Курсовая — Финансовые санкции в РФ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

«Финансовые санкции в РФ»

Выполнила студентка

очного отделения

Руководитель , Москва-2011

Очень часто деньги выступают мотивом к определенному типу поведения, то есть имеют огромную побудительную силу, как к совершению каких-либо действий, так и к ограничению какой-либо деятельности. Именно на этой зависимости поведения от стимулов основывается механизм действия финансовых санкций. Слово «санкция» происходит от латинского «sanctio», что значит «строжайшее постановление». Понятие является сложным, во-первых, санкция, безусловно, является составной частью понятия «правовая норма», или, если говорить юридическим языком – ее элементом, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Определение санкции, как самостоятельного явления, говорит, что правовая санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия.

Современная Россия все еще находится на переходном этапе развития рыночной экономики. Перед нашим государством стоит множество сложных задач, которые требуют немедленного решения. Фактически, за короткий срок, страна должна сделать огромный скачок в развитии, чтобы быть на уровне развитых капиталистических государств. Безусловно, в целом формирование рыночной экономики ведет к положительным изменениям в жизни общества, однако возникают так же некоторые отрицательные последствия этого процесса. Во многом они обусловлены ослаблением государственного управления, недостаточной организованностью финансового контроля, несовершенством нормативно-правовой базы, необходимой для формирования и использования новых рыночных механизмов.

Нестабильность финансового законодательства, порядок его применения расширение круга субъектов финансовых правоотношений, рост количества финансовых правонарушений, которые наблюдаются в последние годы, свидетельствуют о наличии существенных проблем в финансово-правовой сфере. В этой связи любые исследования, особенно те, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование финансового законодательства, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Таким образом, на одно из первых мест выходит изучение ответственности за финансовые нарушения. Основная цель финансовых санкций по их сути — обеспечивать финансовую дисциплину, без которой невозможно четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования финансовых ресурсов различных субъектов финансовой системы.

4 стр., 1523 слов

Налог как экономическая, финансовая и правовая категория

... Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность налога как экономической, финансовой и правовой категории. Поставленная цель обуславливает решение следующих задач: выявить теоретические аспекты ... физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Источник налога – ВВП, т.к. в не ...

Таким образом, основной целью работы является раскрытие сущности понятия «финансовые санкции», их характеристика, изучение правовой базы и их применения на территории нашего государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¦ рассмотреть основание применения финансовых санкций, а именно – финансовое правонарушение;

¦ дать понятие финансово – правовой ответственности, выделить ее отличительные особенности;

¦ дать понятие финансовой санкции, рассмотреть классификацию санкций, сферы их применения;

¦ предложить и оценить пути совершенствования законодательной базы и механизма применения финансовых санкций в нашем государстве.

1.1 Финансово-правовая ответственность, как основание применения финансовых санкций.

Первую связь между финансами и санкциями мы находим при рассмотрении ключевых принципов финансов, а именно – принципа единства, который включает единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.1

Как и любая другая отрасль права, финансовое право нуждается в охране. Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовой обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

В связи с отсутствием четкого определения финансовой ответственности в российском законодательстве, существует много дискуссионных вопросов, касающихся как сущности самой ответственности, так и ее проявлений, которыми как раз и являются финансовые санкции. Например, вопрос о природе финансово-правовой ответственности является одним из дискуссионных в правоведении.

12 стр., 5798 слов

Финансово-правовая ответственность

... ответственности, на соотношение правовых санкций и юридической ответственности, на практический выбор видов и мер ответственности в современных условиях. 1. Понятие финансовой ответственности. Финансово-правовая ответственность ... тем финансовая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и механизмом правового регулирования финансовых ...

При общем значительном числе научных публикаций большинство авторов рассматривают проблему финансово-правовой ответственности, прежде всего, с позиции экономической теории, лишь косвенно затрагивая соответствующие правовые проблемы. Многие работы, чуть ли не с момента их выхода в свет, утрачивают актуальность в связи с бурным развитием российского законодательства и коренным изменением его принципиальных положений.

Существует множество мнений по некоторым ключевым вопросам, вызывающим споры. Один из таких вопросов – соотношение финансовых санкций и других правоохранительных и карательных санкций. Ранее, когда значимость финансово-правовой ответственности еще не была до конца осознана, ее считали составной частью ответственности административной, а финансовые санкции, соответственно – подвидом административных санкций. Такие точки зрения существуют и сейчас. В основном так склонны считать приверженцы традиционных взглядов. При этом встречаются и суждения о более разветвленной ее системе. Так, Д.В. Тютин в рамках административной ответственности выделяет финансовую и налоговую (причем налоговая ответственность не рассматривается как подвид финансовой).2 Одним из аргументов сторонников такого взгляда является наличие санкций за правонарушения в области бюджетных отношений в КоАП РФ.

Либерализация предпринимательской деятельности наряду с позитивными моментами повлекла и негативные последствия, выразившиеся, в частности, в неправомерных деяниях субъектов по поводу нарушений финансовой дисциплины. Таким образом, в законодательстве появились термины «налоговое правонарушение», «финансовые санкции», «бюджетная ответственность». Все это обусловило актуальность постановки вопроса о расширении видов юридической ответственности, выделения новых ее видов.

Поэтому нельзя полностью согласиться с теми учеными, которые признают финансовые санкции подвидом административных. Тому существует несколько причин. Например, основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лица, организации и публично-правовые образования).

От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере. Объект, субъект, а также объективная и субъективная стороны финансовых правонарушений представлены на схеме (рис. 1):

Рис. 1. Состав финансового правонарушения

Хотелось бы также рассмотреть еще один дискуссионный вопрос, касающийся характера финансовых санкций. Многие экономисты считают, что им присущ исключительно имущественный характер, утверждая, к примеру, что все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. В этом узком смысле, к финансовым санкциям причисляют только штрафы, недоимки и пени. Как утверждают некоторые специалисты, «в отличие от административных взысканий, отдельные из которых сочетают в себе «одновременно моральное осуждение, материальное воздействие и временное ограничение нарушителя в правах»4 , меры финансовой ответственности сказываются на имущественном положении лица. Среди определений рассматриваемого понятия встречаются, например, такие «финансовые санкции – это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к субъектам финансовых отношений в результате нарушения действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона». Противники данного взгляда говорят, что многочисленные нормативно-правовые акты содержат санкции, влекущие неблагоприятные организационные правоограничения.

11 стр., 5182 слов

Финансовая ответственность

... этом отдельные авторы употребляли такие термины, как "правовая ответственность финансового характера", "ответственность, предусмотренная финансовым законодательством", "финансово-правовая ответственность" . Впервые понятие "финансовая ответственность", а точнее "финансовые санкции", упомянуто в Законе РСФСР от 21 марта 1991 г. ...

1.2. Определение финансовых санкций и их характерные признаки.

финансовые санкции

Также выделим основные признаки финансовых санкций:

Итак, подведя итоги, рассмотрим основные классификации финансовых санкций по различным признакам.

1.3 Классификация финансовых санкций. Виды финансовых санкций.

Финансовые санкции – достаточно сложное и многогранное понятие, они охватывают широкий круг различных финансовых правонарушений и рассредоточены в множестве нормативных актах, в силу этого существует множество классификаций, разделяющих финансовые санкции по тому или иному классификационному признаку. Рассмотри основные классификации.

I. Поскольку финансовая ответственность по своей природе выполняет две основные функции — правовосстановительную и карательную, то и финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

правовосстановительные

карательные (штрафные)

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму.

Карательный характер носят штрафные санкции. Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.

II. В зависимости от степени определенности санкции делятся на абсолютно определенные и относительно определенные .

Абсолютно определенная, Относительно определенная

  • альтернативные с указанием на минимальный и максимальный пределы наказания.

— альтернативные с указанием только на минимальный предел наказания. В таком виде санкции чаще всего сочетаются процентное указание размера взыскания и одновременное указание минимального его размера.

— альтернативные с указанием только на максимальный предел наказания. Опять же, чаще всего сочетается с установлением процентного взыскания и применяется в качестве уточнения.

7 стр., 3065 слов

Ответственность за нарушения валютного законодательства

... умышленно или по неосторожности, за которое законодательством о валютном регулировании и валютном контроле установлена ответственность. 1.2 Общая ответственность за нарушения валютного законодательства Общая ответственность предусмотрена в Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и распространяется на ...

III. Еще одна классификация делит финансовые санкции на наказательные и поощрительные . Классифицирующим признаком здесь выступает характер последствий того или иного действия или бездействия. Дискуссионность данного разделения состоит в вопросе стоит ли считать какие-либо предусмотренные финансово-правовой нормой положительные последствия санкцией? Большинство авторов все же склонны считать, что в финансовом законодательстве отсутствуют поощрительные санкции, то есть все финансовые санкции являются по сути наказательными, ведь даже определение санкции говорит нам, что она применяется лишь к правонарушителю и влечет негативные последствия для него. Но некоторые ученые, расширяя понятие самой санкции, утверждают, что она предусматривает последствия (позитивные или негативные) для субъекта, совершившего какое-либо действие (не обязательно правонарушение) или бездействовавшего, в таком случае выделение поощрительных санкций, как отдельного вида санкций финансовых, не порождает никаких противоречий, потому как среди определений понятия санкция появляется еще одно – «поощрение».

А.В. Малько приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций:

1) этимологическое значение слова «санкция» подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия;

2) позитивные санкции присущи всем социальным нормам;

3) санкции поощрения признает не только отечественная, но и зарубежная наука;

4) структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания;

5) определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативных правовых актах расположены рядом с мерами наказания

Поощрительные санкции могут заключаться в сокращении объема правоограничений в случае совершения позитивных действий, направленных на восстановление нарушенных общественных отношений, в предоставлении льгот и в освобождении от уплаты налогов.

С другой стороны, выделение поощрительных санкций противоречит таким образом самому понятию «санкция» и порождает путаницу в данном вопросе. Для выхода из ситуации существуют такие понятия, как «льгота» или «финансовый стимул».

наказательной

? имущественного характера. Наиболее широкая группа, включает в себя все санкции, влекущие в качестве последствий взыскание штрафов, недоимки или пени. Большее количество финансовых санкций носят именно такой характер.

? организационного характера. Например, статья 282 БК РФ, гласит, что к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены помимо мер имущественного характера так же такие меры как:

блокировка расходов;

  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • изъятие бюджетных средств;

? психологического характера. Включает в себя такие меры, как предупреждение. Хотя, все финансовые санкции должны по сути оказывать не только имущественное или организационное, но и психологическое воздействие на субъект, стимулируя его к определенным действиям, или удерживая его от их совершения.

17 стр., 8401 слов

Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая ...

... бюджетного законодательства По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено – Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс ...

IV. Одной из самых полных классификаций является разделение финансовых санкций на группы в зависимости от видов финансовых правонарушений. Соответственно, выделяют следующие группы финансовых санкций: бюджетные , налоговые , валютные и банковские .

1) Налоговые санкции.

С принятием Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам и иным обязанным лицам применяются меры налоговой ответственности, которыми являются налоговые санкции.

Под налоговой санкцией понимаются меры экономического воздействия, применяемые государством к виновным в нарушении налогового законодательства и призванные обеспечивать исполнение ими обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Важным принципиальным моментом для налогоплательщиков, правоприменительной практики и в целом налоговой системы является закрепление в Налоговом кодексе РФ понятия налогового правонарушения.

Согласно ст.106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

В Налоговом Кодексе четко указано, что «налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса». Но это не значит, что финансовые санкции за налоговые правонарушения представляют собой только штрафы, то есть только карательные санкции. Можно предположить, что компенсационная (финансовая) ответственность все же предусмотрена в НК РФ, только под другим названием. Таким образом, еще одной формой проявления финансовой ответственности в сфере налогообложения является пеня, установленная п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ на случай просрочки уплаты налога или сбора.

Также существует диаметрально противоположная точка зрения, признающая пеню единственной финансовой санкцией, заключенной в НК. Такой точки зрению придерживаются ученые, считающие финансово-правовую ответственность исключительно правовосстановительной, и никогда — карательной.

2) Бюджетные санкции

В преамбуле Бюджетного кодекса РФ утверждается, что он определяет «основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ». В ст. 1 Бюджетного кодекса РФ указано, что Бюджетным кодексом «устанавливаются правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации».

Прежде всего следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия «бюджетное правонарушение». Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства».

В статьях Бюджетного кодекса РФ установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должен определяться Кодексом об административных правонарушениях РФ.

7 стр., 3058 слов

Развитие бюджетного законодательства в РФ

... себя общие правовые нормы всего бюджетного законодательства России, а также нормы федерального уровня. Система Бюджетного кодекса Российской Федерации представляет большой интерес для понимания системы бюджетного законодательства. Кодекс состоит из пяти частей: 1)Общие ...

На нынешнем этапе развития Российского государства стала очевидной необходимость укрепления бюджетной дисциплины. Как никогда ранее возникла потребность в нормах права, обеспечивающих эффективность функционирования бюджетного законодательства. Поэтому ниже в разделе «Повышение эффективности использования финансовых санкций» будут предложены пути улучшения бюджетного законодательства. В сфере бюджетной политики наметилась тенденция к усилению контроля за расходованием бюджетных средств путем перевода всех бюджетополучателей на казначейскую систему обслуживания счетов. В то же время органы государственной’ власти субъектов РФ и органы местного самоуправления получают больше самостоятельности в области формирования собственной доходной базы и установления порядка ее использования, предоставления бюджетных кредитов, привлечения заемных средств.

и т.д……………..