогнозы социально-экономического развития на средне среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Рабочая гипотеза данного исследования — это обоснование необходимости изменения методологического подхода к вопросам повышения уровня и качества жизни населения, которое должно заключаться в формировании важнейших направлений, характеризующих благосостояние общества: доходы населения, образование, жилье, здравоохранение, социальная защита и искоренение бедности через институциональные и организованные преобразования.
1. Составляющие качества жизни населения
1.1 Понятие качества жизни населения
В настоящее время существует множество мировоззренческих подходов к определению качества жизни. В большинстве случаев за базисную берут точку зрения, согласно которой качество жизни должно пониматься как регулярно эволюционирующая категория, которая может наполняться различным содержанием в зависимости от исторического периода времени, социальных идеалов того или иного сообщества, подхода к определению сути и др. социальный экономический доход бюджетный
Изучение различных подходов к определению сущности категории качества жизни позволяет сделать вывод о невозможности выработки единой раз и навсегда установленной его формулировки. Это подтверждается наличием большого числа работ, посвященных рассмотрению качества жизни населения и различных его сторон, в которых до настоящего времени нет единства в понимании того, какие социально-экономические процессы и явления обозначаются этим названием.
Термин «качество жизни » появился в конце 50-х годов, когда стало понятно, что категория «уровень жизни » целиком и полностью не отражает благосостояние населения. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX столетия, когда в высокоразвитых странах Запада стал осуществляться переход к постиндустриальной стадии развития общества, что вызвало интерес к гуманитарному содержанию экономического процесса.
Статистический анализ уровня жизни населения в РФ
... статистический анализ уровня жизни населения России., Задачи исследования: рассмотреть понятие и составляющие уровня жизни населения; рассмотреть индикаторы уровня жизни; провести анализ показателей уровня жизни населения РФ; провести анализ жилищных условия населения; осуществить статистическое прогнозирование уровня жизни населения. Объект исследования – население России., Предмет исследования ...
Вначале качество жизни связывалось в основном с вопросами:
- здоровья населения;
- охраны окружающей среды;
- обновления городов;
— Но вскоре эта проблема стала рассматриваться под углом обеспечения жизнеспособности общества и восприниматься как составная часть некоего идеала, который предстоит достигнуть человечеству в близком будущем- перехода к следующему этапу развития цивилизации с новыми отношениями между людьми, при которых на первый план выходят не деньги, а гармония социальных и культурных ценностей.
Многие считают, что качество жизни — это совокупность ряда жизненных важнейших ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью 1 1 Бобков В. Структура общества//Экономист.-2009.
Следует обозначить еще один аспект изучения качества жизни населения — с точки зрения индивида и общества. При данном подходе качество жизни понимается как достижения в различных сферах. Здесь интересы и достижения индивида рассматриваются во взаимосвязи с его социальными функциями. В первом случае качество жизни характеризует степенью, в которой индивид преуспевает в удовлетворении своих потребностей, и ее оценкой со стороны индивида. Во втором- предполагается степень реализации функций индивида в широком социальном плане. Поэтому возникает необходимость оценки качества жизни с точки зрения общества, встает проблема согласования различного уровня интересов, перераспределения ресурсов, в том числе от частного потребления к общественному, сбалансированности благ индивида и общества.
Качество жизни- это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что перечень показателей качества жизни должен включать как объективные характеристики самого человека, его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни. Человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны, создаваемую самим человеком целевую перемену внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной и социальной среде путем сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, «населяющими» эти среды.
1.2 Показатели качества жизни населения
«Качество жизни» — это оценочная категория жизни человека, обобщенно характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.
Таким образом, качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально — позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.
Качество жизни определяется несколькими факторами:
- Первый фактор присущ определенному человеку и социуму — это жизненный потенциал.
- Второй фактор качества жизни — это процессуально — результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям.
— Третий фактор — это внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться, безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.
Говоря о качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики. От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя определенную экономическую политику, государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшаются.
Эти показатели можно разделить на четыре блока:
1. Финансово — экономические показатели;
2. Показатели материального благосостояния населения;
3. Медико-экологические показатели;
4. Показатели духовного состояния населения;
- Финансово — экономические показатели — это национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень инфляции.
Показатели материального благосостояния населения — включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др.
Медико-экологические показатели — включают здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и т. д.
Показатели духовного состояния населения — это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.
Основываясь на эти блоки, можно разрабатывать меры по улучшению качества и уровня жизни, которые, в свою очередь, тесно связаны и изменение одного повлечет за собой другого.
2. Оценка качества жизни в РФ
2.1 Финансовая оценка жизни РФ
С каждым годом Россия по своему рейтингу отходит всё дальше и дальше от стран с очень высоким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП).
В 2011 РФ заняла 66 место (ИРЧП = 0, 755).
Этот показатель является высоким, но, несмотря на это, от своих ближайших соседей Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и резко снизившимся за последние годы уровнем жизни.
В настоящее время продолжительность жизни россиянина незначительно повысилась и составляет 67, 7 лет. Российские женщины сегодня живут в среднем 73, 9 года, а мужчины 61,4. Демографическая ситуация в России оценивается как очень тревожная. Все достижения в этой области очень скромны, поскольку нет такового увеличения роста коэффициента рождаемости. В то же время на фоне низкой рождаемости повышение продолжительности жизни грозит тем, что увеличивается число пенсионеров.
В России уже долгое время складывается парадоксальная ситуация, когда уровень минимального размера оплаты труда находится ниже прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) наемного работника на 01. 01. 2013 г составляет 5205 руб/мес. Официальный прожиточный минимум для трудоспособного населения в I квартале 2012 года составил 6827 рублей, для детей — 6070 рублей, для пенсионеров — 4963 рублей, и всего на душу населения 6307 рублей 2 2 Проект постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 г.
Распределение население по возрастным группа представлены в Таблице 1.
Таблица 1 — Распределение населения по возрастным группам
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Все население |
142754 |
142221 |
142009 |
141904 |
141914 |
|
В том числе в возрасте, лет: |
||||||
0 — 4 |
7037 |
7223 |
7449 |
7692 |
7956 |
|
5-9 |
6418 |
6376 |
6481 |
6643 |
6881 |
|
10-14 |
7790 |
7283 |
6894 |
6757 |
6564 |
|
15-19 |
11825 |
11088 |
10207 |
9261 |
8496 |
|
20-24 |
12405 |
12671 |
12764 |
12573 |
12256 |
|
25-29 |
11049 |
11165 |
11475 |
11893 |
12257 |
|
30-34 |
10295 |
10442 |
10493 |
10680 |
10799 |
|
35-39 |
9417 |
9459 |
9702 |
9853 |
10069 |
|
40-44 |
10949 |
10369 |
9804 |
9401 |
9193 |
|
45-49 |
12054 |
12067 |
11955 |
11683 |
11247 |
|
50-54 |
10645 |
10804 |
10948 |
11197 |
11261 |
|
55-59 |
8590 |
8985 |
9350 |
9600 |
9748 |
|
60-64 |
4407 |
4336 |
4898 |
5773 |
6897 |
|
65-59 |
7609 |
7458 |
6602 |
5481 |
4479 |
|
70 и более |
12264 |
12496 |
12987 |
13417 |
13811 |
|
Из общей численности населения в возрасте: |
||||||
Моложе трудоспособного |
23317 |
22718 |
22497 |
22541 |
22854 |
|
Трудоспособном |
90328 |
90152 |
89752 |
89266 |
88360 |
|
Старше трудоспособного |
29109 |
29351 |
29760 |
30097 |
3070 |
|
На протяжении последних десятилетий уровень материального благополучия граждан России являлся той исходной точкой, от которой ведется отчет социального самочувствия, настроений и ожиданий населения, и которая определяла отношение граждан к тем или иным событиям в жизни страны, в том числе и к тому, как складывается и развивается социально — демографическая ситуация. Эта зависимость остается и на сегодняшний день-актуальна.
Важной характеристикой материального положения граждан — покупательная способность. Как показывают результаты исследований, в структуре населения России, безусловно, доминируют среднеобеспеченные слои — то есть те, кому вполне хватает средств на повседневные нужды (на покупку продуктов, одежды, обуви), но для кого затруднительным является приобретение вещей длительного пользования.
Согласно Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека 3 3 Выступление Министра Татьяны Голиковой по развитию человеческих ресурсов http://www/minzdrasoc.ru. Поэтому выполнение социальных обязательств государства перед гражданами является первостепенной целью независимо от того, какие экономические процессы происходят в текущий период. Поставленная цель по сокращению бедности, увеличению денежных доходов, улучшению систем социальной защиты, укреплению систем здравоохранения, а также по увеличению занятости, особенно молодежи, пожилых людей, женщин и уязвимых групп населения, находятся в центре внимания огранов государственной власти.
В соответствии с законодательством РФ все граждане, в том числе занятые в неформальном секторе экономики и неработающие, имеют право на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование. Социальные системы активно развиваются и совершенствуются для того, чтобы улучшить качество социальной среды и условия жизни людей. В этой области поэтапно решаются две важные цели:
- обеспечить финансовую устойчивость социального страхования.
- повысить размеры пенсионных выплат и увеличить объемы финансирования бесплатной медицинской помощи.
За 4 года объем расходов федерального бюджета на здравоохранение увеличился в два раза: с 202,8 млрд. руб до 413 млд. руб, но в настоящее время этого недостаточно для нормальной работы современного здравоохранения. Поэтому было принято решение о выделении сверх этих средств на модернизацию регионального здравоохранения 460 млрд. руб. Средства были выделены на три направления 4 4 2007-2011: увеличение финансирования и системный подход к развитию здравоохранения от 13 марта:
1. Оснащение материально-технической базы;
2. Информатизация;
3. Обеспечение стандартов медицинской помощи
По итогам 2012 года в рамках модернизации регионального здравоохранения было сделано следующее:
— в 1746 медучреждениях был проведен капитальный ремонт
— закуплено 89,99 тыс. ед. медицинского оборудования открыты 223 офиса врачей общей практики, 163 врачебных амбулаторий, 75 фельдшерско-акушерских пунктов
— организованы 4028 домовых хозяйств первой помощи в малонаселенных пунктах с численностью населения до 100 человек
— завершено строительство 14 медицинских учреждений для детей 19316 ед. оборудования
С начала реализации программ модернизации, благодаря внедрению в регионах стандартов оказания медицинской помощи, начался рост зарплат медицинского персонала.
Информатизация позволит достичь трех направлений:
— повышение информированности населения РФ о медицинских услугах
— повышение качества медицинской помощи и медицинских услуг, благодаря использованию информационных технологий, специализированого оборудования под управлением компьютерных информационных систем, а также за счет возможности контроля предоставления медицинских услуг
— повышение прозрачности финансирования здравоохранения в соответствии с переходом на одноканальное финансирование
По плану информатизации здравоохранения уже к середине 2013 года пациенты по всей России получат возможность записи к врачу, будет создана система по единой федеральной электронной медицинской карте и по автоматизации административно-хозяйственной деятельности.
Стандарт — это набор медицинских услуг, который должен при определенном заболевании оказываться пациенту. В стоимость стандарта закладываются лекарства, расходные материалы, зарплата медперсонала, питание пациента. От того, насколько совершенны и обеспеченны деньгами стандарты, зависит и более высокий уровень зарплаты врача. Важно, ч то стандарты призваны обеспечить единство оказания медицинской помощи по всей стране, исходя из необходимости только лечения, которое нужно оказать пациенту, а, не исходя из того, сколько средств регион может или готов потратить. Законодательно единые федеральные стандарты будут введены в 2013 году.
Однако в регионах, рамках процесса модернизации, уже начался процесс перехода на единые стандарты. В 2011 году были внедрены 89 стандартов медицинской помощи в 3178 медучреждениях. Всего планируется ввести 1190 федеральных стандартов.
Для поддержания денежных доходов пенсионеров проводится ежегодная индексация трудовой пенсии по старости с учетом инфляции и роста доходов пенсионного фонда РФ. Ежегодно производится повышение социальных пенсий. В настоящее время доплаты получает около 5млн. пенсионеров. На сегодняшний день в России нет пенсионеров с доходом ниже промежуточного минимума.
К 2016 году поставлена задача сформировать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. В среднесрочный период должен быть усовершенствован механизм предоставления услуг в сфере реабилитации.
Существенные изменения произошли в системе обязательного медицинского страхования, которые направлены на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Граждане РФ получили право на выбор страховой медицинской организации и лечащего врача, на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования.
Высокий уровень жизни можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Достойная зарплата решить хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.
В ноябре 2010 года на заседании президиума правительство РФ Владимир Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 млр.руб: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетских и дисционарных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов
Таблица 2- Государственные расходы на образование в РФ
Год |
Расходы федерального бюджета млрд. руб |
|
2008 |
329,7 |
|
2009 |
387,9 |
|
2010 |
386,4 |
|
2011 |
552,4 |
|
2012 |
603,5 |
|
2013* |
558,9 |
|
2014* |
499,5 |
|
* проект бюджета
В 2012 году был принят федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который стал основополагающим нормативным правовым актом на ближайшие годы. Основные механизмы модернизации системы образования нашли свое отражение в законопроекте, пройдя все этапы профессиональных и экспертных обсуждений.
Финансирование на федеральном уровне учреждений дошкольного образования составило 1 млрд. руб, за счет чего было создано дополнительно более 200 тысяч мест в детских садах.
Стартовал масштабный проект модернизации региональных систем общего образования (120 млрд. рублей), в результате которого в 2011 году в 69 субъектах Российской Федерации зарплата учителей достигала или превысила среднюю заработную плату по экономике. Завершилась передача сети учреждений начального и среднего профобразования в региональное подчинение.
Таблица 3 — Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года; тысяч человек)6 6 http://www.gks.ru/Росстат
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
2012/2013 |
||
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
13619 |
13569 |
13564 |
13713 |
|
В том числе: |
|||||
В городских и поселках городского типа |
9692 |
9761 |
9923 |
10046 |
|
В сельской местности |
3927 |
3808 |
3732 |
3667 |
|
Численность учителей |
1103 |
1067 |
1047 |
1041 |
|
Многие испытывают серьезное разочарование качеством образования, которое получает ученик. С одной стороны, очевидно, что школа так и не вышла из состояния острого кризиса, а общество нацелено на получение его членами максимального качественного общего среднего образования, с другой стороны, содержание самого образования и концепции развития общеобразовательной школы еще требуют своего анализа и широкого главного обсуждения. Ведь еще до введения экспериментов, предложенных Министерством образования и науки, в штыки воспринятых педагогической и научной общественностью, гражданским обществом, о полной удовлетворенности обучением ребенка в школе заявили 7% родителей, 47% в какой-то мере удовлетворены качеством школьного обучения, а треть родителей высказали претензии школе 7 7 Доклад «Уровень и качество жизни в России: оценка населения » от 12.07.2011.
Так же поддержаны программы стратегического развития 55 вузов, среди которых классические университеты, технические, гуманитарные и педагогические вузы. Особое внимание в 2012 году уделялось поддержке студенчества. Более 2 млрд. рублей дополнительно было направлено на увеличение стипендиального фонда. В перспективе качество жизни населения, уровень социального развития региона, конкурентоспособность и социализация человека должны оцениваться в значительной мере исходя из качества образования.
Жилье, наряду со здоровьем и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения. От наличия и качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а затем российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллиона российских семей.
2.2 Анализ доходов и благосостояния населения РФ
Денежные доходы населения включают в себя:
- премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы;
- оплату по труду всех категорий населения;
- пенсии, пособия и стипендии;
- поступления от продажи продуктов сельского хозяйства;
- поступления из финансовой системы и прочие;
Денежные расходы населения включают:
- расходы населения на покупку товаров и оплату услуг;
- обязательные платежи и разнообразные взносы;
- прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Таблица 4 — Денежные доходы и расходы населения, млн. руб
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Денежные расходы населения |
20489,6 |
25137,2 |
28342,4 |
31466,1 |
34644,8 |
39159,9 |
|
Денежные доходы населения |
21311,5 |
28708,4 |
28708,4 |
32100,9 |
35192,6 |
39175,4 |
|
Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.
Покупательная способность денежных доходов населения — отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.
Средний размер назначенной месячной пенсии пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.
3. Финансовые методы повышения качества жизни населения РФ
3.1 Основные методы повышения качества жизни населения РФ
За последние пять лет экономика России выросла на 40 %. Увеличение реальных доходов населения составляет 10 % в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при ее повышении надо учитывать и то, что цены на товары и услуги тоже повышаются, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.
Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои населения (за чертой бедности живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы.
К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения.
В условиях рыночной экономики велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса.
Особую важность представляют меры по сохранению и развитию отечественного технического потенциала. Среди них субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом, освобождение от налогов затрат на НИОКР. Действенным также видится сохранение информационной инфраструктуры научно — исследовательских работ, субсидирование затрат научно-технических организаций на пользование информационными сетями и базами данных.
Достойный уровень жизни населения государство может обеспечивать, решив квартирный вопрос. Сравнительный анализ показывает, что по жилищным условиям Россия в значительной степени отстает от развитых стран.
В России в современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно-эксплуатационных служб. Оправдывает себя практикуемая для отдельных категорий населения система жилищных сертификатов. Важно выделить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть выше пределов установленных федеральным правительством.
Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Ни для кого не секрет, что в плачевном состоянии находятся муниципальные сети здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо оснастить новыми диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник, значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров. Также необходимо обновить автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимацией, медоборудования и современных систем связи.
Финансирование системы здравоохранения целесообразно осуществлять посредством прямой оплаты услуг населением и целевых взносов предпринимателей. Целевое финансирование обеспечит весомые позиции здравоохранения в иерархии общественных приоритетов, а взносы направятся непосредственно на нужды охраны здоровья. Нуждается в изменении организационно — правовая форма медицинских учреждений. Необходима разработка новой системы нормирования и оплаты труда медработников для повышения их заинтересованности в результатах труда.
Требует немедленного осуществления поиск путей совершенствования системы образования России, улучшения качества и повышения уровня образования подготавливаемых специалистов. Первые шаги к созданию современной системы уже сделаны- принята Доктрина об образовании, основные положения которой призывают качественно изменить систему финансирования образования, создать социально- экономические условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить контроль деятельности негосударственных вузов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам.
Для того, чтобы повысить уровень жизни населения, наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни.
Заключение
Качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик средств, процессов, условий и результатов их жизнедеятельности социально — позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и совей жизнью, а так же в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как психическому (духовному), биологическому, и социальному явлению. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для безопасной, долгой здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Проанализировав социально — экономические проблемы качества жизни населения можно сделать вывод, что понятие «качество жизни» является комплексной производной нескольких показателей: финансово — экономических, показателей материального благосостояния, медико-экологических показателей и духовного состояния населения. Все они являются значимыми в рассмотрении данного вопроса, так как при исключении из данного списка одного фактора не получится целостной картины.
В данной работе ставилось несколько задач, и все они нашли отражение. Стоит отметить, что Россия начала держать курс в правильном направлении для повышения качества жизни населения. Наблюдалась положительная динамика продолжительности жизни. На данный момент средняя продолжительность жизни составляет 69, 7 лет. Это выше, чем в прошлом года, хотя значительно меньше, чем в развитых странах.
Так же мы наблюдаем увеличение объема расходов федерального бюджета на здравоохранение, который составил 413 млрд. рублей.
Для поддержания денежных доходов пенсионеров проводится ежегодная индексация трудовой пенсии по старости с учетом инфляции и роста доходов пенсионного фонда РФ.
Планируется выделение средств на развитие образования в РФ в размере 137 млрд. рублей.
На этом не стоит останавливаться. Государство должно обратить внимание на сферу здравоохранения, для улучшения здоровья граждан, на сферу образования, для повышения уровня высокообразованных специалистов, и так же не стоит забывать про уровень жилья, ведь это тоже является немаловажным фактором повышения качества жизни. При хороших жилищных условиях население чувствует себя стабильно и увереннее в завтрашнем дне, но это далеко не всё. Есть много критериев, которые влияют на качество жизни населения: такие как доходы, занятость населения, культура, состояние окружающей среды и т.д. Обратив на всё это должное внимание, Россия сможет поднять качество жизни населения на более высокий уровень.
На данный момент в стране замечается тенденция к улучшению всех вышеперечисленных критериев, это дает понять, что государство нацелено на достижение главной цели своей деятельности — повышение качества жизни населения.
Список использованных источников
Бобков В. Структура общества // Экономист — 2009 года
Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения // — 2009 года
Expert.ru новости от 18 апреля 2012 года
Проект постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 года
Выступление Министра Татьяны Голиковой по развития человеческих ресурсов htt://www.minzdravsoc.ru
2007 — 2011 годы: увеличение финансирования и системный подход к развития здравоохранения — доклад от 13 марта
htt://mon.gov.ru/ Министерство Образования и Науки РФ
htt://www.gks.ru/ Росстат
Доклад «Уровень и качество жизни в России: оценка населения» от 12 июля 2011 года
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2008
Финансы: Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной — М.: ЮНИТИ, Москва 2010;
- Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф.
Финансы для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2009
Финансы Ю.Я. Вавилов и др. М.: ИД «Социальные отношения», 2010